Примечание. Материнское молоко – идеальное питание для ребенка первого года жизни. Оно дает минимальную нагрузку на незрелые органы пищеварения ребенка и хорошо усваивается.
Различия в составе молока и молозива
Зрелое молоко
Примечание. Молозиво – продукт питания с небольшим объемом и высокой плотностью. Даже малое его количество полностью удовлетворяет потребности новорожденного ребенка. Оно заполняет протоки молочной железы в течение последнего триместра беременности, и вырабатывается еще несколько дней после рождения ребенка.
Количество кормлений в сутки
Количество кормлений.
8 дней-1 месяц
8-12 месяцев
Примечание. Грудное вскармливание проводится по требованию ребенка, а не по расписанию. Каждый малыш требует индивидуального подхода. Поэтому количество кормлений может быть в норме больше, чем указано в таблице. Там представлены средние значения.
Объем пищи на одно кормление
Объем питания
Первые 2 недели
С 3 недели до 2 месяцев
5-12 месяцев
Расчет объема питания у детей первого года жизни.
1.Формула Тура.
80(70)*n=V, где n-число дней жизни новорожденного, 80-коэффицент для массы тела при рождении более 3200г, 70-для массы менее 3200г.
2.Объемный способ.
После 10 дня жизни ребенок получает объем питания, равный 1/5 массы тела, с 2-х до 4-х месяцев-1/6, с 4-х до 6-и месяцев-1/7, старше 6-и месяцев-1/8, но не более 1 литра.
3.Калорийный метод.
Применяется у недоношенных. На 1 литр молока приходится 700 ккал энергии. Расчет проводится по потребностям.
Корригирующие добавки.
- Соки. Вводятся с 2-2,5 месяцев постепенно до объема 10*n.
- Тертое яблоко или пюре. Вводится с 3-3,5 месяцев, при запорах-с 1-1,5месяцев, в количестве 10*n.
- Желток яйца. В 5-6 месяцев-1/4 желтка, через 1-1,5 месяца-1/2 до 1 года.
- Творог. В 5-6 месяцев начиная с 1 чайной ложки, постепенно доводя до 2-х столовых ложек.
Примечание: n – число месяцев жизни.
Порядок введения блюд прикорма
Овощное пюре вводится с 5-6 месяцев, через 10-14 дней – 5% безглютеновая каша на половинном молоке, через 2-3 недели – 8-10% каша, через 1 месяц – смешанные каши. Мясное гаше (пюре) дается с 6-6,5 месяцев, с 8-10 месяцев получает мясо в виде фрикаделек, с 10-12 месяцев – в виде паровых котлет.
Последующая смесь №2 вводится с 8-и месяцев, в 9 месяцев дается кефир, к 11-12 месяцам еще одно кормление заменяется на последующую смесь, или молоко, или кефир.
В каком возрасте нужно прекратить кормить грудью — рекомендации для молодых мам
Очень многие матери отмечают, что наибольшую радость материнства они испытывают во время кормления ребенка грудью. По их мнению, именно в этот момент приходит осознание того, насколько прочна связь между мамой и малышом, некоторые описывают свои ощущения в этот момент не иначе как «чувство, когда в самом буквальном смысле слова даришь ребенку частичку себя». Однако с возрастом малыша постепенно назревает вопрос — когда же наиболее правильно престать кормить грудью? Ведь все знают о пользе грудного молока для организма ребенка, поэтому раннее отнятие от груди может негативно отразиться на его здоровье. Но, как выяснилось, и позднее кормление также не очень полезно для малыша.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить грудью до тех пор, пока у мамы есть молоко. По их мнению, это полезно для обоих — ребенок дополнительно получает вещества, которых ему не хватает из обычной пищи, мама же таким образом сохраняет красоту и объем своей груди. Но многие дети старше года (возраст, когда уже возможно питание кашками, пюре, супами) на фоне кормления грудью зачастую отказываются от обычной пищи, так как ему намного проще и привычней наедаться «по-старинке». Бывают случаи, когда малыши возрастом трех лет питаются исключительно материнским молоком. Согласно мнению многих педиатров-диетологов, это ведет за собой ряд негативных последствий:
— Задержка развития собственного иммунитета ребенка — с молоком матери он получает необходимые антитела, тем самым организму ребенка нет необходимости защищаться самостоятельно, что приводит к частым заболеваниям в будущем;
— Состав материнского молока уже не в состоянии обеспечивать все потребности ребенка старше одного года, что влечет малый набор веса и даже белково-энергетическую недостаточность;
— Психологический аспект проблемы — в таком возрасте ребенок уже осознает себя и кормление грудью, возможно, приводит к тому, что в будущем личность будет очень сильно зависеть от мнения матери;
— Недостаточная нагрузка на зубочелюстной аппарат (все-таки сосать грудь легче, чем жевать пищу) вызывает повышенный риск неправильного развития зубного ряда и прикуса.
Поэтому важно вовремя прекратить кормление грудью. Идеальным считает период от 12 до 14 месяцев возраста ребенка. Хотя уже с 6 месяцев необходимо одно кормление грудью в день замещать прикормом — специальным овощным пюре. В 8 месяцев вводят второй прикорм — молочную кашу и тем самым замещают еще одно кормление. В 9-10 месяцев вводят третий прикорм и после этого ребенка кормят грудью только утром и вечером, перед сном. После года необходимо отменять и эти кормления, заменяя их молочной кашей.
Некоторые мамы так долго кормят грудью, потому что это единственный способ успокоить ребенка, особенно если он проснулся ночью. В таком случае, можно давать малышу сцеженное молоко из бутылочки, либо, при его отсутствии, специальную адаптированную смесь. Как правило, ребенок замечает «подмену» только первый-второй день.
Отмену грудного вскармливания именно в возрасте ребенка чуть больше одного года оправдывают и психологи. Они утверждают, что именно в этот период активно развивается кругозор малыша, происходит переход от неосознанного существования организма к осознанию себя и окружающих. Все это создает предпосылки для наиболее безболезненного отказа от естественного вскармливания. Если пропустить этот момент, то маленький ребенок воспринимает этот процесс не на уровне инстинктов, как в первые месяцы жизни, а уже вполне осознанно и может к нему привыкнуть, что приводит к более трудному отказу при более старшем возрасте ребенка.
Природа очень мудра и всему отвела свое время. Поэтому длительное кормление ребенка грудным молоком влечет за собой больше минусов, чем плюсов.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство»
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Грудной возраст длится с 29-го дня после рождения до конца 1-го года жизни. Масса головного мозга по отношению к массе тела новорожденного составляет 1:8 (у высших приматов – 1:80–100). Для грудного возраста характерны:
- тесный контакт ребенка с матерью. Мать кормит своим молоком ребенка;
- высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем. В течение 1-го года жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается;
- высокий темп роста обеспечивается интенсивным обменом веществ и преобладанием анаболических процессов, чем объясняется высокая потребность в основных питательных веществах и калориях на килограмм массы тела. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает потребность взрослого человека;
- совершенствуются морфологическая структура и функции нервной системы ребенка. По мере дифференцирования ЦНС быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие ребенка. С первых недель жизни формируются условные рефлексы, развиваются двигательные умения, сложные локомоторные акты (функция кисти, самостоятельная ходьба и др.). К концу года появляется речь;
- после 3–4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацентарно приобретенный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит относительно медленно. Редкая заболеваемость вирусными детскими инфекциями у детей в условиях семьи связана главным образом с отсутствием неконтролируемых контактов с другими детьми, в детских учреждениях ситуация часто бывает обратной.
Характерными патологиями в грудном возрасте являются:
- несбалансированное питание может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. В условиях интенсивного роста неадекватное потребностям растущего организма питание может приводить к развитию дефицитных состояний (рахита, анемии, дистрофии);
- аномалии конституции: экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатезы;
- сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. При инфекционных заболеваниях могут быть судороги (как и при высокой центральной температуре), менингеальные явления, токсикоз, обезвоживание. Организм чувствителен к гноеродным бактериям и особенно к возбудителям кишечных инфекций (в том числе к вирусам и условно патогенной флоре). Высока чувствительность к РС-вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам;
- нередко развиваются желудочно-кишечные дисфункции, что связано с особенностями органов пищеварения и необходимостью их интенсивного функционирования (высокая потребность в пластических веществах и энергии);
- анатомо-физиологические особенности органов дыхания: узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др. способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью;
- атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш), не оставляя после себя иммунитета;
- высока частота синдрома внезапной смерти;
- манифестация врожденной психиатрической патологии (умственной отсталости, раннего детского аутизма и др.).
У детей с невропатической конституцией (невропатией) указанные соматовегетативные патологии достигают клинически значимой степени.
Развитие речи у младенцев, пожалуй, лучше всего характеризует формирование сознания ребенка и его социальных отношений.
Ранняя вокализация (гуление) отмечается в возрасте 1–4 месяца. Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование и бульканье воды. С 1-го месяца младенец улыбается, в 4 месяца оборачивается на голос, громко смеется.
В период от 3–4 до 15 месяцев он лепечет (лепечут и глухие младенцы, но менее активно и без интонаций речи окружающих взрослых). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности, включая те, которых нет в родной речи (произносится до 80 разных звуков речи). В 5 месяцев младенец оборачивается на звуки, в 6 месяцев имитирует мелодию речи взрослых, в 8 месяцев понимает слово «нет», неосознанно произносит «папа», «мама». В 9 месяцев жестикулирует, в 10 – осознанно говорит «папа», «мама», в 11 месяцев произносит и другое слово, в 12 – произносит слова осмысленно, но его речь непонятна.
В 2–3 месяца младенец становится способным различать живые объекты и неодушевленные, по-разному к ним относиться. Увидев лицо матери, улыбается ей, вокализирует, пытается имитировать что-то вроде общения с ней. Неодушевленные объекты он обследует, пробует тащить в рот или выбросить из своего манежа. В 3 месяца отчетливо различает на фото разные лица, незнакомые лица порождают у него сердцебиение, реакцию ориентации. Более других в этом возрасте и много позже он предпочитает лицо матери. Если до 2,5 месяца ребенок обращает внимание на грани и углы лица, то к 3 месяцам его внимание привлекают преимущественно глаза, он уже смотрит прямо в глаза другому человеку (появляется «контакт глаз»). В это же время он уверенно распознает лица знакомых людей, но признаков привязанности к ним еще не обнаруживает, без них не скучает. К 6 месяцам приобретает способность помнить об объектах, которые отсутствуют, начинает осознавать разлуку со знакомым человеком.
В 9 месяцев ребенок ползает, встает на ноги, ходит с опорой, в 12 – ходит без опоры.
В возрасте около года ребенок узнает свое отображение в зеркале. Это означает, что он отчетливо разграничивает себя, свой внутренний мир, с одной стороны, и все находящееся за его пределами – с другой. Другими словами, к году младенец осознает себя человеческим существом, недвусмысленным образом выражает другому человеку свои желания, демонстрирует свою самостоятельность. Чуть позже дети станут «вредными», способными энергично отстаивать свои интересы, упрямиться, капризничать, манипулировать взрослыми («эти вредные двухлетние дети»). Очень рано, предположительно в интервале от 1 до 2 лет, возникает также устойчивое осознание половой принадлежности. По поведению, интересам к игрушкам можно безошибочно определить, с каким полом ребенок себя идентифицирует. Это может означать, что нарушения самоосознавания могут возникать в очень раннем возрасте, клиническая проблема состоит лишь в том, каким образом их можно выявить.
Ответы на вопросы кормящих мам. Почему грудной ребенок не прибавляет в весе?
Чтобы получить ответ на все вопросы надо знать, что существуют два важных показателя: рост и вес ребенка, которые характеризируют физическое развитие ребенка. Очень часто молодые мамы расстраиваются и спрашивают:
Сколько должен ребенок прибавлять в весе?
Каждый ребенок прибавляет в весе по-своему. Ребенок, который родился после 38 недели беременности, считается доношенным. Средний вес доношенного ребенка для мальчиков считается нормой не более 3,5 кг., для девочек 3,2 кг.
Это средние показатели, если рост ребенка в пределах 45-54 см. В последние годы наблюдается рождение «крупных» детей, с весом до 4 кг. и больше. Сразу после рождения ребенок теряет в весе, в течение первой недели около 5-8% от начального веса, что обычно составляет 170-280 граммов.
Далее прибавка в весе должна быть в среднем в таком соотношении:
— в первый месяц- 115-120 граммов в неделю,
— от 1 до 6 месяцев 450-900 граммов в месяц,
— от 6 до 12 месяцев 450 граммов в месяц.
В первые месяцы жизни педиатры рекомендуют взвешивать ребенка ежедневно, в последующие 3 месяца два раза в неделю, а затем до года — один раз в месяц.
Годовалый ребенок должен весить в среднем 10,5 кг.
Почему ее ребенок не прибавляет в весе?
Ведь она бесконечно кормила, ухаживала своим малышом, а вес его за это время нисколько не увеличился.
Правильный ответ эти мамам такой: грудной ребенок сам знает, сколько ему надо прибавлять в весе. Когда его прикладывают к груди, он сосет только до того, пока не наестся. А если молока недостаточно, то начинает требовать плача или же начинает сосать свой кулачок.
Также многих мам, если их ребенок не прибавляет в весе, интересует вопрос: достаточно ли она кормит ребенка?
Причины, почему ребенок не прибавляет в весе, в основном могут быть следующие:
— недоедание, является актуальным только в раннем периоде жизни ребёнка, пока не установилась лактация. Достаточно ли ребенку молока установить можно по количеству мокрых пеленок и опорожнению малыша, состоянию груди.
— недостаток питательных веществ в молоке. Грудное молоко, по своему составу бывает так называемое, «переднее» молоко и «заднее» молоко. «Переднее» молоко жидкое, менее питательное, накапливается оно в груди в промежутках между кормлениями, а «заднее» молоко более густое и жирное, вырабатывается в период сосания.
— неумелое кормление грудью и добавление прикорма. На сегодняшний день установлено, что ребенка необходимо прикладывать к груди не менее одинадцати раз в день, а также обязательно кормить ночью. Правильное прикладывание стимулирует лактацию молока.
— неправильный уход за ребенком. Например, если делать массаж малышу во время кормления, то он может способствовать потерю веса ребенка.
— дизбактериоз, появление зубов и другие болезни. Нестерильные соски мамы, прикармливание малыша могут стать причиной нарушения микрофлоры кишечника, соответственно ухудшения детского стула и снижения веса. Также, когда у ребенка начнут резаться зубки, обычно аппетит его ухудшается, и он не прибавляет в весе. Когда ребенок болен, он может даже убавлять в весе.
— психическое состояние ребёнка. Если ребенок плохо спит, постоянно плачет или же физически активен чересчур, то естественно может не прибавить в весе.
— наследственное телосложение. Есть дети, которые в норме набирают меньше веса, чем остальные. Это дети эктоморфного телосложения, в основном худые и длинные. У них больше калорий уходит на рост, а не на прибавку веса. Также дети родителей с маленьким ростом могут отставать в прибавке веса, по сравнению с детьми родителей с нормальным ростом.
Достаточно ли ребенок высосал молока?
Педиатры считают, что если ребенок получает достаточно молока, то это видно по нескольким основным показателям:
— обычно приходится менять 6-8 мокрых пеленок в день после первых 3 дней жизни.
— по изменениям стула,
— по наполненности груди до кормления и после кормления. Если грудь до кормления плотный, а после кормления пустой, а в перерывах молоко течет, то это признаки достаточного выделения молока.
— по внешним признакам ребенка, как он сосет и насколько удовлетворенным выглядит. Если ребенок сосет энергично и видно, как он глотает молоко, а после кормления он довольно засыпает, то, судя по всему, он получает достаточно молока.
Немаловажный интерес для мам, которые озабочены проблемами веса своего малыша, также представляет ответ на вопрос:
Существуют специальные формулы для вычисления веса ребенка:
Вес детей от 6 месяцев до 12 месяцев считают по формуле:
Вес при рождении ( в гр.) + (800 × 6) + (400 (возраст ребенка ( в мес.) – 6)).= вес ( в гр.)
Например, девочка при рождении весила 3500 г , сколько она должна весить в 9 месяцев? Вычисляем по формуле: 3500 + ( 800 × 6) + (400 × (9 – 6)) = 3500 + 4800 + 1200 = 9500
Значит, вес девочки в 9 месяцев должна быть не меньше 9,5 кг .
Для детей до 6 месяцев формула выглядит так:
Вес при рождении (в гр.) + (800 × возраст ребенка ( в месяцах)) = вес ребенка (в гр.)
Например, мальчик родился с весом 3200 гр., через два месяца вес его составляет 4900гр. Много это или мало?
Считаем по формуле: 3200 + (800 × 2 ) = 4800. Все нормально, малыш хорошо прибавляет в весе.
Если же, все таки, систематически каждый месяц вес тела вашего малыша увеличивается ненормально, то надо выяснить причины этого:
И последний совет, если окажется, что не в ваших силах борьба с отсутствием прибавки веса ребенка, необходимо направиться в поликлинику к врачу-педиатру. Они помимо веса, роста, объема груди и головы, обращают внимание также на развитие моторики руки, что выражается в удерживание игрушки, в точности движений руки и пальцев, в перекладывании игрушки из одной руки в другую, в способности малыша брать мелкие предметы.
Также не следует забывать, что вес ребенка при каждом взвешивании зависит от наполненности его желудка, мочевого пузыря или кишечника.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка
Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности — 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.
Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.
Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является «послеродовый стресс», не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.
Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз — набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.
Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания — гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.
Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.
Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.
Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.
Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.
В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.
Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.
Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.
Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше — в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения — телевизор, компьютер, радио и т.д.
Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.
Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Долгие месяцы ожидания и волнений позади, а нелегкий труд и бесконечное терпение молодой мамы, прошедшей через роды, оценены по достоинству. И вот на руках у новоиспеченных родителей оказывается крошечный малыш, который навсегда меняет их жизнь, привнося в нее сотни забот и миллионы радостных моментов. Новорожденный только кажется беспомощным. На самом деле, познакомившись с новым членом семьи поближе, родители понимают, что ребенок в первые недели и месяцы жизни уже многое умеет и еще большему учится.
В течение года из сладко сопящего комочка он превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на своем собственном языке. А еще принимать непростые решения: «Есть или не есть цветную капусту?» Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит!»
Развитие ребенка по месяцам идет очень быстро — день за днем малыш меняется у вас на глазах. Каждый новый навык — большая радость для родителей, но вместе с переменами приходят и новые вопросы:
Стоит ли волноваться, если темпы набора веса снижаются на шестом месяце жизни?
На какие особенности нужно обращать внимание при проведении медицинских осмотров?
Как организовать режим дня малыша, ведь в первые недели жизни он спит 18 часов в сутки, а к 12 месяцам только 1 раз прерывается на дневной сон?
Когда ребенок уже понимает слово «нельзя»?
Чтобы помочь молодым родителям, мы создали календарь развития малыша по месяцам. Он позволит сравнить показатели на весах с нормами, понять, каких достижений можно ждать в первый год жизни ребенка, узнать об особенностях детского здоровья, секретах прикорма и веселых играх, помогающих активному развитию малыша до года.
Важные размеры
Действительно, рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди – это основные показатели, с помощью которых оценивается физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша – это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди и головы ребенка должны измеряться один раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.
Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46–56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.
Что же происходит с ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего – на целых 20–25 см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет.
После первого года темп прибавки роста несколько снижается: на втором году жизни ребенок вырастает на 8–12 см, на третьем — на 10 см. После трех лет считается нормальным, если ребенок в год вырастает не менее чем на 4 см.
Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год до 8–10 см и даже более. Причем у мальчиков и девочек это происходит, в разном возрасте – девочки «стартуют» раньше на 1–2 года, зато мальчики потом их догоняют и перегоняют.
Интересный факт: быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, – быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.
Что влияет на рост
То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. Если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. Причем мальчики растут обычно так же, как их папа (или родственник по мужской линии – дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тетя). Так что если папа ребенка до определенного возраста стоял на физкультуре в строю сверстников последним или предпоследним, а подростком за одно лето резко вырос, то вероятно, что и у сына тоже будут такие же темпы роста.
Существуют формулы, которые позволяют вычислить генетически заложенный рост вашего ребенка. Однако в зависимости от некоторых других факторов рост ребенка может быть больше или меньше, отличаться от расчетного до 10 см!
Девочки = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 – 6,5 см.
Мальчики = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 + 6,5 см.
И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.
А еще установлено, что дети растут во сне. Гормон роста выделяется в кровь ночью, когда ребенок крепко спит. Большая часть гормона вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Так что чтобы ребенок хорошо рос, он должен спать именно в это время, причем не просто спать – сон его должен быть уже глубоким. Кроме того, сон должен быть еще достаточно продолжительным: до 12–14 лет ребенку надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8.
За ростом ребенка надо внимательно следить. Существует такое состояние, как дефицит гормона роста (соматотропная недостаточность) – часто это врожденная болезнь. У ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста (СТГ). Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти: в 2 года вместо средних 80–85 см, он имеет рост 78–80 см. К пяти годам это отставание все более заметно, и с каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников. Если такого ребенка не лечить, то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Но если вовремя заметить отставание в росте и начать лечение искусственным гормоном роста, то ребенок вскоре догоняет сверстников, а потом и сам растет хорошо.
Записывайте рост вашего малыша примерно раз в год в одно и то же время. Если ребенок растет на 4 см в год после 4 лет – это нормально, но если меньше, то это повод для беспокойства.
Получая результаты измерения своего малыша нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к определенному возрасту достигать среднестатистического роста. Нужно учитывать рост при рождении, а также темпы прибавки этих показателей: так, новорожденный с ростом 48 см может значительно отличаться по антропометрическим показателям от ребенка, родившегося с ростом 55 см и весом 4000 г. И это совершенно нормально – хорошо, когда в мире есть разнообразие!
Нормой для новорожденного считаются:
рост: от 46 до 56 см
Прибавка роста по месяцам:
1–3 мес: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)
3–6 мес: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)
6–9 мес: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)
9–12 мес: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)
Средние показатели роста в 1 год:
70% гормона роста вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Получается, что в это время ребенок любого возраста должен не просто спать, а видеть десятый сон – причем глубокий. Поэтому, чтобы хорошо расти, до 12–14 лет надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8
На росте могут сказываться проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения. Регулярный прием лекарств, содержащих гормоны глюкокортикостероиды (например, для снятия приступов астмы), тоже замедляет рост.
Как повлиять на рост ребенка
- Чтобы ребенок рос, организму нужны аминокислоты, которые можно получить только из полноценного белка. 60% белковой пищи должны составлять молочные продукты, яйца, рыба, птица, мясо – в общем, продукты животного происхождения. Они не должны быть очень жирными, так как жир тормозит выработку гормона роста.
- Энергию для роста дают углеводы, однако их нужно получать из злаковых и зерновых блюд. Сладости, в которых нет клетчатки, замедляют выработку гормона роста. Недробленые злаки (гречка, пшено, перловка и т. п.), наоборот, повышают синтез СТГ.
- Витамины и минеральные вещества тоже важны для роста. Особенно витамин D, при недостатке которого развивается рахит.
- Не забывайте про кальций и йод. Кальций увеличивает объем и прочность костей, йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которые тоже влияют на рост.
- Важен и общий режим дня: ребенка нельзя перегружать как физически, так и психологически. Он должен много гулять и хорошо спать.
Цены на услуги
Внимание! Цены на услуги в разных клиниках могут отличаться. Для уточнения актуальной стоимости выберите клинику
Почему современные гинекологи не советуют родившим женщинам кормить грудью более 1-1,5 года? В каких случаях длительное грудное вскармливание, наоборот, показано матерям? Зачем малышу и молоко, и прикорм? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог Юрий Булат.
Чрезмерное кормление грудью может быть опасно для женского здоровья
— То, чему учили нас 25 лет назад, отличается от того, с чем встречаешься в практике сейчас. Раньше был всего 21 пункт риска рака молочной железы. Сейчас их 80.
Ранее к основным факторам риска развития опухоли молочной железы относили несколько. Например, ситуация, когда женщина не рожала и не кормила грудью вообще. Когда рожала впервые позже 30 лет и когда кормила грудью длительно. Сейчас, в литературе нет пункта «длительное кормление грудью может вызвать рак молочной железы». Однако это не значит, что проблем со здоровьем при чрезмерном кормлении у матерей не будет.
— У меня на участке есть пациентка. Она уже родила двоих и каждого кормила грудью по 2,5 года. По сути, в общем и целом 5 лет. Уже в то время она наблюдалась с диагнозом «остеопороз». Недавно забеременела и пришла ко мне в третий раз. Женщина заинтересована в ребенке. Родила. Я ей объясняю, что третьего малыша лучше не кормить грудью так долго. Мол, остеопороз будет прогрессировать. Она не слушает, продолжает его кормить уже 1,5 года, сама при этом еле ходит. Женщины, иногда стоит слушать врачей, они плохого не советуют!
Возможно, такое чрезмерное желание кормить грудью обусловлено тем, что это относительно дешево. Возможно тем, что подобную модель поведения активно продвигают педиатры.
Поэтому если проблем нет, молодые матери чаще всего кормят. К гинекологам они приходят, если вдруг сталкиваются с трудностями.
Радует, что большинство матерей сознательно выбирает грудное вскармливание
— Мы, гинекологи, помогаем молодым матерям решать проблемы. Например, недавно на приеме у меня была женщина, которая, несмотря на вопросы, хотела кормить грудью. Она пять раз прекращала лактацию, затем возобновляла. Человек был заинтересован. Вместе с ней мы боролись с воспалением и другими трудностями, и она безопасно для малыша продолжала кормить его. Радует, что большинство молодых матерей сознательно выбирает грудное вскармливание, но лишь в первый год жизни ребенка.
Ведь противопоказаний, по большому счету, два: от инфекционистов (при наличии ВИЧ) и онкологов. Хотя иногда встречаются женщины, которые вроде бы и здоровы, но генетически у них мало молока.
Врач продолжает, что сегодня острее стоит проблема, когда приходят кормящие и уже вновь беременные женщины.
— Для нас, врачей-гинекологов, важно сохранить здоровье женщины, поэтому объясняем, что незапланированная беременность в период кормления грудью нежелательна. К сожалению, уже нередко встречаются случаи, когда приходят беременные спустя три месяца после кесарева сечения. В таких случаях мы взвешиваем все риски и часто приходим к тому, что рожать менее опасно, чем делать аборт. Такая беременность всегда сопровождается осложнениями, но работаем с женщиной сообща.
Во всем должна быть мера и в кормлении грудью также
Врач уверен: во всем главное — соблюдать меру. Кормление грудью не исключение. Желательно делать это не более года-полутора после рождения ребенка. Причем такое поведение матери будет полезно и малышу. Ведь с полугода педиатры уже советуют вводить ребенку докорм. Женщине важно не затягивать с его введением.
Схема здесь простая. Например, в 6 месяцев малыш берет грудь 6 раз в день. Далее мама вместо одного из кормлений предлагает ему докорм (согласовывая это с педиатром), месяц за месяцем заменяя грудное вскармливание. Таким образом, через год после рождения малыш постепенно переходит на обычную еду. И это нормально. По медицинским нормам, в 8 месяцев ребенок должен уметь глотать твердую пищу, затем со временем у него появляются зубы, и он становится уже почти самостоятельным.
Этот факт подтверждают и аллергологи. Считается, если не вводить прикорм с 6 месяцев, становится выше риск развития аллергий у малыша. Стоматологи говорят, что без своевременного докорма у ребенка может быть нарушен прикус. Гинекологи думают, что длительное кормление приводит женщин к остеопорозам.
Матери также не нужно забывать о хорошем питании и дополнительных витаминах и микроэлементах.
— К сожалению, ко мне иногда приходят женщины с синяками на груди. Ребенок кусается. Это тоже нехорошо для женщины. Поэтому я всегда объясняю пациенткам: появились зубки у малыша — пусть кушает сам.
При этом врач говорит, что он ни в коем случае не отрицает пользу грудного молока для младенца. В нем больше нужного малышу белка, иммуноглобулина, жиров. Но это необходимо ребенку лишь в первые месяцы жизни. Затем полезные вещества необходимо получать и из докорма.
— Многие молодые матери боятся инфекций для малыша и того, что иммунитет ребенка будет низким. Однако здесь важно учитывать, что к 1 году у ребенка иммунитет уже сформирован, далее до 7 лет он просто развивается, формируется окончательно. Если продолжать кормить и после года (то есть постоянно защищать от инфекций), то малыш, условно говоря, не переболеет в детстве тем, чем нужно. Соответственно, будет страдать детскими инфекциями во взрослом возрасте. Это значительно хуже для организма. И каков выход, кормить ребенка грудью до 7 лет? Нет.
— А может ли быть вредным для женского организма полный отказ от грудного вскармливания после рождения малыша?
— Да, безусловно. Мы стараемся объяснить женщинам, что кормить нужно минимум 3-4 месяца. Стараемся дать такую возможность даже тем, у кого серьезные проблемы со здоровьем. У нас в отделении, например, наблюдаются женщины с недавно выявленными и прооперированными раками щитовидной железы. И даже они под чутким присмотром врачей аккуратно кормят малыша грудью, чтобы дать нужные иммуноглобулины ребенку и не испортить здоровье в будущем себе.
Врач говорит, что сегодня (в случае, если ребенок не берет грудь или матери нужно пролечиться) есть возможность заморозить грудное молоко и накормить малыша потом. Раньше таких шансов не было.
— Не кормят грудью только в случаях, о которых я говорил выше, или если малыш родился недоношенным (до 34 недель). Всем остальным родившим женщинам нужно кормить. Ведь, по медицинской статистике, у тех, кто этого не делает, резко возрастает риск развития рака молочной железы в будущем. Повторю, все хорошо в меру.
Врач объясняет: длительное кормление грудью также иногда рекомендуется женщинам. Однако, как правило, тем, у кого есть проблемы гормонального характера и, соответственно, заболевания женской половой сферы (миома, эндометриоз, некоторые воспалительные заболевания). Эти вопросы обсуждаются с каждой женщиной индивидуально, и только потом рекомендуется то или иное поведение.
Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.
У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.
Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!
1-й месяц
В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.
2-й месяц
Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.
3-й месяц
Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.
4-й месяц
В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.
5-й месяц
Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.
6-й месяц
Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.
7-й месяц
Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.
8-й месяц
В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.
9-й месяц
Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.
10-й месяц
Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.
11-й месяц
Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.
12-й месяц
Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.
Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.
Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.
Факторы внутриутробного развития
Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:
- Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
- Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
- Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца
Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.
Формирование полноценного зрения
Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:
- Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
- Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
- Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица
Что видит малыш
С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:
- В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
- Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
- Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки
Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Какова нормальная реакция
Обычные реакции — это:
- Движение ручками и ножками
- Повороты головы
- Поиск источника голоса глазами
- Замирание или вздрагивание
- Плач
- Прислушивание
Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.
Упражнения для развития зрения
Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.
Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете
Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг
Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего
Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла
Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.
Причины для тревоги
Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:
- у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
- в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
- на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи
Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.
* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных
** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей