Гиперактивные дети психологическая помощь

Синдром дефицита внимания — расстройство развития, наиболее ярко проявляющееся в детском возрасте. Известно, что синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ) наиболее часто выявляется у девочек. У мальчиков чаще выявляют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Как правило, о СДВГ, как о нарушении развития, корректно вести речь не ранее чем с 5-ти летнего возраста ребёнка, в позднем дошкольном либо раннем школьном возрасте, когда психомоторная сфера активно формируется, точнее, формируется регуляция поведения. К началу школьного обучения у ребёнка функция произвольности внимания должна иметь определённый уровень зрелости, который при СДВ не достигается, что отражается на поведении ребёнка в школе.

Своевременная диагностика и подбор коррекционных занятий — помогают с максимальной эффективностью решить проблему.

Признаки СДВГ

  • Невнимательность, проблемы с концентрацией . Дети часто испытывают трудности при восприятии информации на слух, легко отвлекаются, бывают неорганизованными, «отрешенными», забывают о поручениях, заданиях и просьбах, теряют вещи и т.д.
  • Импульсивность . Дети нетерпеливы, перебивают других учеников и учителей, тяжело переносят разочарования, испытывают потребность сразу получить желаемое и не реагируют, когда взрослый уговаривает подождать.
  • Гиперактивность . Дети постоянно находятся в движении, прыгают, бегают, что-то теребят в руках, раскачиваются на стуле. Им трудно спокойно усидеть во время уроков или выполнения домашних заданий.

Проблемы, возникающие при СДВГ

  • Плохая успеваемость . Ребенку сложно воспринимать и качественно перерабатывать данные (из-за невнимательности). Проблема усугубляется низким уровнем дисциплины (из-за гиперактивности). Возможны конфликты с другими детьми (из-за импульсивности), а также претензии учителей и родителей одноклассников по поводу поведения ребенка (риск развития вторичных эмоциональных нарушений).
  • Вторичные эмоциональные нарушения . Ребёнок пребывает в ситуации постоянной социальной неуспешности, неспособности соответствовать требованиям окружающих, самооценка страдает, ребёнок расстраивается, огорчается и переживает. Создаётся ситуация социального отвержения. Нарастает уровень тревоги, могут появляться различные страхи, общий фон настроения снижается, что не всегда замечают окружающие за «фасадом» основных симптомов. Могут появиться нарушения сна и аппетита.
  • Вторичные поведенческие нарушения . Оппозиционно-вызывающее расстройство очень часто сопутствует основным симптомам СДВГ. Это чревато тем, что протестные поведенческие реакции, повторяясь изо дня в день, закрепляются в новый поведенческий стереотип, формируется поведенческая модель, которая может стать приобретённой патологической чертой характера.
  • Социальная дезадаптация .

Диагностика и лечение

Здоровый ребенок непосредственен, активен, подвижен и любопытен, поэтому не стоит рассматривать любое проявление непослушания или невнимательности, как признак дефицита внимания.

Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, психотерапевт, который определит необходимый объём дополнительных диагностических мероприятий : нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку — психологическое или, возможно, медикаментозное и психологическое.

Так же, специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

На консультациях наши специалисты создают особую атмосферу, которая помогает ребенку раскрыть себя.

Научиться принимать на себя обязательства, вести себя в соответствии с социальными правилами и нормами для ребёнка с СДВГ возможно, с одной стороны, через систему нейропсихологических коррекционных занятий, которые помогут формировать в центральной нервной системе недостающие корково-подкорковые связи, а с другой стороны, восполнить дефицит ситуаций социального принятия — в психотерапевтической группе, в семье. Это не всегда получается даже у самых близких — у родителей ребёнка, основные проявления СДВГ создают трудности в любых взаимоотношениях.

Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

У гиперактивных детей наблюдается более позднее психическое созревание, и несколько позже своих сверстников они вступают в пубертатный возраст. Зато все проблемы предпубертатного периода явно дают о себе знать. Это и отчуждение от социальной среды в результате значительно сниженного чувства самоценности, и трудности взаимоотношений с родителями, ссоры с ними, попытки отмежевания от семьи, дух противоречия. Все это принимает такие формы, что общение с ребенком становится невыносимым.

Часто имеет место угроза личному существованию подростка: возникают депрессивные состояния, мысли о самоубийстве, проявляется склонность к асоциальному поведению, криминальности и наркомании. В это же время наблюдаются рецидивы детского поведения, например: 14-летний подросток из узора занавески в ванной комнате вырезает темные четырехугольники.

В этом возрасте гиперактивность трансформируется в психологию наплевательства: у детей полностью отсутствует какой-либо интерес, какой-либо мотив за что-нибудь вообще браться, не говоря уже о том, чтобы довести начатое до конца. Выбор профессии превращается в катастрофу, поскольку детей, собственно говоря, ничего не интересует или же интересует то, чем они не способны овладеть.

В профессиональном обучении им приходится особенно тяжко, так как они вечно недовольны, пребывают в плохом настроении и производят впечатление лентяев. Если, помимо этого, они еще и дерзят, и повышают голос, то, естественно, контракт о профессиональном обучении расторгается. Для мастера профобучения неприемлемо отсутствие прилежания, усидчивости и инициативности, равно как и поведение таких подростков, которые пропускают занятия, не выполняют заданий и к тому же делают заявления типа: «Эта «зона» (школа) меня достала».

Крайний эгоизм подростков представляет особую проблему для родителей. Эгоизм всегда был им свойствен, но теперь он выходит за всякие рамки. Они ведут себя так, как будто завоевали себе право на всеобщее поклонение. Они не хотят и пальцем пошевелить, чтобы помочь чем-нибудь по дому. Все обязаны их обслуживать. Подростки желают пользоваться преимуществами взрослых, но часто в них еще столько детского, что они хотят спать со своими родителями!

Их претензии непомерны, трудовая мораль нулевая, представления наивны до абсурда: «Я хочу иметь интересную работу, где бы я много зарабатывал, имел много свободного времени и быстро делал карьеру!» — и все это без каких-либо признаков готовности к труду! Иногда дело доходит до угроз в адрес родителей или даже применения к ним физического насилия.

Их обращение с деньгами также может иметь катастрофические последствия: то, что у них есть, они тут же расходуют и легко берут в долг. Грубость, бродяжничество и лживость становятся постоянными признаками их поведения; случаются воровство и драки. Нередко знакомство с правоохранительными органами становится последним толчком для родителей, решающихся наконец что-либо предпринять.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей относится к разряду спорных диагнозов, не воспринимаемых многими всерьез. У некоторых он и вовсе вызывает раздражение: мол, нечего оправдывать лень и дурное воспитание поколения модными психическими расстройствами. Между тем симптомы данного состояния были описаны в научных трудах еще на заре XX столетия. На сегодняшний день чрезмерная импульсивность, невнимательность и другие признаки СДВГ проявляются приблизительно у 6% населения планеты, однако к медикам обращаются лишь 2%. Воспитывать и обучать детей с таким синдромом весьма непросто, к тому же многие родители не готовы признать, что с их ребенком что-то не так. Они склонны искать причины его плохого поведения в окружающей обстановке, взаимоотношениях со школьными учителями, сверстниками и т. д. Хорошая новость в том, что, своевременно приняв необходимые меры, состояние детей с СДВГ можно существенно улучшить. Но прежде разберемся, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, в чем его опасность и как сформировать оптимальный семейный микроклимат для дошкольника или школьника с диагнозом СДВГ. Эти и другие вопросы комментирует семейный психолог, кандидат психологических наук Екатерина Талакова.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка: что это и почему он возникает?

Если ваш ребенок рассеян, забывчив, суетлив в жестах и разговоре, ни на чем не может сосредоточиться, всегда готов сорваться с места и куда-то бежать — возможно, у него СДВГ. Такие дети часто устраивают истерики: начинают рыдать и не могут остановиться, на них жалуются воспитатели и учителя.

«Со стороны СДВГ выглядит как дурное поведение, но на самом деле данное состояние порождает неспособность мозга быстро адаптироваться к ситуации, — поясняет Екатерина Талакова. — При этом спровоцировать развитие синдрома может генетическая предрасположенность, тяжелое течение беременности, психологическая обстановка в семье, особенности конкретного организма. Также СДВГ может развиться по причине осложнения после других заболеваний, например, вследствие родовой травмы или инфекционного поражения центральной нервной системы ребенка».

Гиперактивные дети психологическая помощь

Когда возникает и до какого возраста может проявляться СДВГ?

Признаки СДВГ максимально полно проявляются в возрасте пяти-семи лет, ведь когда ребенок идет в школу, ему приходится подчиняться новым правилам и осваивать большие объемы знаний. Однако начальные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в первый год жизни ребенка.

Малыши с СДВГ чаще плачут, плохо засыпают, чутко реагируют на внешние раздражители: слишком яркий свет, громкий голос, неожиданный звук и так далее. Кроме того, зачастую они значительно позже, чем сверстники, учатся переворачиваться, садиться, ползать, говорить.

«Если заболевание не лечить, то неприятная симптоматика может преследовать человека всю жизнь. И даже обладая высоким уровнем развития, взрослые люди с диагнозом СДВГ сложно адаптируются в социуме: не могут сосредоточиться на работе, провоцируют конфликты, с трудом выстраивают личные отношения», — предупреждает наш эксперт.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Каковы основные проявления гиперактивности и дефицита внимания, существует ли разница между этими понятиями?

Дефицит внимания, не дополненный гиперактивностью, проявляется как рассеянность, невнимательность, равнодушие к словам окружающих, забывчивость, неорганизованность. Ребенок словно витает в облаках: теряет вещи, отвлекается, ни на чем не может сосредоточиться. Такое поведение часто встречается у девочек, несмотря на то, что в целом СДВГ наиболее распространен у представителей сильной половины человечества.

В свою очередь, гиперактивность без примеси недостатка внимания имеет такие проявления, как беспокойность, суетливость, активность без конкретной цели. Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте: он то и дело вскакивает, куда-то бежит, возвращается, елозит на стуле, заламывает кисти рук. Таким детям сложно выдержать целый школьный урок, не вставая. Они болтливы, не умеют играть в спокойные игры, часто подвергают себя опасности.

Как лечится и корректируется СДВГ?

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным, поэтому работа с детьми с СДВГ включает в себя три практически равнозначные составные части:

  • психологическая коррекция;
  • терапия медикаментами;
  • родительская поддержка.

Задача лечащего врача и психолога — сформировать у маленького пациента новые навыки поведения. Задача родителей — закрепить их, внедрив в повседневную жизнь. При этом ребенку важно дать ощущение, что дома его понимают и поддерживают.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?

К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

Может ли проблема СДВГ исчезнуть сама по себе?

«Такой вариант возможен, но довольно редко, — говорит Екатерина Талакова. — Ведь существует две формы СДВГ — простая и осложненная. Первая характеризуется лишь рассеянностью и гиперактивностью, в некоторых случаях ее удается перерасти. При осложненной форме к симптомам добавляются расстройства сна, головные боли, панические атаки, заикание и так далее. В этом случае лечение крайне необходимо, так как с возрастом симптомы только усугубляются».

Каковы последствия СДВГ у ребенка?

СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.

Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.

«При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Гиперактивные дети психологическая помощьЧто такое детская гиперактивность, откуда берется дефицит внимания и как воспитывать неусидчивого ребенка — рассказала психолог Юлия Коновалова.

Несмотря на то, что в наше время гиперактивность и аутизм чаще обычного встречаются у подрастающих детей, по сути, синдром дефицита внимания – это неспособность удерживать внимание длительное время на одном объекте или действии.

Такие дети очень подвижны, они постоянно меняют деятельность и редко что-то доводят до конца. Такие образы как «шило в одном месте», «что вижу, о том и пою» — очень подходят для таких деток.

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, трудные роды, свинцовое отравление или неправильное питание.

Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей.

Они могут увидеть птичку и, подражая ей, начать бегать, потом их взгляд зацепится за игрушку и они начинают в нее играть, потом их отвлечет шорох, и они будут рассказывать, что там происходит — и так постоянно.

Их воображение часто очень подвижно, а фантазия богата. Они начинают рассказывать какие-то невероятные истории, но их внимания редко хватает на то, чтобы эти истории закончить.

Информационная перегрузка

Есть теория о том, что в наше время пространство очень сильно перегружено информацией и объектами, в принципе, даже взрослому человеку очень сложно концентрироваться в условиях мегаполиса. Когда детская психика не справляется с переживанием реальности, ребенок от нее «уходит» в другие миры.

Когда ребенок начинает жить во всех мирах одновременно, в том числе фантазийных, и не может задержаться в одном из них – это похоже на гиперактивность. В любом случае – это способ справляться с реальностью, которая постоянно меняется и в которой некомфортно, небезопасно, слишком тревожно.

Спровоцировать более яркое проявление СДВГ способны травмирующие события – такие как переезд, развод родителей или другие серьезные изменения в жизни ребенка. Но для развития синдрома дефицита внимания должна быть предрасположенность и психическое нарушение. К 4-5 годам нарушение уже хорошо видно, а к 6-7 проявляется в полной мере.

Если вы когда-нибудь пробовали хотя бы в течение нескольких часов повторять все действия, которые совершает маленький ребенок, вы знаете, что на несколько часов не хватает практически ни одного взрослого – мы устаем гораздо раньше, тогда когда ребенок продолжает играть в свои игры как ни в чем не бывало.

Ребенок с СДВГ активнее обычного во много раз. Конечно, с таким детенышем очень непросто приходится и родителям, и учителям. Часто таких детей пытаются заставить сидеть смирно, долго молчать, но все безрезультатно. Малыш честно будет стараться, но через какое-то время можно заметить, как его тело само начинает подергиваться, елозить и совершать движения. Хотя ребенок все еще старается. Пожалейте ребенка – он сам не понимает, что с ним происходит и оттого, что у него не получается выполнять ваши требования, его тревожность только усиливается. Что в свою очередь только усугубляет ситуацию.

Границы и распорядок

В воспитании таких особых деток родителям придется запастись терпением. Только методичное и постоянное закрепление границ способствует развитию концентрации внимания. Хотя бы несколько раз в день ловите своего ребенка и фиксируйте в объятиях. Он получает опыт остановки и ощущение внешней границы, которую выдерживает спокойный взрослый. Для таких деток очень важно ритмизировать распорядок дня.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Оптимально, чтобы одни и те же действия выполнялись в одной и той же последовательности в одно и то же время. Если это не совсем получается, то хотя бы выдерживать последовательность. Например, в школу идем только после завтрака. И никак иначе.

Также для таких деток важно постоянно выполнять упражнения на внимание, но просто так сразу сесть и начать заниматься – это у них не получится, потому что в их теле очень много энергии, которая отвлекает. Поэтому перед занятиями очень хорошо создать возможность физического утомления.

Направить деятельность таким образом, чтобы ребенок набегался, напрыгался, устал и после этого у вас будет 10-15 минут на то, чтобы поделать упражнения на концентрацию внимания. Очень здорово, если в жизни таких деток появляется активный спорт – например футбол, чтобы они могли физически уставать. В построении графика занятий или выполнения заданий учитывайте ритм – активно-спокойно-активно-спокойно.

Всегда сначала должна быть физическая активность, а потом выполнение заданий.

Часто синдром дефицита внимания сопровождается нарушением сна. И по назначению врача можно принимать слабые препараты, чтобы ребенок мог получать отдых и восстанавливать силы.

Но самое важное, как всегда – это терпение родителя, его любовь и принятие особенностей своего ребенка.

Гиперактивность у детей часто связана с синдромом дефицита внимания. Расстройство начинает проявляться, как правило, в 2-3 года и, без необходимой коррекции, может обернуться серьезными трудностями в более старшем возрасте, в частности, проблемами с успеваемостью и поведением в школе.

Причины гиперактивности:

  • генетическая предрасположенность;
  • нарушение внутриутробного развития;
  • затяжные, преждевременные или стремительные роды;
  • физиологическая или психологическая травма матери во время беременности;
  • серьезные заболевания в первый год жизни (инфекции, травмы и т.д.);
  • неправильное питание, отравление, например, свинцом;
  • резкое изменение в системе взаимодействия «родитель-ребенок» (как правило, увеличение ожиданий от ребенка и повышение требований к его ответственности).

Это лишь некоторые элементы, указывающие на возможные предпосылки формирования гиперактивности. Исследования по выявлению причин, вызывающих чрезмерную активность у детей, еще ведутся.

Есть характерные признаки, указывающие на вероятную гиперактивность ребенка. К ним относятся:

  • неусидчивость;
  • беспокойство, суетливость, импульсивность;
  • частые истерики и проявления агрессии;
  • сложности в общении со сверстниками и взрослыми;
  • неуклюжесть, трудности с организацией деятельности;
  • проблемы со сном: ребенок ворочается, часто просыпается, комкает простыню, раскрывается, иногда возможны ночные кошмары;
  • несоблюдение правил поведения;
  • частые подъемы с места;
  • болтливость, ребенок практически никогда не дослушивает до конца, встревает в чужие разговоры и т.д.

Если у вашего ребенка наблюдается треть и более из перечисленных симптомов – это повод для обращения к специалистам.

Чем может помочь психолог при гиперактивности ребенка?

  • с помощью специальных развивающих программ повысить концентрацию внимания и уменьшить отвлекаемость,
  • снизить уровень тревожности, свойственный гиперактивным детям,
  • выработать адекватную самооценку (обычно, у детей с повышенной активностью, она занижена), повысить уверенность в себе,
  • преодолеть трудности в коммуникации с другими детьми и взрослыми,
  • вместе с родителями выработать оптимальную для каждого конкретного ребенка схему семейного взаимодействия в различных ситуациях.

Чтобы ответить на вопрос, чем помочь ребенку при гиперактивности, психолог может попросить ребенка пройти специальный тест, а родителей проанализировать свое поведение по отношении к чаду в разных обстоятельствах.

Специалисты нашего Центра имеют большой опыт в работе с гиперактивными детьми. Психологи используют различные техники: игровую терапию, проективные методики, сказкотерапию и т.д. Способы работы с ребенком выбираются в зависимости от его индивидуальных особенностей и постоянно корректируются, чтобы психотерапия была максимально результативной и комфортной для малыша и его семьи.

Будем рады оказать Вам профессиональную поддержку!

Гиперактивные дети психологическая помощь

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка.

По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.

Как проявляется?

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

Основные сложности

Ситуация усугубляется в детском саду, а позднее и в школе. Занятия требуют усидчивости, а ребенок крутится-вертится, шумит, отвлекает других детей. При высоком уровне интеллектуального развития он учится на «тройки», а на уроках ему скучно. Из-за своей импульсивности ребенок часто попадает в разные переделки, действует, не подумав, в результате чего дневник пестрит замечаниями учителей, а отношения с одноклассниками не складываются.

Предпосылки к возникновению

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов, которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Речь идет об угрозе выкидыша, асфиксии, использовании во время родов вспомогательных средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных травматичных родах, курении во время беременности. Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут обернуться гиперактивностью. Существует также и генетическая предрасположенность.

Исследования

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

Ребенок в семье

Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Ряд общих рекомендаций дают психологи.

Что важно знать?

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.

Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.

Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Практикующий детский психолог, арттерапевт

Тел: (097) 37-67-807

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – медицинский диагноз и особенность психики некоторых деток. Задача родителей и психологов научить такого ребенка самоконтролю и для этого разработаны специальные упражнения.

К проявлениям гиперактивности врачи относят излишнюю импульсивность малыша, повышенную двигательную активность. Дефицит внимания проявляется невозможностью сосредоточиться, рассеянность и, нередко все это провоцирует проблемы в отношениях окружающими, сложности в учебе и как следствие – пониженная самооценка.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Причины появления СДВГ окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и в 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов одного года, трех и семи лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу. Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность. Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – ваше спокойствие и чувство юмора.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Упражнение 1. Разговор с руками

  • Направлено на обучение навыку контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?

Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение 2. Разговор с телом

  • Направлено на обучение ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги – подойдет кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы.

«Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Гиперактивные дети психологическая помощь

Упражнение 3. Клубочек

  • Направлено на обучение одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Упражнение 4. Археология

  • Игры с песком и водой хорошо успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей.

В эти игры не обязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Подберите подходящие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки, чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой, предварительно прогретой в духовке.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Упражнение 5. Маленькая птичка

  • Направлено на развитие мышечного контроля.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас обязательно все получится. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости вам и вашим семьям.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Гиперактивные дети психологическая помощь

Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).

Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:

  • оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
  • формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
  • вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
  • организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
  • обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
  • исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
  • участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
  • оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
  • учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
  • специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
  • взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.

НАШ ДЕВИЗ:

Завтра обязательно наступит.

Ночь пройдет и будет солнечный денек.

Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,

В мире этом ты не одинок!

МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!

Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!

Часы приема по предварительной записи:

8 (8182) 20-18- 37

понедельник – пятница: 9.00-16.00

«Гиперактивный» — сомнительный «титул» для тех малышей, чья нервная возбудимость и активность явно превышает понятие нормы. В тех случаях, когда подобная подвижность становится проблемой для окружающих, ее считают поведенческим расстройством. Как синдром, она протекает легко, не требуя серьезной медицинской коррекции.

Гиперактивные дети психологическая помощь

Причины гиперактивности

  • генетика;
  • родовая травма или внутриутробная патология;
  • органические изменения мозга;
  • индивидуальные особенности нейроанатомии/физиологии;
  • пищевой фактор;
  • соцфакторы.

Как это проявляется?

Если в вашей семье растет гиперактивный ребенок, прежде чем разбираться, что делать, надо усвоить: у каждого малыша свой собственный набор симптомов, наиболее характерные из которых проявляются до 7 лет.

  • отсутствие способности к сосредоточению;
  • неорганизованность;
  • нарушение внимания;
  • забывчивость;
  • импульсивность;
  • трудности со сменой вида деятельности;
  • проблемы самоконтроля (болтун, перебивает других, нетерпелив);
  • резкие смены настроения, обидчивость;
  • постоянное, иногда бесцельное движение.

Гиперактивный ребенок часто просто не знает, что делать, потому что его могут одолевать страхи. Часто его самооценка снижена, есть проблемы с обучением и общением в коллективе.

Гиперактивные дети психологическая помощь

В дошкольном периоде

Катализирующим фактором становится детский сад, где от малыша потребуется самостоятельное и уверенное владение многими навыками, а также способность к общению. Но если у вас действительно гиперактивный ребенок – что делать? Детская гиперактивность не дает ребенку в полной мере стать успешным, несмотря на явные таланты и интеллектуальный потенциал. Эти подвижные малыши не признают авторитетов, не вполне оценивают последствия своих действий и могут быть настоящими задирами.

Школьные годы

Школьный коллектив, куда попадает гиперактивный ребенок, понятия не имеет, что с ним делать. Основная роль в успешном обучении «особенных» детей примерно до 5 класса ложится на плечи родителей. Иногда необходимо повторно разъяснить пройденный материал. Сохранив доверие, вы поймете, что делать гиперактивный ребенок не перестанет быть вашим, а значит, любимым.

Общие рекомендации родителям

  • Отвлекайте ребенка от капризов. Придерживайтесь четкого распорядка дня.
  • Реагируйте неожиданно (шутите, повторяйте за ним и пр.), но не запрещайте что-либо категорично.
  • Просите, но не заискивайте.
  • Выслушивайте, чтобы вас услышали.
  • Повторяйте просьбу многократно (с нейтральной интонацией).
  • Оставляйте ребенка в одиночестве в его комнате – ему необходимо пространство без ограничений.
  • Не настаивайте на непременных извинениях.
  • Не читайте нотации (они не воспринимаются).

Помогает сгладить проявления синдрома рациональное питание, исключающее быстрые углеводы, сладкие газировки, чипсы, «взрослые» консервы, избыточное количество сахара. Детям нужно дополнительно давать витамины группы В, а также препараты железа, магния, цинка и жирные омега-кислоты.

Непоседам показаны занятия лепкой, водные игры и любое мускульное движение, поскольку именно развитие тела позволяет выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Ребенок учится находить собственные границы и ощущать себя в них комфортно.

Нам вы можете доверять

У вас гиперактивный ребенок, что делать? Только специалист может выявить проблему, используя специфические диагностические методики. Приглашаем вас в центр «Итэль»:

  • мы работаем индивидуально с каждым ребенком, составляя уникальную программу коррекционных действий;
  • при необходимости, будет подобрана оптимальная медикаментозная схема;
  • мы работаем не только с детьми, но и с их родителями, помогая найти взаимопонимание и давая простые и понятные советы, как себя вести. Ведь залог успеха – в систематическом, планомерном воспитании.

У вас гиперактивный ребенок, что делать? Понимать, принимать и любить. Со всем остальным вам помогут опытные специалисты центра «Итэль» в Москве.

«Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения»

Приветствие. Презентация темы семинара.
Упражнение «Приятное приветствие»
Упражнение «Ветер дует на того…»

Портрет ребенка (гиперактивного, тревожного, агрессивного):

  • Ребенок чрезмерно подвижен, суетлив, беспокоен в движениях, во сне. Вертится на месте. Импульсивен, часто дерется, невнимательный. Плохая координация движений.
  • Ребенок боится, что не получится порученное дело. Слезлив. Робок. Имеет низкую самооценку. Чрезмерно подозрителен. Постоянно контролирует свое поведение. Беспокойство по поводу и без.
  • Ребенок создает конфликты. Часто ругается. Сваливает вину на других. Спорит с взрослыми. Теряет контроль над собой. Имеет мускульное напряжение. Толкается, ломает игрушки.

Психологические особенности работы с агрессивны ми детьми
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения.
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Агрессия не возникает неожиданно. Она может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.

  1. Инстинктивная
  2. Фрустрационная
  3. Социального научения
  4. Переноса возбуждения
  5. Осмысленная (когнитивная)

Направления коррекционной работы

  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (косвенное выражение, прямое выражение в корректной словесной форме)
  • обучение детей приемам саморегуляции
  • отработка навыков общения в конфликтных ситуациях
  • формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям) (придумывание и проигрывание сказок, игры с куклами)

Психологические особенности работы с гиперактивными детьми

Основные проявления гиперактивности:

  1. Дефицит внимания
  2. Импульсивность
  3. Повышенная двигательная активность

В основе гиперактивности, как правило, ММД. Основными причинами возникновения гиперактивности у детей: патология беременности, родов (асфиксия, внутриутробная гипоксия), генетические предпосылки.

Физиологические особенности: низкий психический тонус, повышенная истощаемость.
Ребенок ведет себя таким образом не назло, а потому, что у него физиологические проблемы, справиться с которыми он не может.

Направления коррекционной работы

  • развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля)
  • отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • работа с гневом

Психологические особенности работы с тревожными детьми
Тревога – эпизодические проявления беспокойства и волнения.
Тревожность — устойчивое состояние тревоги.
Физиологические показатели: сердцебиение, сухость во рту, потливость, слабость в ногах, ком в горле и т.д.
Поведенческие проявления: грызение ногтей, качание на стуле, навязчивые действия и т.д.

  • мобилизующая
  • расслабляющая

В дошкольном возрасте более тревожны мальчики.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

  1. негативными требованиями, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  2. неадекватными, чаще завышенными требованиями;
  3. противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители, педагоги.

Направления коррекционной работы

  • повышение самооценки ребенка (похвала, называть по имени)
  • обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения (массаж, релаксация)
  • отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка (игры с куклами, ролевые проигрывания ситуаций)

Игровые методы коррекции поведения ребенка

  1. Упражнение «Шла Саша по шоссе» (работа с гневом)
  2. Упражнение «Приведение» (эмоцион. разрядка)
  3. Упражнение «Белые мухи» (агрессия)
  4. Упражнение «Снежные шарики» (агрессия)
  5. Упражнение «Сороконожка» (агрессия, работа в команде)
  6. Упражнение «Передай по кругу бабочку, картошку, льдинку» (самоконтроль, гиперактивность)
  7. Упражнение «Липучка» (агрессия)
  8. Упражнение «Камень-веревка» (эмоц. разрядка)
  9. Упражнение «Черепаха» (гиперактивность)
  10. Упражнение «Замри как», «День и ночь» (гиперактивность)
  11. Упражнение «Клопы» (гиперактивность)
  12. Упражнение «Бездомный заяц» (гиперактивность)
  13. Упражнение «Дотронься до» (гиперактивность)
  14. Упражнение «Сделай как я» (гиперактивность)
  15. Упражнение «Броуновское движение» (гиперактивность)
  16. Упражнение «За что меня любит мама» (тревожность)
  17. Упражнение «Нарисуй по инструкции» (гиперактивность)
  18. Упражнение «Волшебный мелок» (тревожность)
  19. Упражнение «Что изменилось?» (гиперактивность)

Приложение. Игровые методы коррекции поведения.

«Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения»

  1. развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля)
  2. отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  3. работа с гневом

«Передай по кругу бабочку, картошку, льдинку»
«Клопы»
«Бездомный заяц»
«Что изменилось?»
«Сделай как я»
«Замри как», «День и ночь»
«Броуновское движение»
«Черепаха»
«Нарисуй по инструкции»

  1. повышение самооценки ребенка (похвала, называть по имени)
  2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения (массаж, релаксация)
  3. отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка (игры с куклами, ролевые проигрывания ситуаций)

«За что меня любит мама»
«Волшебный мелок»
Придумывание сказок
«Камень-веревка»

  1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (косвенное выражение, прямое выражение в корректной словесной форме)
  2. обучение детей приемам саморегуляции
  3. отработка навыков общения в конфликтных ситуациях
  4. формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям) (придумывание и проигрывание сказок, игры с куклами)

«Белые мухи» «Снежные шарики»
«Шла Саша по шоссе»
«Приведение»
«Сороконожка»
«Липучка»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector