Игры на развитие музыкального слуха

Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.

Невнимательность или «музыкальная глухота»

Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.

Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.

Первое упражнение

Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.

Второе упражнение

Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого голоса. Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.

Третье упражнение

Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная игра, где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.

Четвёртое упражнение

Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.

Пятое упражнение

Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.

Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.

Автор – Станислав Колесник

Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:

Цель сборника – развить у детей дошкольного возраста музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности.

Задачи:

  • Формировать у детей музыкальные способности
  • В доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте
  • Развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух
  • Побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе НОД по МРД.

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Назначение дидактических игр — ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.

1 раздел. Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звукеля второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный мешочек

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Игры на развитие музыкального слуха

Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения.

Игровые действия. Превращение с помощью волшебных слов.

Ход игры. После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили вы, если бы были композиторами? Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им волшебные слова. Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации.

«Хитрая шляпа»

Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор.

Игровые действия. Передача шляпы.

Ход игры. После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда выскажутся все желающие.

«Поющие руки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук.

Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

Ход игры. После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; легкое встряхивание кистями – легкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой – осторожное, затаившееся движение и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Основная работа по развитию вокальных навыков проводится на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми. Специальные игры, которые развивают дикцию, дыхание, звукообразование, можно проводить и группе. Ведь дети хотят петь везде, а игры организуют их свободную деятельность, помогут в интересной, увлекательной форме развивать вокальные навыки.

Цель: развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.

Игровой материал: ударные инструменты.

Взрослый спрашивает ребенка «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т.п.). Ребенок отвечает, так же ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени. Затем взрослый аналогично придумывает другие вопросы («Что ты делаешь?» «Как меня зовут?» и т.п.), а ребенок отвечает.

Цель: развитие музыкальной памяти, певческих навыков.

Игровой материал: красиво оформленный мешочек, в нем игрушки – персонажи песен.

Взрослый достает из мешочка по одной игрушке, ребенок поет песню про эту игрушку, или танцует танец, или играет с этой игрушкой.

Например: утенок – «Танец маленьких утят», Чебурашка – «Песня Чебурашки», кукла – колыбельная кукле, мячик – игра с мячиком и т.д.

«Игра с песенкой» (игрушкой)

Цель: развитие музыкального слуха.

Игровой материал: игрушка – персонаж песни.

Дети, расположившись по кругу, поют про игрушку и передают ее из рук в руки по фразам песни. Сначала можно передавать игрушку без пения, просто слушая музыку.

Дети поют песню, затем по условному знаку (хлопку) продолжают петь про себя, по другому знаку (притоп) – снова поют вслух. Сначала можно «прятать» песенку не беззвучно, а очень тихо.

Цель: развитие образного мышления.

Игровой материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски.

Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его спеть песню, а потом передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

Цель: развивать музыкальный слух.

Взрослый и дети договариваются о том, что они попали в поющий город, где все жители не говорят, а поют, сами придумывая мелодию. Петь можно любые вопросы, ответы, предложения (например: «Давай поиграем! Очень хорошо! Во что мы будем играть?» и т.д.) или знакомые стихи, т.е. самим придумывать музыку на эти стихи.

Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки.

Взрослый и ребенок договариваются о том, как они показывают поющие листочки, как поет каждый листочек: высоко, низко, какой звук? Затем один из играющих поет за листочек, показывая его рукой и голосом, например:

Любая музыкальная деятельность, сопряжена с работой и развитием нескольких чувственных анализаторов – слух, зрение, голос, крупная и мелкая моторика. В музыкальной развивающей предметно-пространственной среде (МРППС) могут быть представлены материалы, упражняясь с которыми задействованы такие чувственные анализаторы, как слух, зрение (глаза) + мелкая и крупная моторика (ноги, руки), т.е использование мультисенсорного спектра –слышу, вижу, делаю.

Представляемая учебно-дидактическая игра может быть использована на музыкальных занятиях в качестве дополнительного материала, направленного на развитие тембрального и динамического слуха, а также на развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления.

Предметами данной игры являются пластмассовые коробочки одинакового размера, но различного наполнения – так называемые шумовые инструменты (перкуссии). Наполнение выбирается из природного материала – крупы, семечки, зерна, камешки и т.д. (мелкие, средние, крупные).

Игры на развитие музыкального слуха

Игры на развитие музыкального слуха

В данном случае соль — тихий звук, гречка – средний, горох – громкий.

Основой является деревянный ящичек или коробка, которая раскрашена в одинаковый цвет, но различной интенсивности – от светлого к темному.

Игры на развитие музыкального слуха

Дети, в зависимости от интенсивности звучания коробочек, тихий-средний-громкий, выставляют в коробку или ящик по нарастанию цвета бледный – средний — яркий.

Все перечисленное способствует накоплению опыта восприятия и анализа звуковой интенсивности и тембра. Дети слушают, анализируют, подбирают и выстраивают в классификационные ряды. Таким же образом можно подбирать звучание и шуршание мешочков с различным наполнением – можно использовать морские камешки разного размера и камешки из стекла, различные орешки и т.д.

Игры на развитие музыкального слуха

Ермолина Т.В. Музыка в детском саду: от 1 года до 8 лет. – М.: «Национальное образование», 2018.

Цель: Научить различать музыкальные и шумовые звуки.

Игровой материал: Кассета со звуками природы и отрывками музыкальных произведений.

Ход игры: Воспитатель: Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Листопада тихий шёпот,

Самолёта громкий рокот

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре.

Это звуки шумовые,

Только есть ещё другие.

Не шуршания, не стуки –

МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки

Воспитатель предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами. Если музыку – хлопают.

Музыкальная посылка

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

Примечание: Игра может быть использована для повторения песенного репертуара к празднику или как игровой момент занятия, как сюрпризный момент группового праздника или развлечения для детей или совместно с родителями.

Наш оркестр

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает воспитатель. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей.

Угадай, на чём играю

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 Усложнение: Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 Усложнение: После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

Рекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»

Программа музыкального развития дошкольников строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Дидактические игры — разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

В специальный подраздел выделены музыкально-дидактические игры, в процессе которых развиваются творческие и музыкальные способности. Эти игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Музыкально – дидактические игры можно организовывать на музыкальных и других занятиях, в свободное время, а также в эти игры могут играть дома родители с детьми.

«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЕТ МИШКА» (младшая группа)

Дидактическая задача: формировать умение различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушки, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Игровая задача: запоминать звучание каждого инструмента.

Игровые правила: внимательно слушать какой инструмент играет и помочь герою отгадать.

Игровой материал. Ноутбук, проектор, экран.

Ход игры. К детям в гости пришли любимые герои: Маша и Медведь. Маша просит помочь Мишке разобраться с музыкальными инструментами. На экране изображены музыкальные инструменты и нотка, под которой «прячется» звучание инструмента. Дети слушают и угадывают, какой инструмент прозвучал.

«КТО У НАС В ГОСТЯХ» (средняя группа)

Дидактическая задача: развитие тембрового и ритмического слуха.

Игровая задача: уметь подбирать нужные ритмы для разных персонажей.

Игровые правила: передавать ритм на инструментах, соответствующих персонажу

Игровой материал. Металлофон, колокольчик, деревянные ложки, бубен, ноутбук, проектор, экран.

Ход игры. К детям приходят в гости разные игрушки: Медведь, Зайчик, Лошадка, Птичка. На экране изображены животные. При нажатии на каждого из них звучит определенный инструмент. На столе перед детьми лежат инструменты – бубен, металлофон, деревянные ложки, колокольчик. Дети слушают и определяют, какой инструмент звучит и повторяют ритм. Можно предложить нескольким детям передать образ животного в движении.

«УГАДАЙ И ПОВТОРИ» (старшая группа)

Дидактическая задача: развивать тембровый слух.

Игровая задача: кто точнее повторит ритм на инструменте.

Игровые правила: угадать инструмент и правильно повторить ритм.

Игровой материал. Металлофон, колокольчик, деревянные ложки, бубенцы, ноутбук, проектор, экран.

Ход игры. Ребенок сидит спиной к экрану. Перед ним на столе лежат музыкальные инструменты. На экране изображены такие же музыкальные инструменты, при нажатии на картинку воспроизводится звучание данного инструмента. Педагог нажимает одну из картинок, ребенок слушает и повторяет ритм на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. Игра повторяется с другим ребенком. Игра проводится в свободное от занятий время.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М. просвещение 1983;

Ветлугина Н. А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» М. 1958;

Каплунова И. Н. «Этот удивительный ритм» С-П. «Композитор» 2005;

Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М. просвещение 1986;

Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» М. просвещение 1982;

Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников» М. «Академия» 1998;

Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального образования»;

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Младшая группа. Москва 2016г.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Средняя группа. Москва 2016г.

Автор : Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская область
Описание. Предлагаю игровой материал на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств. Данный материал могут использовать воспитатели и музыкальные руководители детских дошкольных учреждений, преподаватели общеобразовательной и музыкальной школ, родители и сами дети от пяти до семи лет.
Цель : развитие чувства ритма через музыкальное творчество.
Задачи :
1) учить детей слушать и слышать ритм музыки, различая длинные и короткие звуки;
2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимание, воображение;
3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми авторских заданий.

Игра является неотъемлемой частью учебного процесса. Она помогает понять и закрепить знания о полученном материале, будит интерес, развивает воображение у детей и взрослых, превращая обучающихся и обучающих в соавторов единого творческого процесса. Предлагаю игры, которые часто использую в учебном процессе на первой ступени обучения (подготовительный и 1 классы детской школы искусств), использую на концертах для родителей, чтобы они видели рост своего ребёнка и могли помочь ему при затруднении в выполнении домашнего задания.

I. Игра «Повтори ритмический рисунок»
1 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие).
Описание. Преподаватель стучит в ладоши или карандашом по столу ритмический рисунок мелодии, ребёнок повторяет. Затем ребёнок придумывает ритм, преподаватель повторяет, ученик проверяет правильность выполнения задания.
Пример.
Преподаватель проговаривает стихотворение:
Та, та, два кота.
Ребёнок отбивает ритм стиха ладошками (или пальцем по клавише, карандашом по столу, рукой по крышке инструмента, рукой в бубен, палочкой по клавише металлофона):

Игры на развитие музыкального слуха

Вопросы к заданию
1. Сколько звуков ты слышишь?
2. Где короткие звуки: в середине, в начале или в конце?
3. Где длинные звуки: в середине, в начале или в конце?

Игры на развитие музыкального слуха

2 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие).
Описание. Преподаватель предлагает простучать ритм по таблице:

Игры на развитие музыкального слуха

Вопросы к заданию
1. Простучи ритм в ладоши и проговори текст. Выделяй голосом длинные и короткие звуки : длинные тяни, короткие проговаривай быстро.
2. Нарисуй схему из нот к любому стиху (на выбор ребёнка или преподавателя).
Пример.
Дин, дон, дин, дон,
В зоопарке ходит слон.
Ребёнок а) проговаривает стих и отбивает ритм в ладоши;
б) определяет на слух количество длинных и коротких звуков;
в) определяет их расположение (в начале, в середине, в конце);
г) записывает схему стиха нотами — кружками.

Игры на развитие музыкального слуха

3 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие), видах звуков (шумовые и музыкальные).
Описание. В данном задании ноты записаны чёрными и белыми кружками, как вариант для детей первого класса. Задание содержит загадку.
В этом задании можно повторить вопросы из второго варианта игры, а можно поэкспериментировать с шумовыми и музыкальными звуками : ребёнок стучит ритм придуманным способом (Например, длинные звуки отбивает ногой, короткие — в ладоши, преподаватель угадывает, шумовые это звуки или музыкальные, повторяет за ребёнком задание, ребёнок проверяет выполнение задания. Потом задание предлагает педагог.)

Игры на развитие музыкального слуха

4 вариант игры
Музыкальная игра «Цветные клавиши»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, получение простейшего представления о длине звуков.
Опсание. Для этой игры ребёнку потребуется цветная клавиатура,

Игры на развитие музыкального слуха

Игры на развитие музыкального слуха

а также придумать свои незабываемые мелодии с авторскими стихами, в составлении которых может помочь педагог, родители, старшие товарищи. Можно обработать созданный ребёнком материал в программе Adode Photoshop, создать личный инструментальный альбом в бумажном или электронном виде, а также подготовить презентацию этого альбома с картинками и звучащими мелодиями, записать произведения в исполнении юного автора на диск, который приятно преподнести в подарок маме, бабушке, друзьям.

II. Игра «Поехали !»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, закрепление знаний о длительностях нот.
Описание. Игра «Поехали !» — для закрепления материала при изучении длительностей нот. Дети с удовольствием «ездят» на паровозиках. Можно изготовить вагоны из цветного картона, использовать в игре разные размеры (2/4, 3\4, 4/4/, 3/8, 6/8, 9/8), более мелкие длительности (шестнадцатые, тридцатьвторые), дать ребёнку попробовать самому заполнить вагончики длительностями в соответствии с предложенным размером.

Игры на развитие музыкального слуха

III. Игра «Песенки на лесенках»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи.
Описание. Игра «Песенки на лесенках» — ещё один вариант ритмического упражнения с изменением высоты звуков. Ребёнок здесь учится ориентироваться на клавиатуре, изменяя высоту звуков в соответствии с рисунком. Вариантов с диаграммой множество.
Пример :
а) можно предложить ребёнку рассмотреть диаграмму в красном цвете и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз);
б) определить, сколько коротких звуков и длинных (два коротких, 3 длинных), куда они идут : вверх или вниз (3 звука вверх, потом два вниз);
в) сыграть мелодию на инструменте от звука до (варианты : от ре, от фа, от си);
г) прохлопать ритм мелодии и подобрать к нему слова (Я иду гулять);
д) придумать свою лесенку, нарисовать её в альбоме, сочинить слова.

Игры на развитие музыкального слуха

Предложенные в разработке игры использую в донотном периоде обучения нотной грамоте, который занимает от месяца до трёх, в зависимости от возраста и способностей ребёнка, его заинтересованности и активности. Игры помогают увлечь малыша обучением, а педагогу дают простор для развития собственной фантазии и возможность использовать резервы своего творческого таланта, реализуя лозунг «Учи, играя !»

Цель: Научить различать музыкальные и шумовые звуки.

Игровой материал: Кассета со звуками природы и отрывками музыкальных произведений.

Ход игры: Воспитатель: Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Листопада тихий шёпот,

Самолёта громкий рокот

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре.

Это звуки шумовые,

Только есть ещё другие.

Не шуршания, не стуки –

МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки

Воспитатель предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами. Если музыку – хлопают.

Музыкальная посылка

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

Примечание: Игра может быть использована для повторения песенного репертуара к празднику или как игровой момент занятия, как сюрпризный момент группового праздника или развлечения для детей или совместно с родителями.

Наш оркестр

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает воспитатель. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей.

Угадай, на чём играю

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 Усложнение: Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 Усложнение: После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

Рекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»

Любая музыкальная деятельность, сопряжена с работой и развитием нескольких чувственных анализаторов – слух, зрение, голос, крупная и мелкая моторика. В музыкальной развивающей предметно-пространственной среде (МРППС) могут быть представлены материалы, упражняясь с которыми задействованы такие чувственные анализаторы, как слух, зрение (глаза) + мелкая и крупная моторика (ноги, руки), т.е использование мультисенсорного спектра –слышу, вижу, делаю.

Представляемая учебно-дидактическая игра может быть использована на музыкальных занятиях в качестве дополнительного материала, направленного на развитие тембрального и динамического слуха, а также на развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления.

Предметами данной игры являются пластмассовые коробочки одинакового размера, но различного наполнения – так называемые шумовые инструменты (перкуссии). Наполнение выбирается из природного материала – крупы, семечки, зерна, камешки и т.д. (мелкие, средние, крупные).

Игры на развитие музыкального слуха

Игры на развитие музыкального слуха

В данном случае соль — тихий звук, гречка – средний, горох – громкий.

Основой является деревянный ящичек или коробка, которая раскрашена в одинаковый цвет, но различной интенсивности – от светлого к темному.

Игры на развитие музыкального слуха

Дети, в зависимости от интенсивности звучания коробочек, тихий-средний-громкий, выставляют в коробку или ящик по нарастанию цвета бледный – средний — яркий.

Все перечисленное способствует накоплению опыта восприятия и анализа звуковой интенсивности и тембра. Дети слушают, анализируют, подбирают и выстраивают в классификационные ряды. Таким же образом можно подбирать звучание и шуршание мешочков с различным наполнением – можно использовать морские камешки разного размера и камешки из стекла, различные орешки и т.д.

Игры на развитие музыкального слуха

Ермолина Т.В. Музыка в детском саду: от 1 года до 8 лет. – М.: «Национальное образование», 2018.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector