Как правильно учить разговаривать ребенка

Среди родителей дошкольников давно закрепилось утверждение, что сначала ребенок должен начать говорить, а уже затем учиться читать. Действительно, так происходит во многих случаях, но далеко не у всех.

О том, как чтение помогает запустить процесс речи, «Летидор» попросил рассказать одного из авторов «Бэби-азбуки с играми и наклейками» Анну Олейникову.

Чтение — сложный механизм восприятия графических символов. В нем задействованы физиологические и мыслительные процессы.

Непосредственное участие в этом деле принимают органы зрения, речи, слуха и головной мозг. Если говорить по-научному, то текстовая информация поступает в мозг по трем каналам: зрительному, речеслуховому и речедвигательному (когда приводятся в движение органы, отвечающие за воспроизведение речи: язык, связки, диафрагма и др.).

Поэтому учить детей читать никогда не поздно и никогда не рано, особенно если речь идет о комплексном процессе, всесторонне развивающем мозг.

При этом всегда нужно помнить об основном правиле бережного развития детей:

«Всё хорошо в меру. И лучше — в игре!».

Логопедическое «За!»

В логопедии существует так называемый обходной путь развития речи детей, у которых есть задержка темпов речевого развития (те, кто примерно к четырем годам еще не говорит).

Методика связана со стимуляцией выхода в речь через чтение, через графический образ буквы.

Объясняем, как это работает.

Если у ребенка нарушена работа органов слуха или речи, то у него не получается воспринимать или различать звуки на слух или есть трудности с воспроизведением звуков. И как следствие — трудности с речью.

В этом случае специалисты учат ребенка задействовать другие отделы головного мозга, в частности, отвечающие за обработку визуальной информации.

Через зрительный канал человек получает более 80% всей информации.

Органы зрения, которые активизируются другими частями мозга, помогают через графический образ (букву) создать ассоциативную связь между образом и артикуляцией.

Так налаживается совместная работа разных органов (и отделов мозга). Они помогают друг другу запустить разные типы восприятия, а ребенку — через развитие навыка чтения начать говорить и лучше осваиваться в нашем прекрасном мире. Главный вывод — процесс чтения однозначно полезен не просто для того, чтобы уметь читать рукописи, которые не горят, но и потому, что одновременно происходит комплексное развитие человека. Любого возраста.

Пассивный словарный запас

Трудно себе представить, что осознанный родитель будет скрывать от ребенка, который еще не говорит, очевидные вещи. Как называется или выглядит тот или иной предмет, какие у него свойства, для чего он нужен и др.

Разговаривая с детьми, мы, даже сами того не желая, расширяем их словарный запас. И сейчас (надеемся!) уже не встретить ни одного «смельчака», который считает, что разговаривать с еще не говорящим ребенком бесполезно. Ведь пассивный запас слов никто не отменял.

Почему это важно при разговоре о чтении? Да потому, что запас слов, которым ребенок с удовольствием воспользуется при «выходе в речь», накапливается постепенно.

И нужно постараться рассказать маленькому человеку обо всем на свете максимально эмоционально, наглядно, образно и всесторонне.

Так, в известной всем методике Зайцева по обучению чтению знакомство с «предметом» происходит на всех уровнях восприятия: зрительно, на слух, тактильно (иногда и на вкус).

Ребенок, например, разглядывает волка на картинке, одновременно видит «словесный образ волка» — буквы/слово, а потом может из «звенящих кубиков» собрать свое слово В-О-Л-К.

Талантливый педагог вдобавок предложит погладить шерстку волку (на мягкой игрушке) и послушать, как он воет на луну. Вот так чтение органично дополняет все то же комплексное развитие и помогает ребенку познавать жизнь во всем ее многообразии.

Развитие образного мышления

Стоит ли говорить, что образное мышление у детей дошкольного возраста выступает за главного. Логопеды подтверждают, что в случаях, где нет места нарушениям, развитие происходит в первую очередь через ощупывания и образы, а не через символы и абстракцию.

Здесь, памятуя о важности гармоничного развития и активизации всех ресурсов мозга, стоит вспомнить о чтении. А именно о его первом этапе — знакомстве малышей с буквами, алфавитом. Причем не как с графическими символами, а как с образами.

Объясним. Уже долгие годы в занятиях с малышами принято как можно больше стимулировать двигательную активность. Чем больше заданий на развитие мелкой и крупной моторики — тем лучше.

Даже буквы ребята лепят, конструируют из разных составляющих, рисуют и изображают.

Благодаря такому подходу запоминается именно доступный по возрасту образ буквы, а не символ. Именно образ будет запечатлен в памяти, чтобы потом пригодиться при освоении чтения.

Здорово, что о буквах-образах позаботились сегодня и создатели развивающих пособий. Например, в Бэби-азбуке первое, что увидит ребенок, будет не скучным шрифтом написанная буква А, а ангел, играющий на арфе. Запоминающийся образ, не правда ли? При этом игры-задания для каждой буквы есть на разные уровни сложности. А наклейки, конечно, понравятся даже самым маленьким.

Занятия чтением с детьми, которые еще не говорят, дают комплексный подход и активизацию всех типов восприятия мира, развитие образного мышления и создание словарного фундамента для «выхода в речь». И как бонус — любовь к чтению с самого детства.

Речь у ребенка – в 9 месяцев. Результат – отличная память в 10 лет

Дети — это счастье. А второй ребенок — это счастье, умноженное в разы, да еще в возрасте 36 лет. Как я говорю всем своим подругам: «Хочешь быть самой счастливой — роди ребенка после 36 лет».

Когда появилась дочь, второй ребенок в семье, я решила испробовать на ней несколько методик раннего развития, о которых ранее читала, но не использовала, когда рос сын. Здесь каждый день и час был для меня счастьем, которое я хотела задержать и остановить.

Первая методика (я не помню авторов, но до сих пор благодарна, что натолкнулась на них когда-то) заключалась в развитии вестибулярного аппарата ребенка. Я начала проводить ее в 6 месяцев. Для этого ребенка необходимо было раскручивать вокруг себя сначала за ручки, потом за ножки (вниз головой), потом за одну руку и ногу, потом за другую. Ручки и ножки надо фиксировать своей рукой, чтобы не растянуть и не вывихнуть неокрепшие связки. Сначала о-о-очень аккуратно! И обязательно смотреть на реакцию ребенка. Если все хорошо, то малыш будет улыбаться и даже смеяться. Ребенку это должно нравиться!

Вторая методика заключалась в следующем: надо было взять карточки с картинками фруктов, овощей, одежды, предметов и т.д., которые предназначены для детсадовского возраста. Я тогда напокупала кучу книжек с такими карточками на разные темы, разрезала их и стала заниматься. Надо взять ребенка на руки, поцеловать его, обнять, затем по очереди показываем 5 любых карточек и называем то, что на них нарисовано, потом снова обязательно обнимаем и целуем ребенка. И на этом все! В день больше 5 карточек показывать не надо. Чем больше будет карточек на разные темы, тем лучше.

Например, показываем картинку с лампой, называем: ЛАМ-ПА,ЛАМ-ПА, ЛАМ-ПА, кладем карточку, берем следующую и т.д. Закончили, поцеловали, обняли и занимаемся далее обычными делами. На следующий день другие 5 карточек и т.д., пока карточки не закончатся. Потом снова повторяем. Делать это можно было в любое время дня, один раз в день.

Результат у нас следующий: в 9 месяцев моя дочь заговорила, причем я считала, что мне это только кажется. Да и книжки читала умные о том, что речь у детей до 1 года неосознанная. Но. врач-невропатолог опровергла мои сомнения и подтвердила, что дочка разговаривает. В настоящее время моей дочери 10 лет, и мы с ней стихи не учим совсем. Ей достаточно прочесть стих любой длины несколько раз, и она рассказывает его сходу.

Сложно сказать, какая из методик дала свои результаты, но использовала я их вместе и в одном и том же возрасте — 6 месяцев. Желаю всем удачи!

Суще­ствует несколько пра­вил, кото­рые помо­гут научить детей пра­вильно выго­ва­ри­вать звуки и стро­ить свою речь. Дан­ные пункты сослу­жат хоро­шую службу не только детям с затор­мо­жен­ным раз­ви­тием речи, но и успе­ва­ю­щим. Итак, как научить ребенка говорить?

Мама имеет огром­ную роль в раз­ви­тии малыша во всех отно­ше­ниях. Она обес­пе­чи­вает сво­ему малышу пол­но­цен­ное раз­ви­тие. При посто­ян­ном раз­го­воре с мамой малютка дол­жен видеть арти­ку­ля­цию, слы­шать пра­виль­ный выговор.

Не нужно раз­го­ва­ри­вать с малы­шом на какие-то фило­соф­ские темы или обсуж­дать набо­лев­шие про­блемы, чтобы обес­пе­чить ему посто­ян­ный диа­лог. Доста­точно просо ком­мен­ти­ро­вать все свои дей­ствия. Бла­го­даря этому малыш смо­жет соот­но­сить дей­ствие со зву­ко­вым его значением.

Не сле­дует раз­го­ва­ри­вать с малы­шом на ходу, бро­сать слова через плечо. Когда ребе­нок видит арти­ку­ля­цию мамы при выго­воре слов, дви­же­ния губ, мимику и жесты, то он быст­рее сооб­ра­зит, о чем идет речь. Общий образ гово­ре­ния закре­пится в его памяти. Малыш будет про­бо­вать вос­ста­но­вить образ, скла­ды­вая губы, как мама, при разговоре.

Ближе ко вто­рому году жизни малютки не стоит общаться с ним, сюсю­кая и уми­ля­ясь. Ребе­нок дол­жен слы­шать нор­маль­ный тембр вашего голоса. Раз­го­ва­ри­вайте с малы­шом нор­мально, четко выго­ва­ри­вая звуки. Новые или слож­ные слова ста­рай­тесь про­из­но­сить немного громче и более четко, чтобы ребе­нок смог без труда понять вашу речь. При этом смот­рите ему в лицо, демон­стри­руя свою артикуляцию.

Заме­нять слож­ные слова про­стыми не нужно. Не стоит также созда­вать соби­ра­тель­ные образы, назы­вая, напри­мер, все голов­ные уборы шап­ками. Ребе­нок дол­жен знать, что кепка – это кепка. А косынка – косынка.

Не нужно опус­кать в своей речи гла­голы. Чаще всего мамы игно­ри­руют гла­голы, когда ком­мен­ти­руют опре­де­лен­ную ситу­а­цию. Напри­мер, уви­дев собаку на улице, обычно гово­рят «собачка». Накап­ли­вая в своей памяти лишь суще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные, ребе­нок будет иметь труд­но­сти с выра­же­нием своих жела­ний. Напри­мер, вме­сто «хочу шарик» будет гово­рить лишь «шарик». Роди­те­лям в такой ситу­а­ции трудно понять купить малышу шарик, видит ли он шарик или про­сто вспом­нил кар­тинку из книжки.

Раз­го­ва­ри­вая с малы­шом, не стоит исполь­зо­вать в своей речи огром­ные слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния. Ребенку трудно охва­тить сразу все слова, поэтому речь взрос­лого для него непо­нятна. Доста­точно ска­зать: «Машина едет» или «Собачка бежит».

Стоит обра­щать вни­ма­ние на при­знаки раз­лич­ных пред­ме­тов. Ребе­нок будет накап­ли­вать харак­те­ри­стики, бла­го­даря чему его сло­вар­ный запас будет расширяться.

Хорошо в своей речи про­ти­во­по­став­лять пред­меты. Напри­мер, кошечка бегает, а птичка летает или ночка темна, а день светлый.

Вос­при­я­тие речи на слух также бла­го­творно вли­яет. Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура для детей пред­став­лена обшир­ней­шим ассор­ти­мен­том ска­зок, стиш­ков, исто­рий, песе­нок и мно­гими дру­гими про­из­ве­де­ни­ями. Читайте малышу не только перед сном, но и днем, удобно устро­ив­шись на диване. Есть также спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная лите­ра­тура для детей с непра­виль­ным раз­ви­тием речи. Лого­пед посо­ве­тует вам несколько изда­ний. Такие книги содер­жат не только сюжет­ные исто­рии, но также раз­лич­ные упраж­не­ния для раз­ви­тия арти­ку­ля­ции. Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура изоби­лует кра­соч­ными эпи­те­тами и кра­си­выми выра­же­ни­ями, кото­рые будут накап­ли­ваться в памяти ребенка. Позже малышу будет проще подо­брать нуж­ное слово, чтобы выра­зить свои чув­ства, ощу­ще­ния или потребности.

При­ду­мы­вайте раз­лич­ные игры со сло­вами, зву­ками или сло­гами. Для этого не нужно спе­ци­ально уде­лять время. Играть можно, напри­мер, на про­гулке или в обще­ствен­ном транс­порте. Заклю­ча­ется такое обу­ча­ю­щее раз­вле­че­ние в том, что мама или папа гово­рит малышу: «Ла-ла-ла», на что послед­ний дол­жен отве­тить: «Ти-тит-ти». Что гово­рить выби­рает каж­дый сам. Правда, надолго малыша не зай­мешь такой гим­на­сти­кой, но 5–10 минут вполне доста­точно, чтобы попрак­ти­ко­вать рече­вые навыки. Сло­вами можно играть с двух­лет­ними детьми. Напри­мер, назы­вая харак­те­ри­стику пред­мета, малыш дол­жен отве­тить, о чем идет речь. Вы: «Зеле­ное», ребе­нок: «Дерево».

Мел­кая мото­рика очень важна в раз­ви­тии пра­виль­ной речи. Спе­ци­а­ли­сты даже назы­вают наши руки «вто­рым орга­ном речи». Хорошо раз­ви­вает дви­же­ния ручек пла­сти­лин, соле­ное тесто, раз­лич­ные рези­но­вые, пласт­мас­со­вые, пупыр­ча­тые, мяг­кие игрушки. Можно сшить неболь­шие мешочки из хлоп­ча­то­бу­маж­ной ткани и насы­пать туда крупы, мака­роны, песок и дру­гое. Такой нехит­рый и очень эко­но­мич­ный спо­соб помо­жет не только занять малень­кого шалуна, но и поспо­соб­ствует раз­ви­тию мел­кой моторики.

На раз­ви­тие речи ребенка вли­яет мно­же­ство фак­то­ров. Напри­мер, ели у вас дву­языч­ная семья, то не стоит пани­ко­вать, если двух­лет­ний малыш еще не начал еще «нор­мально» гово­рить. У таких детей сме­ше­ние роди­тель­ских язы­ков несколько тор­мо­зит раз­ви­тие. Как научить ребенка пра­вильно гово­рить в этом слу­чае? Доста­точно выбрать один язык и при­дер­жи­ваться выше­опи­сан­ных правил.

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет.

Как правильно учить разговаривать ребенка

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет.

Как правильно учить разговаривать ребенка

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Вместе со специалистами Городского психолого-педагогического центра разбираемся, почему дошкольники отстают в развитии речи и что с этим делать.

Первые три года жизни — это период активного развития ребенка. В это время малыш приобретает множество навыков, в том числе речевые. Но иногда в три года ребенок не разговаривает совсем или разговаривает совсем плохо, что не может не беспокоить родителей.

В чем причина речевых задержек, мы попросили рассказать учителя-логопеда Анну Садыкову и учителя-дефектолога Надежду Кондрашову – специалистов Городского психолого-педагогического центра.

В возрасте трех лет ребенок произносит около 300-350 слов, оперирует ими, склоняет, выражает свои эмоции словами. Каждый день происходит накопление и увеличение словарного запаса ребенка.

Если этого не происходит, необходимо выяснить причину.

Что может мешать развитию речи

• Нарушения слуха, нарушения строения артикуляционного аппарата, тяжелые заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни, особенности генетики.

• Психологический стресс. На речевое развитие ребенка могут оказать влияние конфликты родителей, сильный испуг, длительная разлука с родителями, смена обстановки и т.д.

• Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если родители сильно опекают своих детей, то у детей не появляется стремление научиться словесно выражать свои желания и доносить их до окружающих. Зачастую они используют жесты.

• Недостаток внимания со стороны взрослых, которые не стремятся к общению со своим ребенком. Ребенок много времени проводит за просмотром телевизора или игрой на телефоне.

Как разговорить трехлетнего ребенка

Что делать, когда исключены все медицинские и психологические причины?

Играйте

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Так что используйте ее, чтобы развивать речь малыша.

Во время игры задавайте открытые вопросы и не торопитесь отвечать за него.

Продолжительность игры не должна быть больше 3-5 минут, так как в 3 года малышу еще тяжело долго сохранять концентрацию.

Развивайте речь в бытовых ситуациях. Вместо того чтобы спросить «ты будешь на ужин картошку?» и дождаться, пока ребенок кивнет или помотает головой, задайте другой вопрос: «что ты будешь на ужин?».

Развивайте подражательную речевую активность

Если ребенок молчит, не стоит настаивать: «Скажи» или «Повтори за мной».

Он не должен чувствовать давления со стороны взрослого.

Назойливые просьбы со стороны взрослых повторить или сказать что-то могут спровоцировать речевой негативизм, при котором малыш совсем откажется говорить или будет говорить неохотно и мало.

Необходимо эмоционально общаться с ребенком: «Смотри, кто это пришел к тебе? Топ-топ-топ. Это зайка! Давай поиграем с ним! Давай покормим зайку. Как зайка кушает? Ам-ам-ам. Давай искупаем зайку! Куп-куп-куп. Давай положим зайку спать. Бай-бай-бай».

Если ребенок пока не готов повторять за вами простые слова или звукоподражания, сами проговаривайте и отвечайте за него.

Через некоторое время у ребенка обязательно появится желание присоединиться к вашей игре.

Озвучивайте действия ребенка

Очень полезно для развития речи комментировать свои действия и действия, которые выполняет малыш. «Давай вымоем ручки. Включим водичку. Возьмем мыло, намылим ручки. А теперь смываем мыло…»

Если ребенок предпочитает общаться с помощью жестов, тогда озвучивайте их. А потом провоцируйте малыша, чтобы он сам прокомментировал свои жесты: «Что ты хочешь?» Пауза. «Пить? Что тебе налить: водичку или сок?»

Комментируя действия, вы развиваете понимание речи, обогащаете представления об окружающем мире, учите вслушиваться в речь и выделять в ней знакомые слова.

Не ругайте за нечеткое произношение

Нельзя требовать от ребенка сразу правильного произнесения слов. Надо помнить, что отдельные звуки и их сочетания, звукоподражания, обрывки лепетных слов — это тоже проявление речевой активности.

Поэтому радуемся любому проявлению речи, хвалим малыша и как бы невзначай даем правильный образец.

Например, ребенок увидел машину и говорит «би-би», мама говорит: «Правильно, это машина» и т.д.

Делайте артикуляционную и дыхательную гимнастику

Для развития подвижности и укрепления мышц речевого аппарата рекомендуем выполнять с ребенком элементы артикуляционной гимнастики: вытянуть губки, надуть щеки, поцокать языком, покусать зубами верхнюю и нижнюю губу и т. д.

Также полезны различные дыхательные упражнения: подуть на бумажный кораблик, бумажную бабочку, одуванчик, игрушку-вертушку, надуть мыльные пузыри.

Развивайте мелкую моторику малыша

Участки головного мозга, отвечающие за речь и моторику, имеют тесную взаимосвязь. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Для развития мелкой моторики можно использовать стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Наша речь ритмична, а в потешках и стихах заложен простой ритм. Простые стишки формируют эмоциональный контакт с ребенком. А при выполнении под них разнообразных движений развивается мелкая моторика и координация движений.

Рассказывая ребенку знакомый ему стишок или сказку, можно пропустить слог или слово, и сделать паузу — как бы предложить малышу закончить за вами фразу. Например: «Жили-были дед да… (ребенок подсказывает «баба»), и была у них курочка … (Ряба)».

Используя эти советы, игры и упражнения, вы сможете создать благоприятную среду для речевого развития вашего дошкольника. Помните, что этот процесс длительный, постепенный и трудоемкий, поэтому необходимо запастись терпением.

Правильное произношение нужно тренировать с раннего возраста, тогда в будущем ребенок будет радовать родителей красивой и грамотной речью. Для того чтобы дети могли без проблем произносить слова, у них должны быть развиты мышцы шеи, груди, лица и даже языка. Их можно прорабатывать с помощью специальной артикуляционной гимнастики.

Специально для «Летидора» учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Москвы Мария Кравцова и Галина Михайловская выбрали несколько полезных и простых упражнений для формирования и закрепления навыков правильной артикуляции.

Галина Михайловская и Мария Кравцова, учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Москвы

Только логопед сможет правильно выявить наличие или отсутствие проблем в развитии речи ребенка и подобрать необходимые упражнения.

Тем не менее каждый родитель может провести простой тест: попросите ребенка максимально высунуть язык и покачать им из стороны в сторону. Если с этой задачей возникают проблемы, например, малыш высовывает язык только наполовину, не может зафиксировать его, у него обильное слюноотделение – это повод обратиться к специалисту.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов – активная (когда ребенок сам выполняет упражнения) и пассивная (когда за него их выполняет специалист с помощью особых инструментов). Сейчас мы поговорим об активной артикуляционной гимнастике.

Существует ряд простых и универсальных упражнений, которые будут полезны не только детям, но и взрослым. Каждый родитель может сесть вместе с ребенком перед зеркалом и постараться выполнить любое упражнение на выбор.

Фырканье лошади

Изобразите, как фыркает лошадь. Для этого нужно с силой выдохнуть ртом через сомкнутые губы, чтобы получилась легкая вибрация, похожая на фырканье лошади или звук «тпру».

Учить ребенка говорить красиво с выражением необходимо с раннего детства. Как это сделать?

Согласись, умение красиво говорить – это немаловажный фактор успеха в жизни, и этому искусству нужно учиться с самого детства. Умение четко и ясно изъясняться можно и нужно развивать у ребенка с тех самых пор, как он начинает говорить первые в своей жизни слова.

Зачастую все недоработки родителей в плане обучения их чад искусству красивой речи становятся заметны на детских утренниках. Если некоторые детки рассказывают стихи громко и с выражением, то другие что-то тихо и невнятно мямлят, проглатывая половину слов. Вот за таких горе ораторов родителям и приходится краснеть. Причем, как правило, все списывается на стеснительность ребенка, хотя на самом деле виной всему лень его родителей.

На самом деле, научить ребенка красиво, с выражением выступать (читать стихи, играть свою роль в спектакле и т.д.) перед зрителями – не так уж сложно. Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут вам научить ребенка красиво и внятно говорить.

Прежде всего, запомни: от того, как ты сейчас постараешься, в будущем будет зависеть очень многое. Ведь красивая речь ребенка – это не только твоя гордость на утренниках и спектаклях. В дальнейшем – это еще и уверенность ребенка в общении с друзьями и сверстниками, его помощь на любом экзамене, а в дальнейшем – успех на собеседовании при приеме на работу, авторитет как руководителя и т.д. Несомненно, есть ради чего потрудиться.

Теперь, собственно, о самих рекомендациях.

Итак, чтобы научить ребенка красиво и внятно говорить, нужно:

Показать ребенку, как нужно говорить, на собственном примере.
Возьмем, например, тот же стих из программы детсадовского утренника. Усади ребенка в кресло в качестве зрителя, а сама встань перед ним, и красиво прочти стихотворение. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.

Спроси у ребенка, понравилось ли ему твое выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитай тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спроси у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясни, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

Внимательно слушай своего ребенка
Очень хорошо, если ты находишь время для того, чтобы послушать речь твоего ребенка. Слушай, как он разговаривает, и, если нужно, поправляй его, подсказывай правильное произношение и ударение, рассказывай значение слов. Даже если ты будешь притворяться, что внимательно слушаешь ребенка, это будет намного лучше и полезнее, чем фраза типа «Отстань, я очень устала и хочу отдохнуть… Потом расскажешь». Ведь если ребенок поймет, что даже тебе его рассказы не интересны, то что уж говорить про публичные выступления!

Записать его выступление на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т.д.)
Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дай ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсуди, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что – не очень. Обязательно найди, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это не наш метод.

После того, как все замечания учтены, запиши выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и твои записи будут с каждым разом все лучше. И не забывай про похвалу – это огромный стимул к новым свершениям.

Предоставить ребенку свободу выбора
Если есть такая возможность, то выбирай стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо большим удовольствием, чем тот стих, который ему навязали.

Читать, читать, и еще раз читать
Если твой малыш еще не умеет читать, то читай ему вслух ты, и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать.

Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давай ребенку передохнуть, и почитай пару страниц сама. Это будет очень интересно.

Хвалить ребенка, замечать все его успехи
Очень важно, чтобы в процессе обучения твой ребенок чувствовал твою поддержку и любовь. Напоминай ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится. Твоя похвала может выглядеть примерно так:

– «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»,
– «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец»,
– «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»,
– «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»,
– «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т.д.

Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.

Успехов тебе, и пусть у тебя всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком!

Новое видео:

Новое видео:

Как правильно учить разговаривать ребенка

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.

Этапы формирования речи в раннем возрасте

Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.

В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.

Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.

7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.

После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.

Как родителям помочь ребенку заговорить рано

Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.

Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.

Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.

Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.

Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.

Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.

Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.

Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Как правильно учить разговаривать ребенка

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.

Этапы формирования речи в раннем возрасте

Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.

В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.

Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.

7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.

После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.

Как родителям помочь ребенку заговорить рано

Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.

Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.

Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.

Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.

Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.

Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.

Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.

Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector