Как развить внимание у ребенка

Как развить внимание у ребенка

Некоторые родители жалуются, что их дети в некоторой степени рассеяны и неусидчивы, упуская из вида то, что внимательность — это вопрос воспитания. Как и многие черты характера, способность сосредотачиваться на одной задаче можно натренировать. Time Out делится советами.

Прогулки на свежем воздухе

Как развить внимание у ребенка

Здесь есть только плюсы: польза для здоровья, сближение с семьей, наблюдение за живой природой, получение новых знаний и опыта. Кроме того, во время прогулки происходит очистка «оперативной» памяти, умственная перезагрузка, которая способствует лучшей концентрации при переключении на другие задачи.

Медитация

Как развить внимание у ребенка

Есть множество специальных практик на тренировку внимания и концентрации, но самая необычная — медитация. Не каждому взрослому с первого раза удастся усидеть спокойно, сосредоточившись на своем дыхании и абстрагируясь от всех мыслей. Попробуйте помедитировать вместе с ребенком. Этим способом можно натренировать внимание, точно мышцу в теле. Это происходит за счет сознательных попыток отбрасывать все мысли, мешающие сосредоточиться на главном — дыхании.

Дети могут начать с несложного варианта: нужно удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и сконцентрировать внутреннее внимание на воображаемом пальце, который касается лба чуть повыше точки между бровями. Перед началом медитации можно для наглядности действительно дотронуться до этой точки на лбу ребенка. Удерживать таким образом внимание 30 секунд, затем сделать перерыв и повторить практику.

Как развить внимание у ребенка

Повышению внимательности способствуют занимательные игры. Например, конструкторы развивают сообразительность, логику и фантазию. Их видов великое множество: кубики, магнитные конструкторы, наборы юного механика и инженера, 3D-модели из картона или дерева и так далее. Однако создание модели из любого конструктора требует усидчивости и концентрации, независимо от того, действует ребенок по инструкции или строит произвольные модели.

Любимые детьми конструкторы LEGO® заботятся о том, чтобы возможности для фантазии не ограничивались определенными моделями. Они способствуют развитию мелкой моторики и творческому подходу — ребенку нужно проявить смекалку, чтобы создать что-то свое. Порой дети часами «зависают» за таким занятием, не замечая, что в этот момент они максимально сосредоточены на том, чем заняты.

Пазлы

Как развить внимание у ребенка

Похожее по технике занятие — пазлы, которые можно собирать уже с года. Специальные паззлы для малышей из 2-3 деталей активно тренируют логику и внимательность малыша, даже если он пока только наблюдает за действиями взрослого. С возрастом ребенка постепенно можно увеличивать количество деталей: в 3 года малыш вполне способен справиться с картинкой из 4-5 деталей, в 4 — из 16 деталей.

В 7 лет усидчивый ребенок — а он непременно научится усидчивости, если пазлы придутся ему по душе с юных лет — вполне самостоятельно будет складывать сложные картины из 500+ деталей. Это развивает не только внимание, но и тактические навыки. Кроме того, такие кропотливые занятия улучшают мелкую моторику и учат терпению.

Поход в театр

Как развить внимание у ребенка

Это хорошая идея не только для совместного досуга взрослого с ребенком, но и для тренировки внимания — на этой особенности построена любая театральная постановка. Особенно интересны спектакли с вовлечением маленьких зрителей. В процессе игры дети допускаются на сцену: самые маленькие зрители могут ползать по сцене и трогать разные предметы, ребят от 5 лет актеры привлекают к различным действиям.

Например, ребенку 6-7 лет интересно будет поучаствовать в детективном спектакле-квесте и побыть в роли эдакого доктора Ватсона, напарника следователя по раскрытию ужасного преступления. Придется серьезно поднапрячься и сосредоточиться, чтобы найти все улики и зацепки, расшифровать секретные послания, а потом сопоставить все находки и вычислить преступника. Дети будут участвовать в этом с нескрываемым удовольствием.

Как развить внимание у ребенка

Порой родители слишком поздно, уже когда ребенок учится в школе, понимают, что из-за невнимательности снижается успеваемость и уровень знаний ученика. Многие жалуются, что ребенок не может сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретном объекте.

Как развить внимание и концентрацию у детей

На самом деле, внимание – то качество, которое можно и нужно вырабатывать с ранних лет. Развивать внимание и концентрацию, учиться быть сосредоточенным, как ни странно, очень даже интересно и увлекательно, потому что делать это нужно в игре.

Игры и упражнения для развития внимательности и концентрации

Мы подобрали для вас упражнения, для которых достаточно только два игрока – вы и ваш малыш. Благодаря этим простым действиям вы поймете, как развить внимательность у ребенка.

1. Что в комнате?

Буквально каждый день с ребенком можно играть в игру, которой нет конца. Попросите его сегодня перечислить все предметы желтого цвета, находящиеся в комнате. На следующий день пусть он перечислит все предметы, название которых начинается на букву «Б». Таким образом, вы можете задавать задание до бесконечности, меняя цвет, букву, размер, форму и т.д. Времени это займет совсем немного, но будет способствовать развитию внимательности и концентрации малыша.

2. Зеркало

Эта игра обязательно понравится вашему ребенку! Вы – человек, он – ваше отражение в зеркале. Его задача – пытаться одновременно с вами выполнять несложные действия, причем, если вы задействовали правую руку – ему придется проделать аналогичное движение левой рукой.

После поменяйтесь ролями – пусть малыш будет человеком, а вы его отражением. В игре постарайтесь выполнять движения плавно – это упражнение не на скорость, а на концентрацию. В качестве движений можете выбрать обычный набор хаотичных жестов, это также может быть наведение марафета у зеркала, рассматривание соринки в глазу, и даже веселое кривляние – проявите фантазию и как следует повеселитесь.

3. Заметь потерю

Разложите перед ребенком предметы (или игрушки). Разрешите несколько секунд посмотреть, чтобы запомнить, а после закрыть глаза, пока вы уберете один из предметов. Открыв глаза, он должен будет назвать, что исчезло. Чтобы малышу было интересней, меняйтесь ролями.

4. Кто во что одет?

Задавайте друг другу вопросы, относительно того, кто во что одет – «Какого цвета на мне носки?», «Есть ли у меня в ушах серьги?», «Какая надпись на футболке под кофтой?» и т.п. Играть лучше всего, находясь в разных комнатах или отправляясь на прогулку – чтобы не было возможности подглядеть.

Возможно, сначала ребенок не сможет ответить на многие вопросы, но со временем все изменится. Если вы постоянно будете играть в эту игру, у малыша родится азарт, и он станет внимательнее относиться к тому, как кто выглядит, а заодно, хорошо разовьет зрительную память.

5. Ищем букву

Распечатайте на двух листах бумаги одинаковый текст – для себя и ребенка. На время (засеките 60 секунд) обведите в кружочек все встречающиеся буквы «О». Чтобы силы были равны, можете усложнить себе задание, и обводить две буквы вместо одной. По истечении минуты, поменяйтесь листами – теперь ваша задача проверить друг друга, посчитать балы и определить победителя.

6. Восстанавливаем сюжет

Подберите картинки, иллюстрирующие сказку, которую недавно прослушал или прочитал ваш малыш. Попросите его выложить их по порядку.

7. Найди игрушку

Спрячьте в комнате игрушку или какой-то предмет. Ребенку надо указать точные координаты – например, скажите, что ему необходимо пройти три шага прямо, затем повернуть налево и сделать два шага, после повернуть направо, сделать шаг и там искать.

8. Слушаем окружающий мир

В течение минуты слушайте все, что происходит в комнате. Затем попросите ребенка назвать все звуки, услышанные за это время. Позже можно упражнение усложнить – малыш должен называть звуки в том порядке, в котором он их слышал.

Чтобы было интереснее, звуки можно не называть, а попытаться их заново озвучить. Проделав упражнение, измените круг внимания – минуту слушайте то, что происходит за окном, и т.д.

9. Составляем фоторобот

Обычную прогулку по магазинам можно превратить в увлекательно детективное приключение. Встретив на улице любого человека, кошку, голубя, собаку, скажите малышу «Сейчас нам потребуется создать фоторобот!». После того, как объект пропадет из поля зрения, вы по очереди его описываете его, не упуская самые мелкие детал.

10. «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!»

Наверняка эта игра известна вам с детства. Ведущий задает вопрос, на который естественно было бы ответить «да», «нет», «черный» или «белый». Задача игрока ответить на вопрос, не используя эти слова. Кто проиграл – становится ведущим.

Ежедневно уделяйте время, чтобы проделать хотя бы одно из этих упражнений. Через пару месяцев вы вдруг поймете, что ваш ребенок стал замечать много вещей в окружающем мире, ему стало проще удерживать внимание на нужном объекте, он легко сосредотачивается и концентрируется.

Но главное – другое: кроме того, что вы увидите результат, вы получите радостного ребенка, который каждый день играет с любимой мамой в увлекательнейшие игры и счастлив оттого, что получает необходимую ему заботу.

Как развить внимание у ребенка

Интеллектуальные способности ребенка к трехлетнему возрасту входят в стадию стремительного развития, чему в первую очередь способствует развитие речи. В этом возрасте можно начинать играть с ребенком в более сложные и интересные развивающие игры. Специалисты по детскому развитию рекомендуют активно развивать внимание, мышление, фантазию у детей именно с этого возраста. Концентрация внимания – особенно важный навык в современной реальности, в которой на малыша обрушивается огромное количество информации. Умение задерживать внимание на предмете и развитая память помогут избежать дефицита внимания в будущем.

С чего начать?

Психологи рекомендуют начинать занятия с самого простого, постепенно усложняя задачу и позволяя малышу на каждом этапе чувствовать себя успешно и уверенно. Будьте внимательны к ребенку во время занятий: слишком сложный для него уровень упражнений может расстроить его и настроить против занятий, слишком простой заставит быстро потерять интерес. Наблюдайте и участвуйте, не давайте задания, а играйте вместе с ребенком – давайте ему почувствовать себя победителем, но в то же время поддерживайте азарт.

Также помните про такой важнейший момент, как поддержание интереса. Ребенок не должен ощущать эти занятия как труд или обязанность, важно сделать их интересными. Для этого важно вовремя закончить занятие – прерывайтесь, когда интерес ребенка все еще на пике, тогда в следующий раз он обрадуется продолжению игры.

Все игры и упражнения, описанные ниже, можно адаптировать для возраста и уровня развития вашего малыша, подходите к занятиям креативно, включайте интересные вашему ребенку элементы. Не забывайте, что это игра – а значит, она должна быть веселой и увлекательной.

5 игр на развитие внимания для детей 3-5 лет

  1. Описание предмета

Начните с внимательного разглядывания и описания предметов в вашем доме. Попросите ребенка рассмотреть и детально описать игрушку, предмет мебели, домашнее животное. Помогайте ему, задавая вопросы, или поиграйте в соревновательном ключе – одно свойство называет малыш, следующее – вы и т.д.

Углубляйтесь в мельчайшие детали – мишка меховой, мех у него короткий, коричневый, глазки-пуговки, нос черный и блестящий, заплатка на ухе, пятнышко на животе. В качестве усложнения (и для более взрослых детей) – просите ребенка отвернуться и по памяти вспомнить как можно больше деталей.

  1. Что изменилось?

Положите перед малышом от 3 до 5 разных игрушек. Дайте ему посмотреть на них в течение минуты, вместе проговорите их порядок и названия. Попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться и поменяйте игрушки местами, либо уберите одну и замените ее на другую. Попросите ребёнка назвать, что изменилось или восстановить изначальную последовательность.

Играйте артистично, например, расскажите историю про ветер-хулиган, который унес одну из игрушек, или про то, как игрушки расшалились и перемешались. Дайте ребенку возможность побыть ведущим – пусть он перемешает игрушки, а вы угадаете нужный порядок. Постепенно вы можете добавлять как количество предметов, так и количество внесенных изменений, ориентируйтесь на своего малыша.

  1. Найди пару

Еще одна замечательная развивающая игра на развитие памяти и внимания, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими одновременно. Возьмите карточки с картинками из любого развивающего набора, который найдется у вас дома, либо распечатайте свои карточки из интернета. Всего карточек должно быть от 10 до 60, каждая картинка должна повторяться в наборе 2 раза.

Выложите карточки на полу картинками вверх, дайте ребенку посмотреть на их расположение. Переверните все картинки рубашкой вверх. Попросите ребенка показать на любую пару из одинаковых карточек и переверните их. Позволяйте ему ошибаться, не говорите слов «неправильно» или «ошибка». Лучше просто называйте предметы, которые видите на картинках: «посмотри, тут коровка, а мы искали кошку». Угаданные пары ребенок забирает себе, а не угаданные снова переворачиваются рубашкой вверх, пока все карточки не окажутся у ребенка.

Если вы печатаете карточки сами, то вы можете выбрать картинки, которые принесут ребенку особую радость – например, с его любимыми героями мультфильма.

  1. Найди отличия

Отличным упражнением как на развитие памяти, так и на развитие речи является знакомое всем «Найди отличия». Сегодня не обязательно покупать специальные книги, вы можете бесплатно распечатать изображения из Интернета.

Как правило, это два рисунка, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми, но с некоторыми отличиями. Можно называть отличия с малышом по очереди, а также полезно не просто показывать пальцем, а вслух описывать, что изображено на картинке и в чем заключается отличие («на одной картинке цветок желтый, а на другой белый»).

Такая игра также позволяет повторить счет, понятия пространства (право-лево, верх-низ), тренировать словесное описание. Выбирайте сложность картинки под возраст и способности ребенка.

  1. Запоминание очередности

В такую развивающую игру можно играть, гуляя с ребенком или читая ему сказку. По сути – мы учим малыша пересказывать и тренируем техники запоминания. На улице можно постараться запомнить от 3 до 10 действий и предметов, а также их последовательность: ехала синяя машина, дети играли в мяч, дядя гулял с собакой, на окне сидела кошка, у магазина стоял грузовик. Усложняйте задачу постепенно: запоминайте очередность увиденного, детали предметов и героев, где именно происходило действие.

По такому же прицепу можно попросить малыша вспомнить прослушанную сказку или увиденный мультфильм: с чего все началось, что произошло дальше, и дальше, чем все закончилось. Первые разы это может оказаться сложно, подсказывайте и помогайте, задавая вопросы «на окне сидела собака или кошка?».

Эта игра отлично помогает развить логическое мышление, речь, память, улучшить восприятие и внимание.

Помните, что к любому упражнению на развитие внимания и памяти можно и нужно подходить творчески, подстраивайтесь под своего ребенка, сделайте занятия максимально увлекательными и приятными для вас обоих. И не забывайте, что результаты появляются только при условии регулярности, лучше сделать занятия короче, но заниматься каждый день.

Вам также может быть интересно:

Чтение и математика по Зайцеву Развивающие занятия для детей 3-5 лет в Бутово и Подольске
Творчество Рисование, лепка, дизайн для детей с 3 лет
Индивидуальные занятия с логопедом Детский логопед в Бутово и Подольске

Основное занятие у детей младшего школьного возраста — это познание деталей окружающего и внутреннего миров: физических, коммуникационных и эмоциональных. Такое обучение видоизменяет психологические процессы, а также нуждается в высоком уровне внимания.

Продуктивная работа в классе во многом зависит от навыка концентрации на теме урока, словах преподавателя и заданиях. Именно поэтому родителям важно уделять больше времени развитию внимания своего ребёнка. Теперь обо всём по порядку.

Как развить внимание у ребенка

Внимание — что это?

Внимание — это процесс сознательной фильтрации информации, которая поступает через разные органы чувств. Такое умение помогает сфокусировать все познавательные процессы на определённых значимых предметах и темах.

А что такое непроизвольное внимание?

Непроизвольное внимание — это враг любого человека. В его основе импульсивность, и, если с детства не получилось искоренить зачатки такого вида внимания, во взрослой жизни человеку придётся тяжело. Так, взрослый человек с непроизвольным вниманием живёт как механизм, который следует иррациональным правилам. Концентрировались на чём-то важном, а теперь десять минут размышляете о совсем постороннем и не можете вернуться к задаче. Таким образом, власть над повседневностью возьмут лень, пониженная энергичность, и вечный информационный шум в голове.

Почему внимание нужно развивать?

Управляя вниманием, ребёнку станет намного легче развиваться в любой сфере. Достигать высоких результатов в обучении будет проще. Внимание — основная личностная валюта, которая способствует улучшению познания.

Какие требования стоит соблюдать для формирования внимания у детей?

Во-первых, это интенсивное обучение, а также избегание в нём продолжительных перерывов. Во-вторых, концентрация на мыслительной деятельности. В-третьих, избавление от возможных раздражителей, которые будут отвлекать от того или иного изучения. Например, громких комментариев, каких-либо резких движений. И напоследок лаконичность и чёткость объяснений до того, как ребёнок начнёт выполнять задания.

Комментировать и делать замечания, когда ребёнок концентрируется на работе, — путь в никуда. Таким образом, вы отвлекаете его от поставленных задач, и внимание будет рассеиваться на ваши замечания. Появляется утомление, а интерес начинает падать.

Так как же развивать внимание детей младшего школьного возраста?

Внимательный ребёнок — это в первую очередь собранный ребёнок. Он аккуратно относится к своим вещам и вещам окружающих, умеет заботиться о родных и друзьях.

Для начала стоит сконцентрироваться на двух видах упражнений, чтобы повысить внимание ребёнка. Первый вид — это особые упражнения для развития таких основных характеристик внимания, как устойчивость, переключение между разными типами задач и общий фокус. Второй вид — упражнения, которые культивируют внимание как черту личности.

Когда дети концентрируются на общем, а не на деталях, прорастает невнимательность. Фокус на общем посыле рассказа или математических заданий не даёт погрузиться в частное, теряются важные составляющие. Цель двух вышеуказанных видов упражнений — развить у ребёнка фильтрацию деталей на общей картине.

Для начала стоит объяснить ребёнку и убедить его, что внимательность к поиску ошибок, анализа изменения, — ключ к быстрому выполнению задач. Расскажите ребёнку, что внимательные люди легко достигают своих целей и желаний. Наведите примеры таких людей.

Далее стоит вместе с ребёнком составить распорядок дня. Так вы обратите его фокус внимания на повседневные события и на то, почему важно планировать. Тут начнётся приучение к особому отношению к деталям.

14 Ноября 2019 22:50 Как развить внимание у ребенка1 тыс Как развить внимание у ребенка0

Фото блюда

Как развить внимание у ребенка

  • Пожаловаться

Блок автора

У многих детей имеется плохая концентрация. Они бывают рассеяны, не способны фокусироваться на одном предмете. Для развития внимания нужно проводить специальные упражнения и игры. Рассмотрим основные методы улучшения концентрации.

Этапы внимания

Внимание ребенка делится на несколько этапов:

  1. Рассеянное – с рождения до 1 года. Отвлекающие предметы – домашние животные, звуки речи, игрушки, музыка и другие.
  2. Фиксированное – до 2 лет. В этом возрасте младенцы увлечены игрушками и окружающим миром. Не стоит вмешиваться в происходящее – при отвлечении интерес к игре быстро пропадает.
  3. Гибкое одноканальное – от 2 до 3 лет. Малыш начинает реагировать на свое имя. При этом ему достаточно трудно сконцентрироваться.
  4. Устоявшееся одноканальное – 3-4 года. Дети без проблем переключаются с одного задания на другое.
  5. Формирование двухканального восприятия – от 4 до 5 лет. Ребенок делает одновременно несколько занятий – слушает, играет и разговаривает.
  6. Сложившееся двухканальное – по достижении 5-летнего возраста. После этого разрешается приступать к обучающим программам.

Как развить внимание у ребенка

Способы улучшения концентрации

Для развития концентрации прибегают к определенным методам.

1. Чтение вслух

Стоит подбирать интересные книги (например, сказки или стихи). После прочтения ребенок должен по памяти пересказать книгу. При появлении трудностей нужно помогать, задавать наводящие вопросы.

2. Распределение внимания

Детям нужно одновременно выполнять несколько занятий. Пример – рассказывать стих и приседать. Такой процесс позволяет задействовать оба полушария головного мозга.

3. Мозаика

Собирание пазлов положительно влияет на сосредоточенность. После сбора простых головоломок стоит выбирать сложные с множеством деталей. Мозаика способствует развитию мелкой моторики.

4. Занятия спортом

Регулярные тренировки улучшают умственные способности. Упражнения помогают сконцентрироваться на важном.

5. Просмотр телевизора (компьютерные игры)

Дети с раннего возраста много времени проводят за телевизором и компьютером. В результате ухудшается внимательность, становится трудно фокусироваться на занятиях.

Необходимо контролировать досуг ребенка, регулярно гулять на свежем воздухе.

6. Организация пространства

У школьников должно быть специально оборудованное рабочее место. Можно оборудовать отдельную комнату или уголок со столом и необходимыми принадлежностями. Таким образом, учащиеся смогут делать уроки в спокойной и тихой обстановке.

7. Индивидуальные особенности

Все дети разные. Одни любят одиночество и уют, другие жить не могут без общения. Во время занятий стоит учитывать характер и привычки ребенка. Обеспечение комфорта – одно из главных правил улучшения концентрации.

Как развить внимание у ребенка

Организация режима дня

Соблюдение определенного режима положительно влияет на развитие. Школьники должны знать последовательность мероприятий дня. Например:

  1. Завтрак
  2. Поход в школу
  3. Уроки
  4. Обед
  5. Посещение кружка
  6. Свободное время.

Развивающие игры

Подразделяются в зависимости от направления.

1. Повышение концентрации

Существуют игры, которые нацелены именно на повышение концентрации внимания у детей.

  • Пуговки. У малыша и взрослого имеется одинаковое количество пуговиц (различные оттенки). Ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. В это время нужно из своих пуговиц составить любой рисунок. Затем малыш рассматривает рисунок и пытается сложить точно такой же из своих пуговиц.
  • Гусеница. Ребенку дают чистый тетрадный лист. Он должен на основании указаний взрослого проследить и нарисовать путь гусеницы.

2. Развитие кратковременной памяти

Такие упражнения направлены на запоминание количества и расположения предметов.

  • Игрушки. Перед малышом раскладывают несколько игрушек (не менее 3-х). Ребенок закрывает глаза, один из предметов убирается. Он должен понять, какая из игрушек пропала.
  • Картинки. Перед ребенком находятся одинаковые рисунки с некоторыми различиями. Он должен за короткое время найти все отличия. Также можно поискать общие предметы на картинках.

Как развить внимание у ребенка

3. Улучшение внимания

Применяются следующие методики:

  • использование дидактических игр;
  • задания на сосредоточенность – собирание пазлов, лепка из пластилина, рисование сложных картин и орнаментов, составление аппликаций и поделок и другие;
  • нахождение ошибок в тексте или на экране;
  • чтение книг и последующий пересказ;
  • повторение словосочетаний и чисел;
  • рассказ стихотворений наизусть;
  • поиск различных предметов на картинке;
  • рисование картины с натуры.

Рекомендуется совместно с детьми собирать конструкторы, составлять интересные рассказы, решать примеры, исправлять ошибки. Такой подход поможет найти понимание у ребенка и создать прочную связь.

Особенности работы с детьми

Перед проведением занятий стоит запомнить правила обращения с маленьким ребенком:

  • не нужно скрывать свои эмоции. Необходимо проявлять искренний интерес, удивляться и восторгаться вместе с детьми;
  • обучение следует проводить тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении. Не стоит заниматься во время болезни, при наличии каких-либо помех (посторонние люди, музыка, шум);
  • рекомендуется использовать необычные задания и методы обучения.

Как развить внимание у ребенка

Заключение

Этот материал содержит способы развития внимания и концентрации у детей. Для того чтобы достичь хороших результатов нужно постоянно заниматься с ребенком, применять нестандартные методики.

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным. И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.

Как развить внимание у ребенкаРебенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект.

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие.

Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Условия развития внимания детей 2-3 лет

• Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное.

• Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).

• Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.

• Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть.

• Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.

• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.

• Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.

• Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин»)

• Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).

• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания.

• Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

Как развить внимание у ребенка

2 года – 2 года 6 месяцев

— Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

— Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).

2 года 6 месяцев – 3 года

— Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

— Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.

— Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

— Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Каждый родитель должен быть заинтересован в том, чтобы его ребенок развил усидчивость. Без этого навыка малыш не сможет добиться успехов в обучении. Как следствие, из-за плохой успеваемости снизится его самооценка и пропадет желание достигать целей. Выясним, как научить ребенка концентрации внимания с помощью игр и упражнений, а также какие продукты включить в рацион непоседы.

Насколько важна усидчивость?

Многие родители переживают, когда видят, что ребенок не может сконцентрировать свое внимание на одном деле в течение нескольких минут. Если у ребенка нет усидчивости в 5 лет, это не так страшно. Еще есть время над этим поработать. Когда малыш пойдет в школу, ему понадобится навык удержания внимания в течение урока, который длится 45 минут. Вот почему важно научить ребенка усидчивости в 7 лет.

От этого зависит качество восприятия полученной информации. Чем лучше и дольше ученик сосредоточен во время урока, тем глубже он усваивает материал. Умение концентрироваться – это ключевой навык, который поможет школьнику получать хорошие оценки.

Как улучшить усидчивость и внимательность у ребенка

Чем раньше малыш разовьет усидчивость, тем лучше. Такой ценный навык тренируют постепенно. На его приобретение уйдет немало времени. Многие родители задумываются о том, как привить усидчивость ребенку только в 7 лет. В итоге он идет в школу без этого навыка. Ему трудно слушать учителя даже на протяжении 10-15 минут, не говоря уже о большем промежутке времени.

Основная задача родителей – помочь малышу научить концентрироваться на выполнении задачи задолго до того, как он начнет учиться в школе. Есть множество способов для развития этого навыка у детей разных возрастов.

Как выработать усидчивость у ребенка 3 лет

У маленьких детей концентрация носит непроизвольный характер, малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию. И именно в играх происходит проработка этого навыка.

Занятия, которые поспособствуют развитию усидчивости у детей 3 лет, должны проводиться регулярно и длиться не более 10 минут. Перед началом игры следует убрать все отвлекающие факторы – лишние игрушки, мультики.

Совсем не обязательно водить чадо на курсы для детей для повышения усидчивости, можно заниматься дома. А помогут в этом различные игры:

  1. Мозаика. Ребенку понравится собирать из мелких деталей красивое изображение, главное – не ограничивать его фантазию.
  2. Пазлы. Двухлетние дети способны собирать картинки из 4-6 элементов. В возрасте 3-4 лет можно использовать более сложные пазлы.
  3. Конструктор – с его помощью легко увлечь как мальчика, так и девочку. На первое время подойдут наборы с крупными деталями.
  4. Лепка, разные техники рисования – ватными палочками, пальчиками, песком. Если позволить ребенку самому выбрать то, что он хочет делать, скорее всего, он будет увлечен своей работой на протяжении 10-15 минут.
  5. Нахождение различий на картинках.

Как научить ребенка усидчивости в 5 лет

Пятилетним детям легче сосредоточиваться на каком-то объекте или действии, чем малышам 2-3 лет. К этому возрасту они становятся более избирательными в играх. Дошкольник способен сконцентрироваться на чем-то увлекательном на 20-30 минут и более. Однако у многих детей есть сложности в том, чтобы сосредоточить внимание на вещах, которые им не интересны. Поэтому родители должны знать, как тренировать усидчивость у ребенка в 5-6 лет, ведь совсем скоро он станет учеником, а школьная программа далеко не всем кажется увлекательной.

Полезные занятия для развития усидчивости и внимания у детей дошкольного возраста:

  1. изготовление поделок из бумаги или пластилина, аппликаций;
  2. чтение длинных сказок с увлекательным сюжетом;
  3. решение головоломок, прохождение лабиринтов;
  4. сборка сложных конструкторов;
  5. совместная готовка с ребенком, украшение блюд.

Как воспитать усидчивость у ребенка в 7 лет

Младших школьников бывает не просто усадить за стол, чтобы заняться чем-то полезным. В этом возрасте у детей происходит очередной кризис. Дети 7-8 лет выражают протест против всего, что им не нравится. В связи с этим родители должны быть гибкими.

Не нужно принуждать ребенка к занятиям, нужно сделать так, чтобы он сам захотел выполнить поставленную задачу. Без мотивации и поощрения здесь не обойтись. Каждый раз, когда школьник справился с каким-то делом, довел его до конца, его надо хвалить. Нельзя скупиться на хорошие слова, ребенок должен знать, что родители им гордятся.

Вне школьных занятий, когда есть свободное время, важно продолжать тренировать внимание и концентрацию. В этом помогут настольные игры. Хорошо зарекомендовали себя шахматы и шашки как средство формирования усидчивости у гиперактивного ребенка. Во время игры малыш полностью сосредоточен на процессе, ему приходится обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять фигуры. И здесь не столь важна победа, сколько проработка навыка концентрации внимания в течение длительного времени.

Другие способы, помогающие научить усидчивости ребенка 7-8 лет:

  1. лото, домино;
  2. выжигание на дереве;
  3. плетение из газетных трубочек;
  4. изготовление украшений и картин из бисера;
  5. конструирование моделей самолетов, кораблей.

Внимание! Родители должны подавать ребенку личный пример, без этого ничего не выйдет. Если дети видят, что мать или отец никогда не доводят дело до конца, то будут поступать так же.

Что нужно подавать ребенку для усидчивости

Дети могут испытывать сложности с концентрацией из-за нехватки витаминов. Поэтому важно уделять особое внимание питанию. В рацион непоседы следует включить продукты, которые стимулируют мозговую деятельность. К ним относятся:

  1. Морская рыба. В ней содержатся жирные кислоты Омега-3.
  2. Грецкие орехи. Это один из самых полезных продуктов для мозга.
  3. Сухофрукты. Это источник витаминов группы В, которые улучшают состояние нервной системы и ускоряют процесс передачи импульсов от нейрона к нейрону.
  4. Шпинат. В нем содержится фолиевая кислота. Этот витамин участвует в регенерации мозговых клеток, его употребление улучшает память и концентрацию.
  5. Бобовые, миндаль. В них содержится витамин Е, из-за его недостатка у детей возникают проблемы с восприятием информации.
  6. Брокколи – богатый источник йода. Этот элемент необходим для нормальной работы щитовидной железы.

Таблетки для усидчивости и внимательности ребенку

Гиперактивным детям лечение должен назначить врач. Проблема может быть вызвана последствиями родовой травмы, заболеваниями щитовидной железы, эпилепсией или другими патологиями. Терапия в каждом случае подбирается индивидуально с учетом особенностей ребенка.

Если малыш не страдает серьезными заболеваниями, врач может назначить растительные препараты для улучшения кровоснабжения, нормализации сна, снятия тревожности. В некоторых случаях прописывают синтетические ноотропы для улучшения памяти и внимания на основе:

  1. гопантеновой кислоты;
  2. гамма-аминомасляной кислоты;
  3. пирацетама.

Полное отсутствие усидчивости у детей дошкольного возраста нельзя игнорировать. Иногда эта проблема возникает из-за серьезных нарушений в организме или авитаминозов. Но в большинстве случаев умение концентрировать внимание можно развить с помощью регулярных занятий и тренировок.

В первую очередь поймите, дефицит внимания (при наличии мотивации) это особенность ребёнка, не стоит ругать его за невнимательность. Лучше помогите ребёнку развить внимание и память. Этот навык останется с ним на всю жизнь.

Рассмотрим две стороны развития внимания у детей и подростков: организация правильного образа жизни и упражнения на тренировку внимания и памяти.

Образ жизни школьника или как у ребёнка развить память ?

Начнём с питания. Кушать надо полноценно, питание должно содержать продукты с антиоксидантами, витаминами C, E, B12, Омега-3-полиненасыщенными жирными кислотами. А именно – мясо и птицу, субпродукты, самая подходящая говяжья печень, яйца, рыбу, кисломолочные продукты, овощи, особенно шпинат и брокколи, свеклу. Фрукты, ягоды, сухофрукты – цитрусовые, чернику, орехи, изюм и чернослив. Полезно пить соки из темных сортов винограда, яблок, апельсинов.

Количество животных жиров и кондитерских изделий лучше сократить.

  • Не ставьте питание «во главу угла», будьте гибкими в этом вопросе – порция мороженого или шоколадка совершенно не повредит ребёнку, который питается полноценно.
  • Не заставляете есть то «потому что надо», то, что ваш школьник не любит, ищите вкусную альтернативу.
  • Не перекармливайте ребёнка.

Далее отдых. Сон – залог хорошей памяти. Важно, чтобы сон был непрерывным и продолжительным. Когда человек спит, его мозг обрабатывает полученную информацию. То есть – хуже спим, меньше помним. Старайтесь организовать режим отдыха – одно и то же время засыпания и пробуждения каждый день. Сложно заснуть? Расслабляющий массаж, тёплая ванна, травяные чаи вам в помощь.

Прогулки на свежем воздухе и физическая активность. В любой сезон. Всё это улучшает кровообращение и снабжение мозга кислородом. Здорово, если получится ввести в ваш режим дня утреннюю зарядку. Кстати, правило собственного примера – отличный способ научить ребёнка делать зарядку по утрам и принимать контрастный душ. Попробуйте сделать это вашей семейной традицией. Достаточно уделять физической нагрузке 30–60 минут в день. Что вы будете делать – бегать, выполнят упражнения или танцевать не важно. Главное, чтоб было весело!

Здорово научиться выполнять гимнастику для глаз и разминку для рук. Такая зарядка включает в работу оба полушария головного мозга, развивает память, внимание, координацию движений, а занимает пару минут. Упражнений на развитие координации движений в интернете очень много. Выбираете то что вам по вкусу.

Как научить ребенка запоминать информацию: техники и упражнения

Самое важное в занятиях, если у ребенка плохая память , да и вообще в любых занятиях с детьми – ваша включенность в процесс и интересные задания. Не заставляйте ребёнка заниматься, играйте, будете в процессе. Идеальный вариант – когда упражнения выполняются между делом, в процессе игр и общения. Поверьте, дети и так устают в школе. НА наших тренингах мы всегда следуем принципу интересности и игры, именно поэтому занятия получаются интересными и эффективными, а дети с удовольствием идут на курсы.

Упражнения для развития память у детей:

  1. Запоминаем книгу (стих, песню): заучиваем стих, а потом рассказываем его с ошибками, как бы невзначай. Посмотрите, заметил ли ребёнок ошибку, попросить его исправить, спросите, как будет правильно.
  2. Ищем детали. Во время прогулок попросите ребёнка искать детали (найти во дворе 3 красных машины, посчитать скамейки и т.д.) Когда вернётесь домой спросите: «а, кстати, сколько скамеек ты насчитал?»
  3. Игра «найди отличия»: искать отличия в похожих картинках, спрятать что-то из игрушек ребёнка, поменять вещи местами, изменить что-то в комнате и попросить ребёнка ответить на вопрос что изменилось.
  4. Играйте в «угадай мелодию» – включайте начало знакомых песен, голоса птиц, звуки инструментов. Пусть ребёнок угадывает, что это на слух. Так мы развиваем слуховую память.
  5. Повтори: Сделать несколько физических упражнений и попросить ребёнка повторить их. Развитие координации здорово развивает мозг.
  6. Рисовалки: Нарисовать картинку по памяти.
  7. Развиваем тактильное восприятие: Искать предметы в мешочке на ощупь и определять, что это: такие упражнения развивают чувствительность пальчиков и опять же стимулируют развитие головного мозга ребёнка.
  8. Найти в тексте какое-то слово (букву) и подчеркнуть.
  9. Досчитать до 50, пропуская все числа где есть 1.
  10. Выучить и повторить скороговорку.

Упражнений для развития памяти очень много. Любой рассеянный ребёнок при регулярной тренировке будет делать успехи. Главное – регулярная тренировка головного мозга.

А ещё, для того, чтобы вспомнить то что надо, иногда можно просто выйти на улицу, или к окру, проветрить комнату и сделать 8–10 глубоких вдохов. Это простое правило должен знать ваш школьник, когда отправляется выполнять контрольную работу в школу.

Что ещё важно для развития памяти ребёнка

Не перегружайте мозг ненужными данными. Часто забывание – это способ мозга защититься от огромного количества информации.

Предложите ребёнку вести ежедневник – то, что помнить не обязательно, можно просто записать (при этом и запомнится то что написано быстрее и легче).

Стремление к совершенству – здорово, но не обязательно быть отличником по всем предметам. Если ребёнок сложно запоминает информацию, выделите наиболее важные предметны, на которых вы сделайте акцент в обучении. Не можете определиться – можно пройти мастер класс по профориентации для подростков или тренинг знакомство с миром профессий для ребят 10-13 лет.

Для того, чтобы помочь родителям в решении вопроса как развивать память и мышление у детей в центре развития детей и молодёжи К.О.Т. разработан специальный курс тренингов развиванием внимание и память . Этот курс включает в себя лучшие упражнения на запоминание, развитие зрительной, слуховой и тактильной памяти, интересные палочки-выручалочки или «как вспомнить то, что ты забыл». Курс проходит в увлекательной форме, а в итоге – родители и дети получают заметный эффект после курса и практические рекомендации по улучшению памяти и внимания, а также по организации режима дня и занятий.

И помните, невнимательный ребенок не диагноз, а интересная задача, которую вы сможете решить! А если мы вам с удовольствием в этом поможем!

Как развить внимание у ребенка

Недостаточно развитое внимание может привести к отставанию в обучении, которое впоследствии будет сложно наверстать. Необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание, чтобы в школе ребёнок мог сосредоточиться на объяснениях учителя или выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, вид за окном или общение с соседом по парте. Процесс обучения куда легче даётся ребёнку с развитым вниманием: ему не нужно тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы просто высидеть урок.

Игровая форма

Ни для кого не секрет, что игра является основной деятельностью ребёнка младшего школьного и предшкольного возраста. Поэтому и развитие внимания нужно облекать в игровую форму, так естественную для детей. В правильно организованной игре ребёнок и чувствует себя хорошо, не принуждая себя к чему-либо, и развивается. Да и приглашение: «Пойдём играть!» звучит куда интереснее и заманчивее даже для взрослого, чем скучное: «Пойдём заниматься».

Ещё Екатерина II в «Наставлении о воспитании великих князей Александра и Константина», составленном в 1784 году, писала: «Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей».

Продолжительность заданий на развитие внимания в игровой форме должна составлять примерно 20-25 минут, не более. Важно, чтобы за это время ребёнок переключал внимание с одного вида деятельности на другой.

Способы развития внимания у дошкольников и младших школьников

Ниже мы приводим 10 способов развития внимания в игровой форме. Их всегда можно видоизменить под конкретного ребёнка или на их основе придумать что-то своё. Главное, чтобы это было увлекательно и интересно для самого ребёнка.

Найди отличия

Наверное, самый распространённый способ развития внимания. Но и в нём есть место творчеству. Можно воспользоваться классикой: искать отличия между картинками. А можно разложить мелкие игрушки, бусины, конструктор и др. в два контейнера типа таблетницы или просто на расчерченные клеткой листы бумаги, показать ребёнку и спросить, в чём различия. Этот способ можно подстроить под любую тему, варьируя наполнение. Степень сложности также может меняться в зависимости от уровня развития ребёнка: можно усложнять игру, используя одинаковые детали разных цветов и даже оттенков, увеличивать количество ячеек, показывать материал лишь на какое-то время. В последнем случае эта игра будет тренировать ещё и память. В эту игру можно играть и без предварительной подготовки: например, искать различия у листьев и деревьев во время прогулки.

Как развить внимание у ребенка

Части тела

Вместе с детьми показываем части тела и называем их вслух. Стараемся запутать детей, показывая одну часть тела, а называя другую (например, показываем на живот, а говорим:«Пятка»). Задача ребёнка — правильно показывать называемые части тела, не давая взрослому сбить себя с толку.

Движения под музыку

Делаем попурри из нескольких мелодий на разных музыкальных инструментах. Договариваемся с детьми, что мы делаем на звук каждого инструмента: например, услышав трубу, изображаем косолапого медведя, услышав скрипку, прыгаем, как кузнечики и т.д. Можно взять какую-то одну мелодию и закреплять действия (прыжки, приседания и др.) за её элементами (звуком барабанов, паузами и др.).При этом делаем какое-либо фоновое действие, если не слышим искомые элементы. В этих играх детей также можно путать, показывая не то движение или показывая его в ненужный момент. Игры можно усложнять, добавляя больше мелодий/элементов для запоминания, увеличивая темп смены отрывков.

Описание окружающего мира

Во время прогулки подробно описывайте окружающий вас пейзаж и просите делать то же самое ребёнка. Такой нехитрый способ не только способствует развитию внимания к деталям, но и развивает словарный запас ребёнка, его умение связно говорить, анализировать и сравнивать.

Ещё во время прогулки можно считать предметы определённого цвета. Можно ограничить круг предметов (например, считать только белые машины).

Пересказ

Учите детей пересказывать простые рассказы и сказки, настаивайте на том, чтобы ребёнок уделял внимание деталям. Не стоит сразу подсказывать детям то, что они упустили, лучше задавать наводящие вопросы: какого цвета была одежда персонажа, как выглядело место действия и т.д.

Вычеркни лишнее

Можно распечатать ряды символов или любой текст и попросить ребёнка вычёркивать определённую группу (например, плюсы или буквы «о»). Эта игра очень напоминает корректурную пробу —методику определения объёма и концентрации внимания.

Как развить внимание у ребенка

Запретные слова

Многие помнят игру из детства «Чёрное и белое не брать, «Да» и «Нет» не говорить». Её суть заключается в том, что ведущий пытается подловить игроков, задавая такие вопросы, на которые хочется ответить одним из четырёх запретных слов. Для этого нужно постараться «усыпить» внимание игроков обычными вопросами, а потом среди них неожиданно вставить каверзный вопрос. Игрок, ответивший запретным словом, становится ведущим. Главное в этой игре — быстрый темп, чтобы времени на раздумья почти не было.

Чем-то похожа на эту забаву всем известная игра «Съедобное-несъедобное». В ней также необходимо быстро и правильно реагировать на слова ведущего, чтобы случайно не «съесть» непригодный для этого предмет. Сложность этой игры в том, что нужно не только отвечать ведущему, но и ловить/отбивать мяч.

Запрещённое движение

Вариация предыдущего способа. Дети становятся вокруг ведущего, который показывает движения. Одно из них — запрещённое (это оговаривается в начале игры). Если ведущий показывает его, нужно замереть. Кто ошибается, выходит из круга. Игра продолжается, пока не останется самый наблюдательный, который становится новым ведущим. В эту игру веселее играть большой компанией, но можно поиграть и вдвоём.

Расположение предметов

Хаотично разложите самые разные предметы, дайте ребёнку время их запомнить и накройте. Затем задавайте вопросы про расположение предметов, количество, цвет, размер и т.д., например: «Сколько было предметов синего цвета?», «Где лежит маленькая ложка?». Другая вариация: ребёнок запоминает расположение предметов, затем закрывает глаза, а взрослый убирает одну или несколько вещей. Задача — определить, что пропало.

Не отвлекай меня

Попросите ребёнка посчитать вслух, рассказать алфавит или сказку, спеть песню, при этом всячески отвлекая его: задавая вопросы, шутя, строя рожицы. Если ребёнок может решать простые операции с числами, пускай один взрослый устно задаёт ребёнку задачи, а второй произносит любые числа.

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта. Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»).
В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.

Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

• Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.

• По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.

• В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.

• Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.

• Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.

• Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Трудно переоценить роль игры в развитии детей. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

Далее представлена картотека игр на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

«Посмотри на меня»

Во время игры чадо внимательно рассматривает маму и отворачивается. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.

«Зоркий глаз»

Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.

«Сложи пуговку»

Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.

«Маленький корректор»

Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача малыша зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Замечательно, если родитель присоединится, и по сигналу будет работать с таким же текстом. Завершив задание, можно проверить тексты друг друга. Так развивающий эффект игры будет намного выше.
Когда и проверка, и задание даются крохе легко, можно применить хитрость и допустить одну — две ошибки. Если ребенку трудно их обнаружить, не торопитесь с подсказкой. Достаточно лишь ненавязчиво направить малыша фразами типа «По-моему, я ошибся», «Может в этой строке» и т. д., пока кроха найдет ошибку.

Усложняя игру можно:
• искать несколько букв;
• отмечать их по-разному;
• поиграть, кто быстрее.

Поддайтесь и вы увидите, как вкус победы заставит дошколёнка стремиться к совершенствованию своих навыков. Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.

«Не собьюсь»

Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Крошка считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь. Не забудьте приготовить приз победителю.

«Три задания»

Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.

Упрощенный вариант:
• подпрыгни три раза;
• назови домашнее животное;
• возьми в руки пластмассовый предмет.

Усложненная игра:
• моргни столько раз, сколько дней в неделе;
• напиши на бумаге имя на букву «н»;
• встань рядом с круглым синим предметом.

Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.

«Не пропусти слово»

Взрослый называет малышу набор слов, а он, услышав те, которые обозначают неживые предметы, например, хлопает в ладоши или встает. Усложните задачу, добавив для «узнавания» еще одно слово (к примеру, растения) и новое действие к нему.

Подобные игры, кроме развития произвольного внимания, расширяют кругозор дошкольника. Замечательно, если к игре присоединится еще несколько ребят. Желание победить и символический приз сделают игру еще увлекательнее.

Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное — несъедобное», «да — нет, черное — белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней малыш по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган.
Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.
Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector