Гиперактивность у детей признаки

Гиперактивность у детей признаки

Ваш ребенок «неусидчив», «мешает другим», постоянно «ошибается», «не слушается» — как часто мы это слышим? Возможно, это гиперактивность. В таком случае нужно просто понять ребенка и помочь ему. В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» живет больше 30 мальчиков и девочек с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Специалист Мария Бальджирова рассказывает об особенностях таких ребят и о том, какие моменты в поведении ребенка могут быть основанием для обращения к врачу-неврологу, а также советует родителям, как успокоить своих непосед.

Грань между особенностями характера и диагнозом

«Люди постоянно концентрируются на каком-либо объекте. Однако встречаются дети, которых мы называем „реактивными“, „неусидчивыми“, „гиперактивными“. У них отмечают неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, — синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Но такой диагноз может поставить только врач-невролог!» — говорит педагог дополнительного образования Центра «Юнона» Мария Бальджирова.

Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте 3 лет, чаще — у мальчиков. Причем у них синдром обычно проявляется в активном поведении, а у девочек — в невнимательности. Гиперактивность характеризуется низкими показателями внимания, памяти, мышления, работоспособности на занятиях, а также повышенной утомляемостью. Ребенок одинаково проявляет активность дома, в детском саду, в школе, на детской площадке, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых он вел бы себя спокойно. Этим он и отличается от обычного активного малыша.

По сравнению с ровесниками такие дети не так внимательны к чувствам других людей. Они меньше готовы делиться чем-либо с другими, реже пытаются помочь родителям, воспитателям, детям и почти не выражают сопереживания. Поэтому у них возникают сложности в установлении отношений с другими людьми.

Как проявляется дефицит внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется по-разному. Выделяют несколько характерных признаков, например: забывчивость, болтливость, рассеянность, нарушенная координация, нетерпеливость. К этому можно добавить ситуации, в которых ребенок:

  • не сидит спокойно на месте, даже если это необходимо;
  • не сосредотачивается на деталях;
  • не доводит начатое до конца;
  • ошибается по невнимательности;
  • легко отвлекается на посторонние предметы;
  • не вслушивается в слова других, мешает;
  • часто теряет свои вещи;
  • вмешивается в разговор как старших, так и сверстников;
  • плохо спит, не может расслабиться, отдохнуть.

Как помочь ребенку

У детей с гиперактивностью нет серьезных нарушений познавательных процессов — им просто требуется больше времени на выполнение заданий. Они допускают больше ошибок, потому что пытаются выполнить задание быстрее, чтобы вернуться к своим делам. Таким детям нужно вовремя помочь.

«Лучше всего детям с гиперактивностью поможет игра. Она позволяет контролировать действия и поступки ребенка с помощью конкретного игрового сюжета, правил и ролей. Многие специалисты считают, что игры с водой и песком таким детям просто необходимы», — отмечает Мария Бальджирова.

Ребятам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности подойдут коллективные и индивидуальные игры, которые помогут успокоить ребенка. Это могут быть настольные игры или игры, развивающие концентрацию и помогающие распределять внимание, снимать напряжение и агрессивность. Сотрудники Центра «Юнона» подготовили несколько таких игр, в которые родители смогут поиграть со своими детьми дома.

Пять полезных игр для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Дерево

Исходное положение — сидя на корточках. Пусть ребенок спрячет голову в колени, а колени обхватит руками. Он — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево: ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Играть надо сначала каждой рукой отдельно, затем обеими руками сразу.

Ухо — нос

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно надо отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

Море волнуется

Дети интенсивно двигаются по комнате, принимая различные позы. Мама или папа произносят:

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура — замри!

На последней фразе дети замирают в одной из поз и только по команде родителей «Отомри!» продолжают игру.

Поза покоя

Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на спинку, руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет. Мама или папа медленно, тихим голосом, с длительными паузами произносят формулу общего покоя:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно —

«Самое главное для родителей — запастись терпением, потому что только систематическая, регулярная работа с ребенком ему поможет», — убеждена педагог.

Гиперактивность у детей признаки

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психическое расстройство, которое при запоздалом или неправильном лечении может привести к серьезным последствиям, отрицательно влияющим на все остальные сферы жизни. Необходимо вовремя распознать расстройство, чтобы избежать этих последствий.

Первым признаком СДВГ становится гиперактивность, которая проявляется у детей еще в дошкольном возрасте. С поступлением в школу обнаруживаются и нарушения внимания. Дети, страдающие СДВГ, обычно плохо учатся и имеют проблемы с поведением. С наступлением подросткового возраста яркие проявления СДВГ исчезают, но остается плохая успеваемость, конфликтность, беспомощность, трудности с соблюдением норм и законов, низкая самооценка. Диагностика и лечение СДВГ на ранней стадии позволит избежать нежелательных проблем в будущем.

Симптомы СДВГ рассматриваются в двух областях поведения человека: невнимательность и гиперактивность. Это можно понять из названия расстройства.

Признаки СДВГ, говорящие о нарушениях в сфере внимания, таковы:

  • ребенок с трудом сосредотачивается на деталях;
  • часто допускает ошибки из-за невнимательности;
  • с трудом концентрирует внимание на определенном задании или во время игр;
  • «витает в облаках», кажется, что ребенок вас не слушает;
  • часто не придерживается инструкций;
  • не может выполнить до конца какое-то задание (урок или домашнюю работу);
  • часто испытывает трудности с организацией собственной деятельности;
  • обычно избегает или сопротивляется вовлечению в процесс, требующий длительного умственного напряжения;
  • часто теряет необходимые вещи;
  • часто и легко отвлекается;
  • часто бывает забывчивым и рассеянным в быту.

Чаще всего они проявляются в школьном возрасте, поскольку именно тогда в жизни ребенка появляется деятельность, требующая наибольшей концентрации внимания и умственных способностей. В дошкольном возрасте проблемы с вниманием могут и не проявиться в полной мере. Обычно ребенок, имеющий нарушения в области внимания, рассеянный, невнимательный, плохо учится, у такого ребенка плохая память.

Признаки СДВГ, свидетельствующие о наличии заболевания у ребенка:

  • беспричинно дергает руками и ногами;
  • не может сидеть на месте, постоянно вертится;
  • часто встает с места, когда делать этого не следует;
  • часто бегает туда-сюда, забирается куда-то, когда делать этого нельзя;
  • часто не может спокойно и тихо играть или чем-то заниматься в одиночестве;
  • много разговаривает;
  • часто отвечает на вопросы не задумываясь или даже не дослушав;
  • испытывает трудности в процессе ожидания чего-либо;
  • часто прерывает других, перебивает, мешает им что-то делать.

При обсуждении симптомов мы обычно говорим об СДВГ у детей, хотя заболевание проявляется и у подростков, и у взрослых людей. Во-первых, в детском возрасте признаки СДВГ проявляются ярче, во-вторых, наличие симптомов СВДГ у подростков и взрослых, скорее всего, свидетельствует о том, что синдром не был вовремя обнаружен. Поэтому мы в первую очередь говорим о признаках СДВГ у детей, чтобы родители могли вовремя обнаружить заболевание и обратиться к врачу.

Выраженность симптомов расстройства у больных СДВГ бывает разной: у кого-то преобладают нарушения в области внимания, у других, напротив, ярче проявляется гиперактивность. В связи с эти выделяют следующие формы СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания;
  • с преобладанием гиперактивности;
  • комбинированная, когда в равной степени проявляется невнимательность и гиперактивность.

Стоит отметить, что преобладание дефицита внимания часто характерно для подростков и взрослых, а преобладание гиперактивности – для детей. Это можно объяснить тем, что с возрастом активность уменьшается, а если заболевание не выявлено и продолжает развиваться, то оно проявляется через нарушения внимания. Однако симптоматика заболевания все же проявляется индивидуально, и возраст не может быть дифференциальным признаком для определения формы СДВГ.

Указанные выше симптомы СДВГ в основном выявляются при помощи специальных шкал и опросников. Для уточнения диагноза пациенты также проходят нейропсихологическое исследование, которое позволяет выявить следующие признаки расстройства:

  • резкие перепады в скорости выполнения заданий;
  • нарастание ошибок в процессе выполнения задания;
  • повышенный уровень тревожности и агрессии;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • развитие наглядно-образного мышления ниже нормы.

В заключение можно отметить, что СДВГ, как и многие психические расстройства, требует своевременной диагностики и лечения. Чем раньше замечено заболевание, тем результативней будет его лечение и тем вероятнее выздоровление.

У Вашего ребенка СДВГ? Мы поможем Вам справиться с трудностями! Позвоните нам

Двигательная активность, подвижность, любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В развитии этого синдрома считаются доминирующими три группы факторов

— повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;

— негативное действие внутрисемейных факторов.

Основные проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость в школе и трудности в общении.

Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3—4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

Критерии выявления гиперактивного ребенка

Дефицит внимания

1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры, легко отвлекается.

3. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций, испытывает трудности с завершением выполнения уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением).

4. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

5. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.

6. Часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

7. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Излишне болтлив.

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Если симптомы сохраняются на протяжении 6 месяцев и ярко выражены, это свидетельствует о несоответствии психологическим возрастным характеристикам ребенка.

• обязательно проконсультируйтесь у специалистов (психолога, невролога);

• воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком завышенных требований — с другой стороны;

• старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя», исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю»;

• придерживайтесь «позитивной модели» воспитания, избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает;

• занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить;

• при объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.);

• особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания;

• придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна;

• ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях;

• не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того);

• создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах;

• каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он в силах достичь, обязательно похвалите его за выполнение задания, тем или иным образом поощрите;

• приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм; помогите найти ему какое-то увлечение, хобби, не перегружая ребенка занятиями в разных кружках (это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий).

Эти советы призваны помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, её рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

По данным Минздрава РФ, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — распространенное расстройство, встречающееся у 3–7% детей школьного возраста. По другим данным, эта цифра составляет 14% от общего числа детей.

Современная наука различает отдельно синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивостью. В коррекционной педагогике дифференцируют СДВГ и гиперактивность, как особенность поведения, когда нельзя говорить о неврологическом статусе, но проявления нарушения присутствуют.

Воспитывать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) нелегко.
Они невнимательны, им трудно концентрироваться, они чрезмерно подвижны: много вертятся, суетятся, совершают лишние движения, не могут усидеть на месте, поэтому изучение нового дается таким ребятам очень непросто.

В дошкольном возрасте СДВГ мешает ребенку овладеть речевыми навыками, развить память и внимание. У детей с СДВГ часто встречается задержка психоречевого развития. Но как правило, у детей с СДВГ до 5 лет мышление развито в норме, поэтому гиперактивность начинает мешать скорее в школьном возрасте.
Из-за сниженной успеваемости и повышенной активности школьник с СДВГ зачастую превращается в «сущее наказание» не только для семьи, но и для всего класса. Безусловно, ребенок с СДВГ сам страдает от своих проявлений: низкая самооценка, трудности в общении с другими детьми, а в будущем сложности с коммуникацией в принципе – неизбежные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Причин СДВГ несколько.
Течение беременности и процесс родов оказывают огромное влияние на качество последующей жизни ребенка, поэтому такие неблагоприятные факторы, как употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность увеличивают риск проявления СДВГ в будущем. Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.
Нередко СДВГ сопутствует оппозиционное расстройство, которое проявляется в умышленном непослушании, враждебном и даже агрессивном поведении. Часто встречаются эмоциональные колебания, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У ребенка с СДВГ может пропадать желание играть с другими детьми.
Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным – всё это весьма негативно сказывается на социальной адаптации ребенка.

В школьном возрасте ребенку сложно усидеть за партой, он не усваивает материал, постоянно отвлекается, неусидчив и часто достаточно негативно настроен к педагогам и другим детям, ему тяжело дружить, так как сложно играть по правилам.
Во взрослом возрасте симптомы гиперактивности и импульсивности отходят на второй план. У взрослого человека запущенный СДВГ может проявляться в отсутствии умения рационально планировать своё время, в плохой памяти, низкой академической успеваемости и низком уровне достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Первый помощник — это невролог. Выбирайте невролога, которому вы доверяете, который, прежде чем назначить препараты, вдумчиво и подробно собирает и изучает анамнез ребенка. Для лечения СДВГ не существует универсальной таблетки. Терапия должна быть подобрана индивидуально. Посещение коррекционных занятий с нейропсихологом — обязательная часть терапии.

На сегодняшний день нейрокоррекция — самый эффективный и быстрый способ справиться с синдромом. Безусловно, вам потребуется немало времени: рассчитывайте на регулярное посещение нейропсихолога минимум 5-6 месяцев, 2 раза в неделю в возрасте до 7 лет и один раз в неделю (при условии выполнения заданий дома) от 7 лет.
Специалисты в Детской академии речи также используют комплексный подход к коррекции СДВГ. В дополнение к разработанной программе нейрокоррекции мы применяем комплекс биологической обратной связи (БОС-терапия), который позволяет ребенку овладеть навыками самоконтроля.
Есть разные теории относительно того, с какого возраста целесообразно применять нейрокоррекцию.
Мы можем помочь детям с 2,5 до 9 лет.

Часто родители жалуются на то, что их ребенок не может спокойно сидеть ни минуты, постоянно отвлекается во время занятий, не может сконцентрироваться на одном деле, рассеянный и совершенно не слышит, что ему говорят. В медицине подобное состояние у детей называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Пока в медицинской науке не названы точные причины возникновения СДВГ у детей. Скорее всего имеют значение негативные факторы в своей совокупности. На появление этого заболевание могут повлиять генетический фактор, инфекции и хронические заболевания во время беременности, угроза прерывания, патологии беременности, употребление матерью определенных лекарств, алкоголя, наркотиков, быстрые роды, родовые травмы, особенно шейных позвонков и головного мозга, раннее органическое повреждение ЦНС, психологические травмы, неблагоприятная окружающая среда и экология и т.д.

СДВГ у детей выражается в нарушении способности регулировать свое поведение и эмоции, в двигательной чрезмерной активности, нарушении внимания и обучения, в повышенной импульсивности. Некоторые врачи относят СДВГ к психическим расстройствам, вызванным особенным функционированием головного мозга и проявляющимся в раннем детстве у детей с определенным темпераментом. СДВГ не бывает эпизодическим, как, например, такие психические заболевания как депрессия, эпилепсия и т.д., это не временное явление и совсем не дурной характер ребенка или плохое воспитание. Это заболевание, которое нужно корректировать и лечить.

В то же время от СДВГ нужно отличать возрастные особенности малыша, соответствующие нормам. Так, если ваш ребенок подвижен, активен, непоседлив и шаловлив в возрасте от 2-х до 5-ти лет, то совсем необязательно он страдает этим заболеванием. В младшем возрасте такое поведение детей адекватно. В этот период малыши еще не в полной мере умеют удерживать внимание на каком-то одном виде деятельности. А вот в ранние школьные годы подобные проявления должны вызывать беспокойство родителей. Жалобы учителей на поведение и успеваемость школьника также могут быть тревожными звоночками. В таком случае лучше перестраховаться и проконсультироваться у детского невролога или психиатра, который сможет грамотно поставить диагноз и назначить лечение.

Первыми признаки СДВГ у ребенка замечают родители и учителя. Но для диагностики этого расстройства нужно наблюдать ребенка не менее полугода. Важно также убедиться в том, что у маленького человека нет общего отставания в развитии или таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и других. Кроме того, подозрительные симптомы должны проявляться у ребенка в разных местах (дома, в школе, в обществе), и рассматриваться в совокупности. Если Вы подозреваете наличие СДВГ у ребенка старше 8 лет, у которого раньше подобных проблем не возникало, то, скорее всего, ваше чадо просто активно и энергично, и речь не идет о психическом нарушении.

Основные симптомы СДВГ у детей:

  • ребенку трудно сосредоточиться во время занятий или игр;
  • он легко отвлекается и не может выполнить задание до конца;
  • ребенок как будто бы не слушает, что ему говорят;
  • ребенок не может усидеть долго на одном месте, ерзает, бегает, совершает множественные движения ногами и руками;
  • ребенок отличается забывчивостью и невнимательностью;
  • часто теряет вещи;
  • не может ждать очереди в повседневной жизни и играх;
  • часто не дослушивает вопрос, перебивает в разговоре;
  • ребенок чрезмерно болтлив и импульсивен;
  • ребенок не организован.

Если детский специалист поставил Вашему малышу диагноз СДВГ, не стоит отчаиваться! Родителям таких деток нужно научиться проявлять большое терпение и излучать спокойствие и умиротворенность в общении с ребенком. Нельзя ни в коем случае его ругать за проявление подобных симптомов, пытаться сломить его волю, наказывать. Детям с СДВГ показан организованный и продуманный распорядок дня, распланированные занятия и игры, кружки, связанные с творчеством (музыка, рисование и т.д.), легкие занятия спортом, не соревновательного характера.

При правильном лечении ребенка с диагнозом СДВГ, при выполнении всех рекомендаций врача, при регулярных занятиях с психологом поведение ребенка постепенно будет скорректировано в положительную сторону, а эмоции и темперамент взяты под контроль.

Сеть клиник «Медицентр» в Петербурге предоставляет весь спектр медицинских услуг на отделении педиатрии, в том числе по направлениям детская неврология и психология. Вы можете записаться с ребенком на прием к нашим детским специалистам для исключения или подтверждения диагноза СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – состояние мозга, изменяющее способность к концентрации внимания. Чаще встречается у детей школьного возраста. Термин относят к ряду нарушений поведения: невнимательности, импульсивности, гиперактивности. СДВГ может являться составляющей симптомокомплекса, включающего другие нейробиологические нарушения, например, трудности обучения. СДВГ – хроническое расстройство, т. е. влияющее на индивида на протяжении жизни. Порядка 30 % детей либо перерастают, либо адаптируются к состоянию в дальнейшей жизни.

Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Исследователи поддерживают идею двух различных характеристик СДВГ: невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности. У ребенка, как правило, наблюдают следующие признаки:

Невнимательность:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • несвязные мысли;
  • проблемы фокусировки и поддержания внимания;
  • проблемы с восприятием услышанного;
  • трудности планирования, организации и выполнения задач по времени;
  • проблемы с обучением новым навыкам;
  • плохая саморегуляция поведения, т. е. трудности контроля и изменения поведения в зависимости от ситуации.

Гиперактивность:

  • беспокойство, суетливость, невозможность усидеть на месте: ребенок буквально извивается на стуле, трясет ногой, бродит по комнате, «пританцовывает», трогает/перебирает предметы;
  • резкий переход от одного занятия к другому;
  • попытки заняться одновременно всем, т. е. сделать больше чем одно дело сразу.

Импульсивность:

  • неумение думать, прежде чем действовать;
  • нетерпение: выдает ответ до завершения вопроса, заканчивает предложение за кого-то, перебивает, т. к. не умеет ждать очереди в разговоре.

При СДВГ возникают и другие поведенческие проблемы:

  • у 60 % детей отмечают вызывающее поведение. Ребенок идет на конфронтацию, «показывает» характер, отказывается выполнять просьбы взрослых, намеренно раздражает их;
  • у 25 % детей наблюдают расстройство поведения. Ребенок может врать, воровать, умышленно портить вещи;
  • у 30 % детей отмечают специфические трудности в обучении, например, дислексию;
  • порядка 33 % детей страдают клинической депрессией;
  • у 30 % наблюдают тревожные расстройства.

Гиперактивность у детей признаки

Доктора данного направления

Причины СДВГ

Биологические факторы:

  1. Генетика во взаимодействии со средой может определять темперамент ребенка.
  2. Мозговые проблемы в результате родовой травмы и/или патологии беременности.
  3. Воздействие никотина и алкоголя во время беременности.
  4. Послеродовая черепно-мозговая травма или инфекции, поражающие нервную систему.

Факторы окружающей среды:

  1. Стрессовая обстановка в семье.
  2. Трудности в учебе.

К факторам риска относят:

  1. Синдром ломкой Х-хромосомы.
  2. Фетальный алкогольный синдром.
  3. Дефицит G6PD.
  4. Фенилкетонурию.
  5. Устойчивость к тиреоидным гормонам.
  6. Хронические заболевания: эпилепсия, астма, патологии печени, почек.
  7. Лекарства, принимаемые ребенком.
  8. Психические проблемы.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ требует обращения к квалифицированным медикам: детскому или подростковому психиатру, педиатру, детскому неврологу. Часто уместна консультация других специалистов: психолога, логопеда.

Помимо фармако-, витамино- и психотерапии, врачи используют методику биологической обратной связи, назначают гипоаллергенную диету, хорошо зарекомендовавшую себя при коррекции СДВГ.

Адекватная фармакотерапия (строго по назначению) способствует стабилизации поведения, улучшению успеваемости и частичному нивелированию СДВГ.

Важно: самостоятельно определить синдром дефицита внимания и гиперактивности нельзя. Только врач, исключив другие состояния, поставит диагноз и назначит терапию.

СДВГ требует дифференциальной диагностики, т. к. схожую симптоматику дают:

  • эпилепсия;
  • проблемы со слухом;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • синдром Туретта;
  • аутизм;
  • синдром Аспергера.

Многие дети бывают чрезмерно активными, легко отвлекаются, испытывают некоторые трудности с концентрацией внимания. Такое поведение, наблюдаемое в относительно легкой форме, не должно рассматриваться как расстройство (СДВГ).

Для диагностики и получения подробных консультаций по лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей обращайтесь к педиатрам медцентров «Президент-Мед»

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались трудными подростками.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12—15 лет. Это обусловлено особенностями развития мозга в различные периоды детства. Возраст 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

К 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12—15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности, другими словами, ребенок страдает рассеянным вниманием и находится в постоянном движении.

Распространенность этого диагноза среди детского школьного возраста 3-7% (в некоторых странах достигает до 14%), синдром входит в группу нейропсихиатрических расстройств. Мальчики страдают этим расстройством в 9 раза чаще чем девочки.

Гиперактивность у детей признаки

Для педагогов это очень «неудобные» дети, так как учитель постоянно отвлекается на такого ребенка, чтобы сделать замечание. В итоге страдают все, так как частые прерывания мешают подаче и усвоению материала.

Но больше всех страдает сам ребенок с диагнозом СДВГ. Ведь за счет своей невнимательности он не до конца слушает, не точно понимает задание, выполняет его по-своему, часто неверно, что приводит к низкой оценке.

У таких детей чаще всего интеллект соответствует возрасту, однако они страдают дисграфией (делают частые ошибки), дисорфорграфией, лексико-грамматическими нарушениями, дискалькулией (испытывают проблемы с арифметикой).

Родители таких детей обращаются к неврологу с различными жалобами. Одни приходят с развернутой характеристикой от педагога и психолога, где описывается его девиантное поведение, а так же проблемы в учебе. Другие рассказывают, что ребенок очень раним, плаксив и раздражителен, а после осмотра и тестирования такого ребенка, ставится диагноз СДВГ.

СДВГ симптомы

Родители часто злятся на своё чадо, но делать этого категорически нельзя! Почему? Я постараюсь вам объяснить с точки зрения нейронауки.

1. У детей этой группы отмечается гипофункция лобных долей головного мозга (лобные доли отвечают за мотивацию, планирование, цели, целенаправленное поведение, а также обладают тормозными функциями).

2. Обнаружено, что у таких детей нарушено соотношение нейротрасмиттеров ЦНС (допамина, серотонина, норадреналина), а также N-ацетиласпартата, глутамат/глутамина и др.

3. При проведении ЭЭГ часто регистрируются косвенные признаки нарушений при СДВГ: больше медленных волн и меньше бета-волн по сравнению с нормой, реакция активации часто не выражена.

То есть понятно, что ребенок в этом не виноват, он наделен таким головным мозгом и ему приходится жить с такой управляющей ЦНС и от того, что мы раздражаемся, кричим, унижаем и наказываем его, мы не поможем, а только усугубим проблему.

СДВГ лечение

Ну, во-первых, нужно обратиться к специалисту, который установит верный диагноз. Ведь может оказаться, что у вашего чада совсем не СДВГ.

Во-вторых, выполнять рекомендации, которые вам даст невролог или детский психиатр. Таким детям обязательна медикаментозная терапия, с ней и поведенческая и когнитивная адаптация проходит намного эффективнее. Пока школьник получает медикаментозное лечение, у него улучшаются все показатели, одновременно с этим ребенок взрослеет и его собственные функции созревают. Параллельно с этим родители должны серьёзно озаботиться психологией воспитания таких детей, посещать семейного психолога, читать литературу о воспитании детей с СДВГ.

В-третьих, такие ребятишки обязательно должны посещать какую-нибудь секцию, им необходимы физические нагрузки. Желательно не групповые виды спорта, а индивидуальные.

И обязательно любите этих чудесных и энергичных мальчиков и девочек, и они отблагодарят мир своей неповторимостью, яркостью, искрометностью, неиссякаемой энергией, множеством неординарных идей. Верьте в них, поддерживайте, доверяйте им и ваша жизнь будет наполнена счастьем!

Информацию для Вас подготовила:

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием Детском корпусе на Усачева.

Гиперактивность у детей признаки

Как помочь ребенку в перерывах между реабилитационными мероприятиями

Терапия при СДВГ сочетает психолого-педагогические и клинические методы, с детьми работают педиатр, невролог, психотерапевт и при необходимости логопед.

Специалисты клиники оценивают данные анамнеза, общее состояние ребенка, проводят обследования, позволяющие обнаружить не только явные симптомы заболевания, но и трудно выявляемые изменения в работе ЦНС, которые типичны для СДВГ.

В зависимости от характера и степени выраженности симптомов, их влияния на качество жизни ребенка, подбирают индивидуальную методику реабилитации, включающую терапию соматических нарушений, психотерапевтическую и логопедическую коррекцию, массаж, специально разработанные комплексы ЛФК, при необходимости – медикаментозное лечение.

В последние годы в комплексной реабилитации СДВГ все шире используется транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – неинвазивное воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. ТЛНС воздействует на стволовые структуры, в первую очередь на ретикулярную формацию, которая регулирует процессы возбуждения и торможения всего головного мозга. В результате нормализуется эмоциональный фон, контроль поведения и импульсивности, улучшаются когнитивные функции (память, внимание, мышление), обучаемость, нормализуются циклы сна/бодрствования, улучшается переносимость физических, умственных и психических нагрузок. Потребуется от 5 до 20 сеансов ТЛНС, обычно в сочетании с психотерапевтической или медикаментозной коррекцией.

Очень важную роль во время терапии играют родители, с ними обязательно работают специалисты, так как прогноз более благоприятен, если родители осознают, что такое поведение ребенка является не провинностью, а заболеванием, что ребенок нуждается в дополнительной помощи, спокойном и доброжелательном отношении, поддержке и положительной обратной связи.

Правильно организованный режим дня – это первое, на что следует обратить внимание. Ребенку нужно, чтобы обед, ужин, ежедневные занятия производились в одно и то же время. Для развития навыка самоорганизации можно вести списки дел, планировать свое время.

При выполнении заданий, будь то учеба или помощь по дому, необходимо ограничить количество отвлекающих факторов, создать такую атмосферу, при которой ребенок сможет сосредоточиться.

Важной частью коррекции нарушений при СДВГ являются специальные игры, позволяющие выработать активное торможение, реализовать потребность в движении, развивающие общение и т. д.

Подбор конкретных методик и упражнений для домашнего применения зависит от характера нарушений. Одни дети при СДВГ ведут себя пассивно и не проявляют интереса к окружающему миру, у других заболевание проявляется в виде постоянной эмоциональной напряженности – для каждого случая должны быть подобраны индивидуальные рекомендации.

Клиника «В НОВЫЙ ДЕНЬ» гарантирует внимательный подход и разработку персонализированных планов реабилитации при СДВГ с использованием авторских методик и наиболее эффективных современных решений. Убедитесь в этом сами, обратившись к нам за консультацией.

Проходит ли СДВГ с возрастом? Можно ли не обращаться к врачу, дожидаясь, пока ребенок «перерастет» это состояние?

СДВГ могут сопутствовать эмоциональные расстройства, при которых ребенок становится нервным, плаксивым, постоянно ощущает упадок сил. Бывает, что заболевание сопровождается тиками, задержкой психоречевого или психического развития.

Со временем СДВГ перестает проявлять себя такими симптомами, как чрезмерная активность и неспособность контролировать эмоции и поведение. У взрослых СДВГ проявляется как низкая успеваемость в обучении и, как следствие, невозможность овладеть профессиональными навыками на достаточном уровне, плохая память, невозможность рационально планировать свое время.

Нередко у людей с СДВГ с возрастом развиваются неврозы, депрессивные расстройства, возникают проблемы с алкоголем и наркоманией, зависимость от психостимуляторов.

Важно понимать, что СДВГ – это патологическое состояние, которое требует коррекции под руководством специалиста.

Как помогает реабилитация при СДВГ

В настоящее время доказана целесообразность и социальная значимость комплексной реабилитации детей, которым поставлен диагноз СДВГ.

Реабилитацию следует проводить как можно раньше, в идеале – с младшего дошкольного возраста, до тех пор пока компенсаторные возможности мозга еще достаточно велики и не успел сформироваться стойкий патологический стереотип. Интенсивность лечения зависит от специфики и выраженности клинических проявлений заболевания и является различной в каждом конкретном случае. Но можно точно сказать, что реабилитацию детей с СДВГ нужно проводить на регулярной основе.

Коррекционная терапия позволяет достичь следующих результатов:

● Улучшение показателей внимания и когнитивных функций.
● Уменьшение гиперактивности.
● Снижение импульсивности.
● Улучшение поведения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector