Как развить образное мышление

В словарях о воображении пишут так скучно, что даже не хочется цитировать определения. Да и кто ж не понимает суть его? Еще Аристотель отмечал, что душа не может думать без мысленного образа. Он позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат. Он предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Специалисты выделяют несколько форм воображения:

— агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
— гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
— заострение — подчеркивание каких-либо признаков;
— схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Никола Тесла, например, строил в уме трехмерные образы сложных машин с мельчайшей их детализацией, а затем воображал их работу в течение нескольких недель, мысленно проверяя ее качество, проводил тестирование в уме. Это называется эйдетическим воображением — когда мысленные образы имеют такую же точность, четкость и ясность, как реальные предметы и явления.

Не всем такое дано, разумеется. И говорят, что развивается эта способность трудновато. Но отчего не попробовать? Представьте себе, например, дверь в вашей спальне (гостиной, кабинете). Насколько яркий образ вы можете вызвать? Насколько подробный? Цветной или черно-белый? Насколько долго способны его удерживать «без расплывания»? Конечно, если только вчера вы ее мыли, получится лучше. Тогда проще почувствовать даже поверхность двери.

Но на этом как раз и основана техника тренировки, которая предусматривает разглядывание предмета, затем мысленное его представление, а затем сравнение полученного мысленного образа с реальным. Пара полезных советов:
— если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно: форму, текстуру, размер, цвет;
— чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, смотреть, но не описывать его словами.

Ну, что там у вас под рукой? Карандаш, книга, телефон? Можно попробовать прямо сейчас, статья ведь «не убежит». Затем можно будет представлять то, чего поблизости нет: берег моря, березовую рощу, Спасскую башню Московского кремля… Эти картинки очень важно разглядывать во всех подробностях.

Как развить образное мышление

Теперь поучимся «окунаться» в цвет. Для начала представим, что вся комната наполнена пузырьками минеральной воды, и это нисколько не мешает в ней находиться. По мере того, как вам станет комфортно в этом пространстве, пузырьки могут приобрести другой цвет, к примеру, розовый. А потом они растворятся, и останется только цвет и ваше ощущение погружения в него. Можно пойти дальше: мысленно раскрасить пространство в разные тона и путешествовать по нему.

Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя музыкальные отрывки и звуки (птичий щебет, гул самолета ), а затем переходить к представлению звуков по абстрактному их определению: каким окажется яркий звук, страшный, мельхиоровый, веселый?

Как развить образное мышление

Так же можно поступить с различными запахами и вкусами, и после этого переходить к представлению чувств и ощущений. Вообразите себе, например, ощущение от того, что вы стоите на холме, от того, что рядом находится самый дорогой для вас человек и др. А затем — и того больше. Вы можете представить себе чувства и ощущения, научиться вызывать ощущение, не испытывая в данную минуту: удивление — не удивляясь, приятное волнение — будучи в спокойном состоянии

И, наконец, идеи! Представьте себе идею Гармонии. Она может возникнуть в виде зрительного образа — конкретного или абстрактного, но может придти и в виде ощущения. Тогда рассмотрите ее или прочувствуйте, или рассмотрите и прочувствуйте — в зависимости от гаммы восприятия.

Это далеко не полный спектр техник развития образного мышления, но освоив их в принципе, его можно использовать в жизни. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата. Разумеется, начинать лучше с простых ситуаций: покупка новых туфель, поход в зоопарк. Здесь всего три правила: детализируйте картинку, вызывайте в себе чувство удовольствия от мысленного фильма и поставьте в нем хронологическую метку, дату.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. А самое главное — этим вы поможете развернуться мыслям своей души. Высокого им полета!

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Как развить образное мышление

Психологический настрой на творческую работу

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Упражнения для тренировки и развития творческого мышления

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов». Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое». Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Как развить образное мышление

Упражнение «Слова наоборот». По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка». Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка. Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это». При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею, даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор. Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Как развить образное мышление

Образное мышление — это своеобразный процесс познания. Оно реализуется на основании того, что человек воспринимал раньше. Он осознаёт, что оперирует своими прошлыми воспоминаниями и восприятиями как реальными предметами.

В статье подробно рассказано, по каким причинам нужно развивать такое мышление, какие могут возникнуть трудности, а также каковы способы обучения и улучшения полученного навыка.

Для чего нужно развивать?

Как развить образное мышление

Его улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга. Оно помогает:

  • легче решать проблемы;
  • нестандартно подходить к решению вопросов;
  • успокаивать нервы;
  • чётко визуализировать образы;
  • «рисовать» нужную картинку в воображении;
  • расширять ассоциативный ряд.

Какие факторы мешают улучшению образного мышления?

Серьёзными препятствиями на пути к развитию и улучшению этого навыка могут стать:

  1. Внутренняя шаблонность и цензура.
  2. Избыток мотивации.
  3. Принятие чужого мнения.
  4. Желание быстро найти ответ или решение.
  5. Лень.
  6. Страх отличаться от других.
  7. Завышенная оценка своих идей.
  8. Повышенная тревожность.
  9. Слишком развитое критическое мышление.

Способы и техники обучения взрослых: как улучшить навык?

Воображение, фантазию и креативность человек не получает в начале своей жизни. И его задача совершенствовать эти качества, используя различные способы.

Основные принципы

Как развить образное мышление

  1. Мысленное представление предметов (стеллаж, дождь, конь, подъезд).
  2. Воспроизведение в голове событий и ароматов (свадьба, слова на концерте, церковная служба, скандал в супермаркете).
  3. Мысленное представление иллюзорных и фантастических объектов (Кикимора, тролля, Золушки, Чудовища, Лунтика).
  4. Техника квадрата бокового зрения (смотреть прямо и при этом рассмотреть периферийное поле зрения).
  5. Представление геометрических фигур в 3D.
  6. Мысленное воспроизведение чувств и эмоций (скорбь, интерес, любовь, восхищение).

Самостоятельные упражнения

  1. Сбор конструктора.
  2. Игра в тетрис.
  3. Написать письмо себе 12-ти летнему в прошлое.
  4. Написать рассказ о пустом стакане.
  5. Кляксы (посмотреть на пятно или кляксу и составить образ того, что она напоминает).
  6. Рисунок какой-либо фразы («муха села на варенье», «у страха глаза велики»).
  7. Составление логически связанных объектов (пиво-вода, дождь-фонтан).

Упражнения для детей

Образное мышление у детей возникает в 4 года. На этом этапе развития дети мыслят образами, но не владеют понятиями.

С какого возраста начинать занятия?

Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.

Особенности для детей дошкольного возраста

Как развить образное мышление

Мышление у детей можно развивать начиная с полутора лет. Существует три категории мышления детей:

  1. Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
  2. Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
  3. Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.

Какие методы и приемы способствуют процессу?

1,5-2 года:

  1. Строить башни из кубиков.
  2. Лепить куличики из песка.
  3. Не гулять всегда в одном и том же месте.
  4. Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.
  5. Разбирать и собирать пирамиду.
  6. Наблюдать за действиями птиц и животных.

3 года:

  1. Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.
  2. Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.
  3. Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.
  4. Рисовать с натуры.
  5. Рисовать абстракции.
  6. Аппликации.
  7. Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.
  8. Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.
  9. Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.
  10. Совместное с ребёнком шитьё.

Как развить образное мышление

Дошкольник:

  • классификация предметов;
  • тренировка памяти;
  • умение анализировать и делать выводы;
  • установка последовательности событий;
  • сравнение предметов.

Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.

«Одно слово лишнее»:

  • Малина, клубника, корова, боярышник.
  • Январь, март, сентябрь, куртка.
  • Ложка, чашка, пол, бокал.

Последовательность событий:

  • как сварить суп;
  • что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.

Обобщения. Назвать предметы одним словом:

  • ромашка, тюльпан, роза;
  • зима, весна, осень;
  • вторник, суббота, среда.

Подобрать слова, противоположные по смыслу:

  • белый —…;
  • худой — …;
  • хороший — … .

Придумать точную закономерность:

  • птица — перья, рыба — …;
  • собака — лапы, человек — …;
  • груша — фрукт, огурец — … .

Загадки и логические задачи:

  • как лучше сорвать арбуз с дерева;
  • может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное. Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Как развить образное мышление

В своей дебютной статье я хочу рассказать вам об упражнениях-играх на развитие образного мышления, которые будут полезны не только людям творческих профессий: в отличие от упражнений на развитие воображения, в которых идет доминирование правого полушария, прокачка образного мышления активно задействует аналитические способности, а это уже симбиоз двух полушарий. Поэтому эти упражнения прекрасно подойдут не только для получения каких-либо плодов для людей, чья работа хоть как-то связана с образной информацией, но и любому человеку, который хочет иметь острый ум и налаженное взаимодействие обоих полушарий мозга.

Упражнения следует выполнять в комфортной обстановке: отсутствие ограничения по времени, отсутствие соревновательной мотивации и критики действий, средняя степень мотивации достижения. В упражнениях ценится не только количество произведенных ответов, но и их оригинальность. Протестировать свое образное мышление можно в одной из глав замечательной методички «Диагностика и активизация творческих способностей».

Приветствуются тренировки на доморощенном по ходу дела сырье (загогулины, кляксы, друдлы и прочее). Приложенные примеры к упражнениям, не имеющие ссылку на автора, выполнены мной.

Каждому упражнению можно посвятить отдельную статью (что я постараюсь сделать в будущем), пока же быстрый обзор основных.

Друдлы
Одна из рекламных кампаний бразильской школы креатива была основана на этом простом упражнении, когда несложную линию или фигуру требуется разрисовать по своему усмотрению:

Как развить образное мышление

Можете использовать заранее растиражированные несложные фигуры на А4-листе либо отталкиваться от собственных спонтанных линий по ходу упражнения.

Как развить образное мышление

Кляксы
В отличие от предыдущего упражнения, где мы использовали линии, в этом требуется вдохновляться сплошными фигурами: кляксами, пятнами, облаками и другими любыми абстракциями:

Кляксы не обязательно могут быть монохромными: посмотрите какой цикл работ, основанный на цветных пятнах, получился у замечательного португальского иллюстратора Filipe dos Santos:

Как развить образное мышление
Как развить образное мышление

Образное выражение
Суть упражнения в рассказе вербальной смысловой единицы (фразы, предложения) в образном варианте.
Чем-то это упражнение напоминает старые добрые ребусы. И действительно, часто из таких занятий получаются отличные «ребусные» логотипы:

Авторы: Richard Fonteneau, Jens Wickelgren, s-farm, Helms Workshop

Если не хочется тратить время на обдумывание фразы, можно использовать афоризмы, пословицы, слоганы, названия и фразы из песен, фильмов и прочие известные выражения:

Как развить образное мышление

Как развить образное мышление

Как развить образное мышление

В сети популярны иллюстрации, в которых отображены словесные выражения-казусы типа «Медведь собирает грибы в лису», «Курицы – не сушки», «Рыба пила» и прочие:

Как развить образное мышление

Автор werebober

Желающим подробнее изучить соотношение знака и смысла поможет семиотика.

По образному подобию
В этом упражнении требуется найти образные синонимы объекта в целом либо его отдельных частей. Например: cкрипка ~ талия ~ бутылка.

Цепочка может быть либо центрированной (синонимы вытекают от изначального варианта), либо последовательной (синонимы цепляются от предыдущего варианта), либо хаотичной (какая-либо последовательность не соблюдается).

Можно усложнить упражнение и составлять цепочки не только по образному подобию, но и по функциональному, прикладному и прочим. Эта методика называется визуальной матрицей.

Калейдоскоп
Суть этой игры очень простая и основана на соотношении объекта и нашей проекции на него. В этой игре мы просто жонглируем нашими проекциями на наблюдаемое. Избитый пример – стакан наполовину пуст или полон.

Достаточно просто выписывать варианты вербально. Для умеющих рисовать открывается больше возможностей: можно по новому взглянуть на знакомых личностей, привычные процессы, бытовую жизнь и другие аспекты нашей жизни:

Как развить образное мышление

Как развить образное мышление

Из дембельского альбома Бритни

Именно поэтому так популярны ресурсы с подобными плодами (демотиваторы, блоги, например, Проснись, группы в соцсетях): свежий взгляд на избитые образы, мнения, процессы всегда удивляет и смешит.

Как развить образное мышление

На этом мой обзор заканчивается. Буду рад комментариям, в которых вы расскажете о методиках и упражнениях, не упомянутых в этой статье.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Количество просмотров этой статьи: 9750.

Образное мышление человека – это его способность мысленно представлять, понимать и работать с невербальной информацией. Пока дети растут, очень важно развивать образное мышление, которое особенно проявляется в математике. Хотите улучшить образное мышление ребенка? Тогда начните с шага номер 1 этой статьи.

Как развить образное мышление

  • Соответствие цветов. Дайте детям задание найти как можно больше синих вещей, затем как можно больше красных вещей и так далее. Можете попросить их, чтобы они нашли предметы или вещи в комнате такого же цвета, как их рубашка или глаза.
  • Соответствия форм и размеров. Возьмите кубы и блоки различной формы и размеров и попросите детей собрать их в соответствии с формой или размером, а если дети уже достаточно развитые – то сразу по двум параметрам.
  • Напишите на карточках или бумаге буквы и попросите детей найти совпадающие. После того, как этот навык будет освоен, можно переходить на короткие и более длинные слова.
  • Дайте детям задание найти соответствие между словом и картинкой. Эта игра укрепляет связь между написанным словом и визуальным образом. В продаже можно встретить подобные карточки и игры, разработанные для развития этого навыка, но вы также можете сделать их самостоятельно.
  • Поощряйте детей находить предметы или вещи, которые начинаются с определенной буквы. Эта игра укрепляет связи между определенной буквой или звуком и объектами и людьми, название или имя которых начинается с них.
  • Играйте в игры на тренировку памяти. Игры на тренировку памяти развивают оба навыка – соответствие и память. Для подобных игр обычно используют парные карточки с различными символами. Карточки переворачиваются лицевой стороной вниз (после того, как их рассмотрели), а игроки должны найти соответствующие в новой колоде.

Как развить образное мышление

  • Попробуйте использовать картинки «Найди лишний». Они есть в журналах, книгах и в Интернете. Предметы на картинке могут быть похожи, но детям нужно внимательно посмотреть и найти эти небольшие различия между ними.
  • Стимулируйте детей находить объекты, которые им не принадлежат. Объедините группу элементов — скажем, три яблока и карандаш — и спросите, какой объект им не принадлежит. По мере прогресса, вы можете придумать более сложные задания: использовать яблоко, апельсин, банан и мяч, например, потом яблоко, апельсин, банан и морковку.

Как развить образное мышление

  • Подбодряйте детей говорить о картинках, которые они увидели. После того, как они описали их, расскажите им истории об изображенных предметах, сравните с другими картинками.

Как развить образное мышление

Развивайте внимательность к деталям. Покажите детям картинку со словами или изображениями и попросите найти столько, сколько они смогут.

Как развить образное мышление

Складывайте пазлы. Играя с различными пазлами, дети тренируют визуальное восприятие: они поворачивают элементы пазла, соединяют их и представляют картинку в целом. Этот ключевой навык в математике.

Как развить образное мышление

  • Полезно детям в их раннем возрасте объяснять понятие стрелок, указывающих направление. Покажите детям картинки со стрелками влево и вправо и попросите их определить направление.

Как развить образное мышление

  • Положить некоторые предметы в коробку (палочки, блоки, или стеклянные шарики, например) и попросить детей взять предметы только сверху.
  • Попросите детей закрыть один глаз, поставьте стакан вверх дном на столе. Вращайте пальцем вокруг стакана, направляя вниз; попросите детей сказать вам «стоп», когда ваш палец достигнет дна.

Как развить образное мышление

Начните развивать математические способности. Пока дети растут, они могут начать тренировать свои навыки восприятия в отношении чисел. Пусть дети соединяют количество предметов с числами, которые их описывают (два мяча, три яблока, четыре чашки и т.д.). Когда дети будут готовы, начните развивать у них другие математические способности.

Как развить образное мышление

  • Помогите детям фокусировать внимание, ограничив отвлекающие факторы, такие как: уличный шум, телевизор, электрические приборы, люди и прочие факторы, отвлекающие внимание.

Как развить образное мышление

Стимулируйте навыки логического мышления. Логическое мышление трудно развивать, так как в основном зависит от уровня развития ребенка. Однако, вы можете помочь, если будете давать возможность подумать над тем, что в той или иной ситуации произойдет дальше и почему. Вы можете задавать ребенку эти вопросы, когда читаете рассказы или делаете обычные ежедневные дела.

Как развить образное мышление

Ставьте расширенные вопросы. Задавая вопросы со словами «почему» и «как», вы больше побуждаете ребенка мыслить логически, нежели задавая вопросы, на которые следует отвечать «да / нет» или выбирать ответ из предложенных вариантов.

Соавтор(ы): Rahti Gorfien, PCC. Рахти Горфин — личностный тренер и основательница Creative Calling Coaching, LLC. Профессиональный сертифицированный коуч (PCC), аккредитованный Международной федерацией коучинга, коуч уровня ACCG по работе с СДВГ, аккредитованный академией коучинга ADD, и поставщик специализированных карьерных услуг (CSS). Была названа одним из 15 лучших личностных тренеров в Нью-Йорке по версии Expertise в 2018 году. Является выпускницей актерского курса Нью-Йоркского университета и играла в театре более 30 лет.

Количество источников, использованных в этой статье: 13. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 6612.

Развивать творческое мышление — это значит позволять себе расслабляться и мыслить нестандартно. Чтобы стимулировать креативность, выделяйте время для мозгового штурма, разрушайте рутину и ищите вдохновение в окружающих вас людях и местах. Путешествия, медитация и позитивное мышление тоже творят чудеса.

Как развить образное мышление

  • Запланируйте этот период на выходной день или на ту часть дня, когда у вас не будет никаких обязательств.
  • Не ставьте его на время прямо перед важным дедлайном или встречей, которые могут вас отвлекать.

Как развить образное мышление

  • Было бы неплохо делать это перед мозговым штурмом. Это побудит вас думать иначе.

Как развить образное мышление

  • Балкон, открытая терраса или тихий сад — вот отличные варианты для творческого пространства.
  • Ставьте творческие сессии на утро или начало дня, чтобы извлечь больше выгоды из светлого времени суток.

Как развить образное мышление

Уберите все электронные отвлекающие факторы, чтобы улучшить концентрацию. Одна из самых сложных частей творческого процесса — это дисциплинировать себя, чтобы следовать своим идеям. Устраните препятствия на пути к этой цели, убрав отвлекающие гаджеты на время мозгового штурма. Выключите телефон, модем, телевизор и радио, чтобы погрузиться в текущий проект. [2] X Источник информации

Развитое образное мышление – одно из необходимых требований творческих профессий, в том числе графических дизайнеров и копирайтеров. Знакомая многим фраза «нарисуйте здесь что-нибудь красивое» должна не ставить в тупик, а заставлять креативно работать. Совершенствование образного мышления задействует и аналитические способности, что помогает активизировать работу обоих полушарий головного мозга. Упражнения для развития образного мышления подойдут не только креативщикам, но и любому другому человеку, желающему иметь острый ум и широкий кругозор.

  1. Легче решать проблемы. Это происходит не потому, что у творческих личностей понимание проблемы более глубокое, а так как они могут подойти к проблеме с другой стороны, не стандартно.
  2. Успокаивать нервы. Это своеобразный механизм психической защиты. Суть его в том, что в воображении рисуется комичный, преувеличенный и даже абсурдный образ человека либо ситуации. Примером может служить хорошо знакомый психологический прием представить разозлившего вас человека хомячком или другим животным.
  3. Визуализировать. Чем четче будет образ в воображении (до мельчайших деталей) , тем проще затем можно будет реализовать идею.

Упражнения по развитию образного мышления

Рассмотрим некоторые интересные упражнения для развития образного мышления. Выполнять их следует спокойно, не ограничивая себя во времени, без соревнования и критики со стороны. В результате оценивается не только количество ответов, но и их оригинальность.

Друдлы представляют собой незаконченную картинку, которую предлагается домыслить и дорисовать. Это вариант для дизайнеров. Копирайтеру же необходимо описать свои ассоциации словами. Лучшее решение – то, которое мало кому придет в голову, особенно если оно с юмором. А правильного ответа нет! Это один из интереснейших способов проверить, как далеко может зайти ваша креативность.

Мы провели такое упражнение среди сотрудников коллектива, и вот результат: заитнересованность, креатив и увлеченность.

Как развить образное мышление

Здесь для развития мысли предлагается какая-либо фигура: кляксы, пятна и другие абстракции, исходя из которых придумывается образ. Примером может быть знаменитый тест Роршаха (посмотрев на картинку-кляксу, ответить, что она вам напоминает), который часто используется психологами для определения личностных особенностей индивида.

Упражнение заключается в визуальном изображении (рисунок, набросок) какой-либо фразы. Часто из такого задания получались отличные рекламные слоганы, логотипы и очень популярные в сети демотиваторы. Легко можно найти оригинальные карикатурные зарисовки выражений «медведь собирает грибы в лису», «ребра торчат», «у страха глаза велики», «хурма вяжет рот» и т.д.

В словарях о воображении пишут так скучно, что даже не хочется цитировать определения. Да и кто ж не понимает суть его? Еще Аристотель отмечал, что душа не может думать без мысленного образа. Он позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат. Он предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Специалисты выделяют несколько форм воображения:

  • агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
  • заострение — подчеркивание каких-либо признаков;
  • схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Никола Тесла, например, строил в уме трехмерные образы сложных машин с мельчайшей их детализацией, а затем воображал их работу в течение нескольких недель, мысленно проверяя ее качество, т. е. проводил тестирование в уме. Это называется эйдетическим воображением — когда мысленные образы имеют такую же точность, четкость и ясность, как реальные предметы и явления.

Не всем такое дано, разумеется. И говорят, что развивается эта способность трудновато. Но отчего не попробовать? Представьте себе, например, дверь в вашей спальне (гостиной, кабинете). Насколько яркий образ вы можете вызвать? Насколько подробный? Цветной или черно-белый? Насколько долго способны его удерживать «без расплывания»? Конечно, если только вчера вы ее мыли, получится лучше. Тогда проще почувствовать даже поверхность двери.

Но на этом как раз и основана техника тренировки, которая предусматривает разглядывание предмета, затем мысленное его представление, а затем сравнение полученного мысленного образа с реальным. Пара полезных советов:

  • если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно: форму, текстуру, размер, цвет;
  • чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, т. е. смотреть, но не описывать его словами.

Ну, что там у вас под рукой? Карандаш, книга, телефон? Можно попробовать прямо сейчас, статья ведь «не убежит». Затем можно будет представлять то, чего поблизости нет: берег моря, березовую рощу, Спасскую башню Московского кремля… Эти картинки очень важно разглядывать во всех подробностях.

Теперь поучимся «окунаться» в цвет. Для начала представим, что вся комната наполнена пузырьками минеральной воды, и это нисколько не мешает в ней находиться. По мере того, как вам станет комфортно в этом пространстве, пузырьки могут приобрести другой цвет, к примеру, розовый. А потом они растворятся, и останется только цвет и ваше ощущение погружения в него. Можно пойти дальше: мысленно раскрасить пространство в разные тона и путешествовать по нему.

Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя музыкальные отрывки и звуки (птичий щебет, гул самолета и т. п.), а затем переходить к представлению звуков по абстрактному их определению: каким окажется яркий звук, страшный, мельхиоровый, веселый?

Так же можно поступить с различными запахами и вкусами, и после этого переходить к представлению чувств и ощущений. Вообразите себе, например, ощущение от того, что вы стоите на холме, от того, что рядом находится самый дорогой для вас человек и др. А затем — и того больше. Вы можете представить себе чувства и ощущения, научиться вызывать ощущение, не испытывая в данную минуту: удивление — не удивляясь, приятное волнение — будучи в спокойном состоянии и т. д.

И, наконец, идеи! Представьте себе идею Гармонии. Она может возникнуть в виде зрительного образа — конкретного или абстрактного, но может придти и в виде ощущения. Тогда рассмотрите ее или прочувствуйте, или рассмотрите и прочувствуйте — в зависимости от гаммы восприятия.

Это далеко не полный спектр техник развития образного мышления, но освоив их в принципе, его можно использовать в жизни. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата. Разумеется, начинать лучше с простых ситуаций: покупка новых туфель, поход в зоопарк. Здесь всего три правила: детализируйте картинку, вызывайте в себе чувство удовольствия от мысленного фильма и поставьте в нем хронологическую метку, т. е. дату.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. А самое главное — этим вы поможете развернуться мыслям своей души. Высокого им полета!

Развитие образного мышления, казалось бы, актуально для детского или подросткового возраста, или, в крайнем случае, для людей творческих профессий. Однако мы даже не подозреваем, что у умения образно мыслить есть верные спутники:

✔ способность легко решать проблемы
✔ способность успокаивать нервы
✔ способность визуализировать

Способность легко решать проблемы

Мы рассмотрим очень хороший метод быстрого решения проблемных ситуаций, который основан на применении образного мышления. Для начала разберемся, каким образом мы можем решать проблемы столь необычным способом.

Творческие люди умеют разрешать возникшие затруднения очень быстро не только потому, что их уровень понимания проблем очень глубокий. Они могут подойти к вопросу неординарно и поэтому легко избавиться от недоразумений.

Как решить проблему с помощью образного мышления?

1. Представьте свою ситуацию в мысленных картинках.

К примеру, вы заметили, что дело, которым вы занимаетесь, идет на убыль. Представьте его в виде дерева, которое сохнет на глазах.

2. Нарисуйте недостающие образы, которые помогут исправить ситуацию, а затем подберите реальный эквивалент решения проблемы.

Вы видите, что на это дерево падает слишком много солнца (конкуренция) и оно нуждается в поливе (новых маркетинговых ходах). Возможно, вы почувствуете, что почву надо удобрить или обратиться к специалисту-садоводу за советом. Или же вы решите построить «крышу» над деревом…

3. Дайте время себе на переосмысление, и хотя, вероятно, вы не сразу поймете, что лучше предпринять, через некоторое время вас настигнет озарение.

Так действует этот метод.

Способность успокаивать свои нервы

Наша психика не застрахована от каких-то неприятностей. А вот развитое образное мышление работает в самых неожиданных ситуациях.

Также можно сказать, что большинство психологических проблем человека находится только в его голове. Особенно склонны «заморачиваться» женщины, потому что слишком близко к сердцу воспринимают ситуации, которые происходят не только с ними, но и с другими людьми.

Но если проблема в голове, с нее и следует начинать! Умение переосмысливать ситуацию, применяя образы, не так просто, но этому можно научиться и довести навык до автоматизма.

Что бы ни случилось с человеком, он может включить собственный механизм психической защиты. В данном случае необходимо нарисовать какие-то комические образы и даже преувеличивать, доводя ситуацию до абсурда.

К примеру, вас обидел человек, как вам показалось, своей скупостью. Нарисуйте образ хомячка, который все утаенное пихает за щечки и становится очень смешным. Ну разве можно обижаться на это милое существо? Это его особенность такая — делать себе стратегические запасы.

Способность визуализировать

Существует очевидная польза от развития образного мышления при визуализации будущего*. Чем лучше вы разовьете эту способность, тем красочней будут созданные вами образы, а шансы на успешное их воплощение возрастут многократно.

(* пожалуйста, не увлекайтесь слишком визуализацией, при неумелом и чрезмерном использовании она может принести вред)

Старайтесь видеть трехмерные образы, проживать в них, превращаясь в гостей из будущего. Это уже образы не ассоциативные, однако они могут дополняться новыми штрихами, которые способны будить ваше воображение и совершенствовать картины будущего, делая их ближе.

Упражнения для развития образного мышления

1. За пару минут воссоздайте в уме последний праздничный ужин. Вспомните, как вы были одеты, как выглядели окружающие люди. Почувствуйте вкус блюда, которое вы попробовали. Сделайте мысленную фотографию, сказав всем “cheese” и увидев, как все заулыбались.

2. Посмотрите на какой-то предмет, к примеру, чашку. Закройте глаза и воспроизведите ее в уме. Откройте еще раз глаза, и проверьте, насколько образ чашки в уме соответствует действительности.

3. Представьте какое-то животное и подумайте о том, какую пользу (или вред) оно способно принести. Не произносите слова, а мысленно прокручивайте, как киноленту, все ассоциации, которые приходят на ум, и представляйте их как можно красочнее.

К примеру, вы увидели корову. Представьте, как льется струя молока, далее — чашка — мед — девочка пьет из чашки — девочка растет — выходит замуж — у нее появляются свои дети — прогулочная коляска и т.д.

4. Можно делать это упражнение, используя несвязанные ассоциации. В таком случае мы получаем не логичное продолжение, а просто меняющиеся образы, как в игре ассоциаций.

Машина — колесо — дорога — пешеход — прогулка — парк — качели — дети и т.д.

Как видите, развитие образного мышления — очень даже увлекательное занятие. Повторяйте его время от времени, совершенствуйтесь, повышайте личную эффективность и подписывайтесь на обновления, если вы по какой-то причине еще не с нами.

Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Мы частенько завидуем тем, кто может, не тратя времени на длительный анализ ситуации, найти выход из нее. Такие люди будто обладают невероятно развитой интуицией, потому что все последующие расчеты только подтверждают правильность принятого ими решения. Возможно, свою роль здесь играет и интуиция, а возможно все дело в том, что у них развито образное мышление. Что это такое и как стать таким виртуозом мысли мы сейчас и поговорим.

Образный тип мышления и его разновидности

Человеческое мышление очень многогранно, ведь всем нам ежедневно приходится решать очень разные задачи. Но все же существует разделение на типы, правда, классификации различны. Некоторые школы делят мышление на практическое и теоретическое, другие говорят о шаблонном и нешаблонном мышлении, третьи же классифицируют мышление по использованию различных заместителей реальности – слова, предмета или образа. То есть согласно последней классификации различают предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Нас интересует образное (наглядно-образное, образно-ассоциативное или пространственно-образное) мышление. Считается, что этот тип мышления был следующим этапом после развития предметно-действенного. Образное мышление позволяет увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки. Если не нужен словесный ответ, то и вывод и не формулируется. Слово в этом типе мышления является только средством выражения преобразований, выполненных посредством образов. Некоторые склонны рассматривать воображение как разновидность образного мышления, но это неверно. Воображение воссоздает нужный образ из образной памяти, а образное мышление опирается на реально существующие предметы.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере развития всех психических процессов и накопления жизненного опыта. Некоторым людям, вследствие их индивидуальных особенностей, бывает сложно оперировать мысленными образами, им обязательно необходимо наличие наглядной основы. Но как оказывается, развить образное мышление возможно, конечно, если потратить время и приложить должные усилия.

Как развить образное мышление?

Существует множество упражнений на развитие наглядно-образного мышления, давайте рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Очень популярны различные загадки на развитие образного мышления. Забавно, что часто с ними справляются дети, а вот их родители затрудняются с решением. К примеру, вот такая загадка: что все люди на Земле делают одновременно? Ответ на нее – становятся старше.
  2. Для тренировки образного мышления поможет следующее упражнение. Припомните всех людей, с которыми вы общались в этот день. Представьте во всех подробностях как они выглядели – цвет глаз и волос, рост, возраст, одежда. Попробуйте представить их манеры, привычки. Проделайте то же самое с людьми, которых вы видели вчера, на выходных, во время последнего отпуска, на дне рождения.
  3. Представьте любую положительную эмоцию, только не привязывайте ее к какому-либо объекту или воспоминанию. Постарайтесь воспроизвести разные эмоции. Насколько хорошо у вас это получается?
  4. Развитию наглядно-образного мышления поможет геометрия, а точнее геометрические фигуры. Представьте каждое из следующих тел: сферу, куб, призму, пирамиду, тетраэдр, икосаэдр, додекаэдр, октаэдр. Не торопитесь сразу воспроизвести образ, сначала представьте расположение граней, мысленно изучайте объекты снаружи и изнутри, попробуйте почувствовать объемность каждой фигуры.
  5. Если представлять реально существующие объекты у вас получается хорошо, создайте мысленный образ того, чего вы никогда не видели. Вообразите сказочных персонажей и животных, представьте средства передвижения будущего, одежду и украшения, которые будут носить правнуки наших внуков.
  6. Кроме образов определенных вещей нужно тренироваться в представлении чистых идей, не привязанных ни к какому конкретному объекту. Представьте идею красоты, энергии, мира, гармонии, иллюзии и реальности.

Возможно, первое время образы будут получать не такими яркими, как хотелось бы. Чтобы это исправить, попробуйте просто смотреть, чувствовать, но не описывать словами свои ощущения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector