Как только ребенку исполнилось два года, вы заметили большой «прорыв» в его лексиконе. Оказывается, он уже знает огромное количество слов и может строить целые предложения, состоящие из четырех-пяти слов. Он даже может использовать местоимения, знает единственное и множественное числа. Понимание и осмысление сказанного также совершенствуются, и теперь он может выполнить уже три ваших последовательных команды. Уже сейчас он способен сказать свое имя.
При правильном отношении и серьезной мотивации ваш ребенок может накопить в своем словаре до 300–400 слов к своему третьему дню рождения. Ему уже намного легче выражать свои эмоции и желания. Да, порой он запинается, но только потому, что его мышление становится более комплексным, так как он узнает все более сложные вещи и поэтому иногда подыскивает слова, чтобы точнее выразить свои мысли.
Все это является частью его растущего языкового мастерства, особенностью процесса овладения искусством речи.
В четыре года ваш ребенок со словарным запасом примерно в 1500 слов может говорить почти как взрослый и готов вести беседу. Он способен ответить на многие вопросы и сам тоже задает все больше «почему?». Вы, вероятно, даже услышите слова, которые совсем не хотите от него слышать. Когда вы читаете ему сказку, он может пересказать какую-то ее часть. А в хорошем настроении малыш способен даже сам сочинить сказку. Этот период как нельзя лучше подходит, чтобы загрузить его чтением книг — некоторые дети как раз в таком возрасте сами начинают читать.
Родители действительно многое могут сделать, чтобы поддержать и ускорить развитие речи своего ребенка. Вот несколько общих советов.
Начинать нужно в утробе матери
Развитие речи начинается еще в утробе матери — в течение последнего триместра беременности плод особенно сильно реагирует на звуковые раздражители. Так как слушание — это первый шаг к тому, чтобы научиться говорить, эксперты считают, что родители могут стимулировать развитие речи, просто разговаривая с еще не родившимся ребенком и позволяя ему слушать различные звуки, особенно классическую музыку.
Малыш привыкнет к вашему голосу еще до рождения, а после рождения он сможет сразу узнать ваш голос и связать его с вашим лицом.
Разговаривайте с младенцем постоянно
Ваш ребенок не научится плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.
Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.
Связывайте слова с образами
Смотрите на лицо вашего ребенка, когда разговариваете с ним. Наблюдайте за его реакциями. Позвольте ему видеть ваше лицо, когда вы говорите с ним. Показывайте ему картинки тех предметов, которые называете. Так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.
Повторение — мать учения
Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.
Задавайте ребенку вопросы
Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.
Читайте своему малышу сказки
Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное — разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать.
Музыка разовьет речевой аппарат
Пойте вашему малышу, и пускай он поет вместе с вами. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Песенки и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.
Используйте при обучении подручные средства
Сделайте ваши уроки веселыми. Не обязательно покупать карточки или книжки, чтобы научить вашего ребенка говорить или распознавать цвета. Когда вы, например, готовите, попросите его называть цвета фруктов и овощей, которые он видит на столе.
Пусть посчитает, сколько ломтиков помидора у вас есть. В продуктовом магазине попросите его сказать вам, сколько коробок с хлопьями он видит на полке. Во время путешествия озадачьте его подсчетом деревьев, мимо которых вы проезжаете. Еще можно предложить ему выбрать цвет и через время сказать вам, сколько автомобилей этого цвета он увидел на дороге.
Не поощряйте детский лепет
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Использование сочетания взрослой речи и детского лепета с вашей стороны уместно только в течение первых шести месяцев. Затем прекратите сюсюканье полностью!
опубликовано 13/01/2016 09:45
обновлено 28/03/2019
— Педагогика и психология
Речь — это отражение нашего мышления. Для того чтобы говорить правильно, мы должны держать мысли чистыми и следить, чтобы они не зарастали словесными «сорняками».
Я очень переживаю за речь детей и вместе с героями своей книги «Лексикон» хочу сделать их речь благозвучной, эмоциональной и чистой. Как? Вот несколько советов для умных родителей.
1. Не употребляйте в общении с ребёнком уменьшительно-ласкательные слова по отношению к предметам, вещам или действиям. Никакого «салатика» вместо «салата», никакого «телефончика» вместо «телефона» и никакой «пробежечки» вместо «пробежки».
2. Не бойтесь и не стесняйтесь читать короткие произведения из поэзии тех авторов, которые не считаются традиционно детскими. Тютчев, Фет, Бунин. Читайте медленно, с интонацией. Чтение таких произведений начнёт формировать у ребёнка массу вопросов. А вопросы, сформированные на базе стихотворения, в свою очередь, формируют чувство восприимчивости и к текстам, и, что важнее, к миру. То же касается и прозы, однако здесь всё зависит от степени развития восприимчивости малыша к тексту.
3. Если нет музеев или времени на них, рассматривайте альбомы с репродукциями картин. Обращайте внимание на детали пейзажа, туалетов людей, если это портреты, и на основе картины вместе с ребёнком придумывайте истории. Это развивает воображение и задействует вокабуляр.
4. Вечером, перед тем как пожелать ребёнку приятных сновидений, спросите его, чему он сегодня научился или что новое увидел.
5. Музыка, звучащая в доме — это прекрасно, она окрашивает в эмоциональный тон повседневность. Однако если вы хотите, чтобы ребёнок чутко улавливал эмоцию в сером, казалось бы, будне, отмечая многочисленные радужные оттенки, нужно иметь в виду, что звучащая вечным фоном музыка не способствует формированию оценочных процессов. Она попросту не помогает ребёнку размышлять и оценивать происходящее, а напротив — отгораживает от необходимости думать над происходящим и давать ему оценку. А это, в свою очередь, ограничивает активность вокабуляра, поскольку не предполагает многочисленных вариантов эмоции и, соответственно, их определений. Лучше вместе прослушать произведение и потом расспросить ребёнка о том, что он представлял, когда слушал музыку.
6. Научите детей есть ножом и вилкой: умение потреблять пищу красиво накладывает отпечаток и на потребление информации.
7. Не бросайте лишний раз бумажку мимо урны сами и запрещайте это делать своему ребёнку.