Как научить малыша говорить

До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте с ребенком (вы можете иногда отодвигать игрушку, к которой тянется малыш, чтобы вместе потренироваться назвать ее, или сказать «дай»).

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Артикуляционные игры

Зарядка для язычка (с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:
(открыть рот)

Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)

Снежинки
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.

Бабочка, лети!
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Ольга Агашкина, логопед-дефектолог

Время появления первых слов и темпы формирования речи индивидуальны для каждого ребенка, в основном это период от 9,5 до 16-17 месяцев. При этом пассивный словарный запас пополняется быстрее, чем активный, то есть ребенок понимает значительно больше слов, чем способен сказать.

Умение говорить «нет» и отстаивать свои границы является основополагающим не только для взрослого человека, но и для ребенка. Подробнее изучаем вопрос в нашем материале.

Переводя на психологический язык, умение говорить «нет» — это способность отстаивать свои границы. Если кто-то просит вас сделать что-то в ущерб вашим собственным интересам или интересам семьи, друзей, близких, но вы все равно это делаете, потому что не умеете отказывать, это говорит о том, что еще в детстве вас не научили отстаивать свои личные границы. Вместе с психологом Светланой Луккой разбираемся, как научить ребенка говорить «нет», в какие периоды жизни это особенно актуально и какие методы помогут родителям в этом вопросе.

Многим родителям может казаться, что дети не в состоянии принимать самостоятельные решения, а потому ими нужно управлять. Это может касаться питания и выбора еды, хобби, развивающих секций — полагая, что ребенок не может сам сделать выбор, взрослые все за него решают, руководствуясь благими намерениями. Однако на самом деле подобный подход не только лишает малыша права голоса, но и влияет на то, как в будущем он будет защищать себя и свои границы.

При этом за все время взросления ребенок может неоднократно пытаться достичь самостоятельности, и многих взрослых может удивить, насколько рано в детях просыпается это желание.

Кризис трех лет

Первый раз ребенок осознанно говорит «нет» во время кризиса трех лет. Он претендует на самостоятельность — на то, чтобы самому орудовать ложкой, на прогулке идти туда, куда он считает нужным, самому выбирать игры и строить игровой процесс. К сожалению, этот «протест» ребенка не всегда воспринимается родителями в положительном ключе — часто взрослые полагают, что отказ следовать правилам является непослушанием, что вызывает непонимание и даже агрессию.

Именно в этом раннем возрасте ребенок получает первый опыт отстаивания своих границ, и если он не был удачным из-за того, что родитель не дал инициативе малыша проявиться, то дальше этот опыт будет преследовать ребенка на протяжении всей жизни. Именно поэтому самый верный способ помочь ребенку научиться говорить «нет» — в период кризиса трех лет признать его право на самостоятельность в те моменты, которые вы считаете безопасными для его физического здоровья.

Появление второго ребенка в семье

Еще одно возможное испытание — это рождение второго ребенка. Подрастая, младшие братья или сестры то и дело норовят воспользоваться вещами старшего, а родители при этом часто говорят следующее: «Дай ему поиграть, тебе жалко?». Да, конечно, жалко! Мало того, что малыш «отобрал» внимание родителей, так еще и пытается забрать игрушки, личные вещи и прочее. В такие моменты родителю необходимо обратить внимание на ситуацию и поддержать старшего ребенка, оберегая его личное пространство — такая поддержка поможет ему набраться уверенности и научиться блюсти свои интересы.

Подростковый кризис

Еще один важный этап — это подростковый кризис, когда ребенок обретает новую жизнь за пределами семьи, которой не намерен делиться с родителями. Не все взрослые могут принять этот вызов, в результате чего начинают систематично и чрезмерно контролировать подростка. К сожалению, иногда доходит до крайностей: чтение сообщений в телефоне, слежка в соцсетях, запреты на общение с рядом друзей и прочее. И если на более ранних периодах родитель не уважал личные границы ребенка и не учил его говорить «нет», то и в подростковом возрасте ситуация будет повторяться — ребенок не будет знать, как защититься. Поэтому уважение к внешней жизни повзрослевшего чада и доверие к его выбору — это единственный возможный вариант выстраивания доверительных отношений, а также верный путь к тому, чтобы научить ребенка достойно противостоять внешней ситуации (читайте также: Трудные подростки: 6 принципов грамотного воспитания).

Момент, когда ребенок произносит свои первые слова, очень волнующий и долгожданный. Он вызывает много положительных эмоций как у взрослых, так и у самого малыша, а также сильное чувство гордости за свое чадо у мам и пап. Педиатры отмечают, что просто ждать, пока ребенок начнет говорить — не лучший вариант развития событий. Заниматься развитием речи ребенка следует с первых дней после его появления на свет. И в этой статье мы подробно расскажем о том, как это следует делать.

Как научить малыша говорить

Как научить ребенка разговаривать

Взрослые, окружающие ребенка от рождения, сами того не подозревая, влияют на то, как быстро малыш начнет самостоятельно разговаривать. Это проявляется в коротких беседах с ребенком, рассказывании ему различных историй, сказок и стихов. Положительное влияние будет даже тогда, когда мама или папа просто прогуливаются по квартире с младенцем на руках и описывают все, что находится вокруг. Для ребенка важно слышать голос близкого человека и его интонацию.

В течение первого года жизни формируются те центры мозга ребенка, которые в дальнейшем будут отвечать за речь, поэтому этот этап взросления считается одним из самых важных. До достижения трехлетнего возраста эти мозговые центры завершают свое формирование, что создает почву для полноценного развития речевого аппарата ребенка.

Стоит отметить, что каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому не нужно сравнивать уровень умений своего чада с успехами его сверстников. Поскольку все мы индивидуальны, время сказать свое первое слово для каждого может наступить в разное время. К врачу следует обращаться только тогда, когда вы уверены, что ваш малыш имеет проблемы с развитием. Если же задержка вызвана особенностями темперамента чада или определенными психологическими факторами, то следует помочь ребенку преодолеть внутренние барьеры и дать ему возможность почувствовать поддержку близких.

Как научить малыша говорить

Как научить ребенка говорить в 3 года

Несмотря на то, что получение речевых навыков у каждого происходит в индивидуальном порядке, в общем этот этап можно разделить на несколько фаз.

В первые недели и месяцы после рождения основной голосовой реакцией ребенка на раздражители является крик. Со временем он может приобретать различные интонационные окраски. До шестимесячного возраста ребенок имеет возможность выражать слоги с протягиванием гласных букв, как, например «агуу». Специалисты отмечают, что родителям следует уделять особое внимание этим действиям чада и активно реагировать на них. Это будет пробуждать у ребенка больше желания вступать в контакт с другими.

Позже ребенок сможет произносить более сложные сочетания звуков. Некоторые из них малыш будет четко связывать с конкретными ощущениями (радость, боль, голод и т.п.). Вспомогательными для дальнейшего развития речи в это время станут аудиосказки или записи звуков природы или спокойной музыки, включать которые можно на небольшой промежуток времени днем ​​или перед сном.

В возрасте 7-8 месяцев ребенок уже гораздо лучше понимает, о чем говорят взрослые, и связь между конкретными предметами и обозначающими их словами. Словарный запас годовалого ребенка может включать в себя до десяти слов, сочетая которые малыш сможет объяснить свое емоциональное состояние или выразить потребность в чем-то. В этот период родителям следует регулярно заниматься с ребенком, больше рассказывать ей о словах, разбивать фразы на слоги и учиться повторять их.

Чем старше будет становиться ребенок, тем сильнее будет его желание коммуницировать с другими и тем более способным будет становиться его речевой аппарат. Досуг двух или трехлетнего малыша можно разнообразить тематическими играми и просмотром мультфильмов, из которых ребенок сможет получить информацию о звуках и способах их произнесения. Во время общения с малышом старайтесь говорить как можно четче. Ваша яркая артикуляция может помочь ребенку лучше понять, как ему нужно произносить звуки.

Как научить малыша говорить

Как научить ребенка говорить мама

Подготовка ребенка к произнесению его самого важного в мире слова — это ежедневная практика. Поскольку практически все время ребенок находится рядм, не ленитесь подробно комментировать каждое свое действие. Так ему будет легче воспринимать и запоминать названия отдельных предметов и действий.

Когда ваше чадо начнет пытаться реагировать на ваши рассказы и дополнять их своими криками — непременно питримайте его в этом. Превратите свой монолог на диалог с ребенком.

Для расширения словарного запаса читайте ребенку книги, стихи и пойте песни. Полезным будет минимизировать просмотр телевизионных передач в пользу живого общения.

Также не лишним будет хвалить малыша за его попытки и успехи. Внимание родителей и понимание, что его старания оценены взрослыми непременно принесут ребенку положительные эмоции и даже смогут мотивировать к еще более активной мовленевои деятельности.

Как научить малыша говорить

Важно помнить, что главное — это не навредить малышу. Поэтому в обязательном порядке следует отказаться от принуждений, а также ни в коем случае не стыдить и не запугивать малыша. Если ребенок говорит немного — это не есть безоговорочным доказательством его умственных отклонений. Возможно, ребенок просто очень застенчив и для социализации ему требуется чуть больше времени, чем другим детям.

Предложение магазина I Love Mommy

На сегодняшний день существует множество игрушек, предназначенных не только для того, чтобы дарить ребенку радость, но и для того, чтобы научить его чему-то новому. Вашему вниманию мы предлагаем большой ассортимент товаров от известных во всем мире брендов. Книги со звуковыми элементами, миниатюрные версии музыкальных инструментов, мягкие игрушки со встроенными динамиками — все это позволит малышу быстрее открыть для себя мир звуков и, играя, получить полезные знания.

Магазин детской одежды I Love Mommy — это и прекрасное место для обновления гардероба вашего чада. У нас вы сможете подобрать наряд для любого случая. В каталогах представлены и праздничные костюмы для мальчиков и девочек всех возрастов, и спортивные костюмы, и наборы одежды для летнего времени, и зимние комбинезоны, а также комплекты для купания и многое другое.

За подробной информацией по оформлению заказа, оплаты и покупки товаров клиенты I Love Mommy всегда могут обратиться к консультантам магазина. Наши менеджеры доступны в телефонном режиме и онлайн. И если возникнут вопросы или трудности во время шопинга на сайте — смело обращайтесь к ним.

Как научить малыша говорить

Звуки, которые издает новорожденный — это своеобразная попытка общения с окружающим миром. Тут очень важно поддержать чадо в его начинаниях! Пестушки-потешки-прибаутки, стихи, песенки — все, что он слышит от мамы в моменты бодрствования, буквально записывается на подкорку или, как еще говорят специалисты, запечатлевается.

Малыш заражается эмоциями взрослого, учится взаимодействовать с мамой в первых простых играх. Причем, чем больше речевой информации он получает, тем быстрее он начнет ее воспроизводить. «Наслушанного» кроху после года буквально прорывает — все, что он «впитал» готово к «воспроизведению».

Активно разговаривай с младенцем на прогулке, во время смены подгузника, в ванной в процессе банных процедур или прикармливая его с ложечки. Короткие (в идеале рифмованные) фразы своей ритмичностью, мелодичностью притягивают внимание малыша, ускоряют восприятие и запоминание.

— Мой малыш проснулся, маме улыбнулся!
— Тепленькой водичкой мою шею, личико.
— Кач-кач-кач-кач. Кроха милая, не плачь!
— В теплой кроватке сладкие лапки. Малютка спит, носом сопит. И т.д.
При этом ты передаешь малышу ощущение ритма движений, слов — ласково приговаривая или напевая, выполняя движения вместе с ребенком или за него, как бы играя его ручками и ножками.

Специалисты, изучающие вопрос, во сколько дети начинают говорить, периодически вычисляют новые факторы, влияющие на это умение. Так, недавно было озвучено мнение, что грудное вскармливание способствует раннему развитию речи. Дело в том, что сосать бутылочку значительно легче, а добывая молочко из груди, малыш затрачивает серьезные физические усилия. И в этом польза! Он активно тренирует мышцы рта и лица.

Пальчиковая гимнастика — для первых слов

В коре головного мозга центр речи соседствует с центром тактильной чувствительности. Поэтому пальчиковая гимнастика помогает ускорить развитие речевых навыков. Общаясь с малышом, легко поглаживай каждый пальчик его руки; осторожно сгибай и разгибай. Особый акцент на большой палец — именно его «отражение» в коре головного мозга ближе всех расположено к центру речи.

У крохи еще развит врожденный хватательный рефлекс? Его тоже можно использовать для пользы дела. Клади в ладошку игрушки или предметы, которые он может ухватить всей кистью.

Детский лепет — элемент общения

Гуление и лепет в доречевом периоде — важный этап развития! Непременно поддерживай кроху в его начинаниях. Проявляй инициативу, повторяя звуки, слоги, которые ему уже даются, провоцируя его на ответ. Подобная настройка речедвигательного аппарата уже в возрасте трех месяцев играет важнейшую роль! Малыши, с которыми не тетешкаются, не общаются на доступном им уровне, и говорить начинают позже.

Как понять, что ребенок скоро заговорит

Если кроха уже активно произносит слоги, подражает звукам живой природы, животным, понимает причину и следствие, настроен на общение позитивно, то не сомневайся — он должен вот-вот заговорить.

Когда дети начинают говорить осознанно? Как правило, самые первые слова они произносят в возрасте около года, а затем стремительно наращивают словарный запас. В среднем к двум годам он состоит из 250-300 слов.

Однако бывает, что малышу уже почти два года, а он все еще не говорит. Такая ситуация, конечно же, начинает беспокоить маму с папой. Если у невролога на плановом (или внеочередном) осмотре к малышу вопросов нет, то разговорить «молчуна» предстоит родителям.

Так как научить ребенка говорить?

Прежде всего, используя самый привычный для крохи метод познания мира — игру.

Включай в игры те предметы и ситуации, которые ребенку знакомы: животные, птицы, растения, времена года. Внимание крохи кратковременно. Каждая игра должна длиться от 5 до 15 минут.

На прогулке привлеки внимание отпрыска, покажи ему что-то, проговаривая вслух: «Кто это?» — «Птичка. Где птичка сидит?» — «На веточке». — «Как птичка клюет зернышки?» — «Ням-ням-ням». Если чадо внимательно слушает все, что ты говоришь — уже хорошо.
Мини-спектакли с участием игрушек вызывают восторг у любого малыша. Куклы в руках взрослого как бы оживают: начинают двигаться, общаться. Ребенок восхищен: как повторить это волшебство? Может быть, тоже поговорить с ними…
Какими могут быть еще игровые стимулы? Да самыми разными. Любые ролевые игры-развлечения, когда ты с крохой укладываешь куклу спать: «баю-бай»; катаешь машинку «би-би» и т.д.

Работа над звукоподражаниями — важный шаг к появлению глагольного словаря. Поэтому все эти нехитрые: «ав-ав», «га-га-га», «мяу» и прочие имитации голосов животных имеют под собой достаточно серьезную основу.
Развивая речь у отпрыска надо помнить, что процесс строится лишь на положительных эмоциях. Не принуждай малыша говорить, используя понукания, настаивая на занятиях. Он сам должен захотеть что-то сказать, назвать. Твоя задача: «создать ситуацию», при которой он пожелает это сделать.

Как научить малыша говорить

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector