Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Лучшие технологии оценки эффективности реабилитации в сфере социального обслуживания
Лучшие технологии оценки эффективности реабилитации в сфере социального обслуживания
Сегодняшняя статья посвящена вопросу оценки эффективности реабилитации, проводимой с нуждающимся пациентом сотрудником социальной сферы. Во время прочтения текста Вы узнаете, что такое социальная реабилитация, ее виды, в чем заключается профессия специалиста по данному направлению, его основные обязанности и самое главное – каким образом анализировать результат проделанной им работы.
Для начала разберемся в таких понятиях как «социальная реабилитация» и «специалист по социальной реабилитации».
Социальная реабилитация подразумевает под собой совокупность мероприятий, которые направлены на восстановление статуса пациента в обществе. Под влиянием таких факторов как отсутствие постоянного места работы, серьезные проблемы со здоровьем, заключение под стражу и т.д. люди могут оказаться в сложной жизненной ситуации, не имея средств к существованию, возможности их заработать, а также моральной поддержки со стороны. Исходя из этого, можно утверждать, что главная задача специалиста по реабилитации в социальной сфере – это возвращение своих подопечных в нормальную полноценную жизнь.
Существуют несколько разновидностей социальной реабилитации в зависимости от проблемы, с которой обратился пациент:
Восстановление психологического и психического здоровья подопечного, налаживание контакта с близкими, проведение психотерапевтического лечения.
Помощь в ведении хозяйства и домашних дел, формирование новых навыков для возможности жить полноценно, психологическая поддержка инвалидов в принятии новых реалий.
Педагогическая помощь при утрате способностей к обучению, применение специальных образовательных программ.
Пациентов признают нуждающимися или не нуждающимися в долговременном уходе путем проведения типизации, в результате которой (при необходимости) устанавливается соответствующий состоянию здоровья больного требуемый набор оказываемых услуг. Подробнее об осуществлении данной манипуляции можно узнать в статье «Порядок проведения типизации пожилых граждан и инвалидов в системе долговременного ухода».
Специалист по социальной реабилитации занимается планированием и координацией деятельности, направленной на реабилитацию несовершеннолетних, пожилых людей и трудоспособного населения. По ходу осуществления своей профессиональной деятельности он формулирует цели и задачи реабилитации, проводит оценку потенциала и устанавливает конкретные сроки проведения коррекционных мероприятий, взаимодействует с пациентами и подготавливает заключения, в которых отражает результаты проделанной работы.
Специалист по социальной реабилитации занимается планированием и координацией деятельности, направленной на реабилитацию несовершеннолетних, пожилых людей и трудоспособного населения. По ходу осуществления своей профессиональной деятельности он формулирует цели и задачи реабилитации, проводит оценку потенциала и устанавливает конкретные сроки проведения коррекционных мероприятий, взаимодействует с пациентами и подготавливает заключения, в которых отражает результаты проделанной работы.
Чтобы стать специалистом в данной области требуется высокий уровень знаний по психологии, социологии, а также социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
К основным обязанностям сотрудника по реабилитационной работе можно отнести следующие:
Под эффективностью социальной реабилитации понимают отношение полученного результата (по какому-либо показателю) к максимально возможному либо заранее установленному. Иначе говоря – это максимальное удовлетворение социальных потребностей клиента при оптимальных затратах.
Оценка эффективности реабилитации имеет три основные цели и должна проводиться раздельно по отношению к достижению результата по каждой из них:
‣ восстановление функций;
‣ возобновление социально-бытовой активности;
‣ возобновление профессиональной деятельности.
Критерии оценки реабилитации должны включать такие характеристики:
‣ универсальность;
‣ единая система методов оценки всех составляющих реабилитации, а именно: функциональной, бытовой и социальной;
‣ наглядное сравнение результатов до и после проведения коррекционных мероприятий;
‣ выражение оценочных показателей в цифровом формате, их простота и опыт практического применения.
Ниже приведем перечень наиболее часто применяемых на практике и пользующихся особой популярностью методов оценки эффективности реабилитации в сфере социального обслуживания.
Основывается на сопоставлении двух главных критериев: состояние подопечного до процесса реабилитации и после ее завершения. Разница между этими характеристиками называется «реабилитационным эффектом». Проще говоря – это результат, который позволяет судить насколько эффективны были применяемые методики, организация самой процедуры восстановления, компетентность социального сотрудника и т.д.
Собранные сведения по удовлетворенным, частично удовлетворенным либо полностью неудовлетворенным потребностям клиентов предоставляют возможность социальным службам корректировать свою работу и добиваться в итоге лучших результатов, разрабатывать и применять новые подходы, совершенствовать уже готовые программы и т д.
Заключается в оценке стоимости услуг по реабилитации (может применяться и рассчитываться как для отдельного клиента, так и для всех подопечных). Здесь рассматривается соотношение затрат на социальное обслуживание и показателей, отражающих результат выполненной работы. При этом учитываются также колебания исследуемых критериев (результаты и затраты могут возрастать, падать, либо оставаться неизменными).
Индивидуальная карта реабилитации также считается одним из важных критериев оценки эффективности. В данном документе отражаются все изменения (осложнения и выздоровление), касающиеся физического и психологического здоровья пациентов, которые позволяют судить о том, как протекает лечение.
Помимо уже названных способов, довольно распространены анкетные опросы и оценка эффективности, опирающаяся на личную заинтересованность и вовлеченность клиента в процесс реабилитации.
На основе изложенной ранее информации можно сделать вывод, что специалист по реабилитации – это благородная профессия, которая заключается в предоставлении помощи и поддержки людям, не имеющим возможности самостоятельно приспособиться к окружающей социальной обстановке. Такая работа подойдет тем, кто любит заниматься деятельностью, приносящей пользу другим, мотивировать и вдохновлять преодолевать тяжелые жизненные обстоятельства. Специалист в данной области должен уметь оценивать эффективность проведенной терапии с клиентами при помощи различных методов и технологий. Среди них чаще всего применяются следующие: параметрический метод, метод оценки затрат, анкетный опрос, оценка эффективности через удовлетворение потребностей и вовлеченность пациента, при помощи индивидуальной карты реабилитации и т.д.
Введение. Пациенты с перенесенной новой коронавирусной инфекцией, как правило, нуждаются в реабилитации. Необходима разработка клинических рекомендаций для такой группы пациентов. Медицинская реабилитация в период пандемии COVID-19 должна включать все компоненты реабилитационных мероприятий, направленных на скорейшее восстановление жизненно-важных функций организма, улучшение качества жизни пациентов и профилактику осложнений.
Цель исследования — выявление наиболее эффективных методов реабилитации пациентов с поражением легких различной степени тяжести, вызванных новой коронавирусной инфекцией. Оценка реабилитационного потенциала в зависимости от возраста, пола, тяжести поражения легочной ткани.
Материалы и методы. Описан опыт реабилитационно-восстановительного лечения 40 пациентов после перенесенной острой инфекции, вызванной вирусом SARS—CoV-2, которое проводилось на базе неврологического профпатологического отделения ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна.
Результаты. Для определения объема восстановительного лечения каждого пациента тестировали с помощью специальных шкал и опросников, позволяющих оценить соматический статус пациента, его толерантность к физическим нагрузкам, когнитивные функции, выявить наличие аффективных нарушений. Тестирование проводилось при поступлении пациента в стационар и на 12-е сутки, что помогало оценить динамику восстановления. Для достижения максимального эффекта от проделанной работы мы организовали индивидуальный комплексный мультидисциплинарный подход к каждому пациенту, включающий группу специалистов, таких как терапевт, пульмонолог, невролог, реабилитолог, физиотерапевт, психолог, инструктор по лечебной физкультуре. На фоне проведенного реабилитационно-восстановительного лечения отмечена положительная динамика в состоянии пациентов, в виде нарастания толерантности к физической нагрузке по данным шкал, опросников, а также функциональным тестам у 95%, улучшения показателей сатурации у 90%, были полностью скорректированы аффективные нарушения у 85% пациентов. Субъективно улучшение состояния здоровья отмечают 100% пациентов.
Заключение. Таким образом, несмотря на своевременно полученное лечение в острый период заболевания, очень важным этапом лечения пациентов является реабилитация в отдаленном периоде.
Ключевые слова
Об авторах
ФГБУ «Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России
Россия
Мл. науч. сотр. лаб. мультидисциплинарных методов исследований, врач-невролог неврологического профпатологического отделения ФГБУ «Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна».
ФГБУ «Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России
Россия
ФГБУ «Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России
Россия
Список литературы
1. Brugliera L., Spina A., Castellazzi P. et al. Rehabilitation of COVID-19 patients. J Rehabil Med. 2020; 52(4): jrm00046. https://doi.org/10.2340/16501977-2678
Рецензия
Для цитирования:
Михайлова А.Д., Власова И.В., Симонян А.С. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий у пациентов после перенесенной новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2 (COVID-19)). Медицина труда и промышленная экология. 2020;60(11):830-833. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-11-830-833
For citation:
Mikhailova A.D., Vlasova I.V., Simonyan A.S. Evaluation of the effectiveness of rehabilitation measures in patients after transferred a new coronavirus infection (SARS-CoV-2 (COVID-19)). Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2020;60(11):830-833. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-11-830-833
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Начало работы явилось продолжением работы в рамках одной из задач докторской диссертации И.Е. Лукьяновой «Научное обоснование современной реабилитационной помощи лицам с ограничениями жизнедеятельности», М., 2009 по программе «Комплексная характеристика лиц с инвалидностью по медико-социальным показателям и особенностям ограничений жизнедеятельности и функционирования в соответствии с Международной классификацией ограничений жизнедеятельности и функционирования (МКФ)». Настоящее исследование является комплексным, социально-гигиеническим, социологическим, статистическим, исследованием с включением метода функционально-организационного моделирования. В работе также использовались многомерного статистического анализа, математического моделирования, и экспертно-аналитические методы. Для решения поставленных задач была разработана программа и направление исследования.
В результате анализа информационных материалов была разработана система комплексной оценки эффективности реабилитации. При этом проводилась оценка эффективности восстановительного лечения и комплексной реабилитации на основе социологического опроса родственников пациентов, и сотрудников базового РЦ и ограничений жизнедеятельности и функционирования у лиц с инвалидностью на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Основные положения МКФ были адаптированы группой разработчиков и экспертов, и на основе этого составлены анкеты социологического опроса сотрудников реабилитационных центров с базовым методом реабилитации – лечебной верховой езды (ЛВЕ). Наряду с этими анкетами использовались анкеты социологического опроса родственников детей-инвалидов, сотрудников базового реабилитационного центра НФ ЛВЕ и ИКС. Анкета по контролю качества реабилитационных мероприятий для менеджеров и руководителей РЦ и анкета по определению индикаторов величины и выраженности функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности для реабилитологов. Экспертная оценка анкет проводилась экспертами правления Национальной Федерации ЛВЕ и ИКС, сотрудниками кафедры профилактической медицины ФПК МР РУДН и сотрудниками Академии медико-социальной реабилитации.
Группой экспертов была проведена специальная экспертиза индикаторов величины и выраженности функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности (Функций организма и Структур организма) и индикаторов Активности и Участия по МКФ.
В связи с изучением возможных вариантов совершенствования организации и управления реабилитацией детей-инвалидов для организации исследования основой стали «предполагаемые требования МКФ, идеального и минимального набора данных для информационных систем или исследований здоровья»
В практике Базового РЦ для оценки качества и результативности реабилитации на матрице «Предполагаемые требования МКФ, идеального и минимального набора данных для информационных систем или исследований здоровья» группой экспертов был подготовлен свой Перечень, отвечающий специфике пациентов центров реабилитации. В этот Перечень были также включены определители из домена «Активности и участия».
Оценка потенциальных способностей определялась в условиях РЦ, и определялась руководством по кодированию и в соответствии со следующей шкалой МКФ:
Критерии величины и выраженности нарушений и ограничений жизнедеятельности по МКФ
■ 0 НЕТ нарушений (никаких, отсутствуют, ничтожные. ) 0–4 %
■ 1 ЛЕГКИЕ нарушения (незначительные, слабые. ) 5–24 %
■ 2 УМЕРЕННЫЕ нарушения (средние, значимые. ) 25–49 %
■ 3 ТЯЖЕЛЫЕ нарушения (высокие, интенсивные. ) 50–95 %
■ 4 АБСОЛЮТНЫЕ нарушения (полные . ) 96–100 %
Разработка методики оценки результативности реабилитационной помощи выполнялась в соответствии с Рекомендациями по кодированию МКФ, утвержденной 54-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения МКФ для международного использования. В результате этой экспертной работы был получен Перечень индикаторов МКФ, типичных для разных групп детей-инвалидов в Базовом реабилитационном центре.
Критерии глобальных умственных функций и структур у детей с разными причинами инвалидности (детский церебральный паралич, умственная отсталость и ранний детский аутизм) позволяли четко определять направление реабилитационной помощи у этих групп пациентов. Это было доказано при внедрении Перечня в практику реабилитационного центра для оценки 2600 детей-инвалидов с различными видами ограничений жизнедеятельности.
Реабилитологи и другие специалисты получили возможность детально исследовать и другие домены МКФ (домен участия и домен активности).
Методология оценки результативности реабилитационной помощи с базовым методом «Лечебная верховая езда» использовался при проведении теоретических и практических занятий для слушателей Цикла Кафедры Профилактической медицины РУДН по «Комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями на основе ЛВЕ».
В настоящее время оформляется практическое руководство для экспертов медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Под наблюдением находилось 18 больных остеоартрозом с преимущественным поражением коленных и лучезапястных суставов. Контрольную группу составили 14 больных, имеющих признаки остеоартроза, без существенных различий в диагнозах и возрастно-половых признаках. Комплекс реабилитационных мероприятий на фоне медикаментозной терапии включал в себя процедуру лечебной гимнастики, утреннюю гигиеническую гимнастику, самостоятельные занятия, механотерапию, трудотерапию, лечение положением, ортезотерапию, биологическую обратную связь, электростимуляцию мышц, массаж, криотерапию и физиотерапию. У всех обследуемых оценивали качество жизни по индексу Лекена, визуальной аналоговой шкале, опроснику SF-36 и функциональному двигательному тесту. Выявлено, что после проведенного комплекса физических методов реабилитации на фоне базисной терапии отмечалось улучшение качества жизни, увеличение амплитуды движений в пораженных суставах по сравнению с контрольной группой.
1. Грачева А.В., Лаврухина А.А., Заводчиков А.А., Носкова А.С. Эффективность различных видов физических тренировок у больных остеоартрозом коленных суставов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2009. – № 10. – С. 36–41.
3. Пойтрас С., Авуак Дж., Россиньоль М., Авуак Б., Седрачи К., Нордин М., Руссо Ш., Розенберг С. Критическая оценка клинических рекомендаций по лечению остеоартрита колена с использованием критериев Опросника по Экспертизе и Аттетстации Руководств (ЭГРИ) // Русский медицинский журнал. Ревматология. – 2008. – № 24. – С. 1646–1655.
4. Чичасова Н.В., Мендель О.И., Насонов Е.Л. Остеоартроз как общетерапевтическая проблема // Русский медицинский журнал. Ревматология. – 2010. – № 11. – С. 729–735.
5. Шостак Н.А., Правдюк Н.Г., Клименко А.А. Клинические варианты остеоартроза – подходы к терапии// Русский медицинский журнал. Ревматология. – 2011. – № 2. – С. 93–98.
Остеооартроз – распространенное хроническое прогрессирующее дегенеративно-дистрофическое заболевание суставов, отличающееся полиморфизмом клинических симптомов и мультифакторностью развития. Он является наиболее распространенной формой патологии суставов и наблюдается более, чем у 10–20 % населения земного шара [4]. Не представляя непосредственную угрозу жизни, в тоже время остеоартроз служит фоном, ухудшающим ее качество за счет ограничения возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, и в итоге сокращает среднюю продолжительность жизни. В развитии заболевания важную роль играет чрезмерная механическая перегрузка суставных поверхностей и изменение физико-химических свойств хряща, обусловленные травмами, метаболическими нарушениями, заболеваниями эндокринной системы, артритами [5]. Все это приводит к снижению резистентности хрящевой ткани даже к обычной нагрузке.
Комплексное лечение остеоартроза проводится с учетом этиопатогенетических факторов и должно включать целый комплекс немедикаментозных мер на фоне базисной терапии.
Целью данного исследования была оценка эффективности используемой методики физической реабилитации у больных остеоартрозом, направленной на уменьшение болевого синдрома, восстановление или улучшение функции сустава, улучшение качества жизни и профилактику осложнений.
Методы и материалы исследования
Методика строилась на принципе длительности и систематичности лечения, включая госпитальный и поликлинический этапы реабилитации. Программа дифференцировалась в зависимости от степени активности патологического процесса, стадии заболевания, выраженности функциональных нарушений, индивидуальных особенностей больного, оценки качества жизни. Под наблюдением находилось 18 больных остеоартрозом, из которых 12 лиц (10 мужчин и 2 женщины) с преимущественным поражением коленных суставов и 6 лиц (4 мужчины и 2 женщины) – лучезапястных. Средний возраст пациентов составил 36 ± 1,4 лет, длительность заболевания 6,3 ± 1,6 лет. Минимальная (I) степень патологического процесса определялась у большинства больных (67,5 %), II степень – в 32,5 %. Контрольную группу составили 14 больных, имеющих признаки остеоартроза, без существенных различий в диагнозах и возрастно-половых признаках.
В начале реализации программы оценивали качество жизни больного по индексу Лекена, визуальной аналоговой шкале, опроснику SF-36 и функциональному двигательному тесту кисти [5].
Комплекс реабилитационных мероприятий проводился на фоне медикаментозной терапии в течение 5 месяцев и включал в себя процедуру лечебной гимнастики, утреннюю гигиеническую гимнастику, самостоятельные занятия, механотерапию, трудотерапию, лечение положением, ортезотерапию, биологическую обратную связь (БОС), электростимуляцию мышц, массаж, криотерапию и физиотерапию. Используемые средства нацеливались на улучшение крово- и лимфообращения, укрепление мышц, релаксацию напряженных мышц, ускорение процессов регенерации, улучшение функции суставов и общей подвижности больных. При проведении процедуры лечебной гимнастики все движения проводились в облегченных для сустава положении больного – лежа и сидя, объем движений увеличивали постепенно, движения были не интенсивными. Для разгрузки пораженного сустава больным не разрешались длительные: ходьба, стояние на ногах, ходьба по лестнице и сидение в одной позе. Ходьба проводилась с кратковременными паузами для отдыха и мышечного расслабления.
Важное внимание уделялось тренировке с биологической обратной связью – понятием, используемым для обозначения осознанного управления внутренними органами и системами: активностью мышц, его висцеральными и вегетативными функциями.
Особое внимание уделялось лечению положением для недопущения или уменьшения развития и формирования порочных установок конечностей. Применяли подвес для коленных суставов с целью расслабления мышечно-связочного аппарата. У больных с поражением коленных суставов применяли прерывистую иммобилизацию с помощью съемных шин и лангет. Для лучезапястного сустава и пальцев кисти использовались шины с эластической проволокой или резинками, осуществляющими тягу в обратном деформации направлении. Занятия на тренажерах проводились с нагрузкой 50 % от толерантной.
Результаты исследования и их обсуждение
Для эффективности реабилитационных мероприятий и степени функционального восстановления, как интегративного показателя проводимых медицинских мероприятий, оценивалось качество жизни пациентов по результатам анкетирования. При оценке болевого синдрома по визуальной аналоговой шкале показатели снизились с 8,2 ± 1,13 до 6,15 ± 1,16 (на 22 %) (рис. 1). По суммарному индексу Лекена улучшение с 16,6 ± 1,08 до11,1 ± 1,11 (в среднем, на 24 %) (рис. 2). По опроснику SF-36 улучшилось качества жизни у больных по следующим шкалам: физическое функционирование (PF) на 58 %; роль физической деятельности (RF) на 42 %; телесная боль (BP) – 32 %; общее состояние здоровья (GH) – 42 %; социальные функции (SF) – 56 % и роль эмоциональной деятельности (RE) – 62 %.
Рис. 1. Динамика болевого синдрома (по ВАШ) после лечения
Таким образом, применение комплекса физических методов реабилитации на фоне базисной терапии у больных с остеоартрозом приводит к улучшению качества жизни такой категории пациентов, увеличению амплитуды движений в коленных, лучезапястных, а также в суставах кисти по сравнению с контрольной группой пациентов.
Цель исследования. Оценить эффективность реабилитации больных и инвалидов вследствие хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и профессионального бронхита (ПБ) на основе разработанной методики и критериев оценки эффективности реабилитационных мероприятий
Материалы и методы. Проведена оценка эффективности реализации 55 индивидуальных программ реабилитации (ПР), разработанных в бюро медико-социальной экспертизы инвалидов вследствие ХОБЛ и ПБ.
Результаты. Определены качественные критерии оценки эффективности реабилитации: полнота выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий, динамика степени выраженности различных категорий жизнедеятельности, социальной недостаточности и группы инвалидности при очередном освидетельствовании, результаты реализации отдельных частей индивидуальной ПР, степень соответствия достигнутых результатов реабилитационному потенциалу инвалида. Методика оценки предполагает унифицированную градацию каждого критерия в количественном выражении. В целом реабилитация более эффективна при ХОБЛ, чем при ПБ.
Заключение. Разработанные критерии и методика оценки эффективности реабилитации на примере больных ХОБЛ и ПБ обладают высокой информативностью и практической содержательностью, что позволяет своевременно вносить коррективы в процесс реабилитации. В комплексе оцениваются функциональные нарушения, степень выраженности ограничений жизнедеятельности и социальная недостаточность, а также реабилитационный потенциал и прогноз, что позволяет оценить малейшие изменения в клиническом, личностном и социальном статусе больного.
Обоснование: основная проблема оценки эффективности психосоциальной реабилитации (ПСР) заключается в некорректных методах обработки психометрических данных, полученных с помощью соответствующих инструментов (шкал и опросников), которые стандартно используют для измерения результативности вмешательств. Цель исследования: 1) системный анализ проблем оценки тяжести психических расстройств и эффективности последующей ПСР; 2) разработка кардинально новых алгоритмов обработки исходной экспертной информации с целью получения соответствующих числовых критериев эффективности ПСР. Материал и методы: системный анализ отечественных и зарубежных публикаций в совокупности с результатами собственных исследований по проблемам оценки состояния пациентов и эффективности комплексной долгосрочной программы ПСР больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра в различных службах помощи (общественная организация, дневной стационар, стационар). В качестве методов обработки информации использованы клинико-психопатологический, психометрический, а также методы системного анализа и метод анализа иерархий (МАИ). Результаты: разработаны инновационная методология и алгоритмы анализа экспертной клинико-психопатологической и психометрической информации на основе аппарата МАИ для получения критериев эффективности ПСР. Кардинальное отличие предлагаемого подхода от ранговых методов обработки исходной информации состоит в том, что результаты получаются в фундаментальной шкале МАИ (числовой шкале), что обеспечивает корректную интеграцию психометрических и психосоциальных характеристик пациентов при рассмотрении процедур диагностики, психосоциальной терапии и реабилитации. Выводы: вычисления базируются на экспертных оценках весомости областей нарушений функционирования пациентов и соответствующих изменениях психосоциальных характеристик. Это обеспечивает универсальность методологии и алгоритмов для оценки эффективности любых реабилитационных вмешательств: от психосоциальных до физиотерапевтических.
Ключевые слова
Об авторах
Вячеслав Георгиевич Митихин, кандидат физико-математических наук
Татьяна Александровна Солохина, доктор медицинских наук, заведующая отделом организации психиатрических служб
Марианна Владимировна Кузьминова, кандидат медицинских наук
Галина Викторовна Тюменкова, кандидат медицинских наук
СПб ГБУЗ «Психиатрическая больница № 1 им. П.П. Кащенко»; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России
Россия
Олег Васильевич Лиманкин, профессор, доктор медицинских наук, главный врач; кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии
Сергей Михайлович Бабин, профессор, доктор медицинских наук, кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии
Список литературы
1. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных. Практическое руководство / Под ред. ИЯ Гуровича и АБ Шмуклера. М.: Медпрактика-М. 2015.
2. Ястребов ВС, Солохина ТА, Митихин ВГ, Михайлова ИИ. Системно-ориентированная модель психосоциальной реабилитации. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2008;108(6):4–10.
3. Pfanzagl J. Theory of measurement. In cooperation with V. Baumann and H. Huber. Wurzburg; Wien: Physica-Verlag. 1968.
4. Купцов МИ, Филипова ЕЕ, Слободская ИН, Павлова СА, Корячко АВ, Жарких АА. Математические методы в психологии. М.: Горячая линия; Телеком. 2017.
5. Новиков Н.Ю. Теория шкал. Принципы построения эталонных процедур измерения, кодирования и управления. М.: Физматлит. 2009.
6. Митихин ВГ, Солохина ТА. Обработка полученных при использовании психометрических шкал ранговых данных на основе метода анализа иерархий. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2019;119(2):49–54. doi: 10.17116/ jnevro201911902149
7. Кабанов ММ. Реабилитация психически больных. Л.: Медицина. 1978.
8. Саати ТЛ. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. М.: Изд. ЛКИ. 2008.
9. Cuthbert B. The RDoC framework: facilitating transition from ICD/DSM to dimensional approaches that integrate neuroscience and psychopathology. World Psychiatry. 2014;13(1):28–35. doi: 10.1002/wps.20087
10. Markon KE. On hierarchically-informed measures of psychopathology. World Psychiatry. 2021;20(1):66–67. doi: 10.1002/wps.20812
11. Ястребова ВВ, Солохина ТА. Клинико-социальные и психологические аспекты реабилитационной работы в общественной организации: оценка эффективности. Психиатрия. 2018;3(79):52–61. doi: 10.30629/2618-6667-2018-79-51-60
12. Солохина ТА, Митихин ВГ, Ястребова ВВ, Тюменкова ГВ. Проблемы оценки эффективности психосоциальной реабилитации и лечения: область вмешательств, инструменты и критерии оценки. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2019;119(12):154–161. doi: 10.17116/jnevro2019119121154
13. Митихин ВГ, Солохина ТА. Оценка весомости и согласованности взаимодействия специалистов в составе полипрофессиональных бригад. Неврологический вестник имени В.М. Бехтерева. 2020;1:30–33. doi: 10.17816/nb16459
14. Митихин ВГ, Алиева ЛМ, Ениколопов СН. Применение метода анализа иерархий для обработки данных исследования телесного образа «Я» у больных психическими расстройствами. Психиатрия. 2015;1(65):29–32.
15. Ястребов ВС, Митихин ВГ. Оценка деятельности и перспектив развития психиатрических служб на основе иерархического анализа. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2005;105(4):61–67.
16. Хайтун СД. Количественный анализ социальных явлений. Проблемы и перспективы. М.: ЛИБРОКОМ. 2014.
Социальная реабилитация – это центральная технология социальной работы, успешная реализация которой отражает способность государственной системы социальной защиты позитивно реагировать на запросы и потребности социально уязвимой части населения. Поэтому оценку и контроль ее эффективности, можно считать вопросами первостепенной важности в деятельности социальных служб.
А. К. Маркова отмечает, что эффективность — это соответствие полученного результата поставленным целям и задачам и определяют ее либо количеством затрат, необходимых для получения нужного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах [1, c.11].
При оценке эффективности уместно различать следующие показатели:
— объективные, предметно — технологические показатели : производительность (количество программ, в единицу времени, качество (соответствие программ ГОСТа, способность решить задачи программы в заданный промежуток времени и т. п.).
— субъективные, психологические, личностные показатели: вовлеченность разных уровней психики человека в процесс деятельности (реабилитации, активация умственных, когнитивных способностей человека, зрелость мотивационно-волевых компонентов, заинтересованность процессом, удовлетворенность процессом и результатом.)[3, c.151].
Рассмотрим реабилитацию как деятельность, направленную на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний детей, оказавшихся в социально-опасных условиях. Наиболее подходящим методом оценки окончательной эффективности реабилитационной программы принято считать «параметрический метод», который базируется на сопоставлении двух ключевых параметров – состояние пациента до начала реабилитации и состояние пациента после окончания реабилитационной программы. Разница в состояниях «до» и «после» и представляет собой «реабилитационный эффект». Результат может быть положительным, тогда реабилитационная программа будет считаться максимально эффективной, отрицательным, что соответственно говорит об отсутствии эффекта реабилитации или даже противопоказаниях к применению данных реабилитационных процедур и методов. Кроме того, в некоторых случаях можно говорить о «нулевом» результате, когда не отмечается разницы в состоянии пациента после окончания программы реабилитации.
Оценка эффективности реабилитации проводится на основе как экспертных мнений, так и на основе индивидуального мнения пациента о своем состоянии. Отсутствие учета мнения клиента снижает достоверность оценочной информации, однако необходимо учитывать тот факт, что оценки, даваемые обслуживаемыми клиентами, всегда были, есть и будут субъективными, так как исходят от конкретного человека и отражают его личное отношение к оказываемым услугам.
О. Н. Родина обращает наше внимание на то, что внешняя и внутренняя оценки эффективности реабилитационной деятельности кардинально зависят от личностных особенностей человека, от его мотивов, направленности, самооценки, потребностей, интересов, свойств нервной системы, а также особенностей характера. Так важными особенностями характера для результативности программы являются аккуратность и ответственность того, на кого сориентирована программа [1, c.12]. Порой клиент не выполняет требования специалиста: не приходит на занятия, не выполняет задания, поручения и пр. При этом ожидания клиента не изменяются, он в любом случае ждет максимально положительного результата и не учитывает свое субъективное поведение.
Вопрос субъективного отношения к реабилитационной работе остается одним из самых неконтролируемых со стороны специалистов социальных служб. На самом деле сотрудники могут прилагать максимум усилий, однако халатное отношение к их требованиям со стороны клиента может свести на нет все усилия и на выходе ожидаемая эффективность будет стремится к нулю.
В данном случае существенное значение будет иметь индивидуальная работа с клиентом и ориентация его на активное, сознательное участие в реабилитационной программе, с целью получения максимально успешного результата.
Литература и источники
1. Морозов В. В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике / Внешкольник. — 1999. — №10-11. — с. 11-13.
2. Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. – СПб: Питер, 2005. – 336 с.
3. Никончук А. С. Социально-педагогическая работа в группах. – Мн., 2011. – 151 с.
4. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 031300 — Соц. педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М. : Академия, 2002. — 256с. — (Высшее образование). — Библиогр. : с. — 243-252. — ISBN 5-7695-0775-6.
Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.
Консультация для воспитателей «Параметры оценки занятия «Дикие животные» в средней группе» (продолжение) «Дикие животные» НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира) Рисование на контурной основе (Ёжик). Интеграция ОО:.
Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.
Родительское собрание «Первые оценки» во 2 классе Оценки. Как к ним относиться? Уважаемые т. родители! Совсем недавно вы волновались и переживали, отдавая детей в 1 класс. Каждый из вас.
Технологические приемы на уроках математики в 1 классе Технологические приемы на уроках математики в 1 классе В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования.