Как общаться с гиперактивными детьми

Сегодня термин «гиперактивный ребенок» широко известен не только среди профессиональных педагогов и психологов, но и среди родителей.

С одной стороны, активный ребенок – это нормально. Ведь не зря говорят, что если ребенка не видно и не слышно, то он либо заболел, либо успел что-то натворить.

И в то же время быть родителем сверхактивного ребенка непросто – столько сил, внимания и терпения нужно, чтобы просто за ним уследить!

Наказание не должно унижать!

Это настоящее «маленькое торнадо» в Вашем доме! Кажется, что он умудряется находиться сразу в нескольких местах. Такой ребенок подвижен, суетлив, беспокоен, ему все время хочется куда-то бежать и что-то делать. Он с энтузиазмом хватается сразу за несколько дел и ни одно не доводит до конца. Быстро и легко отвлекается на любой раздражитель – слово, посторонний шум, какое-то событие.

Особенно «непослушны» руки ребенка: он постоянно что-то трогает, вертит, бросает, ломает.

Довольно часто у гиперактивного ребенка проблемы с координацией движений, поэтому шишки, ссадины и синяки для него обычное явление. У такого малыша настроение меняется, как погода, он может быть вспыльчив, агрессивен, упрям.

Гиперактивный ребенок любопытен, но его любопытство поверхностное, сиюминутное. Он успевает задать Вам тысячу вопросов, но у него не хватает усидчивости и терпения выслушать ответ и вникнуть в суть вещей.

Является ли гиперактивность проблемой?

С одной стороны, гиперактивность – это данность Вашего ребенка. Просто он так устроен, что у него легковозбудимая нервная система и неразвитое внимание. Не стоит думать, что малыш делает что-то назло или вследствие плохого воспитания. Ведь никому же не придет в голову винить ребенка в том, что у него голубые глаза или курносый нос?! Так и гиперактивность – всего лишь одна из особенностей Вашего ребенка.

Но эта особенность влечет за собой множество не очень приятных последствий. Таким детям в десятки раз сложнее адаптироваться в детском саду и школе. Вы только представьте: каково ребенку, который и пяти минут провести спокойно не может, выдержать целый урок, ни на что не отвлекаясь?!

Слушать учителя, точно выполнять задания, быть собранным, организованным и аккуратным – для этого нужно развитое внимание. А с вниманием у гиперактивного ребенка как раз и проблемы! Он, наоборот, невнимателен, непослушен, не организован, не ответственен, не аккуратен – в общем сплошные «не». Результат вполне предсказуем: сложности с освоением школьной программы, слабая успеваемость, жалобы учителей и неуверенность ребенка в своих силах.

Что делать, если у Вас гиперактивный ребенок?

1. Примите этот факт. Это не всегда просто, но очень действенно. Станет намного легче, исчезнет соблазн обвинить себя или ребенка в происходящем.

2. Не оценивайте ребенка и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми (одноклассниками, друзьями, старшими братьями и сестрами). Ваш ребенок уникален – и это ценно!

3. Покажите пример спокойного поведения. Видите, что ребенок не может сам угомониться? Попробуйте разговаривать с ним тихо, размеренно, двигаться медленно и плавно. Ребенок невольно подстроиться под Вас и постепенно успокоится.

4. Если ребенок занят какой-то спокойной игрой (конструктор, пазлы, рисование и др.), не мешайте ему. Даже если Вам от ребенка что-то нужно, это может подождать. Дайте ребенку побыть в тишине и покое. Такой опыт ему жизненно необходим.

5. Постоянно развивайте внимание ребенка. Здесь Вам в помощь разнообразные игры, развивающие пособия и курсы.

6. Научите ребенка расслабляться. Покажите ему простые релаксационные техники (например, покачивания или счет вдохов и выдохов). Также хорошо успокаивает массаж.

7. Сведите до минимума (или вообще исключите) компьютерные игры и телепередачи, возбуждающие нервную систему ребенка.

8. Направьте энергию ребенка на что-то полезное. Запишите его в бассейн, на танцы, в спортивную секцию.

9. Для гиперактивных детей особенно важен режим дня. Ребенок должен понимать, что для подвижных игр и активности есть свое время, как и для более тихих занятий. Например, перед сном все игры переводите в спокойный режим. Так ребенок и уснет быстрее, и сон будет здоровым и безмятежным.

10. Самое главное – Ваша любовь, забота и терпение. Вашему ребенку очень важно чувствовать себя любимым и защищенным. Гиперактивность с возрастом пройдет, а сознание того, что тебя любят и принимают таким, какой ты есть, останется с ребенком на всю жизнь.

Как общаться с гиперактивными детьмиВНИМАНИЕ! Специальное предложение!

С 1 июля ПО 31 августа можно приобрести абонементы на новый учебный год

со скидкой 30% от полной стоимости на любые программы и услуги

Абонемент начнет действовать с 1 сентября 2021 года.

1. Первый и самый главный совет родителям детей с гиперактивностью: не пытайтесь держать в себе все свои чувства. Никакого, даже самого олимпийского спокойствия на гипердинамичного ребенка не хватит. Единственное, чего вы добьетесь, «педагогично» пытаясь годами сдерживать себя, — это то, что один вид собственного чада будет вызывать у вас внутреннюю дрожь или глубокое раздражение. Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. Если в отчаянии — продемонстрируйте это ребенку в полной мере. Если ребенку случилось порадовать вас, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь нейтральным: «Давно бы так. » или почти оскорбительным: «Вот так и ведут себя нормальные дети. «

2. Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности.

Поступки гиперактивного ребенка почти всегда ужасны, раздражающи и неуместны. К чему-то вы сумеете притерпеться с годами (например, к тому, что он ест на бегу, забывает в садике свои вещи и засыпает, стоя на локтях и коленях). Что-то так и останется нестерпимым (например, то, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботинках и, поминутно обещая: «Больше не буду», также поминутно нарушает свои клятвы). Как общаться с гиперактивными детьми

Но личность ребенка — это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. Иногда за ними трудно разглядеть все остальное, но нужно, необходимо, просто-таки жизненно важно для вашего ребенка, которому и так достается гораздо больше окриков и нравоучений, чем обычным детям. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель в начальной школе — постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же еще и отвлекает других. Вы должны видеть — личность.

Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость, общительность и контактность, щедрость и готовность поддержать любое начинание, легкость на подъем и неистощимый оптимизм — все это его и ваш актив.

Вы осуждаете неприемлемые поступки ребенка и наказываете его за них. Вы, не особенно сдерживая себя, говорите о том, какие чувства вызывает в вас то, что он вот уже в триста двадцать пятый раз. Но раз за разом вы говорите ребенку (и помните сами) о том, что несносные поступки — это еще не личность, что существуют резервы и достоинства, на основе которых все сегодняшние проблемы, несомненно, будут преодолены.

3. Обязательно предоставьте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической, моторной активности.

В доме, где растет ребенок с гипердинамическим синдромом, обязательно должен быть домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном проеме, на которой висят кольца, лесенка или канат. Пусть ребенок до изнеможения бегает во дворе, играя в футбол или хоккей, лазая на дворовых снарядах или катаясь с горки. Как только позволит возраст, обязательно отведите его в спортивную секцию.

Гиперактивные дети редко сразу находят «свою» секцию, они ведь вообще быстро ко всему остывают. Но здесь вы должны проявить настойчивость. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Гиперактивный ребенок, как в воздухе, нуждается в структурированной физической активности. Иначе он и в десять лет будет так же бестолково носиться по двору, как носился в пять. Любые, даже самые незначительные успехи ребенка в спорте (или искусстве пантомимы) должны поощряться. Ведь его так часто ругают.

4. До определенного момента и определенной степени будьте органом планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных вашим ребенком.

Это то, в чем он сам трагически слаб. Предвидеть, что будет, оценить, что потом, спланировать, как сделать, чтобы все получилось, — все это гиперактивному ребенку в буквальном смысле органически недоступно. По крайней мере, до поры до времени. И вот здесь ему приходят на помощь родители. Как общаться с гиперактивными детьми

— Это может быть опасным, так как.
— Возможно, Коля обиделся потому, что ты.
— Если ты сейчас поступишь именно таким образом, то в следующий раз.
— Вот этот путь разрешения ситуации оказался явно удачней предыдущих, так как привел к. Вероятно, в сходных обстоятельствах всегда имеет смысл поступать именно так.

5. Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если, по сути, вы и согласны с ней.

Вы, родители, его единственный оплот и защита. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за проявлениями синдрома симпатичную, по-своему страдающую личность. Пока ребенок будет знать, что кто-то видит в нем не только безнадежного шалуна и «ребенка-катастрофу», кто-то надеется и верит в возможность позитивных перемен, до той поры у него самого сохраняется стимул к самообузданию и самовоспитанию.

6. Старайтесь побольше говорить ему о чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в книгах. Сам ребенок может не заинтересоваться этим и даже не заметить возможности «заглубиться» в происходящее. Это вам тоже придется сделать за него. Потом он привыкнет, и у него проявится возможность пользоваться для анализа ситуации заложенными вами алгоритмами.

Индивидуальные занятия показаны для детей с трудностями в обучении, связанными с отвлекаемостью и недостаточным развитием произвольного внимания. Групповые занятия нужны в том случае, когда ребенка необходимо адаптировать к коллективу сверстников, научить его успешно взаимодействовать с ними, играть в совместные структурированные игры.

Тренинг для школьников

Чем занять ребенка кроме компьютера и телевизора?

Приводите его на тренинг «ШКОЛА УСПЕХА». Ваш ребенок отлично отдохнет, получит новые впечатления, приобретет друзей, и самое главное, зарядится мотивацией на учебу.

«Школа успеха»

Тренинг для школьников

Чем занять ребенка кроме компьютера и телевизора?

Приводите его на тренинг «ШКОЛА УСПЕХА». Ваш ребенок отлично отдохнет, получит новые впечатления, приобретет друзей, и самое главное, зарядится мотивацией на учебу.

8 (982) 292-03-03, 8 (922) 697-02-02
улица Чайковского, 52
e-mail: [email protected]

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности?

Симптомы гиперактивного поведения:

несоблюдение правил и норм поведения

проблемы со сном

задержка и нарушения речевого развития и прочие.

Симптомы гиперактивности уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности. Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом — психологом, невропатологом.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Несколько рекомендаций помогут вам оптимально организовать жизнь гиперактивного ребёнка:

Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.

Задачи ставьте чётко. Гиперактивных детей отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.

Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.

Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.

Приучайте к режиму дня. Распорядок дня — основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спать (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.

Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.

Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность — не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как — нет.

Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.

Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).

Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).

Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Информацию предоставил Е.В.Лебедева, методист

организационно- методического отделения

Ребёнок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Всё это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

1. Ребёнку нужно постоянно двигаться. Он отвлекается, разговаривает на уроках, крутится, раскачивается, сидит, подложив ноги под попу, при утомлении его моторная активность повышается. Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ. Нужно, чтобы в мозг постоянно поступали питательные вещества, а это возможно только при движении. Если гиперактивного ребёнка заставить сидеть спокойно, ему будет сложнее думать. Поэтому учителям нужно позволить детям двигаться во время урока. Например, если ребёнок утомляется, предложить походить по классу (найти для этого какой-то законный повод!) или дать физическое задание: протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой.

Как общаться с гиперактивными детьми

2. Ребёнок быстро устаёт от рутины. Ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже в них разобрался. В других странах детям с СДВГ на 30% снижают количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий), а учителя не требуют, чтобы дети выполняли все примеры, если ребёнок усвоил тему. В случае СДВГ повторение никак не влияет на качество усвоения материала. Хорошо если такие дети могли бы во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, и это никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребёнок начинает отвлекать своих соседей и разговаривать с ними.

3. Дети с СДВГ часто не очень аккуратно оформляют домашние работы. В тетрадях много исправлений, помарок. Поэтому учителям стоит смотреть на содержание работы, а не на оформление, и помнить, что снижение оценок за плохо оформленную работу будет снижать мотивацию к учёбе.

Как общаться с гиперактивными детьми

4. Гиперактивные дети боятся больших объёмов. Если такому ребёнку сразу дать 20 примеров, он испугается. Но если ребёнку дать те же 20 примеров на отдельных карточках пять раз по четыре примера — он сделает все и гораздо быстрее. Кроме того, это ещё и хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. То есть просто нужно делить большие объёмы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребёнок может что-то забывать. Например, как выполнять какое-то задание или вообще конечную цель работы (плохая оперативная память). В итоге детям опять снижают оценки, мотивация падает. Нужно концентрировать внимание ребёнка на всех пунктах задания в упражнении, спрашивать, что нужно не забыть сделать. Кроме того, гиперактивные дети часто забывают свои вещи. Можно напоминать ребёнку об этом или поощрять, если он не забыл взять свои вещи. Эффективен метод «напоминалок» — маленьких записок, наклеек на пенале, благодаря которым ребёнок может вспомнить что-то с собой взять, сделать или куда-то сходить.

Как общаться с гиперактивными детьми

6. Ребёнок часто отвлекается. Желательно посадить его ближе к учителю, чтобы было легче сосредоточиться. Если ребёнок отвлёкся, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Или обсудите с ребёнком, как помочь ему не отвлекаться на уроке.

7. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени. Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребёнка. Он просто не замечает, что прошло больше времени, чем он думал. В результате опаздывает и не успевает что-то доделать. В таких случаях нужно либо постоянно напоминать ему время, либо научить ребёнка ставить таймер, либо самому ставить таймер (или песочные часы) так, чтоб он их видел.

Как общаться с гиперактивными детьми

8. Дети с СДВГ импульсивны. Такому ребёнку трудно удержаться и не выкрикнуть ответ, если он его знает. Трудно не вмешаться в процесс, если происходит что-то для него интересное. На уроках можно ввести специальные таблички, на которых дети могут писать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. Или придумать поощрение, если он сдержался и не перебил одноклассника.

Как общаться с гиперактивными детьми

9. Дети с СДВГ эмоциональны. Они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (гиперактивные дети очень общительны и любят поговорить). В этом случае ребёнку нужна поддержка или помощь, чтобы наладить отношения с одноклассниками. Например, вмешаться в игру и помочь правильно распределить роли.

10. Ребёнок всегда что-нибудь делает не так. Шумит, бегает и утомляет окружающих. Попробуйте понять, какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Иначе придётся непрерывно делать ребёнку замечания. Он начнёт игнорировать всё, что вы ему говорите, и у него упадёт самооценка. Будьте избирательны: обращайте внимание только на то поведение, которое вы решили исправить.

Как общаться с гиперактивными детьми

11. Гиперактивного ребёнка можно научить всему. Даже делать сложные для него (по физиологическим причинам) вещи. Но для этого нужно создать ему внешнюю мотивацию.

В этом может помочь система поощрения, которой учителя и родители могут пользоваться вместе. Допустим, вводится несколько правил (три), которые ребёнок должен выполнять в школе. За их выполнение он получает плюсики от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок делает сам и красиво оформляет). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь». Затем родители награждают ребёнка за плюсики, для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый бонус стоит определённое количество плюсов. Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Система наказаний у детей с СДВГ обычно или просто не работает (плюсики ребёнок будет терять быстрее, чем накапливать), или приводит к депрессии.

6 важных вещей, которым меня научил мой гиперактивный сын

Ещё можно использовать систему выработки навыка желательного поведения, причём для всего класса. Об этой системе писал психиатр Бен Фурман в книге «Навыки ребёнка в действии». Выбирается один навык, которому учится весь класс. Допустим, быть готовым к уроку вовремя. Значит, что как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять возле своей парты, а на столе лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, учитель их хвалит и кладёт шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной — это означает, что класс освоил навык. За это дети получают какое-то награждение: чаепитие, грамоту, поход в зоопарк и тому подобное.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Говоря про гиперактивных детей, подразумевается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое состояние ЦНС (центральной нервной системы), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора «тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение. Если малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности:

токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка,

такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

Как общаться с гиперактивными детьми

Общие рекомендации:

1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.

2. Постоянно соблюдайте режим дня.

Установите четкие границы дозволенного.

3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.

4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком.

Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.

5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета.

В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.

6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя».

Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.

7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения:

удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение.

Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).

9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов).

За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать». Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.

Как общаться с гиперактивными детьми

10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой.

Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.

11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере.

Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотя бы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.

12. Если ребенок суетится, «разбрасывается», перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это.

Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

Как общаться с гиперактивными детьми

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

У специалистов есть такое понятие, как синдром гиперактивности и дефицита активного внимания.

В этом состоянии дети отличаются повышенной возбудимостью, конфликтностью, двигательным беспокойством, у них снижено активное внимание. Ребенок становится суетливым, действия его хаотичны и беспорядочны.

В детском саду такие дети считаются неуправляемыми, будоражат всю группу. Они вертятся на занятиях, шумно играют, провоцируют конфликты со сверстниками, вмешиваются в чужие разговоры, перебивают взрослых, в гостях все трогают, ломают, роняют… Такие малыши создают много шума и суеты, синдром гиперактивности затрудняет их адаптацию в коллективе.

Шумное, возбужденное поведение таких детей не объясняется их избалованностью или изъянами воспитания!

Они хотели бы вести себя по-другому, но не могут, их трудности связанны с недостаточной концентрацией внимания. Нарушения чаще всего наблюдаются у мальчиков. У детей 5-6 лет двигательная расторможенность и недостаточность внимания доходят до 15%. Таким детям необходимы помощь психоневролога, его консультации, чтобы наметить терапевтическую тактику, а дальше все зависит от мудрости и такта родителей.

Что делать?

  • Старайтесь создавать дома спокойную атмосферу.
  • Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.
  • Развивайте в ребенке осознанное торможение. Перед тем, как что-то сделать, ему необходимо подумать, представить свои действия и последствия.
  • С пониманием относитесь к поступкам вашего ребенка.
  • Продумайте режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям следует четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т.д.
  • Организуйте с ребенком совместные спокойные прогулки, игры, занятия.
  • Используйте возможность игры в полной мере: дидактические игры (лото, мозаика и т.д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным, подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт. Сюжетные игры помогут вашему малышу научиться налаживать контакт со сверстниками.
  • Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребенка.
  • Займитесь с ребенком рисованием, начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Чаще хвалите таких детей, не скупитесь на добрые слова – это самое целебное средство для сверхвозбудимого, нервного малыша.
  • Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.
  • Ограничивайте пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.
  • Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекли его внимания.
  • Учитесь владеть собой, чтобы исключить крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную агрессию. Говорите сдержанно, мягко, спокойно. Не забывайте, что ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
  • Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях вашего малыша с воспитателем группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.
  • Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него. Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенные или заниженные требования.
  • Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знакомую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.
  • Четко определите для ребенка рамки дозволенного не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.
  • Настаивайте на своем, но доброжелательно, с улыбкой; будьте последовательны в своих требованиях к малышу.
  • Как можно реже говорите «нельзя», Если сказали, то не отменяйте своего решения.
  • Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.
  • Вызывающее поведение вашего ребенка – это способ привлечения внимания. Дайте ему позитивный способ общения, уделяете ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

Психологический центр «Остров перемен»

г. Ярославль, ул. Собинова, д. 54;

Как общаться с гиперактивными детьми

Почему на осинках не родятся апельсинки? Осинка — дитя холодного cевера, апельсинки — плоды темпераментного жаркого юга. Континентальная несовместимость.

Ваш ребенок похож на неугомонный апельсин? Импульсивный, крайне подвижный, не сидит ни минуты спокойно? Одним словом, очень активный, трудный ребенок или, говоря научным языком, гиперактивный.

Мы специально начали разговор с осинок и апельсинок. В 95% гиперактивность — наследуемый признак. Но очень активный и гиперактивный ребенок — это две большие разницы.

Первый и самый важный совет: не стройте догадки и предположения, обратитесь за квалифицированной консультацией к специалисту. Неправильно говорить о гиперактивности как таковой. Она является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием.

СДВГ — это многоплановое расстройство функционирования мозга, особенности поведения ребенка не имеют отношения к плохому воспитанию, аллергии и т.п.

Важно понять, что при СДВГ нужен комплексный подход во всем.

1. Учитывать комплекс нарушенных мозговых функций: проблемы с поддержанием оптимального тонуса жизнедеятельности, (быстрая утомляемость и снижение интереса), отставание функций программирования и контроля (невозможность спланировать и выполнить последовательность действий), отставание в развитии зрительно-пространственных функций.

2. Комплексный подход в диагностике и лечении. Одновременное наблюдение у невропатолога и психолога (нейропсихолога).

3. Комплекс родители—ребенок — основа социализации и нормального развития ребенка. Традиционно СДВГ диагностируется в 5-6 лет, реже в 2-3 года. В последнем случае для психологической коррекции вы можете обращаться на кафедру нейропсихологии вуза вашего города.

Что можно посоветовать родителям ребенка с СДВГ?

Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: «Не делай!», «Нельзя!», «Перестань!». Эффективно переключать внимание на что-то другое. (Вместо «Не прыгай на диване!» — «А сколько раз подряд ты сможешь отбить мяч ладошкой от пола?». При этом считать вместе с ребенком и обязательно похвалить несмотря на результат.)

Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.

Игра — это основной способ освоения окружающего мира, в том числе и для детей с СДВГ. Последние часто предпочитают шумные и активные игры, что вполне обоснованно. Но выбирайте те, что имеют четкие правила. Начните с самых простых, постепенно прибавляя и усложняя условия. Благодаря подобной технике ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременному удерживанию в активной памяти и внимании нескольких целей, соответственно тематике игры получает полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются навыки общения.

К таким играм относится большинство дворовых игр: прятки, «да-нет не говорить, черное- белое не предлагать», «морская фигура». В старшем возрасте пионербол, футбол, баскетбол и т. д.

Для совсем маленьких детей можно использовать игры с четкими правилами передвижения предмета с места на место (не «принеси маме мячик», а «дай маме в руки красный мячик»). Добившись выполнения, правила усложняют (просят принести два мячика сразу или один мяч папе, другой маме и т. д.).

Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности, особенно те, что ослаблены. Помните: проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Об особенностях школьного обучения при СДВГ

Наблюдается парадоксальная ситуация: при высоком уровне интеллекта — низкая успеваемость. Причины те же, что и в раннем возрасте. СДВГ остается и влияет на развитие ребенка вплоть до подросткового возраста, иногда и дольше.

На помощь вам, как и прежде, придут спокойствие, уверенность, хорошее настроение и игровая организация деятельности. Но не забывайте: в случае явных и нарочитых правил ребенок начнет упрямиться, сопротивляться и быстрее обычного потеряет интерес. Чередуйте подвижные и сидячие игры, старайтесь подбирать уровень сложности так, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что он не справится.

В школьном возрасте ребенок с СДВГ все также остается нечувствителен к наказаниям и отрицательным стимулам. Не стоит говорить: «Ты должен сделать домашнее задание за 1 час!» Лучше : «Давай сегодня попытаемся сделать домашнее задание за 1 час». Или другой пример. Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Вместо очередного выговора попробуйте каждое утро говорить «Сегодня для тебя самое важное — записать в дневник домашнее задание!» Сначала это будет в ущерб учебе, позже ребенок освоит цель и перейдет к новой.

При плохом выполнении домашних обязанностей также можно использовать игру. При мытье посуды расставляйте тарелки в особой последовательности или мойте наперегонки. При уборке пола просите его подметать левой рукой и т. д.

Обратите внимание и на пакеты развивающих компьютерных игр. Ребенок сначала проходит тестирование, затем компьютер, проанализировав результат, корректирует комплекс игр индивидуально для тренировки ослабленных функций.

Мы неоднократно упоминали о неэффективности наказаний ребенка с СДВГ, но если вы считаете наказание правомерным, оно должно следовать сразу за провинностью. Иначе из-за рассеянности внимания ребенок не поймет взаимосвязь.

Подводя итог, еще раз перечислим основные аспекты, чем и как родители могут помочь ребенку с СДВГ:

  • диагностика и комплексный подход в лечении;
  • обязательное выполнение всех рекомендаций специалистов;
  • основной способ взаимодействия и обучения необходимым навыкам — игры, в том числе, шумные и подвижные;
  • спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее.

Помните, что несмотря ни на что вы любите своего ребенка. Просто ему нужно уделять чуть больше внимания, и необходим творческий подход в воспитании и обучении!

Как общаться с гиперактивными детьми

Есть на детской площадке, куда мы с моей дочкой 4 лет ходим играть, один мальчик, Алеша. Ему 5 лет. Сказать, что он очень активный – это ничего не сказать.

Просто за те почти 2 года, что мы туда ходим, я еще ни разу не видела, чтобы он спокойно поиграл в песочнице, покачался на качелях или просто посидел рядом с мамой хотя бы 2 минуты. Это ураган, вихрь, торнадо – такие сравнения можно подобрать. Он не ходит – он бегает. Причем всегда. Крутится-вертится, спотыкается-падает, толкается, бросается, чем попало, в конце концов, выбивается из сил, и с истерикой отбывает с мамой домой.

Когда мы видим Алешу на площадке, мы стараемся подождать, когда он уйдет. Другие мамы между собой говорили, что Алешу уже повели к психиатру и поставили ему диагноз «гиперактивность».

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Есть вообще два различных варианта. Это, собственно, болезненное состояние, при котором помощь специалиста необходима, и особенности характера, темперамента и воспитания ребенка.

Болезнь называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и имеет четкие признаки:

  • не может сохранить внимание во время игры и при выполнении заданий;
  • часто «не слышит», что ему говорят, причем проблем со слухом не имеет;
  • не доводит начатое до конца;
  • часто теряет вещи, которые небходимы каждый день – игрушки, школьные принадлежности;
  • ему сложно что-либо делать самому;легко отвлекается;
  • забывчив в привычных повседневных ситуациях;
  • постоянно в движении, даже во время еды;
  • всегда и все делает с шумом; совершает бесцельные движения;
  • много говорит; отвечает на вопросы, не задумываясь;
  • мешает другим, вмешивается в игры и разговоры;
  • не может ждать, стоять в очереди.

Если этих признаков более шести и они наблюдаются шесть и более месяцев подряд, высока вероятность что это не характер и темперамент, а болезненное состояние, требующее помощи специалистов.

Кроме того, дети с СДВГ просто не могут себя контролировать, не могут сами остановиться и успокоиться, не реагируют на запреты и замечания, часто импульсивны и агрессивны, ничего не доводят до конца, быстро отвлекаются и выбиваются из сил, говорят быстро и много, задают миллионы вопросов, но ответы на них не слушают, неуклюжи (роняют, ломают вещи), плохо спят, у них часто возникают кишечные расстройства и энурез.

Как отличить просто активного ребенка от гиперактивного

Как общаться с гиперактивными детьми

Есть простой способ: если ребенок ВЕЗДЕ ведет себя одинаково – и дома, и в гостях, и на улице, и в малознакомой обстановке, и в детском коллективе – это требует помощи специалистов (детского невролога, психолога, психиатра). Проконсультируйтесь, после либо успокойтесь и правильно займитесь воспитанием (об этом ниже), либо подтвердите свои сомнения и лечитесь по рекомендациям врачей.

Если же ребенок только дома шумный непоседливый и активный, а в гостях сидит «как мышь» – это, скорее, особенности характера такого ребенка. Именно такая ситуация была у меня с моим ребенком. Невролог проконсультировал, сказал, что это не болезнь, а темперамент такой; психолог дал рекомендации.

Почему возникает это состояние? Связано ли оно с воспитанием?

Такие вопросы беспокоят всех родителей, когда ребенку ставится диагноз. Количество детей с СДВГ, к сожалению, растет с каждым годом. И сейчас по оценкам разных специалистов их от 3 до 10%. Мальчиков среди них в пять раз больше, чем девочек.

Причины этого состояния до конца не известны, но:

  • ухудшение экологии;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • патологические роды;
  • родовые травмы

. …играют важную роль в развитии этого состояния.

С недостаточно жестким воспитанием (как думают некоторые родители, ребенок ведь не просто «балуется» и «не слушается») это не связано, ужесточение мер наказания только ухудшает ситуацию с поведением.

«Если вы меня ругаете и говорите, что я плохой – вы тогда узнаете, насколько плохим я могу быть!» – таков результат.

В чем же главная проблема детей с СДВГ и что с этим делать?

Главная проблема в том, что такие дети не могут адаптироваться в обществе. Вследствие своей импульсивности, неконтролируемой агрессии, такие дети игнорируют общепринятые правила поведения, вредя себе и окружающим. Что неминуемо ведет к проблемам. С развитием, учебой, общением.

И еще. По статистике, 80% людей, которые пребывают в местах лишения свободы, были гиперактивными детьми. Задумайтесь над этим и не откладывайте лечение. Это не пройдет само!

Как родителям помочь такому ребенку?

Борьба с гиперактивностью у ребенка У меня самой очень активный ребенок. Это, слава Богу, только такой темперамент, но подойдет и для детей с диагнозом СДВГ. И нас научил психолог, как правильно с ней обращаться, чтобы еще и самим немного пожить.

  • Постарайтесь, прежде чем что-то требовать от ребенка, установить с ним контакт. Прикоснитесь, возьмите за руки.
  • Посмотрите в глаза и тогда говорите с ним. Зачем это делать? Потому что когда ребенок чем-то занят, увлечен, играет – он весь там, в своих переживаниях, и не слышит вас. Это действительно помогает – я беру дочку за руку, смотрю в глаза, говорю, что мне нужно, чтобы она сделала, и в большинстве случаев это помогает.
  • Установите постоянные правила. Придерживайтесь этого неукоснительно. Правила для ребенка должны быть понятны и просты. Например, если сегодня нельзя есть конфеты перед едой, трогать чужую собаку, прыгать с качелей, грубить бабушке, открывать газовый кран, то и завтра этого нельзя.
  • Важно придерживаться последовательности действий, разбивайте сложные задания на несколько простых – так ребенку будет легче справляться. Как я это применяю? Я говорю: «Давай уберем детскую комнату. Сначала мы застилаем постель. Для этого мы поправляем простыни, подушки, накрываем покрывалом. Дальше мы собираем игрушки. Машинки – в коробку, куклы – за кукольный стол, кубики – в ящик». И так, пока все не уберем.
  • Всегда и во всем соблюдайте режим. Буквально по часам вставайте, кушайте, гуляйте, ложитесь спать. Всегда, в любой день недели. Это действительно помогает. И взрослым тоже.
  • Хвалите. Но с умом. Что-то сделал хорошо – хвалим. Послушался – хвалим. Найдите то дело, которое лучше всего получается у ребенка, и хвалите за это. Моя дочь, например, любит помогать готовить папе завтрак. И буквально тает от удовольствия, когда я ее за это хвалю. И полдня настроение хорошее.
  • Старайтесь потратить избыточную энергию. Избыток энергии уходит – ребенок становится более спокойным. Проверено на себе. Важно не просто набегаться, а «пустить энергию в нужное русло» – танцы, акробатика, легкая атлетика, бассейн…
  • Если вы куда-то собираетесь (поездка, гости, магазин), предварительно подготовьтесь. Обсудите с ребенком, куда вы идете, что там будете делать и как при этом нужно себя вести.
  • Используйте любую возможность отдохнуть – поручите поиграть, погулять с ребенком бабушкам, дедушкам, тетям-дядям, в общем, тем, кому вы можете доверить ребенка, не забыв при этом дать и им подробный инструктаж. Иначе все усилия пойдут насмарку.

Вашему ребенку ведь нужны адекватные родители, правда? Тогда подумайте немного и о себе.

Этот вопрос часто задает мамам врач педиатр. И ответить на него подчас не просто.

«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.

Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.

Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector