Как научить ребенка концентрировать внимание

Научить дошкольника концентрировать внимание — одна из самых сложных задач. Как же с ней справиться?

Отвечает логопед, исполнитель сервиса YouDo Валерия Вепренцева.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому однозначно сказать, когда он научится концентрироваться на каком-то деле, нельзя. Один ребенок в год и четыре месяца будет старательно скреплять паззл из двух деталей, слушать, как ему читают книги, рассматривать картинки, а другой и в 4 года будет с трудом сидеть на месте, когда ему поручили какое-то задание.

Как научить ребенка концентрировать внимание
Одно могу сказать точно: если ребенок чем-то увлечен, он будет полностью поглощен этим делом, а соответственно, развивать способность к концентрации.
Существует приблизительная шкала времени, на которую можно ориентироваться, когда ребенок в целом может концентрироваться на одной задаче в обучении (с небольшими паузами и перерывами):
2 года — до нескольких минут,
3 года — 10-15 минут,
4 года — 20 минут,
5 лет — полчаса,
6 лет — 35 минут.
Подчеркну, что это время будет для каждого ребенка индивидуальным! А также то, что любое занятие стоит разнообразить упражнениями, направленными на отдых и переключение внимания.

Три шага к развитию концентрации

Во-первых, стоит начинать как можно раньше читать ребенку книги.Важно не просто читать, а рассматривать картинки, фиксировать внимание на деталях, просить малыша показать разные предметы на иллюстрациях.
Ребенку постарше — задавать вопросы по тексту.
Во-вторых, следует с раннего возраста учить ребенка играть в настольные игры. Они развивают не только способность к концентрации, но и внимание, логическое мышление, речь, умение договариваться, действовать по очереди.
При этом каждая настольная игра обычно направлена на развитие определенных навыков и включает разные задачи.
С самыми маленькими детьми освойте детское лото. С малышами постарше (от 2 лет) собирайте простые паззлы. У трехлеток и старших дошкольников лучше всего зайдут бродилки.
Также взрослые могут использовать дидактические игры («Найди маму», «Чей домик?»), придумывать самостоятельные игры с палочками Микадо.
Самое важное в процессе игры, чтобы родители показывали ребенку, как это здорово — учиться, трудиться, открывать что-то новое. И тогда результаты не заставят себя ждать.
Самая главная,третья рекомендация —ограничивать время ребенка, которое он проводит с телефоном, телевизором и планшетом.
Наличие телевизора и планшета порождает у некоторых родителей иллюзию того, что можно занять ребенка мультиками, сериалами или компьютерными играми, а самим переключиться на свои дела, делая вид, что досуг ребенка — не проблема родителей. И ребенок, как завороженный, сидит перед телевизором или за компьютером, не тревожит маму и папу.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Бесконечное сидение перед телевизором приводит к тому, что у детей:
• не развивается воображение, так как движущаяся картинка на экране делает его ненужным;
• не развивается мышление, так как мышление предполагает задавание вопросов и поиск ответов на него, а телевизор сразу же предполагает ответы на незаданные вопросы;
• происходит деградация речи: в частности, из-за многих мультфильмов, в которых персонажи общаются на крайне примитивном уровне междометий, а их речь не направлена на ребенка.
Использование гаджетов и телевизора в обучении и развитии неплохо само по себе, но оно наносит непоправимый вред, когда вы перестаете отслеживать, во что играет, что смотрит ваш ребенок и как долго.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Малыши и дошкольники легко отвлекаются. Это связано с физиологическими особенностями развития мозга. Примерно к 8 годам дети обычно уже способны концентрировать внимание, поэтому родители и учителя переживают, если ребенок этого возраста часто отвлекается на уроках и в жизни. У него нередко возникают трудности с обучением и в быту.

Уговоры, упреки взрослых бесполезны, ведь отвлекающийся ребенок не виноват, что не может приложить волевые усилия. Но родители способны помочь ему лучше концентрироваться. Разберемся, как это сделать.

Отвлекающийся ребенок: откуда берется невнимательность

Вниманием называют такое состояние сознания, когда человек сосредотачивается на определенном значимом для него предмете или процессе. Ключевое слово здесь — «значимом», а если речь идет о ребенке, то интересном. Именно поэтому дети так легко вникают во все, что их захватывает, и с огромным трудом изучают скучные школьные предметы.

Читайте нас в Instagram

Эта особенность детского восприятия нередко становится причиной конфликтов учителей и родителей. Первые списывают невнимательность ребенка на огрехи в воспитании, а вторые считают, что проблема в педагогах, которые не умеют интересно преподавать. Поиск виновных ничего не даст, ведь это не улучшает ситуацию.

Помимо физиологических и психологических особенностей развития, на способность к концентрации влияют нагрузки. Если ребенок устает, от него нельзя требовать внимательности. Если же он глубоко переживает неудачи, боится разочаровать взрослых, добиться сосредоточенности становится сложнее.

Есть методы, которые помогают улучшить концентрацию внимания, но прежде чем их применять, нужно убедиться, что у ребенка продуманный график. Если ему не хватает отдыха, любые советы окажутся бесполезными. Чтобы понять, насколько сильно ребенок устает, следует понаблюдать за ним несколько дней, отмечая, в каком состоянии он приходит из школы, успевает ли отдыхать перед выполнением домашнего задания.

Как помочь школьнику — 7 советов родителям

В идеале следует как можно раньше начинать учить ребенка фокусировать внимание, доводить начатое дело до конца. Это потом существенно облегчит его учебу в школе. С раннего детства много времени проводите за рассматриванием, раскрашиванием картинок, уделяйте внимание деталям. Также полезно чтение вслух с обсуждением прочитанного. Пазлы и мозаика помогают сосредотачиваться на цветах и формах.

Если ребенок уже учится в школе, помогайте ему концентрироваться с помощью таких методов:

Ограничьте время перед экранами телевизоров или компьютеров до 1-2 часов. Мультфильмы и видеоигры — зло. Ребенок быстро привыкает к пассивным развлечениям, а потом у него возникают трудности с концентрацией на чем-то, что не играет яркими красками и не вспыхивает.

Правильно организуйте рабочее место. На столе не должно быть ничего лишнего, мешающего и отвлекающего. Зато все, необходимое для работы, пусть будет доступно.

Продумайте и соблюдайте режим. Садитесь за уроки в одно и то же время. Это поможет выработать полезные привычки.

Контролируйте объем работы. Отвлекающийся ребенок станет еще невнимательнее, если оценит задачу как невыполнимую. Разбивайте работу на этапы.

Делайте перерывы. Небольшая перемена после 30-40 минут работы жизненно необходима. Завершите начатый этап и поболтайте на отвлеченные темы, попейте чаю, но не затягивайте перерыв.

Приучайте проверять написанное. После выполнения задания попросите ребенка прочитать написанное, указывая себе пальчиком.

Не требуйте от ребенка слишком многого и не сравнивайте его результаты с «другими детками». Помните об индивидуальных особенностях и существовании банальной усталости. Вы не можете судить, насколько сформирован мозг ребенка и готов ли он к высоким нагрузкам.

3 простых и полезных игры для концентрации внимания

Эффективное обучение ребенка возможно лишь при условии интереса к упражнениям. Идеальный вариант — игра. Учите ребенка концентрироваться с помощью простых, но занимательных приемов. Редакция estet-portal.com предлагает на выбор 3 игры, которые понравятся детям 7-10 лет и натренируют внимательность.

Игра 1. «Найди и покажи спрятанные слова»

Суть игры: в наборе спрятаны заранее известные слова, а ребенку нужно их найти и обвести, как показано в таблицах ниже.

Такие таблицы можно в изобилии найти в интернете или составить самостоятельно. Высший пилотаж — научить ребенка «прятать слова», а потом обмениваться с ним подготовленными таблицами.

Буквы можно записывать и в строку. Идеальный вариант — специальные раскраски. Их можно купить или распечатать.

Игра 2. «Назови цвет» — классический тест на внимательность

Названия цветов, написанные другими цветами, традиционно используют для тренировки концентрации внимания. Называть нужно только цвет, а не слово! Используйте вариант, предложенный ниже.

Учтите, что дети мгновенно запоминают правильные ответы, поэтому, когда ваш ребенок научится без запинки называть цвета, подготовьте для него новые наборы слов.

Игра 3. «Найди отличия»: концентрируемся на деталях

В продаже всегда есть множество сборников с картинками, в которых нужно найти отличия между похожими изображениями. Выберите сюжеты из любимых мультиков вашего ребенка, и он с удовольствием поиграет, заодно тренируя внимательность.

Прелесть игры в том, что она подходит для любого возраста. Обращайте внимание на детализацию картинок. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения можно подбирать.

Главное о внимательности ребенка и способах ее развития

Как бы вам ни было обидно, что ваш ребенок менее внимателен, чем сверстники, не упрекайте его и не кричите. Это все равно не принесет пользы, а вот повредить может существенно. Страх заставит ребенка избегать уроков и полезных упражнений. Он закроется, а ведь вы хотите добиться совершенно иного результата. Лучше поступайте так:

Успокойтесь. Примите как данность, что дети разные. Отвлекающийся ребенок вовсе не глуп, но имеет определенные особенности развития. Не переживайте, просто помогите ему.

Организуйте рабочее место ребенка. Уберите все лишнее и оставьте только нужное. Исключение — декор, выполненный руками самого ребенка.

Делите задачи на выполнимые этапы. Ребенок не супермен. Его только испугает колоссальный объем работы. Выполняйте ее поэтапно.

Читайте нас в Telegram

Спокойствие, терпение и доброжелательность родителей творят чудеса с детьми. Позанимайтесь с ребенком несколько недель и убедитесь в этом лично.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Рассеянность и отсутствие самоконтроля в раннем детстве – особенности детской психологии, с которыми можно успешно бороться и развивать. Необходимо уделить немного внимания и следовать определенным советам и уже в скором времени, вы пожнете плоды трудов своих, а ваш ребенок обретет необходимые качества.

Совет 1. Учим младенцев самоконтролю

Будьте внимательны. Наблюдайте за поведением и реакцией ребенка. Старайтесь уловить, что именно помогает вашему малышу держать себя в руках или сосредотачиваться. К примеру, вы заметили, что ребенок только что капризничавший вдруг успокоился, как только вы перенесли его в тихое место либо наоборот, там где шумят кухонные электроприборы. В следующий раз, вы вместо давления на него, просто поможете создать вокруг него именно ту атмосферу, которая способствовала возврату самоконтроля.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Также обязательно говорите ребенку, какой он молодец. Признание успехов, пусть даже самых маленьких, укрепляет внутренние системы ребенка. Как только малыш оказывается лицом к лицу со стрессом, подбадривайте его, говорите «Ты сможешь, я в тебя верю».

Совет 2. Обязательно играйте в игры, развивающие те или иные особенности

  • «Отыщи». Игра заключается в том, что вы говорите ребенку, что в комнате находится что-то красное и квадратное. И ребенок должен отыскать этот предмет.
  • «Пазлы». Для этого совсем не обязательно покупать пазлы в магазине. Вы можете использовать картинки из журналов, разрезанные на произвольное количество фрагментов.
  • «Светофор». Если деток несколько, то можно устроить командное соревнование. Вы говорите «Зеленый свет» и все детки начинают бегать по территории, изображая автомобили. Как только вы произносите «Красный свет», все должны замереть, а тот, кто продолжил движение – выбывает. Как только почувствуете, что детки легко справляются, можете добавить «Желтый свет».

Как научить ребенка концентрировать внимание

Совет 3. Тренируем сосредоточенность, читая книжки вслух

Читайте вслух стихи, сказки, рассказы и периодически останавливайтесь и просите детей повторить небольшой фрагмент диалогов или описаний. Постепенно ребенок будет не просто слушать ваш голос, а научится вникать в суть и бонусом разовьет память.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Совет 4. Игры с изменяющимися правилами

Отличный способ развить гибкость внимания и усилить сосредоточенность. Попросите деток сложить все игрушки в одну кучку. На следующем этапе, попросите сложить машинки в одну кучку, а фигурки роботов/кукол/солдатиков, в другую. Затем можно усложнить задачу, попросив разложить по цветам все игрушки, создав несколько кучек. Ребенок будет не только занят любимым делом, но и разовьет пространственное воображение.

Совет 5. Ребенок фантазирует? Поощряйте его

Помогайте детям развивать фантазию. Дайте задание изображать взрослого, читающего газету на кухне и попивающего кофе. Пусть попробует изобразить, будто нечаянно пролил кофе на стол и сотрет воображаемую лужицу воображаемой тряпкой. Если детей несколько, можно дать роли всем, а затем менять местам. Это несложное задание позволяет включить воображение и моделировать ситуации, которых в жизни можно избежать.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Совет 6. Разнообразьте игровой процесс играми где, нельзя действовать автоматически

«Постукивание палочками». Правила просты, но требуют внимания и сосредоточенности. Если вы стучите один раз, то ребенок должен стукнуть два раза. Если вы два раза стукнули, то ребенок один. Со временем правила моно усложнить, добавив количество стуков «4-2», «2-4».

«Упражнение Струпа». Понадобятся цветные маркеры. Напишите зеленым маркером слово «красный», черным слово «зеленый», красным слово «синий» и так далее. Ребенок должен быстро назвать именно цвета слов. Задача на первый взгляд кажется несложной, но дело в том, что мозг хочет прочитать слово, а не назвать цвет.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Совет 7. Чередуйте тренировки с отдыхом

Для того, чтобы пройденный материал хорошо закреплялся, ребенок не должен перетруждаться. Все должно быть гармонично и не вызывать эмоционального напряжения. Для этого чередуйте тренировки с отдыхом, а также переключайте ребенка на выполнение других занятий.

Совет 8. Развивайтесь вместе с ребенком

Есть такое правило: «Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, ребенок все равно возьмет пример с вас». Это значит, что если вы хотите добиться от ребенка сосредоточенности и самоконтроля, то в первую очередь этими качествами должны обладать именно вы.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Ребёнок не может сосредоточиться на одном задании? Он не исключение. Это характерная черта большинства людей эпохи информационных технологий, так как огромное количество сведений вынуждает сокращать время на их изучение и осознание.Тем не менее концентрация важна для учёбы и построения карьеры. Как помочь ребёнку развить внимание, рассказываем в материале.

Почему концентрироваться всё сложнее

Николас Карр, автор книг о влиянии современных технологий на людей, пишет о том, что богатство человеческого интеллекта зависит от способности переносить информацию из рабочей памяти в долговременную.

Мы способны создавать сложные идеи только из тех фактов и опыта, которые хранятся в долгосрочной памяти. При переносе информации из краткосрочной памяти в долгосрочную может образоваться брешь: любое отвлечение может привести к потере информации, так как краткосрочная память неустойчива.

Карр утверждает, каждый раз, когда мы отвлекаемся, мозг «перезагружается», затрачивая на это избыточные ресурсы. Онлайн‑пространство способствует этому, так как по структуре своей прерывисто: оно наполнено гипертекстами, уведомлениями и визуальными материалами, которые постоянно борются за внимание пользователя и способствуют отвлечению.

Зачем развивать внимание

Мышление делает нас людьми: позволяет взаимодействовать друг с другом, развиваться и создавать что‑то новое. То, каким станет ребёнок и как сложится его дальнейшая жизнь, зависит от способа мышления, который формируется через наблюдение, научение, запоминание.

Концентрация напрямую влияет на способность к обучению, а следовательно, и на мышление. Способность детей фокусироваться на задаче — навык, от которого напрямую зависят успехи в учёбе, а затем и в работе. Так как верные соратники успеха — трудолюбие и упорство, которые невозможны без способности к концентрации.

Как ментальная арифметика помогает сконцентрироваться

Занятия ментальной арифметикой способствуют развитию числовой памяти. Ученики, осваивающие ментальную арифметику, показывают поразительные результаты при запоминании чисел по сравнению с обычными детьми того же возраста. Это связано с тем, что они не просто запоминают числа, но и задействуют воображение — представляют их в виде бусин на специальный счётах — абаке.

Елизавета Ронгинская, менеджер по развитию центра «Менар»: «По нашим наблюдениям, концентрация внимания у ребёнка, который занимается более месяца, увеличивается. Это замечают не только преподаватели, но и родители.

Связано это с двумя факторами: мотивация и форма организации образовательного процесса. На начальном этапе ребёнок удивляется возможностям ментальной арифметики (это происходит уже на пробном занятии), что мотивирует его на обучение. Учебный процесс выстроен таким образом, что большинство заданий — на время и скорость. Отсюда и повышение концентрации внимания. Когда ученик выполняет ментальную работу на компьютере, он понимает: если пропустит хоть одно число в цепочке, то даст неправильный ответ. Ученикам с низким уровнем концентрации внимания уменьшают количество цифр в цепочке, увеличивая её по ходу развития его навыков.

На занятиях ментальной арифметикой дети развивают внимание параллельно навыкам быстрого счёта. Поэтому специально работать над концентрацией не нужно!».

Ирина Мешко, директор центра «Менар» в Сестрорецке: «Мы сравниваем результаты ребят, которые ходят к нам на подготовку к школе. Те из них, которые дополнительно посещают занятия по ментальной арифметике, считают, читают и выполняют различные задания педагогов качественнее и быстрее своих сверстников».

Содержание:

  • Взросление в условиях диджитализации
  • Родители во всеоружии
  • Советы по воспитанию внимательности
  • Психологические практики

Внимание и способность концентрироваться на определенных вещах – важные умения для любого успешного человека. Закладывать их лучше в детском возрасте, ведь это поможет в обучении – дети не будут пропускать цифры в задачах, буквы в словах.

Взросление в условиях диджитализации

Конечно, в современных условиях существенным раздражителем остается телефон. Простой или не очень смартфон есть у всех детей и это уже стало неизменным атрибутом даже первоклашки. Помимо телефона, есть и ряд других факторов, серьезно влияющих на восприятие учебной информации. Все они очень отвлекают от рассказа учителя о том, как устроена Солнечная система и ни за какие коврижки ребенка не отвлечь от сообщения в социальных сетях.

Если взглянуть на ситуацию со стороны, то этап диджитализации, который проходит сейчас человечество, не так уж плох, хотя и имеет свои недостатки. Со временем мы научимся отсекать лишнее и отвлекаться от гаджетов, но пока для детей этого поколения гаджеты являются проблемой, справиться с которой не могут ни родители, ни учителя.

Примечательно то, что вывести из состояния диджитального транса можно очень легко, обычными бытовыми вещами. Даже упавший карандаш может легко переключить внимание, полностью погрузнувшее в электронном мире. Детям крайне тяжело отвлекаться, но с этим можно справиться, если научиться концентрировать свое внимание.

Взрослому человеку ввиду его мотивации и более сильных психологических установок легче отвлечься от телефона. Дети же не сразу осознают реальность и могут даже при наличии внешнего раздражителя буквально «залипать» в телефоне. Именно в дошкольном возрасте вниманием детей нужно заниматься прицельно. От умения концентрироваться на нужных вещах потом зависит конечный успех дел, начатых ребенком.

Родители во всеоружии

Благо, сегодня есть достаточно информации, что понимать, как развить концентрацию и внимание у ребенка. Специальные тренинги помогут добиться нужного результата, если заниматься со школьником целенаправленно. Какие преимущества есть у нынешних родителей:

  • они знают, что концентрацию внимания можно натренировать;
  • тренировки не только улучшают внимание, но и в целом положительно сказываются на работе головного мозга ребенка;
  • современные дети имеют те устройства, которые не были раньше знакомы их родителям, поэтому изначально имеют более выгодное положение.

По результатам проведенного опроса было выяснено, что почти 90% детей имеют короткий период внимания и очень легко отвлекаются. Ученые определили, что максимальная концентрация внимания возможна во временном промежутке 10-15 минут, поэтому контент более длинный давать не стоит. Нужно сменить деятельность на некоторое время, после чего снова вернуться к обучению. При этом статистика утверждает, что каждые 28 секунд подростки отвлекаются!

Советы по воспитанию внимательности

Если спросить у родителей, как воспитать внимательность и что мешает ребенку, то у всех один самый простой рецепт – убрать телефон и решить этим проблему. Но виновато ли устройство в том, как его используют дети – очевидно, что нет. В телефоне есть не только важный контент, но и много развлечений, которые буквально с первых минут захватывают внимание.

Для начала отбросьте мысль, что сексуальность – это качество, которое доступно только взрослым .

Если отобрать телефон, то таким образом бороться с невнимательностью не получится. Ребенку сложно в современном мире без средства связи, при этом телефон реально является хорошим помощником – здесь есть навигатор, карты, заметки, выход в интернет и много других программ, которые могут помочь при необходимости. Стоит ли отказывать от такого блага цивилизации, если проще ребенка научить правильно пользоваться гаджетом.

Чтобы настроить школьника на рабочий лад и устранить зависимость от гаджета психологи советуют следующее:

  1. Уберите раздражители, которые отвлекают ребенка от выполнения конкретного задания. Исследователи выяснили, что излишняя перегруженность пространства отнюдь не способствует запоминанию. В классе с множеством плакатов и наглядных пособий урок пройдет психологически тяжелее, нежели в простой комнате, где есть минимум отвлекающих вещей.
  2. Добавьте динамики в жизнь ребенка, поскольку именно смена деятельности «включает» школьника в жизнь. Если вы чувствуете, что внимание рассеивается, а мозг не может сосредоточиться на одном объекте, смело предлагайте ребенку активную деятельность. Лучше всего – тактильные взаимодействия. Это может игра в ладушки для дошкольников, разминка кистей рук или любой другой отвлекающий маневр.
  3. При обучении отдавайте предпочтение активным способам взаимодействия. Гораздо больше будет толка, если ребенок не просто прочитает параграф, а перескажет его. Ответьте с ним на вопросы, подискутируйте и проработайте сложные моменты. Так материал запомнится лучше, и ребенок сможет сконцентрировать внимание на самых главных моментах.
  4. Мейдфулнес – заграничное слово с пугающим произношением на самом деле означает упражнения для концентрации внимания. Такие практики очень популярны на западе, где преподаватели задействуют самые простые техники, обеспечивая увеличение концентрации внимания, устранение проблем с поведением школьника, снижение уровня тревожности.
  5. Получение информации через разные средства. Каналы восприятия могут быть слуховыми у аудиалов, зрительными у визуалов и двигательными у кинетиков. Воздействуйте в первую очередь на те каналы, которые дают наибольший объем информации, и она лучше усваивается.
  6. Не забывайте, что школьник еще ребенок и игровые компоненты для него крайне важны. Давайте малышу возможность наиграться, это не только развивает мозг, но и дает дополнительный социальный опыт.
  7. Больше читайте вслух. Чтение книг вслух – это не старомодное занятие из прошлого века, а отличный способ слышать себя и заниматься самоконтролем. Очень хорошо контролировать свое произношение, понимание текста и другие моменты, если слышать себя со стороны. Ребенок сам находит ошибки и исправляет их.

Психологические практики

Психологи для воспитания концентрации внимания обладают широким арсеналом средств. В первую очередь это популярные практики, помогающие достичь хороших результатов:

  • «Минута тишины» — ребенку нужно в течение минуты не разговаривать с окружающими и сосредоточиться на одном предмете (позже упражнение можно увеличивать до 2-3 минут);
  • «Топ-хлоп» — поиграйте с малышом: нужно топнуть, если фраза правильная и хлопнуть, если это ложь. Подкидывайте самые невероятные вариации, чтобы школьник сосредоточился;
  • «Осмотрись вокруг» – попросите ребенка выделить по одному признаку группы предметов, которые его окружают, при этом выделяйте несколько признаков – форма, цвет, габариты. С каждым разом его перечень должен пополняться;
  • «Слушаю внимательно» – школьник должен назвать слова на одну из букв, которые вы прочитаете в тексте. Чем больше назовет, тем лучше;
  • «Не собьюсь» – счет с исключением отдельных чисел, нужно быть внимательным, чтобы не назвать числа по договоренности.

При регулярном выполнении упражнений можно увеличить способность к концентрации внимания. Это сразу отразится на оценках и поведении школьника, он станет более ответственным и менее рассеянным.

А вы заметили некое совпадение: когда ребенку нужно заниматься или делать уроки, ему сразу хочется покушать, попить, полежать? Ребенок просто ищет повод избежать скучных и сложных дел. Причиной этому служит плохая концентрация внимания, ребенку сложно сосредоточится на одном важном деле. Даже взрослому человеку не так уж и просто собрать силу в кулак и терпеливо закончить работу, что уж говорить о маленьком ребенке! Вокруг столько веселья: улица, друзья, телевизор – какие тут занятия? В таких случаях ребенку без специальных упражнений не обойтись.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Для тренировки внимания следует выполнять несколько простых упражнений:

1. Сохраняем позу. Дети очень активны и подвижны, сидение за столом их быстро утомляет. Что бы помочь ребенку сохранить усидчивость, поиграйте с ним в игры:

  • Памятник – в этой игре нужно изобразить известного человека и замереть. Мама будет угадывать загаданного героя. Задача ребенка не двигаться и не моргать, иначе проиграет;
  • Море волнуется – знакомая многим игра, говорим такие слова: «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» После слова «Замри» ребенок должен принять позу фигуры или предмета. Мама должна отгадать кого изображает ребенок.

2. Сбрасываем напряжение. Для хорошей концентрации внимания ребенок должен научиться расслабляться. В этом ему помогут небольшие упражнения:

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть 6 раз;
  • Потянуться, вытягивая руки и ноги;
  • Помассировать переносицу, виски, потереть ладошки.

3. Помолчим. Есть еще одна вещь, которая мешает сосредоточиться ребенку – это посторонняя болтовня. Где-то спросит не по делу, начинает «ойкать», озвучивать реплики из мультиков, невольно уходя от сути своей работы. Избавиться от этой привычки можно, играя в игры:

  • Молчим – учим ребенка долго молчать, говорим ребенку такие слова: «чок-чок, зубы на крючок, кто промолвит слово, тому щелчок!» и вместе с ребенком молчите. Кто первый скажет слово, тот проиграл;
  • Крокодил – с помощью мимики и жестов необходимо изображать животных. Второй участник будет отгадывать. Тот кто больше угадал – победил.

4. Фиксируем взгляд. Что бы уметь концентрировать детское внимание, необходимо научиться долго удерживать объект в поле зрения. Для этого подойдут следующие игры:

  • Дартс – кидать дротики в цель, можно для безопасности использовать шарики на липучках;
  • Стрельба по мишени в тире;
  • Серсо – набрасывание колец на палочки;
  • Вышивание – для девочек;
  • Выжигание – для мальчиков.

5. Переключаем внимание. Что бы ребенок долго не отвлекался и быстро включался в работу, ему нужно научиться переключать свое внимание. В этом ему помогут игры с условными сигналами:

  • Хлопки – услышав один хлопок, ребенок должен поднять руки, два хлопка –приседать, три – покружиться;
  • Путаница – нужно показывать ребенку части тела и называть их не правильно, задача ребенка назвать быстро правильное название, например: дотрагиваетесь до подбородка и говорите «ухо», ребенок должен быстро вас исправить, затем дотрагиваетесь до рта и говорите «глаз» и т. д. В процессе игры ускоряете темп, только сами не запутайтесь.

6. Тренировка памяти. Учим ребенка запоминать место, вещи. Для этого поиграйте в игру «Положи на место». Расставьте предметы, пусть ребенок их запомнит и место, где они лежат. Затем пусть ребенок выйдет из комнаты и в этот момент поменяйте предметы местами. Задача ребенка все расставить по своим местам.

Если после тренировок ребенок с трудом может сосредоточиться, то стоит обратить внимание на его здоровье. Некоторые случаи могут свидетельствовать о наличии гиперактивности или синдрома дефицита внимания. Все это не стоит оставлять без внимания, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Как научить ребенка концентрировать внимание

Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации. Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность сосредотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву «А», а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» — то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту.

Педиатры считают, что в возрасте 4-5 лет ребенок в среднем должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?

1. Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба. И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. И начинается борьба не на жизнь, а на смерть между ним и родителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!

Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Готовые прописи малоинтересны для детей. А вот попробуйте сделать прописи сами вместе с ребенком из нескольких листов обычной бумаги – совсем другое дело! Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.

2. Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» — кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.

3. Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.
Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребёнку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.

Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше. Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.

4. Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание паззлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.

Кстати, до двух лет педиатры вообще не рекомендуют детям смотреть телевизионные передачи, даже мультики. А после этого возраста ребенку можно позволить посмотреть телевизор примерно 20-30 минут в день, всего 2-3 часа в неделю. И не быстрые «горластые» американские мультсериалы, а спокойные, добрые короткие мультики.

Способность концентрировать свое внимание

Многие родители знают, что маленький ребенок не способен выполнять свои школьные задания или обязанности по дому в течение длительного времени, он не может долго концентрировать свое внимание при выполнении домашних заданий. Это не повод для волнений и не в коем случае нельзя пытаться найти в этом состоянии какие-либо у ребенка отклонения. Такие проблемы в этом возрасте совершенно естественны. Многие родители волнуются по поводу неспособности ребенка усидеть на одном месте, не вставая и не отвлекаясь на какой-нибудь интересующий его предмет, все это препятствует нормальному усвоению школьных занятий, выработки усидчивости и работоспособности. Часто этого легко можно избежать. Причиной могут служить чрезмерные физические и умственные нагрузки на ребенка, возможно, он не достаточно спит или отдыхает, у него могут быть стрессовые ситуации в течение дня, школьные занятия отнимают у него слишком много времени.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ?

Как научить ребёнка концентрировать внимание?: 5 комментариев

Здравствуйте! Хочу предложить игру «Найди пару», которую провожу с учащимися начальных классов коррекционной школы, ее можно проводить с детьми, начиная с 4-х летнего возраста. Для ее проведения требуются некоторые физические и материальные затраты, но цель оправдывает средства)). Необходимо сшить панно с прозрачными (полиэтиленовыми) карманами. Размер панно и карманов можно варьировать, классное панно размером 48 см х 60 см, каждый карман, соотвественно, 8 см х 10 см. Кроме этого необходимо изготовить парные (совершенно одинаковые) карточки, размеров 7 см х 9 см. При этом тематика может быть совершенно разной. У меня 6 наборов (буквы разных размеров, шрифтов, различного пространственного расположения; слоги; числа, тоже разного размера, шрифта и расположения; животные; птицы; растения). Таких карточек в каждом наборе у меня более 20 пар.Для удобства у каждого набора карточек свой фон. Дети с удовольствием принимают участие в изготовлении карточек (закрашивают фон, вырезают картинки, рисуют).
Карточки располагают в панно в хаотичном порядке. В один карман можно положить около 4 карточек, поэтому, чем больше набор, тем интереснее.
Играть можно группой детей или с одном ребёнком. Сначала игра проводится вместе со взрослым (мамой или педагогом), потом дети играют самостоятельно.Участники по очереди берут одну карточку и ищут её пару. Если ребенок сделал правильный выбор, пару забирает себе, если ошибся, уступает ход второму участнику, карточку возвращает на место. В конце игры подсчитывается количество карточек. Выигрывает тот, кто меньше всего ошибся и набрал больше карточек. Эта игра вырабатывает внимание, учит сравнению и анализу, развивает память, способствует усвоению названий букв, чисел, животных и т.д. Если вы в начале обучения игре сами оречевляете её, называя животных, птиц, растения, буквы и т.д., и просите это делать ребенка, то эта игра способствует и развитию словарного запаса и связной речи.

Сравнительные данные по продолжительности внимания и отвлечений(Петухова Т.В).
2,5-3.5 лет – длительность внимания 17,5 мин (отвлечений 7,8 мин)
3,5 – 4,5 лет –37,4мин (7,5 мин)
4,5 – 5,5 лет – 51,4 мин(6,4 мин)
5,5 -6,5 лет – 62, 8 мин (1,6мин)

Игры:
1.«Зеркало» Взрослый показывает движения, которые за ним в точности повторяет ребенок. Аналог игры «Обезьянки»

2. «Найди два одинаковых предмета» (игры из серии «парочки»)

3 «Выкладывание узора из мозаики, геометрических фигур» Взрослый дает образец коврика, половичка. Ребенок выкладывает по образцу свой коврик.

4 «Бусы» (для мальчиков дорожка для машин) взрослый выкладывает из фигур ритмический рисунок. Например: красный круг, синий, кр, син…Или круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат…Ребенок продолжает дальше. Ритм м.б. по цвету, форме, размеру, два объекта, три и т.п.

5. Найди ошибку в бусах. Взрослый выкладывает ритмический рисунок (бусы, дорожку) Делает в них ошибку, ребенок пытается ее найти.

6. «Найди отличия» Карточка с изображением двух картинок, имеющих отличия. Картинки можно заменить игрушками (две пирамидки матрешки, машинки, две куклы)

7. «прятки с игрушками» Взрослый показывает ряд игрушек, ребенок запоминает их. Потом глазки закрывает, а взрослый прячет (меняет местами) игрушки. Малыш восстанавливает порядок.

8 «Найди тень» Вырезаете любые картинки по контуру. Обводите их и второй (обведенный) вариант закрашиваете черным карандашом. Это тени картинок. Ребенку показывается цветная картинка, он ищет ее тень. Контуры д.б. четкие, чем меньше возраст ребенка, тем более конкретны!!

9. «лабиринты» Различные лабиринты. Можно нарисовать ходы, волнистые линии, прокладывать веревочки, шнурки.

10. «Домино». Бывает с предметными картинками, для малышей. Также с цифрами, буквами, геом формами.

11. «Узнай по звуку» Взрослый подбирает несколько муз инструментов, ложки, чашки, сделанные из железа, дерева, пищалки-игрушки. Знакомит ребенка с тем, как они звучат, пищат, стучат. Далее малыш отворачивается, взрослый производит звук каким-либо предметом, ребенок угадывает что звучит.
12. «испорченный телефон» Чем больше играющих, тем лучше.
13 «Найди по описанию». Взрослый подробно описывает предмет или игрушку в комнате, малыш пытается узнать ее по описанию.
14 «Кладоискатели» Взрослый объясняет, как найти дома «клад», ребенок выполняет действия. Например: до шкафа сделай 3 шага, потом повернись на право и сделай 4 прыжка прямо….
15. «Съедобное-несъедобное»
16 «Стоп» Взрослый включает музыку, ребенок начинает бегать (прыгать) Остановиться нужно по команде «стоп». Музыка служит отвлечением, ее можно периодически выключать, но «стоп» не говорить, а можно на фоне музыки сказать «стоп», можно выключить и дать команду одновременно.

А еще можно малышу,например, в сад или в школу покупать канц.товары(Альбом ручку,ластик,пенал и пр)фиолетового и оранжевого цвета!Насколько я знаю эта цветовая гамма способствует концетрации внимания!

Светлана, огромное спасибо! Очень увлекательные и весёлые игры! Здесь очень много вариантов, которые нас обязательно заинтересуют!

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Почти все виды навыков требуют, чтобы при обучении ребе­нок сосредотачивал внимание: на вас, на игрушках, предметах, на других детях или правилах игры. Поэтому, прежде чем на­чинать рассказывать о работе над другими навыками, рассмот­рим семь способов повышения способности ребенка концент­рировать внимание.

Стойте рядом

Когда вы разговариваете с ребенком, помните, что он должен видеть и слышать вас. Поначалу он может испытывать трудно­сти, даже если, разговаривая с ним, вы находитесь в другом кон­це комнаты.

Позаботьтесь о том, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз

Старайтесь расположиться так, чтобы ребенок видел ваше лицо. Ведь это именно то, на чем он должен сосредоточиться. Если малыш сидит на полу, присядьте на корточки, чтобы он мог вас видеть. Если он сидит за столом, сядьте напротив. Сде­лайте так, чтобы ребенку было как можно легче наблюдать за вашим лицом.

Зовите ребенка по имени

Есть слово, которое ребенок поймет скорее всего. Это его имя. Прежде чем попросить о чем-нибудь, привлеките его внимание, окликнув по имени. Тогда он поймет, что вы разговари­ваете с ним. Не продолжайте, пока он не повернется и не посмотрит на вас. Если он не поворачивается, позови­те его по имени снова. По возможно­сти, старайтесь называть именно имя. Понять личные местоимения (я, ты, мне) труднее. Если ребенок все же не откликается на свое имя, поверните его лицо к себе, нежно взяв за подбо­родок.

«Дженни, возьми мяч!»

Установите зрительный контакт

Когда вы позовете ребенка и он к вам повернется, посмотрите ему в глаза. Если его лицо будет перед вами, но взгляд устрем­лен в пол, он может сконцентрировать внимание скорее на полу, чем на вас. Если он не смотрит прямо на вас, возьмите его за подбородок и мягко направьте его лицо так, чтобы он посмотрел на вас.

Внимательно подбирайте слова

Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями. «Пойдем играть» скажет ребенку именно то, к чему вы хотите его призвать. Это лучше, чем «перерыв» или «игровое время». Такие слова могут ничего не значить для вашего ребенка.

Будьте постоянны

Говоря о людях, местах и предметах, используйте всегда одни и те же слова. Отец всегда должен быть «папой». Не нужно звать его разными словами: «отец», «па».

Используйте жесты

Если вы будете дополнять свои слова соответствующими жестами, ребенок сможет легчепонять вас и охотнее сконцентрирует внимание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector