Готовность ребенка к детскому саду

Готовность ребенка к детскому саду

В жизни каждой семьи наступает такой период, как поступление малыша в детский сад. Подготовка к нему — ответственное занятие. Готовить ребенка к детскому саду родители должны начинать заранее, по мере приближения к осени. Итак, с чего начинать?

Продолжение. Стр.2

Не спешите в выборе, а будьте наблюдательны и предусмотрительны, ведь вы не хотите слишком часто менять садики? Помимо прочего, заранее необходимо составить «портрет» воспитателя детского сада, которого вы считаете «хорошим» для своего ребенка.

Например, у кого-то спокойный малыш, плохо воспринимает громкий голос, поэтому такие родители для малыша будут искать спокойного педагога. Кто-то хотел бы видеть молодого воспитателя, а для кого-то «добрая бабушка» будет самым желанным педагогом.

Чем четче вы представите, чего хотите, тем проще вам будет. После того, как «портрет» готов, начинаем поиски, понимая, что идеала не существует, но имея четкое представление, с чем вы сможете смириться, а чего категорически не приемлете. Для первичной картины подойдут расспросы мамочек с площадок, отзывы знакомых.

Раз мы решили, что лучшее время начала адаптации – весна-лето, то сразу поинтересуйтесь, работает ли детский сад летом и какие воспитатели будут работать в группах. Если педагогов заменяют, а группы объединяются, то пользы от такого посещения будет мало. Адаптировать ребёнка должны знакомые люди и постоянные педагоги. И, конечно, нужно, помнить, что на выбор садика тоже уйдёт время.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К САДИКУ: РЕЖИМ

Параллельно с подбором детского сада и воспитателя изучите режим дня детского учреждения. Он практически везде одинаковый: начинают работать детские сады с 7 или с 8 утра, заканчивают работу в 18 или 19 часов.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 8 – 9 утра, а забирают в 5 – 6 вечера, тихий час – с 13 до 15.

Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. Хотя мы рекомендуем просмотры телепередач на ночь заменить чтением книг. Это должен быть постоянный ритуал, а малыши любят постоянство и к этому времени быстро заснут.

Вместе с режимом детского сада изучите меню: многое можно и нужно ввести в домашнее питание. Ведь рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей – в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо и рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду, вина отчасти их родителей, которые «приучили» их к сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам.

Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к обычной и здоровой пище – супам, кашам, салатам и т.д., и тогда проблем с едой в садике не будет! Если ваш ребенок не отличается хорошим аппетитом с рождения, то обязательно поговорите с воспитателем, чтобы он ни в коем случае не кормил ребенка насильно.

Это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям. Если все-таки вы не согласны с детсадовским рационом, то регулировать питание можно за счет домашних завтраков, полдников и ужинов. Приводите ребенка в сад чуть позже, а забирайте чуть раньше.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДИКУ

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособления к ее условиям. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации ребенка к детскому садику: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Существуют три фазы адаптационного процесса:

  • 1 — острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц
  • 2 — подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
  • 3-я фаза компенсации, которая характеризуется убыстрением темпа развития; в результате — дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Легкая адаптация — изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя, болеет не чаще обычного.

В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему комфортно в группе, он спокоен, когда мама ведет его в детский сад.

Каждый ребёнок – это личность со своим темпераментом и особенностями характера.

Реально определить готовность ребёнка к детскому саду могут только родители, проанализировав поведение и характер ребёнка.

Подготовка к детскому саду, длительный процесс, и это не месяц-два, а как минимум, полгода.

Признаки психологической готовности ребёнка к детскому саду:

  1. Интерес ребёнка к играм и взаимодействию с другими детьми .

(посещение детских площадок, умение ребёнка общаться с другими детьми, то есть умение делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки и не драться с другими ребятами. Хорошо если в круг общения вашего ребёнка, войдут дети, которые уже ходят в детский сад);

  1. Отсутствие негативной реакции на уход матери.

(умение расставаться с мамой. Если ребёнок расстаётся с мамой впервые в первый день пребывания в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Главная ошибка родителей – резкий отрыв ребёнка от матери. Задача родителей – заблаговременно приучить ребёнка к тому, что вы можете отсутствовать. На то, чтобы ребёнку привыкнуть к отсутствию родителей в детском саду, иногда требуется большое количество времени);

  1. Готовность ребёнка к общению с другими взрослыми, помимо близких родственников.

(общение с воспитателями. Неподготовленный малыш, привыкший быть всё время с мамой, испытывает огромный стресс. Ваша задача – расширить круг общения ребёнка, чаще ходить в гости, звать гостей к себе. Ребёнку важно знать, что мама за ним вернётся, и не забывать ему об этом говорить);

  1. Отсутствие выраженных страхов и тревоги на новую ситуацию.

(чем больше времени вы уделяете подготовке ребёнка к детскому саду, тем проще ему будет влиться в новый режим жизни. У ребёнка должны быть сформированы навыки самообслуживания – приучен к горшку, умение пить из чашки и самостоятельно есть ложкой, пытаться одеваться и раздеваться самостоятельно. Помимо этого – соблюдение дисциплины и чёткого распорядка дня, установленного в детском саду. Подготовить к этому ребёнка совсем не сложно, достаточно составить для малыша определённый режим дня и придерживаться ему);

  1. Ребёнок, если его спросить – «хочет в садик».

И самое главное – работа над собой. Нельзя показывать ребёнку свои переживания по поводу пребывания ребёнка в детском саду. Это может привести ребёнка как к частым заболеваниям, нарушениям сна, аппетита, так и к анурезу, нервным тикам и неадекватному поведению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.Под психологической готовностью к школьн.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление ребенка в школу является важным событием в жизни семьи. Данная работа раскрывает особенности подготовки дошкольника к началу учебного процесса и будет полезна не только родителям, но и пре.

В данном материале рассматриваются основные составляющие психологической готовности ребенка к школе.Материал подготовлен для собрания родителей будущих первоклассников.

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета.

готов ли ваш ребенок к школе.

«Психология дошкольного возраста» на тему: 1.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 2.Психологическая характеристика ребенка 5-7 лет.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело .

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели.
Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие.

6 Шагов подготовки к детскому саду от психолога Нины Ливенцовой

Содержание:

Готовность ребенка к детскому саду

Шесть шагов подготовки к детскому саду

✅Шаг 1 — Расширяйте информационное поле:
Рассказывайте о детском садике
Читайте книги по теме
Приводите примеры знакомых детей
Вместе играйте в детский сад

✅Шаг 2 — Познакомьтесь с детским садом:
Познакомьтесь с детским садом
Гуляйте вместе по территории детского сада
Сходите на экскурсию в группу
Если есть у друзей дети, которые уже ходят в садик, составьте им компанию, когда они забирают детей из садика

✅Шаг 3 — Совместная подготовка:
Выберете вместе с малышом одежду на первые дни
Познакомьтесь с воспитателями

✅Шаг 4 — Создайте положительный настрой:
Расскажите забавные истории о садике из своего детства
Расскажите малышу о положительных моментах, которые его ждут в садике

✅Шаг 5 — Настройте Режим:
Ранний подъем
Своевременное укладывание на ночь и дневной сон

✅Шаг 6 — Развивайте навыки самообслуживания:
Научите надевать самостоятельно простые вещи (трусики, носки, штанишки)
Научите есть и пить без посторонней помощи
Мыть руки
Вытираться полотенцем
Пользоваться туалетом (горшком)

Готовность ребенка к детскому саду

ПЛАН привыкания ребенка к садику

  • Знакомство с детским садом — погулять рядом с садиком, по его территории и если есть возможность, зайти внутрь здания.
  • Первый день провести вместе (обычно один час).
  • Установить контакт с воспитателем сначала маме, затем ребенку. Познакомиться, улыбнуться. Во время знакомства взять ребенка на руки и передать его на руки воспитателю.
  • В течение недели водить ребенка на два часа. В это время заниматься своими делами, чтобы обуздать тревогу.
  • При расставании целоваться и обниматься. При встрече – радоваться.
  • Дать ребенку любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о вас (платочек, рисунок поцелуй в кармашек).
  • Если ребенок плачет, недолго утешать его (принимать эмоции) и твердо уходить.
  • Через неделю оставить ребенка на обед, затем на сон.

Признаки, что адаптация идет по ПЛАНу

?Ребенок плачет, но быстро успокаивается
?Общается с воспитателями
?Интересуется игрушками
?Спокойно играет
?Съедает хотя бы часть завтрака или обеда

Готовность ребенка к детскому саду

Распространённые ошибки, которых можно избежать

  1. Игнорирование подготовительного этапа
  2. Сомнения родителей, стоит ли вообще водить ребенка в сад
  3. Негативные установки
  4. Резкое погружение (оставлять сразу на полный день)
  5. Отсутствие ритуала прощания.
  6. Нет режима дня у ребенка
  7. Специфические пищевые привычки (например, ребенок есть только протертую пищу)
  8. У ребенка нет навыков самообслуживания
  9. Пугать/угрожать детским садиком или воспитателем
  10. Наложение стрессов (переезд, возрастные кризисы, новые кружки)
  11. Непоследовательность (проспали – не пошли)
  12. Негатив от сборов в садик, во время прощания
  13. Отсутствие компенсации разлуки: ничего не оставляете взамен себя (любимую игрушку, мамину вещь)
  14. Высказывание при ребенке в негативном ключе о садике
  15. Нереалистические ожидания от ребенка

Показатели, что адаптация к детскому саду прошла успешно

если ребенок??
✅принимает правила детского сада
✅Если и плачет при расставании, то быстро успокаивается
✅Спокойно играет
✅Общается с детьми и воспитателями
✅Ест предложенную еду
✅Спит во время тихого часа

✨Ваш ребенок и вы — большие МОЛОДЦЫ!

Еще совсем недавно малыш родился, научился ползать, ходить, как уже пришло время отдавать его в детский сад. Здесь важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, ведь далеко не все малыши легко переносят эти изменения в жизни.

Кто-то легко адаптируется, и с радостью бежит играть со своими новыми друзьями. А некоторые дети ни на секунду не хотят расставаться с мамой, и воспринимают сад как враждебный объект. В среднем на адаптацию ребенка к новой среде уходит от 5 дней до 2 недель. Важно, чтобы мама и вся семья облегчила для малыша этот нелегкий период. Нужно задать ребенку правильный настрой, психологически подготовить и всячески поддерживать своего ребенка.

Как подготовить ребенка к детскому саду — правила психологической подготовки

Эти важные и простые советы помогут ребенку легко адаптироваться к детскому саду, чтобы это не было болезненно для малыша.

1. Режим дня дома приближайте к распорядку детского сада. В процессе подготовки максимально приблизить режим ребенка к распорядку дня в саду. Это упростит привыкание, не будет вызывать протест во время смены деятельности в новой обстановке. Важно уделить внимание моменту сна, особенно если малыш перестал спать дома в дневное время. Приучите его тихо полежать после обеда.

2. Атмосфера добра и полного доверия в семье – это основа благополучной адаптации в садике. Если Вы являетесь для ребенка авторитетом, то он сможет разделить с Вами свои негативные эмоции и чувства, а также поделиться своими успехами.

Доброжелательную обстановку в семье наладить не сложно. Вот несколько самых простых и действенных способов:

Любите своего ребенка безусловно: давайте ему право на негативные эмоции, принимайте его желания, не отказывайтесь от игр с ним, отвечайте на его вопросы, наказывайте только после того, как выясните все обстоятельства конфликта.

Подбадривайте ребенка, вселяйте в него уверенность в своих силах.

Избегайте конфликтов и семейных ссор в его присутствии

Обязательно рассказывайте ребенку о том, что в садике хорошо, там есть другие детки, с которыми можно играть, новые игрушки и т.д. Создайте положительный образ, ребенок должен с нетерпением ждать этого события.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка тем, что Вы его там оставите навсегда и никогда не вернетесь и т.д.

Объясните ребенку, что сад – это его важная работа. Не менее важная, чем та, на которую по утрам уходят родители. Расскажите, что в садике его ждут занятия, новые друзья, праздники, утренники, веселые старты. Объясните, что все дети без исключения ходят в детский сад, и скоро он там со всеми подружится.

3. Во время привыкания к садику чаще обнимайте ребенка. Во время привыкания к садику ни в коем случае нельзя отказывать малышу в тактильном контакте. Ведь детский сад – стресс для ребенка, и успокоения он ищет именно от мамы. Обнимайте и целуйте его, когда отводите утром и забираете вечером. Прикосновения мамы показывают ребенку, как она его любит. Он будет чувствовать, что мама не бросает его, обязательно придет за ним вечером.

4. Важно прислушиваться к малышу. Обращать внимание на особенности его адаптации. Некоторым деткам достаточно для адаптации трех дней. А для кого-то из малышей и через месяц остаться на весь день одному в садике, будет большой проблемой. Важно разделять капризы и истинное отношение ребенка к таким изменениям в его жизни. Все дети разные и росли в разных условиях. Некоторые постоянно были только с мамой. Им сложнее привыкать к незнакомым воспитателям. Тем, у кого есть сестры, братья, тети, бабушки или няни, с которыми они проводили много времени, им будет легче привыкнуть к садику.

5. Мотивируйте малыша и чаще хвалите его. Говорите ребенку, что он уже вырос, что может ходить в детский сад. Все дети хотят быть похожими на родителей. Расскажите о садике как о ступеньке взросления, о том, как сами ходили в садик. Что там нравилось, что не получалось. Хвалите творчество малыша и приобретенные в саду навыки. Особенно приятно, если такие моменты отметят все члены семьи. Ребенок должен почувствовать, что родители им гордятся.

6. Важно чтобы предметы гардероба не вызывали дискомфорта у ребенка. Поэтому нужно подобрать удобную одежду и обувь по размеру, с которой ребенок может справиться сам. Не помешает, обучить малыша навыкам самостоятельного одевания и самообслуживания. Это придаст ему уверенности, ребенок поймет, что он уже «взрослый» раз может все сделать сам.

7. Совместно придумайте ритуалы по дороге в сад, либо на прощание. Это добавит ребенку мотивации и заинтересует его. Это может быть прощание через окошко, или посчитать скамеечки по дороге в сад. Все зависит от фантазии мамы.

Отвлекайте ребенка сказками или другими разговорами по пути в сад. Не зацикливайтесь на его плаче.

Иногда помогает лучше адаптироваться, если в садик ребенка будет водить не мама, а папа или другой родственник, к которому ребенок не так сильно привязан.

8. Оставляйте малышу (в шкафчике) какую-то свою личную вещь. Без которой никак нельзя вернуться домой. Это вызовет у ребенка уверенность и спокойствие, что его точно заберут.

9. Старайтесь четко ставить временные границы для ребенка. На вопрос ребенка, когда его заберут – не отвечайте «скоро». Расскажите ребенку последовательность действий, что заберете «после сна» либо «после ужина». Ребенок увлечется игрой, и не будет ждать прихода родителей под дверью.

10. Проигрывайте дома «Домашний театр».

Возьмите несколько кукол или зверюшек. Попросите ребенка выбрать, кто будет воспитателем, кто будет самим ребенком, кто будет нянечкой. Посмотрите, что говорит ребенок, как он себя ведет и т.д.

Когда ребенок приходит домой из детского сада, дайте ему возможность поиграть в то, что он хочет. В саду все детки вынуждены вести себя примерно одинаково. Слишком активные детки не смогут выплеснуть энергию, слишком медлительных будут подгонять. Поэтому позвольте ребенку побегать дома, или наоборот покатать машины. Даже если такие занятия покажутся Вам не особо развивающими, зато ребенок будет чувствовать себя комфортно и в безопасности.

Такой метод допустим и на этапе психологической подготовки к саду и, когда он давно ходит в детский сад. Если возникли вопросы или чувствуете, что ребенок чем-то встревожен, но не может это рассказать – хорошей идеей будет обыграть это с помощью игрушек. Вы сможете задавать наводящие вопросы, а ребенок расскажет о волнующих его ситуациях от имени игрушечных мишек, зайцев.

Все дети разные. Но легкая адаптация и дальнейшее комфортное пребывание ребенка в саду зависит от спокойствия и целеустремленности мамы. Важно поддерживать контакт с воспитателем.

Нужно узнавать: как ребенок ведет себя в садике, кушает ли, спит днем и легко ли засыпает. Спросите воспитателя, как ребенок играет с другими детьми, подружился ли с кем-нибудь. От терпения и мастерства воспитателя тоже многое зависит. Если решать вопросы адаптации с ней вместе в доброжелательной обстановке, то малыш быстро и легко привыкнет к детскому саду.

Подготовка ребенка к детскому саду — это упражнения и занятия, которые помогут более легкой и комфортной адаптации малыша в новой среде. Для этого родители учат кроху общаться с другими детками, быть самостоятельным и просить о помощи взрослых, когда это требуется.

Готовность ребенка к детскому саду

В чем польза дошкольных заведений

Первая и самая важная функция детского сада — дать возможность маме вернуться на работу, к прежнему режиму жизни. Но кроме этого, дошкольное заведение приносит немало пользы самому ребенку:

  • У крохи расширяется круг общения. Он знакомится с новыми людьми: воспитателями и другими детками.
  • Ребенок осознает, что мама не всегда рядом, ему приходится учиться полагаться на собственные силы. Это развивает самостоятельность, ответственность. Маленькому человеку приходится самостоятельно кушать, переодеваться, мыть ручки. Он учится просить о помощи у взрослых и детей, учится говорить о своих желаниях и потребностях.
  • Избалованные детки понимают, что они не являются центром вселенной: другие ребятишки играют без них, взрослые не спешат к ним по первому зову. Дети становятся спокойнее, уходит требовательность и показательные истерики.
  • У малыша закладываются навыки общения со сверстниками. Детки перенимают друг у друга манеру поведения, новые слова, реакции. Они учатся отстаивать личные интересы, решать споры не только криком и кулаками, но и мирным путем.
  • Ребятишки учатся творить (лепить, делать поделки), учатся новым играм. На занятиях физкультурой укрепляют здоровье и выплескивают кипучую энергию.
  • Садик работает по режиму, что хорошо влияет на психическое и физическое развитие. Это хорошая подготовка к будущему обучению в школе.

Памятка «Готовимся к детскому саду»

Прежде чем готовить ребенка к детскому садику, придется определиться с дошкольным заведением. После этого дождаться, когда вам выделят в нем место.

На очередь в детский садик разрешено вставать сразу после того, как получите свидетельство о рождении малыша. Поэтому с садиком необходимо определиться пораньше. По факту, подготовка к детскому саду идет в то время, пока вы ожидаете своей очереди.

Подготовка к походу в детский сад — это важный этап. Чем больше внимания вы ему уделите, тем успешнее и проще пройдет адаптация малыша к детсадовской жизни.

На что обратить внимание:

  1. Здоровье. Крепкий иммунитет поможет сгладить адаптационный период. Первые полгода в садике практически все детки болеют (сопли, простуда). Это происходит, потому что организм ребенка приучается бороться с бактериями и вирусами от других людей. Чем крепче организм — тем быстрее он адаптируется, тем меньше вы проводите времени на больничном дома с малышом. Хорошо укрепляет иммунитет сон с приоткрытым окошком (в режиме проветривания), умывание и обливание прохладной водой.
  2. Поддерживайте режим дня, чтобы крохе не пришлось перестраиваться в садике. К какому режиму приучать: ранний подъем, завтрак в одно и то же время, обед, послеобеденный сон. Если малыш дома не спит после обеда, приучайте его к тихому часу, пусть он не спит, но какое-то время тихонько лежит. Кроха, приученный к режиму, проще ходит в садик, потому что он знаком с этой последовательностью, а то что привычно и знакомо — успокаивает.
  3. Ходите с малышом на различные развивашки, где он познакомится с другими детьми. Ходите в гости, приглашайте друзей с детьми к себе домой. Гуляйте на площадке у дома, знакомьтесь с другими мамочками и ребятишками. Чем богаче у крохи опыт общения со сверстниками, тем комфортнее он вольется в новый коллектив.
  4. Гуляйте недалеко от сада. Если есть возможность, погуляйте на его территории. Расскажите малышу, какой этот садик хороший, что в нем интересно, там у него появятся новые друзья, занятия, игрушки. Покажите, как ребятишки играют на улице на прогулке, как им весело. Говорите крохе, что он становится взрослым, и когда подрастет, тоже пойдет в этот садик.
  5. Учите кроху самостоятельности. Самая лучшая подготовка ребенка к посещению детского сада — развитые навыки самообслуживания. Звучит сухо и пафосно, но это важнейший пункт в успешной адаптации. Чем больше у малыша навыков — тем проще ему в новом коллективе без мамы. Научите его самостоятельно кушать, одеваться, ходить в туалет, мыть ручки. Приучайте дома убирать за собой игрушки, складывать свою одежду аккуратно. Умелый и самостоятельный малыш легко вписывается в детский коллектив. Сверстники с такими детьми общаются и играют с большим желанием.
  6. Поиграйте дома в детский сад. Вы играйте за игрушек, а ребенку дайте роль доброй заботливой воспитательницы, которая покормит их и уложит спать. Формируйте у него положительный образ детского сада. Поводов разочароваться в будущем у него найдется, но если он изначально будет относиться к детскому саду как интересному месту — он пойдет туда с радостью.

В каком возрасте начать подготовку в детский сад

Оптимальный возраст, когда стоит отдать малыша в детский садик: 2,5 — 3 года. В этом возрасте детки активные, любознательные, активно интересуются новым и неизведанным. Они открыты к общению, готовы принять авторитет другого взрослого (воспитателя). Подготовку к садику в этом случае начинают за полгода.

Если планируете идти в сад с 1,5 — 2 лет, учитывайте, что адаптация, возможно, займет больше времени. Детям в этом возрасте не так нравится долгое шумное общение со сверстниками.

Подготовка в период адаптации

Адаптация — это способность малыша принять изменения в его жизни, новую среду, новое окружение.

Что бывает, если кроха перегружен и тяжело проходит детсадовскую адаптацию:

  • откат в умениях — умеющие ходить на горшок, говорить, одеваться отказываются от одного или всех своих навыков;
  • нарушается сон — кроха плохо засыпает и не желает просыпаться, идти в сад;
  • пропадает аппетит — детки отказываются есть в незнакомом месте;
  • резкая смена поведения — активные затихают, а спокойные ведут себя агрессивно;
  • на фоне общего стресса падает иммунитет.

Чем быстрее малыш привыкает к детскому саду, тем быстрее эти проблемы сглаживаются или исчезают полностью.

Детский сад может быть как во вред, так и во благо ребенку. В первом случае, ребенок получит стресс и страхи, во втором – интересное общение с другими детками и навыки социализации. Как определить, как будет в вашем случае? Просто пройти тест и проверить, готов ли ваш ребенок идти в детский сад.

Готовность ребенка к детскому саду


2. Как ваш малыш реагирует на чужих взрослых, доброжелательно к нему относящихся?

С интересом (3 балла)
Сначала настороженно, потом оттаивает. (2 балла)
Дичится их и плачет, когда кто-то вторгается в его пространство. (1 балл)

3. Как ребенок реагирует, проходя мимо детского сада?

Подолгу зависает у забора, не хочет уходить (3 балла)
Вообще не обращает внимания, тянет меня в другую сторону (1 балл)

4. Как малыш ведет себя в шумном и многолюдном месте?

Радуется возможности пообщаться с новыми людьми, ко всему новому проявляет интерес. Не хочет уходить (3 балла)
Через какое-то время устает от него и просится домой (2 балла)
Замыкается в себе/ просится на ручки/ капризничает (1 балл)

5. Если возникает ситуация, в которой ребенок не справляется, как он себя ведет?

Тихонько плачет в уголке (1 балл)
Начинает орать и требовать помощи (2 балла)
Подходит к взрослому и просит помочь (3 балла)

6. Если ребенок не поделил игрушку на площадке:

Он начинает кусаться (1 балл)
Пытается договориться/поменяться (3 балла)

7. Может ли ваш ребенок выразить то, что хочет?

Да, он уже понятно и много говорит (3 балла)
Он пока не говорит (плохо говорит), но может все показать жестами (2 балла)
Ребенок говорит эмоционально и преимущественно на своем языке, никто кроме меня не понимает, что он хочет (1 балл)

Готовность ребенка к детскому саду

Навыки

1. Всеяден ли ваш ребенок?

Нет, у него избирательный вкус и плохой аппетит (1 балл)
Ест не много, но не привередлив (2 балла)
Ест все, что видит (3 балла)

2. Может ли ваш ребенок играть самостоятельно?

Нет, я обязательно должна участвовать в его играх (1 балл)
Может, но недолго (2 балла)
Обожает подолгу играть один (3 балла)

3. Как засыпает ваш малыш?

Сам, в течение 10 минут (3 балла)
Сам, но долго (2 балла)
Без колыбельной и укачиваний не засыпает (1 балл)

4. Просится ли ребенок на горшок?

Да, просится давно, без эксцессов (3 балла)
Не всегда, может заиграться (2 балла)
Мы еще в памперсах (1 балл)

5. Может ли ребенок самостоятельно одеться?

Нет, только обуться (1 балл)
Может надеть штаны, ботинки, шапку (2 балла)
Все может, разве что пуговицы плохо даются (3 балла)

Готовность ребенка к детскому саду

Эмоциональная готовность

1. Были ли в последние 3 месяца и планируются ли в будущем серьезные перемены в семье (развод, переезд, рождение малыша)?

Да (1 балл)
Нет (3 балла)

2. Готовы ли вы сами отпустить ребенка о себя на целый день?

Затрудняюсь ответить (2 балла)
При мысли о расставании щемит сердце (1 балл)
Готова, он уже большой (3 балла)

3. Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) (1 балл)
Нет (3 балла)

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное (3 балла)
Неустойчивое (2 балла)
Подавленное (1 балл)

48 — 38 баллов: Готов. Поздравляем!
37 — 27 баллов: Пока не готов, нужен длительный период адаптации.
26 — 16 баллов: Не готов. Лучше найти способ остаться ему на какое-то время с мамой.

Анкета разработана психологической службой д/с №183 г. Москвы.
Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл

Как ребёнок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл

Уверен ли ребёнок в себе?

Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл

Как ребёнок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл

Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть — 1 балл
Нет — 3 балла.

Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл

Просится ли ребенок на горшок?

Да — 3 балла
Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет, и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл
Нет — 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?

Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл

Умеет ли ребёнок играть самостоятельно?

Умеет — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Никогда не играет сам — 1 балл

Как ребёнок общается со взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 часа и больше — 3 балла
Меньше 2-х часов — 1 балл

Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4 балла
Избирательный — 3 балла
Неустойчивый — 2 балла
Плохой — 1 балл

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2 балла
Подавленное — 1 балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла
Лежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно — 1 балл

Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да — 1 балл
Нет — 3 балла

Прогноз адаптации:

  • готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов;
  • условно готов — 39-24 балла;
  • не готов — 23-16 баллов.

Источник: Севостьянова Е. О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ. — изд. «ТЦ Сфера»

Тест 3

За каждый положительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный — 0 баллов.

  1. Ребенок нервный, легко возбудим, быстро устает.
  2. Ребенок очень привязан к маме (или другому ухаживающему за ним человеку), постоянно ходит за ней.
  3. Отправляясь в гости, вы нередко берете с собой специальную еду для ребенка, так как он ест далеко не все.
  4. Иногда во время прогулок вам приходится уводить ребенка из коллектива детей, так как его обижают.
  5. Ребенок имеет стойкие страхи (например, страх темноты).
  6. Вы сами не представляете, как расстанетесь с ребенком на целый день.
  7. Ребенок очень впечатлителен, может плакать, когда вы читаете ему жалостливую книгу, или когда он смотрит грустный мультфильм.
  8. У ребенка слабое здоровье, он часто простужается, у него сильная аллергия (пищевая, бытовая или др.)
  9. Ребенок страдает энурезом.
  10. У вас в семье недавно родился еще один ребенок.

Подведение итогов теста:

0-6
Ваш ребенок вполне готов к саду. Вы можете со спокойной душой отдать его на попечение воспитателей, у него не будет существенных проблем с адаптацией.

8-12
Нельзя сказать, что ребенок готов к детскому саду. У него могут возникнуть проблемы с коллективом, и он будет плакать всякий раз, когда надо идти в сад. Проконсультируйтесь с психологом.

14-20
Вашему ребенку сад противопоказан. Ищите няню, и подойдите к ее выбору очень серьезно. Обязательно покажите ребенка психологу.

Автор теста: Юлия Гуревич, психолог

Тест 4

Вот несколько пунктов, по котором вы сможете определить, готов ли ваш малыш к поступлению в ясли. Если у вас не все совпадает – вам есть над чем поработать.

Здравствуйте, дорогие читатели. Еще совсем недавно малыш родился, научился ползать, ходить, как уже пришло время отдавать его в детский сад. Здесь важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, ведь далеко не все малыши легко переносят эти изменения в жизни. Кто-то легко адаптируется, и с радостью бежит играть со своими новыми друзьями. А некоторые дети ни на секунду не хотят расставаться с мамой, и воспринимают сад как враждебный объект. В среднем на адаптацию ребенка к новой среде уходит от 5 дней до 2 недель. Важно, чтобы мама и вся семья облегчила для малыша этот нелегкий период. Нужно задать ребенку правильный настрой, психологически подготовить и всячески поддерживать своего ребенка.

Как подготовить ребенка к детскому саду — правила психологической подготовки

Эти важные и простые советы помогут ребенку легко адаптироваться к детскому саду, чтобы это не было болезненно для малыша.

1.Режим дня дома приближайте к распорядку детского сада

В процессе подготовки максимально приблизить режим ребенка к распорядку дня в саду. Это упростит привыкание, не будет вызывать протест во время смены деятельности в новой обстановке.

Важно уделить внимание моменту сна, особенно если малыш перестал спать дома в дневное время. Приучите его тихо полежать после обеда.

Готовность ребенка к детскому саду

2. Объясните ребенку, что сад – это его важная работа

Не менее важная, чем та, на которую по утрам уходят родители. Расскажите, что в садике его ждут занятия, новые друзья, праздники, утренники, веселые старты. Объясните, что все дети без исключения ходят в детский сад, и скоро он там со всеми подружится.

3. Во время привыкания к садику чаще обнимайте ребенка

Во время привыкания к садику ни в коем случае нельзя отказывать малышу в тактильном контакте. Ведь детский сад – стресс для ребенка, и успокоения он ищет именно от мамы. Обнимайте и целуйте его, когда отводите утром и забираете вечером.

Прикосновения мамы показывают ребенку, как она его любит. Он будет чувствовать, что мама не бросает его, обязательно придет за ним вечером.

4. Важно прислушиваться к малышу

Обращать внимание на особенности его адаптации. Некоторым деткам достаточно для адаптации трех дней. А для кого-то из малышей и через месяц остаться на весь день одному в садике, будет большой проблемой. Важно разделять капризы и истинное отношение ребенка к таким изменениям в его жизни.

Все дети разные и росли в разных условиях. Некоторые постоянно были только с мамой. Им сложнее привыкать к незнакомым воспитателям.

Тем, у кого есть сестры, братья, тети, бабушки или няни, с которыми они проводили много времени, им будет легче привыкнуть к садику.

5. Мотивируйте малыша и чаще хвалите его

Говорите ребенку, что он уже вырос, что может ходить в детский сад. Все дети хотят быть похожими на родителей. Расскажите о садике как о ступеньке взросления, о том, как сами ходили в садик. Что там нравилось, что не получалось.

Хвалите творчество малыша и приобретенные в саду навыки. Особенно приятно, если такие моменты отметят все члены семьи. Ребенок должен почувствовать, что родители им гордятся.

6. Важно чтобы предметы гардероба не вызывали дискомфорта у ребенка

Поэтому нужно подобрать удобную одежду и обувь по размеру, с которой ребенок может справиться сам.

Не помешает, обучить малыша навыкам самостоятельного одевания и самообслуживания. Это придаст ему уверенности, ребенок поймет, что он уже «взрослый» раз может все сделать сам.

7. Совместно придумайте ритуалы по дороге в сад либо на прощание

Это добавит ребенку мотивации и заинтересует его. Это может быть прощание через окошко, или посчитать скамеечки по дороге в сад. Все зависит от фантазии мамы.

Готовность ребенка к детскому саду

8. Оставляйте малышу (в шкафчике) какую-то свою личную вещь

Без которой никак нельзя вернуться домой. Это вызовет у ребенка уверенность и спокойствие, что его точно заберут.

9. Старайтесь четко ставить временные границы для ребенка

На вопрос ребенка, когда его заберут – не отвечайте «скоро». Расскажите ребенку последовательность действий, что заберете «после сна» либо «после ужина». Ребенок увлечется игрой, и не будет ждать прихода родителей под дверью.

10. Проигрывайте дома «Домашний театр»

Такой метод допустим и на этапе психологической подготовки к саду и, когда он давно ходит в детский сад. Если возникли вопросы или чувствуете, что ребенок чем-то встревожен, но не может это рассказать – хорошей идеей будет обыграть это с помощью игрушек.

Вы сможете задавать наводящие вопросы, а ребенок расскажет о волнующих его ситуациях от имени игрушечных мишек, зайцев.

Все дети разные. Но легкая адаптация и дальнейшее комфортное пребывание ребенка в саду зависит от спокойствия и целеустремленности мамы. Важно поддерживать контакт с воспитателем.

Нужно узнавать: как ребенок ведет себя в садике, кушает ли, спит днем и легко ли засыпает. Спросите воспитателя, как ребенок играет с другими детьми, подружился ли с кем-нибудь. От терпения и мастерства воспитателя тоже многое зависит.

Если решать вопросы адаптации с ней вместе в доброжелательной обстановке, то малыш быстро и легко привыкнет к детскому саду. А вы будете знать, как психологически подготовить ребенка к садику.

Готовность ребенка к детскому саду

Конечно, — да! Ведь детский сад — это начало социальной жизни человека. Его достижения, успехи, а также душевное благополучие во многом зависит от того, насколько хорошо он освоил в детстве искусство коммуникации. И при всем желании ни родители, ни бабушки, ни няни не смогут заменить ребенку коллектива сверстников. Кроме того, в детском саду малышу придется все делать самому, что не только ускорит процесс формирования самостоятельности, но и приведет к развитию разнообразных других способностей.

Только во сколько?

Вопрос неоднозначный, поскольку определяющим фактором является даже не возраст, а степень готовности ребенка. Одни малыши в год-полтора с удовольствием бегут в детский сад, а есть такие, которых и в пять лет туда не затащишь — все индивидуально.

Как понять?

Готовность ребенка к детскому саду определяется рядом факторов: биологическим, психологическим и социальным.

Диагностикой биологической зрелости обычно занимается врач-педиатр. Критериями могут служить размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки) и зубная формула. На основании этих данных делается вывод о том насколько уровень развития ребенка соответствует (опережает/отстает) своему календарному возрасту.

Под социальной готовностью понимают способность ребенка соблюдать правила и подчиняться нормам поведения в обществе. Он должен: слушаться взрослых, не нарушать дисциплину и выполнять четкий распорядок дня, установленный в детском саду. А также: уметь общаться, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

О психологической готовности можно говорить, если ребенок во-первых, чувствует себя уверенно, находясь вне дома и в отсутствии мамы, во-вторых, умеет занять себя, и в-третьих, довольно уверенно владеет основными навыками самообслуживания и личной гигиены: кушает ложкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет ручки, с небольшой помощью взрослого обувается/разувается и одевается/раздевается.

Если вы все еще сомневаетесь, отдавать ли ребенка в сад, воспользуйтесь специальным тестом*. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего малыша.

Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Как ребенок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Не всегда — 2 балла

Уверен ли ребенок в себе?

Не всегда — 2 балла

Как ребенок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?

Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

Просится ли ребенок на горшок?

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл

Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?

Иногда — 2 балла

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Иногда — 2 балла

Умеет ли ребенок играть самостоятельно?

Не всегда — 2 балла

Никогда не играет сам — 1 балл

Как ребенок общается с взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

Два часа и больше — 3 балла

Меньше 2-х часов — 1 балл

Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла

Лежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1 балл

Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Прогноз адаптации:

v ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов;

v условно готов — 39-24 балла;

v не готов — 23-16 баллов.

*Источник: Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. Москва, 2007.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector