Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Автор: Толмачинская Раиса Владимировна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МАДОУ №29 «Теремок»
Населённый пункт: Мирнинский район республика Саха (Якутия) п. Светлый
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного

Старший дошкольный возраст – это период, когда эмоции господствуют

над всеми сторонами жизни ребенка. Через проживание разного рода эмоций

старшие дошкольники воспринимают действительность и реагируют на нее.

Как считает В.С. Волоков, изменения, происходящие в эмоциональной

сфере детей старшего дошкольного возраста, связаны с расширением видов

их деятельности, а также с усложнением его отношений с окружающими.

становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он

переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается,

реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе

формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов,

улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.

Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.Д. Кошелева указывают, что в развитии

детей старшего дошкольного возраста эмоциональная сфера играет очень

важную роль. Прежде всего, это связано с тем, что взаимодействие ребенка с

окружающим миром и другими людьми не будет эффективным, если ребенок

не умеет понимать эмоциональное состояние другого человека, и не умеет

управлять своим собственным эмоциональным состоянием. Формирование

составляющих процесса становления ребенка как личности.

Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте

– увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка.

Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями

своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления

сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего

шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он

тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов,

поз, движений, интонаций голоса.

П.М. Якобсон указывает, что основной особенностью эмоционального

развития детей старшего дошкольного возраста является его обусловленность

мотивов, появлением новых интересов и потребностей у детей. В частности,

автор говорит о том, что характерным для старших дошкольников является

дошкольник уже может сдерживать собственные слезы, когда переживает

обиду или страх. Но, несмотря на то, что эмоции становятся более глубокими

по своему содержанию, те из них, что связаны с переживанием органических

потребностей, остаются наименее контролируемыми.

Автор: Нелюбина Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с «Детство» № 204
Населённый пункт: Свердловская область г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: «Средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование

Средства развития эмоциональной сферы детей старшего

дошкольного возраста

Средства эмоционального развития — комплекс занятий, в которых

вырезание из картона (бумаги), создание различных поделок). Так ребёнок

развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые

Содержанием работы по развитию эмоциональной сферы являются не

учреждениях, а также планируют:

1. Комфортную организацию режимных моментов.

о зд о р о в и т е л ь н о —

подвижные игры, досуги.

3. Игротерапию: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции

и эмоциональный контакт; коммуникативные игры.

5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

6. Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на: организацию совместной деятельности;

составление рассказов; организацию театрализованных игр.

10. Использование наглядных пособий.

эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих

играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой

В ходе сюжетно — ролевых игр дошкольник берет на себя определенные

роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения, у

детей развивается эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам.

Игра — основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена

эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического,

когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр

2. Трудовое воспитание — элементарные трудовые поручения.

формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой

физические силы и здоровье.

3. Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев

и отношение их друг к другу.

Театрализованная деятельность в детском саду, хорошая возможность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика эмоционально-волевой сферы

Эмоционально-волевая сфера – это свойство, которое характеризует содержание, динамику и качество чувств и эмоций человека.

Эмоция – это психическое отражение явлений или ситуаций, в форме переживания, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

К содержательным аспектам эмоций относится отражение ситуаций и явлений, которые имеют особую значимость для данного субъекта. Важным является то, что эти явления и ситуации неразрывно связаны с личностью, имеют определенное отношение к ее нравственному потенциалу, мировоззрению, направленности мотивационной сферы и сознательному волевому управлению.

По своей сути, эмоции представляют временное и непосредственное переживание определенного чувства. По своей природе, эмоции делятся на астенические и стенические:

  • Стенические эмоции – это эмоции, которые оказывают стимулирующее воздействие, повышают напряжение и энергию сил человека, побуждают его к определенным высказываниям и поступкам
  • Астенические эмоции – это эмоции, при которых ребенок испытывает своеобразную пассивность и скованность.

Воля – это сознательная саморегуляция поведения, которая проявляется в виде преднамеренной мобилизации активности поведения, направленной на достижение определенных целей, осознаваемых человеком как возможность и необходимость.

К содержательным аспектам волевой сферы относятся способности человека, которые проявляются в регуляции и самодетерминации им собственной деятельности и разнообразных процессов психики.

Основными функциями психики являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Определение и выбор целей и мотивов.
  2. Регуляция побуждения к совершению определенных действий, в случае избыточности или недостаточности их мотивации.
  3. Организация психических процессов в систему адекватно выполняемой деятельности.
  4. Мобилизация психических и физических возможностей в ситуации, когда необходимо «преодолеть себя», чтобы достичь поставленных целей.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка в разные периоды дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом фактического и первоначального склада личности. Это обусловлено тем, что именно в этот возрастной период осуществляется становление личностных образований и механизмов, которые в последующем определяют личностное развитие ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста является развитие эмоционально-волевой сферы, оказывающей значительное влияние на общее развитие личности. Кроме того, значимость развития эмоционально-волевой сферы заключается в том, что она является основой для последующего обучения в школе.

Развитие эмоционально-волевой сферы в период дошкольного детства имеет ряд особенностей, связанных с возрастными особенностями детей.

Принято выделять три этапа развития эмоционально-волевой сферы:

  1. Возраст 3-4 лет – происходит постепенное укрепление эмоционально-волевой сферы.
  2. Возраст 4-5 лет – формирование и последующее развитие нравственной саморегуляции ребенка.
  3. Возраст 6-7 лет – происходит формирование деловых личностных качеств ребенка.

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, происходящим под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов. К внутренним факторам относятся – особенности психического и физического развития, а также наследственность. К внешним факторам относят – окружающая ребенка социальная среда.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы во многом зависят от возраста ребенка. Ее развитие начинается с самого раннего детства и длится до подросткового периода. Каждый этап характеризуется определенным уровнем нервно-психического реагирования ребенка на воздействие социальной среды. В связи с чем, на каждом этапе дошкольного возраста проявляются поведенческие, эмоциональные и характерологические особенности. Данные особенности являются нормой для каждого возрастного периода.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы, в зависимости от возрастного периода дошкольного детства:

  1. Возраст от рождения и до 3-х лет (раннее детство) – характеризуется доминированием соматовегетативным типом реагирования. В случае возникновения у ребенка недомогания или дискомфорта, он реагирует посредством повышения общей эмоциональной возбудимости. Такое состояние может сопровождаться различными расстройствами (сна, аппетита и т.д.).
  2. Возраст от 3-х до 7-ми лет – доминирует психомоторный тип реагирования. Для ребенка этого возрастного периода характерна повышенная эмоциональная возбудимость, проявления оппозиционности или негативизма. Кроме того, в этом возрасте отмечается наличие разнообразных страхов. Поведенческие и эмоциональные реакции в основном представляют собой следствие различных факторов, в первую очередь психологических.

Основная особенность развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста связана с тем, что в этот период осуществляется интенсивное физическое развитие, проходят возрастные кризисы (3-4 года, 7 лет).

Первый возрастной период (3-4 года) характеризуется тем, что у ребенка преобладают реакции упрямства, протеста и оппозиции. Такое эмоциональное поведения является одним из вариантов негативизма, протекающего на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, плаксивости и обидчивости.

Возраст 7-ми лет характеризуется достаточно глубоким осознанием собственных эмоций и переживаний. Такое осознание положительно влияет на формирование у ребенка необходимого социального опыта, а также формированию основных личностных качеств.

Таким образом, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-волевой сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики.

Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях — в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Методика «Волшебная страна чувств»

(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо»

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального раз вития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector