Как играть в слова с малышом, которому еще нет года
Я с умилением, любовью и улыбкой на лице вспоминаю свой большой, как мне раньше казалось, опыт общения с племянниками. Успех напрямую зависел от того, насколько хорошо я смогу расслабиться и окунуться в детство. Игра во взрослого всегда приводила меня к фиаско в общении с ними. Меня начинала раздражать излишняя веселость и непосредственность детей, в этих качествах мне неизменно чудились непослушание и капризы. Я не могу объяснить, почему: возможно, взрослому во мне казалось, что уж мы-то не были такими озорниками.
Сейчас я думаю, что опыт был не таким уж и большим — во всяком случае, его оказалось недостаточно, чтобы полностью подготовить меня к материнству. Когда родился мой сын, я остро почувствовала, что теперь-то уж точно мне необходимо быть взрослой и нести ответственность не только за саму себя, но и за моего кроху. И потребовалось долгих пять месяцев, чтобы я наконец вспомнила и осознала: в общении с ребенком иногда полезно самой впадать в детство.
Хочу поделиться и объяснить на примере разговоров с младенцем, что я имею в виду. Говорить с детьми порой бывает непросто. Я, даже будучи невероятно болтливой, столкнулась с тем, что иногда совершенно не знала, о чем говорить с малышом, который еще не разговаривает, а поначалу даже не гулит и не лепечет. «Как так? — вероятно, спросит читатель. — Это же твой ребенок, и ты не знаешь, о чем с ним говорить?».
Конечно, сюсюкать с сыном и восторгаться его неземной красотой я могу довольно долго. Однако я убеждена, что для овладения родным языком малышу необходимо слышать более разнообразные и содержательные речи. Пожалуй, меня несколько вводило в смятение то, что малыш не отвечает. Мне не хватало обратной реакции с его стороны. При любой коммуникации мне всегда было важно, чтобы меня не только слышали, но и слушали, задавая вопросы, приводя контраргументы и тому подобное. С племянниками мне удавалось найти общий язык только, когда я выключала в себе «занудного взрослого» и начинала говорить с ними наравне, а не сверху вниз.
Я общалась с сыном и порой ловила себя на мысли о том, что это глупо — общаться с младенцем всерьез. Но мало-помалу я начала находить и придумывать способы говорить с сыном много и содержательно.
- Первое, что я начала делать примерно со второго месяца жизни малыша — это читать вслух. И совершенно неважно, какая книга, на мой взгляд, ведь главное, что ребенок слышит живую речь и голос родного человека. Единственное, сейчас мой ползунок очень любопытен и жаден до всего: либо ползает самозабвенно, либо тренирует навыки стояния, держась за опору, и мое чтение для него — лишь малоинтересный фон. Либо он отчаянно пытается отобрать у меня книжку и съесть, когда я сажаю его перед собой с намерением почитать вместе, — поэтому пока для сына читаю меньше.
- Я стала сочинять четверостишия на своем родном языке — татарском — про самого сына и бесконечно их ему рассказывать. Например, перевод одного из них: «Мухаммад у нас лялька! В Казани живет бабушка. Няму дает мама. А на работу ходит папа».
- В бездонных просторах интернета я нашла громадный список словесных игр. Нам пока доступны из них лишь несколько, например, следующие.
Где. Поочередно спрашиваю у малыша о местонахождении предметов. Где лампа? Где стол? Где стул — и т.п. И сама же отвечаю, показывая малышу предмет. Предполагается, что со временем малыш начнет сам находить и показывать, а затем и называть нужные предметы.
Съедобное-несъедобное. Просто перечисляю разные слова. Если я назвала что-то съедобное, задорно восклицаю «Ам!», делая вид, что хочу съесть малыша. В идеале «Ам» должен начать говорить ребенок.
Кто как кричит. Опять же сама спрашиваю: Как ревет осел? Как кричит лягушка? И сама отвечаю. Чем более артистично и весело я это делаю, тем больше визжит и радуется сын.
По аналогии с вышеперечисленным я придумала свою игру и назвала ее «Обо всем и ни о чем». Просто задаю вопросы обо всем и, естественно, сама же отвечаю. Вопросы могут быть любые. Например: ты кто? Ты малыш. А кто я? Я мама. Какой ты? Ты маленький. А я какая? Я большая. Что ты делаешь? Где мы находимся — и так далее, пока не надоест. Ничего особенного, но порой, когда фантазия иссякла и прочие разговоры утомили, задаю подобные вопросы.
- С тех пор как сын научился сидеть, я сажаю его себе на ногу и делаю вид, что катаю верхом на коне. Недавно пришла идея делать остановки, натыкаясь на дома различных животных, разыгрывать диалоги. Скачем-скачем-скачем. Имитирую звук от топота копыт, подгоняю коня «На!», имитирую ответ животного «И-ха!». Замедляю топот копыт. Говорю:
— Вот гляди, сынок, норка. Кто, интересно, в норке живет? Тук-тук, здравствуйте! Кто тут живет?
— Пи-пи-пи, я мышка.
— Как поживаешь, мышка? А что ты любишь из еды? Мы бы тебя угостили.
— Пи-пи-пи, я ем сыр и хлеб.
— Эх, сыра у нас нет, но вот хлебом можем поделиться.
— Спасибо, пи-пи-пи.
— На здоровье, дружок, а мы продолжим свой путь.
—>
Таким образом наш воображаемый конь делает остановки возле жилья баранов, лягушек, кошек и других животных. Играем, пока сыну весело.
- А также я изображаю великого сказочника. Я рассказываю сыну об обычных предметах в сказочной форме. Например, рассказываю ему о репке и свекле, которые живут в деревенском огороде моей тети и целый день ждут, когда же наступит семь вечера, и их польют водой. Конечно, для взрослого человека это сказка может показаться неинтересной, но подобным образом я знакомлю сына с названиями различных овощей и ягод (ведь они обитают по соседству с нашими героями репкой и свеклой), рассказываю ему о том, что грядки надо поливать.
- Рассказываю. На этот раз просто делаю то, что, наверное, делают все матери. Озвучиваю малышу каждое свое действие, описываю наше окружение во время прогулок, рассказываю ему немногочисленные стихи, сказки и скороговорки, которые знаю наизусть, истории из жизни пророков.
Я осознала, что хочу уже относиться к сыну как к личности. Да, он еще мал и не понимает слов, не говорит, но он понимает мой взгляд, жесты и улыбки и отвечает мне взглядом, полным нежности и обожания, а это лучшая обратная реакция, которую можно вообразить.
В завершение я хочу сказать, что хотя материнство и предполагает неизбежное взросление, иногда очень полезно спуститься со своего возраста и побыть с ребенком наравне — играть с ним, смеяться, совершенно не тревожась о том, что со стороны это может выглядеть глупо.
Сначала дитя сидит, ползает, а затем почти одновременно с освоением самостоятельной ходьбы начинает и говорить. Первые слова — огромная радость для папы и мамы. Но когда они прозвучат, полностью зависит от них, от бабушек и дедушек, которые ежедневно общаются с малышом и воспитывают его.
Развитие речевого аппарата и речи крохи — комплексная задача. Артикуляция малыша развивается с ежедневным общением взрослых с ребенком. Ведь детки смотрят на родителей, копируют движения их губ, мимику, первые звуки.
Конечно, исключения в традиционном развитии речевого аппарата составляют неправильный прикус и короткая уздечка. Они приводят к шепелявости, устранением которой должны заниматься специалисты (стоматологи, логопеды). Но все это выявится позже, а задача родителей — с раннего детства как можно больше общаться со своей крохой для формирования у нее пассивного словарного запаса. Больше того, общаться с малышом нужно с утробы. Уже после 20 недели дитя слышит голос мамы и привыкает к нему. Поэтому не нежно игнорировать это, а стоит воспользоваться возможностью раннего развития малыша. И тогда комплекс оживления (реакция улыбкой и активностью на обращение мамы) у ребеночка может проявиться раньше, чем в 2 месяца.
В полугодовалом возрасте начинается накопление у крохи пассивного словаря. Первые произносимые ним звуки, так называемый «птичий» язык — это элементарное неумение подбирать и проговаривать простые слова для выражения состояния, желаний, протестов, мыслей.
Дети усваивают гораздо больше, чем мы думаем, если с ними заниматься. Просто у них на физиологическом уровне не развита связь между речью и координацией движений. Поэтому не стоит опускать руки, думая, что дитя ничего не понимает, слишком маленькое. В этом главная и большая ошибка папы и мамы. Когда у девочки или мальчика нет стимуляции к общению, то не будет и общения, которое обязательно переходит с пассивной формы в активную.
Научить говорить слова — это не значит, что начинать нужно с традиционного слова «мама». Вы с самого раннего возраста должны просто общаться с малышом, рассказывая и объясняя, что делаете, зачем нужно умывание, кормление, чистая одежда, прогулка. Повторяя одни и те же слова по 100-150 раз, вы откладываете их в пассивный словарный запас. Делать это нужно спокойно, с улыбкой, неторопливо. Повторение и для грудничка — мать учения. Ваши труды даром не пропадут, гарантируют специалисты. В один прекрасный момент дитя выдаст вам и слова, и целые фразы.
А для этого вы должны:
- Четко и коротко озвучивать все свои действия: «Вася умывается», «Вита кушает», «Каша вкусная».
- Не сюсюкайте с ребенком, а называйте слова своими именами. Не «бобо», а «больно», не «жижа», а «огонь». Усвоив ваш упрощенный диалект, ребенку потом придется перестраиваться и переучиваться, а это сложнее.
- Повторяйте звуки, которые произносит ребенок, говорить их хором будет веселее. Если это слоги «ду-ду», то повторяйте их с малышом вместе, а затем немного поменяйте, произносите «до-до». Это будет и тренировкой речевого аппарата, и развивающей игрой.
- Развитие детской речи очень тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев. Поэтому стимулируйте познание малышом предметов из разного материала, разной формы. Давайте ему в ручки ребристые, круглые, твердые, мягкие, шуршащие вещи. Чем они будут разнообразнее, тем лучше для общего развития.
- После 6 месяцев ежедневно повторяйте простые слова, состоящие из двух слогов. «Дай», «папа», «мама», «кот» — их нужно говорить, когда ребенок сосредоточен, четко артикулирует, повторяя 4-5 раз. И так по несколько раз в день. Но настройтесь на то, что даже если вы будете чаще других повторять слово «мама», то первым словом все-таки может быть «папа», «баба», то есть то, чего вы не ждете.
- Пойте ребенку песни. Это могут быть не только колыбельные. Они должны быть спокойными, с добрыми словами. Некоторые продвинутые мамы просто поют малышу все то, что видят, своеобразными речитативами.
- Хвалите дитя за первые успехи, повторяйте за ним его слова, гладьте по головке — и тогда оно обязательно скажет слово «мама», если не вторым, то третьим, четвертым.
Маленький ребенок – это всегда загадка, которую мама и папа разгадывают на протяжении многих лет. Когда удастся получить от малыша долгожданную беззубую улыбку, услышать первое слово, научить его говорить, рисовать, читать?
Сколько еще вопросов тревожат молодых родителей, даже представить сложно. И чаще всего это происходит потому, что они очень мало знают о развитии ребенка. На самом деле все, происходящее с малышом год от года, сугубо индивидуально.
Когда у ребенка впервые получится начать говорить «мама»? Тогда, когда он будет готов к этому. Но поскольку каждая мама рано или поздно начинает переживать, поговорим о развитии речи подробнее.
Из этой статьи вы узнаете
Первые звуки
У каждого малыша, когда он появляется на свет, есть только один способ говорить с окружающими, сообщать им о своих проблемах. Это плач. Первый звук, который слышит мама от новорожденного, говорит о том, что он живым и невредимым явился в новый мир. И с этого самого момента начинается непрерывное развитие малыша, которое будет длиться не один год.
Поначалу ребенок говорит лишь простейшие звуки. Первое время это только гласные, спустя несколько месяцев в арсенал крохи добавляются согласные, но пройдет еще много времени, прежде чем он скажет «мама» осознанно. Можно ли его этому научить? Есть вещи, которые дети осваивают исключительно самостоятельно. Однако родители вполне могут подтолкнуть ребенка, поспособствовать скорейшему развитию малыша.
Процесс эволюции речи
Для правильного понимания того, что и когда начинает делать ребенок, важно знать примерные фазы развития речи малыша.
- До трех месяцев новорожденный издает отдельные звуки.
- В возрасте примерно четырех месяцев ребенок начинает лепетать. Это поток бессвязных звуков, в котором иногда удается различить даже цельные слова. Однако это лишь случайность.
- До девяти месяцев дети учатся составлять простые слова и начинают познавать богатство интонаций речи взрослых. Именно в этот период можно впервые услышать «мама», «папа» и т. п. Каким будет первое слово, в большей мере зависит от родителей. Дети склонны повторять то, что чаще всего слышат.
- К полутора годам в арсенале малыша обычно присутствуют несколько слов, которыми он активно пользуется и понимает их значение.
- За второй год жизни дети расширяют свой запас до двух сотен слов. Они с интересом слушают, о чем и как говорят взрослые. Запоминают каждое слово, составляют простые предложения.
- Следующий год является очень важным в жизни ребенка. Он начинает осознавать себя как личность, учится стоить сложные предложения, начинает не только пересказывать прочитанные ему книги, но даже придумывать собственные истории. Многие дети уже идут в сад, там они начинают общаться с другими малышами и взрослыми, расширяют свой кругозор.
Это примерная схема, отражающая, когда дети обычно начинают говорить «мама», во сколько месяцев их можно научить общаться с другими людьми. Однако эти усредненные данные нельзя использовать для того, чтобы контролировать развитие крохи. Как уже говорилось выше, каждый ребенок уникален. Кто-то в год уже учит первые четверостишья, а кто-то в три еще упорно молчит.
Все малыши разные
Очень часто родители сравнивают своего малыша с другими детьми. Их пугает и задевает гордость, когда кто-то оказывается лучше, умеет больше. Они начинают пытаться научить кроху произносить какое-то слово, злятся, если у него ничего не получается. Это неправильная и вредная практика.
Дело в том, что нельзя научить говорить, овладение речью – очень сложный психический процесс. Зато можно развивать кроху, ведь дети познают мир через своих родителей, общение с ними, занятия, чтение книг, игры. Не так уж важно, когда они скажут какое-то определенное слово. Главная задача родителей – научить своих малышей понимать, чего от них хотят, расширять их словарный запас.
Почему малыши молчат
Психологи утверждают, что не следует раньше времени вмешиваться в процесс развития малышей. Если они молчат в год, в два и даже три – это еще не повод для паники. Однако родителям все-таки следует обращать пристальное внимание на таких детей. Когда стоит волноваться?
На самом деле все просто. Необходимо следить не за речью, а за общим развитием крохи. Если он ничего не говорит, но при этом все понимает и может объяснить по-своему, чего хочет, значит, с его общим развитием все в порядке.
Почему дети молчат? Зачастую в этом бывают виноваты сами взрослые. Если мама мало общается со своим малышом, предпочитает оставлять его наедине с телевизором, чему она сможет его научить? Сколько месяцев пройдет впустую, пока кроха сам поймет, что с людьми надо разговаривать?
Следует отметить, что развитие речи малышей может быть активным и пассивным. В первом случае они учатся говорить, произнося слова самостоятельно. Во втором же слушают, наблюдают, анализируют. Те, кто идет по второму пути, обычно начинают активно разговаривать на третий год жизни, но в течение всего нескольких месяцев догоняют своих ровесников, а зачастую и перегоняют.
Как помочь малышам
Научить говорить маленького человечка нельзя. Зато можно ему помочь в освоении такого сложного навыка. Как это сделать?
- Активно и регулярно общаться, комментировать все, что происходит вокруг.
- Описывать и пояснять свои действия, когда малыши находятся рядом и наблюдают.
- Как можно чаще обращаться к детям с просьбами и поручениями, просить у них совета, интересоваться мнением, побуждать к общению.
- Читать книги, рассказывать стихи, рисовать, при этом подталкивая малышей к тому, чтобы они поддерживали разговор.
Если заниматься с детьми стабильно и с удовольствием, они будут год за годом радовать вас своими успехами.
Сообщение Judif » Вт апр 05, 2005 01:23
С садиком — да, проблема.
Для остальных расскажу утешающую историю:
Жила-была одна семья.
Родился сын. Инсполнилось 2 года — ни одного значимого слова. Только междометия. Нервничали очень. К 2,5 — говорил без умолку.
Со вторым ребенком — то же самое.
Первый уже давно вырос — победитель многочисленных олимпиад, призер научных конференций. Так что там про недоразвитость?
Позже выяснилось, что это наследственное. С отцом было то же самое.
Случай не единичный, причем в остальных наследственность роли не играла.
Помимо этого подумайте — сколько вы общаетесь в ребенком.
Рыдала — в хорошем смысле слова — над историей о панике врачей, когда годовалая девчонка в поликлинике начала стишки бормотать.
А дело было в том, что мать у нее такая балаболка, что у нормального человека уши вянут уже через полчаса.
Вот и все, что имею сказать по этому вопросу
Сообщение МумиМаша » Вт апр 05, 2005 12:04
Мне в своё время эти истории про молчаливых детей помогли более-менее спокойно дождаться, когда жы моя заговорит. Так что добавлю свои три копейки:
2 года 10 месяцев, словарный запас — 15-20 слов, столько же, сколько и в год.
2 года 11 месяцев — я на седьмом небе от фраз «садик оосий» и «воть мой коть»
3 года — кто бы нас обратно заткнул. Токмакова, Чуковский, Саша Чёрный и всякие прочие стихи цитируются страницами, на улице заговариваем с соседями, собаками и скамейками.
3 года 3 месяца — грамматически почти правильная речь, со спряжением глаголов только путаемся. Из звуков не освоены только «р» и «л».
Так что не беспокойтесь. Понятно, к врачам (педагог/логопед) один раз имеет смысл сходить, но если те скажут, что надо расслабиться и подождать — расслабьтесь и подождите.
Сообщение Саша » Вт апр 05, 2005 13:16
Спасибо всем
Не то чтобы я нервничала, но полностью согласна про садик, думаю в скором отдать, а ведь и пожаловаться не сможет если что(и почему мы всегда думаем о плохом).
Головой мотает отрицательно на все, и если согласна и если нет.
Вчера ходили к друзьям в гости, у них сынок 2,10. Говорит так себе, но с Юлькой они нашли общий язык. Они так смешно трепались на своем тарабарском, как будто понимают друг друга. Мы обхохотались, записали этот прикол на будущее. Но ведь понимают друг друга. Вот и разберись тут.
Сообщение Оля » Вт апр 05, 2005 16:23
Сообщение ДетЪ » Чт апр 21, 2005 10:05
Сообщение Молька » Чт апр 21, 2005 17:04
Сообщение Саша » Сб апр 23, 2005 12:16
Сообщение Nataly Koot » Сб апр 23, 2005 12:42
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ», «БОЧКА». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«ШМЕЛЬ». Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос (слышится зж-зж).
«БАРАБАНЩИКИ». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д».
«ИНДЮК». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл» (как индюк болбочет).
«ФОКУС». Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«ЗАБОРЧИК — БУБЛИК»; «УЛЫБКА — ХОБОТОК». Чередование положений губ.
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Взято с Для просмотра ссылки необходимо зарегистрироваться
Возможно не всё получится с малышом делать — попробуйте что пойдет.
Сходите еще вот сюда Для просмотра ссылки необходимо зарегистрироваться — думаю тут много найдете ответов на интересующие вопросы (Даже мне было любопытно почитать хотя моему уже 9 лет)
Родители предвкушают долгожданные слова, но часто не знают, как помочь малышу произнести их правильно и четко.
Yellmed расскажет, как научить ребенка разговаривать.
- Постоянно говорите и комментируйте свои действия
- Читайте детские книжки
- Развивайте мелкую моторику пальцев
- Устраивайте игры «а что ты хочешь?»
Постоянно говорите и комментируйте свои действия
Чем чаще малыш слышит вашу речь, тем быстрее заговорит. Со стороны кажется странным, что комментируете чуть ли не каждое действие, однако это имеет смысл.
Ребенку необходимо слышать интонацию, произношение по слогам. Пусть видит, как вы артикулируете. Дома можно описывать вещи, с которыми играете и которых касается ладошка малыша. На улице называйте все, что видите вокруг.
Читайте детские книжки
Книжки для малышей интересны не только стишками и сказками на ночь, но и иллюстрациями. Им важно рассматривать картинки и одновременно слушать, что читает взрослый.
Читайте с интонацией и расстановкой, медленно и певуче. Пусть это будет похоже на настоящее театральное представление. Так малыш с интересом начнет следить за вами, произношением, эмоциями на лице.
Можете описывать то, что нарисовано в книжке. Если это животные, попробуйте изображать, как они «разговаривают»: котик «мяу-мяу», собачка «гав-гав», коровка «му-му». Звукоподражание быстро запоминается. Используйте его и в быту: кушаем «ням-ням», едем на машине «би-би», топаем ножками «топ-топ».
Развивайте мелкую моторику пальцев
Так малыш быстрее заговорит. Можете приобрести или сделать самостоятельно бизиборд – развивающую игрушку, на которой размещены замочки, кнопочки, фигурки и прочее, что очень интересно малышу. Ребенок начнет перебирать все пальчиками, нажимать, двигать, растягивать.
Устраивайте игры «а что ты хочешь?»
Малыш часто просит что-то с помощью хныканья или протягивания ручек. Устройте ему игру: предлагайте рядом лежащие игрушки и называйте их. Можете произносить не название, а звукоподражание. Например, малыш хочет держать в ручках игрушку-лягушку, а вы ее называете «ква-ква».
Попробуйте сделать вид, будто не понимаете, что хочет чадо. Но не делайте это часто и не доводите игру до плача.
Постарайтесь, чтобы ребенок постоянно слышал речь — вашу и близких. Не коверкайте слова, произносите четко, с интонацией. Часто играйте, читайте сказки, и через общение, игры и повседневные вещи малыш быстро придет к долгожданным первым словам.
Ранее Yellmed рассказывал, зачем родители прячут лица детей в социальных сетях.
Вопросами «почему ребенок не реагирует на повторяющиеся просьбы, и что с этим делать» озадачилась монтессори-педагог Кристина Клемер и пришла к выводу, что твердить одно и то же — бессмысленно: это не помогает. И вот почему: бесконечные повторения транслируют ребенку важное сообщение — маму можно не слушать с первого раза, ведь она же еще сто раз скажет.
— Зайчик, вымой, пожалуйста, ручки, — говорите вы ласково.
Тишина.
— Ужин на столе, вымой руки, — вторая чуть более громкая, но спокойная попытка.
Тишина.
— Сейчас же мыть руки! Я знаю, ты слышишь меня! — уже совсем громко.
И опять в ответ — ничего.
Узнаете сценарий?
Подобные сцены приучают ребенка только к одному: можно ничего не делать пока мама спокойна и адекватна, а вот когда она начнет орать, то, пожалуй, стоит что-то предпринять. Совершенно нормально, если вы выходите из себя: быть заевшей пластинкой не особо радостно. А когда простая просьба заставляет вас чувствовать себя попугаем, то ничего удивительного в том, что она заканчивается гневным криком, нет. И в итоге после крика на ребенка из-за пустяков вы расстраиваетесь и злитесь на себя. Сколько бы вы раз ни обещали себе держать себя в руках, в жизни это невозможно, если буквально каждая просьба встречает полное игнорирование.
Хорошо, твердить одно и то же — не выход. Есть ли альтернатива?
Вот что нужно делать, чтобы ребенок научился слышать с первого раза.
1. Используйте другие методы для привлечения внимания
Подойдите к ребенку, дождитесь перерыва в игре, прикоснитесь к нему и посмотрите в глаза. Теперь все внимание — ваше, задавайте вопрос. Ребенок, конечно, может заявить «нет», но уже точно не скажет, что вы ему не говорили. Гораздо труднее игнорировать того, кто смотрит прямо в глаза.
2. Сразу же добейтесь выполнения своей просьбы
Когда вы поняли, что ребенок вас услышал и все равно молчит, тотчас подойдите к нему и помогите сделать то, что просите.
— Малыш, пожалуйста, надень ботинки. Пора выходить.
Ребенок посмотрел, улыбнулся и вернулся к игре. Спокойно подойдите к нему со словами: «Я вижу, тебе нужна небольшая помощь. Я могу помочь с ботинками».
И у ребенка не остается выбора: либо он надевает сам, либо ему помогает мама.
Главное — сохранять спокойствие. Да, это может раздражать: помогать с тем, что ребенок уже способен делать самостоятельно. Но со временем он поймет, что вы подразумеваете конкретное дело, и будет более склонен реагировать на ваши слова с первого раза.
3. Выдержите паузу
Вы — гуру многозадачности, почему бы и вашему ребенку таким не стать? Это же так просто: убрать игрушки и вымыть руки, пока мама готовит обед, или найти носки и обувь, пока мама ищет ключи. К сожалению, дети так не могут. Но если ребенка притормозить, помочь сосредоточиться исключительно на задании, то получится все гораздо быстрее. Позовите ребенка, сделайте паузу, установите зрительный контакт и медленно попросите то, что вы от него хотите, сосчитайте до пяти, пока он не ответит. Дети намного медленнее, чем взрослые. Порой им требуется замедление, чтобы обдумать и выполнить просьбу. Пауза также подразумевает ожидание и подчеркнет, что вы ждете выполнения просьбы.
4. Используйте условные сокращения
Введите в ваше общение одно или два кодовых слова в качестве напоминания вместо повторения всей просьбы. Если вы договорились,что ваш ребенок приносит посуду в раковину после еды, то вам не нужно повторять все правило и объяснять его каждый раз. Попробуйте вместо этого сказать: «Детка, тарелка!». Иногда одна фраза — все, что им нужно.
5. Договоритесь с ребенком, какой ответ вы ожидаете. Потренируйтесь
Иногда ребенок и отлично слышит вас, и даже собирается ответить, и даже выполнить вашу просьбу после того, как закончит свои дела, но он молчит. Он просто не знает, как дать вам это понять, поэтому вы в ответ ничего и не получаете: ни взгляда, ни слова. Точно так же, как вы мы учили его говорить «пожалуйста» и «спасибо», нужно научить выражать согласие, когда вы просите их что-то сделать.
Расскажите ребенку, какой бы вы хотели реакции: «да, мама» или просто «хорошо».
Потренируйтесь на каких-нибудь глупых просьбах, заодно и повеселитесь:
— Малыш, пожалуйста, надень свою красную шляпу на плюшевого мишку.
— Да, мама!
— Пожалуйста, покружись на месте и спой песенку.
Такая маленькая игра поможет ребенку привыкнуть к новому правилу.
6. Заранее обсудите свои ожидания, если идете в незнакомую обстановку
Перед походом в новое место, где могут возникнуть сложные для ребенка ситуации, стоит заранее сказать ему, чего вы от него ждете.
«Недавно мы с двухлетним сыном начали посещать музыкальный класс, и я быстро поняла, что он не понимает разницу между танцами, бегом и скачками галопом, — рассказывает свою историю Клемер. — Так как в классе были дети еще младше, то это доставляло проблемы. Через неделю после первого урока мы танцевали более спокойные танцы и обсуждали, как важно ходить спокойно, находясь в музыкальном классе. Я предупредила сына, что если он вдруг забудет о правильном поведении, то я напомню ему кодовой фразой “идем шагом”. Так как мы дома активно тренировались, следующий урок прошел намного лучше. Сын знал, чего я хочу, сразу понимал после моего напоминания и легко делал то, что требовалось», — говорит она.
Итак, повторять одно и то же по несколько раз — бесполезно: это не работает. Но это не повод расстраиваться, а дополнительный стимул для освоения более эффективных методик коммуникации. Если вы внесете небольшие изменения в то, как вы просите своего ребенка сделать что-то, то в ваших отношениях с родным человеком станет меньше раздражения, и придет больше теплоты, понимания и настоящей близости. А еще будьте для ребенка примером: отвечайте на его просьбы, не игнорируйте их.
Существует несколько правил, которые помогут научить детей правильно выговаривать звуки и строить свою речь. Данные пункты сослужат хорошую службу не только детям с заторможенным развитием речи, но и успевающим. Итак, как научить ребенка говорить?
Мама имеет огромную роль в развитии малыша во всех отношениях. Она обеспечивает своему малышу полноценное развитие. При постоянном разговоре с мамой малютка должен видеть артикуляцию, слышать правильный выговор.
Не нужно разговаривать с малышом на какие-то философские темы или обсуждать наболевшие проблемы, чтобы обеспечить ему постоянный диалог. Достаточно просо комментировать все свои действия. Благодаря этому малыш сможет соотносить действие со звуковым его значением.
Не следует разговаривать с малышом на ходу, бросать слова через плечо. Когда ребенок видит артикуляцию мамы при выговоре слов, движения губ, мимику и жесты, то он быстрее сообразит, о чем идет речь. Общий образ говорения закрепится в его памяти. Малыш будет пробовать восстановить образ, складывая губы, как мама, при разговоре.
Ближе ко второму году жизни малютки не стоит общаться с ним, сюсюкая и умиляясь. Ребенок должен слышать нормальный тембр вашего голоса. Разговаривайте с малышом нормально, четко выговаривая звуки. Новые или сложные слова старайтесь произносить немного громче и более четко, чтобы ребенок смог без труда понять вашу речь. При этом смотрите ему в лицо, демонстрируя свою артикуляцию.
Заменять сложные слова простыми не нужно. Не стоит также создавать собирательные образы, называя, например, все головные уборы шапками. Ребенок должен знать, что кепка – это кепка. А косынка – косынка.
Не нужно опускать в своей речи глаголы. Чаще всего мамы игнорируют глаголы, когда комментируют определенную ситуацию. Например, увидев собаку на улице, обычно говорят «собачка». Накапливая в своей памяти лишь существительные и прилагательные, ребенок будет иметь трудности с выражением своих желаний. Например, вместо «хочу шарик» будет говорить лишь «шарик». Родителям в такой ситуации трудно понять купить малышу шарик, видит ли он шарик или просто вспомнил картинку из книжки.
Разговаривая с малышом, не стоит использовать в своей речи огромные сложносочиненные предложения. Ребенку трудно охватить сразу все слова, поэтому речь взрослого для него непонятна. Достаточно сказать: «Машина едет» или «Собачка бежит».
Стоит обращать внимание на признаки различных предметов. Ребенок будет накапливать характеристики, благодаря чему его словарный запас будет расширяться.
Хорошо в своей речи противопоставлять предметы. Например, кошечка бегает, а птичка летает или ночка темна, а день светлый.
Восприятие речи на слух также благотворно влияет. Художественная литература для детей представлена обширнейшим ассортиментом сказок, стишков, историй, песенок и многими другими произведениями. Читайте малышу не только перед сном, но и днем, удобно устроившись на диване. Есть также специализированная литература для детей с неправильным развитием речи. Логопед посоветует вам несколько изданий. Такие книги содержат не только сюжетные истории, но также различные упражнения для развития артикуляции. Художественная литература изобилует красочными эпитетами и красивыми выражениями, которые будут накапливаться в памяти ребенка. Позже малышу будет проще подобрать нужное слово, чтобы выразить свои чувства, ощущения или потребности.
Придумывайте различные игры со словами, звуками или слогами. Для этого не нужно специально уделять время. Играть можно, например, на прогулке или в общественном транспорте. Заключается такое обучающее развлечение в том, что мама или папа говорит малышу: «Ла-ла-ла», на что последний должен ответить: «Ти-тит-ти». Что говорить выбирает каждый сам. Правда, надолго малыша не займешь такой гимнастикой, но 5–10 минут вполне достаточно, чтобы попрактиковать речевые навыки. Словами можно играть с двухлетними детьми. Например, называя характеристику предмета, малыш должен ответить, о чем идет речь. Вы: «Зеленое», ребенок: «Дерево».
Мелкая моторика очень важна в развитии правильной речи. Специалисты даже называют наши руки «вторым органом речи». Хорошо развивает движения ручек пластилин, соленое тесто, различные резиновые, пластмассовые, пупырчатые, мягкие игрушки. Можно сшить небольшие мешочки из хлопчатобумажной ткани и насыпать туда крупы, макароны, песок и другое. Такой нехитрый и очень экономичный способ поможет не только занять маленького шалуна, но и поспособствует развитию мелкой моторики.
На развитие речи ребенка влияет множество факторов. Например, ели у вас двуязычная семья, то не стоит паниковать, если двухлетний малыш еще не начал еще «нормально» говорить. У таких детей смешение родительских языков несколько тормозит развитие. Как научить ребенка правильно говорить в этом случае? Достаточно выбрать один язык и придерживаться вышеописанных правил.
Вы, как любая мама, с замиранием сердца ждете от своего малыша его первое и самое трепетное для Вас слово «мама». А потом искренне радуетесь каждому новому слову в лексиконе малыша. «Папа», «баба», «деда», «ляля» — всё это первые слова Вашего ребенка, каждое из которых отражает новый этап в развитии малыша. Но что делать, если по Вашему мнению малыш не достаточно разговорчив? Как научить ребенка говорить? Во-первых, не паниковать. Понаблюдайте за малышом. Темпы развития каждого ребенка индивидуальны. Если ребенок смышленый и сообразительный, то возможно умение говорить будет его следующим достижением. Чтобы ускорить темпы развития речи и быстрее научить ребенка говорить, Вам и Вашим домочадцам необходимо следовать нескольким простым правилам.
10 способов научить ребенка говорить
Разговаривайте с ребенком. И не беда, что ребенку едва исполнилось два месяца. В будущем это поможет Вашему ребенку воспринимать общение и научит его делиться своими эмоциями с окружающими.
Проговаривайте каждое свое действие. Рассказывайте малышу, что Вы с ним идете умываться. Что Вы умываете носик, ротик и щечки. Все эти действия должны сопровождаться спокойным неторопливым голосом, шутками-прибаутками и Вашей улыбкой. Не стоит приуменьшать важность такого «общения» с малышом. Ведь уже с полугода ребенок начинает постепенное накопление пассивного словаря. При наличии в пассивном словаре ребенка большого количества слов Вам будет проще научить говорить Вашего кроху.
Повторяйте с малышом различные звуки. Ваш кроха затеял песенку «ду-ду-ду»? Попробуйте повторить за ним. Вашего малыша наверняка развеселит такая картина. А теперь поменяйте гласные и затейте новую песню «до-до-до». Вот увидите, малыш попытается повторить за Вами. Такая игра будет прекрасной тренировкой речевого аппарата малыша, которая в последующем поможет Вам научить ребенка говорить.
Подражайте животным. Собачка делает «ав-ав», коровка делает «му-му». Такая игра кроме тренировки речевого аппарата даст возможность ребенку изучить многих животных.
После года старайтесь игнорировать язык жестов, которым малыш пытается изъясниться с Вами. Отдавая ребенку вещь, которую он просил, говорите – «скажи «дай» или «скажи «дай грушу». Всяческое побуждение к речи позволит Вам научить ребенка говорить.
Старайтесь, чтобы ребенок больше общался с «говорящими» сверстниками или детьми постарше. Желание крохи подражать сверстникам будет стимулировать его говорить.
Пойте песни в присутствии малыша, даже если начисто лишены слуха. Умышленно «путайте» слова в песенке, которую малыш слышал уже не раз. Вот увидите, однажды кроха не сможет удержаться, чтобы Вас не поправить.
Не игнорируйте желание крохи рассказать Вам что-то, пусть на пока не понятном Вам языке. Придя с прогулки, попытайтесь вместе рассказать папе, что Вы видели, где были. И пусть папа проявит заинтересованность в таком рассказе, будет всячески удивляться, и поддакивать крохе. Ваша задача не просто научить ребенка говорить, а заинтересовать его в этом занятии.
Читайте с малышом ритмичные и легко запоминающиеся стишки. И не важно, что Вы читаете этот стих уже в десятый раз за сегодня. Многократное повторение стишков и потешек приведет к тому, что вскоре кроха начнет их повторять за Вами.
Медиками доказано, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики. Участки мозга, отвечающие за развитие речи, взаимосвязаны с кончиками пальцев и умением управлять своими движениями. Пусть в арсенале игрушек Вашего малыша появятся совершенно разные предметы — круглые и шершавые, ребристые и мягкие, липкие и шуршащие, гладкие и с пупырышками.
Уделите немного времени, чтобы научить ребенка говорить, и вскоре рядом с Вами будет забавный и интересный собеседник!
«Ну когда же он заговорит?!» – вопрос, терзающий мам. Уже в первых звуках, произносимых малышом, они пытаются расслышать осмысленные слова.
Первый доступный способ общения ребенка – это крик. Универсальное выражение всех эмоций и требований. К 2-3 месяцам появляются первые отдельные звуки, постепенно превращающиеся в легко узнаваемые «агу» и «ага». Говорить о полноценной речи пока рано, но это уже попытка общения с родителями.
В 4-5 месяцев в речи малыша появляются первые слоги. Губные звуки, такие как «м», «б», «п» начинают мелькать среди привычных «агу» и «ага». Позже именно из этих звуков будет сформирован первый лепет.
И, наконец, после 7-9 месяцев начинаются первые слова, самые простые – «мама», «баба», «дай!».
В этой статье мы попробуем разобраться, как научить малыша говорить, чтобы процесс становления речи приносил радость и родителям, и ребенку.
Говорим слоги
Уже на стадии «гуления» ребенку нужна помощь мамы. Обязательно поддерживайте «разговор», повторяйте за малышом, начинайте общение сами. Малыши быстро подхватывают такой «разговор». Для них это веселая и интересная игра, а для вас – способ стимулировать желание общаться.
Важно:
- Общайтесь с малышом больше.
Рассказывайте, что вы делаете, озвучивайте его действия, комментируйте увиденное малышом. В повседневной жизни для этого есть много поводов: одевание, раздевание, купание, умывание, кормление, прогулки и многое другое.
- Предлагайте новые звуки.
Повторяя за малышом звуки, добавляйте новые. Малышам нравится подражать взрослым, и он попробует повторять. Ребенок увлеченно «гагакает»? Предложите «гогокать» и «гугукать». Хорошо в этот период вводить небольшие стихи, потешки, обыгрывающие слоги. Например: «Далеко, далеко, на лугу пасутся к о … !», «Гуси, гуси, га-га-га!».
- Ежедневно массируйте ладошки и пальчики.
Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи ребенка. Регулярный массаж воздействует на точки, связанные непосредственно с речевыми участками мозга. Кроме того, это еще один повод поиграть с малышом.
- Используйте народные потешки.
Сильное народное средство в освоении родной речи – потешки. Известная «Сорока -в орона» и подобные ей игры-стишки превращают массаж в игру, веселую и узнаваемую.
Говорим «мама» и «папа»
Чаще всего первыми словами малыша станов я тся «мама» и «папа». Повторяющаяся структура этих слов удобна для ребенка.
Важно:
Если вы хотите приблизить момент первого осознанного обращения к вам малыша, чаще играйте. Любимая игра – «Где мама?». Прячете лицо за ладонями, платком или игрушкой и спрашиваете : «Где мама?» . У бираете преграду и восклицаете : «Вот мама!».
Ребенку сложно произносить длинные слова. В общении между родителями лучше употреблять «мама» и «папа» – вместо «мамочка» и «папочка». То же относится и к другим словам. Малыш подрастет, и ему будет сложно перестраивать речь с «сюсюкательного» тона.
- Говорите о себе в третьем лице.
Озвучивайте действия: «Мама даст водички», «Папа берет на ручки». Создавайте у малыша ассоциативную связь между собой и словами «мама» и «папа». Растягивайте слово. Повторяйте чаще. Задавайте вопросы : «Кто это? Это папа», «Что мама делает? Мама надевает тебе носочки».
Говорим первые слова
Говорить ребенок начинает в общении с взрослыми. Даже если ребенок пока не повторяет. Малыши запоминают все, что происходит вокруг. Каждое слово связано с предметом или действием. Создавайте ситуации, которые будут стимулировать речь ребенка.
Важно:
- Говорите медленно.
Речь должна быть четкой и раздельной. При быстрой речи ребенок не может выделить знакомые слова, все сливается для него в шумовую бессмыслицу.
- Станьте образцом для малыша.
Дети любят повторять за взрослыми. В освоении первых слов подражание – сильный инструмент. Четко артикулируйте, произнося слова. Постарайтесь быть в поле зрения малыша, когда вы к нему обращаетесь.
- Повторяйте каждый день.
Повторяйте каждый день простые, понятные для малыша слова. Важно, чтобы они были связаны с повседневной жизнью ребенка.
Говорим первые предложения
Ближе к полутора годам в речи ребенка появляются первые предложения. К этому времени малыш в состоянии составить фразу из двух слов: «Дай куклу», «Маша кушает».
Важно:
- Говорите понятно.
Используйте простые и короткие фразы. Говорите о знакомых предметах и действиях.
- Создавайте пассивный словарь.
Озвучивая действия, вы создаете пассивный словарь, который в дальнейшем станет основой речи ребенка.
- Хвалите за достижения.
Радуйтесь успехам малыша. Хвалите, хлопайте в ладоши. Похвала – сильный стимул.
И главный совет : любите своего кроху, радуйтесь вместе с ним, и у вас обязательно все получится!
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации