С появлением на свет крохи каждая заботливая мама старается окружить его своей заботой, лаской и пониманием. Она постарается создать ребёнку самые комфортные условия для развития и дальнейшего роста. Будет оберегать его от всяческих невзгод. Американские учёные утверждают, что общаться нужно с ребёнком, когда он находится ещё в утробе матери. Ведь ребёнок всё слышит и чувствует.
Несомненно, каждая мама помнит те первые, произнесённые вашим чадом, слова. Это совсем не означает, что ваша кроха умеет разговаривать, точно так же, как после сделанных ребёнком первых шагов, он ещё не умеет достаточно хорошо ходить. Многие родители переживают, если их ребёнок поздно начинает говорить, сравнивая его со сверстниками. Но это абсолютно напрасно: ведь нужно помнить, что каждый ребёнок – индивидуальная личность, и даже по-своему уникален. И вы, как заботливые родители, просто обязаны помочь своему ребёнку в развитии полноценной речи.
Для этого необходимо разговаривать с ребёнком – чем чаще, тем лучше. Проговаривайте с ним каждое ваше действие. Ребёнок будет пытаться за вами повторять, увидите, как внимательно он на вас будет смотреть. Чем лучше ребёнок владеет речью, тем быстрее будет развиваться мышление, соответственно и речь будет разнообразнее. Читайте ребёнку сказки, стишки, рассказы. Лучше, если ребёнок будет смотреть вам в лицо. Если вы знаете стихи наизусть, проговаривайте их как можно чаще, пусть ребёнок запоминает. При этом он видит, с какими эмоциями вы ему рассказываете. Действуйте на осязание вашего ребёнка при рассказе о каком-либо предмете, дайте ребёнку потрогать этот предмет. При этом ничто не должно мешать вашему малышу, когда он вас слушает. Очень важную роль в развитии речи вашего ребёнка, сыграет посещение детского сада, где он не только будет проговаривать слова, но и слушать, как это делают другие. Купите малышу много различных, красочных картинок: пусть он рассматривает, а вы его спросите, что он видит – задействуйте его зрительный анализатор.
Слушайте, что он говорит, и давайте ему ответ. Этим вы окажете неоценимую помощь: так у него будут формироваться новые понятия о предметах и явлениях, когда ему это будет так необходимо. Не столь важно, каким запасом слов владеет ваш ребёнок, ему постоянно нужно знакомиться с новыми словами и их значением. Ваша задача – расширить представления вашего ребёнка о цвете, формах, размерах и количествах. Например, вы даёте ребёнку мячики красного цвета и синего, он выбирает красный, вы спрашиваете: «Тебе этот мячик понравился, да?». Но это ни к чему не приведёт. А если вы спросите: «Тебе красный мячик понравился, да?», то тем самым вы обозначите ребёнку цвет, о котором, может быть, он никогда и не слышал. Так нужно поступать всякий раз, когда ребёнок обращается к вам. Вы для него – не только самый близкий человек, но и переводчик, который помогает ему извлекать из общения максимальную пользу для дальнейшего развития.
Игры на развитие речи
1. Первая и самая простая игра – строить рожицы перед зеркалом, подключая речевой аппарат.
Язычок гулять собрался (открываем рот)
Вот умылся (провести языком по верхним зубам)
Причесался (высунуть и снова спрятать язык)
Оглянулся (облизните губы)
Повернулся (поочередно повернуть кончик языка к левой и правой части рта)
Вниз упал и вновь полез (опустить язычок вниз, а затем поднять вверх)
И снова в домике исчез (спрятать язык во рту).
Также полезно надувать мыльные пузыри, задувать свечи и так далее.
2. Поем песенки. Знакомые песенки и стишки можно петь вместе: родители произносят слова, а ребенок изображает звуки. К примеру, если стишок про лошадку, можно изобразить фырканье и цоканье копыт, про машинку – изображать звук мотора, про коровку – мычать и так далее. Если вы читаете книжки про зверей, можно расспрашивать ребенка, как делает то или иное животное;
3. Займитесь кукольным театром. Рассказывайте сказки, играя интонациями и голосом. Если вы читаете стихи, делайте правильные ударения, четко произносите слова, можно поиграть голосом, моделируя его от баса до сопрано. Разучивайте с детками определенные слова и просите помочь вам в рассказе сказки. Чаще обсуждайте с чадом произошедшие события, отвечайте на вопросы;
4. С детьми постарше целесообразно разучивать скороговорки: чаще всего дети плохо выговаривают звуки ж, с, щ, л и р в твердых слогах. «Рычите», «квакайте», «мяукайте» перед зеркалом, дети любят подражать, тренируйте определенный звук, поскольку переучить чадо будет сложнее. Вот для примера пара скороговорок:
У ежа ежата, у ужа ужата;
В грозу от груза развалился кузов;
У осы не усы, не усища, а усики;
Шесть мышат в шалаше шуршат.
5. Делайте массаж ручек, самый простой – «Сорока-ворона» или «гуси-гуси», почаще давайте детям задания на развитие мелкой моторики. Уже давно доказано, что речь и мелкая моторика взаимосвязаны. Лепите из пластилина, играйте с крупами и водой, кубиками и пуговицами.
Будьте терпеливы и у вас все получится! Удачи в этом нелегком, но увлекательном деле!
Одни детки в возрасте двух лет могут уже хорошо разговаривать, а другие овладевают речевыми навыками очень медленно. Чтобы не допустить задержки развития речи, необходимо регулярно заниматься со своим ребенком. Чтобы занятия проходили легко и непринужденно, предлагаем использовать специальные игры. При этом, во время занятий, очень важно соблюдать два основных правила – все должно быть понятно и весело.
Образовательный центр «МЕТА» на протяжении 10 лет занимается развитием детей. Мы предлагаем пройти занятия для детей с задержкой развития речи с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Наша команда высококвалифицированных преподавателей использует современную методику обучения. Коррекция речи может проходить и в домашних условиях. Для этого мы приводим примеры игр, развивающих навыки общения.
Правило первое: ПОНЯТНО
Игра «Повторяй за мной»
Дети в возрасте до одного года используют звуковое подражание или умеют выговаривать простые слоги. Этого достаточно, чтобы научить ребенка первым словам. В этой игре нужно использовать те звуки и слоги, которые Ваш ребенок знает и хорошо проговаривает. Достаточно распространенное слово у детей – «пить». Поэтому, приготовьте те предметы, которые начинаются на слог «пи»: пила, пирог, пианино, пирамида, пижама. Разложите их перед ребенком, возьмите в руки бутылочку и спросите «Что ты любишь делать, пить? Верно! А что ты хочешь?» Этот вопрос должен вызвать желание у малыша самостоятельно попросить у Вас бутылочку. Дайте ему ее, а затем спрячьте, чтобы она не отвлекала. Во время игры можно использовать разные интерпретации: «Посмотри, кто пришел? Зайка? А у зайки есть пижама. Повторяй вместе с мамой пи-жа-ма»; «Ух-ты, а что это такое? – дайте ребенку потрогать пирог. – Пирог, пи-рог, давай повторим!» Для лучшего запоминания, проговаривайте новые слова по несколько раз подряд. Если малыша особенно заинтересовал какой-то предмет, остановитесь на нем. На каждое занятие выбирайте новые слоги и подходящие игрушки к ним. Не забывайте повторять освоенные слова каждые 2 дня.
Игра «Колыбельная»
Данное упражнение побуждает у крохи произносить звук «а». Играть в эту игру лучше вечером, перед сном. Включите спокойную мелодию и напевайте с разной интонацией звук «а-а-а-а». Он не только успокаивает малыша, но и активизирует первые голосовые рефлексы. Распеваясь, Ваше лицо должно показывать различные эмоции, чтобы привлечь внимание ребенка. Попросите сына или дочь спеть для Вас.
Игра «Энциклопедия»
С помощью этой игры можно развивать артикуляцию звуков и расширять пассивный лексикон крохи. Подготовьте картинки с животными, птицами, фруктами, овощами, деревьями и т.д. Внутри выбранных Вами тем используйте слова, которые будут доступными Вашему малышу по звукосочетаниям и слогам. Садитесь напротив ребенка и показывайте ему карточку так, чтобы он видел и изображение, и Ваше лицо. Чтобы привлечь внимание к Вашему произношению, говорите слова с выражением и указывайте пальцем на подбородок во время произнесения каждого слова.
Игра «Первая галерея»
Побуждает ребенка к проявлению первых голосовых рефлексов. Для игры пригодятся рисунки животных на большом листе бумаги. Повесьте 3-5 картинки на стену так, чтобы они были уровне глаз ребенка. Их нужно будет менять на следующих занятиях или добавлять новые. Включите веселую мелодию, под которую можно напевать различные стихи о том, как говорят животные. Используйте указку, чтобы показывать ребенку на соответствующую картинку. Утка: «Кря-кря-кря, кря-кря-кря, не теряйте время зря, — утка деткам говорит и на пруд идти велит». Коровка: «Мууу, молока комуууу?».
Правило второе: ВЕСЕЛО
Чтобы стимулировать навыки речи у малыша, необходимо проводить эмоционально окрашенные занятия. Ребенок должен постоянно радоваться, удивляться. Эти эмоции будут побуждать его интерес к повторению слов.
Игра «Говорящий мяч»
Мама и ребенок должны располагаться друг напротив друга. Возьмите мяч и бросьте его в руки крохи. Во время броска весело произнесите любой звук, например, «А!». Малыш, бросая мяч обратно, должен сказать тот же звук. На втором занятии можно использовать слоги, которые умеет говорить ребенок, и звукоподражания (мяу, кря, гав, му). Если во время игры кроха сам проявил инициативу и произнес свой слог, обязательно поддержите его в этом и повторите за ним.
Игра «Звуковая зарядка»
Под веселую музыку нужно произносить любые звуки, параллельно выполняя простые упражнения. Например, напевая «а-а-а», поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши, напевая «о-о-о» — хлопайте прямо перед собой, напевая «э-э-э» — хлопайте по коленям. Также можно дудеть в кулачок, топать ножками и т.д. Включайте ту музыку, которую любит Ваш ребенок, а упражнения – доступные для выполнения.
Игра «Говорящие игрушки»
Приготовьте набор игрушек со звуковым сопровождением животных (мяу, ква, му, гав, хрю). Разложите их перед малышом и поочередно включайте разные игрушки. После того, как игрушка произнесет свой звук, повторите его, чтобы малыш лучше запомнил. Вы можете предложить крохе поиграть самостоятельно, но для этого каждого животного нужно позвать. Например, как позвать песика? – «гав-гав-гав». В этой игре каждая голосовая реакция должна поддерживаться радостными эмоциями.
Игра «Домашний театр»
Данная игра направлена на тренировку восприятия речи и понимание простого сюжета. Для игры понадобятся игрушки, которые одеваются на руку. Посадите ребенка за стол и разыграйте короткое действо (не более 1 минуты). Например, возьмите лису и петушка. Петушок вышел пастись на лужайку и произносит «ку-ка-ре-ку». Вдруг неожиданно выскакивает лиса, и петушок начинает убегать. Этот рассказ нужно сопровождать разными эмоциями, чтобы ребенку было интересно слушать.
Игра «Кто там?»
Упражнение «Кто там?» способствует развитию речевого слуха. Посадите кроху на стульчик, повесьте напротив ширму и приготовьте игрушки (уточку, собачку, овечку, свинку, кошечку). Скажите «хрю-хрю», затем, когда ребенок обратит на Вас внимание, покажите ему хрюшку из-за ширмы. Когда он потянется к игрушке, попросите его произнести «хрю-хрю». Когда малыш получит свинку, снова неожиданно произнесите «мяу-мяу» и покажите ему кошечку.
Игра «Улыбнись лягушке»
Это упражнение направлено на тренировку органов речи, которые участвуют в произношении. Подражание играет значительную роль в дальнейшем умственном развитии. Возьмите игрушку-лягушку, которую можно надеть на руку, и произнесите: «К тебе в гости пришла лягушка – ква-ква-ква, улыбнись ей – да-да-да!». Благодаря этому упражнению ребенок должен научиться показывать свои эмоции. «Покажи, кто тут у нас серьезный такой? Вот молодец! А теперь снова подари свою замечательную улыбку!».
В процессе любой игры нужно завлекать и удивлять малыша, только так можно достичь желаемого результата. Занятия в логопедической группе образовательного центра «МЕТА» научат Вашего ребенка правильно разговаривать и воспринимать речь.
Записаться на логопедические занятия в Киеве можно по телефону, номер которого указан на главной странице сайта образовательного центра «МЕТА».
Многие родители никак не дождутся, пока их ребенок 2-3 лет научится говорить. В этом вопросе не стоит сравнивать малыша с другими детьми: у всех данный процесс протекает по-разному. Но любой маме, даже самой неопытной, по силам ускорить развитие речи и научить говорить ребенка без помощи специалистов.
i.ytimg.com
Этапы развития речи у детей
Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности развития речи у малышей в соответствии с возрастом ребенка.
- К двум месяцам кроха начинает «гулить»и «агукать».
Если ребенок начинает «гулить» при появлении взрослого, значит, речевой процесс из стадии рефлексов перешел в стадию коммуникации!
- К полугоду ребенок начинает говорить отдельные слоги: «ба», «па», «ма».
Со временем он повторяет их многократно и сочетает друг с другом. Так образуются первые слова ребенка.
- К году у ребенка в словарном запасе должно быть несколько слов, в том числе неполные и подражательные слова.
- К полутора годам словарный запас ребенка растет, в речи должны появиться первые примитивные предложения.
Например, «папа бу», «дай ням» и пр.
- В 2 года в развитии речи ребенка наблюдается очевидный прогресс.
Кроха уже знает 150-300 слов, строит более сложные предложения, задает вопросы.
Как научить ребенка разговаривать: полезные рекомендации
Чтобы научить ребенка разговаривать, не стоит ждать 2-3 лет, нужно говорить с малышом с самого рождения, даже если он еще не начал «гулить».
- Пойте ребенку колыбельные песни.
- Подходя к малышу, повторяйте за ним, шевелите губами, работайте языком, двигайте ртом и щеками. Это называется артикуляция. Не стесняйтесь гримасничать и показывать свою артикуляцию.
- Рассказывайте все, что делаете и что видите.
- Называйте предметы, повторяйте эти названия, вскоре ребенок запомнит и будет понимать, о чем идет речь.
- Задавайте ему вопросы, даже если он еще не в состоянии отвечать. «Ну что, пойдем погуляем? Да, малыш?», «Хочешь кушать? Давай я тебя покормлю».
- Произносите все слова четко и достаточно громко.
- Читайте книги, рассказывайте сказки и «потешки».
- Подражайте звукам животных.
- Обращайте внимание малыша на разные звуки вокруг.
- С трех месяцев делайте массаж пальчиков.
- Играйте в пальчиковые игры (их множество на просторах интернета).
- Предлагайте трогать предметы, отличные на ощупь (разные виды ткани: мягкие, шершавые).
- Сделайте мешочки с разными крупами, пусть малыш их щупает.
- Ближе к году можно давать малышу искать игрушки в коробке с манкой.
- Можно играть с разными крупами, бобами или макаронами, НО под усиленным контролем взрослого!
Как научить ребенка говорить в 2-3 года: советы родителям
mamuli.club
Недостаточно четкая речь в 2-3 года еще не считается патологией. Главное, чтобы ребенок все понимал и пробовал говорить. Для того, чтобы ребенок 2-3 года научился разговаривать, следуйте следующим рекомендациям:
- Не сюсюкайте с ребенком, произносите полные слова, даже если малыш не может сказать так, как вы.
- Не повторяйте слова на языке малыша. Называйте вещи своими именами. Никаких «би-би» и «ням-ням».
- Многократно повторяйте названия предметов, учите их вместе.
- Задавайте вопросы малышу и ждите ответа, старайтесь научить ребенка вести диалог.
- Избегайте языка жестов, поощряйте ребенка говорить слова, собирать их в предложения, усложняя постепенно.
- Изучайте карточки или картинки в книгах, называйте предметы, персонажи и описывайте действия.
- Играйте в игру «Что или кто это?», «Что он делает?» с карточками или иллюстрациями в книгах.
- Читайте и рассказывайте сказки.
- Играйте в пальчиковые игры.
- Рисуйте пальчиковыми красками.
- Лепите из теста или пластилина.
- Общайтесь с детьми постарше.
Если ребенок 2-3 лет продолжает молчать или говорит непонятно, есть несколько полезных методик, которые помогут вам научить разговаривать ребенка:
- Артикуляционная гимнастика.
Посадите ребенка перед зеркалом, а сами сядьте так, чтобы малыш мог вас видеть. Произносите слова, активно артикулируя. Просите ребенка повторять все слова и движения перед зеркалом. Желательно заниматься ежедневно, но не более 10-15 минут.
- Игры для языка.
Добиться четкого произношения проще, если учить малыша выговаривать отдельные звуки. Обучение в игре проходит веселее и эффективнее. Научите ребенка рычать, как тигр — отличная подготовка для правильного произношения звука «р». Как шипит змея – подготовка к произношению шипящих.
- Скороговорки.
Первоначальная задача говорить четко, а потом уже четко и быстро. Благодаря перестановкам звуков в скороговорках малыш сможет натренироваться произносить сложные звуки.
Научить ребенка разговаривать по силам каждой маме, главное не пускать этот вопрос на самотек, но и не заставлять заниматься насильно. Придет время, и ваш малыш обязательно научиться говорить.
Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы учили ребенка говорить в 2-3 года, поделитесь советами и эффективными методиками.
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
- Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
- Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
- Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
- Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
- Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
- Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
- Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
Умение правильно говорить и четко излагать свои мысли – это кропотливая работа, которая требует времени и сил. Особенно сложна эта работа, когда говорить учишь маленьких деток. Ведь каждая мамочка хочет, как можно скорее научить своего малыша говорить, четко и внятно, чтобы он не только мог с помощью жестов и звуков попросить любимую игрушку, но и сказать об этом.
Конечно, каждая мама с полуслова понимает, чего желает ее малыш, потому как с течением времени привыкаешь к тому, что твой ребенок придумал манной каше совсем другое название и хочет именно ее, обозначив каким-то жестом, словом или звуком. Но как быть с другими людьми? Ведь, например, воспитателю в садике может быть достаточно сложно понять, чего хочет ваш ребенок.
Возникает вопрос: «Как же научить ребенка говорить?». Об этом мы и расскажем в этой статье и откроем секреты хитростей для всех мамочек.
Как научить ребенка говорить: несколько советов для мамочек
Очень важно не пропустить тот период, когда лучше всего можно начать развивать речь своего малыша. Этот возраст припадает на 4 -5 месяцев, когда малыш начинает активничать. В этот период начинается гуление, а через пару месяцев ваш ребенок начнет лепетать, как птенчик! Тут ваша главная задача, отвечать ему на любые проявления им эмоций.
Прислушивайтесь к тому, что лепечет ваш ребеночек, это нужно для того, чтобы понять, какие буквы он может произносить и, исходя из этого, вы можете разбивать несложные слова на слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Ваша задача четко и внятно повторять малышу эти простые слова по слогам, он, прислушиваясь к вам, будет пытаться также их повторить.
Когда ваша кроха станет немного больше, после полугода вы можете практиковать с ним находить предметы взглядом на вопрос «где?». Вам нужно четко и внятно задавать малышу вопрос, указывая на вещь, а через некоторое время он сам уже станет искать взглядом предметы, которые вы просите найти. Лучше всего, конечно, чтобы это были либо яркие предметы, либо большие в размерах: шкаф, стол, стул. Чтобы малыш мог запомнить и провести ассоциацию чего-то огромного и быстро ориентироваться, слыша вам вопрос.
С первыми шагами стоит пробовать с малышом что-то новое! Например, говорите ему, чтобы он дал вам ложку, либо взял свою игрушку, либо посмотрел на кота и т.д. А также, очень важно, чтобы ваш малыш реагировал на свое имя и умел распознавать его, для этого стоит как можно чаще повторять его имя.
После семи месяцев стоит переходить к тому, что вы будете с ним играть в веселые игры с несложными движениями. Это могут быть игры- песни, где ребенок будет развивать и речь, и моторику. Всем нам известная игра «ладушки- ладушки», отлично подойдет для этой стадии развития речи у малыша, вскоре вы заметите, что он самостоятельно повторяет какие-то движения.
К 10-ти месяцам ваш ребеночек уже сам будет говорить слова и копировать какие-то ваши действия!
Итак, что же важно помнить и знать, чтобы научить говорить своего малыша:
- Постоянное общение с малышом
- Имитируйте звуки вокруг
- Читайте и пересказывайте прочитанное
- Развивайте мелкую моторику пальцев рук
- Побуждайте озвучивать название предметов
Как научить ребенка говорить букву «р»: практические советы
Всем известная ситуация, когда малыш уже во всю разговаривает, но выговорить буквы р уж никак не получается. С одной стороны, это мило и смешно, но если не взяться за это дело серьезно, то ваш ребенок может так и не научиться выговаривать эту букву, что в дальнейшем будет казаться уже не таким милым.
Как же бороться с этой каверзной буквой «р» ?! Чтобы научить вашего малыша выговаривать букву р, существует множество упражнений для разогрева и тренировки артикуляционного аппарата.
Для того, чтобы понять, какие упражнения нужно делать вашему малышу, вы обязательно должны проконсультироваться у логопеда.
Стоит отметить, что в большинстве случаев, детки сами справляются с барьером буквы «р» и при помощи нескольких упражнений в домашних условиях вы сможете успешно ему помочь!
Кроме буквы «р», существует еще одна проблема, более серьезная – это неговорящие дети. Бывает так, что ребенку уже 2, а то и 2 года, а он до сих пор не может разговаривать в сравнении со своими одногодками, которые уже четко и ясно разговаривают.
Что же делать? Для начала – не стоит сразу переживать! Потому что в большинстве случаев дети быстро перерастают этот период и догоняют, а то и перегоняют своих одногодок. Возникает вопрос: «Как научить говорить ребенка в 2 года?»
Тут главное терпение и четкие действия с вашей стороны. Во – первых, больше читайте своему малышу, это будет улучшать его произношение.
Во-вторых, развивайте мелкую моторику, например, с помощью детских пазлов, мозаики, рисования и т.д.
В–третьих, скороговорки в шуточной детской форме так же помогут вашему ребенку постигнуть речь.
Пойте песни с ребенком и избегайте объяснения жестами!
Но что же делать, если время идет, а ваш ребенок не говорит в 3 года, как быть в таком случае? Тут вам поможет — логопед –дефектолог!
Это специалист, который помогает не только корректировать, но и развивать речь. Ведь проблема иногда кроется не только в том, что ребенок не может нормально совладать речевым аппаратом, но, возможно, у него есть какие- либо моральные травмы, которые и обнаружит логопед- дефектолог.
Для того, чтобы решить проблему развития речи или же коррекции, а также раскрыть возможные способности и таланты вашего малыша, мы приглашаем вас в детский развивающий центр в Минске «БэбиУм»!
Тут вашему малышу обеспечены развивающие занятия от 2 х лет, благодаря которым речь вашего ребенка станет просто идеальной!
Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков,
Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.
Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.
Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Этапы развития речевого подражания:
Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.
это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.;
подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;
подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.,
и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.
Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
Уточнение произнесения гласных звуков
Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
Рассматриваем с ребёнком картинку или берём в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.
Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берём в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.
Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.
Пение слияний гласных звуков
Рассматриваем с ребёнком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.
Рассматриваем с ребёнком картинку: малыш плачет: « Как плачет малыш? Уа! Уа!
Рассматриваем с ребёнком картинку: ослик кричит, говорим: « Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!
Вызывание междометий
1.Мячик упал в воду:
— Ах! Ах! Ах!
2.Ваза разбилась:
— Ох! Ох! Ох!
3. Девочка качается на качелях:
Ух! Ух! Ух!
4.Саша рубит дрова:
Эх! Эх! Эх!
Произношение согласных звуков
Игра «Чайник Пых»
Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».
Игра «Накачаем колесо»
Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.
Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».
Игра «Угадай, что это»
Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Игра «Пилим, пилим»
Показываем ребёнку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.
Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.
Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: « З-з-з», затем к уху ребёнка: « Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.
Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.
Игра «Чья это песенка»
Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Игра «Греем руки»
Показываем ребёнку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.
Показываем ребёнку игрушечного ёжика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».
Подражание голосам животных и птиц
Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.
После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.
Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».
Подражание бытовым шумам
Часы тикают – ТИК — ТАК
Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)