Как развить мелкую моторику у ребенка

Как развить мелкую моторику у ребенка

В настоящее время педиатры, учителя, детские психологи бьют настоящую тревогу в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей, страдающих нарушениями речи и дисграфией (нарушением письма). За последние 40 лет таких деток стало как минимум на порядок больше. А все почему?

Современный человек постоянно спешит, ему нужно достаточно заработать на все блага цивилизации, чтобы “облегчить” жизнь себе и своим детям. И именно все эти “упрощения” порой не позволяют малышу развиться должным образом. Например, если раньше детская обувь всегда была на шнурках или хитрых застежках, то сейчас – исключительно на удобных липучках. Мамы обрадовались, что не надо учить ребенка завязывать шнурки и подолгу ждать, пока он мучительно справляется с ними. В результате пострадало развитие мелкой моторики у детей, ведь оно происходило почти автоматически, когда малышу приходилось быть очень самостоятельным и несколько раз в день сражаться с этими неподатливыми шнурками. (А помните из своего глубокого детства, как они запутывались, и приходилось их еще подолгу развязывать?).

Связь развития мелкой моторики с речью и интеллектом было замечено педагогами давно, а физиологи это подтвердили: центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и речь, расположены очень близко друг к другу. Таким образом, при стимуляции мелкой моторики, активизируются не только соответствующие отделы мозга, но и все соседние.

Развивать мелкую моторику у детей необходимо с самого раннего возраста, так как уже к младшему школьному возрасту влияние двигательного центра на речевой заметно ослабевает. Детки, которые регулярно выполняют необходимые упражнения, начинают раньше говорить, правильная речь формируется намного быстрее, и логопедические дефекты речи встречаются реже; формирование навыков письма идет очень быстро и практически не встречается дисграфия.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинайте зарядку для пальчиков не позднее, чем с двухмесячного возраста. И до 10 месяцев она возможна в виде массажа, пальчиковой гимнастики, простейших игр. Поглаживайте ладошки в разных направлениях, массируйте и растирайте каждый пальчик, похлопывайте по ладошке, давайте малышу разные предметы на ощупь.

С 10 месяцев можно перейти к более активным упражнениям: приобретите различные складные пирамидки, матрешки, разрешайте малышу (конечно, под вашим неусыпным контролем!) перекладывать карандаши, крупные пуговицы, складывать их по одной в баночку, нанизывать большие бусины на веревочку, разрывать мягкие листы бумаги на мелкие кусочки, продолжайте делать ему массаж.

С годика начинайте активно вводить игры с мозаикой и конструктором, различные пальчиковые игры. Окрашивайте их эмоционально, и это станет увлекательным занятием и для вас, и для вашего малыша.

С полутора лет ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки, развязывать узелки. Узелкам можно тренироваться на обычной веревочке либо приобрести специальные игрушки, а лучше всего купить ботиночки на шнурках, ведь игрушки быстро надоедают, а шнурки на ботинках – каждодневная необходимость. Если правильно организовать этот процесс развития мелкой моторики, вскоре он будет проходить почти автоматически.

У более старших деток мелкую моторику прекрасно развивает раскрашивание, рисование, лепка, макраме, аппликация, оригами (также это малышу помогает развивать творческие способности, эстетический вкус, успокаивает, увлекает, учит сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, развивает терпение, внимание). Разнообразьте занятия вашего ребенка, купив ему пластилин (лучше твердый, требующий разминания), краски, кисти, карандаши предпочтительнее фломастеров (они напрягают ручку, ребенок учится наносить штрихи, что очень полезно для моторики). Также используйте счетные палочки для построения разных фигурок, букв и цифр, гнущиеся проволочки для создания узоров, мячики для тренировки мускулатуры, клубки ниток для перематывания.

Игры должны быть интересными и короткими, для начала достаточно продолжительности в 5 минут. Обязательно доводите игру до конца, и организуйте ее так, чтобы малыш не отвлекался на посторонние предметы.

Как развить мелкую моторику у ребенка

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, открывание коробок, завязывание шнурков и т. д. Данные навыки развиваются в соответствии с физическими параметрами ребенка в том или ином возрасте (такими как координация мышц туловища и сила мышц плечевого пояса). Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно.

Рассмотрим основные навыки мелкой моторики, которые ребенок приобретает на разных этапах своего развития:

Ребенок до 6 месяцев

  • рефлекторно хватает предметы (с рождения);
  • неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
  • осознанно хватает предметы (3 месяца);
  • хватает предметы двумя руками (3 месяца);
  • хватает предметы одной рукой (5 месяцев);
  • намеренно тянется к предметам (6 месяцев).

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточное развитие мышц и координации их работы;
  • задержка способности играть самостоятельно;
  • задержка развития органов чувств из-за неразвитых навыков обращения с игрушками и другими предметами.

Ребенок в 6-12 месяцев

  • тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;
  • намеренно отдает предметы;
  • хватает предметы большим и указательным пальцами;
  • берет предметы двумя пальцами;
  • перекладывает предметы из одной руки в другую;
  • бросает и поднимает игрушки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • слабо развиты навыки обращения с предметами;
  • задержка развития органов чувств из-за недостатка игровой деятельности.

Ребенок в 1-2 года

  • строит башню из трех маленьких кубиков;
  • строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
  • вставляет 5 колышков в отверстия;
  • переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
  • рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
  • нажимает кнопки;
  • рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
  • ест при минимальной помощи родителей;
  • использует жесты в общении;
  • подносит ложку ко рту;
  • самостоятельно берет чашку и пьет из нее.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • недостаточно развиты игровые навыки;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык обращения с предметами.

Ребенок в 2-3 года:

  • нанизывает 4 большие бусины;
  • переворачивает по одной странице книги;
  • режет ножницами;
  • держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
  • большинство действий делает одной рукой;
  • делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
  • рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
  • раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
  • самостоятельно ест.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • неготовность к занятиям письмом;
  • избегание работы с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык рисования.

Ребенок в 3-4 года:

  • строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
  • рисует круг по заданному образцу;
  • рисует перекрещивающиеся линии;
  • лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
  • использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
  • режет бумагу ножницами.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • неготовность к занятиям письмом;
  • недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);
  • расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.

Ребенок в 4-5 лет

  • вырезает по контуру;
  • рисует пересекающиеся линии;
  • рисует квадрат;
  • пишет свое имя;
  • пишет числа от 1 до 5;
  • пишет буквы;
  • навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
  • самостоятельно одевается и снимает одежду.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с удержанием и обращением с карандашом;
  • трудности с написанием имени и букв;
  • зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 5-6 лет

  • вырезает простейшие фигуры;
  • рисует треугольник; по контуру;
  • берет карандаш тремя пальцами;
  • приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации; простейшие рисунки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с правильным написанием букв и цифр;
  • слабо развиты навыки письма;
  • трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
  • быстрая утомляемость при работе карандашом;
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 6-7 лет:

  • правильно пишет большинство букв и цифр;
  • пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);
  • уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;
  • хорошо развита моторика для занятий письмом;
  • строит различные модели из конструкторов;
  • самостоятельно завязывает шнурки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с выражением мыслей в письменной форме;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности в школе из-за низкой скорости письма;
  • неразборчивый почерк; из-за низкой успеваемости в школе;
  • проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Ребенок в 7-8 лет

  • разборчиво пишет тексты большого объема.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • сложности с выполнением письменных заданий на время;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности с выполнением письменных заданий в школе из-за трудностей с выражением мыслей в письменной форме;
  • избегание работы с карандашом.

Приведенный выше перечень позволяет определить, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Если вы обнаружили некоторые задержки в развитии, своевременная помощь специалистов поможет быстро наверстать упущенное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector