Гиперактивность у детей что это

На сегодняшний день все чаще и чаще детям ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Как правило, его диагностируют у детей в возрасте 6-8 лет, когда ребёнок идёт в школу. Именно в этом время становится очевидно, что у ребенка есть выраженные проблемы с поведением и восприятием информации.

СДВГ — что это

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Патология даёт о себе знать в детском возрасте, но при отсутствии своевременной терапии может сохраняться во взрослом возрасте. Согласно статистике, СДВГ наиболее характерно для мальчиков, но может встречаться и у девочек. Если своевременно не диагностировать патологию и не приступить к лечению, это чревато плохой успеваемостью в школе, у ребёнка могут развиться серьёзные социальные проблемы, что повышает риск злоупотребления психоактивными веществами в будущем.

Как понять, что у ребенка СДВГ

  • Ребёнок постоянно отвлекается, невнимателен, при общении с ним возникает ощущение, что он вас не слушает;
  • Ему трудно долго удерживать внимание на словах учителя, из-за чего страдает и понимание информации;
  • Наблюдается повышенная активность — ребенок буквально не может сидеть на одном месте. Даже во время занятий в школе он может вставать с места и ходить по классу;
  • Ребёнок нетерпелив, не может ждать своей очереди, постоянно перебивает, отвечает на вопросы, не дождавшись их окончания;
  • Для детей с СДВГ характерна эмоциональная нестабильность, которая может проявляться частой сменой настроения: ребёнок без повода может резко стать раздражительным, плаксивым, беспокойным;
  • Характерна несобранность — дети с данным диагнозом часто теряют свои вещи (например, школьные принадлежности, деньги, ключи и т.д);
  • Проблемы со сном и аппетитом, с режимом дня.

Дополнительно могут наблюдаться и некоторые отклонения неврологического характера. Например, у ребенка с СДВГ может быть нарушена координация движений, из-за чего наблюдается некоторая неуклюжесть. Также в некоторых случаях наблюдается подергивание лицевых мышц и подрагивание конечностей.

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются в возрасте 2-3 лет, однако в этом возрасте трудно определить, являются ли они проявлением патологии или нормальными возрастными особенностями.

Однако если к возрасту 6-8 лет ребенок не стал внимательнее и собраннее – это тревожный признак, который позволяет с высокой долей вероятности предположить СДВГ. Вот почему при наличии вышеперечисленных симптомов следует обязательно обратиться к врачу и приступить к лечению.

Причины возникновения

Для развития СДВГ нет единственной причины. Многие специалисты сходятся во мнении, что чаще всего причиной могут выступать генетические мутации, которые приводят к нарушению выработки дофамина и работы дофаминовых рецепторов.

Также причинами развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут выступать следующие факторы:

  • Тяжёлая беременность, осложненные роды, в т.ч. затянувшиеся или стремительные;
  • Употребление будущей матерью во время беременности сильнодействующих лекарственных препаратов, алкогольных напитков, токсичных веществ;
  • Серьёзные патологии, перенесенные ребенком в раннем возрасте, в т.ч. черепно-мозговые травмы;
  • Психологические травмы у ребёнка;
  • Асфиксия плода.

Также стоит отметить, что данная патология имеет наследственную предрасположенность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у ребёнка.

Диагностика

Диагноз СДВГ не устанавливают только на основании имеющихся жалоб. Чтобы точно подтвердить диагноз, необходимо провести некоторые обследования. В первую очередь требуется посетить невролога, психиатра и психолога.

В процессе консультации врач собирает анамнез, проводит различные тесты, беседы, диагностические опросы и др.

С целью выявления причины развития СДВГ может также потребоваться консультация иных специалистов, а также инструментальные и лабораторные методы обследования, такие как: ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д.

Методы лечения

Следует отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего имеет благоприятные прогнозы (при условии своевременно начатой терапии). Удается значительно улучшить поведение и обучаемость ребёнка.

В зависимости от степени тяжести патологического процесса и причин его возникновения врач может назначить такие виды лечения, как:

  • Медикаментозное лечение: пациенту могут назначать седативные средства, антидепрессанты, нейростимуляторы и т.д
  • Когнитивно-поведенческая терапия;
  • Чёткий режим дня: сбалансированное питание, полноценный сон
  • Семейная психотерапия: если в семье наблюдаются конфликты, СДВГ нередко развивается на этом фоне;
  • БОС-терапия: этот метод лечения направлен на тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий.
  • Физиотерапевтические методики, например, массаж, физические упражнения, кинезиотерапия и т.д.

Дополнительно могут применяться и иные методики лечения.

Профилактика

К сожалению, не всегда возможно предотвратить развитие СДВГ. Однако, есть некоторые факторы, которые значительно снижают риск развития патологии. Например, будущая мама должна соблюдать здоровый образ жизни, сбалансированное питаться, отказаться от вредных привычек. Перед зачатие желательно пройти полное обследование, при необходимости — заранее провести лечение имеющихся патологий.

Также в качестве профилактики СДВГ необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Ребёнок должен быть активным, чаще гулять на свежем воздухе;
  • Режим дня и питания должен быть чётким;
  • Следите за поведением ребёнка, сразу пресекайте неприемлемое поведение ребёнка;
  • Очень важно выстроить между родителями и детьми доверительные отношения;
  • Следует избегать семейных конфликтов.

При первых признаках СДВГ рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут минимизировать риск развития более серьёзных патологий в будущем.

Подробнее о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно узнать на очном приёме у врача. Будьте здоровы!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) – поведенческое и эмоционально-волевое расстройство, в результате которого ребенок испытывает сложности концентрации внимания, усидчивости, удержания одной или нескольких инструкций, часто «пропускает всё мимо ушей», неуспешен при освоении школьной программы. Такие дети не могут долго усидеть на одном месте, нетерпеливы, импульсивны, порой, капризны, их действия часто хаотичны и бесцельны.

Нередко родители и воспитатели путают данные симптомы неврологического заболевания с характерологическими особенностями личности ребенка. Поэтому дети надолго остаются без должного внимания специалистов, что чревато развитием различных неблагоприятных проявлений.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто плохо учатся, в будущем подвержены антисоциальным изменениям (склонны к алкогольной, наркотической зависимости). У таких детей увеличивается риск возникновения головных болей, неврозов, тиков. Часто развиваются заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, нарушения сна и другие неблагоприятные факторы.

Главная опасность данного нарушения таится в том, что внешние проявления и симптомы заключаются в том, что ребенок производит впечатление очень активного и энергичного, переполненного энергией. Родители решают, что малышу не хватает мест, где он может выплеснуть всю свою энергию, и начинаю водить ребенка на все возможные спортивные кружки и секции. Так образом ребенок психологически и эмоционально начинает истощаться. Помните, гиперактивному ребенку из спортивных секций показано только плавание. Внешняя активность – обманчива, таким образом ребенок лишь самостимулируется, пытаясь сконцентрироваться и удержать инструкцию.

Высококвалифицированные специалисты нейрологопедического центра «Выше радуги» успешно занимаются лечением СДВГ в Москве.

Диагностические критерии гиперактивности несколько отличаются в разных странах. В нашей стране используется и обязательна к применению Международная классификация (МКБ) 10-го пересмотра. Согласно этой классификации, гиперактивность отнесена в раздел «Гиперкинетические расстройства». Родители должны обращать внимание на поведение ребенка, чтобы вовремя диагностировать расстройство.

Проявления гиперактивности

Общие признаки расстройства следующие:

  • раннее начало (до 5 лет);
  • отсутствует упорство в занятиях, при которых нужна умственная сосредоточенность;
  • ребенок перескакивает с одного занятия на другое, и никакое не завершает (не доводит до конца);
  • присутствует хаотичная (нерегулируемая) активность.

Это основные критерии, но возможны (не у всех детей) дополнительные признаки:

  • импульсивность поведения, когда ребенок действует под влиянием сиюминутных потребностей (например, прекращает обед и выбегает, потому что увидел за окном кошку);
  • постоянно получает дисциплинарные взыскания (педагоги и воспитатели ругают, потому что постоянно нарушает порядок);
  • не осознает собственного неорганизованного поведения (несмотря на замечания педагогов, продолжает нарушать дисциплину, делает одно и то же);
  • ведет себя со взрослыми, воспитателями и преподавателями без всякого чувства дистанции и малейшего уважения (не понимает, что в большинстве ситуаций нужно быть сдержанным и предусмотрительным);
  • в детском коллективе находится в изоляции, поскольку сверстники избегают общения.

У многих детей с гиперактивностью имеются нарушения развития речи, что еще больше усугубляет ситуацию. Если ребенком не заниматься, через некоторое время у него формируется низкая самооценка, а поведение становится близким к асоциальному.

Самостоятельная диагностика или консультация врача?

Самостоятельно диагностировать расстройство невозможно. Родители могут только заподозрить, что ребенок страдает гиперактивностью. Похожие признаки бывают при аномалиях развития головного мозга, тревожных расстройствах, нарушениях поведения или психологического развития. Может быть нарушена память, внимание, расстроена концентрация. Наконец, у ребенка может быть хроническое заболевание внутренних органов или инфекция, которая нарушает его развитие и снижает возможности социальной адаптации.

В сети опубликованы множество тестов, которые доступны в онлайн-режиме. Все подобные тесты – ознакомительные, по ним можно определить вероятность гиперактивности, но нельзя утверждать, что расстройство точно имеет место.

Единственный достоверный компьютерный тест – МОХО (переводится как тест непрерывной производительности), разработанный в Израиле. Прохождение детского теста занимает около 15 минут, подходит для возраста от 6 до 12 лет. Испытуемому предлагается находить цель (лицо ребенка), игнорируя отвлекающие раздражители (шум транспорта, звук воды, разговоры). По данным теста специалист оценивает 4 параметра:

  • внимание;
  • импульсивность;
  • согласованность действий;
  • чрезмерную реактивность.

Периодическое прохождение теста позволяет не только определить наличие гиперактивности, но и понять динамику лечения. В основе теста – математический алгоритм, который позволяет разработать индивидуальный коррекционный маршрут для каждого малыша.

На что обратить внимание дома

Кратковременные расстройства внимания или редкая импульсивность – это не гиперактивность. Симптомы гиперактивности – это стойкие нарушения, которые длятся не менее полугода и затрудняют возрастное развитие. Диагноз устанавливается только у тех детей, чей IQ (коэффициент интеллекта) выше 50 (среднестатистический нормальный).

Традиционно выделяют 2 блока нарушений – касающиеся внимания и касающиеся импульсивности.

Нарушения внимания

  • не обращает внимания на детали (не дописывает буквы, не дорисовывает предметы);
  • не может долго читать или писать;
  • создается впечатление, что не слышит обращенную речь («витает в облаках»);
  • не способен хранить вещи в порядке;
  • не может уложиться в срок;
  • избегает занятий, при которых нужно длительно сосредоточиваться (писать сочинение, прочесть и пересказать длинный рассказ);
  • теряет необходимые повседневные вещи (ключи, карандаши, шапки, варежки);
  • забывает ежедневные задания – купить хлеб, вынести мусор и т.п.

Нарушения активности, импульсивность

Ребенок с такими нарушениями:

  • постоянно «дергает» стопами или кистями;
  • извивается, сидя на стуле;
  • встает с места в классе без разрешения;
  • бегает, когда остальные сидят (дети старшего возраста ерзают на стуле);
  • не переносит тихих игр;
  • постоянно двигается, как будто «с моторчиком»;
  • болтает;
  • «выпаливает» ответ на вопрос до того, как его задали до конца;
  • влезает в чужой разговор;
  • берет и без спроса использует чужие вещи.

Разные мнения

Не все медики и педагоги согласны с тем, что этот синдром существует на самом деле. Так происходит потому, что более 30% детей, у которых был установлен этот диагноз, перешли во взрослую жизнь в полностью нормальном состоянии без всякого лечения.

Другие исследования доказывают наличие генетических причин. И эта точка зрения тоже имеет свои весомые аргументы.

Разобраться, есть у ребенка гиперактивность, и насколько она выражена, поможет консультация специалиста. В клинике «Шифамед» прием ведут опытные неврологи, которые объективно оценят поведение малыша и дадут необходимые рекомендации. Записывайтесь на консультацию при малейших подозрениях на возможное неврологическое расстройство!

Гиперактивность у детей что это

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. При СДВГ возникают трудности с:

    удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения. Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

    Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

    расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог. Диагноз СДВГ ставят на основании:

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор). Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи. Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы. На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Диагноз СДВГ – один из самых распространенных у детей позднего дошкольного или школьного возраста. Это нарушение развития ребенка имеет неврологическо-поведенческий характер. Проявляется гиперактивностью, невнимательностью, импульсивностью, иногда даже повышенной агрессивностью и капризностью. В большинстве случаев синдром диагностируется у детей мужского пола, но ему повержены и девочки, а также взрослые люди.

Существует множество мнений относительно существования СДВГ, методов лечения этого состояния, их эффективности. Некоторые ученые и медики утверждают, что даже если признать, что проблемы с развитием ребенка есть, в случае с СДВГ лечение не требуется. Нужно просто более терпимо относиться к ребенку, и рано или поздно расстройство развития сойдет на нет, или ребенок научится жить с ним, приспособится. Особенно в случае, если симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности возникают лишь время от времени, а не систематически. И действительно, около 30 % детей, которым не была оказана медицинская помощь, «переросли» заболевание, и их состояние нормализовалось.

Однако большинство специалистов склоняются к тому, что синдром дефицита внимания и гиперактивности требует если не лечения, то коррекции. Помощь врачей позволяет улучшить обучаемость ребенка, способность к концентрации внимания, координации движений, снизить раздражительность, агрессивность. А также восстановить или улучшить состояние центральной нервной системы для устранения неврологического аспекта развития синдрома.

Причины и симптомы СДВГ у детей

Причины СДВГ до конца не установлены. Расстройство может возникнуть вследствие воздействия одного или нескольких факторов:

  • Климатический или экологический фактор.
  • Отклонения течения беременности – заболевания матери, к примеру.
  • Иммунологическая несовместимость будущей матери и плода.
  • Нарушение сроков или процесса родоразрешения, в том числе родовые травмы у младенца, некомпетентная стимуляция родовой деятельности со стороны врачей, отравление наркозом.
  • Болезни ребенка в младенческом возрасте, сопровождающиеся сильным повышением температуры тела и приемом рецептурных препаратов.
  • Заболевания ребенка, которые могут негативно влиять питание мозга и мозговую деятельность, в том числе астма, сердечная недостаточность, диабет.

Ученые утверждают, что причины СДВГ – это на 80% генетические факторы. Склонность к возникновению синдрома может усилить или ослабить среда, в которой рождается и растет ребенок.

  • Неспособность концентрировать внимание.
  • Повышенная активность.
  • Болтливость или наоборот молчаливость.
  • Отвлеченность.
  • Неорганизованность.
  • Рассеянность.
  • Забывчивость.
  • Беспокойные или неконтролируемые движения, бесцельная двигательная активность.
  • Нетерпеливость.

Точно поставить диагноз СДВГ можно не ранее 12 лет (согласно руководству по классификации психических расстройств). Предположительно гиперактивный ребенок должен наблюдаться в разных ситуациях, условиях и обстановке (школа, дом). Обязательный критерий для постановки диагноза СДВГ – нарушение обучения, отставание от сверстников, нарушение социальных функций.

Коррекция и лечение детей с СДВГ в Хабаровске

Если у ребенка гиперактивность лечение должно быть комплексным, включающим несколько методов, которые подбираются в индивидуальном порядке. Широко применяются такие методы, как коррекция поведения, психотерапия, педагогическая помощь и нейропсихологическая коррекция. Медикаментозное лечение назначается с осторожностью.

В центре «Неокортекс» применяются современные прогрессивные методики коррекции, использование которых позволяет устранить гиперактивность у детей или ее выраженность. У нас работают высококвалифицированные специалисты, которые составляют индивидуальный план, делающий лечение СДВГ эффективным, а его результат пролонгированным. Прежде чем назначить те или иные приемы терапии, сотрудники центра проводят окончательную диагностику, тщательно оценивают состояние ребенка, выявляют весь комплекс проблем.

Программы терапии детей с диагнозом СДВГ включают такие процедуры:

    , аудиотренировки.
  • Применение кислорода с лечебной целью (оксигенотерапия).
  • Применение малого постоянного тока, которое позволяет провести стимуляцию ЦНС, улучшить познавательные функции мозга. – воздействие акустическим сигналом, который согласован с мозговой активностью ребенка. . .

Также во время курса лечения СДВГ ребенку обеспечивается психологическое и педагогическое сопровождение. Более подробно с программами коррекция СДВГ можно ознакомиться на нашем сайте в материале «Программы «Коррекция СДВГ», для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации.

Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание, рассеянны, забывчивы, теряют и забывают свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Чем опасен СДВГ?

Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Виды СДВГ у детей

Выделяют 3 вида течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от симптомов:

  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания

Частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один ребенок с данным заболеванием.

Мальчики страдают СДВГ в 2 раза чаще девочек и для мальчиков более характерно наличие изолированной гиперактивности или гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания.

Прогноз лечения СДВГ

Прогноз лечение СДВГ у детей относительно благоприятен, так как у значительной при правильном подходе симптомы заболевания исчезают в подростковом возрасте.

Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

Симптомы и диагностика

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов.

Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

  • Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе
  • С трудом поддерживает внимание в работе и игре
  • Не слушает то, что ему говорят
  • Не в состоянии следовать инструкциям
  • Не может организовать игру или неигровую структурированную деятельность (например, выполнение домашнего задания)
  • Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания
  • Часто теряет вещи
  • Часто и легко отвлекается
  • Бывает забывчив

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов.

Ребенок гиперактивен, если он:

  • Совершает суетливые движения руками и ногами
  • Часто вскакивает со своего места
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
  • Не может играть в "тихие" игры
  • Всегда находится в движении
  • Очень много говорит
  • Ребенок импульсивен, если он:
  • Отвечает на вопрос, не выслушав его
  • Не может дождаться своей очереди
  • Вмешивается в разговоры и игры других
  • Обязательными характеристиками СДВГ также являются:
  • Продолжительность:
  • симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев
  • Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома)
  • Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности
  • Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания

От чего возникает СДВГ?

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине синдрома.

Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего — внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.

Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства).

Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.

Как лечат СДВГ?

Наилучшие результаты в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигается при сочетании различных методов, однако решать вопрос о комплексе необходимых лечебных мероприятий должен врач невролог.

Нашими врачами при лечении СДВГ используются уникальные метод Биофизической нейромодуляции, который запускает внутренние механизмы саморегуляции структур ЦНС и способен восстановить нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, наш метод положительно действуют на обменные процессы в нервной системе и способствует созреванию новых клеток мозга. В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, неврозами лечение комбинируют с микрополяризацией и интерактивными тренингами адаптивного нейро-биоуправления, которые усиливают синаптическую передачу в разных структурах мозга. Зачастую, сопутствующие СДВГ расстройства сна и поведения требуют дополнительных занятий с нейропсихологом. Еще одно направление терапии СДВГ заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды, приводящих к поступлению в организм ребенка токсических веществ (свинец, пестициды, пищевые красители, консерванты). Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Таким образом, лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности должно начинаться рано (сразу после постановки диагноза), быть комплексным, непрерывным и продолжительным.

Многие родители могут спутать детскую активность, что является нормой, с гиперактивностью, что является неврологической проблемой. Последнюю называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Высококвалифицированные специалисты в Зеленограде смогут помочь вам распознать СДВГ у ребенка и справиться с этим недугом.

Познавательная страничка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей.

Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.

Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Существует 3 типа диагноза СДВГ:

  • В одном из них преобладает гиперактивность,
  • Во втором присутствует лишь дефицит внимания,
  • Третий тип объединяет оба показателя.

Если Вы заметили 5-6 совпадений в поведении вашего ребенка с признаками СДВГ, обратитесь за помощью к психологу или неврологу.

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Мама будет Логопедом

Занятия с гиперактивныи детьми и их воспитание – тяжелый ежедневный труд. Но не стоит забывать, что СДВГ – поведенческое нарушение и подходить к лечению необходимо комплексно.

Следуя данным правилам, Вы имеете высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет.

При построении занятий с гиперактивными детьми стоит придерживаться определенных рекомендаций:

  • Организация внешней среды и рабочего места. Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей.
  • Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Его можно написать в виде расписания, повесить на видном месте и выучить с ребенком, указывая на него всякий раз как только понадобится.
  • Озвучить правила поведения. Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Объясните ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.
  • Краткость инструкций. Инструкции, даваемые ребенку, должны быть краткими, не более 10 слов.
  • Альтернативная форма поведения. Постоянные окрики и наказания не дадут желаемых результатов. Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: "Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги".
  • Моментальный характер поощрений. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.
  • Короткие занятия.Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно это время увеличится до 5-10 минут. Будут полезны занятия по сенсорной интеграции.
  • Регулярность занятий. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов.
  • Подвижные занятия и тренировки.Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка должны быть не травматичными. Подходит ритмопластика ,танцы, лфк , плавание.
  • Снаряды, на которых можно повисеть.

Копилка знаний

Упражнения на релаксацию и дыхание.

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Упражнение можно повторить 3 раза.

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).

ТКМП назначают детям:

с алалией, СДВГ, ЗПР, различными речевыми нарушениями, проблемами с обучением в школе. А также детям с РАС и другими проблемами поведения.

Гиперактивность у детей что это

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это состояние, при котором ребенку трудно сосредоточиться на скучных ему занятиях. Как правило, СДВГ проявляется при интеллектуальной и общественной деятельности. Таким детям трудно сосредоточиться на учебе, усидеть на месте. Они чрезмерно подвижны, что вызывает раздражение и нарекания учителей и родителей. Их постоянное мельтешение утомляет окружающих. Они забывчивы, теряют свои вещи, пеналы, ручки. Когда обращаешься к ним, то нужно удостовериться, что они тебя слышат.

Отсюда постоянные нарекания, наказания и раздражение со стороны взрослых. Родители от них устают, впадают в отчаяние и не чают найти решение проблемы. Дети же, в свою очередь, растут только на укорах, наказаниях и негативных эмоциях, что приводит к развитию у них депрессии и тревожности.

Симптомы:

  • ребенок непоседливый, активный
  • неусидчивый
  • импульсивный
  • невнимательный

Можно назвать три фактора, сочетание которых приводит к СДВГ:

  1. Биологический
  2. Социальный и окружающая среда
  3. Психологический

Очень часто причина патологии связана с родовыми травмами. Американский доктор Виола Фрайман, ведущий специалист по остеопатии в США, при проведении обследования выяснила, что 79 % детей в возрасте от 5 до 14 лет, имеющих трудности в обучении и проблемы поведения, появились на свет в результате проблемных родов и имели один или более общих симптомов новорожденного периода.
По статистике СДВГ встречается у 3-5% детей. Из них у 30% заболевание исчезает после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему. Среди взрослых этот синдром диагностируется редко всего 1%.

У мальчиков СДВГ встречается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется непослушанием и агрессией, а у девочек невнимательностью.

Очень важно сделать диагностику СДВГ как можно раньше, чтобы синдром не укоренился в психике ребёнка, превратившись в устойчивое личностное качество. Для этого нужно всё-таки прислушаться к воспитателям и учителям, поскольку гиперактивность проявляется в обществе и общественной деятельности. Диагностируют СДВГ неврологи, остеопаты, психологи. В некоторых случаях используется компьютерная диагностика.

Для улучшения подвижности костей черепа и мозговых оболочек, ликворообмена (спинномозговой жидкости), работы мозга в целом, и ускорения созревания тех участков мозга, развитие которых задерживается, используется кранио-сакральная терапия (работа с костями черепа и крестцом), проводимая остеопатом. Особые методики, используемые остеопатом, позволяют успокоить нервную систему, увеличить приток крови к этим участкам мозга и, настроить их на правильную работу.

Лечение

На первом приеме врач ищет причину, что не так в организме: проводит визуальный осмотр, специальные мануальные тесты. Определяет проблему, находит неподвижность, ограниченность движения суставов, костей. Причин может быть множество. У людей с одинаковыми симптомами оказываются совершенно разные проблемы.

Каждая остеопатическая методика подбирается индивидуально, в зависимости от проблемы, возраста, особенностей организма пациента.

Методики остеопата:

  • артикуляционные (работа с суставами)
  • мягко-тканные (работа с фасциями – соединительными мышечными оболочками -движением рук врача, приводит к расслаблению тканей)
  • мышечно-энергетические техники (пациенту нужно двигаться, поворачиваться по алгоритму, заданному врачом)

Эти методики способствуют притоку крови, улучшению поступления питательных веществ, кислорода, выводу продуктов метаболизма, очищению.

Для лечения врачу-остеопату не нужны медицинские аппараты, таблетки или скальпель – вся сила заключается в его чутких и тренированных пальцах. Лёгкими касаниями остеопат распознает проблемные области в организме и устраняет их. Благодаря глубоким знаниям анатомии и физиологии он понимает причину проблемы, часто его руки способны найти такие отклонения, которые не улавливают даже медицинские аппараты, это и внутреннее напряжение мышц и связок, нарушения ритмичности в работе отдельных органов.

Остеопатия рассматривает болезнь не как поражение одного органа или системы, а как поражение организма в целом. Симптом болезни является выражением потери микроподвижности и функции на уровне какой-либо структуры.

Сверхчувствительности пальцев остеопат достигает годами тренировок: хороший специалист может нащупать человеческий волос через 20-30 листов бумаги. Цель остеопата — найти и устранить первопричину болезни, даже если это падение с велосипеда в трёхлетнем возрасте или вывих голеностопного сустава в выпускном классе. Почти неощутимыми, абсолютно безболезненными движениями рук врач снимает многолетнее напряжение мышц, восстанавливает подвижность суставов и тканей в пострадавшей области, зачастую навсегда избавляя человека от страданий.

Один сеанс остеопата длится до 30 минут, периодичность и количество сеансов определяется индивидуально с врачом, в среднем бывает достаточно 5-10 процедур.

«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.

Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.

Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector