Физиологическое развитие детей дошкольного возраста

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Светлана Васильевна, Романова Светлана Павловна

В статье показана необходимость активизировать процесс физического воспитания дошкольников за счет насыщения его новыми содержанием, методами и средствами. Рассматривается влияние средств аэробики на физическое развитие детей дошкольного возраста , описываются программа физического развития детей данного возраста средствами аэробики и основные условия ее реализации. Представлены доказательства ее результативности и целесообразности применения в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Светлана Васильевна, Романова Светлана Павловна

PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF AEROBICS: CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION

The article shows the need to intensify the process of physical education of preschoolers by filling it with new contents, methods and means. Besides, the article considers the influence of aerobic exercises on the physical development of preschoolers , describes the program of physical education of children of this age by means of aerobics and the basic conditions for its implementation. The article presents the evidence of its effectiveness and the expediency of its use in the pedagogical practice of a preschool institution.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие детей дошкольного возраста средствами аэробики: программа и условия реализации»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ: ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF AEROBICS: CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION

СВ. Никитина, С.П. Романова

S.V. Nikitina, S.P. Romanova

Дети дошкольного возраста, физическое развитие, условия, программа физического развития, аэробика. В статье показана необходимость активизировать процесс физического воспитания дошкольников за счет насыщения его новыми содержанием, методами и средствами, Рассматривается влияние средств аэробики на физическое развитие детей дошкольного возраста, описываются программа физического развития детей данного возраста средствами аэробики и основные условия ее реализации. Представлены доказательства ее результативности и целесообразности применения в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Preschoolers, physical education, conditions, physical education program, aerobics. The article shows the need to intensify the process of physical education of preschoolers by filling it with new contents, methods and means. Besides, the article considers the influence of aerobic exercises on the physical development of preschoolers, describes the program of physical education of children of this age by means of aerobics and the basic conditions for its implementation. The article presents the evidence of its effectiveness and the expediency of its use in the pedagogical practice of a preschool institution.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Реальная практика показывает, что традиционное физическое воспитание не обеспечивает должного физического развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. По данным Росстата здравоохранения, количество здоровых детей, поступающих в первый класс, составляет около 10 %, более 20 % имеют дефицит массы тела, 50 % — хронические заболевания, где на первом месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата. За последние 20 лет количество детей, биологический возраст которых отстает от календарного, увеличилось с 7 до 27 %. Приведенные данные говорят о необходимости активизировать процесс физического воспитания дошкольников за счет насыщения его новыми содержанием, методами и средствами

Уход от традиционного физического воспитания к разнообразию и множественности способов решения задач оздоровления и физического развития детей связывается с реализацией принципа вариативности. Вариативность образования дает возможность педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) самостоятельно конструировать учебный процесс, используя любые модели и программы, включая авторские. Исходя из этого, нами разработана программа физического развития детей дошкольного возраста, включающая широкий арсенал движений аэробики как доступной для данной категории детей разновидности гимнастики.

Выбор аэробики в качестве средства физического развития детей дошкольного возраста обусловливается, прежде всего, особенностями развития детей данного возраста. Это бурный рост организма, повышение его морфологических и функциональных возможностей, восприимчи-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группы стали реже отсутствовать в ДОУ по болезни, чем контрольной. Во-вторых, в экспериментальной группе доля детей с гармоничным фи-

В-третьих, прирост в показателях скоростно-силовых качеств, гибкости, в интегральном показателе, характеризующем развитие силы, ловкости и быстроты, в экспериментальной группе составил 100, 33 и 38 % соответственно. В контрольной группе менее — 11, 22 и 18 % соответственно. Прирост в показателях скоростных качеств и координации движения в экспериментальной и контрольной группах незначительный.

Таким образом, реализация программы физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики в целом способствовала улучшению состояния здоровья, гармоничности физического развития и повышению физической подготовленности детей данного возраста, что доказывает ее результативность и целесообразность применения в педагогической практике ДОУ.

1. Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии: учеб. пособие. М.: Академия, 1991. 305 с.

зическим развитием увеличилась на 17 % и составила 100 %. В контрольной группе осталась без изменения и составила 83 %.

2. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитие организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: программно-метод. пособие для педагогов ДОУ. М.: Академия, 2003. 198 с.

3. Крючек Е.С. Аэробика: учеб.-метод. пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 162 с.

4. Лугинин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. 1994. № 7. С. 8-11.

5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988. 143 с.

6. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: метод, пособие. М.: Просвещение, 1991. 120 с.

Средние показатели физического развития дошкольников в сравнении на начало и конец экспериментальной работы

Контрольный срез Группа Критерии

«Здоровье» «Гармоничность физического развития» «Физическая подготовленность»

Группа здоровья Прирост физических качеств

1 2 3 Быстрота Скоростно-силовые качества Сила, ловкость, выносливость Координация движения Гибкость

Первый К 11% 50% 38% 83%

Итоговый К 15% 50% 34% 83% 6,6 % 11% 22% 5,5 % 18%

Э 22% 61% 11% 100 % 6,6 % 100 % 33% 7,7 % 38%

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Физиологическое развитие детей дошкольного возраста

Возрастные физиологические и психологические

особенности развития детей дошкольного возраста.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Ребенок становится более ловким и физически крепким.

Физическое развитие ребёнка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение.

Среди объектов социального мира, которые познаёт ребёнок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошкольном возрасте у ребёнка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает.

Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 – 5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребёнок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и даёт возможность выражать свои чувства и отношения.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребёнку хорошую службу в более старшем возрасте.

С течением времени ребёнок становится всё более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно – личностной. Ребёнок начинает ориентироваться, на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребёнка «многоцветен». Но дошкольник остаётся открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока ещё не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребёнку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребёнка как существа социального. К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, всё сказанное в данном разделе должно настроить будущих педагогов на то, что объект педагогики — ребёнок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучении, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить – не навреди!

Одним из важных показателей состояния здоровья детей является физическое развитие. Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. В последние десятилетия среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений отмечается тенденция к увеличению числа часто болеющих детей, отставанию в физическом развитии, распространенности хронической патологии и др. Поэтому особую актуальность приобретает решение проблемы гигиенической оценки особенностей развития детей в условиях их воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Нами проведено изучение физического развития у детей 3-7-ми лет, посещающих детские образовательные учреждения (ДОУ) г. Краснодара. Работа проводилась по унифицированной методике исследования физического развития детей и подростков Ставицкой А.Б. и Арон Д.И. (1959).

В результате проведенного исследования установлено, что пребывание в ДОУ сопровождается снижением числа детей с гармоничным физическим развитием и увеличением числа дисгармонично развитых детей дошкольного возраста, имеющих избыток или дефицит массы тела. Основная масса детей (70,3±2,4%) имеет гармоничное развитие. Наибольшее число гармонично развитых детей отмечается в группе 3-4-летних мальчиков (80,6±2,1%) и с возрастом уменьшается. Среди девочек, наоборот, с возрастом количество гармонично развитых среди них увеличивается. Во всех группах детей с дефицитом массы тела больше, чем с избытком. Исключение составляет группа низкорослых и высокорослых детей. Наибольшее количество детей с недостаточной массой тела сосредоточено в группах детей, имеющих длину тела ниже средней (35,1±1,9%). С приближением к крайним группам количество детей, имеющих массу тела ниже или выше нормы, увеличивается. При этом наблюдается и ухудшение состояния здоровья детей 3-7 лет: число детей I группы здоровья с возрастом снижается, а количество относящихся ко II-III группам здоровья увеличивается. Отмечено, что состояние здоровья детей за время пребывания в ДОУ, судя по их распределению по группам здоровья, ухудшается.

Результаты исследования позволили разработать стандарты физического развития детей дошкольного возраста г. Краснодара, а также методические рекомендации по проведению в ДОУ оздоровительных мероприятий.

Физиологическое развитие детей дошкольного возраста

Всех родителей волнуют вопросы: «Растет ли их ребенок нормально? Правильно ли у него лезут зубы? Хороший ли у него вес или рост?» и т. д.

Конечно, если ребенок высокий и выше всех сверстников, родители этим гордятся, редко задумываясь, а хорошо ли это? Но зато родители начинают беспокоиться, если их ребенок невысокий, особенно если речь идет о мальчике.

Вес ребенка почему-то волнует родителей меньше его роста. Мама и папа полного малыша считают, что у них абсолютно здоровый, хорошо упитанный ребенок и только в школьном возрасте начинают задумываться о его лишнем весе.

До начала полового созревания мальчики и девочки имеют в среднем одинаковый рост и телосложение. В развитии ребенка существует два возрастных «скачка»: первый — в течение первого года жизни, второй — в период полового созревания.

Навыки развития детей дошкольного возраста

«Верхи развития». Существуют так называемые «верхи развития» определенных навыков. Нужно помнить, что развитие ребенка носит индивидуальный характер. Поэтому ниже приведен средний возраст, к которому у детей обычно развиваются определенные навыки.

■ 2 года — малыш перестает мочиться в штанишки днем;

■ 3 года — говорит простыми предложениями, остается сухим несколько ночей;

■ 4 года — одевается и раздевается с небольшой помощью родителей;

■ 5 лет — рисует человечка с туловищем, руками и ногами.

Основные особенности, характеризующие физическое развитие дошкольников. У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. У детей в этом возрасте не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка. В возрасте от 4 до 6 лет дети быстро утомляются, но и утомляемость тоже проходит быстро.

Таблицы изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет.

В таблицах 1-6 представлены средние данные по группам. Конечно, деление показателей на «маленький», «средний» и «большой» условно.

Средний рост или вес ребенка находится в пределах величин, указанных в столбце «средний». Такой рост или вес соответствует среднему росту или весу детей этого возраста.

Рост или вес, величина которого находится в пределах указанных в столбцах «маленький» и «большой», величины тоже нормальные, но могут говорить о возможности отставания или опережении ребенком в росте или весе.

Таблица 1

Рост мальчиков от 3 до 7 лет (см)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector