Формирование связной речи старших дошкольников

Вы будете перенаправлены на Автор24

Связная речь как основа речевого развития детей

Связная речь – это один из структурных компонентов общения, который включает сочетающиеся друг с другом законченные фразы, объединенные общей темой.

К основным характеристикам связной речи относят развернутое, логически выдержанное, грамотное и последовательное изложение собственных мыслей.

Задача обучения связной речи – одна из основных в обучении. Эта задача включает несколько специальных, частных задач:

  • воспитывать звуковую речь;
  • закрепить, обогатить и активизировать словарь;
  • развить и совершенствовать грамматический строй речи.

Понятие грамматического строя речи состоит из знания грамматики и словообразования.

Грамматика – это один из разделов науки о языке, который содержит учение, касающееся форм словоизменения, строения слов, видов словосочетаний и типов предложений.

Он состоит из двух частей – морфологии и синтаксиса. Синтаксис занимается изучением словосочетаний и предложений, а морфология – грамматическим учением о словах. Оно включает учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и характерных для них способах словообразования. Своевременное освоение грамматического строя языка необходимо для полноценного развития речи детей.

Если дети делают ошибки в процессе словообразования, воспитателю необходимо фиксировать свое внимание на них, чтобы позже иметь возможность их исправить. Речь представляет форму общения, сложившуюся в ходе исторической эволюции людей, опосредованной языком. Она выполняет три основные функции:

  • речь – это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения людей. Это и предполагает ее межиндивидуальную функцию;
  • речь – орудие осуществления многих психических функций, которые поднимаются до уровня ясного осознания и открывают возможности произвольного регулирования и контроля психических процессов, что и предполагает осуществление внутрииндивидуальной речевой функции;
  • речь – это канал связи для получения информации одним человеком из общечеловеческого социально-исторического опыта. Это и предполагает общечеловеческую функцию речи.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, развитию связной речи отведена ведущая роль в процессе всего развития ребенка, и она занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении. Обучение связной речи может быть рассмотрено в качестве цели и средства практического овладения языком. Освоение разных сторон речи – необходимое условие развития связной речи, помогающее самостоятельно использовать детям отдельные слова и синтаксические конструкции.

Особенности развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи идет постепенно, совместно с развитием мышления и связана с усложняющейся детской деятельностью и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительный период на первом году жизни ребенка, идет формирование непосредственно-эмоционального общения со взрослыми и формируются основания будущей связной речи. В эмоциональном общении ребенка со взрослыми, он выражает спектр чувств, но не мыслей. На основании примитивного понимания начинается развитие активной речи детей. Они начинают подражать звукам и звукосочетаниям, которые произносятся взрослым, ребенок сам привлекает к себе внимание взрослого. Все это влияет на речевое общение детей:

  • идет зарождение намеренности голосовых реакций;
  • формируется направленность реакций;
  • формируется речевой слух и произвольное произнесение.

К началу второго года жизни, у детей начинают появляться первые осмысленные слова, которыми дети преимущественно выражают потребности и желания. Ребенок начинает пользоваться словами, чтобы сознательно общаться со взрослыми. Слово приобретает для ребенка смысл целого предложения. Со временем начинают появляться предложения из двух-трех слов. Дети точнее и яснее выражают свои мысли и желания.

На третьем году жизни начинает развиваться понимание обращенной речи и самостоятельная активная речь ребенка, резко увеличивается словарный запас, идет усложнение структуры предложений. Дети используют диалогическую речь, так как она наиболее простая, естественная и первоначальная, изначально тесно связанная с практической деятельностью ребенка и используется, чтобы наладить сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Она предполагает прямое обращение к собеседнику.

У дошкольников речь отделяется от непосредственного практического опыта. Главная особенность этого возрастного периода – возникновение планирующей функции речи, она становится монологической, контекстной.

Переход к контекстной речи от ситуативной происходит в 4-5 лет. Начало контекстной речи взаимосвязано с освоением словарного состава и грамматического строя своего языка, а также с развитием умения произвольного использования языковых средств. Ситуативность речи нельзя считать абсолютной характеристикой возраста ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети могут принимать в беседе активное участие, полнее и точнее отвечать на вопросы, дополнить и поправить ответы других, отпускать уместные реплики и задавать вопросы.

Идет и совершенствования монологической речи, детьми осваиваются разные типы связных высказываний, опирающихся на наглядный материал и не имеющих опоры. Идет усложнение синтаксической структуры рассказов детей, возрастает число сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Иными словами, знание специфических черт связной речи и особенностей ее развития у детей дает возможность определять задачи и содержание обучения, помогает в поиске наиболее эффективных средств ее развития.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание проблеме развития связной речи у дошкольников, что является одним из основных условий развития ребенка как фактора успешного дальнейшего обучения в школе. Любое отклонение в развитии речи дошкольника заметно в его поведении и любой деятельности, в различных ее формах.

Развивать перед обучением в школе необходимо все стороны речи. Но многие речевые отклонения и нарушения выявляются лишь в процессе школьного образования.

Связная речь у дошкольников

Именно в старшем дошкольном возрасте следует выявить серьезные отклонения в речи, и незамедлительно приступить к научению детей верно и связно произносить слова, фразы.

Важно подчеркнуть, что старший дошкольный возраст – это как раз то время, когда целесообразно закладывать фундамент речевого становления ребенка, как будущего первоклассника.

Эталоном правильной речи является взрослый, который рядом: воспитатель или родители. На воспитателя дошкольник смотрит как на образец во всем. Поэтому если воспитатель будет доброжелателен, внимателен к ребенку, то это послужить неким толчком к доверию со стороны ребенка. Это также благоприятно предшествует формированию всей личности дошкольника. А.А. Люблинская подчеркнула, что речевая деятельность дошкольников, пока он посещает детский сад и впоследствии школу, очень быстро развивается.

Когда ребенок приходит в первый раз в первый класс, он приучается слушать объяснения воспитателя, следить во время объяснения за мыслью педагога.

Значит, воспитатель и сам должен правильно говорить, у него должна быть четкая, правильная, выразительная связная речь.
Со временем речь старшего дошкольника начинает изменяться. Поэтому регулярно следует уделять внимание формированию у детей как устной, так и письменной речи.

Связная речь — не для всех?

Важная задача в старшем дошкольном возрасте – подготовить дошкольника к обучению в школе, потому необходимо развивать у ребенка умения и навыки связной речи, чтобы дошкольник мог правильно и последовательно передавать то, что он увидел. Он должен правильно произносить все слова и фразы.

Связность детской речи должна являться предметом особой заботы со стороны педагогов, а также и родителей.

Так как ребенок склонен подражать взрослым, в том числе и в том, как говорит взрослый, то подражание должно носить обучающий и воспитательный характер.

Взрослый должен обращаться, давать указания и разъяснения, делать замечание, задавать ребенку вопросы, поправлять его высказывания – и все это он должен делать с уважением к маленькому воспитаннику.

[note]
Педагог сам должен обладать грамотной речью, так как дети очень внимательно слушают, не только что, но и как говорит взрослый. Со временем речь ребенка изменяется, развиваются ее формы.[/note]

К сожалению, не все дети в процессе овладения речью бывают успешны. Иногда в процессе становления устной речи у детей возникают определенные трудности, возникают различные отклонения, которые мешают нормальному ходу ее развития. К этому необходимо относиться очень внимательно и вовремя их устранять. В противном случае такие отклонения в речи будут способствовать умственному развития ребенка.

В процессе развития связной речи у старших дошкольников можно прибегать к различным видам речевой деятельности. Это пересказ, описание картин, того, что окружает, явлений природы. Это могут быть и создание творческих рассказов, беседы по картинкам, что является наиболее привлекательным для старших дошкольников.

Для того чтобы дети научились связно выражать свои мысли, нужно учить их правильному построению предложений. Составлять рассказы по сюжетным картинкам очень важно в развитии детской речи, которая станет богатой и правильной.

Чтобы ребенок захотел использовать правильные выражения в своей речи, нужно заинтересовать его, побудить поделиться своими мыслями, и на этом желании уже строить процесс обучения связной речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector