Определив тип интеллекта ребенка, родители могут помочь ему максимально развить его потенциал
В современном обществе принято считать, что успеваемость ребенка в школе является единственным показателем, определяющим его потенциал. Когда ребенок становится старше, многие родители хотят, чтобы он стал всесторонне развитым и успешным в разных сферах жизни. Но прежде чем он пойдет в школу, вы должны понять – ваш ребенок умный, несмотря на его оценки и физическую форму.
Ученые утверждают, что существуют разные типы интеллекта (всего их выделяют 8), и ребенок может обладать любым из этих восьми типов. В чем-то он обязательно окажется сильным.
Родители должны с раннего возраста ребенка распознать признаки, которые характеризуют его тип интеллекта. Если вы начнете развивать эти черты с раннего возраста, вы сможете оценить его потенциал и поймете, что это может быть важнее, чем успеваемость по математике или физике. Рассмотрим, как определить тип интеллекта вашего ребенка.
Теория множественного интеллекта
Американский психолог Говард Гарднер предложил теорию, которая объясняет различные виды интеллекта. Ученый предполагает, что сводить определение интеллекта ребенка к простой проверке IQ недостаточно. Академическая успеваемость, несомненно, важна, но настолько же важны и склонности ребенка к рисованию, музыке, танцам, предпринимательской деятельности и т. д. Все эти склонности необходимо учитывать, определяя потенциал ребенка. Так возникла теория множественного интеллекта, которая доказывает, что у ребенка могут доминировать 1 или 2 из 8 типов интеллекта.
8 типов интеллекта
Теория Говарда Гарднера быстро нашла последователей во всем мире. Педагоги из разных стран стали включать теорию множественного интеллекта в свои системы образования.
Рассмотрим подробнее типы интеллекта, которые встречаются у детей.
1. Телесно-кинестетический
Дети, обладающие телесно-кинестетическим интеллектом, обычно достигают успехов в спорте и других видах физической активности. Они много двигаются, и их движения хорошо скоординированы. Если ваш ребенок проявляет интерес к подвижным играм и может хорошо координировать движения своего тела, то можно с уверенностью сказать, что у него развит данный тип интеллекта. Понаблюдайте за ним, чтобы лучше понять его склонности. Он слишком суетливый? Он всегда в тонусе? Он не может долго усидеть на одном месте? Такие мелкие детали могут помочь вам определить у ребенка телесно-кинестетический тип интеллекта. Им обладают многие известные спортсмены, актеры и танцоры.
2. Визуально—пространственный
Данный тип интеллекта определяет, насколько хорошо ребенок может визуализировать объекты, места и даже свои сны. Дети, обладающие таким интеллектом, имеют таланты в рисовании, лепке и других подобных занятиях. Они хорошо определяют размеры объектов и могут в деталях воспроизводить прошедшие события. Они также склонны выражать свои мысли и чувства в визуальной форме.
Если ваш ребенок уделяет внимание деталям и способен вспомнить мельчайшие подробности повседневных событий, у него развит визуально-пространственный интеллект. Дети, обладающие им, могут стать художниками, архитекторами или специалистами в подобных сферах.
3. Логико-математический
Логический интеллект связан со способностями ребенка к математическим вычислениям и аргументации. Важной частью логико-математического интеллекта является навыки решения различных задач. Если ваш ребенок наблюдателен, умеет мыслить нестандартно, логически рассуждать, объяснять, понимать подсказки – у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любознательны и часто задают вопросы. Они хорошо понимают язык чисел, графиков и диаграмм. У многих известных математиков развит данный тип интеллекта.
4. Музыкальный
Если ребенок любит слушать музыку, это еще не значит, что он обладает музыкальным интеллектом. Данный тип интеллекта развит у детей, которые любят сочинять музыку, петь и настукивать разные ритмы. Они лучше других понимают музыку. Если у вашего ребенка красивый голос, у него есть чувство ритма, различает тональности и интересуется игрой на музыкальных инструментах, тогда у него, несомненно, развит музыкальный интеллект. Однако важно понимать, что музыкальный интеллект – это достаточно широкое понятие, и у разных детей он может проявляться по-разному.
5. Лингвистический
У детей, обладающих лингвистическим интеллектом, обычно хорошо развиты языковые навыки. Если у вашего ребенка красивый почерк, он любит читать, хорошо понимает грамматику и умеет правильно писать сложные слова, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят играть со словами и разгадывать кроссворды. У них обычно большой словарный запас, они легко запоминают новые слова. Также у них развита способность рассказывать истории.
6. Экзистенциальный
Экзистенциальный интеллект не стоит путать с интровертностью или эгоцентричностью. Он связан со способностью человека наслаждаться одиночеством. Если ребенок, оставаясь один, не скучает и не боится, то у него развит данный тип интеллекта. Этот тип связан с такими качествами, как ответственность, самосознание и самостоятельность. Дети, обладающие экзистенциальным интеллектом, осознают свои сильные и слабые стороны. Если ваш ребенок уверен в правильности своих действий, несмотря на то, что окружающие считают иначе, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети уверены во всем, что они делают. Они слушают окружающих, но делают то, что сами считают правильным. Из таких детей вырастают успешные предприниматели.
7. Межличностный
Дети с развитым межличностным интеллектом умеют хорошо общаться с окружающими. У них обычно много друзей, и они любят быть в компании. Если ваш ребенок постоянно проводит время со своими друзьями и любит общаться с людьми, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети умеют находить общий язык с разными людьми и понимают, как справляться с разными ситуациями. В компании они кажутся спокойными и расслабленными. С друзьями они сострадательны, добры и отзывчивы. Из таких детей вырастают хорошие дипломаты, руководители и педагоги.
8. Натуралистический
Если ваш ребенок интересуется садоводством, уходом за домашними животными, то у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят природу. Они интересуются различными природными явлениями, любят гулять в парках, возле рек и везде, где нет асфальта. Также они обеспокоены сохранением природы.
Когда вы знаете, как проявляется каждый из восьми типов интеллекта, вы можете определить, в чем силен ваш ребенок. Наблюдайте за ним, замечайте его способности и помогайте их развивать. Цените его таланты с раннего возраста – и вам не придется беспокоиться о его будущем.
Интеллектуальное развитие — способность пластичная, ее можно ускорить, а можно и притормозить. Все родители хотят, чтобы развитие интеллекта ребенка не стояло на месте, но что конкретно может подстегнуть, ускорить развитие? Давайте разбираться.
Развитие интеллекта: что это, зачем нужно, от чего зависит
Никого не нужно убеждать в том, что дети с высоким интеллектом добиваются большего в своей жизни, пользуются популярностью среди друзей, делают успехи в школе. Хорошая способность к усвоению знаний означает определенный уровень и скорость, с которой ребенок делает обобщения, сравнения. С помощью развитого интеллекта ребенок правильно воспринимает окружающую действительность, понимает основные процессы и явления.
Интеллект не исчерпывается только умственной сферой человека, он охватывает все стороны деятельности, с том числе эмоциональную и физическую. У маленького ребенка мышление тесно связано с физической активностью, поэтому важно ее не ограничивать. Родителям стоит помнить, что запреты в принципе тормозят мыслительные процессы.
Факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка:
- наследственность;
- образ жизни матери во время беременности;
- условия жизни ребенка (еда, общение, познавательная и двигательная активность);
- количество детей в семье (общее правило: чем больше детей, тем лучше ребенок приспосабливается к жизни в обществе);
- социальный статус родителей;
- характер и темперамент ребенка;
- личностные качества родителей.
В деле создания лучших условий для развития интеллекта ребенка нужно учитывать вышеизложенные факторы, но не только.
Важно стараться поддерживать благоприятную эмоциональную атмосферу в доме (в состоянии стресса и нервозности членов семьи никто не сможет нормально расти и развиваться), минимизировать принуждение (интеллектуальная работа должна приносить радость и быть добровольной), сделать интеллектуальную развивающую деятельность доступной малышу и соответствующей его возрасту.
Когда начинать?
Развитие ребенка в нормальных условиях начинается с первых дней жизни, в том числе интеллектуальное. Оно идет с оптимальной скоростью, если малыш находится в безопасности, накормлен, имеет тактильный и эмоциональный контакт с мамой.
Период, в который родитель может активно поучаствовать в развитии интеллекта своего ребенка с помощью игр, вспомогательных материалов — это возраст от 2 до 8 лет. В это время мозг малыша очень восприимчив к развитию.
Побуждая ребенка к интеллектуальному развитию, нужно помнить, что до двух-трех лет малыш изучает мир, трогая все подряд и пробуя на вкус. С четырех до шести лет у ребенка длится период формирования наглядно-образного мышления. А ближе к школьному возрасту начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление.
Как развивать интеллект ребенка
Пользуясь перечисленными способами развития интеллекта, нужно соблюдать несколько важных правил: создавайте условия для развития (покупайте пластилин, краски, выделите отдельный стол для творчества), не отталкивайте малыша от повседневных дел (пусть поможет маме на кухне), расширяйте круг общения. Иногда новый друг-шахматист мотивирует на занятие шахматами лучше мамы.
Развивайте своего малыша гармонично, занимайтесь вместе с ним!
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.
Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.
Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста.
Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.
От чего зависит интеллектуальное развитие?
- От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
- От образа жизни мамы в период беременности;
- От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
- От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
- От социального статуса семьи;
- От характера и темперамента малыша;
- От качеств личности родителей.
Когда начинать развивать интеллект ребенка?
Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.
Условия для развития интеллекта:
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
- Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
- Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
Способы развития интеллекта:
- Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
- Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
- Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
- Математика и точные науки;
- Чтение;
- Изучение иностранных языков;
- Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
- Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
- Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.
Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности.
Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:
- Поддержка проявления любознательности ребенка;
- Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
- Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
- Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
- Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
- Расширяйте круг общения детей;
- Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
- Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
- Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;
Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.
Советы родителям по развитию интеллекта дошкольников:
- Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
- Предлагайте ребенку полезные игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
- Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
- Используйте многофункциональные игрушки;
- Не перегружайте ребенка;
- Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
- Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
- Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
- Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
- Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
- Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.
Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!
Интеллектуальное развитие ребенка – это первое, о чем задумываются родители малыша после его рождения. Они пробуют разные методики развития, потом водят на разные кружки. Как правильно развивать ребенка? В какие игры играть, чем заниматься?
Конечно, кружки и дополнительные занятия важны и нужны, но заниматься нужно и в домашних условиях. С раннего возраста надо играть с малышом в полезные развивающие игры, позволять ему изучать мир вокруг.
Что включает в себя это понятие?
Интеллектуальное развитие ребенка – это не только какая-то совокупность знаний и умений, но и способность их приобретать. Каждый малыш с рождения уже обладает неким набором психических качеств и желаний. Что-то в ребенке заложено природой, а что-то можно развить до некоторой степени. Но в любом случае, таланты малыша будут развиваться быстрее и лучше, чем те качества, которые не заложены с рождения.
Однако это не значит, что развивать нужно лишь таланты, данные природой. Ребенок должен вырасти разносторонней личностью с широким кругозором. Поэтому давать знания необходимо в разных областях, а позже ребенок сам выберет, что ему ближе. Тогда можно будет углублять именно эту сферу или область деятельности.
Как поощрять и помогать?
Что нужно делать для развития интеллекта? Попробуйте использовать следующие действия:
• не запрещайте ребенку изучать все вокруг: разбирать и собирать, ломать и чинить. Во время этого процесса ребенок учится думать, проявляет самостоятельность и смекалку;
• учите не только читать, но и любить книги;
• подбирайте ребенку интересные интеллектуальные задачки. Старайтесь решать их вместе, ребенку нравятся такие совместные поиски и рассуждения;
• кружки и секции выбирайте потому, что ребенок захотел заниматься, а не по своему желанию. Если ребенок хочет посещать лепку, не отправляйте его на английский язык;
• творчество очень важно, поэтому вовлекайте ребенка в различные творческие занятия;
• если вы учите малыша по разным методикам, делайте это в игровой форме. Игра помогает усвоить новую информацию с удовольствием и интересом;
• хвалите и поощряйте малыша.
Главная задача родителей – умело направить психические ресурсы в нужное русло. Не навязывать свои желания, а увидеть способности и желания в малыше. Если мама хотела в детстве выучить иностранный язык, это не значит, что и ребенок должен это делать. Возможно, у него нет способности к языкам, зато есть способность к шахматам.
И еще: очень важно, чтобы все занятия проходили весело. Необходимо заинтересовать ребенка. Тогда у него появится желание к обучению и развитию. Малыши развиваются в игре, они живут в этом волшебном мире. Игра позволяет детям раскрыть свои способности и таланты, узнать что-то новое, примерить на себя разные роли. Дети учатся фантазировать, думать, решать разные задачи. Интеллектуальные игры стимулируют познавательный интерес ребенка, учат быстро принимать решение, развивают логику, мышление и память.
Интеллектуальные игры
Вот несколько вариантов таких игр:
• нужны картинки с ситуациями из сказки, которую знает ребенок. Сначала нужно еще раз пересказать сказку, а затем ребенок должен разложить картинки в хронологическом порядке согласно сюжету;
• правда-неправда. Эта игра построена на вопросах и ответах. Ведущий задает вопрос: летом всегда тепло, на дереве живет белка или можно ли ходить по воде? А ребенок должен ответить, правда, это или нет;
• одно слово. Группу слов, которые называет ведущий, необходимо назвать одним словом. Например, яблоки, апельсины, груши, мандарины, одним словом называются – фрукты;
• описать предмет по памяти. Сначала ребенок должен рассмотреть какой-нибудь предмет, а затем по памяти воспроизвести, что он запомнил. Например, форму, цвет, размер, для чего он предназначен;
• поэт. Ведущий дает ребенку несколько слов, а ребенок должен придумать короткий стишок с этими словами. Конечно, рифма обязательно должна присутствовать;
• необходимо выложить несколько предметов, ребенок должен их запомнить. А затем ведущий убирает один предмет. Ребенку нужно назвать, какой предмет исчез, и описать его;
• из одного большого слова или словосочетания необходимо составить много других слов. Выигрывает тот, кто придумает самое длинное слово или у кого больше слов.
Кроме того, интеллектуальному развитию ребенка способствуют:
• шашки и шахматы;
• ребусы и лабиринты;
• кроссворды;
• кубик Рубика;
• морской бой.
То есть, полезных игр очень много, главное, вовремя предлагать их ребенку.
Кроме интеллектуального развития малыша, родителям не стоит забывать о других сторонах жизни. Необходимо развивать ребенка физически, духовно, эмоционально. Именно совокупность всего этого позволит ребенку стать всесторонне развитым человеком.
Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок не только рос здоровым, физически развитым, но и обладал высоким уровнем интеллекта. Интеллектуальное развитие детей и взрослых измеряется коэффициентом интеллекта, уровень которого выявляется при помощи определенных тестов на IQ.
Чтобы повысить уровень детского IQ существуют ряд способов, которые помимо физического развития детей, способствуют их умственному развитию. При занятиях с ребенком на повышение уровня IQ от родителей потребуется проявить силу воли, терпение, использовать собственные знания, умения и интуицию. Предлагаем вашему вниманию наблюдения о некоторых факторах, которые влияют на интеллектуальное развитие детей.
Основы интеллектуального развития детей закладываются еще в утробе матери, поэтому беременной женщине особенно важно следить за своим питанием и отказаться от вредных привычек (потребления кофеина в большом количестве, курения, алкоголя и т.п.), влияющих на здоровье и формирование всех внутренних органов в организме будущей крохи, в том числе и мозга. После рождения важно определиться, как и чем вы будете кормить ребенка: бутылочкой и смесями или грудным молоком. Считается, что грудное вскармливание обеспечивает организм ребенка антителами, которые борются с инфекциями и укрепляют собственный иммунитет малыша, а также веществами, улучшающими работу мозга крохи.
Подросшие детки с питанием должны получать достаточное количество растительной клетчатки, белков и полезных углеводов. Для интеллектуального развития детей крайне важно, чтобы их питание было максимально полезным и полноценным по составу полезных веществ, минералов, микро и макро элементов и витаминов. Питанию мозга хорошо способствуют 3-Омега жирные кислоты. Следите за тем, какие напитки пьют ваши детки, ограничите потребление ими кофеина и газированных напитков, так вредных для детского здоровья.
Наряду с полноценным питанием для интеллектуального развития детей крайне важен здоровый сон. Для того чтобы в период бодрствования мозг у ребенка функционировал нормально, ребенку необходимо хорошо высыпаться за ночь. Деткам нужно спать ночью не менее десяти часов. Укладывайте своего наследника спать в одно и то же время не позднее десяти часов вечера.
Интеллектуальное развитие детей будет органичным лишь в купе с физическим развитием. Занятия спортом, танцами, любыми видами деятельности, предполагающими активные движения, будут обогащать мозг кислородом через кровь, что чрезвычайно важно для улучшения его работы. Физически развитые дети, как правило, очень разумные и сообразительные.
Если вам очень важно, чтобы в малыше еще в детстве раскрылись какие-нибудь таланты, прилагайте к этому собственные усилия, делитесь собственными знаниями и умениями, больше общайтесь с ним, пойте ему песни, учите стихи, рисуйте, лепите, читайте, рассказывайте истории, делитесь опытом и учитесь сами чему-нибудь новому. Интеллектуальное развитие детей будет полноценным именно у тех детей, с кем родители много общаются, обмениваются мнениями, кого вовлекают в беседу на различные интересные темы, внимательно выслушивают, и кому терпеливо отвечают на вопросы.
Не забывайте вознаграждать деток похвалой, обнимайте, целуйте, замечайте все их даже самые незначительные достижения. Детей нужно любить просто за сам факт их существования: больше показывайте им, как вы их любите и цените. Не требуйте от своего малыша больше, чем он в состоянии выполнить. Дети – не инструмент для реализации неосуществленной мечты взрослых в детстве или борьбы с внутренними комплексами взрослых.
В качестве помощников при интеллектуальном развитии детей можно использовать различные развивающие игры и игрушки, которые будут развивать мышление, сообразительность, стимулировать когнитивное познание и моторные функции. Выбирая игрушки в магазине, обращайте внимание не только на их устройство и назначение, но и из каких материалов они изготовлены, насколько безопасными они будут для ребятишек. Играйте с детьми в развивающие игры, при помощи которых детки учатся думать, анализировать и рассуждать.
Создавайте дома среду, которая будет способствовать всестороннему развитию и обучению ребенка, его интеллектуальному и физическому развитию. Ваш дом должен стать максимально безопасным и помогающим ребенку получать новые навыки, знания и умения.
Не оставляете бесконтрольным время просмотра телевизора, который усложняет способность ребенка концентрироваться на обучении, лишает его интереса к развивающим занятиям и играм. Выбирайте для просмотра ребенком только те передачи, которые будут одновременно ему интересными и полезными для его интеллектуального развития. Во время занятий и обучения каким-нибудь действиям и наукам прибегайте время от времени к повторению пройденного. В процессе повторения, полученные навыки оттачиваются, а полученные знания лучше усваиваются. Если организовать процесс обучения короткими сетами, охватывающими разные направления познания, можно добиться очень приличных результатов и всестороннего интеллектуального развития детей.
Считается, что интеллектуальному развитию детей хорошо способствует музыкальное образование. На данной теории построен целый ряд развивающих методик раннего развития, среди которых наибольший интерес представляет методика Самбурской А.А. – «Музыка Интеллекта».
Интеллектуальное развитие детей будет более эффективным при активном взаимодействии детей с родителями. Однако взрослым нельзя забывать, что существуют пределы усвоения ребенком информации. Будьте последовательными и используйте уже известные отработанные на практике техники и методики повышения уровня IQ и интеллектуального развития детей.
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос всесторонне развитым и здоровым. В каждом возрасте ребенку присущ свой уровень интеллектуального развития и в любом периоде его жизни можно замедлить или ускорить этот уровень.
Интеллектуальное развитие – это багаж знаний и способность применять эти знания в нестандартных ситуациях. Если ребенок очень активный и ему некуда девать свою энергию, то задача родителей состоит в том, чтобы направить эту энергию в нужное русло, т.е. давать ему возможность узнавать все больше и больше об окружающем его мире.
Как оценить интеллектуальное развитие ребенка?
Многих родителей очень волнует вопрос, а насколько их ребенок интеллектуально развит? Ответ на этот вопрос могут дать определенные тесты, составленные специалистами для каждого возраста ребенка. Однако нужно понимать то, что тестирование может дать только общую картину и, каковы бы ни были его результаты, не стоит отчаиваться, ведь каждый ребенок по-своему уникален.
Существуют некоторые параметры оценки уровня поэтапного развития ребенка в раннем возрасте.
1. Согласие ребенка на принятие задания. На этом этапе ребенок соглашается выполнить задание независимо от качества его выполнения.
2. На втором этапе отмечается несколько способов выполнения задания:
— ребенок самостоятельно выполняет задание;
— ребенок выполняет задание с помощью взрослого;
— ребенок сам выполняет задание после обучения.
Во всех случаях оценивается адекватность выполнения задания ребенком. Неадекватность свидетельствует об умственном нарушении развития ребенка. Задания задаются от более простых к более сложным.
3. На третьем этапе важна обучаемость ребенка, т.е. возможность принимать помощь от взрослых. Возможно, это будет выполнение задания по подражанию. Если после этих показов ребенок не сможет повторить его выполнение, то это будет говорить о сниженном интеллекте.
4. Отношение к результату. У ребенка должна присутствовать заинтересованность в конечном результате. Если наблюдается безразличие, то это говорит о нарушении интеллектуального развития ребенка.
Интеллектуальное развитие ребенка через дидактические игры
Игры имеют связь с деятельностью человека и выступают в форме труда, общения, познания, спорта. Основу дидактической игры составляют особенности деятельности детей в игре, правил и действий, организации жизни детей.
Дидактические игры можно сгруппировать по видам:
1) Дидактические игры — путешествия. Игры-путешествия развивают наблюдательность ребенка, облегчают преодоление трудностей и нацелены на достижение успеха. Вначале ставится задача, затем выясняются способы ее решения, далее следует выполнение этапов решения задачи, за ними следует радость от их выполнения и в итоге отдых.
2) Дидактические игры — поручения. Эти игры немного проще, чем предыдущие и короче по продолжительности. Целью этих игр является побуждение к действию.
3) Дидактические игры — предположения. Цель этой игры заключается в том, что перед ребенком нужно поставить задачу и создать ситуацию. Ребенок должен ее осмыслить и выполнить соответствующее действие.
4) Дидактические игры — загадки. Цель этой игры – проверка знаний и выявление находчивости ребенка. Разгадывание загадок ведет к анализу, формированию способности рассуждать и делать выводы.
5) Дидактические игры — беседы. Такая игра воспитывает у ребенка умение слышать педагога и ответы других детей, способность дополнять сказанное другими и высказывать свое собственное мнение.
Интеллектуальное развитие ребенка при подготовке к школе
Перед тем как пойти в школу у ребенка должен сложиться определенный запас знаний. Ребенок должен знать название города, в котором он живет; имена своих родителей, и кем они работают; должен знать, сколько месяцев в году, их названия, дни недели; знать виды животных, деревьев, цветов.
Готовность к школе определяется формированием у ребенка определенных умений. Ребенок должен уметь воспринимать информацию и уметь задавать вопросы. Взрослые должны помочь ребенку развить потребности к познанию. Предлагая решить определенные задачи, они тем самым помогут развить мыслительную деятельность ребенка.
В дошкольном периоде у ребенка должна правильно сформироваться разговорная речь. Он должен уметь передать то, что услышал, и четко выразить свою мысль. Главное, чтобы у ребенка было желание познавать новое, и он смог сосредоточиться на работе разного характера. Развитие памяти и мышления дают возможность ребенку изучать предметы и явления, выделять что-то особенное в них и делать свои собственные выводы.
Главным аспектом интеллектуального развития детей является развитие у них творческих способностей. Кроме того, для того чтобы ребенок был достаточно развит в интеллектуальном плане нужно поощрять его любознательность. В этом процессе он будет проявлять свою смекалку и сообразительность. В целом ребенок должен научиться получать удовольствие и радость от процесса познания.
Автор статьи: Журавлева Наталья Григорьевна
Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Этот труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Перед нами стоит задача чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет нам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В своей работе по обучению детей математике я использую такие методы и приемы, которые позволяют обеспечивать ООД.
Для того чтобы поддержать интерес к обучению, я использую игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры:
·Это сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов из жизни, сказочных персонажей);
·Сенсорная привлекательность материала, с которыми дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);
·Предлагаемые, игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не поиск ошибок друг друга;
·Стремлюсь оценивать работу ребенка только положительной оценкой, подкрепляющей стремление ребенка что-то сделать или узнать.
Учитывая такую особенность мышления детей дошкольного возраста как образность, я широко использую в своей работе рисунки-схемы, графические рисунки, планы, позволяющие ребенку представить себе происходящее, развивая его воображение.
Так как, основной вид деятельности детей – это игра, я широко использую игры. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, направлений; каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных представлений детей). В своей работе я стараюсь, чтобы ООД была составлена из дидактических игр и игровых упражнений, т.е. проходило в игровой форме.
Одной из ведущих видов игр, которую я использую в ООД является игра-путешествие.
Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Например, в игре-ООД «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок», я объяснила сказочным сюжетом ряд проблемных ситуаций, решения задач, различных заданий на сообразительность.
Вовлекая детей в увлекательную историю и переживания с героями все их необыкновенные приключения мы решаем целый ряд сложных математических задач, учимся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
В своем ООД-путешествии «В поисках клада» я учила детей ориентироваться по плану-схеме; План-схема был составлен на основе клеточек; дети отсчитывали клеточки и находили различные изображения предметов, найдя которые нужно было выполнить определенное задание. Например – решить задачу; определить величину предметов, ориентироваться во времени, поделить целое на равные части; здесь дети в увлекательной форме выполняли задания.
Также в своей деятельности я применяю различные игры-загадки, игровые упражнения. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют догадку, они ищут правильное решение. Обычно к детям приходит какой-либо герой из сказки, знакомый им, и они помогают ему найти решение, например к детям пришел Гном из сказки «Белоснежка и семь гномов». Гном хочет подружиться с детьми, поиграть, многое узнать. Он спрашивает у детей, почему надо дружить с математикой? В процессе ООД Гном с детьми решают различные задачи, отгадывают загадки: Гном играет с детьми в игры: «Предметы и цифры» (на определение количества предметов); «Заселим домик» (где дети заселяют домики-схемы цифрами); «Кто внимательный» (здесь дети определяют направление, направо, налево; учатся ориентироваться в пространстве).
Еще в ООД я охотно применяю задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Дети очень любят их и активно ищут решение, им интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. В этих задачах дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я вооружаю детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящею в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении таких задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к обучению, смекалку и сообразительность. Например, это такие логические задачи и упражнения:
1)Задачи на нахождение пропущенной фигуры;
2)Продолжение ряда фигур;
3)Поиск знаков, чисел (пропущенных);
4)Чем отличается одна картинка от другой;
5)Нахождение двух одинаковых предметов;
6)Поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
Загадки математического содержания:
Здесь анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения;
1)Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
2)В году у дедушки четыре имени. Кто это?
3)Много рук, а нога одна?
Задачи-шутки: – Это задачи с математическим смыслом:
1)Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей?
2)Знаешь ли ты почему у слонов круглые ноги?
3)Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
4)Сколько орехов в пустом стакане?
5)В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме дедушка и моль?
Занимательные вопросы, задачи, загадки я использую в ходе ООД с целью уточнения, конкретизации знаний детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.
Так, методически правильно подобранный использованный занимательный материал способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математике, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
— наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
— учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
— систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
— вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
— гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Вид проекта:
• познавательно — исследовательский
• групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь — май
Участники проекта:дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.
Организационный этап
Раннее развитие
Раннее интеллектуальное развитие – это обучение ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Ему особенно важно уделять внимание в первые 3 года жизни, так как в этот период формируются структуры мозга.
Этот процесс полностью завершается к 8 годам. Поэтому родителям не стоит откладывать интеллектуальное развитие ребенка на школьный период, ведь так они рискуют упустить лучшее время.
Создание условий для раннего интеллектуального развития
Принуждать ребенка узнавать новое не надо – в юном возрасте в силу природного любопытства он учится сам. Кроха с момента рождения знакомится с окружающей его средой. Поэтому задача родителей – в создании гармонично развивающей обстановки для малыша.
Лучший способ учить ребенка новому – игра. Она позволяет удовлетворять любознательность детей в исследовании всего их окружающего. А чтобы занятия были эффективными и проходили на позитивном фоне, родителям необходимо завершать занятия до того момента, как ребенок устанет.
Типичные ошибки родителей
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос любознательным, эрудированным. Но, стремясь к этой цели, многие допускают ошибки, которые рискуют свести к минимуму положительные результаты.
Наиболее распространенные неправильные действия пап и мам:
- Соблазн создать из своих детей более удачный вариант самих себя, видеть в них то, чего сами не сумели или не успели достичь.
- Навязывание занятий, к которым ребенок не испытывает влечения. Нередко взрослые принуждают детей к изучению того, чего не знают сами, но хотели бы знать. При этом игнорируют личные пожелания маленького человечка.
- Стремление добиться эффективности занятий любой ценой, что становится причиной появления проблем с детским здоровьем: невроза, головных болей, ухудшения зрения, сколиоза.
Лучший учитель: родитель или преподаватель?
Благодаря эмоциональной связи родители чувствуют своего ребенка и понимают, что ему необходимо в данный момент развития. Поэтому им не стоит слепо следовать методикам развития, даже успешно себя зарекомендовавшим. Важно учитывать индивидуальность ребенка, который будет смотреть на мир глазами того взрослого, кто его воспитывает и заботится о нем, постоянно находясь рядом.
А так как в детском возрасте ребенок доверяет только родителям, они и будут лучшими педагогами для него. Ведь посторонний человек, даже квалифицированный преподаватель, может вызвать негативную реакцию со стороны малыша: от зажатости и до испуга.
Слагаемые успешного раннего интеллектуального развития
- Инструментами раннего интеллектуального развития малыша должно быть все, что он видит вокруг.
- Окружающая развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться от простого к сложному.
- Нельзя подгонять развитие ребенка под педагогические методики. Важно учитывать его индивидуальные особенности.
- Ранее интеллектуальное развитие не должно нарушать эмоциональное и социальное состояние ребенка.
- В случае потери детского интереса к процессу учебы его стоит временно прекратить. Продолжить нужно, лишь убедившись, что ребенок не только воспринимает получаемые знания, но и движется в их освоении вперед.
Риски раннего интеллектуального развития
- Фанатичное раннее интеллектуальное развитие вызывает приток крови к коре головного мозга и дефицит кровоснабжения центров, отвечающих за сердцебиение, дыхание и пищеварение. Возникают спазмы сосудов, вследствие чего ребенок начинает жаловаться на усталость, головную боль и боль в животе.
- Дети, успешно развивающиеся интеллектуально с раннего возраста, чаще всего не умеют или не любят общаться со сверстниками. В будущем это может повлиять на их неумение строить здоровые отношения в обществе и ведение одинокого образа жизни.
- Одаренные дети нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, чье развитие происходило без акцента на интеллектуальное.
- Рано приобретенный багаж знаний может вызвать скуку во время учебы в школе и выработать негативное к ней отношение.
По статистике, один признанный гений приходится на 6 млн людей с обычными
способностями. Но генетики утверждают, что в числе каждых 100 тысяч
новорожденных появляется на свет одаренный ребенок.
Успех раннего развития – в мудром подходе
Занимаясь ранним интеллектуальным развитием ребенка, родителям важно не перешагнуть тонкую грань, которая вместо блага принесет вред физическому, эмоциональному и психологическому состоянию маленького человечка. Ведь знания должны давать пользу, а не становиться причиной дисбаланса во многих сферах жизни малыша.
Эксперт: Олеся Бутузова, врач-педиатр
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова