Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха

Сегодня я хотела бы поговорить про игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников. Но прежде, чем переходить непосредственно к играм, несколько слов о том, что такое фонематический слух и почему важно заниматься его развитием.

Нет времени читать? Посмотрите видео «Игры для развития фонематического слуха у детей». Оглавление

Фонематический слух, что это?

Фонематический слух это способность малыша слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. При нарушении фонематического слуха малыш часто не различает близкие по звучанию звуки. Мозг малыша как-бы не слышит (искажает) то, что слышат его уши и слова с похожими звуками звучат для малыша совершенно одинаково, так мишка у него превращается в миску, крыса в крышу, а коса в козу.

Неразвитый фонематический слух часто становится причиной неправильного произношения у дошкольников, а также оборачивается проблемами в освоении чтения и письма у младших школьников.

Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей

Игра «Отгадай что звучит»

Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.

Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.

Игра «Хорошая погода»

Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.

Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.

Игра «Угадай кто кричит»

Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.

Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.

Игра «Жмурки»

Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.

С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши.

Игра «Иди или беги»

Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.

Игры для развития фонематического слуха у детей старше 3 лет

Игра «Поймай звук в ладошки»

Мама или папа громко и чётко несколько раз произносят отрабатываемый звук, например, звук «Л». Затем взрослый начинает проговаривать цепочку звуков, например такую, «А», «У», «Л», «О», «С», «Н», «Л» и так далее, и когда малыш слышит звук Л, он должен хлопнуть в ладоши. «А», «У», «Л», «О», «С», «Л».

После того как малыш научился выделять звук в цепочке отдельных звуков, игру можно усложнить, предлагая малышу ловить слоги и слова. Например, хлопай в ладоши когда услышишь слог «ЛА». Поехали, «ЛУ», «ЛО», «ЛА», «ЛЫ», «ЛА», «ОЛ». Или, хлопай в ладоши, когда услышишь слова в которых есть звук «Л». Поехали, «Кошка», «Дом», «Ложка», «Ножницы», «Колодец», «Уши».

«Игра в слова»

Хорошо известная с детства всем родителям «Игра в города» тоже подойдёт для развитие фонематического слуха. Мы просто адаптируем эту игру для малышей и просим их называть не города, а любое слов на тот звук, на который оканчивается слово предыдущего участника. Прелесть этой игры в том, что так малыш не только развивает фонематический слух, учась слышать и подбирать слова на определённый звук, но и расширяет свой словарный запас.

На портале Мерсибо 26 игр для развития фонематического слуха. Они помогут развить фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ и слуховую память. Игры подходят для развития фонематического слуха у детей от 3 до 8 лет.

Фонематический слух

В играх ребенок изучает звуки и буквы, дифференцирует звуки, находит лишние звуки в словах.

Звуко-буквенный анализ

В играх ребенок разбирает звуковой состав слова и проводит фонетический анализ. Он ищет место звука в слове, выделяет первый звук в слове, ищет ударную гласную, твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие.

Слуховая память

Ребенок на слух запоминает слоги или слова и находит их с опорой на картинку или по памяти.

Примеры игр для развития
речевого слуха

Игры на развитие фонематического слуха

В игре ребенок помогает дракончику сложить все гласные звуки по сундучкам с буквами. Например, облачко со звуком «О» надо положить в сундучок с буквой «О».

В настройках специалист может выбрать количество раундов и «лишний» звук, для которого нет сундучка.

Игра поможет детям выучить буквы и звуки, научиться их различать.

Игры на развитие фонематического слуха

Две принцессы собирают бусы, каждая из бусин со своей буквой. Ребенок помогает им: нажимает на бусину, слушает слог или слово, выделяет ударную гласную и относит бусину нужной принцессе.

Например, бусина со слогом «облако» подойдет для принцессы с буквой «О». А бусина «вода» для принцессы с буквой «А».

В настройках специалист может выбрать бусины со слогами или словами и буквы для каждой принцессы.

Игра поможет вам проработать ударные гласные с детьми.

Игры на развитие фонематического слуха

Ребенок помогает почтальону отправить письма нужным адресатам. Для этого он слушает имя получателя, выделяет в нем первый звук и кладет его в ящик с этой же буквой.

Например, надо отправить письмо рыцарю Родиону. Относим это письмо в почтовый ящик с буквой «Р».

В настройках специалист может оставить любой согласный звук или выбрать твердый согласный.

Игра поможет ребенку научиться проводить звуковой анализ слова, определять первую согласную в слове.

Игры на развитие фонематического слуха

Ребенок помогает тюленю отнести каждую картинку к нужной схеме. Для этого он определяет, где расположен заданный звук: в начале слова, в середине или в конце.

Например, картинку с полкой надо отнести к схеме «п—», картинку с «лопата» к схеме «-п-», «стоп» к схеме «—п».

В настройках специалист может выбрать звук для картинки и количество раундов.

Игра поможет детям научиться проводить звуко-буквенный анализ, находить место звука в слове.

Игры на развитие фонематического слуха

Ребенок учится говорить с инопланетянами. Для этого он внимательно слушает слоги и повторяет их. В конце игры можно повторить все выученные фразы.

Например, «ти-та-ту» переводится как «я люблю собачку», «бум-пум» — «давай играть».

В настройках специалист может включить или выключить микрофон, выбрать количество раундов и набор слогов.

Игра поможет обследовать фонематический слух, развить слуховую память и внимание.

Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования . Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели : развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры . Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры . Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука .

«Запоминайка».

Цели : развивать слуховое внимание, память.

Ход игры . Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — . на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — .

«Повтори и прибавь»

Цели : развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] — ПА; [Н], [О], [С] — НОС.

«Скажи наоборот».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры . Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

Автор: Голикова Елена Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории , МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №49» , г.Братск Иркутской области
Описание материала : Упражнения будут полезны всем неравнодушным родителям детей, которые хотят подготовить своих детей к школе. Также материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и специалистам.
Цель: Обогащение знаний родителей по подготовке детей к обучению в школе

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха , тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Фонематическое восприятие —
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Игры на развитие фонематического слуха

Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры. Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.
Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова.

Уважаемые родители ! Желаю Вам успехов в воспитании и обучении ваших детей !

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха у детей.

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же звуки, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Развитие фонематического слуха начинается с работы над неречевым слухом, способностью определять звуки природы, бытовых приборов, музыкальных инструментов.

ШАГ 1.

Узнаем неречевые звуки.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья); что гудит? (машина); кто кричит? (мальчик) и т.д.

Помогите малышу определить источник звука. Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, -удары громкие, если он удаляется -тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.

Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.

Взрослый предлагает ребенку прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

“Лишнее слово”
Взрослый четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.

«Верно-неверно»
Взрослый называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Похлопаем»
Взрослый напоминает ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

“Поэт”
Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово
в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту. (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол
Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то. (спички, щетку, ложку).

Говорила мышка мышке:
До чего люблю я. (сыр, яблоки, книжки)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую. (лису, белку).

Опустела мостовая,
И уехали. (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать
Краски, карандаш. (ручку, тетрадь, книгу)

“Различай и повторяй”
Взрослый предлагает ребенку повторять за ним только
один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:
“Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.
“Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.
“Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

Игры на развитие фонематического слуха

Правильность и чистота речи зависят от разных факторов: от развития фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Часто родители сталкиваются с проблемой, когда дети при разговоре путают буквы и слоги, заменяют их, пропускают. При этом, если ребёнка попросить выговорить букву или слог отдельно, он произносит правильно. Причиной этого может быть несформированый фонематический слух.

Фонематический слух – способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает и различает звуки. Для этого проводятся следующие игры.

«Ловишки». Взрослый произносит разные фонемы, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук или стечение звуков. Пример игры со звуком [Ш]: ф, с, м, ш, в, н, ш, к, д; ша, са, ма, но, ко, шо, ву, ду, шу; шапка, кот, кошка, хвост, сушка.

«Найди звук». Необходимы картинки с изображениями. Взрослый спрашивает, с какого звука начинаются все предметы на этих картинках. Например: арбуз, аист, апельсин. Звук [А]. Также можно предложить ребёнку картинки с другими гласными, спрашивать, какой звук первый/последний.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у ребёнка фонематического слуха. А значит, необходимо приступать к целенаправленным занятиям. Упражнений существует множество, заниматься можно в любой момент параллельно с другой деятельностью. Главное, чтобы всё проходило в форме игры. Сам термин «развитие фонематического слуха», конечно же, напугает ребёнка и отобьёт желание заниматься. Целесообразно начинать обучение детей действиям звукового анализа слов в организованной образовательной деятельности с четырёх лет.

Представляю вашему вниманию полезные упражнения для развития фонематического слуха, с помощью которых можно легко научить ребёнка правильно произносить слова.

«Выделение звука на фоне слова». Ребёнок определяет, есть ли заданный звук в перечне слов.

«Придумай слово». Ребёнок придумывает как можно больше слов на определённую букву. В усложнённом варианте нужно задать быстрый темп игры и постоянно менять звуки, на которые должно начинаться слово.

«Определение позиции звука в слове». Ребёнок определяет местоположение звука в слове. В игре допустимы задания на внимательность, когда искомого звука нет вообще.

«Определение последовательности звуков в слове». Усложнённый вариант предыдущей игры. Первоначально допустимо выполнение ребёнком задания с некоторой помощью со стороны взрослого (утрированное произношение звуков).

Игры на развитие фонематического слуха

«Определение количества звуков в слове» или «Сосчитай». Игра проводится с постепенным усложнением правил: на время, в соревновательной форме.

«Потерянные звуки». Ребёнок составляет слово из разрозненных звуков. Задание может иметь такую форму: «Послушай, какие звуки разбежались, поставь их рядом, чтобы получилось слово». Игру следует начинать с простых трёхбуквенных слов: кит, сок, дом. Старшие дошкольники справляются с дифференциацией сложных звуков.

«Классификация картинок». Перед ребёнком раскладываются предметные картинки, в названии которых имеются оппозиционные звуки, например [С] – [З]: сумка, забор, сапоги, сок, лиса, зубы, коза. Ребёнок раскладывает картинки на две группы, объясняя своё разделение.

Отдельный ряд игр направлен на предотвращение появления замены букв и звуков. Эти игры рекомендуется проводить с трёхлетнего возраста ребёнка.

«Волшебная палочка». Ребёнку предлагается послушать, как звучат предметы. Взрослый постукивает по ним карандашом. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стакан и другие предметы. После знакомства со звуками ребёнок с закрытыми глазами должен отгадать, какой предмет зазвучал.

«Доскажи словечко». Взрослый читает ребёнку хорошо знакомое стихотворение, например: «Спать пора, уснул бычок…». При этом не произносит последние слова в строчках. Ребёнок самостоятельно продолжает фразы.

«Далеко-близко». Взрослый произносит слова громко и тихо. Если слово звучит тихо, ребёнок говорит «далеко», если громко – «близко».

«О чём говорит улица?». Взрослый прислушивается к звукам на улице и называет их: шуршит машина, шумит ветер. Ребёнок аналогично определяет звуки и шумы, доносящиеся с улицы, и озвучивает их.

«Шумящие коробочки». Для игры необходимы два комплекта небольших коробочек (подойдут спичечные коробки) – для взрослого и ребёнка. Коробочки должны быть наполнены различными материалами, которые издают разные звуки. В качестве наполнителей подойдут песок, крупа, горох, кнопки, скрепки, пуговицы, бумажные шарики. Взрослый берёт коробочку из своего набора, трясет её. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Усложнённый вариант игры: взрослый трясёт одну за другой несколько коробочек, ребёнок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Также можно меняться ролями.

Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:

— работу начинать с простого, постепенно усложняя,

— работать в системе,

— учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Игры на узнавание неречевых звуков.

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен любой предмет издающий звук. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звук? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Узнай по звучанию».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

«Какой музыкальный инструмент звучит»

Цель игры: развивать слуховое внимания.

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Воспитатель предлагает рассказать любое стихотворение Агнии Барто громко и тихо.

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Определяют какие звучат звонко, а какие глухо, тихо и громко. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Игры на освоение навыков анализа и синтеза.

Цель: развитие слухового восприятия

Воспитатель предлагает определить количество звуков

АУ -2 АААА – 1 протяжный

Дети выкладывают нужное количество красных фишек.

Цель: упражнять в выделении первого протяжного гласного звука в слове

Воспитатель показывает предметную картинку (арбуз – аааааарбуз), дети выделяют первый звук обозначают его артикуляцией (карточка – ротик),

Воспитатель показывает с какого звука начинается слово (картинка- ротик). Дети подбирают подходящую предметную картинку и называют слово выделяя первый звук.

Цель: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.

Из множества предметных картинок необходимо выбрать слова начинающие со звука [а], [о],…

Цель: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.

Детям раздают большие карты, а маленькие берет воспитатель и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня. » и называет предмет.

Список используемой литературы:

1.А. И. Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите играя». Москва: Просвещение, 1983г.

2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Поособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.

3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Москва: Просвещение, 1983г.

4. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». _- М: «Акалис», 1995г.

Игры на развитие фонематического слуха

В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом. Рекомендуем вам следующие игры и упражнения на развитие фонематического слуха:

1. Как можно больше читайте ребенку детских стихов. При этом полезно играть с ним в такую игру. Вы читаете стихотворение, делая паузу в конце четверостишия, чтобы ребенок сам смог досказать словечко. Пример:

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …(пирог)

Не забывайте также разучивать с ребенком детские песенки, пойте их вместе.

2. С маленькими детьми разгадывайте т.н. рифмованные загадки. Рифмованные загадки — это загадки-стихотворения, в которых предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Отгадывание таких загадок вполне доступно даже самым маленьким, и малыши очень любят такие загадки. Пример:

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису)

Анимированные рифмованные загадки вы найдете у нас на сайте в разделе "Загадки для малышей"

3. С детьми постарше можно поиграть в рифмы. Научите ребенка подбирать пары рифмованных слов. Например, лягушка-подушка, кошка-картошка, ворона-корона. После того как он научится это делать, можно попробовать сочинять с ним короткие, шуточные стишки, используя рифмованные слова. Пример:

Птица важная ворона
К лицу была бы ей корона.

4. Ребенка четырех лет и старше можно познакомить уже с таким понятием, как предложение. Расскажите ему, что предложения бывают длинные, состоящие из большого количества слов, и короткие. Важно научить его определять на слух, сколько слов в предложении. Предложения надо подбирать простые, без предлогов. Например: Мама варит суп. Дедушка спит. Тане подарили новый велосипед. Можно выложить предложение из кубиков или деталей конструктора, заменив каждое слово кубиком.

5. От предложений переходим к словам. Слова тоже бывают разной длины. Например, слово дом — короткое, а слово инопланетянин – длинное. После этого научите малыша определять на слух, сколько слогов в слове. Пусть он по вашей просьбе "прохлопает" или "протопает" слова по слогам. Напомним, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных: например, в слове А-РИ-Я 3 слога. Очень рекомендуем вам следующую игру на развитие фонематического слуха. Можно перебрасывать друг другу мячик, произнося при этом слова по слогам. Пример: вы бросаете ребенку мяч и говорите МА. Он придумывает слово, начинающиеся на данный слог, и возвращает вам мяч, называя следующий слог этого слова. Например, ШИ. Вы бросаете ему мяч повторно, говоря НА. Получилась МА-ШИ-НА и т.д.

6. Научите ребенка находить ударный слог в словах. Полезно рисовать схему слова, состоящую из квадратиков. Количество квадратиков соответствует количеству слогов в слове. Ударный слог в слове надо закрасить темным цветом.

7. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать специальные упражнения на развитие фонематического слуха. Например, определить, какой звук в начале или в конце слова. Обращаем ваше внимание на то, что дошкольнику легче всего выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный (Аист, Облако, мяЧ, моХ и т.д). Труднее выделить начальный согласный и очень трудно конечный гласный.

Большое количество заданий на развитие фонематического слуха у детей вы найдете в разделе "Материалы для дополнительных занятий по букварю"

Игры на развитие фонематического слуха

Опыт организации предметно-игровой среды для решения задач развития речи дошкольников вне логопедических занятий.

Наш детский сад посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, поэтому учителя-логопеды и воспитатели очень внимательно относятся к организации игровой развивающей среды. В каждой группе выделен Речевой центр, в котором представлен различный материал для развития у детей фонематического слуха, артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики; для расширения, уточнения и обогащения словаря, развития связной речи. Многие пособия Речевых центров педагоги обновляют в соответствии с лексическими темами логопедических занятий. Например, осенью здесь находятся разноцветные листья для упражнений на развитие дыхания, картотека связанных с осенней темой артикуляционных упражнений, среди которых «Беличий хвостик», «Вкусная брусника», «Грибы» и другие; картотека пальчиковых гимнастик «Ветер дует нам в лицо», «Мы капусту режем, режем», «Мы листики осенние»; тематические наборы картинок «Осень в городе», «В осеннем лесу», «Осенняя прогулка». Однако, учитывая невозможность представления в рамках журнальной статьи все инструменты, используемые педагогами в разных направлениях работы над развитием речи дошкольников, мы представим читателям важные для усвоения фонетической стороны речи игры и пособия, которые способствуют развитию фонематического слуха.

На этапе формирования у детей умения узнавать неречевые звуки в Речевом центре находятся детские музыкальные инструменты — бубен, барабаны, погремушки, дудочки, металлофон, колокольчики и другие; пособие «Шумовые кирпичики»; наполненные крупами, бусинами и монетами контейнеры из пластика. В привлекательно оформленную коробку собраны предметы, с помощью которых детям можно продемонстрировать шуршание, звон, скрип, глухие и звонкие удары и другие звуки. Это фольга, бумага; маленькие флаконы разной формы из-под духов, свистки; ложки и стаканчики из металла, дерева и фарфора; ёмкости для переливания воды, деревянные и металлические молоточки, палочки, иное «богатство». Мы используем эти игрушки и предметы для выполнения с детьми игровых упражнений «Угадай, что внутри», «Гремелки», «Какой колокольчик звенит?», «Угадай, где шуршит», «Найди кубик по звуку» и других. Поддерживаем интерес дошкольников к их выполнению с помощью введения в игру знакомых сказочных героев. Например, предлагаем подсказать кукле би-ба-бо Незнайке, что звучит за ширмой, и предъявляем стук деревянных ложек, удары мяча, звон колокольчика, шуршание фольги.

Для упражнений «Какая свистулька звучала», «Что за чем звучит» и других на дифференциацию игрушек с разным характером звучания размещаем в группе неваляшек, погремушки, мягкие кубики с вшитыми бубенцами, глиняные свистульки. Воспроизвести последовательность их звучания предлагаем детям сначала при опоре на зрительный анализатор, а затем только на слух.

Игры на развитие фонематического слуха

Для формирования у дошкольников понятий громко-тихо, развития чувства ритма, навыков различения голосов по высоте, силе и тембру, а также воспроизведения заданного ритма и выполнения двигательных упражнений с ритмичным звуковым или словесным сопровождением широко используем детские музыкальные инструменты и оборудование Театральных центров групп — шапочки разных персонажей, маски, перчаточные куклы, би-ба-бо, театры ложек, вязанный, теневой и другие.

Например, в ходе игр с шапочками персонажей дети учатся различать голоса друг друга, подражать голосам разной высоты, которыми говорят герои известных сказок, в том числе и животные. Мы проводим упражнения «Кто голос подаёт?», «Мама ищет малыша», «Угадай, кто ответил» и другие.

Разыгрывая с дошкольниками сказку с персонажами пальчикового театра, развиваем у детей не только мелкую моторику пальцев рук, но и силу голоса, учим изменять его высоту.

Например, при проведении игрового упражнения «Кто пришёл?» для развития слухового восприятия и дифференциации ритмических рисунков используем иллюстрации к сказке «Три медведя» и плоскостные фигуры медведей. Воспитатель сообщает детям, что Маша ждёт в гости трёх медведей, но они придут в разное время и постучат в дверь по-разному. Далее педагог отстукивает разный ритм и предлагает дошкольникам определить, кто пришёл в гости.

При упражнении в дифференциации количества звуков (один-много) и повторении звукового ряда используем обозначающие звуки символы – плоскостные фигуры колокольчиков, плоские и объёмные геометрические фигуры, счётные палочки. Этот раздаточный материал имеется в Речевых и других центрах групп в количестве, достаточном для занятий с подгруппой детей.

Для формирования и закрепления у дошкольников умений различать близкие по звуковому составу слова подбираем предметные картинки. В игре «Покажи картинку» предлагаем дошкольникам наборы парных картинок, названия которых звучат сходно, например: уши – ужи, зуб – суп, крыша – крыса и другие. В игре «Семафор» педагоги используют предметные картинки и круги красного и зелёного цвета. Взрослый показывает детям картинку и называет ее. Если слово звучит правильно, дети показывают в ответ зеленый кружок, а если неправильно – красный.

При формировании представлений дошкольников о звуко-слоговом составе слов используем карточки с картинками и самостоятельно изготовленный дидактический материал для игровых упражнений «Собери цветок», «Звуковые часы», «Наряди ёлку» и другой.

Например, упражнение «Разложи на группы» проводим для обучения выделению в словах первого звука и предлагаем детям разложить картинки, сгруппировав их по начальному звуку в названиях. В игре «Подбери лучики» предлагаем составить солнышко с лучиками, на которых есть изображения предметов с заданным звуком в названиях.

Представленный компонент игровой среды группы, организованный совместно воспитателями и учителями-логопедами, способствует овладению дошкольниками правильным произношением звуков родной речи.

Рима Абдеева, воспитатель
Екатерина Крюкова, учитель-логопед
Альбина Рахимкулова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 59 г.о. Салават

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector