Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Автор: Белоконь Елена Эдуардовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 10 «Колобок»

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Актуальность темы

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» разработан с учётом особенностей современной системы образования, в соответствии с образовательной программой «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, в соответствии с родительским заказом и заказом начального образования.

Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остаётся по-прежнему актуальным и дискуссионным. Ни у кого не вызывает сомнения, что детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.иВ наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения. Для нашего проекта важно представить дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребёнка.
Проблемы (противоречия). Вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Идея проекта.

Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект. Интеллектуальное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.
Предмет. Развитие интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи проекта.

Разработать модель пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.

Создание системы развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей.

Расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.
Систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей. Средства материальные: ТСО, схемы, таблицы, методическая литература, анкеты, буклеты, картотека игр, диагностика, развивающие игры. Духовные: идеи психологов, научные исследования, ключевые теоретические положения смежных наук, труды педагогов и т.д.

Этапы осуществления проекта

Диагностический этап (январь) — выявление интеллектуального уровня развития детей старшего дошкольного возраста.
Организационный этап (февраль) — подбор и углубленное изучение литературы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста; накопление игрового материала, составление картотеки развивающих игр. Практический этап (апрель) — неделя интеллектуальных игр. Заключительный этап (май) – диагностика, подведение итогов, определение перспектив, развлечение, педсовет, поощрение.

Условия участия в проекте

Мотивация у всех субъектов проекта.

Обучение педагогов и родителей.

Создание развивающих центров.

План реализации проекта с опорой на привлекаемые ресурсы

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т. е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Само понятие интеллектуального (умственного) развития трактуется разными исследователями по-разному.

В числе первых с призывом заняться исследованием общего умственного развития, общего интеллекта выступили С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. Так, Ананьев говорил об этих категориях, как о такой сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда.

Указанная проблема исследовалась в самых различных направлениях. Среди этих исследований следует отметить исследования Н. С. Лейтеса, отмечающего, что общие умственные способности, к которым относится прежде всего качество ума (хотя они могут существенно зависеть также от волевых и эмоциональных особенностей, характеризует возможность теоретического познания и практической деятельности человека. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовать действительность. Как показал Н. С. Лейтес, в свойствах высшей нервной деятельности коренятся некоторые активности и саморегуляции, что собой существенные внутренние условия формирования общих умственных способностей.

Психологи пытаются раскрыть структуру общих умственных способностей. Например, Н. Д. Левитов считает, что общие умственные способности прежде всего включают в себя те качества, которые обозначаются как сообразительность (быстрота умственной ориентировки, вдумчивость, критичность.

Плодотворно исследовала проблему умственного развития Н. А. Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформированного Д. Н. Богоявленским и Н. А. Менчинской о том, что умственное развитие связанное с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний — на это обращал внимание еще П. П. Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» Таким образом, знание необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение.

интеллектуальное развитие — это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций, обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д., автоматизированность (непроизвольность применения, сокращенность (свернутость отдельных звеньев,»мгновенность» актуализации)

Интеллектуальное развитие дошкольника

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Что же входит в понятие «умственное развитие» ребенка.

Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам, необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности и всех функциональных систем организма

В целом уровень умственного развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими)

интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста развивается именно, когда он ненамеренно, а естественным образом, неосознанно впитывает все знания об окружающем мире и о системе мироздания. Тогда к школьному возрасту у ребенка сложится собственное мировоззрение, благодаря которому он будет способен высказывать суждения. Поэтому не следует сводить развитие интеллекта ребенка к примитивному освоению чтения и письма в раннем возрасте, а следует идти по пути развития в самом широком понимании этого слова, где интеллектуальное развитие пересекается с физическим, эстетическим и, в конечном итоге, становится общим.

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста.

Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента малыша;
  7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
  • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Способы развития интеллекта:

  1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
  2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
  3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
  4. Математика и точные науки;
  5. Чтение;
  6. Изучение иностранных языков;
  7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
  8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
  9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

  1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
  2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
  3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
  4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
  5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
  6. Расширяйте круг общения детей;
  7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
  8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
  9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Советы родителям по развитию интеллекта дошкольников:

  • Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  • Предлагайте ребенку полезные игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
  • Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  • Используйте многофункциональные игрушки;
  • Не перегружайте ребенка;
  • Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  • Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  • Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  • Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  • Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  • Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок переходит от мышления, включенного в практическую деятельность, к использованию символов-представлений, дающих возможность решать мыслительные задачи на основе образного восприятия. В процессе мышления детям предстоит сформировать представление о мире, создать условия для развития творческой личности, способной ориентироваться в информационном поле, критически анализировать информацию и действовать в соответствии с ней.

Все формы мышления имеют непреходящее самостоятельное значение в осмыслении действительности. Наглядно-действенное мышление как исходная ступень познавательного развития ребенка сохраняется в течение всей жизни человека и переходит в высшие виды «практического интеллекта» (А.В. Запорожец). Наглядно-образное мышление дает ребенку возможность познавать и отображать в форме представлений общие связи и закономерности социума. Образное мышление — одна из основ интуиции, необходимой для решения творческих задач.

Особая роль в познавательном развитии ребенка — в овладении способами:

— действий с реальными объектами и установления связи между ними;

— направленными на нахождение в объектах свойств, наиболее приближенных к сложившимся эталонам и позволяющим отнести объекты к определенному классу;

— позволяющими выделить признаки объектов, между которыми устанавливаются отношения и формируется целостный образ данного объекта.

Постепенно в процессе интеллектуальных действий ребенок учится выделять отличительные и постоянные признаки в объекте. Отличительными считаются признаки объекта (класса объектов), если они имеются только у объекта данного класса и не встречаются у других объектов. Постоянный признак имеется у объекта (класса объектов) всегда, т.е. он присущ всем без исключения объектам данного класса. Отношения между этими признаками аналогичны отношениям между достаточными и необходимыми свойствами объектов.

В отличие от интеллектуальных действий, действия перцептивные производятся не со знаковыми заместителями предметов, а с самыми реальными предметами, и используемые здесь средства служат лишь для более детального обследования воспринимаемого объекта и создания его конкретного образа. Образ создается в процессе анализа объективной действительности с помощью системы общественно выработанных сенсорных эталонов. Практические обобщения возникают на основе предметных средств решения задачи. Это основа развития речевого дискурсивного мышления. Развитие детского мышления начинается с чувственного познания действительности, далее поднимается до понятий (обобщений) и потом снова возвращается к действительности. За развитием мышления ребенка, переходом восприятия детьми действительности к более глубокому ее пониманию лежит развитие личности.

Мышление дошкольника сохраняет наглядно-образный характер, но оно может отражать и в форме представлений не только единичное, но и общее, не только внешнее свойство объектов и явлений, но и некоторые существенные отношения, имеющиеся между ними. Дети постепенно овладевают общими способами анализа объектов. Мышление развивается в процессе деятельности, направленной на преобразование объектов и достижение определенного результата. Действие, в котором выделяется ориентировочная и исполнительная части, — исходный пункт развития мышления.

Ведущая роль в развитии детского мышления принадлежит обучению, в ходе которого дети овладевают объективными критериями выделения и анализа разных параметров объектов и устанавливают между ними существенные связи и отношения. Благодаря этому дети могут выйти за границы своего непосредственного опыта.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Какие способности называют интеллектуальными?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

Составляющие интеллектуальных способностей

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальные способности младших дошкольников

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Приёмы и средства развития интеллектуальных способностей

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Какие способности называют интеллектуальными?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

Составляющие интеллектуальных способностей

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальные способности младших дошкольников

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Приёмы и средства развития интеллектуальных способностей

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче обучаются, быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине наибольшее внимание при организации образовательной деятельности уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большей инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Одним из необходимых условий создания для ребенка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение со взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и сверстниками, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и помогают реализовать свой творческий потенциал. Использование развивающих игр в образовательном процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Дополнительную игровую мотивацию создают и сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно – читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре дети добиваются «предметного» результата. Единственные трудности, с которыми может столкнуться педагог – это стереотипы собственного поведения. Игра не предполагает в отношениях «взрослый – ребенок» доминирования взрослого над ребенком; она диктует партнерские отношения. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Использование проблемно-игровых ситуаций направлены на формирование у воспитанников способов познания и творческих действий, активизацию мышления, стимулирование процесса саморазвития и самовыражения на основе реализации тематических циклов «Загадочная природа», «Забавные фигуры», «Неожиданные превращения» и предусматривает продуктивное взаимодействие с педагогом и сверстниками в условиях интегрированной деятельности. С одной стороны, интеграция основывается на общности развития психических процессов. С другой стороны – основой интеграции является художественный образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности, что предоставляет ребенку возможность реализовать свои интеллектуально-творческие возможности и коммуникативные умения в интересной, игровой форме. Реализация тематических циклов предполагает решение следующих задач учебной программы дошкольного образования.

Развивать: репродуктивное и творческое воображение; наглядно-образное мышление в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных действий анализа, сравнения, классификации, обобщения; познавательные мотивы, познавательный интерес, любознательность; произвольность внимания, памяти, наблюдательность.

Формировать: представления о соблюдении правил совместной деятельности и последовательности действий в коллективной деятельности; об отношении части и целого; о связях основных элементов конструкции;

коммуникативные умения: анализировать, сравнивать объекты; группировать по внешним свойствам; замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного; строить простейшие предположения; устанавливать причинно-следственные связи; задавать вопросы и выбирать средства и способы действия для решения проблемно-игровой ситуации; рассуждать по аналогии, сравнивать, делать выводы.

Обогащать: представления о реальном мире на основе активного восприятия и мышления; воображение ассоциативными представлениями.

Способствовать: расширению активного словаря детей различными частями речи; формированию диалогической речи при осуществлении совместной деятельности; овладению наглядными пространственными моделями в процессе моделирования объекта.

Тематические циклы «Загадочная природа», «Забавные фигуры» характеризуются направленностью на интеллектуально-творческое развитие детей от 4 до 5 лет в условиях освоения интегрированного содержания образовательных областей «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Искусство» учебной программы дошкольного образования. Они включают в свое содержание блоки проблемно-игровых ситуаций, разрешаемых в условиях экспериментирования, перцептивного и художественного моделирования.

Тематический цикл «Загадочная природа» включает:

-блок проблемно — игровых ситуаций, разрешаемых в условиях экспериментирования [с.21-45];

-блок проблемно — игровых ситуаций, разрешаемых в условиях перцептивного моделирования [с.47-55];

-блок проблемно — игровых ситуаций, разрешаемых в условиях художественного моделирования [с.57-85].

Тематический цикл «Забавные фигуры» включает блок проблемно — игровых ситуаций, разрешаемых в условиях моделирования [с.88-106].

Тематический цикл «Неожиданные превращения» для детей от 5 до 6 лет включает:

-блок проблемно — игровых ситуаций, разрешаемых в условиях перцептивного моделирования [с.109-114];

-блок проблемно — игровых ситуаций, разрешаемых в условиях художественного моделирования и фантазирования [с.115-160].

Никашина, Г.А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста/ Г.А.Никашина.- Минск: Нацинальный институт образования, 2014.- 167 с.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Этот труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Перед нами стоит задача чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет нам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В своей работе по обучению детей математике я использую такие методы и приемы, которые позволяют обеспечивать ООД.

Для того чтобы поддержать интерес к обучению, я использую игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры:

·Это сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов из жизни, сказочных персонажей);

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Рекламное сообщение

·Сенсорная привлекательность материала, с которыми дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);

·Предлагаемые, игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не поиск ошибок друг друга;

·Стремлюсь оценивать работу ребенка только положительной оценкой, подкрепляющей стремление ребенка что-то сделать или узнать.

Учитывая такую особенность мышления детей дошкольного возраста как образность, я широко использую в своей работе рисунки-схемы, графические рисунки, планы, позволяющие ребенку представить себе происходящее, развивая его воображение.

Так как, основной вид деятельности детей – это игра, я широко использую игры. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, направлений; каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных представлений детей). В своей работе я стараюсь, чтобы ООД была составлена из дидактических игр и игровых упражнений, т.е. проходило в игровой форме.

Одной из ведущих видов игр, которую я использую в ООД является игра-путешествие.

Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Например, в игре-ООД «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок», я объяснила сказочным сюжетом ряд проблемных ситуаций, решения задач, различных заданий на сообразительность.

Вовлекая детей в увлекательную историю и переживания с героями все их необыкновенные приключения мы решаем целый ряд сложных математических задач, учимся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

В своем ООД-путешествии «В поисках клада» я учила детей ориентироваться по плану-схеме; План-схема был составлен на основе клеточек; дети отсчитывали клеточки и находили различные изображения предметов, найдя которые нужно было выполнить определенное задание. Например – решить задачу; определить величину предметов, ориентироваться во времени, поделить целое на равные части; здесь дети в увлекательной форме выполняли задания.

Также в своей деятельности я применяю различные игры-загадки, игровые упражнения. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют догадку, они ищут правильное решение. Обычно к детям приходит какой-либо герой из сказки, знакомый им, и они помогают ему найти решение, например к детям пришел Гном из сказки «Белоснежка и семь гномов». Гном хочет подружиться с детьми, поиграть, многое узнать. Он спрашивает у детей, почему надо дружить с математикой? В процессе ООД Гном с детьми решают различные задачи, отгадывают загадки: Гном играет с детьми в игры: «Предметы и цифры» (на определение количества предметов); «Заселим домик» (где дети заселяют домики-схемы цифрами); «Кто внимательный» (здесь дети определяют направление, направо, налево; учатся ориентироваться в пространстве).

Еще в ООД я охотно применяю задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Дети очень любят их и активно ищут решение, им интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. В этих задачах дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я вооружаю детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящею в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении таких задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к обучению, смекалку и сообразительность. Например, это такие логические задачи и упражнения:

1)Задачи на нахождение пропущенной фигуры;

2)Продолжение ряда фигур;

3)Поиск знаков, чисел (пропущенных);

4)Чем отличается одна картинка от другой;

5)Нахождение двух одинаковых предметов;

6)Поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

Загадки математического содержания:

Здесь анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения;

1)Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.

2)В году у дедушки четыре имени. Кто это?

3)Много рук, а нога одна?

Задачи-шутки: – Это задачи с математическим смыслом:

1)Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей?

2)Знаешь ли ты почему у слонов круглые ноги?

3)Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

4)Сколько орехов в пустом стакане?

5)В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме дедушка и моль?

Занимательные вопросы, задачи, загадки я использую в ходе ООД с целью уточнения, конкретизации знаний детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.

Так, методически правильно подобранный использованный занимательный материал способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математике, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

4 февраля, 2016 admin

Методические рекомендации
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Дозморова Юлия Михайловна,
воспитатель МАДОУ № 3,
г. Каменск-Уральский Свердловской обл.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет главное назначение, потому что формирует навыки успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстро происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дети с более развитым интеллектом лучше осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах.
Большую роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, у детей повышается интерес к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:
— развитие речи и речевого общения;
— развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
— развитие логического мышления (классификация, соотношение);
— формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
— формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
— знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
— воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Все вышеперечисленные компоненты можно развивать с помощью игр предложенных ниже:

Задания на обозначение предметов:
1. «Придумай сам» — формировать умение детей видеть в различных предметах возможные заместители (2 младшая, средняя, старшая группы).
2. «Зверюшки на дорожках» — формировать умение детей пользоваться заместителями — уметь соотносить картинки с определенными значками (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
3. «Загадки и отгадки» — формировать умение детей соотносить речевую форму описания предметов с графической (для всех возрастов).
4. «Солнышко и дождик» — формировать умение детей обозначать один предмет с помощью другого (домиком может быть стульчик, угол комнаты, отделенный натянутой веревкой, расчерченные мелом круги) – (для всех возрастов).
5. «Через ручеек» — формировать умение детей по-разному обозначать предметы в игровой ситуации» (2 младшая группа).
6, 7. «Наседка и цыплята», «Лохматый пес» — формировать умение детей по-разному обозначать предметы в игре (2 младшая группа). 8. «Мышеловка» — показать детям, что при помощи действия можно обозначить предмет (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
9. «Зайцы и волк» — формировать умение сопоставлять план с пространством групповой комнаты (средняя группа).

Задания на анализ строения предмета:
10. «Сложи картинку», «Танграм» — способствовать умению детей анализировать элементарную контурную схему (для всех возрастов).
11. «Нарисуй картинку палочками» — формировать умение детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины (2 младшая, средняя, старшая группы).
12. «Пирамидки» — закреплять умение детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.
( старшая, подготовительная к школе группы).

13. «Звезды на небе» — формировать умение детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить с символикой некоторых созвездий (старшая, подготовительная к школе группы).
14. «Веселые человечки» — способствовать умению детей анализировать элементарную схему (старшая, подготовительная группы).

Задания на выделение пространственных отношений:
15. «Поезд» — формировать умение соотносить план комнаты с реальной комнатой (2 младшая группа).
16. «Кукла Маша купила мебель» — формировать умение детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана (2 младшая, средняя, старшая группа).
17. «Куда спрятался жучок?» — формировать умение детей свободно пользоваться планом (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
18. «Найди игрушку» — закреплять умение детей ориентироваться по плану в групповой комнате (старшая, подготовительная к школе группы).
19. «Секреты» — помогать детям ориентироваться по плану на участке детского сада (старшая, подготовительная к школе группы).

Задания на создание новых образов:
20. «Какая игрушка?» — развивать воображение детей, формировать умение представлять себе предметы по их схематическим изображениям (для всех возрастов).
21,22. «Что это такое?», «На что это похоже?» — способствовать созданию у детей воображаемых образов на основе характерных признаков предметов (для всех возрастов).
23, 24. «Волшебные картинки», «Перевертыши» — формировать умение детей создавать образы на основе схематичного изображения (средняя, старшая группы).

Задания на использование логических отношений:
25. «Кто веселее?» — закреплять умение детей располагать предметы в заданной последовательности (старшая, подготовительная к школе группа).
26. «Угадай, как нас зовут?» — закреплять умение расшифровывать слова предложенным способом (символическое замещение). Выделять в слове первый звук (подготовительная к школе группа).

Источник:
Журнал «WomanAdvice — советы на все случаи жизни».

Опубликовано в рубрике Методические материалы

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Развитие детей

Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный багаж знаний в самых различных сферах позволяет гораздо раньше добиться определенного успеха в профессиональной деятельности.

Умственные способности следует развивать, начиная с самого раннего возраста, и тогда, человек к началу активной трудовой деятельности будет иметь высокий уровень интеллекта, что позволит решать задачи любой степени сложности.

Интеллект у дошкольников

Интеллект, — это такое качество психики человека, которое охватывает практически все сферы деятельности:

  • умственную,
  • эмоциональную,
  • физическую.

Развитие интеллекта означает высокий уровень адаптации ребенка к самым сложным ситуациям, опираясь на собственные силы, а также на степень его подготовленности к реальной жизни.

Можно сказать и по-другому: развитие интеллекта, — это путь к гармоничному воспитанию, развитию личности с богатым внутренним миром и отменным уровнем физической подготовки. Интеллектуальное развитие дошкольников, — это первый этап важной и ответственной работы!

Для чего нужно такое развитие?

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает способность ребенка в дальнейшем успешно обучаться, быстро и легко схватывал полученную информацию, запоминал тот или иной материал. Хорошо развитое логическое мышление позволит в дальнейшем всесторонне развиваться и достичь такого уровня, который неподвластен другим людям. Умственное развитие дошкольников наряду с физическим совершенством, обеспечивают воспитание гармоничной личности. А не к этому ли стремятся все родители!?

Развитие интеллекта дошкольников — Шаг за шагом

Развитие и совершенствование умственных способностей позволяют достичь высокого уровня подготовки и готовности к дальнейшему получению знаний, навыков и умений. У ребенка развивается логическое мышление, растут интеллектуальные способности. Для того чтобы определить умственное развитие дошкольников, существует специальный диагностический материал. Проще говоря, — это специальные тесты, которые позволяют определить уровень интеллекта (IQ – коэффициент умственного развития).

Логическое восприятие окружающего мира боле успешно происходит у ребенка в процессе различных подвижных игр. Полученную в таких играх информацию ребенок усваивает и перерабатывает под себя, получая новый материал для совершенствования.

После двух лет

Как только малыш достигнет двухлетнего возраста, умственное воспитание дошкольников должно выходить на совершенно новый, более качественный и целенаправленный уровень. Умственное воспитание должно стать приоритетным направлением, а способствовать этому будет логическое и игровое построение процесса обучения.

Сейчас материал для организации занятий с детьми найти достаточно просто, главное – желание.

Отличный способ проводить логическое, и физическое совершенствование навыков и умений, развивать умственные способности – это использовать следующий материал:

— считалки, обобщения, первые пробы составления словосочетаний, накопление словарного запаса,

— Настольные или компьютерные игры, направленные то, чтобы повысить уровень интеллекта и развитие логики.

Интеллектуальные способности у ребенка развиваются гораздо лучше и закрепляются прочнее, если происходит это в игровой обстановке, легко и ненавязчиво. Сухой, строгий материал, подаваемый в требовательной форме, не всегда хорошо влияет на логическое мышление, способность воспринимать окружающий мир, используя для этого развитые личные умственные способности ребенка.

[note]Логическое восприятие окружающей действительности развивается одновременно с ростом ребенка. Совершенствуется и усложняется материал, предназначенный для того, чтобы правильно организовать и проводить процесс всестороннего развития, обучения и воспитания ребенка.[/note]

Факторы, влияющие на интеллектуальные способности ребенка.

Умственные способности дошкольника зависят от ряда факторов, на которые необходимо опираться, подбирая материал для составления программы развития.

Возрастные изменения

Приблизительно с 6-илетнего возраста, преобладающим становится когнитивное развитие дошкольников. Представление об окружающем мире ребенок получает теперь на основе эгоцентрического и магического мышления. Логическое же восприятие переходит на второй план. Следовательно, должен измениться и материал, по которому с детьми необходимо продолжать обучение и развитие.

Отличный способ продолжать обучение и развитие – различные настольные игры, такие, что заставляют думать, напрягать память, запоминать, сопоставлять и немного анализировать. Вы можете начинать с обыкновенных крестиков-ноликов, и не сомневаться, что полученный в этих играх интеллектуальный материал поспособствует развитию интеллекта. Кто знает, может ваш малыш станет выдающимся мастером такой сложной и увлекательной логической игры, как шахматы.

Вывод

Умственное воспитание, наряду с интеллектуальным развитием, совершенствованием логики и т.п., позволят воспитать гармоничную личность. И не забывайте о важности достижения полноценного физического уровня подготовленности дошкольника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector