Как развить речь у ребенка

Как развить речь у ребенка

Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать его речь уже не нужно, стоит только следить за правильным произношением звуков. Это в корне неправильное утверждение.

Основы развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.

Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.

Игры для развития дыхания

Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.

Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

«Снежинка»

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

«Кораблик»

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.

Как развить речь у ребенка

«Голливудская улыбка» и «Заборчик»: игры на развитие артикуляции

Родитель показывает ребенку, как сделать «голливудскую улыбку» – сжав челюсти и улыбаясь во весь рот. А затем просит ребенка сделать то же самое. Можно усовершенствовать упражнение, играя с ребенком в «папарацци» – «звезда» охотнее будет выполнять упражнение под аккомпанемент фотовспышек. Попросите малыша сделать «голливудскую улыбку» – и сфотографируйте его. А у вас на память о тренировках останутся забавные фотографии для пополнения фотоальбома.

Классический вариант этой игры называется «Заборчик», те же манипуляции ребенок совершает, когда мама или папа произносят стишок:

Зубы ровно мы смыкаем,
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
посчитаем наши зубы.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

1. «Заинька»

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

2. «Лошадка»

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!

3. «Курочка»

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

Как развить речь у ребенка

Вопросы о развитии речи детей возникают у каждой мамы: что нужно делать, на что обратить внимание, и стоит ли ребенка водить в таком раннем возрасте к специалисту? Логопед Алина Горбатова ответила на вопросы и дала полезные советы, которые помогут сформировать правильную речь у ребёнка.

Беседуем по-взрослому

Как развить речь у ребенка

Ребенок в раннем возрасте подвержен различным рискам: это и болезни, и инфекции, и недостаток общения как физического, так и эмоционального. Поэтому именно до года особенно важно разговаривать с малышом. Не сюсюкать, а именно беседовать эмоционально и красочно. Таким образом через эмоции малыш в раннем возрасте усваивает информацию.

«Первое, что ребёнок видит — это глаза мамы, потому что они самые яркие на лице. Малыш может увидеть, почувствовать ваше настроение именно через глаза, а потом уже по остальным признакам, к примеру, по пульсу. Поэтому давайте вашему чаду побольше позитивных эмоций. Запаситесь речевым терпением. Запомните, что речь формируется на основе слуха и подражаний. Это ваш маленький ключик к здоровому развитию ребенка», — отмечает логопед.

Рассказывая о проезжающей машине, не стоит говорить ребенку: «смотри, би-би!». Постарайтесь говорить как можно более живо и развернуто. Например, описывайте важные детали: «Посмотри, какой большой, красный грузовик, какой у него большой кузов, какая огромная кабина!». Именно так и формируется словарный запас малыша.

Ребёнок до года уже может брать пример с самого главного человека в его жизни. Каждое ваше взаимодействие с малышом не пройдёт даром.

Норма или отклонение?

Как развить речь у ребенка

Стоит ли вести ребёнка, которому ещё нет и года, к логопеду? По словам специалиста, консультация не помешает, особенно если есть такие показания, как недоношенность, кесарево сечение, вялый крик или его отсутствие при рождении и другие нюансы, которые могут вызывать опасения у родителей.

Для того, чтобы понапрасну не беспокоиться за своё чадо, можно опираться на нормы речевого развития. В среднем они таковы:

  • С рождения — крик, первая голосовая реакция;
  • С 2 до 4 месяцев — период гуления;
  • C 5 месяцев ребёнок лепечет, т.е. произносит первые простые слоги;
  • Уже в 7 месяцев ребёнок может интонированно произнести слоги;
  • К году в речи у ребенка должны быть простые слова, например мама, папа, миша, киса, няня и тому подобное — в среднем от 7 до 15 слов.

Если к году ребенок не произносит простых слов, то это повод задуматься и уже начать бить тревогу. В таком случае малыша обязательно следует показать специалисту. Но и детей, которые в целом развиваются нормально, можно водить на занятия, где им правильно поставят речь на самых ранних этапах.

По словам логопеда, родителям в деле развития речи ребёнка стоит запастись терпением и не ждать, что в 2-3 года даже при постоянных занятиях малыш будет декламировать стихотворения Пушкина и Есенина. Просто радуйтесь вашим маленьким совместным победам. Именно терпение и ваше активное участие в развитии малыша очень сильно скажутся на его восприятии и речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector