Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже».
В детском саду ребенок находится по 8, а то и по 10 часов. Лишенный родительского внимания и ласки, он испытывает дефицит эмоционального общения, поэтому тем более важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.
Часто, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. У ребенка появляется все больше и больше обязанностей и совсем не остается прав. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний (криком, шлепком и т.д.), мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.
Бывает, недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родительским ожиданиям (он не достаточно умный, умелый, красивый). Сверх требовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку уже к 6-12 мес., что он способен разговаривать к двум годам, что дети могут с раннего возраста помогать по дому, не учитывая при этом индивидуальных особенностей детей, пытаются как-то «улучшить» ребенка. Любовь в таком случае вообще становится условной, т.е. буду любить, если ты будешь таким как хочу. Безусловная любовь к ребенку подменяется желанием извлечь выгоду для себя, удовлетворить какие-то свои амбиции. И очень часто родители прямым текстом говорят ребенку, что если ты не будешь делать так то и так то, то я тебя любить не буду. Даже страшно представить, что чувствует ребенок, когда самый дорогой человек на свете, самая лучшая и любимая мамочка говорит о том, что может случится такое, что она перестанет его любить, ведь дети понимают наши высказывания в самом прямом смысле.
Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Как правильно и разносторонне воспитать ребёнка, читайте далее в нашей статье.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Связь между социальным, эмоциональным, когнитивным и академическим развитием малышей, а также их физическим и психическим здоровьем очень важна. Гармоничное воспитание детей состоит из полного спектра таких потребностей. Оно позволяет полностью раскрыть потенциал маленькой личности. Как правильно и разносторонне воспитать ребёнка, читайте далее в нашей статье.
Гармоничное развитие ребёнка: что это
Гармоничное развитие ребёнка — это целостное воспитание, которое включает интеллектуальные, духовные и физические составляющие. Всесторонне развитая личность учится анализировать мысли и действия, контролировать желания, делать выводы и добиваться поставленных целей в жизни.
Условия гармоничного воспитания
На собственном примере показывайте, что вы получаете удовольствие от того, что делаете. Посвящайте своё время любимым делам. Для гармоничного развития ребёнка рекомендуется формировать понимание, что многое зависит от влияния внешнего мира, и нужно стремиться самому улучшать свою жизнь. Сын или дочь должны не бояться остаться наедине со своими мыслями и давать эту возможность другим людям.
Также помогайте детям справиться с гневом, страхом или тревогой. Это научит смотреть на разные ситуации с положительной стороны.
Жизнь без сравнений
Сравнение академических или внеклассных достижений вашего ребёнка с другими оборачивается серьезным стрессом для него. Честно и конкретно говорите каждому из ваших детей об их индивидуальных сильных сторонах и навыках, к которым каждый должен стремиться, но не сравнивайте их для мотивации.
Баланс работы и семейной жизни
Нелегко уравновесить работу и домашнюю жизнь. Но то, как вы это делаете, существенно влияет на ваши отношения с семьёй. Соблюдение баланса между профессиональной реализацией и заботой о домочадцах повышает самооценку, поскольку вы не пренебрегаете своими обязанностями в какой-либо области и чувствуете больше контроля над своей жизнью. Тем самым подаёте пример младшему поколению и влияете на гармоничное воспитание ребёнка.
Забота о себе
Родители часто забывают о себе, уделяя всё время заботе о детях. В конечном итоге вы можете почувствовать себя несчастным и обиженным, и не сможете оказать своему ребёнку необходимую поддержку. Честно признайтесь, что у вас есть собственные чувства и потребности. Время от времени баловать себя – не эгоистично! Это необязательно должно быть дорого, но очень важно выделить время, чтобы делать то, что вы хотите. Даже если это всего 10 минут в день.
Дисциплина
Не думайте о дисциплине как о наказании. Используйте её как способ научить детей удовлетворять их потребности, не причиняя вреда и не обижая кого-либо. Гармоничное воспитание ребёнка помогает развить спокойную и справедливую личность.
Установка границ
Мы часто используем границы, чтобы защитить детей от вреда или опасности. Объясните, почему существуют пределы, а не отдавайте ультимативные приказы. Например, если вы уводите ребёнка от открытого огня, объясните, почему. Дети могут неохотно следовать инструкциям, если родители ведут себя безапелляционно. Объяснение ваших действий поможет ребёнку понять причину и охотнее сотрудничать с вами.
Связь
Общение важно как в хорошие, так и в тяжёлые времена. Всестороннее и гармоничное воспитание предусматривает развитие эмпатии к близким. Детям часто трудно выразить чувства словами, но важно знать, что родители их слушают. Говорите о себе — не только о своих проблемах, но и о своей повседневной жизни. Если дети почувствуют себя вовлечёнными в то, что вы делаете, они с большей вероятностью увидят свою и вашу ценность.
Качественное время
Постарайтесь организовать совместный отдых всей семьёй. К примеру, вы можете три раза в неделю устраивать семейные обеды. Это даст вам возможность пообщаться и обсудить интересные и важные темы. Попросите сына или дочку помочь по дому или выполнить поручения. Они будут чувствовать себя включёнными в семейную жизнь, а не посторонними наблюдателями.
Совместные решения
Для ребёнка нормально проверять пределы границ родителей, чтобы увидеть, что ему сойдёт с рук. Для гармоничного воспитания детей вам придётся адаптироваться по мере того, как они будут расти. Желательно обсуждать новые границы по мере взросления. Не забывайте, что сложно соблюдать слишком много ограничений, поэтому рекомендуем определить, какие пределы действительно важны для безопасности ребёнка, а за какие границы не стоит бороться.
Утешение
Постоянное присутствие, общение и взаимоподдержка важны для семьи. Если произошла трагедия или у кого-то возникла проблема, сплочение станет надёжной опорой. В это время детям понадобится ваша помощь, важно быть открытыми для общения с ними.
Общее время со своим партнёром
Когда у вас есть дети, часто трудно находить время только для двоих, но делать это необходимо. Ведь дети учатся выстраивать отношения именно на примере своих родителей. Убедитесь, что вы регулярно общаетесь с партнёром на важные и повседневные темы, а также о пустяках и бытовых мелочах. Постарайтесь организовать совместные занятия в паре, будь то обед или просто отдых перед телевизором.
Искренние извинения
Случилась конфликтная ситуация? Если будете заставлять рассерженного ребёнка немедленно извиниться, это приведёт к агрессии и негативу. Лучше позвольте ему сначала остыть. Затем поговорите с ним о том, почему произошла неприятная ситуация, подскажите, как загладить свою вину. Например, совершая добрые дела, убирая игрушки своей сестры или написав брату милую записку.
Взаимопомощь в семье
Если ваши дети ссорятся каждый раз, когда начинают делать домашнее задание или играть в игру, проанализируйте свои ожидания относительно их поведения вместе с ними. Помогите им развить и использовать навыки общения и разрешения конфликтов.
Физическая нагрузка
Гармоничное развитие включает в себя и физический аспект. Регулярная физическая активность полезна в любом возрасте. Следите за тем, чтобы ваши дети проводили достаточно времени на свежем воздухе, играли в подвижные игры или ходили в спортивную секцию.
И не забывайте, что основа гармоничного воспитания ребёнка — это ваша любовь, личный пример и терпение.
За первый год твой малыш сильно изменился: стал многое понимать, сделал первые шаги, пытается произносить короткие слова и продолжает познавать окружающий мир. Что влияет на физическое и умственное развитие ребенка в возрасте 1–1,5 года? И самое главное: как стимулировать дальнейшее гармоничное развитие малыша? Ответы на эти вопросы читай в нашей новой статье.
Каждая мама заботится о всестороннем развитии своего малыша. Ведь нет большего счастья, чем здоровый и умный ребенок! Мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на гармоничное развитие малыша.
Социальные контакты
Бóльшую часть времени с малышом в первый год жизни проводит мама, именно от нее зависит его дальнейшее доверие к окружающему миру. Если мама спокойна и довольна, она улыбается и транслирует свою любовь малышу, то ребенок это чувствует и учится генерировать положительные эмоции. Кроме того, он ощущает себя в безопасности.
И наоборот, если кроха растет в постоянном страхе или испытывает стресс (мама плачет, кричит, ругает его), мозг развивается плохо. В будущем это чревато плохим поведением, проблемами со здоровьем и трудностями в учебе.
Бывает, что малыш плохо ведет себя или делает то, что нельзя или опасно для его жизни и здоровья. Конечно, мама должна быстро среагировать на такое поведение, но не стоит кричать и ругать его. Важно показать свое недовольство и объяснить, почему не нужно этого делать. Избегай наказаний и нотаций: многочисленные запреты формируют у ребенка чувство страха и неуверенность. А еще важно всем членам семьи следовать одним и тем же правилам, чтобы ребенок их быстрее усваивал.
Сбалансированное питание
Для полноценного развития мозг ребенка также нуждается в правильном питании. Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5-ю приемами пищи, из которых 3 основных и 2 дополнительных кормления**. Педиатры советуют придерживаться режима питания, предлагая еду примерно в одно и то же время, не допуская длительных перерывов. Для того чтобы обеспечить поступление в организм ребенка всех необходимых нутриентов и одновременно не допустить избытка отдельных пищевых веществ, питание должно быть сбалансированным. В рационе малыша ежедневно должны присутствовать: мясо животных или птицы, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты, хлеб, крупы, растительное и сливочное масла, а рыбу и яйца включают в рацион 2–3 раза в неделю. По-прежнему значимая роль принадлежит молочным продуктам (цельное молоко, йогурт, биолакт, кефир, молочные смеси, творог, сыр и пр.). В состав молока входит более 100 различных компонентов, в том числе белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные и биологически активные вещества, которые хорошо сбалансированы, а следовательно, легко усваиваются ** .
В настоящее время существуют молочные смеси для детей старше 1 года, призванные частично заменить молочные продукты в рационе детей раннего возраста ** . Если ты хочешь быть уверена, что малыш получает все самые нужные витамины и микроэлементы, то можно дополнить его рацион молочной смесью, предварительно проконсультировавшись с доктором. В этом случае отлично подойдет Similac Gold 3 — напиток, который содержит все самые необходимые витамины и микроэлементы, необходимые ребенку для роста и развития. Продукт также включает третий по объему компонент грудного молока — олигосахариды грудного молока. Они не только поддерживают полезную микрофлору, но и защищают детский организм от инфекций, способствуют укреплению иммунитета.
Также обрати внимание на наличие в смеси лютеина и нуклеотидов.
Лютеин — натуральный антиоксидант, присутствует в участках мозга, отвечающих за обучение и память. Кроме того, он накапливается в сетчатке и защищает глаза от воздействия яркого света. Нуклеотиды являются строительным материалом для ДНК и РНК, положительно влияют на иммунитет.
Твой ребенок здоров, сыт и доволен. Пора начинать игры!
Развивающие игры
Умственному развитию ребенка прекрасно способствуют совместные занятия, особенно в форме игры. Помни, основное правило любой деятельности с малышом гласит: «И родители, и дети должны получать удовольствие от процесса обучения, как от увлекательной игры» * .
Отметим, что важное значение в этот период имеет развитие мелкой моторики. Вот список полезных и веселых игр:
- лепка из пластилина;
- рисование пальчиковыми красками;
- игры со шнуровками;
- сортировка предметов;
- игры с рамками-вкладышами;
- складывание пазлов;
- конструирование.
Но не забывай, что все эти игры должны быть под строгим контролем ,маленькие дети в этом возрасте очень любят помещать мелкие предметы в ушки, нос или в рот, а это очень опасно!
Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, и не только во время занятий. Родительская речь способствует накоплению словарного запаса и первых навыков общения. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи ребенка. Годовалые малыши любят слушать музыку, повторять движения, а еще сами не прочь побарабанить по кастрюле ложкой или половником! Не ленись делать ребенку массаж и утреннюю гимнастику, это стимулирует речевое развитие.
Физическая активность
Специалисты отмечают, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от физического. Ведь годовалый малыш познает мир через деятельность, то есть движения. А это значит, что чем больше он двигается, тем быстрее растет и развивается его мозг.
Вот примеры несложных упражнений, которые развивают крупную моторику:
- Прыжки: мама держит малыша под мышки или за руки, а тот прыгает;
- Перешагивание: на полу разложи крупные предметы на небольшом расстоянии друг от друга, покажи ребенку, как нужно перешагнуть препятствие;
- Лазание: поставь на середину комнаты большой стул, предложи малышу проползти под ним, а затем залезть в большую коробку и вылезти из нее;
- Игры с мячом: сначала научи ребенка бросать мяч на пол или в коробку и катать его, потом можно попробовать ловить мяч руками;
- Подъем и спуск: поставь на диван любимую игрушку и попроси ее достать; малыш должен залезть на диван, взять предмет и спуститься вниз.
Маленьким исследователям интересны все дверцы, замочки, полочки, коробочки. Поэтому помни, что пространство для ребенка всегда должно быть безопасным!
День годовалого ребенка должен быть радостным и насыщенным разными играми. Чтобы занятия не надоедали малышу, их нужно постоянно менять и чередовать. А для этого маме желательно иметь план на неделю вперед. Это позволит подготовить материалы к играм и охватить все сферы развития ребенка. Чем больше внимания и заботы получает твой ребенок, тем лучше развивается его мозг и тем более цельной личностью он растет.
* Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка. Москва, 1996.
** Программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РФ. Москва, 2019.
Гармоничное развитие в детстве во многом определяет состояние здоровья в старшем возрасте. Развитие ребенка очень сложный и динамичный процесс. Темп и качественные особенности развития определяются возрастом и полом ребенка.
Условно выделяют соматическое или физическое (увеличение роста, веса, развитие внутренних органов, костно-мышечной системы) и психическое развитие (речь, моторика, интеллект, память, социальные коммуникации); внутриутробное и постнатальное развитие.
В развитии ребенка существует ряд критических периодов, когда организм особенно чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов среды.
Выделяют следующие временные периоды развития ребенка
- период новорожденности (до 1 месяца)
- грудной (до 1 года)
- ранний возраст (до 3 лет)
- дошкольный (4 – 7 лет)
- младший школьный возраст (7 – 12 лет)
- старший школьный возраст (12 – 16 лет).
Для скрининговой оценки соматического развития существует ряд критериев:
- окружность головы
- окружность груди
- рост
- вес
- количество зубов
- костный возраст
Существуют специальные таблицы соответствия физических параметров и психического развития возрасту ребенка, по которым оценивается гармоничность развития ребенка.
Оценка психического развития более трудоемка. У ребенка оценивается развитие двигательных навыков, речи, игровой деятельности и социальных коммуникаций, интеллекта. Формирование психических навыков идет в определенной последовательности.
В целом критерии развития допускают диапазон колебаний 1 – 3 месяца. При этом важна динамика и взаимосвязь (гармоничность) критериев развития.
Соматическое и психическое развитие тесно взаимосвязаны в процессе роста ребенка. Характер развития определяется генотипом ребенка и воздействием окружающей среды.
Физическое и психическое развитие – одни из важных показателей здоровья ребенка.
При нарушениях психического и физического развития необходимо обратиться к врачу педиатру, который проводит диагностику соответствующих нарушений. В случае необходимости дополнительно проводятся консультации эндокринолога, невролога, оториноларинголога и других специалистов, выполняются лабораторные и инструментальные методы диагностики.
Причинами нарушений развития могут быть:
- наследственная предрасположенность
- хроническая патология
- последствия тяжелых острых заболеваний
- социальная депривация
Если некоторая задержка развития может быть вариантом нормы, но ретардация (потеря уже сформированных навыков) – всегда признак заболевания (часто с плохим прогнозом).
Нарушения психического развития (речи, двигательных навыков) у маленьких детей может привести к расстройствам обучения, поведения и социальных коммуникаций в более старшем возрасте.
Чрезмерно быстрое развитие ребенка – не повод для восхищения. В этом случае психические функции ребенка могут формироваться дисгармонично и возрастает риск психических и поведенческих расстройств в старшем возрасте.
Некоторые показатели физического и психо-речевого развития детей
- Вес ребенка от 3 до 12 месяцев (кг) = (число месяцев+9)/2.
- Вес ребенка от 1 до 6 лет (кг) = число лет×2+8.
- Вес ребенка от 7 до 12 лет (кг) = (число лет×7-5)/2.
- Вес ребенка от 1 до 14 лет (кг) = 10+число лет×2.
- Рост ребенка от 2 до 12 лет (см) = число лет×6+77.
- Окружность головы от 1 до 12 месяцев (см) = (рост в см.+19)/2.
Таблицы физического и психического развития Вы можете найти в разделе “Справочники”, рубрика “Развитие ребенка”.
Развиваем мы детей наших любимых. Развиваем туда и сюда и во всех направлениях. И в футбол они у нас играют, и на вышивание ходят, и плавают как человек-амфибия, и танцуют. «Какие мы хорошие, заботливые родители», –думаем мы с изрядной скромностью.
Конечно, хорошие. Всё правильно: в детях много энергии, которую нужно куда-то перенаправлять, а иначе придётся хвататься за голову, когда наши чада начнут устраивать погром в квартире и «стоять на голове». Хотя иной раз это выражение можно употребить и в прямом его значении.
Всё здорово: дети заняты, родители довольны. Пожалуй, любой родитель хочет, чтобы развитие ребёнка было гармоничным. Вы вот хотите? Да наверняка. Всё-таки хочется думать, что любой не безразличный родитель желает, чтобы его дети были не только красивыми и любимыми, но и многогранно развитыми.
Давайте поразмышляем. Что вообще означает гармоничное развитие? Это слаженность целого, рождающаяся из сочетания противоположностей (примерно так гласит всезнающая «Википедия»). Соответственно, касаясь гармоничного развития ребёнка, мы имеем в виду совокупность в нём физического, умственного, эмоционального, нравственного развития.
Какие там ещё есть? В общем, все они вместе, но понемногу должны присутствовать. Как на поле с многообразием культур.
Ну если со спортом, танцами, кружками кройки и шитья всё понятно, то с развитием мышления вопрос. Как лично вы развиваете мышление своих детей? Давайте сейчас отметём школу. Вы ведь ребёнка на футбол всё равно поведёте, даже если и на физкультуре в него играют. Почему? Потому что в секции отдельно обучают именно игре в футбол. Так же и со всем остальным. В школе мы получаем какие-то общие знания, но никак не развиваем мышление.
Ну так где же тут гармония? Можно развить ребёнка в различных направлениях. Но где тут место развитию мышления? В каком из этих кружков детей учат думать в масштабном смысле этого слова? Получается, что один пазл из желаемой «гармоничности» выпадает. А ведь именно развитое мышление — это проводник в успешную жизнь.
Придя к выводу о том, что развитие мышления у ребёнка — одна из главных составляющих, перейдём к тому, в каком же возрасте лучше всего этим развитием заняться. Первый, второй, третий год жизни — ребёнок только-только начинает познавать окружающий мир. До трёх лет он формирует у себя в памяти образы всего, что вокруг него. Для малыша этой информации, хлещущей отовсюду, — неизмеримое множество. Но для развития мышления её пока слишком мало. В первые три года жизни с детьми проводят различные игры на моторику, разговаривают, чтобы они привыкали к речи, пытались самостоятельно выговаривать какие-то слова.
После трёх продолжаем развивать речь, возникают трудности с произношением, это возраст почемучек, которые научились говорить «почему» и шпарят его на каждом шагу. Это возраст, в котором дети получают азы общения с другими людьми. Пытаются всё потрогать, рассмотреть, ощутить. Ребёнок с неподдельным интересом впитывает в себя всё, что слышит и видит. Формирование отдельных функций мышления. Всё это происходит вплоть до школьного возраста.
После восьми лет они медленно, но верно начинают двигаться к подростковому периоду, здесь как раз начинается активное формирование мыслительной базы. Тут появляются: школа, бесконечные домашние задания, уйма параллельных развивающих кружков. И мы, родители, начинаем уже иначе относиться к своим детям. Мы воспринимаем их как более сознательных, подрастающих людей. Часто оставляем их наедине с вопросами. Может, конечно, возраст почемучек и прошёл, но много непонятного осталось. Частенько, делая выводы о том, что ребёнок должен быть самостоятельнее, мы отказываемся помогать ему в этом, отмахиваясь фразами «пойди подумай». «Подумай над своим поведением, подумай над своим вопросом, не можешь написать сочинение или решить задачу, ну так ты посиди подумай».
И тут у ребёнка возникает ступор. Он просто не знает, что вообще от него хотят, что ему делать в этот момент. Это порождает страхи, неуверенность в своих действиях и как макет переносится на все сферы его жизни и деятельности.
Это самое удачное время, когда надо не упустить момент формирования мышления. Не упустить шанс научить ребёнка думать, мыслить и дать ему чёткое понимание, как это делать. Поселить в нём уверенность, чтобы в будущем он был чётко ориентирован на то, какие действия предпринимать.
В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
- Открывать и закрывать двери, шкафы;
- Выдвигать ящики;
- Зачерпывать воду;
- Собирать пирамидки из 2-3 колец;
- Строить башни из 2 кубиков;
- Складывать вещи в коробку;
- Играть с сортерами;
- Бросать мячик;
- Катать мяч по полу;
- Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Навыки самообслуживания
Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.
Каждая мама заботится о всестороннем развитии своего малыша. Ведь нет большего счастья, чем здоровый и умный ребенок! Мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на гармоничное развитие малыша.
Социальные контакты
Бóльшую часть времени с малышом в первый год жизни проводит мама, именно от нее зависит его дальнейшее доверие к окружающему миру. Если мама спокойна и довольна, она улыбается и транслирует свою любовь малышу, то ребенок это чувствует и учится генерировать положительные эмоции. Кроме того, он ощущает себя в безопасности.
И наоборот, если кроха растет в постоянном страхе или испытывает стресс (мама плачет, кричит, ругает его), мозг развивается плохо. В будущем это чревато плохим поведением, проблемами со здоровьем и трудностями в учебе.
Бывает, что малыш плохо ведет себя или делает то, что нельзя или опасно для его жизни и здоровья. Конечно, мама должна быстро среагировать на такое поведение, но не стоит кричать и ругать его. Важно показать свое недовольство и объяснить, почему не нужно этого делать. Избегай наказаний и нотаций: многочисленные запреты формируют у ребенка чувство страха и неуверенность. А еще важно всем членам семьи следовать одним и тем же правилам, чтобы ребенок их быстрее усваивал.
Сбалансированное питание
Для полноценного развития мозг ребенка также нуждается в правильном питании. Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5-ю приемами пищи, из которых 3 основных и 2 дополнительных кормления**. Педиатры советуют придерживаться режима питания, предлагая еду примерно в одно и то же время, не допуская длительных перерывов. Для того чтобы обеспечить поступление в организм ребенка всех необходимых нутриентов и одновременно не допустить избытка отдельных пищевых веществ, питание должно быть сбалансированным. В рационе малыша ежедневно должны присутствовать: мясо животных или птицы, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты, хлеб, крупы, растительное и сливочное масла, а рыбу и яйца включают в рацион 2–3 раза в неделю. По-прежнему значимая роль принадлежит молочным продуктам (цельное молоко, йогурт, биолакт, кефир, молочные смеси, творог, сыр и пр.). В состав молока входит более 100 различных компонентов, в том числе белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные и биологически активные вещества, которые хорошо сбалансированы, а следовательно, легко усваиваются**.
Развивающие игры
Умственному развитию ребенка прекрасно способствуют совместные занятия, особенно в форме игры. Помни, основное правило любой деятельности с малышом гласит: «И родители, и дети должны получать удовольствие от процесса обучения, как от увлекательной игры»*.
Отметим, что важное значение в этот период имеет развитие мелкой моторики. Вот список полезных и веселых игр:
- лепка из пластилина;
- рисование пальчиковыми красками;
- игры со шнуровками;
- сортировка предметов;
- игры с рамками-вкладышами;
- складывание пазлов;
- конструирование.
Но не забывай, что все эти игры должны быть под строгим контролем, маленькие дети в этом возрасте очень любят помещать мелкие предметы в ушки, нос или в рот, а это очень опасно!
Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, и не только во время занятий. Родительская речь способствует накоплению словарного запаса и первых навыков общения. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи ребенка. Годовалые малыши любят слушать музыку, повторять движения, а еще сами не прочь побарабанить по кастрюле ложкой или половником! Не ленись делать ребенку массаж и утреннюю гимнастику, это стимулирует речевое развитие.
Физическая активность
Специалисты отмечают, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от физического. Ведь годовалый малыш познает мир через деятельность, то есть движения. А это значит, что чем больше он двигается, тем быстрее растет и развивается его мозг.
Вот примеры несложных упражнений, которые развивают крупную моторику:
- Прыжки: мама держит малыша под мышки или за руки, а тот прыгает.
- Перешагивание: на полу разложи крупные предметы на небольшом расстоянии друг от друга, покажи ребенку, как нужно перешагнуть препятствие.
- Лазание: поставь на середину комнаты большой стул, предложи малышу проползти под ним, а затем залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Игры с мячом: сначала научи ребенка бросать мяч на пол или в коробку и катать его, потом можно попробовать ловить мяч руками.
- Подъем и спуск: поставь на диван любимую игрушку и попроси ее достать; малыш должен залезть на диван, взять предмет и спуститься вниз.
Маленьким исследователям интересны все дверцы, замочки, полочки, коробочки. Поэтому помни, что пространство для ребенка всегда должно быть безопасным!
День годовалого ребенка должен быть радостным и насыщенным разными играми. Чтобы занятия не надоедали малышу, их нужно постоянно менять и чередовать. А для этого маме желательно иметь план на неделю вперед. Это позволит подготовить материалы к играм и охватить все сферы развития ребенка. Чем больше внимания и заботы получает твой ребенок, тем лучше развивается его мозг и тем более цельной личностью он растет.
Данный материал носит информационный характер и не заменяет консультацию специалиста.
* Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка. Москва, 1996.
** Программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РФ. Москва, 2019.
- Автор статьи: Abbott
- Дата размещения: 07.09.2021
Вас может заинтересовать
Как сделать дом безопасным для ребенка
Твой малыш научился ходить и познает все в доме? Как сделать свой дом для него безопасным для него? Об этом читай в нашей новой статье!
Гармонично развитый ребенок — благополучие семьи и детей.
С самых первых дней ребенок смотрит на мир и подражает тому, что видит вокруг себя. Дошкольный период – это время активной социализации, развития гармоничной личности. И основы этого заложены именно в семье. Ведь от того, как будет развиваться дошкольник, зависит его будущее. Все плохое и хорошее, что есть в ребенке, зависит от социума, в котором он находится, то есть, главным образом от семьи. Культом для ребенка являются его родители, а именно, их влияние накладывает отпечаток на всю последующую жизнь – именно в этой среде закладывается гармоничное развитие ребенка. Все плохое, и все хорошее, что есть в ребенке, складывается главным образом из того, что он получает в семье. Ведь в семье работает принцип моделирования. Здесь может иметь место фактор положительного и отрицательного влияния. Ребенок окружен заботой лаской, вниманием, нежностью. Либо чрезмерная опека, жесткие ограничения, или полное отсутствие контроля со стороны родителей. Жесты, мимика, взгляды, эмоциональное состояние с самых первых дней сказывается на ребенке, его состоянии. От контакта и общения с родителями происходит восприятие себя как человека. Недостаток такого контакта оказывает отрицательное воздействие. Ограничение со стороны родителей потребностей ребенка, оказывает отрицательное воздействие на здоровье ребенка. Наиболее правильной позицией родителей должно быть достижение одного эмоционального состояния с ребенком, единых целей нравственных, гуманистических, патриотических. Недостаток эмоционального развития ведет к ограниченным контактом ребенка с социумом, как следствие, жестокость и замкнутость. А если же наоборот, с самого раннего детства был получен только положительный комфорт, то в такой семье ребенок вырастет с четко сформированной жизненной позицией. Он будет целеустремленным и жизнерадостным. В процессе общения в семье четко видны «границы дозволенного», рамки, нормы и правила поведения. Отсюда берет начало дальнейшее поведение. Первый жизненный опыт, первые победы и первые поражения, это результат воздействия семьи. Родителям очень важно учесть, что в данном возрасте каждый шаг и поступок ребенка должен стимулироваться и подкрепляться, в таком случае он будет видеть, что поступает правильно, и получать эмоциональный комфорт от своих действий. И наоборот получать совет и негативное отрицание неправильных поступков.
Главным и немаловажным фактором служит личный пример родителей. Если родители твердят ребенку о невозможности выполнения некоторых поступков, то не совершать их они просто обязаны, что бы их слова не отличались от практики. Очень важным компонентом является отношение к ребенку, как к равному, развивать его сильные стороны. Мотивы поведения, духовное воспитание, является результатом такого отношения. Ведь во многом от того, как будет развита личность ребенка зависит сможет ли он в последующем решать сложные жизненные ситуации.
Очень важно, в первую очередь родителям, в нужный момент увидеть в своем ребенке ту искорку таланта и способностей, которая в нем заложена.
Социальное благополучие детей с ОВЗ как часть валеологического воспитания Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно.
Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада Консультация для воспитателей по теме: «Эмоциональное благополучие ребенка в младшей группе детского сада» Выполнила: Яценко С. А.
Семейное благополучие — залог здорового ребенка ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА» Как, появилось слово: «СЕМЬЯ»? Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым.
Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.
Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности Выступление на методическом объединение : «Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности».
Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности. «Воспитание детей – самая важная область.
Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.
Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.
Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок» Социально- психологический семинар для педагогов: «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок- ребенок» Цель: освоение.
Выступление из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в группе» «РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ. НЕПРАВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ, ЧЬЯ ПРОГРАММА РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНА» И. Сеченов. Дошкольное детство — это период.
Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности их к обучению в школе.
Задачи:
Формирование психологических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Содействие развитию высших чувств – сочувствия и сострадания.
Создание необходимых условий для формирования адекватной самооценки, развития самосознания.
Формирование школьной мотивации.
Одной из сложных проблем педагогической практики является проблема личности и особенностей ее развития в специально организованных условиях МДОУ.
Дошкольный возраст является одним из главных этапов в процессе личностного развития. Необходимо учитывать, что мотивы, интересы, цели – придают силы личности для преодоления особенностей характера (стеснительность, вспыльчивость).
В современном обществе усиливается тенденция к интегрированному и целостному рассмотрению личности ребенка.
Личностью человек становится, а не рождается. Особая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. В процессе становления личности преобразуется внутренний мир. Личностные новообразования возникают и утверждаются, если в прошлом создавались поведенческие и психологические условия.
Решение проблемы противоречий происходит посредством формирования высоких уровней деятельности. В итоге дети переходят на более высокую ступень развития. Удовлетворенная потребность рождает новую. Решение проблемы соотношения обучения и развития влияет на определение содержания образования, выбор методов и форм обучения. Становление самостоятельности и уверенности в себе зависят от характера общения.
Процессу обучения принадлежит ведущая роль в развитии личности ребенка. То, что дети делают с помощью взрослых, далее будут выполнять самостоятельно – то, что входит в зону ближайшего развития, посредством обучения переходит на уровень актуального развития.
Ощущение устойчивости личности является важным условием внутреннего благополучия ребенка и установления хороших взаимоотношений с окружающими.
Методика проведения занятий, направленных на всестороннее развитие личности, предполагает:
— проигрывание этюдов;
— игровые тренинги для родителей;
— индивидуальное рисование, коллективное;
— дискуссии в группе;
— игры (настольно-печатные, развивающие, подвижные);
— упражнения на развитие коммуникативных способностей на равенстве партнеров (ребенок-педагог);
— анкеты (нужно знать и учитывать семейную ситуацию детей).
Предполагаемый результат:
Развиваются приемы саморегуляции, появляются новые формы мировосприятия, интерес к познанию, творчеству, формируется воображение и социальное мышление, коммуникативные способности, личностные особенности сохраняют свое постоянство.
Консультация для родителей «Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка» «Прекрасное-побуждает доброе. » Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития,нравственной чистоты и эстетического.
Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности ребёнка через музыкально-ритмические движения» Что такое гармоничное развитие личности? Данный вопрос интересует многих, но не все готовы приступить к развитию личности т. к. чего уж тут.
Консультация для родителей «Всестороннее развитие личности ребенка с помощью театрализованной деятельности» Цель: Формирование представлений детей о театре как виде искусства на эмоциональном уровне. Развитие артистических способностей детей через.
Консультация «Нравственное становление личности дошкольника» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.
Развитие личности дошкольника средствами аппликации Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.
Развитие личности ребёнка дошкольника в контексте ФГОС Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир.
Развитие волевых качеств личности дошкольника «Развитие волевых качеств личности дошкольника» Деменева Ирина Алексеевна, воспитатель МБДОУ ДС КВ №57 А. Н. Леонтьев гoворил, что важнейшее.
Родительское собрание в форме деловой игры «Развитие личности дошкольника» Цели: 1)выявить в ходе игры представления родителей о проблемах,путях,формах и способах содействия развитию личности дошкольника; 2)способствовать.
Система работы по экологии «Экологическое воспитание как всестороннее развитие дошкольников» Свою работу по экологическому воспитанию я начала в средней группе. Первым разделом работы было знакомство с домашними и дикими животными.
Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника» «Влияние сказок на развитие личности дошкольника» Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский.
Как сделать ребенка физически совершенным? Как увеличить умственный потенциал ребенка? На эти вопросы поможет ответить данная книга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гленн Доман — Гармоничное развитие ребенка | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)
Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию).
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере.
Влияние национальных подвижных игр на гармоничное развитие ребенка.
Так как мы живем на территории народов Крайнего Севера, прежде всего, обязаны чтить и уважать их культуру. Играя в национальные игры, дети узнают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и .
Влияние национальных подвижных игр на гармоничное развитие ребенка.
Так как мы живем на территории народов Крайнего Севера, прежде всего, обязаны чтить и уважать их культуру. Играя в национальные игры, дети узнают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и .
Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста
Занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно.
Консультация для родителей и воспитателей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка»
Для воспитателей и родителей.
Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка
Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства.