Гиперактивное поведение

Гиперактивный ребёнок сложно адаптируется в социуме, плохо усваивает информацию, поздно начинает говорить, а в школе отличается неусидчивостью и низкой успеваемостью.

Факторы риска.

Проявления СДВГ у ребёнка в раннем детском возрасте становятся следствием множества факторов.

В их числе:
◾️наследственность;
◾️тяжёлые или преждевременные роды;
◾️эндокринные заболевания матери;
◾️внутриутробное инфицирование плода;
◾️вредные привычки матери и плохая экологическая обстановка (в том числе работа матери на вредном производстве);
◾️применение при беременности и родах ряда лекарственных препаратов, плохое питание и др.

Приобретённая гиперактивность является следствием влияния психосоциальных факторов, таких как:
*перенесённая психологическая травма;
*насилие в окружении;
*бедность семьи, которая не позволяет ребёнку получать необходимый минимум, что *вызывает насмешки со стороны сверстников;
*ссоры и разногласия в семье, алкоголизм родителей.

Как выявить СДВГ.

Не всегда высокая физическая активность ребёнка является признаком СДВГ. Важно отличать и выделять признаки патологической гиперактивности как последствия нарушения работы нервной системы.СДВГ диагностируют при наличии следующих отклонений:

*ребёнок постоянно находится в движении, даже когда сидит (двигаются руки, ноги, вертит головой и телом);
*много говорит;
*часто теряет, забывает вещи;
*нарушена координация, отсутствует ловкость, отчего ребёнок может упасть «на ровном месте»;
*быстро утомляется, когда требуется концентрация внимания и усидчивость;
*не доводит дело до логического конца, быстро теряет интерес;
*ребёнок эмоциональный, несдержанный, что проявляется криком, истериками, слезами;
*не может контролировать себя: перебивает разговор, часто ссорится и затевает драки.

Коррекция и лечение.

В лечении СДВГ требуется комплексный подход, затрагивающий не только психологические аспекты, но и качество жизни. Родителям рекомендуется:

📍создать личное пространство для ребёнка, где он может спокойно делать уроки, заниматься хобби, быть один;
📍обеспечить необходимый уровень внимания — например, проводить с ребёнком наедине 30‒60 минут без братьев и сестёр;
📍изменить распорядок дня и скорректировать питание;
📍выполнить диагностику организма ребёнка, чтобы исключить другие патологии психики и нервной системы;
📍регулярно посещать коррекционные занятия у психолога, дефектолога.

Хорошие результаты показывает медикаментозная терапия с применением ноотропов, седативных препаратов, нейролептиков, психостимуляторов и других средств.
Дети с СДВГ требуют особого наблюдения и коррекции, ведь повышенная нервная возбудимость не только утомляет окружающих, но и приносит вред самому малышу.

Любите своих детей и берегите их здоровье!

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» ( hyperki netic disorder ), «гиперактивное расстройство» ( hyperactivity disorder ), «синдром дефицита внимания» ( attention deficite syndrome ), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) [ Заваденко Н . Н . и др ., 1997; Faraone S. V. , Biederman J., 1998].

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» ( F 9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» ( F 90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Far aone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания – один из наиболее распространённых диагнозов, с которым обращаются родители в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Мы работаем с гиперактивными детьми и помогаем преодолеть им трудности исключительно педагогическими методами.

Как понять, что у ребёнка гиперактивность?

Основными признаками являются:

  • Психоэмоциональная нестабильность.
  • Невозможность в течение длительного времени концентрироваться на одном деле.
  • Неусидчивость. Ребёнок даже на уроках в школе может начать ходить по классу, разговаривать с другими учениками, мешая проведению занятий.
  • Невнимательность, чрезмерная спешка при выполнении письменных работ.
  • Проблемный почерк: неровные, прыгающие буквы, ребёнок может не дописывать буквы и слоги.
  • Много и очень быстро разговаривает, во время общения часто перебивает собеседника, на вопросы отвечает, даже не дослушав их до конца.

Как правило, синдром гиперактивности ставят ребёнку, если изложенные выше трудности наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев.

Для лечения гиперактивности лопеды, невропатологи и дефектологи могут рекомендовать семье такого ребенка ноотропные препараты, которые зачастую имеют множество побочных явлений. Более того, медикаментозное лечение может ещё больше усугубить психоэмоциональное состояние ребёнка, так как ноотропы нарушают эмоционально-волевую сферу и способны даже спровоцировать развитие агрессии у детей. Вот по этой причине гиперактивным детям назначают дополнительные занятия с психологом, также ребенку может быть предложен общий массаж.

Помощь Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе гиперактивным детям

Для преодоления гиперактивности здесь используются только методики психолого-педагогической коррекции и дети выполняют специальные физические упражнения, направленные на формирование воли у ребёнка.

Обращаем внимание! В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе полностью исключено медикаментозное решение школьных пролем у ребёнка гиперактивностью и СДВГ.

Воля ребёнка – это основной регулятор поведения!

Именно от уровня развития эмоционально-волевой сферы зависит, насколько ребёнок способен управлять своим поведением, может быть сдержанным в своих эмоциональных реакциях.

Воля – одно из ключевых качеств личности, поэтому в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе при работе с гиперактивными детьми основной акцент делается на развитии волевых качеств ребенка.

О том, что ребёнку нужно развивать волю, часто говорит и официальное психолого-медицико-педагогическое заключение, где отмечается, что выявлены «эмоционально-волевые нарушения».

Физкультура и физические упражнения – главный союзник в борьбе с гиперактивностью

В программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе особый упор сделан на физические упражнения. Уже после первых занятий родители часто отмечают положительные изменения у ребенка, что и доказывает всю полезность и эффективность доступных физических упражнений для формирования волевых качеств в преодолении гиперактивности у ребёнка.

Особенно занятия физкультуры рекомендованы мальчикам, так как из-за недостаточной физической активности они становятся более раздражительными, плаксивыми, быстрее устают. Их поведение может характеризоваться психоэмоциональной нестабильностью, застенчивостью, низкой коммуникабельностью.

Важно обратить внимание, что все эти состояния приводят не только к развитию гиперактивности, но и потере интереса к учёбе.

Новая программа в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, которую мы рекомендуем гиперактивным детям, – «Тренируйся и учись!». Она направлена на развитие воли ребёнка, повышение эффективности работы нервной системы, выносливости к монотонному труду и отлично готовит мозг ребёнка к интеллектуальным нагрузкам, обеспечивая одновременно и улучшение техники чтения и письма.

В программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе в процессе тренировок ребёнк начинает понимать как важно уметь управлять своим телом и поведением, формируется принятие необходимости ежедневных самостоятельных физических занятий, показывается значимость самодисциплины и ответственности за свои действия и поведение.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуаде детям помогают справиться с их психоэмоциональными трудностями, улучшить их навыки чтения и письма, сделать почерк ровным, аккуратным и красивым.

Достаточно всего несколько занятий, чтобы первые успехи в борьбе с гиперактивностью стали заметны. Вы увидите, как ваш ребёнок буквально меняется на глазах, как улучшается его состояние и отступают психоэмоциональные проблемы.

  • История создания
  • Направления работы
  • Контролирующие органы
  • Отзывы
  • Документы центра
  • Попечительский совет Центра
  • Итоги работы
  • Плановые показатели

Гиперактивный ребенок в семье и в школе. Рекомендации к действию

Все чаще родители приходят к нам в Центр с просьбой помочь ребенку адаптироваться к образовательному процессу: «он не хочет делать уроки», «на него жалуются учителя», «он совершенно неуправляем», «все время суетится, не может сидеть спокойно», «не слышит»…

И все чаще родители сталкиваются с выражением «гиперактивный ребенок» или «ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности». Однако для многих оно все ещё остается непонятным и неприемлемым.

Дефицит внимания? Да просто ребенку не интересно, как и чему его учат в школе.

Гиперактивность? Родители недоумевают: разве низкая успеваемость в школе, необязательность и непослушание являются каким-то «синдромом»? Просто учитель не может справиться с ребенком – это проблема школы, а не ребенка.

Гиперактивное поведение

Главная трудность гиперактивных детей состоит в неспособности управлять своим поведением, концентрировать и удерживать внимание на решении поставленных задач, сдерживать импульсивные побуждения и необоснованную гиперактивность.

Учителя, встречаясь в работе с такими детьми, иногда реагируют в атакующем и властном стиле. У детей теряется доверие к учителю, отношения с ним становятся формальными, холодными. Это также сказывается на учёбе – у ребенка снижаются стимулы участвовать в школьной жизни.

Как следствие, ребенок испытывает трудности в социальной адаптации, не хочет идти в школу, а между родителем и школой возникает пропасть недопонимания и взаимных упреков. Все это приводит к общей школьной и социальной дезадаптации.

Уровень образования у детей, имеющих СДВГ, ниже, чем у сверстников. Зачастую усилия учителей и родителей не могут предотвратить серьезное отставание в учебе. Такой ребенок уже в начальных классах убеждается, что желание быть успешным учеником неосуществимо, и начинает понимать, что не способен добиться желаемых целей. И вот мы уже имеем ребенка с заниженной самооценкой, которая не позволяет детям раскрыть свой потенциал.

Поведение гиперактивного ребенка расходится с ожиданиями родителей, и их обуревают сложные чувства. Раздражение и расстерянность: что делать и как с этим жить? Тревога за будущее ребенка: как ему будет нелегко. Ссоры родителей между собой, порождаемые разным видением методов воспитания ребенка.

Такой ребенок часто вызывает у родителей чувсвтво разочарования и подавленности. Но часто родители склонны винить в этом самого ребенка и испытывают чувство досады.

Как помочь детям и родителям сбросить «оковы», ограничивающие возможности ребенка раскрыть его сильные стороны, стать успешными и благополучными?

Если в поведении ребенка родители, воспитатели детского сада, учителя отмечают признаки СДВГ – не ждите, что это само пройдет. Посоветуйтесь с психологом, пройдите всестороннее обследование.

Распространенная боязнь родителей показать своего ребенка неврологу или психиатру затрудняет выявление первопричины дезадаптации.

Получение знаний о СДВГ, общение в клубах взаимопомощи, а также согласованные действия учителя, родителей, психолога и врача, их согласованные действия могут реально помочь ребенку!

В нашем Центре регулярно проводятся семинары для родителей, постоянно функционирует «Родительский клуб», открыт набор в группы «Непослушный ребенок», где опытные психологи разбирают все трудности детской дезадаптации, родительской компетенции и помогают найти выход и установить теплые и дружественные отношения с ребенком.

Действуйте прямо сейчас!

Рекомедации родителям гиперактивного ребенка:

  1. Установите распорядок дня и недели и поместите его на видном месте – это важно для любого ребенка. Мягко, но настойчиво добивайтесь выполнения ребенком намеченной программы.
  2. Поощряйте ребенка за выполнение каждого пункта и плана в целом. При невыполнении распорядка разберите с ребенком причины и перенесите этот пункт на следующий день.
  3. Регламентируйте время занятий для ребенка по часам.
  4. Привлекайте ребенка к совместной уборке дома и давайте поручения по выполнению других домашних дел.
  5. Не давайте ребенку одновременно много заданий, формулируйте их конкретно и разделяйте на короткие части.
  6. Не ввязывайтесь в дискуссии и споры с ребенком настаивайте на своем в спокойной, но решительной форме. Не поддавайтесь на уговоры и обещания, твердо придерживайтесь своей позиции.
  7. Не томите ребенка непрерывными длительными занятиями, давайте ему возможность отвлечься на игру.
  8. Где бы вы не находились, ребенок должен постоянно чувствовать ваше участие и глубокую заинтересованность, знать о вашем желании помочь ему.
  9. Всеми способами повышайте самооценку ребенка: хвалите его, создавайте ситуацию успеха.
  10. Не упускайте из виду таланты и сильные стороны ребенка, развивайте и покажите ребенку, в чем его преимущества.
  11. Поощряйте подвижные игры, занятия спортом.
  12. Не следует избыточно защищать ребенка от всех возможных трудностей. Наоборот, надо учить его самостоятельно решать проблемы.
  13. Внимательно присматривайтесь к ребенку. Попытайтесь понять, что его интересует, что ему нравится.
  14. Дайте ребенку право попробовать себя в том, что ему хочется. Он себя найдет и это путь к исправлению поведения ребенка.
  15. Иногда следует немного понизить уровень своих требований, чтобы создать ситуацию успеха.

Помните, что любовь и доброта, понимание и помощь ребенку сегодня, залог его успеха в будущем!

Автор: Татьяна Александровна Егорова — заведующий отделением дневного пребывания несовершеннолетних № 2 (ОДПН № 2).

Гиперактивное поведение

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. При СДВГ возникают трудности с:

    удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;

принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);

участием в разных видах деятельности;

  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
  • СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

    Распознаем синдром самостоятельно

    О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения. Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

      Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.

    Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.

  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
  • На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

      расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;

    симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;

    проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;

  • ребенку менее 12 лет.
  • Подозрения или диагноз?

    Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог. Диагноз СДВГ ставят на основании:

    анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);

  • беседы с родителями и маленьким пациентом.
  • Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

    Какие лекарства назначают

    Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор). Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

    Нужны ли консультации с другими специалистами?

    При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

    Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи. Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

    Нужен ли нейропсихолог

    Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.

    Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы. На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

    Гиперактивное поведение

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее часто встречающихся психических и поведенческий расстройств детского возраста. По результатам исследования American Psychiatric Association, согласно критериям Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, от 3 до 7% школьников США страдают той или иной формой СДВГ. И эта цифра постепенно увеличивается. Согласно исследованию, опубликованному в Morbidity and mortality Weekly report, примерно 2,7 млн. детей в США в возрасте от 4 до 17 лет, имеющие диагноз СДВГ, получают соответствующую лекарственную терапию. В России СДВГ страдают от 7 до 16% детей.

    В США различают три типа СДВГ: гиперактивный, или импульсивный тип, тип с преимущественным нарушением внимания, а также смешанный тип. Критерии диагностики включают в себя: невозможность удерживать внимание длительное время, неусидчивость; импульсивность; трудности в активном слушании; затруднения при выполнении инструкций, сложности в доведении начатого задания до конца; громкая речь, шумные игры.

    В США рекомедуется проводить оценку наличия СДВГ у детей в возрасте от 4 до 18-ти лет, родители которых предъявляют жалобы на неуспеваемость в школе, нарушение поведения, невнимательность, гиперактивность или импульсивность, длящиеся на протяжении последних 6 месяцев, но начавшиеся не позднее 7 лет.

    В качестве терапии первой линии American Academy of Pediatrics ( AAP ) рекомендует проведение психотерапии, семейной терапии. Рекомендуется включать в работу с ребёнком и учителей, проводить разъяснительные беседы. Если данные мероприятия не продемонстрировали должного эффекта, то к лечению подключают лекарственную терапию.

    Родителям рекомендуется составлять список дел для детей, чтобы те ничего не забыли. Список должен содержать такие пункты, как подъём, приём пищи, выполнение домашнего задания, бытовые хлопоты, игры, подготовка ко сну.

    Несмотря на то, что зависимость между СДВГ и просмотром телепрограмм не доказана, AAP рекомендует ограничить время, проведенное детьми у телевизора: исключить просмотр телевизора детям до 2 лет, и не более 2 часов для детей постарше. Вместе с этим необходимо поощрять деятельность, направленную на тренировку внимания: различные игры, собирание кубиков, Лего и пазлов, чтение.

    При назначении лекарственной терапии следует взвесить уровень риска и возможную пользу применения препарата. Обоснованность назначения лекарственной терапии особенно важна при применении стимулирующих средств. К ним относятся препараты амфетамина, метилфенидата. Существуют пролонгированные формы действия данных препаратов в виде жидкостей или таблеток для рассасывания. Более «мягкими» препаратами считаются широко назначаемые лекарственные средства на основе гуанфацина и клонидина.

    Как и в США, в России также различают три типа СДВГ: с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности, смешанная форма. Помимо этой классификации существует разработанная отечественными учёными дифференциация по клинико-патогенетическому типу, в которой различают энцефалопатическую форму, в генезе которой играет роль органическое поражение ЦНС, а также дизонтогенетическую форму как возрастной прототип формирующегося личностного расстройства и смешанную форму. В зависимости от клинико-патогенетического типа СДВГ строится и лечение.

    Препаратом первого выбора в России является препарат атомоксетин (торговое название “Страттера”). По механизму действия он является ингибитором обратного захвата норадреналина.

    Препаратами второго выбора являются ноотропы и нейролептики. Для лечения СДВГ энцефалопатической или смешанной форм без выраженных нарушений поведения начинают с ноотропов, которые оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные когнитивные функции, улучшают обменные процессы в ЦНС, а также способствуют созреванию тормозных и регуляторных процессов в головном мозге. Стоит, однако, учитывать и то, что ноотропы имеют очень слабую доказательную базу и, несмотря на апробированные показания, должны использоваться ограниченно.

    При нарушении поведения рекомендуется лечение нейролептическими препаратами, имеющими «мягкое» седативное действие: тиоридазин, хлорпротиксен, перициазин. При наличии когнитивного дефицита необходимо добавить в схему лечения ноотропные средства.

    Препаратами третьего выбора являются трициклические антидепрессанты (амитриптилин, кломипрамин, имипрамин) в связи с их возможностью блокировать обратный захват норадреналина.

    Помимо психотропных препаратов в терапии СДВГ применяют, как и в США, агонисты центральных альфа2-адренорецепторов: клонидин, гуанфацин; а также осуществляется контроль негативных факторов питания и окружающей среды, препятствующий проникновению в организм детей свинца, пестицидов. В питание включаются витамины, витаминоподбные вещества (омега-3 ПНЖК, фолаты), а также макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).

    В России, как и в США, коррекция СДВГ осуществляется посредством комплексного подхода, включающего в себя помимо медикаментозной терапии, методы изменения поведения, нейропсихологическую и педагогическую коррекцию, элементы психотерапии, психосоциальной терапии и реабилитации. При этом в процесс лечения вовлекаются родители, учителя, воспитатели.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на то, что в нашей стране психостимуляторы не зарегистрированы к применению у детей, в целом, концепция реабилитации схожа с таковой в США: рекомендуется многопрофильный подход к лечению с привлечением не только психиатров, но и психотерапевтов, нейропсихологов, родителей и учителей.

    Гиперактивное поведениеГиперактивностью называют особое состояние центральной нервной системы, которое характеризуется явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Центральная нервная система попросту не может справиться со значительным увеличением физических и психических нагрузок, из-за этого ребенок испытывает некоторые трудности с восприятием окружающего мира, взаимодействием со взрослыми и сверстниками. Особенно ярко проявляется данная форма нарушения поведения у детей, которые достигли младшего школьного возраста (от семи лет). Связано это с началом осуществления новой для ребенка учебной деятельности.

    Среди основных признаков, которые указывают на присутствие гиперактивности у ребенка, можно назвать:

    • суетливость;
    • непоследовательность;
    • неусидчивость;
    • беспокойство;
    • повышенная моторная активность;
    • несоблюдение норм и правил поведения;
    • чрезмерная эмоциональная активность и нестабильность;
    • вспышки неконтролируемой агрессии и импульсивность.

    Надеется, что присущие детской гиперактивности симптомы со временем «пройдут» и прекратят беспокоить ребенка и окружающих — не стоит. Наоборот, если не будет своевременно оказана профессиональная помощь, ситуация значительно усугубится. При этом одним из особенно выраженных осложнений станет агрессия к близкому окружению и сверстникам, которая будет выражаться не только в форме словарной, но и в форме физического воздействия. Кроме этого агрессия может носить скрытый характер, если для ее подавления были выбраны родителями неверные методы. Если агрессивность подкрепляется ошибками в воспитании ребенка, она может перейти в черту характера.

    Психологи выделяют неврологические и психологические причины детской гиперактивности и приступов агрессии у детей от семи лет и старше.

    • функциональное недоразвитие;
    • внутриутробные органические поражения головного мозга либо полученные в результате родовой травмы;
    • генетические заболевания, наследственная предрасположенность;
    • перенесенный стресс;
    • травмы шейного отдела позвоночника;
    • инфекционные заболевания;
    • воздействие некоторых лекарственных препаратов и пр.
    • жестокое обращение с ребенком;
    • эмоциональная несдержанность родителей (конфликты, ссоры между матерью и отцом, агрессивное поведение не только в стенах дома, но и в социуме);
    • наличие вредных привычек у обоих или одного родителей (наркомания, алкоголизм в семье);
    • равнодушное отношение родителей к интересам и делам ребенка;
    • не соответствующие возрасту ребенка высокие требования, а также высокая моральная ответственность (ребенок, как следствие, боится не оправдать ожиданий, возложенных на него);
    • потеря близкого человека;
    • сильная эмоциональная привязанность к кому-то из родителей;
    • непоследовательность и отсутствие единства в воспитании ребенка и т.п.;
    • чрезмерный контроль и опека либо, наоборот, отсутствие запретов и вседозволенность.

    Гиперактивное поведение

    1. «СДВГ – это выдуманный диагноз»

    Научные исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности связывают это состояние с дисбалансом нейромедиаторов. Т.е. мозг человека с этим синдром действительно не имеет в доступе достаточное количество нужных веществ, что приводит к возникновению симптомов: невнимательности, импульсивности, гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности отмечен в международных классификациях болезней.

    2. «СДВГ бывает только у мальчиков в детстве»

    Девочки тоже могут страдать от этого синдрома, и показывать симптомы как невнимательности, так и гиперактивности. Но из-за существования этого мифа, трудности у девочек диагностируются значительно реже. Симптомы СДВГ проявляются так же и у подростков и взрослых людей, вне зависимости от пола, расы или социальных условий.

    3. «Дети, про которых говорят, что у них СДВГ, просто активные и энергичные»

    Все дети могут быть иногда невнимательными или непоседливыми. Но, когда мы говорим об СДВГ, то частота и сила этих проявлений такова, что это мешает нормальному существованию и развитию ребёнка, ему сложно учиться и дружить.

    Для постановки диагноза следует помнить следующее: симптомы начинают проявляться в раннем возрасте, длятся более 6 месяцев, проявляются в разных ситуациях (не только в школе или только на уроках музыки, например).

    4. «Гиперактивность – это основное проявление СДВГ»

    Выделяют 3 «вида» СДВГ: невнимательный, гиперактивный, смешанный. Дети с СДВГ первого вида испытывают огромные трудности с концентрацией внимания, но могут быть вовсе не гиперактивными (такой вариант чаще наблюдается у девочек, и часто приводит к игнорированию их проблем). Многие взрослые со вторым и третьим вариантом синдрома учатся справляться с импульсивностью и неусидчивостью, но продолжают испытывать трудности с вниманием.

    5. «Ребёнок «перерастёт» СДВГ»

    Иногда. По исследованиям западных коллег, 70% детей с СДВГ имеет те же проблемы в подростковом возрасте. Половина из них будет испытывать трудности с концентрацией внимания и во взрослом возрасте.

    6. «СДВГ – это новомодный диагноз»

    Проявления, описывающие эту особенность развития, впервые были опубликованы английским педиатром в 1902 году. Название самого синдрома менялось, но основные его симптомы, остаются такими же, как в первой публикации Джорджа Фредерика Стилла.

    7. «СДВГ возникает из-за плохого воспитания»

    СДВГ не возникает из-за плохого воспитания. Когда ребёнок с СДВГ вскакивает с места и выкрикивает, это связано с трудностями регуляции своего поведения, а не отсутствием дисциплины. Неврологические исследования отмечают снижение активности зон мозга, отвечающих за контроль внимания, а также – дисбаланс нейромедиаторов, передающих сигналы между клетками мозга. На данный момент учёные рассматривают как генетическое влияние, так и влияние среды. Часто дети с СДВГ имеют близких родных, с похожими трудностями.

    Светлана Александровна Плахова — нейропсихолог, оказывает помощь детям в развитии и коррекции познавательных функций, используя обширный диапазон возможностей, который предлагает нейропсихология.
    Вместе с логопедом Л.А. Поплавской является автором и ведущим специальной подготовки к школе для детей с трудностями в обучении, в том числе СДВГ.

    Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

    Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

    Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

    За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

    Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
    и мы перезвоним Вам в ближайшее время

    Врачи

    Гиперактивное поведение

    ДЕТСКИЙ ЛУНАТИЗМ: ПОЛЕТЫ ВО СНЕ ИЛИ НАЯВУ?

    Людей, которые ходят или разговаривают во сне, в просторечии называют веселым словом «лунатики». Однако, явление это совсем не безобидное. Симптомом каких заболеваний может являться детский лунатизм, рассказала врач-невролог клиники ЭКСПЕРТ Светлана Безух.

    Светлана Безух — врач высшей категории, невролог, д.м.н, профессор. Автор 150 научных работ. Входит в состав Международной ассоциации неврологов. Стаж работы — более 40 лет. Принимает пациентов в клинике «Эксперт».

    — Что такое лунатизм? Какие у него основные симптомы?

    — Сам по себе сомнамбулизм, или лунатизм, как его называют на бытовом уровне, — это вид нарушения сна, то есть парасомния. Причем бывает не только снохождение, но и сноговорение. Нередко ребенок внезапно просыпается, садится в кровати с закрытыми глазами, видя какие-то свои сновидения, через несколько минут ложится и продолжает спать. Он может разговаривать во сне либо что-то бормотать, не просыпаясь, также может встать с постели, сделать несколько шагов с закрытыми глазами.

    — Как правильно вести себя с лунатиком?

    — Родители часто спрашивают, стоит ли будить ребенка в этой ситуации? Нет. Этим вы только усугубите ситуацию. Если он находится в состоянии снохождения, то его нужно осторожно взять за руку и уложить. Не надо с ним разговаривать, тормошить, что-то у него спрашивать.

    — Что чувствует ребенок во время таких состояний?

    — Во время парасомнии ребенок ничего не чувствует, он спит. Утром он, как правило, ничего не помнит.

    — Возможно ли снохождение во время дневного сна?

    — Могут быть эпизоды снохождения во время любого сна.

    Гиперактивное поведение

    Лунатизм может быть одним из видов эпилепсии

    — Чем опасен лунатизм?

    — Если вы знаете, что ребенок впадает в такое состояние, необходимо обезопасить его от неприятных ситуаций. В спальне ребенка не должно быть мебели с острыми углами, выбирайте для него невысокую кровать. Когда он спит, окна должны быть закрыты так, чтобы их нельзя было открыть. Если состояния нарушенного сна возникают часто, необходимо периодически контролировать ребенка в это время, держа дверь в его комнату приоткрытой, и так далее.

    — В каком возрасте чаще всего возникает снохождение и сноговорение?

    — В моем клиническом опыте чаще всего это были дети 6, 10, 11 лет, а также в период пубертатного возраста, когда меняется гормональный фон, начинается процесс полового созревания, и, естественно, организм переживает стресс.

    — Что провоцирует лунатизм?

    — Ответ на этот вопрос может быть связан с перинатальным периодом, то есть со временем внутриутробного развития и родов. Если выясняется, что у ребенка, страдающего лунатизмом, есть предпосылки для формирования органического поражения центральной нервной системы (ЦНС), так как у его мамы была осложненная беременность и/или роды, а также если он перенес черепно-мозговую травму, менингит, то нужно провести обследование для исключения у него эпилепсии.

    — К какому врачу необходимо обращаться в таком случае? Какие исследования обычно назначают?

    — Такого ребенка нужно показать эпилептологу или неврологу, сомнологу, нейропсихологу. В план инструментального обследования входит электроэнцефалография, по показаниям возможно проведение МРТ или КТ головного мозга, особенно если снохождение развилось после перенесенной черепно-мозговой травмы или нейроинфекционного заболевания.

    — Как проходит лечение ребенка, у которого заподозрили эпилепсию на фоне лунатизма?

    — Если поставлен диагноз «эпилепсия», то назначается специфическое медикаментозное лечение и наблюдение эпилептологом.

    Правильный режим — залог здоровья

    — Что может еще скрывать под собой лунатизм?

    — Синдром гиперактивности и дефицита внимания. С ним мы сталкиваемся довольно часто. Такие дети крайне гиперактивны, у них масса неконтролируемых движений: они могут подергивать плечами, моргать, издавать разные звуки на фоне гиперактивного поведения, импульсивности.

    — И какое лечение применяют в данном случае?

    — В основном, немедикаментозные методы: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, устранение сопутствующей патологии. Применение медикаментозных средств показано, если вышеназванные методики неэффективны.

    — Что делать, если у ребенка нет проблем с ЦНС, нет гиперактивности, а снохождение время от времени возникает?

    — Если у ребенка нет данных заболеваний, то необходим правильный режим. За несколько часов до сна рекомендовано пребывание на свежем воздухе и спокойные игры. Комната ребенка должны быть хорошо проветрена, а в квартире — тихо до тех пор, пока он не уснет. Перед сном можно почитать сказку в течение 10–15 минут. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, особенно во второй половине дня и перед сном: исключить компьютерные игры, телевизор.

    — Раньше считали, что сомнамбулизм связан с лунными фазами. Есть ли такая взаимосвязь?

    — Это суеверия, никакого отношения к фазам луны лунатизм не имеет. Снохождение в определенные фазы луны — это просто совпадение.

    — Передается ли сомнамбулизм по наследству?

    — Если у ребенка, страдающего снохождением, поставлен диагноз «эпилепсия», то сложно заранее предполагать, что в дальнейшем он передаст это заболевание по наследству своим детям. Наследственная причина эпилепсии выявляется в 5–8% наблюдений.

    Если ребенку поставлен диагноз синдром гиперактивности и дефицита внимания, то рекомендовано расспросить родителей, не было ли у них в детстве каких-то проявлений данного заболевания. Этот синдром в 10–15% наблюдений имеет наследственную предрасположенность. Особенно у мальчиков.

    — Может ли сомнамбулизм со временем пройти сам?

    — Если это симптом эпилепсии, сам он не пройдет. Если он входит в структуру гиперактивности и дефицита внимания, то тоже может пройти только после лечения. Если снохождение является проявлением нарушений сна — парасомнией, то так же необходимо соответствующее лечение и наблюдение у сомнолога. Очень важно наладить режим сна и отдыха, исключить стрессовые факторы, влияющие на полноценный сон ребенка. Если нет вышеуказанных заболеваний, то налаживание гигиены сна позволит устранить снохождения.

    Уникальная методика лечения успешно применяется более 20 лет. Принимаем детей на восстановительное лечение от 0 лет. Помогаем в сложных случаях.

  • Бесплатный прием реабилитолога
  • Скидка 50% на 1-е занятие (90 минут)
  • Гиперактивное поведение

    Расстройства аутистического спектра

    Гиперактивное поведение

    Аутизм обусловлен генетическими нарушениями развития головного мозга. Его первопричины заключены в генах, которые влияют на формирование синаптических связей. Аутизм относится к расстройствам аутистического спектра. Впервые официально о появлении диагноза РАС в медицинской статистике заявила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева в 2014 году. До этого времени страдающие РАС пациенты относились к лицам с психическими отклонениями неясной этиологии.

    Приблизительно в это же время расстройства аутистического спектра разделили с другими схожими заболеваниями и перестали считать аутизм детской болезнью, которая после исполнения 18 лет плавно трансформируется в шизофрению. В BRT центре нейрореабилитации ведется лечение детей с диагнозом РАС. Здесь применяются эффективные авторские методы и зарекомендовавшие себя техники, которые используют в международной терапевтической практике. Уже после первого курса процедур становятся хорошо заметны изменения в состоянии ребенка.

    Первые симптомы диагноза РАС: внимание к деталям

    Расстройство аутистического спектра (РАС, ASD) ― это нарушение развития, провоцирующее социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. Степень отклонений от нормы у каждого ребенка отличается. Аутизм сложно выявить до 2 лет, но первые симптомы обращают на себя внимание в возрасте 12-18 месяцев. Дети с РАС часто кажутся спокойными, уравновешенными, нетребовательными. Настораживающими симптомами в это время становятся отсутствие зрительного контакта с матерью и реакции на голос близкого человека.

    Поводом для обращения к врачу становятся следующие признаки:

    • В возрасте 6 месяцев у ребенка нет проявлений радости, удовольствия.
    • В 12 месяцев ребенок не отзывается на собственное имя.
    • После исполнения года малыш не пытается войти в контакт со взрослым, поболтать с ним на «детском» языке.
    • В год ребенок не показывает заинтересованности в происходящих вокруг событиях.
    • В 16 месяцев ребенок не произносит никаких слов.
    • В 24 месяца малыш не способен говорить простейшие фразы из 2 слов, подражать словам мамы и пытаться их повторить.

    В более старшем возрасте такие дети не стремятся играть со взрослыми и сверстниками, не проявляют готовности к тактильному контакту, не отзываются на обращение к ним, повторяют одни и те же слова (фразы) или движения, не могут выразить свои желания, не понимают вопросов.

    Гиперактивное поведение

    Сложность идентификации диагноза РАС

    Диагноз РАС сложно идентифицировать, так как часто он идет в сопровождении других нарушений. Среди них эпилептические припадки, депрессивные расстройства, гиперактивное поведение (связанное с дефицитом внимания). Сохранность интеллекта тоже существенно разнится. В этой группе встречаются умственно отсталые и дети с хорошими познавательными способностями. При дифференциальной диагностике исследователи стараются сразу отсечь нарушения слуха и специфические отклонения в речевом развитии. Чем раньше и точнее поставлен диагноз, тем эффективнее коррекция выявленных особенностей.

    Гиперактивное поведение

    Как лечить РАС: классика или новаторство

    До сих пор не существует оптимального метода лечения расстройств аутистического спектра, дающего ощутимые результаты при работе с пациентами разных возрастов. К традиционным техникам лечения относят медикаментозную терапию, методики психосоциальной помощи, поведенческой терапии, безглютеновую диету, структурированное обучение, трудотерапию и логопедические практики. Эти варианты лечения, как правило, менее чем удовлетворительные, что приводит только к частичному улучшению одного или нескольких аспектов заболевания.

    Гиперактивное поведение

    В чем преимущество BRT центра нейрореабилитации

    В нашем центре используются международные практики и авторские методы терапии аутизма. В их числе уже зарекомендовавшие себя техники:

    • Императивно-корригирующая гимнастика. Процедура направлена на гармонизацию мышечно-суставного баланса, нормализацию работы опорно-двигательного аппарата. Эта форма терапии относится к категории структурной реабилитации. Миофасциальное расслабление корректирует неподвижность скелетных мышц, устраняет дискомфорт, стимулирует рефлекс мышечного растяжения. ИКГ улучшает кровообращение, повышает оксигенацию, способствует эвакуации токсинов из организма. Все это объясняет улучшение моторной и неврологической функций у детей с РАС.
    • Метод Фельденкрайза. В ходе занятий с детьми улучшается дифференциация движений и ощущений собственного тела. Ребенок учится чувствовать себя и свое местоположение в пространстве. Этот метод эффективен в коррекции сенсорных проблем, которые становятся причиной острого стресса для ребенка с РАС и членов его семьи.
    • Нейропсихологическая оценка. Проводится для лучшего понимания сильных сторон личности конкретного ребенка и проблем, которые мешают его гармоничному развитию. Тестирование раскрывает информацию о причинах поведения и дает основу для разработки индивидуального плана лечения.

    В BRT клинике работают известные профессора и специалисты в области неврологии и нейропсихологии. Ваше обращение к нам ― начало успешного избавления от ухудшающих качество жизни диагнозов.

    Гиперактивное поведение

    Петракова Ольга Алексеевна

    Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

    Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Проходила обучение и стажировки в Японии, Австралии, Тайланде, Сингапуре. Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector