Как правильно научить ребенка говорить

Вместе со специалистами Городского психолого-педагогического центра разбираемся, почему дошкольники отстают в развитии речи и что с этим делать.

Первые три года жизни — это период активного развития ребенка. В это время малыш приобретает множество навыков, в том числе речевые. Но иногда в три года ребенок не разговаривает совсем или разговаривает совсем плохо, что не может не беспокоить родителей.

В чем причина речевых задержек, мы попросили рассказать учителя-логопеда Анну Садыкову и учителя-дефектолога Надежду Кондрашову – специалистов Городского психолого-педагогического центра.

В возрасте трех лет ребенок произносит около 300-350 слов, оперирует ими, склоняет, выражает свои эмоции словами. Каждый день происходит накопление и увеличение словарного запаса ребенка.

Если этого не происходит, необходимо выяснить причину.

Что может мешать развитию речи

• Нарушения слуха, нарушения строения артикуляционного аппарата, тяжелые заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни, особенности генетики.

• Психологический стресс. На речевое развитие ребенка могут оказать влияние конфликты родителей, сильный испуг, длительная разлука с родителями, смена обстановки и т.д.

• Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если родители сильно опекают своих детей, то у детей не появляется стремление научиться словесно выражать свои желания и доносить их до окружающих. Зачастую они используют жесты.

• Недостаток внимания со стороны взрослых, которые не стремятся к общению со своим ребенком. Ребенок много времени проводит за просмотром телевизора или игрой на телефоне.

Как разговорить трехлетнего ребенка

Что делать, когда исключены все медицинские и психологические причины?

Играйте

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Так что используйте ее, чтобы развивать речь малыша.

Во время игры задавайте открытые вопросы и не торопитесь отвечать за него.

Продолжительность игры не должна быть больше 3-5 минут, так как в 3 года малышу еще тяжело долго сохранять концентрацию.

Развивайте речь в бытовых ситуациях. Вместо того чтобы спросить «ты будешь на ужин картошку?» и дождаться, пока ребенок кивнет или помотает головой, задайте другой вопрос: «что ты будешь на ужин?».

Развивайте подражательную речевую активность

Если ребенок молчит, не стоит настаивать: «Скажи» или «Повтори за мной».

Он не должен чувствовать давления со стороны взрослого.

Назойливые просьбы со стороны взрослых повторить или сказать что-то могут спровоцировать речевой негативизм, при котором малыш совсем откажется говорить или будет говорить неохотно и мало.

Необходимо эмоционально общаться с ребенком: «Смотри, кто это пришел к тебе? Топ-топ-топ. Это зайка! Давай поиграем с ним! Давай покормим зайку. Как зайка кушает? Ам-ам-ам. Давай искупаем зайку! Куп-куп-куп. Давай положим зайку спать. Бай-бай-бай».

Если ребенок пока не готов повторять за вами простые слова или звукоподражания, сами проговаривайте и отвечайте за него.

Через некоторое время у ребенка обязательно появится желание присоединиться к вашей игре.

Озвучивайте действия ребенка

Очень полезно для развития речи комментировать свои действия и действия, которые выполняет малыш. «Давай вымоем ручки. Включим водичку. Возьмем мыло, намылим ручки. А теперь смываем мыло…»

Если ребенок предпочитает общаться с помощью жестов, тогда озвучивайте их. А потом провоцируйте малыша, чтобы он сам прокомментировал свои жесты: «Что ты хочешь?» Пауза. «Пить? Что тебе налить: водичку или сок?»

Комментируя действия, вы развиваете понимание речи, обогащаете представления об окружающем мире, учите вслушиваться в речь и выделять в ней знакомые слова.

Не ругайте за нечеткое произношение

Нельзя требовать от ребенка сразу правильного произнесения слов. Надо помнить, что отдельные звуки и их сочетания, звукоподражания, обрывки лепетных слов — это тоже проявление речевой активности.

Поэтому радуемся любому проявлению речи, хвалим малыша и как бы невзначай даем правильный образец.

Например, ребенок увидел машину и говорит «би-би», мама говорит: «Правильно, это машина» и т.д.

Делайте артикуляционную и дыхательную гимнастику

Для развития подвижности и укрепления мышц речевого аппарата рекомендуем выполнять с ребенком элементы артикуляционной гимнастики: вытянуть губки, надуть щеки, поцокать языком, покусать зубами верхнюю и нижнюю губу и т. д.

Также полезны различные дыхательные упражнения: подуть на бумажный кораблик, бумажную бабочку, одуванчик, игрушку-вертушку, надуть мыльные пузыри.

Развивайте мелкую моторику малыша

Участки головного мозга, отвечающие за речь и моторику, имеют тесную взаимосвязь. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Для развития мелкой моторики можно использовать стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Наша речь ритмична, а в потешках и стихах заложен простой ритм. Простые стишки формируют эмоциональный контакт с ребенком. А при выполнении под них разнообразных движений развивается мелкая моторика и координация движений.

Рассказывая ребенку знакомый ему стишок или сказку, можно пропустить слог или слово, и сделать паузу — как бы предложить малышу закончить за вами фразу. Например: «Жили-были дед да… (ребенок подсказывает «баба»), и была у них курочка … (Ряба)».

Используя эти советы, игры и упражнения, вы сможете создать благоприятную среду для речевого развития вашего дошкольника. Помните, что этот процесс длительный, постепенный и трудоемкий, поэтому необходимо запастись терпением.

Вы помните, как умилялись первому «агу» вашего ребенка? Потом, наконец, услышали заветное «мама» или «папа». И вот вашему ребенку год, а дальше первых двух слов дело не идет? Не переживайте, ведь вы в силах помочь своему малышу! Давай рассмотрим все способы, как быстро научить ребенка говорить.

Как научить маленького ребенка говорить?

Хоть многие педиатры и утверждают, что с ребенком важно начать говорить пока он еще в утробе, но стадии развития речи в первые годы жизни никто не отменял. И каждая мама должна знать, какими речевыми навыками в определенном возрасте должен обладать их малыш:

  • 2-3 месяца – «гуление» и попытка воспроизвести первые звуки;
  • 5-7 месяцев – более отчетливые звукосочетания типа «агу», «гы» и т.п.;
  • 7-9- месяцев – неосознанное произнесение повторяющихся звукосочетаний и окончаний («ма-ма», «па-па» и т.д.).;
  • 10 месяцев и до 1,5 лет – ребенок начинает осмысленно говорить определенные звуки («ма-ма», «па-па», «ку-ку», «ба-ба»). Примерно в 1,5 года ребенок говорит простыми предложениями («мама ку-ку», «киса пока» и т.д.);
  • 1,5 года и старше – малыш начинает говорить, учитывая нюансы языка – ставит слова в правильный падеж и склонение, сочетает с предлогами и употребляет их в правильном порядке.

Родители, которые задались вопросом, как научить ребенка рано разговаривать должны обратить внимание, что сначала он описывает те объекты, которые его окружают. Поэтому в первую очередь он запоминает имена существительные, затем «адаптированные» для него обозначения действий (пи-пи, баю-бай), местоимения (там, тут, это), и в последнюю очередь прилагательные, характеризующие цвет, размер и форму предмета. По исполнении двух лет ребенок может употреблять в своей речи местоимения «я», «мой» и рассказать о своих ощущениях (больно, горячо, холодно). А ближе к трем годам ребенок уже может рассуждать на простейшем уровне (что хорошо, а что плохо) и находить причинно-следственные связи.

Как научить ребенка разговаривать как можно раньше?

Но если вы не хотите ждать до трех лет и задумались, как рано ребенка научить говорить вам помогут следующие рекомендации:

  1. Начинайте говорить с малышом с первых же дней его жизни. Хоть новорожденный ребенок еще не понимает речи, но он реагирует на мамин голос всем телом, ищет ее глазами. Поэтому так важно не кричать при ребенке, а говорить спокойно и ласково. К тому же на первых порах именно голос помогает развивать слух у ребенка. Примерно с 4 месяцев, когда ребенок начинает гулить, вступайте с ним в диалог. Восторгайтесь звуками, которые он произносит, а он быстро поймет, что вам с ним интересно. С 6 до 12 месяцев активно начинайте использовать сказки. Пусть сначала это будут детские стишки. Так ребенок быстрее запомнит ритмичные слова. Возьмите себе за правило читать ребенку ежедневно, внятно, медленно и с выражением, объясняя значение каждого слова.
  2. Далее следует этап от 1 до 1,5 лет. В этом возрасте малыш способен запомнить большое количество слов, поэтому важно комментировать ему любые свои действия, так как научить годовалого ребенка разговаривать можно только с помощью постоянного общения и вступления с ним в диалог. Излагайте свои мысли короткими четкими предложениями: «мама варит кашу», «мы идем гулять» и т.п. Давайте ребенку информацию постепенно. Знакомьте его с определенным предметом, и как только ребенок научится его распознавать, обучайте малыша характеристикам. К примеру: «Это юла. Юла зеленая. Как юла крутится? Юла делает вжжжж. Посмотри, как юла делает вжжж». Задавайте ребенку вопросы. Это научит его не только произносить слова, но и складывать их в предложения.
  3. Также важно развивать у ребенка мелкую моторику рук. Давно доказано, что она напрямую связана с развитием речи. Для этого достаточно дать ребенку поиграть с крупами, мять их пальчиками. При этом чем разнообразнее форма и свойства мелких предметов, тем лучше.
  4. В вопросе как научить двухлетнего ребенка разговаривать и правильно произносить звуки, многие логопеды и психологи советуют использовать артикуляционную гимнастику. Например, попробуйте следующие упражнения:
  • лошадка. «Как мы говорим лошадке? Стой – тфпр-тфпр!». Расслабляем губы и произносим звук, которым останавливают лошадь;
  • ротик. Погладьте губы языком по часовой стрелке и против часовой, при этом сказав ребенку «Давай погладим себя язычком, вот так»;
  • двумя руками, имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, растирая лоб, гайморовы пазухи и к шее. Следите, чтобы ребенок повторял за вами.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Прекрасным средством в данном случае может стать тренинг на парные согласные. Научив ребенка напевно произносить сочетания различных гласных и согласных, вы можете перейти к слогам, а затем и сочетаниям слов и скороговоркам. Начать стоит со следующих сочетаний:

П — Пу – По — па — пэ — пи – пы

Ф — Фу фо — фа — фэ — фи – фы

Подобные занятия хороши еще и тем, что их можно проводить где угодно. В самолете, в больнице, в транспорте и т.д.

Также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок скорее научился говорить предложениями, старайтесь чаще задавать ему вопросы и вступать с ним в диалог.

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет.

Как правильно научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Суще­ствует несколько пра­вил, кото­рые помо­гут научить детей пра­вильно выго­ва­ри­вать звуки и стро­ить свою речь. Дан­ные пункты сослу­жат хоро­шую службу не только детям с затор­мо­жен­ным раз­ви­тием речи, но и успе­ва­ю­щим. Итак, как научить ребенка говорить?

Мама имеет огром­ную роль в раз­ви­тии малыша во всех отно­ше­ниях. Она обес­пе­чи­вает сво­ему малышу пол­но­цен­ное раз­ви­тие. При посто­ян­ном раз­го­воре с мамой малютка дол­жен видеть арти­ку­ля­цию, слы­шать пра­виль­ный выговор.

Не нужно раз­го­ва­ри­вать с малы­шом на какие-то фило­соф­ские темы или обсуж­дать набо­лев­шие про­блемы, чтобы обес­пе­чить ему посто­ян­ный диа­лог. Доста­точно просо ком­мен­ти­ро­вать все свои дей­ствия. Бла­го­даря этому малыш смо­жет соот­но­сить дей­ствие со зву­ко­вым его значением.

Не сле­дует раз­го­ва­ри­вать с малы­шом на ходу, бро­сать слова через плечо. Когда ребе­нок видит арти­ку­ля­цию мамы при выго­воре слов, дви­же­ния губ, мимику и жесты, то он быст­рее сооб­ра­зит, о чем идет речь. Общий образ гово­ре­ния закре­пится в его памяти. Малыш будет про­бо­вать вос­ста­но­вить образ, скла­ды­вая губы, как мама, при разговоре.

Ближе ко вто­рому году жизни малютки не стоит общаться с ним, сюсю­кая и уми­ля­ясь. Ребе­нок дол­жен слы­шать нор­маль­ный тембр вашего голоса. Раз­го­ва­ри­вайте с малы­шом нор­мально, четко выго­ва­ри­вая звуки. Новые или слож­ные слова ста­рай­тесь про­из­но­сить немного громче и более четко, чтобы ребе­нок смог без труда понять вашу речь. При этом смот­рите ему в лицо, демон­стри­руя свою артикуляцию.

Заме­нять слож­ные слова про­стыми не нужно. Не стоит также созда­вать соби­ра­тель­ные образы, назы­вая, напри­мер, все голов­ные уборы шап­ками. Ребе­нок дол­жен знать, что кепка – это кепка. А косынка – косынка.

Не нужно опус­кать в своей речи гла­голы. Чаще всего мамы игно­ри­руют гла­голы, когда ком­мен­ти­руют опре­де­лен­ную ситу­а­цию. Напри­мер, уви­дев собаку на улице, обычно гово­рят «собачка». Накап­ли­вая в своей памяти лишь суще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные, ребе­нок будет иметь труд­но­сти с выра­же­нием своих жела­ний. Напри­мер, вме­сто «хочу шарик» будет гово­рить лишь «шарик». Роди­те­лям в такой ситу­а­ции трудно понять купить малышу шарик, видит ли он шарик или про­сто вспом­нил кар­тинку из книжки.

Раз­го­ва­ри­вая с малы­шом, не стоит исполь­зо­вать в своей речи огром­ные слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния. Ребенку трудно охва­тить сразу все слова, поэтому речь взрос­лого для него непо­нятна. Доста­точно ска­зать: «Машина едет» или «Собачка бежит».

Стоит обра­щать вни­ма­ние на при­знаки раз­лич­ных пред­ме­тов. Ребе­нок будет накап­ли­вать харак­те­ри­стики, бла­го­даря чему его сло­вар­ный запас будет расширяться.

Хорошо в своей речи про­ти­во­по­став­лять пред­меты. Напри­мер, кошечка бегает, а птичка летает или ночка темна, а день светлый.

Вос­при­я­тие речи на слух также бла­го­творно вли­яет. Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура для детей пред­став­лена обшир­ней­шим ассор­ти­мен­том ска­зок, стиш­ков, исто­рий, песе­нок и мно­гими дру­гими про­из­ве­де­ни­ями. Читайте малышу не только перед сном, но и днем, удобно устро­ив­шись на диване. Есть также спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная лите­ра­тура для детей с непра­виль­ным раз­ви­тием речи. Лого­пед посо­ве­тует вам несколько изда­ний. Такие книги содер­жат не только сюжет­ные исто­рии, но также раз­лич­ные упраж­не­ния для раз­ви­тия арти­ку­ля­ции. Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура изоби­лует кра­соч­ными эпи­те­тами и кра­си­выми выра­же­ни­ями, кото­рые будут накап­ли­ваться в памяти ребенка. Позже малышу будет проще подо­брать нуж­ное слово, чтобы выра­зить свои чув­ства, ощу­ще­ния или потребности.

При­ду­мы­вайте раз­лич­ные игры со сло­вами, зву­ками или сло­гами. Для этого не нужно спе­ци­ально уде­лять время. Играть можно, напри­мер, на про­гулке или в обще­ствен­ном транс­порте. Заклю­ча­ется такое обу­ча­ю­щее раз­вле­че­ние в том, что мама или папа гово­рит малышу: «Ла-ла-ла», на что послед­ний дол­жен отве­тить: «Ти-тит-ти». Что гово­рить выби­рает каж­дый сам. Правда, надолго малыша не зай­мешь такой гим­на­сти­кой, но 5–10 минут вполне доста­точно, чтобы попрак­ти­ко­вать рече­вые навыки. Сло­вами можно играть с двух­лет­ними детьми. Напри­мер, назы­вая харак­те­ри­стику пред­мета, малыш дол­жен отве­тить, о чем идет речь. Вы: «Зеле­ное», ребе­нок: «Дерево».

Мел­кая мото­рика очень важна в раз­ви­тии пра­виль­ной речи. Спе­ци­а­ли­сты даже назы­вают наши руки «вто­рым орга­ном речи». Хорошо раз­ви­вает дви­же­ния ручек пла­сти­лин, соле­ное тесто, раз­лич­ные рези­но­вые, пласт­мас­со­вые, пупыр­ча­тые, мяг­кие игрушки. Можно сшить неболь­шие мешочки из хлоп­ча­то­бу­маж­ной ткани и насы­пать туда крупы, мака­роны, песок и дру­гое. Такой нехит­рый и очень эко­но­мич­ный спо­соб помо­жет не только занять малень­кого шалуна, но и поспо­соб­ствует раз­ви­тию мел­кой моторики.

На раз­ви­тие речи ребенка вли­яет мно­же­ство фак­то­ров. Напри­мер, ели у вас дву­языч­ная семья, то не стоит пани­ко­вать, если двух­лет­ний малыш еще не начал еще «нор­мально» гово­рить. У таких детей сме­ше­ние роди­тель­ских язы­ков несколько тор­мо­зит раз­ви­тие. Как научить ребенка пра­вильно гово­рить в этом слу­чае? Доста­точно выбрать один язык и при­дер­жи­ваться выше­опи­сан­ных правил.

Речь у ребенка – в 9 месяцев. Результат – отличная память в 10 лет

Дети — это счастье. А второй ребенок — это счастье, умноженное в разы, да еще в возрасте 36 лет. Как я говорю всем своим подругам: «Хочешь быть самой счастливой — роди ребенка после 36 лет».

Когда появилась дочь, второй ребенок в семье, я решила испробовать на ней несколько методик раннего развития, о которых ранее читала, но не использовала, когда рос сын. Здесь каждый день и час был для меня счастьем, которое я хотела задержать и остановить.

Первая методика (я не помню авторов, но до сих пор благодарна, что натолкнулась на них когда-то) заключалась в развитии вестибулярного аппарата ребенка. Я начала проводить ее в 6 месяцев. Для этого ребенка необходимо было раскручивать вокруг себя сначала за ручки, потом за ножки (вниз головой), потом за одну руку и ногу, потом за другую. Ручки и ножки надо фиксировать своей рукой, чтобы не растянуть и не вывихнуть неокрепшие связки. Сначала о-о-очень аккуратно! И обязательно смотреть на реакцию ребенка. Если все хорошо, то малыш будет улыбаться и даже смеяться. Ребенку это должно нравиться!

Вторая методика заключалась в следующем: надо было взять карточки с картинками фруктов, овощей, одежды, предметов и т.д., которые предназначены для детсадовского возраста. Я тогда напокупала кучу книжек с такими карточками на разные темы, разрезала их и стала заниматься. Надо взять ребенка на руки, поцеловать его, обнять, затем по очереди показываем 5 любых карточек и называем то, что на них нарисовано, потом снова обязательно обнимаем и целуем ребенка. И на этом все! В день больше 5 карточек показывать не надо. Чем больше будет карточек на разные темы, тем лучше.

Например, показываем картинку с лампой, называем: ЛАМ-ПА,ЛАМ-ПА, ЛАМ-ПА, кладем карточку, берем следующую и т.д. Закончили, поцеловали, обняли и занимаемся далее обычными делами. На следующий день другие 5 карточек и т.д., пока карточки не закончатся. Потом снова повторяем. Делать это можно было в любое время дня, один раз в день.

Результат у нас следующий: в 9 месяцев моя дочь заговорила, причем я считала, что мне это только кажется. Да и книжки читала умные о том, что речь у детей до 1 года неосознанная. Но. врач-невропатолог опровергла мои сомнения и подтвердила, что дочка разговаривает. В настоящее время моей дочери 10 лет, и мы с ней стихи не учим совсем. Ей достаточно прочесть стих любой длины несколько раз, и она рассказывает его сходу.

Сложно сказать, какая из методик дала свои результаты, но использовала я их вместе и в одном и том же возрасте — 6 месяцев. Желаю всем удачи!

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях ? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей без помощи специалиста? Вот несколько простых правил, которые помогут Вам ответить на эти вопросы.

Скачать:

Вложение Размер
uchim_rebenka_govorit_pravilno.docx 23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Учим ребенка говорить правильно»

Подготовила и провела

учитель-логопед МАДОУ детский сад «Колосок » С.В.Лылова

Здравствуйте, уважаемые родители!

Свое выступление я хочу начать со строк:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежите среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! как же ты красива!

Тема нашей встречи: «Учите детей говорить правильно».

Я предлагаю вам продолжите фразу: « Мой ребёнок начал говорить …»

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.

— Заинтересованы ли в том, чтобы ваш ребёнок говорил правильно? Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

— Считаете ли вы, что ваш ребёнок говорить чисто, внятно, правильно?

Ниже приведена таблица появления звуков в речи ребенка при нормальном речевом развитии

Время появления звуков (возраст)

— Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях ?

Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.

— Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста ?

Да, сможет. Мы собрали несколько правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной. Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т.п.

Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки.

Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

Не забывайте про глаголы и признаки предметов.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас, красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь . В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой! Пальчиковые игры с текстами очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, памяти, вниманию.

В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать. Не старайтесь выполнить за один раз все вышеперечисленное.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Помните, семья для ребёнка – это и среда обитания и воспитательная среда. Именно в семье ребёнок учится общаться, с помощью слов выражать свои потребности. Речь родителей, и всех окружающих малыша, играет первостепенное значение в развитии всей системы речи ребёнка. Поэтому для создания благоприятной почвы для развития своего ребёнка каждому родителю необходимо следить за своей речью, а так же прививать интерес к речевым играм, чтению, рассказыванию, рассматриванию картин иллюстраций своим детям.

Учить ребенка говорить красиво с выражением необходимо с раннего детства. Как это сделать?

Согласись, умение красиво говорить – это немаловажный фактор успеха в жизни, и этому искусству нужно учиться с самого детства. Умение четко и ясно изъясняться можно и нужно развивать у ребенка с тех самых пор, как он начинает говорить первые в своей жизни слова.

Зачастую все недоработки родителей в плане обучения их чад искусству красивой речи становятся заметны на детских утренниках. Если некоторые детки рассказывают стихи громко и с выражением, то другие что-то тихо и невнятно мямлят, проглатывая половину слов. Вот за таких горе ораторов родителям и приходится краснеть. Причем, как правило, все списывается на стеснительность ребенка, хотя на самом деле виной всему лень его родителей.

На самом деле, научить ребенка красиво, с выражением выступать (читать стихи, играть свою роль в спектакле и т.д.) перед зрителями – не так уж сложно. Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут вам научить ребенка красиво и внятно говорить.

Прежде всего, запомни: от того, как ты сейчас постараешься, в будущем будет зависеть очень многое. Ведь красивая речь ребенка – это не только твоя гордость на утренниках и спектаклях. В дальнейшем – это еще и уверенность ребенка в общении с друзьями и сверстниками, его помощь на любом экзамене, а в дальнейшем – успех на собеседовании при приеме на работу, авторитет как руководителя и т.д. Несомненно, есть ради чего потрудиться.

Теперь, собственно, о самих рекомендациях.

Итак, чтобы научить ребенка красиво и внятно говорить, нужно:

Показать ребенку, как нужно говорить, на собственном примере.
Возьмем, например, тот же стих из программы детсадовского утренника. Усади ребенка в кресло в качестве зрителя, а сама встань перед ним, и красиво прочти стихотворение. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.

Спроси у ребенка, понравилось ли ему твое выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитай тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спроси у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясни, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

Внимательно слушай своего ребенка
Очень хорошо, если ты находишь время для того, чтобы послушать речь твоего ребенка. Слушай, как он разговаривает, и, если нужно, поправляй его, подсказывай правильное произношение и ударение, рассказывай значение слов. Даже если ты будешь притворяться, что внимательно слушаешь ребенка, это будет намного лучше и полезнее, чем фраза типа «Отстань, я очень устала и хочу отдохнуть… Потом расскажешь». Ведь если ребенок поймет, что даже тебе его рассказы не интересны, то что уж говорить про публичные выступления!

Записать его выступление на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т.д.)
Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дай ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсуди, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что – не очень. Обязательно найди, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это не наш метод.

После того, как все замечания учтены, запиши выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и твои записи будут с каждым разом все лучше. И не забывай про похвалу – это огромный стимул к новым свершениям.

Предоставить ребенку свободу выбора
Если есть такая возможность, то выбирай стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо большим удовольствием, чем тот стих, который ему навязали.

Читать, читать, и еще раз читать
Если твой малыш еще не умеет читать, то читай ему вслух ты, и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать.

Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давай ребенку передохнуть, и почитай пару страниц сама. Это будет очень интересно.

Хвалить ребенка, замечать все его успехи
Очень важно, чтобы в процессе обучения твой ребенок чувствовал твою поддержку и любовь. Напоминай ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится. Твоя похвала может выглядеть примерно так:

– «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»,
– «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец»,
– «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»,
– «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»,
– «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т.д.

Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.

Успехов тебе, и пусть у тебя всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком!

Новое видео:

Новое видео:

К услугам современных родителей — широкий круг специалистов: психологи, педагоги, тренеры, врачи, логопеды. Но иногда полезно не отдавать все занятия на аутсорс. Например, даже если серьезных проблем с речью нет и логопед вам не нужен, будет полезно позаниматься с ребенком в игровой форме. Вот советы, как построить такие занятия.

Рождение ребенка для родителей — начало самого значимого, увлекательного, полного счастья и тревог периода жизни. Взрослые с волнением и радостью воспринимают каждую новую победу своего ребенка. Вот он первый раз перевернулся, научился ползать, встал в кроватке, начал ходить.

Новый человек постепенно крепнет и своими маленькими шажками входит в наш огромный мир, полный интереснейших событий, порой забавных, а иногда и опасных. Ребенок адаптируется к людям, к окружающему миру. Связи с предметами и людьми становятся все разнообразнее и сложнее. У ребенка появляется речь, его развитие переходит на новый уровень.

Как радостно родителям слышать первые слова своего малыша! Но иногда случается так:

Хорошие образцы грамотной речи — произведения таких классиков детской литературы, как С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто

Вадиму три года. На детской площадке ему понравилась игрушка подружки Маши. Вадим попросил: «Дай мофойку (формочку)». Девочка не поняла Вадима и не поделилась игрушкой. После нескольких неудачных попыток выговорить слово «формочка» мальчик стал отнимать игрушку у подруги.

В случае с Вадимом его речь понятна только близкому окружению. Общение с «чужими» людьми затруднено. У родителей возникает вопрос: что делать? Самым правильным решением будет показать ребенка специалисту для выявления специфики нарушения речи, постановки логопедического заключения и последующей коррекции речевых дефектов.

Но как только родитель заметил в речи своего ребенка ошибки — повторы, недоговаривания, пропуски, перестановку слогов, — можно самостоятельно предпринимать шаги для преодоления данного дефекта.

1. Развиваем чувство ритма

Каждое слово имеет определенное количество слогов и, соответственно, свой ритм. Можно предложить простучать ритм карандашом по столу, потопать ножками, как взрослый, постучать в бубен, в барабан, металлофон. Начинать следует с простого ритмического рисунка, постепенно усложняя задание.

2. Формируем представления о последовательности звуко-слогового ряда

Начинаем с игр и упражнений, направленных на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец, после, перед, за, сначала, потом и т.п.). На этом этапе эффективно создание игровых ситуаций с использованием русских народных сказок («Колобок», «Репка», «Теремок»).

Взрослый читает сказку, подкрепляя чтение показом картинок, затем сказочная ситуация проигрывается с использованием соответствующих фигурок персонажей или пальчиковых кукол. После проигрывания ситуации ребенку задают вопросы: «Кого Колобок встретил первым? Кого последним? Кого встретил после лисы?»

Правильное произношение нужно тренировать с раннего возраста, тогда в будущем ребенок будет радовать родителей красивой и грамотной речью. Для того чтобы дети могли без проблем произносить слова, у них должны быть развиты мышцы шеи, груди, лица и даже языка. Их можно прорабатывать с помощью специальной артикуляционной гимнастики.

Специально для «Летидора» учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Москвы Мария Кравцова и Галина Михайловская выбрали несколько полезных и простых упражнений для формирования и закрепления навыков правильной артикуляции.

Галина Михайловская и Мария Кравцова, учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Москвы

Только логопед сможет правильно выявить наличие или отсутствие проблем в развитии речи ребенка и подобрать необходимые упражнения.

Тем не менее каждый родитель может провести простой тест: попросите ребенка максимально высунуть язык и покачать им из стороны в сторону. Если с этой задачей возникают проблемы, например, малыш высовывает язык только наполовину, не может зафиксировать его, у него обильное слюноотделение – это повод обратиться к специалисту.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов – активная (когда ребенок сам выполняет упражнения) и пассивная (когда за него их выполняет специалист с помощью особых инструментов). Сейчас мы поговорим об активной артикуляционной гимнастике.

Существует ряд простых и универсальных упражнений, которые будут полезны не только детям, но и взрослым. Каждый родитель может сесть вместе с ребенком перед зеркалом и постараться выполнить любое упражнение на выбор.

Фырканье лошади

Изобразите, как фыркает лошадь. Для этого нужно с силой выдохнуть ртом через сомкнутые губы, чтобы получилась легкая вибрация, похожая на фырканье лошади или звук «тпру».

Как научить ребенка говорить Р? Этот вопрос терзает каждую маму, которая слышит от своего малыша картавое «лыба» вместо четкого «рыба». Именно звук Р занимает лидирующие позиции среди нарушений устной речи.

По негласной статистике слово «логопед» у большинства родителей ассоциируется с неправильным произношением звука Р, и это правомерно. Если, несмотря на усилия родственников, к пяти годам долгожданное «рычание» не появилось, пора браться за дело серьезно.

Но прежде чем бить тревогу, разберемся, как научить детей говорить букву Р самостоятельно.

Чтобы не смущать ребенка терминологией, которой ему хватит с лихвой в школе, можно пока остановиться на более привычном для малышей слове «буква Р». Хотя вы же точно знаете, что букву мы видим и пишем, а звук — слышим и говорим.

Почему дети неправильно выговаривают Р?

  • Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.

Возможно, малыш подражает неправильному произношению.

  • Укороченная уздечка или подъязычная связка.

Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.

В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.

  • Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
  • Нарушения со стороны фонематического слуха.

Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р».

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.

vggu.ru

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Как научить детей говорить букву Р: логопедические упражнения

Упражнения для укрепления мышц языка

1. «Скачем на лошадке»
Попросите малыша «поскакать» как лошадка. Дети с удовольствием выполняют это веселое задание.
Важно: губы улыбаются, при этом двигается только язык, нижняя челюсть статична.

2. «Белим потолок»
Предложите ребенку «побелить потолок» кончиком языка (движения напоминают рисование кисточкой – «вперед – назад»). Губы при этом растянуты в улыбке.

3. «Грибок»
Чтобы выполнить это достаточно сложное упражнение, нужно прижать распластанный язык к твердому небу и открыть рот широко. Боковые края плотно прилегают к верхним зубам. При этом в зеркале можно увидеть, что вся мудреная конструкция напоминает грибок.

4. «Гармошка»
Если вы успешно справились с предыдущим заданием, это покажется вам сущим пустяком. Исходное положение – «Грибок». Ребенок открывает и закрывает рот, имитируя игру на гармошке.

5. «Фокус»
Рот приоткрыт в улыбке. Широкий распластанный язык положить на верхнюю губу, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Посередине должен получиться желобок. Необходимо сдуть ватку, расположенную на носу. Следите, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась.

6. «Забиваем гвозди»
Рот приоткрыт в улыбке. Предложите малышу кончиком языка «постучать» по основанию передних зубов. Забили 10 гвоздей? Для начала достаточно.

7. «Автомат»
Упражнение предполагает многократное произношение звука Д. При этом язык должен упираться в альвеолы, расположенные за верхними резцами.

Упражнения на формирование силы выдоха

1. «Чемпион»
Необходимо с помощью воздушной струи загнать ватный шарик в импровизированные футбольные ворота. Важно: губы вытянуты трубочкой, щеки не надуваются.

2. «Задуй свечку», «Высуши белье»
Попросите малыша задуть свечку, подуть на «мокрое белье». Уверены, ваша фантазия подскажет вам еще парочку-другую подобных упражнений.

Как научить детей правильно говорить букву Р?

  • По подражанию.

Если ваше чадо, тщательно следуя вашим инструкциям в сочетании с показом, начнет активно «рычать», смело записывайте себя в разряд счастливчиков. Продемонстрируйте положение языка, обратите внимание на его вибрацию, поднесите руку ребенка к своему рту, чтобы он оценил силу воздушной струи. Удачно?

  • Выполняя упражнение «Автомат», малыш должен сделать активный выдох и при этом попытаться вызвать вибрацию «д-д-д-р-р».
  • Попробуйте научить ребенка правильно произносить Р лежа.

Почему в горизонтальном положении? Так язык естественным образом поднимается к небу.
Далее вам понадобится обычная соска, которую необходимо надеть на палец. Малыш протяжно произносит букву Д, а вы в это время водите пальцем под языком. Таким образом создается вибрация.
Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не услышите долгожданное «рычание». Нужно приспособиться. Обратите внимание на правильно положение языка и силу воздушной струи.

  • Рот широко открыт, язык находится в необходимом положении. Взрослый прижимает боковые края языка большими пальцами, а ребенок в это время делает мощный выдох.

Закрепляем букву Р в речи

Идем от простого к сложному.

  • Для начала предлагайте малышу повторять слоги.
  • Постепенно переходите к словам с буквой Р.
  • Закрепляйте правильное произношение Р в предложениях и стихах.

ВАЖНО! Если в связной речи малыш забывает правильно выговаривать долгожданную букву, обязательно его исправляйте. Не забывайте хвалить и поощрять маленького труженика за успехи. Уверены, что систематические и упорные занятия принесут свои плоды.

Теперь вы знаете, как научить детей правильно говорить букву Р! Ждем ваших рассказов в комментариях, делитесь опытом.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector