Функции речи дошкольника

Главная» Полезные советы» § 4. Функции речи ребенка. Зависимость развития речи ребенка от уровня организации речевой среды

§ 4. Функции речи ребенка. Зависимость развития речи ребенка от уровня организации речевой среды

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция — самая ранняя: первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом — двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функций у ребенка начинается усвоение речи как регулятора его поведения. Первыми словами — регуляторами поведения ребенка становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т. д.
— Нельзя! — говорит с подчеркнутой интонацией страха взрослый ребенку, тянущему руки к лезвию ножа или пламени. — Вите будет больно (надо быть умным, т. е. предвидеть последствия своих поступков).
— Нельзя! — говорит он с интонацией обиды, если ребенок тычет пальцами ему в глаз. — Мне больно. Лучше пожалей меня, погладь ручкой (надо быть добрым, не обижать, не причинять боли другим).
— Нельзя! — говорит мать твердо, отбирая у малыша книжку, которую тот пытается порвать. — Книжка уйдет от Вити, скажет: «Витя плохой» (это некультурно, т. е. неуважительно к тем людям, которые сделали для тебя книжку, это умаляет твое достоинство — все подумают: он плохой мальчик).
Подобные слова пробуждают самосознание ребенка, тренируют его волю, дисциплинируют. Дисциплина и позднее самодисциплина как качество личности — залог развития черт характера, необходимых человеку.
Разумеется, слово нельзя, как и другие регулирующие поведение ребенка слова, должно быть правильно введено в его сознание, именно с теми примерно мотивировками, которые приводятся выше: надо быть умным, добрым, отзывчивым, уважать интересы окружающих и заботиться о собственном достоинстве. Труднопоправимую ошибку допускают те воспитатели, которые вводят в сознание ребенка слово нельзя просто как синоним угрозы. В этом случае, если угроза наказания оказывается ложной, ребенок начинает играть «в опасность», он нарочно продолжает делать то, что ему запрещено.
Глаголы-приказания, так же как и «нельзя», должны усваиваться ребенком с положительными эмоциями. Тогда слова эти станут средством тренировки воли ребенка, и он, правильно воспринимая их, вникнет в содержание других, новых для него слов, тоже выполняющих функцию регуляторов его поведения. Наконец, ребенок научится пользоваться своей речью (внутренней) для планирования собственного поведения. Это высшая форма владения речью.
Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т. е. от постоянного реагирования на уже усвоенные им слова.

Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

Что такое «Речь»?

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Значение речи

Речь очень важна в развитии ребёнка. Это одно из самых важных приобретений малыша в дошкольном детстве, потому что речь – это основа и воспитания, и обучения. Без речи ни воспитать, ни обучить ребёнка невозможно.

С развитием речи развивается ребёнок в целом, он познаёт окружающий мир, учится правилам поведения, правилам общения с другими детьми и взрослыми.

Отечественный психолог Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи, пришёл к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. – М.; Л., 1935).

Овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Виды речи

Речь человека бывает устная и письменная. Устная речь включает в себя диалогическую и монологическую формы речи.

Для речевого общения очень важно уметь правильно произносить все звуки речи, различать их, обладать широким пассивным словарем (то, что знаешь и понимаешь) и активным словарным запасом (те слова, которыми пользуешься при общении), предложения в речевом общении должны быть грамматически правильно оформлены. Данные требования относятся и к устной, и к письменной речи, поскольку все недостатки устной речи обязательно проявятся при чтении и письме, когда ребенок начнет овладевать письенной формой речи.

Функции речи

Каковы же функции языка и речи? Рассмотрим их.

Отечественные психолингвисты, психологи, педагоги выделяют три группы функциональных характеристик:

· личностные функции человека

(Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. – М.: Русский язык, 1989).

Социальная функция.

Общение, взаимодействие с другими детьми и взрослыми происходит на основе речи.

Весь опыт, накопленный поколениями, передаётся через речь.

Знакомство ребёнка с культурными ценностями также происходит через речь.

Интеллектуальная функция.

Речь является средством называния окружающих предметов, их признаков и действий с ними.

Формирование словарного запаса ребёнка, его уточнение и расширение, умение обобщать предметы и явления, умение различать среди них близкие по значению и назначению – всё это происходит с помощью речи.

Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, мышления, памяти, — также осуществляется через речь.

Контакты с другими людьми и познание нового происходит через речевое общение ребёнка.

«Личностные» характеристики.

С помощью речи ребенок осознаёт себя, свое «Я», может выразить себя, свою индивидуальность.

Через речь осуществляется регуляция поведения (взрослым) и формируется саморегуляция поведения (ребёнком).

Таким образом, речи принадлежит огромная, действительно решающая роль в развитии, обучении, общении ребёнка.

Поэтому важно вовремя заметить какие-либо отклонения в развитии Вашего малыша, предупредить, сгладить или устранить недостатки речи, если они имеются и если это возможно.

Вся работа по развитию речи носит комплексный характер. Главную роль тут играют родители или лица их замещающие на законных основаниях. Не зря в законодательстве определено, что родители являются первыми воспитателями ребенка.

Детский сад создан в помощь родителям. Поэтому развитием речи ребенка, предупреждением недостатков речевого развития должны заниматься родители. В детском саду большую роль в развитии и коррекции речи ребёнка играют воспитатели, учитель-логопед, а также педагог-психолог, который развивает высшие психические функции у Ваших детей .

Уважаемые родители!

Помните:

— речь формируется по подражанию;

— самыми значимыми людьми для ребенка являетесь именно Вы, родители, ребенок будет стремиться говорить так, как говорите Вы;

-именно поэтому очень важно следить за своей речью, говорить с ребенком спокойно, четко, правильно, выразительно и понятно;

— овладение ребёнком речью идет успешно тогда, когда с ним занимаются родители – главные воспитатели своих детей, а помогает им в этом детский сад.

УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Функции речи дошкольника

  • Речь как средство общения
  • Этапы развития речи детей дошкольного возраста
  • Роль дидактической игры

Одним из основных навыков является речевой навык. Плохое развитие этого навыка существенно осложняет жизнь любого человека. Ключевые потребности человека – нахождение в социуме и общение.

Речь как средство общения

Формирование речи должно быть своевременным и корректным. Выразительность, хороший словарный запас и четкость речи – важнейшие характеристики развития навыка. Речь как средство общения существует исключительно в пределах языковых особенностей.

Функции речи дошкольника

Речь – основа общения

В процессе разговора идет обоюдный обмен информацией и развиваются коммуникативные навыки. Дополняются интонацией, громкостью, вербальной коммуникацией. С помощью высказывания можно выразить свое понимание ситуации, побудить к действию.

Функции речи дошкольника имеют аналогичные значения, как и для взрослого человека:

  • Воздействие. С помощью произношения человек воздействует на другого. Может побуждать и убеждать его совершить определенные действия.
  • Сообщение. Диалогический процесс позволяет обмениваться информацией, вести беседу и даже иметь деловой аспект.
  • Выражение. Обобщение возможности передавать интонации, эмоции, чувства и мысли.
  • Обозначение. Обозначает способность выделять предметы, используя речевые навыки. Сопоставление предметов с их наименованиями появляется уже в малом возрасте. Например, тесто имеет наименование «тесто», а каждая утварь имеет собственное название.

К сведению! Можно использовать внешний, внутренний, письменный или устный вариант. Речевые средства общения также выражены в виде монолога, реплики или диалога.

Леушина А. М. («Развитие связной речи у дошкольников») выделяет ситуативную модель общения как используемую малышами. Ребенок может ее выбрать, в описании опираясь на конкретную ситуацию.

Детская речь имеет особенности. Изучение правил должно проходить легко для малыша, вовлекая его в процесс. Взрослый должен помочь ребенку изучить ее качественно, именно с этого момента идет речевое развитие человека. Психология и психолингвистика проводит исследования, влияющие на дальнейшие возможности человека. Развиваться речь может исключительно поэтапно. Минуя один этап, малыш переходит на следующий.

Функции речи дошкольника

Речь – важный фактор обмена информации

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

Подготовительный этап – основа речевых навыков малыша. Малыш не умеет разговаривать, но умеет наблюдать за окружающими. Это ранний, неречевой этап, наблюдающийся у грудничков. Дети до года имеют свойство накапливать своеобразие произносимых слогов, звуков. Особое значение имеет словотворчество. Обучение должно основываться на понимании, любви и доброжелательности, в том числе и вербальной.

К сведению! Взрослые должны оказать посильную помощь в познании малыша. Это не развлечение – это ключ к развитию его будущих навыков.

Ребенок слушает обращения родителей к нему, накапливает услышанное, агукает, гулит и формирует пассивное общение. Он учится понимать некоторые слова, затем их воспроизводить. Лучшая рекомендация на этом этапе – как можно больше контактировать и разговаривать с малышом.

Следующий, преддошкольный этап. Онтогенетический этап идет следом за подготовительным и берет начало на втором году жизни малыша. Малыш учится произносить односложные, а затем и более сложные фразы. Запоминает слова и учится процессу словотворения. Каждое занятие, даже не связанное с развитием говора, помогает ему улучшить словарный запас. Развивается мышление, параллельно ребенок учится строить фразы, словосочетания и предложения. У малыша появляется сильный познавательный эффект «почемучки».

Функции речи дошкольника

Взрослые должны правильно произносить слова

Далее идет дошкольный этап. Этот период не настолько краткий, как предыдущие. Он занимает порядка 4-5 лет. Ребенок учится не только слушать, слышать, понимать и вкладывать смысл, но и мыслить грамотно. Умеет находить ошибки, знает, как правильно произносится та или иная фраза.

Школьный этап – научный мир считает его заключительным. Фонема ребенка сформирована, но он еще учится письменности. Источники знаний собираются в одну большую картинку в голове ребенка, и он умеет хорошо формулировать свою речь, говорить четко. Изучить письменную речь помогают школьные работы: реферат, сочинения.

Активное развитие речи в раннем периоде осуществляется с года до двух лет. Малыш, как губка, впитывает в себя слова и пытается их повторять.

К сведению! Иногда существует барьер в виде тех слов, которые малыш не может произнести вслух ввиду возраста – их он откладывает в память, чтобы запомнить и произносить позже.

Малыш активно общается со взрослыми и сверстниками, используя двойные конструкции. Например, «ам-ам, ням-ням, ма-ма». Затем речь становится четче, словарный запас расширяется.

Поступив в сад, малыш еще больше улучшает навык. Ребят в ДОУ множество, что открывает новые возможности для общения. Ребенок учится произносить более сложные слова, определяет их правильное произношение. В средней группе детского сада он уже образует уменьшительно-ласкательные формы слов. К 5 годам он уже знает все предметы человеческого обихода и даже многие технологические термины. К школьному возрасту малыш четко и бегло владеет речью, позволяя ей совершенствоваться. Главное помнить – ребенок, как зеркало, отображает манеру речи родителей.

Функции речи дошкольника

Вначале говор малыша непонятен

Роль дидактической игры

Воспитатель может выбрать дидактическую игру, которая принесет большую пользу. Игра должна мотивировать, и тогда ребенок учится много говорить, четко формулировать фразы и внятно произносить слоги и звуки. Хорошо подходят игры на карте или требующие определенных рассказов от малыша.

Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников сводится к умению использовать навыки анализа, сравнения, умения обобщать и находить неточности. Позволяет прийти к лингвистической точности.

ФГОС приветствует грамотное речевое развитие ребенка, но родители должны понимать, что результаты зависят напрямую от них. Именно родители являются ключевым толчком в развитии малыша.

Становление речи ребенка — сложный процесс онтогенеза, начинающийся с рождения и активно продолжающийся в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли посредством словесных форм, воздействуют на окружающий мир, получают внешний отклик на свои мысли и чувства. Своевременное развитие способствует стимуляции функций головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются именно в раннем возрасте. Ранний возраст позволяет до полного созревания речевого центра в коре накопить пассивный словарный запас и научиться воспринимать речь и управлять средствами родного языка.

Функции головного мозга

При разработке гипотез, целей, задач и методов исследования вопросов формирования речи ученые рассматривали поступательные силы развития речевой деятельности, полагаясь на фундаментальные положения, выдвинутые отечественных авторами (А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская, А. К. Маркова, А. Л. Розенгард-Пупко, Д. Б. Эльконин) о том, что речь не только средство общения и орудие мышления. Ее можно рассматривать и как основной инструмент управления человеческим поведением (сначала во внешней речи, а затем на уровне внутренней речи) от мысли к развернутому сообщению или путь от развернутого речевого высказывания к мысли. А. Р. Лурия совершенно справедливо замечает насколько сложный характер имеют случаи, когда этот путь кодирования или декодирования нарушается.

А. Р. Лурия в своих трудах писал: «Было бы ошибкой считать, что общение с окружающими приводит лишь к тому, что сознательная деятельность дошкольника заполняется новым содержанием, в то время как ее формы остаются прежними. Наиболее важное значение общения ребенка с взрослыми с помощью языковой коммуникации заключается в том, что овладение словесной системой перестраивает базовые психические процессы у ребенка и что слово оказывается мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия».

Периодизация речевого развития

А. К. Марковой в основу периодизации речевого развития положены этапы становления, дифференциации функций речи и обслуживающих их форм. Автор следующим образом определяет понятие «речевые функции»: это виды речевой деятельности с разными задачами и целями, определяемыми из других, более широких сфер деятельности общения. Формами речи можно назвать систему общественно выработанных средств для осуществления коммуникативной деятельности.

Функции речи (схема)

А. К. Маркова рассматривает развитие речи в разные возрастные периоды по следующим основополагающим признакам:

  • новые функции, появляющиеся в каждый период;
  • их связь с ведущей деятельностью данного возраста;
  • овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;
  • осознание ребенком этих функций и форм.

Л. А. Орбели указывает, что, овладевая словарем, дети не только усваивают наименования отдельных предметов, признаков и действий, но и выполняют гигантскую аналитико-синтетическую работу по определению того, что как называется и что как и в каком контексте употребляется.

Дальнейшее становление речи ребенка определяется тесным взаимодействием со взрослым. Наблюдения за речью демонстрируют, что слоговой состав слов (контур, количество звуков, ударение) усваивается детьми гораздо раньше, чем точное воспроизведение звукового состава слова. Объяснением этого факта может служить то обстоятельство, что первичного общения оказывается вполне достаточным для воспроизведения слогового состава, обеспечивающего понимание речи окружающими. Ребенок использует малое число имеющихся у него звуков и звукосочетаний, воспроизводит звуковой состав приближенно, но слоговой контур передает в полном объеме.

Последующее общение и усложнение лексики ведет к необходимости уточнения звукового состава слова и наполнения слов-контуров более точными звуками. К концу второго года жизни ребенок опирается при понимании речи на формирующееся фонематическое восприятие.

Становление речи ребенка раннего возраста является поэтапным процессом. Основные этапы представлены ниже:

Стадии развития речи ребенка до года

  1. Крик. Первая стадия и ее длительность примерно от 6 до 8 недель. Звуки, издаваемые ребенком носят рефлекторный характер. Чаще всего это гласные с нозальным оттенком, которые получаются через короткий вдох и длинный выдох.
  2. Гуление. Длительность этой стадии индивидуальна, но в среднем продолжается от двух до пяти месяцев. Сочетания гласных и согласных спонтанны (эге, агу, кхы). При гулении формируется речевое дыхание. Появляются улыбка, смех как способы общения. Речевые проявления могут выступать, как реакция на взрослого или иную ситуацию, но все, же оно является первым шагом к коммуникации или общению с окружающими.
  3. Лепет. Стадия лепета является самой длинной, ее продолжительность в среднем шесть-семь месяцев, т.е. почти до 11 месяцев, а это уже почти конец первого года жизни. Сначала у ребенка возникает лепет из отдельных слогов (ба, ля, па), из которые затем формируются слоговые цепочки (ба-ба-ба, па-па-па, ля-ля-ля). В это время идет укрепление органов артикуляционного аппарата.
  4. Первые слова. Родители всегда с нетерпением ждут первое слово малыша. Оно, как правило, появляется к концу года и составлено оно из двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ам). Стадия является знаковой для развития речи, ведь ребенок не просто лопочет, а соединяет слоги с конкретным предметом. Кроме этого начинает активно контактировать со взрослыми, понимать обращенную речь, развивается пассивный словарь. У него развивается предметно-манипулятивная деятельность, и он на ваше обращение: «Дай мяч!» ответить не сможет, а вот подать вам мяч у него получиться.

Изучение возникновения речи важно для понимания механизмов сложных патологий, таких как дизартрия, алалия, ОНР.

Автор: Медведева Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10″Звёздочка»
Населённый пункт: г.Тейково,Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте.Три функции речи,этапы её генезиса.»
Раздел: дошкольное образование

перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать

явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого

умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также

внимание ее чистоте и правильности.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ТРИ ФУНКЦИИ РЕЧИ,ЭТАПЫ ЕЁ ГЕНЕЗИСА.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя,

соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое

дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное

звукопроизношение формируется у ребенка в основном к трем-пяти

годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков

родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так

как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по

работой по развитию речи детей.

формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств

ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание — были также достаточно

значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не

способствующая развитию движений и речи, задерживается и его

физического и психическое развитие.

Для развития речи имеет большое значение психофизическое

Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные

тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают

его психическую активность, подчас приводят к психофизическому

инфантилизму и астенизации.

Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода

произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития

интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.

К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова,

состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году

словарь возрастает до десяти-двенадцати, а иногда и большего

количества слов (баба, кис, му, БЭ и др.).

формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь

взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно,

формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-

трех слов, постепенно к трем они усложняются. Активный словарь

увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется,

улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-

шести годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические

К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного

овладевает грамматически правильной речью.

Воспитателю необходимо знать закономерности нормальности

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

культура. Основными компонентами произносительной речи являются

эмоциональные оттенки речи.

Интонация включает ритм, темп, тембр и методику речи.

выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи это равномерное чередование ударных и безударных

слогов, различных по длительности и силе голоса.

эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи

снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь

теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей

высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого

используются паузы — остановки в потоке речи.

В любом языке существует определенное количество звуков,

различать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук-

акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы

различных частей речевого аппарата: энергетический (дыхательный) —

легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный

полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа

центральному управлению процессами рече- и голосообразования,

регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее

дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа

гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой

полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их

дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость

обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат

(губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость

носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником

образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких

через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании

многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи,

должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены,

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте,— коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи.

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или чему) эти местоимения относятся. [18]

Постепенно ребенок вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников появляется типичная речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала»; «он (волк) напал»; «он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.

Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.

Психологические защиты
Психиатрия, как наука о внутреннем мире человека, накопила не только знания о лечении душевных расстройств. Трудно найти лучших манипуляторов людьми, чем психиатры и психотерапевты. Они используют психические «бреши», слабые мес .

Выводы
1. К. Левин и Ф. Фидлер первыми классически выразительно описали основные стили руководства и их системообразующие признаки. Существо авторитарного и демократического стилей руководства раскрыто Д. Шварцером. Также были раскрыты теории Р. .

Темперамент и характер
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг .

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте,— коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи.

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или чему) эти местоимения относятся. [18]

Постепенно ребенок вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников появляется типичная речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала»; «он (волк) напал»; «он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.

Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.

Материалы по теме:

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии. По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д . Б . Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описатель .

Индивидуально-психологические особенности
К. Леонгард в работе «Акцентуированные личности» рассмотрел и обосновал возможность существования акцентуаций характера, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, кото .

Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером[5] и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием проду .

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Коммуникативная функция самая ранняя: первое слово, родившееся из модулированного лепета на девятом — двенадцатом месяце жизни ребенка, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года он может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых. В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функции начинается усвоение ребенком речи как регулятора поведения. Первыми словами — регуляторами поведения становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т. д. — Нельзя! — говорит с подчеркнутой интонацией страха взрослый ребенку, тянущему руки к лезвию ножа или пламени.- Вите будет больно. (Суть запрета: надо быть осторожным, т. е. избегать опасных предметов.) — Нельзя! — говорит он с интонацией обиды, если ребенок пытается потрогать рукой глаз.- Мне больно. Лучше пожалей меня, погладь ручкой. (Надо быть добрым, не обижать, не причинять боль другим.) — Нельзя! — говорит мать твердо, отбирая у малыша книжку, которую тот пытается порвать.- Книжка уйдет от Вити, скажет: «Витя плохой». (Суть запрета: нельзя обращаться с книгой небрежно. Если она порвется, ею нельзя будет пользоваться.) Подобные слова пробуждают самосознание ребенка, тренируют его волю, дисциплинируют. Дисциплина и позднее самодисциплина как качество личности — залог развития черт характера, необходимых человеку. Разумеется, слово нельзя, как и другие регулирующие поведение ребенка слова, должно быть правильно введено в его сознание, именно с теми примерно мотивировками, которые приводятся выше. Труднопоправимую ошибку допускают те воспитатели, которые вводят в сознание ребенка слово нельзя просто как синоним угрозы. В этом случае, если угроза наказания оказывается ложной, ребенок начинает играть «в опасность», он нарочно продолжает делать то, что ему запрещено. Глаголы-приказания, так же как и нельзя, должны усваиваться без отрицательных эмоций. Тогда слова эти станут средством тренировки воли ребенка, и он, правильно воспринимая их, вникнет в содержание других, новых слов, тоже выполняющих функцию регуляторов его поведения. Наконец, ребенок научится пользоваться своей речью (внутренней) для планирования собственного поведения. Это высшая форма владения речью. Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т. е. от постоянного реагирования на уже усвоенные слова. Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания. С этого времени взрослые должны быть особенно внимательны к своим словам, к своему поведению. Как указано в предыдущем параграфе, первые регулирующие поведение слова, которые должен усвоить ребенок,- это слова нельзя, можно, надо, с их помощью он усваивает и понятия и «хорошо», «плохо». Слово можно разрешает хорошие, добрые поступки на пользу людям, животным, растениям. С помощью слова надо тренируется воля, воспитывается действенное отношение ребенка к своему долгу: надо сделать то, что делать совсем не хочется, надо подкармливать птиц зимой, заботиться о растениях, помогать бабушке в домашней работе, надо защитить слабого от несправедливости. Осваивая родной язык, ребенок воспринимает и свойственные ему синтаксические конструкции.

Так, поняв изменение глаголов по лицам, ребенок усвоит форму вежливости (например, в обращении к воспитателю: «Что вы почитаете нам?», «Не можете ли вы почитать нам?» вместо капризного: «Ну, читай!»). Когда ребенок поймет такие слова родного языка, как доброта, доброжелательность, отзывчивость, заботливость, правдивость, трудолюбие, честность, скромность, верность, они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребенок впитает в себя их содержание, т. е. научится поступать в соответствии с нравственными требованиями, составляющими смысл этих слов, он сможет противопоставить им смысл слов-антонимов: бессердечие, завистливость, черствость, невнимательность, лживость, лень, бесчестность, хвастливость, неверность. Конечно, на ранних возрастных ступенях малыш не будет произносить этих слов, он будет сначала слушать потешки, сказки, рассказы, стихи, в которых герои своим поведением показывают примеры честности, верности, трудолюбия, служения долгу. Ребенок захочет следовать хорошим поступкам и осмысленно усвоит слова, обозначающие соответствующие нравственные понятия. Родной язык дает и первые уроки эстетики. — Мой цветочек! Мое солнышко! — говорит мама, лаская сынишку или дочку.- Ласточка моя! Рыбка моя золотая! Сначала ребенок понимает только интонацию. (Очевидно, способность понимать интонацию врожденная, этому учить не нужно.) Позже он начинает понимать, с чем его сравнивают, и это сравнение вызывает в нем радостное чувство причастности к чему-то хорошему, красивому. Ребенку поют песенки, тешат потешками, прибаутками, читают стихи, рассказывают сказки, и в нем рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами. И все это дает родной язык!

Функции речи дошкольника

Функции речи дошкольника

Функции речи дошкольника

Функции речи дошкольника

Функции речи дошкольника

Функции речи дошкольника

Функции речи дошкольника

Функции речи дошкольника

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Для того, чтобы понять причины нарушения развития коммуникативной функции речи и обозначить её особенности при общем недоразвитии речи, необходимо отметить те нарушения, которые наблюдаются при данном речевом нарушении.

Р.Е. Левиной было впервые выделено три уровня недоразвития речи, в соответствии с которыми нарушения речи наблюдаются у детей в разной степени: от полного отсутствия речи или её состояния на уровне лепета до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.По определению самой Р.Е. Левиной «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» [3, c.50].

Следует отметить, что в современной науке рассматривают также четвёртый уровень общего недоразвития речи, выделение которого было предложено Т.Б. Филичевой.

Общее недоразвитие речи в картине проявлений речевых нарушений характеризуется поздним началом речевого развития, скудным словарным запасом, аграмматизмами, дефектами произношения и фонемообразования [3].

Все эти нарушения и становятся препятствием на пути нормального речевого развития детей с общим недоразвитием речи, и, как следствие, препятствуют полноценному развитию коммуникативной функции речи.

Л.Г. Соловьёва в своей работе отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается прямая связь между нарушениями речи и нарушениями коммуникативных способностей. Нарушения в речевой сфере обуславливают нарушения полноценного речевого общения речевое общение. Это проявляется в выраженной пониженности потребности в речевом общении, в несформированности таких форм коммуникации, как монологическая и диалогическая речь, а также в особенностях поведения: дети не заинтересованы в речевом контакте, не умеют ориентироваться в ситуациях общения [4].

У детей с общим недоразвитием речи имеются специфические нарушения речи, препятствующие полноценному общению ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками. К таким особенностям можно отнести:

— наличие элементов недоразвития грамматики и лексики в самостоятельной речи детей;

— недостаточное понимание и употребления слов с абстрактным значением и обобщающих слов;

— небольшой словарный запас в сравнении с детьми без речевых нарушений;

— трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

— недостаточное развитие фонематического слуха;

— низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;

— снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Всё это затрудняет речевое общение детей, а следовательно, препятствует адекватному развитию коммуникативной функции речи.

Вследствие этого, дети с общим недоразвитием речи могут с некоторым запозданием переходить к внеситуативно-личностной форме общения, а переход между этими формами общения в целом также будет несколько отсрочен по времени (по периодизации этапов по М.И. Лисиной).

Нарушение речевой функции у детей с общим недоразвитием влияет на коммуникативную функцию речи в целом. Коммуникативная функция речи нарушается в своём развитие вследствие того, что общее недоразвитие речи всегда сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере, незрелостью некоторых психических функций, например, мышления. памяти. Также, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются вторичные нарушения, проявляющиеся в психологических особенностях: замкнутости, робости, нерешительности; а также в общем и речевом поведении: ограниченная контактность, неумение начинать и поддерживать беседу, вслушиваться и понимать звучащую и обращённую к ним речь [1].

Помимо неумения детей с общим недоразвитием речи становиться инициаторами общения: вступать в диалог и поддерживать беседу, у этих детей также наблюдаются проблемы в процессе улаживания конфликтов. Также, для этих детей затруднительным является подбор адекватных речевых средств выражения своего внутреннего состояния и предпочтение пассивных ролей в процессе коммуникации [2].

Различные авторы также подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи, при нарушении всех форм общения, нарушаются межличностное взаимодействие со сверстниками, наблюдаются проблемы в формировании и развитии игровой деятельности, которая является ведущей в процессе становления психических функций у ребёнка. Это происходит вследствие того, что у ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается нежелание начинать игру, не возникает инициативности общения со сверстниками. Также, у таких детей наблюдаются разнообразные виды отношения к своим речевым дефектам, что влияет на их самооценку и также приводит к различным нарушениям коммуникации.

Таким образом, многие исследователи в своих работах подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и связной речи неблагоприятно влияют на процесс общения этих детей и на процесс их совместной деятельности как со сверстниками, так и со взрослыми. Специалистами также отмечается, что данные нарушения обуславливают несформированность возрастных форм общения, что приводит к недоразвитости общения в области внеситуативных контактов со взрослыми и «застреванию» на уровне ситуативного общения. Всё это значительно затрудняет развитие у ребёнка навыков коммуникации с окружающими и является основой неблагоприятных тенденций в общем развитии ребёнка.

Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. . канд. пед. наук: 13.00.07 / Дзюба Оксана Викторовна.- М., 2009.-201 с.

Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. №3. С. 44 — 50.

Основы теории и практики логопедии / под ред. Левиной Р.Е.[электронный ресурс] М.: Просвещение, 1967. 173 с. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286-1.shtml (дата обращения: 16.11.2014)

Соловьева Л. Г. Особенности игры старших дошкольников с речевыми нарушениями // Логопедия сегодня. 2010. № 2. С. 78-82.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector