Правильное построение коммуникаций, умение договариваться и решать конфликты с помощью слов — важная часть всестороннего развития ребенка. Увы, этим полезным навыком владеют далеко не все дети. Однако, чем раньше вы поможете ребенку овладеть им, тем более успешным он станет в будущем.
Развивайте в игре
игры дают огромное поле для проработки коммуникативных навыков у малышей и дошкольников. Эти способы используют на курсах раннего развития. Благодаря им получается проиграть на игрушках момент знакомства и всевозможные трудности, связанные с общением. Очень удобно использовать для этого кукольный или пальчиковый театр, где игрушки знакомятся, общаются, решают конфликты мирным путем. После игры обсудите с ребенком сложившуюся ситуацию, варианты решений.
Расширяйте круг знакомств ребенка
Ученые доказали, что чем больше времени дети проводят за просмотром мультиков или сидят в планшете, тем медленнее идет речевое развитие ребенка и хуже развиваются способности к коммуникации. Поэтому ограничьте время, которое ребенок проводит с гаджетами. Побольше гуляйте на площадках, знакомьтесь с другими детьми и их родителями, посещайте детские мероприятия, представления, игротеки.
Подайте пример
Ребенок берет за основу то, что ежедневно видит в обычной жизни. Если родители общаются друг с другом, у них много друзей, они легко заводят и поддерживают разговор с людьми, то их пример положительно влияет на ребенка. «Общение — это просто, комфортно и интересно» — такую установку дают родители своим поведение. Также важно общаться с самим ребенком. Отвечайте на вопросы развернуто и полно, не отмахивайтесь от малыша, не разговаривайте раздраженным или насмешливым тоном.
Развивайте эмоциональный интеллект
Когда ребенок в контакте со своими эмоциями, ему легче понять чувства другого. Такие люди умеют слушать и слышать, улавливают настроение собеседника, умеют «читать» невербальные знаки. Все это необходимо для построения успешной коммуникации. Развить эмпатию помогут развивающие занятия с психологом или занятия в центре .
Запишите ребенка в детскую театральную студию
Самая распространенная причина, по которой дети не идут на контакт со сверстниками, — застенчивость. И тут важно решать проблему как можно раньше. Хороший способ сделать это — отдать малыша на актерские курсы. Под руководством педагогов ребенок сумеет побороть страх перед общением и познакомится с ораторскими приемами, которые помогут ему стать замечательным собеседником.
Отведите ребенка в центр детского развития
Важно с детства формировать правильный круг общения. К сожалению, одноклассники не всегда оказываются теми людьми, с которыми ребенку интересно и приятно общаться. Камнем преткновения может стать различие в интересах, ценностях, культурных уровнях и взглядах на жизнь. Однако в детских центрах, как правило, группы подбираются по интересам. Именно в таких местах дети часто находят лучших друзей, учатся быть частью команды, начинают свободно и легко взаимодействовать со сверстниками.
В Центре развития успешных детей «Имена Продакшн» воспитанники обретают вторую семью. Покидая стены центра, наши выпускники уносят с собой нечто большее, чем просто знания или опыт. У нас они приобретают верных друзей, отношения с которыми продолжают и после окончания учебы. И ваш ребенок тоже может стать частью большой и дружной семьи «Имена Продакшн»!
Приятный в общении человек легко заводит новые знакомства, уверенно чувствует себя в любой компании, способен быстро завоевать расположение окружающих. Но как научить ребёнка общаться? Давайте разбираться!
Совет 1. Уважайте с пелёнок
В общении с карапузом нужно проявлять должное уважение. Знания, навыки и жизненный опыт — дело наживное, а их отсутствие в дошкольном возрасте — явление естественное и вовсе не повод относиться к малышу свысока.
Общайтесь с ребёнком как с равным собеседником:
- советуйтесь с ним,
- позволяйте ему иметь собственную точку зрения;
- пусть он с детства учится защищать своё мнение.
Совет 2. Проявляйте терпение
В наш стремительный век мы так привыкли к высоким скоростям, что нередко и общаемся так же стремительно, перекидываясь фразами, словно мячиком в пинг-понге. Отбил, не отбил — лови следующий. Но в общении с маленькими детьми такой подход недопустим. Тут важно не количество озвученных мыслей, а их качество.
Задавая ребёнку вопрос, будьте готовы проявить терпение и дать малышу достаточно времени, чтобы собраться, подобрать нужные слова и выложить ответ.
- не торопите;
- не навязывайте свой вариант фразы;
- не осуждайте и не высмеивайте медлительность.
Совет 3. Учите не только говорить, но и разговаривать
Важно понимать, что речевые навыки — это не только способность чётко произносить звуки, верно употреблять слова и грамотно вплетать их в предложения. Для полноценного общения важно понимать, ЧТО, КАК и КОГДА уместно говорить. Чтобы научить ребёнка общаться со сверстниками, позволяйте ему высказываться, не отвлекая внимание на логопедические проблемы.
- исправлять малыша, конечно, надо;
- заниматься развитием речи, безусловно, нужно;
- но делать это следует аккуратно.
Не отбейте чрезмерными замечаниями всяческое стремление к живому общению.
Совет 4. Читайте хорошие детские книги
Соответствующая возрастным особенностям ребёнка детская литература отлично развивает коммуникативные навыки, стимулирует воображение, учит понимать родную речь и чутко воспринимать её мелодию и структуру. Читайте всегда, когда это возможно. А иногда можно не читать в прямом смысле слова, а фантазировать на тему того, что может быть написано в этой красивой красочной книжке. Рассматривайте с ребёнком иллюстрации и вместе сочиняйте свои собственные истории.
- обращайте внимание на характер и поведение персонажей;
- анализируйте описанные в книге ситуации;
- учите ребёнка делать выводы.
Совет 5. Фильтруйте информационную среду
Включив телевизор или погрузившись в просмотр интернет-страниц, порой так и хочется воскликнуть: «О времена! О нравы!». Как бы ни стремились родители оградить любимое чадо от информационного потока, сделать это полностью не получится. Но хотя бы в первые годы жизни малыша фильтровать уровень контента, к которому кроха имеет доступ, и можно, и нужно. Стоит отказаться от привычки оставлять в качестве звукового фона телевизор или ставить ребёнку первые попавшиеся под руку мультфильмы, предварительно не просмотрев их критическим взглядом взрослого, заинтересованного в здоровом и полноценном развитии карапуза.
- задумывайтесь, какие образцы общения окружают ребёнка;
- тщательно выбирайте мультики, фильмы и передачи для детского просмотра;
- контролируйте собственный стиль общения.
Совет 6. Поощряйте полные ответы
Выясняя, как прошёл день ребёнка в детском саду, что нового он видел на прогулке с папой или в какие игры он играл в гостях у бабушки, поощряйте малыша давать полные, развёрнутые ответы. Для этого избегайте простых вопросов в пользу открытых.
- Простой вопрос: «Тебе было интересно в гостях?»
- Открытый вопрос: «Что интересного с тобой сегодня случилось?»
Задавайте больше уточняющих вопросов, просите подробностей, проявляйте искренний интерес ко всему, что говорит ребёнок. Таким образом вы формируете хорошую привычку к полноценному, здоровому общению.
Совет 7. Больше играйте
Игры дают навыки, необходимые для эффективного общения:
- работать в команде;
- следовать правилам;
- не зазнаваться при успехе;
- достойно принимать поражение.
Используйте разные варианты игр: подвижные и музыкальные, словесные и настольные. Очень хорошим помощником в развитии коммуникативных навыков признана сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать для детей самые разнообразные ситуации из всех сфер человеческого общества.
Совет 8. Давайте больше самостоятельности
Как птенец рано или поздно вылетает из гнезда, так и малыш когда-то должен отправиться в большой мир. Вы не сможете всегда и везде контролировать ребёнка, по первому зову приходить на помощь, подсказывать выход из затруднительных ситуаций. Детям придётся научиться общаться со сверстниками самостоятельно. И лучше, чтобы самостоятельность в общении прививалась плавно.
- будьте рядом, оставаясь в стороне;
- не вмешивайтесь в детские игры без необходимости;
- позвольте малышам попробовать разобраться с намечающейся ссорой без участия взрослых.
Совет 9. Учите принимать отказ
Важно с раннего детства формировать у ребёнка уважение к личному пространству — собственному и чужому. Не путайте общительность с назойливостью. Малыш должен понимать и принимать право других детей:
- не делиться игрушками;
- не пускать в игру новых участников;
- не проявлять заинтересованность в знакомстве.
Прорабатывайте такие ситуации, обучая принимать отказ без ущерба для собственной самооценки. Учите искусству искать компромиссы.
Совет 10. Формируйте культуру общения
Азбука вежливости для детей — основа полноценного общения. Дети должны уметь:
- начинать разговор;
- поддерживать беседу;
- прощаться.
Предлагайте разные варианты приветствия и окончания беседы. Отрабатывайте разные стили общения (деловое, дружеское, ситуативное). Обращайте внимание на необходимость внимательно слушать собеседника, не перебивая и не вмешиваясь в чужой разговор.
10 упражнений на развитие коммуникативных навыков
- Перечислить 5 способов приветствия.
- Перечислить 5 способов прощания.
- Сделать знакомому 5 комплиментов.
- Назвать 5 «вежливых» слов.
- Спрятать игрушку и описать словами, где она находится.
- Объяснить, как пройти к аптеке (магазину, парку).
- Описать словами своего знакомого.
- Описать, что изображено на картине.
- Составить устный рассказ на произвольную тему.
- Показать жестами и мимикой разные эмоции.
Помните: дети впитывают всё, что видят вокруг себя. Хотите научить ребёнка здоровому общению? Будьте достойным примером! Счастливого вам родительства, друзья!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Завести друзей и продвинуться по карьерной лестнице, поддержать диалог и отстоять свое мнение — все это результаты хорошей коммуникации. Развивать навыки общения детей специалисты советуют с самых ранних лет, так как общительные дети чувствуют себя более счастливыми, лучше учатся взаимодействовать с людьми.
Старайтесь говорить с малышом очень выразительно, буквально показывайте ему смысл высказывания и выражением лица, и руками, и голосом. И несмотря на то, что карапуз еще не знает очень многого, специалисты советуют общаться с ним красивыми и развернутыми предложениями.
А вот планшеты и яркие игрушки со множеством кнопочек и эффектами могут замедлить речевое развитие, — предупреждают психологи. Во-первых, они мешают полноценному общению между родителем и ребенком, а во-вторых, результаты исследований показали, что дети, играющие в такие игрушки, в дальнейшем не могут регулировать свои эмоции и ладить со сверстниками. Еще выяснилось, что все обучающие функции умных игрушек не откладываются в памяти у детей. Родители радуются, что они знакомят свое чадо с буквами и цифрами, а, на самом деле, малыш лишь учится нажимать на кнопки.
Порой папы и мамы стараются пораньше отдать ребенка в детский сад, чтобы он научился общаться с другими детьми. Но это не всегда работает, считает клинический психолог Елена Трушина.
— Социальные навыки — умение выражать свои желания, реагировать на отказ, защищать свои границы у совсем маленьких детей развиваются исключительно через общение с близким взрослым. Он показывает пример, как реагировать. В группе детсада, когда детей много, а взрослых 1-2, такой возможности научиться кооперации, разрешению конфликтов у ребенка нет. Скорее, можно сказать, что дошкольник применяет в детском коллективе те способы общение, которым он научился дома.
Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому задача родителей — просто привлекать внимание к другим детям («Посмотри, какая девочка! Какое у нее красивое платье!»). Достаточно, если вы ходите в гости, где есть дети или играете на детской площадке.
К 4 годам малыш понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. И это время сюжетно-ролевых игр: в больницу, в полицию, дочки-матери. Это лучший коммуникативный тренинг. Здесь ребенок и командует, и выполняет инструкции, и обманывает, и играет множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет доктором, а кто больным или во что будем играть.
К 5-6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был вчера, какой мультик я люблю, куда я поеду завтра.
Многих интересует вопрос” Как научить ребенка общаться со сверстниками”? Дружить ребенок начинает к трем годикам. Это тот период, когда кроха поступает в детский сад. Именно в это время он познает азы общения.
Социальный успех и его условия
Удача в общении гарантируется, если малютка усвоит несколько правил. Такие правила психологами называются условиями социального успеха. Что же это такое?
- 1 условие. Личная привлекательность. Ребенку необходимо объяснить, что человек должен быть ухоженным, иметь хорошие манеры, быть опрятным и чистоплотным и уметь быть интересным для собеседника.
- 2 условие. Навыки общения. Ребята получают первые умения общения в своей семье. Побольше разговаривайте, контактируйте с ребенком. Если у крохи есть старший брат или сестра, будет хорошо, если они часто будут общаться.
Совет: Научите ребенка общению посредством длительной и активной практики.
Обучение ребенка общению 
Часто робость и застенчивость крохи становится причиной неспособности к общению. В таком случае способствуйте поднятию самооценки малютки и дайте ему стать более раскрепощенным. Итак, для прививания навыков общения придерживайтесь следующих правил.
- Нельзя выражать недовольство ребенком. Не осуждайте его как личность. Критикуйте его неугодный и вредный поступок.
- Не предъявляйте к деткам много претензий, чтобы кроха не почувствовал себя не нужным.
- Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон. Малыш должен знать, что если он что-то сделал, все равно его ценят и очень любят, а для мамы и папы он самый хороший. Если у малыша будет такой настрой, он легче воспримет критику в общении.
- Ребенку разрешите самостоятельно принимать решения. Не подвергайте критике их даже в том случае, если такие решения не очень нравятся вам. Вы можете, только выразить свое мнение о том или ином поступке малютки и оставить выбор за ним. Помимо всего не пытайтесь лезть в занятия деток и не помогайте им даже в тех случаях, когда ребенок самостоятельным образом, хотя с трудом, справится со своей задачей.
- При общении, ребенок может в свою сторону снести обиду. Не оставляйте ее наедине с ребенком. Поговорите и выслушайте сына или дочку, объясните, кто был виноват, чтобы потом он не повторял тех же ошибок. Совет: Никогда не говорите ребенку, что твои проблемы являются глупостью, и ты во всем был виноват.
- Чтобы поднять самооценку ребенка и научить его общаться с друзьями, не давите своим авторитетом на него и не стремитесь всегда быть правым. Иногда дайте крохе научиться на личных ошибках и принимать свои решения. Позвольте малышу давать вам рекомендации и подвергать вас критике. Таким образом, вы сформируете у деток самоуважение и чувство достоинства.
- Для того чтобы малыш не боялся разговаривать со сверстниками, сделайте такую маленькую хитрость. На одежду или курточку пришейте пуговичку и скажите ему, как только он начнет бояться чего – то, пусть потрогает ее и, тогда вы подумаете о нем и поможете ему.
- Для обучения общению, нужно выучиться нескольким фразам, например: “Здравствуй, меня зовут Саша. А тебя? Хочешь я угощу тебя конфетой?”
Советы как помочь ребенку поладить со сверстниками 
Ребенок избавился от боязливости и нерешительности и готов к новым свершениям. В это время вспомните о двух вышеизложенных условиях социального успеха. Но не забывайте, что лучше личным примером показать детке, как нужно общаться. Нормой обучения для малышей является образец родителей. Итак, предлагаем следующие советы.
- Будьте ласковы, искренни и открыты с членами семьи. Детки, видя этот пример, будут его применять в общении со сверстниками. Ребенок должен знать, что добрые люди всегда имеют хороших друзей.
- Будьте заботливыми, вежливыми и уважительными по отношению к членам семьи. Тогда ребенок будет относиться с уважением к окружающим, проявлять сострадание, заботу и любовь.
- Просите ребенка помочь в уборке дома или сделать ужин. Если внутри семьи будете много общаться, у ребенка лучше сформируются общительные навыки.
- Ребенок должен быть уверен, что его в семье любят. В этом случае он легко откроется вам и расскажет о своих внутренних эмоциях друзьям.
- Если в семье несколько детей, и они ссорятся, не поощряйте конкуренцию и споры между ними. Объясните ребенку, что злость, вражда являются плохими союзниками в хорошем общении.
- Ребенок должен знать, что помимо своих интересов, есть и интересы друзей. Они должны делиться своими игрушками и научиться правилам вежливого тона.
- Для воспитания внутренней решительности уделяйте малышу, который налаживает общение, постоянное внимание.
- Для правильного обучения ребенка общению скажите ему, что нужно вежливо попросить разрешения взять ту или иную игрушку, а не драться и громко кричать.
- Для общения с друзьями деткам прививайте чувство справедливости. Например, если игрушку взяли силой, он может защищаться и свои права отстаивать. Если же попросили, то можно дать сверстнику поиграть с ней.
- Ребенок должен знать, что ничего особенного нет в том, чтобы первым попроситься играть. Он также может сам предложить дружбу.
- Ему нужно привить уважение к окружающим. Он не должен дразнить сверстников, играть по честным правилам, доверенные ему секреты не разбалтывать.
Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.
Мы живем в обществе, поэтому нам необходимо общаться. Общение помогает решать разные вопросы, учиться, работать, заводить друзей. Поэтому этому навыку следует учить ребенка с малых лет. Важно не упустить момент, когда малыш готов к первому общению и постепенно надо учить его умению контактировать с людьми.
Коммуникативное развитие детей зависит от семьи, дошкольного и школьного учреждения. И, хотя в саду и в школе целенаправленно развивают речь ребенка, учат вежливо разговаривать и слушать друг друга, семья – важнее всего. Если ребенок не видит примера для подражания ежедневно в кругу своей семьи, ему будет очень тяжело привыкнуть к правилам общения.
Если родители уделяют ребенку время для игр с ним, интересуются его мнением, выслушивают его проблемы, то ребенок будет приобретать именно такие навыки общения, которые необходимы. Если же в семье мало общаются друг с другом, не выслушивают ребенка и друг друга, у малыша закрепятся искаженные коммуникативные навыки.
Что включает в себя это понятие?
Коммуникативное развитие детей заключается в умении налаживать контакт с окружающими, правильно с ними общаться, слушать и выслушивать собеседника, стараться понять его чувства, находить выход из конфликтных ситуаций с помощью общения.
То есть, ребенка надо научить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить и извиняться), слушать, не перебивая, и слышать то, что хочет донести собеседник. Малыш с детства должен понять, что общаться с людьми надо аккуратно, стараться не обидеть другого человека во время разговора. Нельзя унижать или оскорблять людей, даже если они не согласны с мнением ребенка.
Всему этому должны научить, прежде всего, родители. Когда начинать обучение? С самого рождения.
Как учить общаться ребенка в разном возрасте
В первые дни жизни кроха учится общаться с мамой. Поэтому в этот период малышу важен тесный контакт с мамой. Необходимо разговаривать с ребенком, чаще брать его на руки.
Когда малыш немного подрастет, научиться произносить первые слова, можно начинать развитие общения со взрослыми. Этот период длится от года до трех лет. Общаться с ребенком нужно на равных, не отталкивать его, это необходимо для формирования правильного навыка общения.
С трех до семи лет малыш уже ходит в детский сад, общается со своими сверстниками. Тут важно не запрещать играть и дружить ребенку с другими детьми. Именно в этот период надо научить малыша:
• играть и дружить;
• идти на контакт;
• не обижать;
• понимать, чего хочет другой человек.
В школьном возрасте ребенок уже умеет общаться, устанавливать контакт. Но необходимо продолжать учить уже подросшее чадо, как правильно общаться с другими людьми.
В любом возрасте развивать коммуникативные навыки помогут игры.
Специальные игры
Все игры, которые помогают научиться общаться, нужно проводить с группой детей. В этом и заключается основная особенность занятий. Вот несколько вариантов.
Волшебный лес. Необходимо поделится на две команды: лес и путники. Путники должны пройти через лес, а ребята, изображающие деревья, должны не пропускать их. Если путник вежлив, пропустить можно, если груб – нет.
За стеклом. Дети садятся друг напротив друга. Ведущий объясняет, что между ними стекло, они не слышат друг друга. Поэтому одна группа должна объяснить другой с помощью жестов свои потребности и эмоции: жажду, голод, холод, а также радость, печаль и т.д.
Вежливые слова. Сначала ведущий бросает ребенку мяч, он должен поймать его и сказать что-то вежливое. А затем дети по очереди кидают мяч друг другу. Чем больше вежливых слов ребята вспомнят, тем лучше.
Коробка с секретом. В любой коробке прорезать отверстия, число отверстий должно быть равным количеству игроков. А затем все одновременно просовывают руки в отверстие, руки встречаются и игроки должны найти руку, «познакомиться» с этой рукой, угадать чья она.
Зеркало. Необходимо разделиться на пары. Один игрок – это зеркало, он должен синхронно повторять все движения второго игрока. Потом дети должны поменяться местами.
Комплименты. Это очень простая и приятная игра. Нужно просто говорить друг другу комплименты, чем больше, тем лучше. Но комплименты должны быть искренними.
Все эти игры можно проводить в большом коллективе: в саду и школе. А дома просто учить ребенка, как нужно себя вести и показывать личный пример. А также приглашать домой друзей ребенка, организовывать вечеринки и, таким образом, учить детей общаться.
Коммуникативное развитие детей очень важно в настоящее время, когда дети много времени проводят у компьютера, значит, преобладает общение виртуальное, а не реальное. Поэтому старайтесь чаще общаться со своим ребенком, интересуйтесь, как прошел его день, какие впечатления он получил. И не забывайте рассказывать о себе. Ведь вы общаетесь, ребенок должен понимать, что важны не только его мысли и чувства, но и чувства другого человека. Ребенок должен научиться не только говорить, но и слушать.
“Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно –
это человеческое общение”
Антуан-де-Сент-Экзюпери.
Цель: Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.
Задачи:
- Развитие вербальных средств общения.
- Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
- Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.
Участники: воспитатели, родители, психолог.
Подготовительная работа:
- Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
- Приглашение психолога на родительское собрание.
- Составление памятки для родителей по теме собрания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;
- тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”;
- памятки для родителей “Учим детей общению”;
План:
- Организационный момент
- Вводная часть
- Основная часть
- Сообщение психолога
- Практическая часть
- Работа в микрогруппах
- Рефлексия
- Вывод
- Тест-игра
- Подведение итогов по тест-игре
- Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
- Заключительная часть
Ход собрания
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка, все стулья распределены на 3 части. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть.
Примечание: Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в группе, которые распределены по 3 подгруппам.
2. Вводная часть
И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры.
Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”.
Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием.
Примечание: в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.
3. Основная часть
Сообщение психолога
В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом — тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);
2) умение организовать общение (“Я умею!”);
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).
Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.
Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.
Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.
Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.
4. Практическая часть
Работа в микрогруппах
Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольших группах.
Примечание: Каждая микрогруппа получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей.
В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями.
1 микрогруппа: игра “Ролевая гимнастика”
Предложить выполнить задание. Например:
1) рассказать известное стихотворение следующим образом:
Дети бывают разными по характеру: одни из них общительные и даже чересчур разговорчивые, другие – необщительные и избегают любого контакта со своими ровесниками, предпочитая находиться в одиночестве большую часть времени. Если ребёнок относится ко второй категории, и при каждой прогулке в парке или на детской площадке старается сторониться других малышей, не находя для себя увлекательными совместные игры с ними, прячется ото всех, то однозначно стоит вникнуть в проблему и помочь ребёночку решить её.
Постоянное непреодолимое желание остаться наедине с собой нередко озадачивает и беспокоит родителей, начинающих всё чаще задаваться вопросами: «В чём причина такого необычного и нездорового поведения? Может, это мы в этом виноваты?»
Вопреки всем ожиданиям, детские психологи уверены, что такое поведение вполне нормальное для деток 2-3 лет, а объясняется это очень просто. С самого рождения по этот период малыши в основном общаются только со своими ближними родственниками, а в частности – с родителями. В 2-3 года иногда дети ещё не нуждаются в обществе других детей, так как дома они имеют всё самое нужное для развития, для совместных игр им пока хватает родителей.
Со временем малыш начинает нуждаться в обществе сверстников. И это объясняется довольно просто. Ребёнок, ещё не знающий, как правильно реагировать на какие-либо события, смотрит на реакцию других людей, после чего перенимает реакцию (мимику, тон голоса, телодвижения), также малыш не всегда знает, как вести себя в той или иной ситуации с родителями и другими взрослыми, а всему этому он способен научиться именно у своих сверстников.
Чаще всего именно в возрасте 4-5 лет малыши становятся очень заинтересованными в обществе своих ровесников, начинают интересоваться совместными играми, общением и обретают желание узнать друг друга как можно лучше, стараются найти себе как можно больше друзей. Беспокоиться стоит только если в возрасте 5 лет ребёночек всё так же не заинтересован в обществе сверстников и предпочитает сторониться других детей. Родителям в первую очередь нужно установить причины отчуждённости малыша.
Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (со «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собственные шишки! Хотелось бы «подстелить соломки» да немного вложить своего ума в его голову, но ребенок почему-то этому сопротивляется. И мы, выдав порцию добрых советов о том, как помириться и больше не ссориться, можем услышать: «Ничего ты, мама, не понимаешь!».
Если это перевести в более вежливую форму, то это прозвучало бы так: «Позволь мне набирать свой собственный опыт». Конечно, совсем уж оставить в покое ребенка мы не можем, ведь порой он выходит за рамки приличий…
Но как же совместить его право на собственный опыт и наш родительский долг воспитать достойного человека?
1. ДАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ
Не ждите, что ребенок (а ведь он только дошкольник!) будет изначально асом общения.
Чтобы научиться писать, нужно писать, и никто это сразу не делает без помарок. Пока учишься кататься на велосипеде, приобретаешь немало синяков, и теоретические советы здесь почти не помощники. Так и в общении – у ребенка должно быть право на ошибку. За ошибки общения (был слишком груб, зря обиделся, не захотел договориться, ударил вместо того, чтобы поговорить) не стоит осуждать его слишком строго.
2 ОБСУЖДАЙТЕ, НЕ ОСУЖДАЯ
Если вы считаете, что ребенок в общении со сверстником повел себя неправильно, это лишь повод для разговора.
Самое главное в обсуждении – диалог. Распространенную ошибку взрослых можно обозначить так: «слишком много слов». Мы говорим столь много и экспрессивно, что ребенок теряет основную мысль уже после нескольких минут. Он думает: «Я что-то неправильно сделал, и мама очень рассердилась».
Эффективность такой взрослой лекции приближается к нулю. Вы можете это проверить, в конце спросив ребенка: «Ты все понял?». Он, конечно, ответит: «Да». Но если вы уточните: «А что именно ты понял?» – то он затруднится с ответом. И это будет означать, что разговор нужно было строить иным образом, и, как говорится, «весь пар ушел в гудок».
3. РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР
Конечно, вам знакома мысль «Начни с себя». Банально, почти навязло в зубах. Но от этого не потеряло актуальности. Особенно это важно в то время, когда у ребенка закладываются основы социального общения, т е. в дошкольном возрасте.
Если не хотите, чтобы ребенок проявлял агрессию в контакте со сверстниками, обратите внимание, нет ли жестокости в вашей семье. Если желаете, чтобы он был более инициативным, посмотрите, кого из близкого окружения можно назвать робким.
В общем, что бы вас ни беспокоило в отношениях ребенка со сверстниками, «примерьте» эту ситуацию на свою, взрослую жизнь. Может быть, тогда причины его поведения станут для вас более ясными.
4. РАЗГОВАРИВАЙТЕ!
Дети обычно идут к своим родителям с тревогами и вопросами. Нужно сильно постараться, чтобы вызвать у ребенка такое недоверие, чтобы он избегал говорить с вами о проблемах. Иногда для того, чтобы разговор состоялся, нужно проявить инициативу.
Хорошая привычка – спрашивать ребенка о том, как прошел его день. Не только что он ел, не ругала ли его Мариванна и как он спал. Но прежде всего о том, с кем он сегодня играл и во что; было ли ему весело или грустно; какие интересные мысли приходили ему в голову.
Такая беседа располагает к тому, чтобы естественным образом поделиться своими тревогами о том, что Толик не дал ему трансформера, Лешка не захотел играть, Ваня, напротив, целый день хвостиком ходил, а про Таню говорят, что она в него влюбилась. А дальше уже можно поговорить, но не забывая об уважении к чувствам ребенка!
5. ПОМОЩНИЦА-ИГРА
Чтобы показать ребенку основы доброжелательного общения, нужно использовать такое мощное средство, как игра.
Если беседы (которые чаще бывают нотациями) имеют коэффициент полезного действия около 20 процентов в дошкольном возрасте, то игра – 80! Вы можете напрямую разыгрывать сценки на основе проблемной ситуации, беря в качестве актеров плюшевых друзей. Ребенок может играть за любого персонажа или просто смотреть.
В процессе игры можно делать паузу и спрашивать: «Как ты думаешь, что сейчас чувствует Мишка? А что хочется сделать Зайчику? Правильно ли он поступит? Как ты предложишь ему поступить, чтобы не обидеть друга?». Таким образом вы поможете ребенку расширить репертуар действий, и это поможет ему действовать более эффективно в похожих ситуациях в жизни.
Навыки общения у детей
Дети любят других детей и охотно делятся своими игрушками. Ребенку интереснее наблюдать, как другие дети играют с его игрушкой, когда он сам им ее дал, чем видеть, как эту игрушку взяли без спроса. Ситуация меняется на втором году жизни ребенка, хотя если малыш часто общается с другими детьми, он может и дальше спокойно делиться своими игрушками.
Как правило, в возрасте двух лет дети еще не умеют обзаводиться друзьями и играть вместе со сверстниками. Но если ребенок постарше проявляет интерес и предлагает дружбу, малыш с радостью ему ответит. Дети начинают понимать, как заводить друзей, только в два-три года, хотя некоторые даже в трехлетнем возрасте больший интерес проявляют к самой игре, чем к компании. Начиная с трех лет ребенку становится важно, с кем играть.
Бывают ли дети застенчивыми от рождения?
Считается, что существует генетическая предрасположенность к застенчивости. Хотя большинство детей не боятся незнакомцев, некоторые все же более робкие, чем другие. Каждый ребенок проходит через период, когда его доверие вызывают только самые близкие люди. У некоторых детей такой период затягивается надолго. Бывают дети, которые ни за что не хотят оставаться одни на празднике, а бывают такие, которые с удовольствием веселятся без родителей. Застенчивость — это одно из тех качеств, которые остаются с нами на протяжении всей жизни. И хотя ребенку можно помочь справиться с ней, довольно сложно, а порой и вовсе невозможно робкого, застенчивого ребенка научить быть душой компании.
Важно понимать, что на ребенка влияет то, как мы реагируем на его темперамент. Застенчивому ребенку помогут внимательные родители, а жизнерадостный, активный экстраверт будет страдать в авторитарной семье. Если ограничивать общение скромного ребенка с другими детьми, в дальнейшем ему будет еще сложнее справляться со своей застенчивостью. А если не принимать во внимание его темперамент и принуждать его к общению, можно подорвать доверие к себе. Лучше всего придерживаться золотой середины – внимательно и постепенно приучать ребенка к общению с другими детьми.
Как помочь ребенку стать общительным
- Научите ребенка помогать. Пусть он помогает вам делать уборку или накрывать на стол. У ребенка, который растет в семье, где принято помогать друг другу, лучше развиваются навыки общения.
- Показывайте хороший пример. Родители должны быть вежливыми и заботливыми, они должны уважать друг друга, если хотят, чтобы дети тоже вели себя подобным образом.
- Показывайте детям свою привязанность, даже если для вас это нелегко. У открытого и ласкового ребенка всегда есть друзья.
- Хвалите ребенка, когда он демонстрирует свои успехи. Говорите ему чаще, как вы гордитесь тем, что он вежливый и заботливый. Поощряйте желание помочь и позаботиться о близких.
- Не поощряйте конкуренцию между детьми. Не делите все поровну, это приведет к тому, что каждый ребенок будет стремиться отхватить для себя кусок побольше. Давайте столько, сколько нужно.
- Любите детей одинаково. Ребенок, который знает, что его любят, охотнее делится своими печалями и радостями с окружающими.
Как научить детей играть вместе
Не забывайте, что ребенок определяет себя через вещи, которыми владеет. Малышка видит себя как маленькую девочку, которая живет именно с этими родителями, у которой есть именно этот брат, этот велосипед, игрушечный гараж для машин и плюшевый медвежонок. Поэтому делиться своими игрушками – не такая простая задача. В конце концов, если она – «девочка с плюшевым мишкой», то кем же она будет, если ее мишкой будет играть кто-то другой? Если вы ждете в гости другого ребенка:
- Заранее обсудите, в какие игрушки они будут играть, а какие можно оставить в коробке. Ведь необязательно делиться всеми игрушками.
- Не думайте, что ребенок на протяжении нескольких часов будет делиться своими игрушками.
- Постарайтесь придумать игру, при которой дети делились бы друг с другом на равных. Например, порисовать новыми карандашами, которые изначально не принадлежали никому из детей. Можно предложить детям помочь вам испечь пирожки, а потом всем вместе попить с ними чай.
- Поговорите с ребенком о том, что надо делиться, и выберите условный сигнал, который в случае необходимости напомнит ребенку о вашем разговоре (Например, слово «Помнишь?» будет означать: «Помнишь, о чем мы говорили?»)
- Предложите детям потанцевать под музыку, попрыгать на диване или побросаться бумажными шариками. Так можно будет их отвлечь и избежать ненужных переживаний и расстройств.
- Не оставляйте ребенка без внимания, ведь дети, которых не замечают, становятся капризными.