Физическое воспитание детей с зпр

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст — период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Известно, что у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в психомоторном развитии, имеющие различные проявления и причины. Многими исследователями установлено, что отклонения в психическом развитии чаще всего сочетаются с различными нарушениями физического развития. Недостатки в формировании моторики наблюдаются у всех категорий проблемных детей, что служит одним из показателей в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии (В. И. Лубовский, 1978).

Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР). Специальная психология и педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о данной категории детей: о конкретных проявлениях и причинах снижения темпа психического развития, различных вариантах задержки психического развития, о специфических особенностях мышления данной категории детей, об отдельных психических процессах и функциях (Т.А. Власова, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.). Круг исследований, посвященных изучению детей с ЗПР, постоянно расширяется, однако большинство из них рассматривает познавательную деятельность. При этом в большей степени изучены особенности младших школьников с ЗПР, нежели детей дошкольного возраста.

Недостатки развития моторной сферы детей с ЗПР также отмечаются многими учеными. В работах таких авторов, как К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова указывается, что у данного контингента детей проявляются особенности формирования двигательной сферы: у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Однако, и в настоящее время специальных исследований, посвященных изучению и формированию двигательных навыков детей с ЗПР именно дошкольного возраста, явно недостаточно.

Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе и детей с ЗПР, является сохранение и укрепление их здоровья. Одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития и нарушений в состоянии здоровья дошкольников с ЗПР, является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания. При этом сегодня в существующих программах коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, а также в специальной литературе встречаются лишь некоторые рекомендации к организации этого процесса. Поэтому изучение особенностей двигательного развития данной категории детей и разработка практических рекомендаций по обучению двигательным навыкам дошкольников с ЗПР в условиях специального детского сада является проблемой своевременной и актуальной.

В связи с вышесказанным, объектом исследования являются двигательные нарушения дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: формирование двигательных навыков дошкольников с задержкой психического развития.

Проблемой исследования является определение конкретного содержания, средств и методов физического воспитания, а также разработка дифференцированного подхода к обучению двигательным навыкам дошкольников с задержкой психического развития с учетом выявленных нарушений.

Целью исследования является выявление особенностей и уровня сформированности двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития и разработка коррекционной работы по их формированию.

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) Изучить специальную психолого-педагогическую, физиологическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2) Разработать методику констатирующего эксперимента и отобрать конкретные методы исследования состояния здоровья, физического развития и двигательных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР.

3) Выявить особенности формирования двигательных навыков дошкольников с ЗПР по сравнению с их сверстниками с нормальным психическим развитием.

4) Разработать и апробировать основные направления и содержание коррекционной работы, направленной на преодоление двигательных нарушений дошкольников с ЗПР.

5) Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.

Гипотеза исследования:

– У дошкольников с ЗПР отмечается недостаточная сформированность двигательных качеств по сравнению с возрастной нормой.

– В детском саду необходима целенаправленная специально организованная коррекционно-педагогическая работа по формированию двигательной сферы детей с ЗПР и преодолению недостатков ее развития.

– Коррекционная работа будет более эффективной, если использовать дифференцированный подход к обучению двигательным навыкам с учетом особенностей моторики дошкольников с ЗПР.

Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы существенно возрос.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования физических упражнений для детей с задержкой психического развития.»

Особенности использования физических упражнений для детей с задержкой психического развития.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы существенно возрос.

Среди обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития, – это школьники с задержкой психического развития, которые обучаются по коррекционной программе.

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Иначе говоря, это состояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма вследствие временно и мягко действующих факторов (например, плохого ухода и др.).

Задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами:

социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации);

физиологическими (тяжёлые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.)

Выделяют две основные формы задержки психического развития:

задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

задержку развития, возникшую на ранних этапах жизни ребёнка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходима не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Специалисты, исследующие психологические закономерности развития данной категории детей, указывают, что при психолого-педагогическом изучении выявляется ряд черт, отличающих их от умственно-отсталых детей. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала.

Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.

Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на психические процессы. Они развивают чувство равновесия, зрительные ощущения (глазомер). Познаются скорость, направление движений. Физические упражнения развивают восприятие окружающей действительности, пространства, времени.

В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Физические упражнения способствуют развитию воображения, мышления и других форм высшей психической деятельности человека. Процесс творческого воображения, например, имеет место в сложной комбинационной игре.

Организованные коллективные занятия физическими упражнениями – важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли и служат одним из основных средств ее совершенствования.

Сознательное и активное отношение к занятиям, соблюдение порядка выполнения упражнений и правил поведения в коллективе, участие в командных играх и соревнованиях способствуют воспитанию дисциплины, взаимопомощи, взаимоподдержки, чувства коллективизма, чувства чести и долга, развитию инициативности. При систематических занятиях физическими упражнениями воспитываются организованность, аккуратность, подтянутость, рациональная осанка, красивая походка, соблюдение правил личной и общественной гигиены, установленных норм поведения.

У большинства детей данной категории отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения.

Использование педагогом упражнений прикладного характера способствует ликвидации отставания и нарушений психомоторного развития, развитию внимания, воображения, волевых качеств, а также повышению эмоционального тонуса. Важно помнить, что такие упражнения играют огромную роль в развитии пространственной ориентации, глазомера, умения работать в коллективе.

В недостатках управления движениями данных детей, в первую очередь, проявляются нарушения их нервно-психической деятельности.

Легкость и экономность выполнения движений зависит, в основном, от правильной дозировки мышечного усилия.

Ценность упражнений в способности управления движениями заключается в том, что они побуждают учеников к активной умственной деятельности: они должны четко воспринимать как сами движения, так и результаты движений, устанавливать причинно-следственные связи между характером движения и его результатом, на основе всего вносить соответствующие коррективы для совершенствования последующих движений. Это содействует не только развитию функции двигательного аппарата, но и совершенствует нервно-психические процессы, при помощи которых осуществляется целесообразная организация двигательных действий у детей с нарушениями интеллекта.

Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков.

Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри класса, но и по отношению к одному и тому же обучающемуся, у которого в процессе занятий появились новые возможности.

Формы занятий.

основные задачи

контингент занимающихся и организация занятий

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Введение: статья посвящена изучению двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Рассматриваются вопросы комплексной диагностики физического развития, моторики и психомоторики детей с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Нарушения двигательного развития дошкольников с ЗПР не носят ярко выраженного характера, но в значительной мере являются причиной их отставания в познавательном, речевом, социальном развитии. Особые двигательные нарушения этих детей чаще всего являются следствием раннего внутриутробного минимального органического поражения центральной нервной системы. На ранних этапах развития таких детей наблюдаются нарушения мышечного тонуса, имеют место патологические тонические рефлексы, все этапы двигательного развития в младенческом возрасте равномерно задерживаются. Следствием сочетания этих трех компонентов становятся особые нарушения, которые характеризуются как моторные. У детей с минимальной органической патологией достаточно часто, особенно у детей с ЗПР, крайне медленно формируются лобные отделы мозга, а именно они отвечают за создание программы действий и контроль за ней. При этом ребенок не способен построить схему двигательного акта, не понимает, каким должно быть движение. Причиной трудностей в данном случае являются не нарушения мышечного тонуса, а нарушения в коре головного мозга: ребенок не понимает, как выполнять действие. В этом случае имеет место психомоторное нарушение. Эти две группы двигательных нарушений у детей с ЗПР определяют две системы работы по их преодолению. Есть и третья группа нарушений – смешанная форма, когда у ребенка наблюдаются и моторные, и психомоторные нарушения. Направления работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР будут зависеть от характера нарушений: моторных, психомоторных и смешанных. Таким образом, нарушения двигательного развития детей с ЗПР могут иметь разную природу, необходимо тщательно изучать особенности двигательной сферы этих детей и осуществлять дифференцированный подход к преодолению ее недостатков.

Результаты исследования: в статье представлены результаты изучения моторных и психомоторных функций дошкольников с ЗПР, показателей их здоровья и физического развития. Сравнительное экспериментальное изучение особенностей двигательной сферы дошкольников с ЗПР и их сверстников, посещающих массовые группы детского сада, позволило сделать некоторые выводы о специфических недостатках двигательного развития детей с ЗПР. Большинство детей с ЗПР имеют достаточно серьезные нарушения в состоянии здоровья, отстают в физическом развитии: у них наблюдаются диспропорции в показателях роста и веса, снижение силы мышц кистей рук, недостаточность жизненной емкости легких. Двигательные навыки не соответствуют возрастным нормам: наиболее снижены скоростно-силовые характеристики движений, показатели ловкости и координационных способностей. Показатели психомоторного развития, особенно динамической и пространственной организации движений, ниже, чем у сверстников, посещающих массовые группы детского сада. Эти недостатки являются следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. В результате изучения состояния моторики детей по тестам Н.И. Озерецкого выявлены некоторые важные факты: при выполнении определенных тестов (на одновременность движений, скорость движений, динамическую координацию движений) и дети с ЗПР, и дети из массовых групп показали одинаково низкие результаты. Это свидетельствует об общей тенденции ухудшения двигательного развития современных детей, особенно проживающих в мегаполисе. В рамках нейропсихологического исследования выделено три группы детей с ЗПР по уровню развития движений и действий, что может служить основой для осуществления дифференцированного подхода при проведении коррекционной работы. Применение метода возрастных срезов позволило сделать вывод о том, что существует определенная положительная возрастная динамика в формировании моторики и психомоторики детей с ЗПР, но наблюдается разница в сензитивных сроках формирования двигательных навыков у детей с ЗПР и детей с нормальным развитием. Если у нормально развивающихся детей уже в пять лет практически сформированы основные двигательные навыки, то у детей с ЗПР они формируются только к шести – семи годам и позже.

Обсуждение и заключения: в статье предложена диагностическая программа для изучения особенностей двигательной сферы дошкольников с ЗПР. Комплексная диагностика двигательного развития детей с ЗПР необходима для учета индивидуальных особенностей детей при организации физического воспитания и для осуществления дифференцированного подхода на физкультурных и иных двигательных занятиях. Исходя из особенностей контингента детей с ЗПР предложена следующая система диагностики двигательного развития: индивидуальная оценка физического развития и функционального состояния организма детей дошкольного возраста; оценка физической подготовленности детей; изучение моторики детей с помощью метрических тестов Н.И. Озерецкого; исследование особенностей психомоторного развития детей с помощью нейропсихологических проб для изучения движений и действий, адаптированных для дошкольников с ЗПР. Таким образом, сочетание качественно-количественной оценки психолого-педагогических данных об уровне развития моторики ребенка, динамическое наблюдение и комплексное нейропсихологическое исследование позволяет наиболее точно и полно оценить общее психофизическое развитие ребенка, состояние его моторики и психомоторики, дать прогноз дальнейшего развития и определить наиболее оптимальные пути психолого-педагогической коррекции.

Ключевые слова

Об авторах

Бутко Галина Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации

Показатели здоровья и физического развития детей с ЗПР ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, что вызывает необходимость рассматривать данную категорию детей как группу риска по состоянию здоровья. Поэтому содержание образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада представлено двумя разделами [12]:

  • • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • • физическая культура.

Общие задачи развития при этом включают приобретение опыта в двигательной деятельности и навыка движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения. Овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Специальные задачи, описывающие особенности реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР, охватывают:

  • • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от его психофизиологических и других особенностей (в т. ч. ограниченных возможностей здоровья);
  • • развитие общей и мелкой моторики;
  • • развитие произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка;
  • • формирование двигательных качеств: скоростных, а также связанных с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности, координационных способностей;
  • • оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья их детей.

Это связано с тем, что у дошкольников с ЗПР наблюдаются специфические недостатки моторики и психомоторики, являющиеся следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. В первую очередь страдают двигательные качества и техническая сторона движений, несколько сужен их диапазон. Слабо развиты координационные способности, снижены динамические характеристики движений, недостаточно сформирована их произвольная регуляция и пространственная организация. Степень выраженности и соотношение этих недостатков могут быть различными.

Соответствующая коррекционно-педагогическая работа ведется по трем основным направлениям [1] :

  • 1) лечебно-профилактическое, включающее в себя различные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных потребностей: лечебную физкультуру, массаж, гидромассаж, термотерапию, физиотерапию, фитотерапию, различные виды закаливания и т. д.;
  • 2) воспитательно-образовательное, ориентированное на совершенствование двигательного развития детей: улучшение показателей физического развития, физической подготовленности, техники движений, двигательных качеств как на занятиях физкультурой, так и в других различных формах двигательной активности, а также воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни;
  • 3) коррекционно-развивающее, учитывающее необходимость преодоления недостатков моторики и психомоторики детей с ЗПР на специальных занятиях (коррекционная ритмика) и обеспечения коррекционной направленности физкультурно-оздоровительного и воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Каждое из этих направлений включает не только работу с ребенком, но и с его семьей. В качестве методов индивидуального и группового психолого-педагогического сопровождения для образовательной области «Физическое развитие» выступают методы здоровьесбережения, здоровьеукрепления, адаптивной и лечебной физической культуры.

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, гармонично развитыми – задача каждого дошкольного учреждения.

Вместе с тем, данные медицинской и педагогической статистики констатируют, что в течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний [1,4]. На фоне этого появляются группы детей, имеющих стойкие нарушения в состоянии здоровья и требующих специальных условий для воспитания и обучения. Одну из таких групп составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) [2,3].

Результаты исследования специфических характеристик физического развития детей дошкольного возраста с ЗПР показали, что они отстают от своих полноценно развивающихся сверстников по показателям силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости и координации движений [5]. Нам представляется, что большие возможности по формированию физических качеств дошкольников, имеют подвижные игры. С целью решения задачи формирования необходимых для дошкольников с ЗПР физических качеств, блок подобранных подвижных игр должен в себя включать двигательно-игровые задания, способствующие их развитию и коррекции.

Для решения этих задач нами были разработаны:

— игровые прогулки, заменяющие третье занятие по программе физического воспитания;

-игры по мелкомоторной гимнастике, которые включались не только в физкультурные занятия, но и в физкультминутки дидактических занятий;

— подвижные игры, направленные на закрепление изучаемого материала и проводимые в конце физкультурного занятия.

В программу физического воспитания для детей дошкольного возраста входят такие виды деятельности как: основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание и лазанье); элементы лёгкой атлетики (преодоление дистанций 30, 10, и 300 метров, прыжки в длину с разбега и с места); гимнастика (обучение кувырку, мосту, стойке на лопатках и т.д.); элементы спортивных и подвижных игр; строевые упражнения; упражнения с предметами (с мячами, флажками, скакалками, обручами).

Содержание программного материала распределено следующим образом: на летний период и тёплое время весны и осени приходятся элементы лёгкой атлетики и спортивных игр; в холодное время года — упражнения гимнастики, упражнения с предметами. В каждое занятие входят те или иные виды основных движений и строевых упражнений.

В соответствии с распределением учебного материала нами были подбаны и подвижные игры:

Лёгкая атлетика – игры содержащие ходьбу, бег и прыжки, метание (развитие скоростных и скоростно-силовых качеств).

Элементы спортивных игр — упражнения с мячами, ловлей и бросками (на развитие реакции на движущийся объект, умения взаимодействовать с партнёром).

Упражнения гимнастики – игры на удержание равновесия, ползания и лазанья (развитие координации движений, гибкости).

Упражнения с предметами – игры и задания с ловлей и бросками мяча, с перекатыванием обруча и т.д.

Для развития физических качеств применялись разнообразные подвижные игры с речитативами, с предметами, с сюжетной основой, на ловкость и глазомер, ориентацию в пространстве – подбор игр не сводился к постоянному их дублированию. Тем не менее, были подвижные игры, которые повторялись не менее 2 раз в месяц (таблица 1). Подвижные игры включались в заключительную, реже в основную часть занятия. Непосредственно организованная двигательная деятельность на улице состояла только из подвижных игр.

Подвижные игры для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Физические качества

Подвижные игры

Уголки. Перемена мест. Бег шеренгой. Ловишка, собери ленту. Хитрая лиса. Догони соперника.

Лягушки в болоте, добеги и прыгни. Лягушки и цапли. Волк во рву. С кочки на кочку. Прыжковая эстафета.

Ловишка с мячом. Охотники и утки. Сбей кеглю. Полоса препятствий. Будь ловким. Брось – догони. Подвижная мишень

Перетягивание каната. Кто дольше удержит вес. Кто больше? Полоса препятствий.

Эстафеты. Полоса препятствий. Мы спортсмены.

Повтори и не запутайся. Зеркало. Демонстрация сюжета стихотворения кистями рук.

Экспериментальное апробирование подобранных подвижных игр в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР позволило констатировать прирост физических качеств и укрепление здоровья.

Список литературы:

Максимова, С. Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, С. С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. — № 1 (83). – С. 86-90.

Максимова, С. Ю. Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 2 (46). – С. 15-16.

Максимова, С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. — № 1. С. 63-65.

Овчинникова, Т.С. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида / Т.С. Овчинникова, В.Г. Белов, Ю.А. Парфеов, Д.А. Чернов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. — № 6 (76). – С. 124-130.

Скрябина, И.Д. Обоснование содержания педагогического контроля адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития / И.Д. Скрябина, С.Ю. Максимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. — № 1. С. 17.

Основные задачи физического воспитания детей с задержкой психического развития

Среди основных концептуальных положений программы следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н.А. Берштейн, Дж. Бруннер, М.М. Кольцова и др.).

Основными задачами являются:

  • 1. Забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;
  • 2. Улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • 3. Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;
  • 4. Создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;
  • 5. Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
  • 6. Развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;
  • 7. Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
  • 8. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
  • 9. Обогащение познавательной сферы;
  • 10. Развитие коммуникативной инициативы и активности;
  • 11. Построение двигательного режима;
  • 12. Осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психопедагогических служб.

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Роль физической культуры в коррекционно-воспитательной деятельности в школе для детей с задержкой психического развития

Роль физической культуры в коррекционно-воспитательной деятельности в школе для детей с задержкой психического развития

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Роль физической культуры в коррекционно-воспитательной деятельности в школе для детей с задержкой психического развития.

Физическая культура — одна из сторон культуры общества, охватывающая всё, что связано с физическим совершенствованием людей. Это физическое воспитание и подготовка подрастающего и взрослого населения к разным видам общественно полезного труда. Важнейшей задачей физического воспитания является содействие разностороннему гармоническому физическому развитию людей.

Физическая культура в специальных коррекционных учреждениях для детей с задержкой психического развития оказывает большую помощь учащимся и в занятиях по другим предметам.

Поэтому физическое воспитание является важным разделом всего процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

При планировании работы по физическому воспитанию мы учитываем основные физиологические факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка:

— показания и противопоказания при нарушении;

— игры и упражнения для развития двигательной сферы.

Своевременное и правильное освоение детьми с задержкой психического развития двигательными навыками достигается не только показом техники выполнения задания, но и использованием ориентиров. Это помогает детям, и педагогу облегчит возможность контролировать за выполнением движений каждым ребенком.

На занятиях физической культурой для учеников нашей школы важна оценка учителя. Она не должна носить формальный характер — правильно, не правильно. При выполнении упражнений в основных движениях оценка дается каждому ребенку с указанием, что было хорошо, а что ещё недостаточно хорошо получается. При неправильном выполнении упражнения надо дать соответствующую оценку и предложить ребенку сразу повторить упражнения с учетом замечания.

У нас в школе необходима правильно организованная работа по физическому воспитанию. Большую роль играет процесс физического воспитания для ребенка с задержкой психического развития младшего школьного возраста, потому что именно в этом возрасте организм ребенка наиболее пластичен и индивидуальная работа с ним позволяет устранить имеющиеся недостатки в физическом развитии, повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.

Поскольку целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду, то для формирования у младших школьников двигательного базиса в процессе занятия по физической культуре необходимо использовать специальные комплексы физических упражнений коррекционно-профилактической направленности.

Результативность коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков моторики у детей с задержкой психического развития зависит от работы и подготовки к работе учителя по физической культуре. Поэтому в процессе работы педагог должен руководствоваться как общими принципами организации занятий по физической культуре в определенной возрастной группе, так и психологическими и физиологическими особенностями ребенка с задержкой психического развития.

Роль физического воспитания трудно переоценить, особенно в работе с «трудными подростками». В нашей школе дети с девиантным поведением составляют примерно 15%. Работа в урочное время с этими детьми недостаточно. Важно организовать их досуг. Эту задачу призван решать школьный спортивный клуб.

В Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №561 Калининского района Санкт-Петербурга 15.01.2011г открыт школьный спортивный клуб «Алые паруса». В клубе работают спортивные секции: футбол, волейбол, настольный теннис, подвижные игры, детский фитнес, в которых занимаются 165 детей 1-9 классов.

Основной деятельностью школьного спортивного клуба «Алые паруса» являются проведение пропаганды физической культуры и спорта в ОУ; информирование обучающихся и их родителей о развитии спортивного движения, о массовых и индивидуальных формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, используемых в ОУ; организация различных форм активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся; создание и подготовка команд обучающихся по различным видам спорта для участия в межшкольных, муниципальных, районных и городских соревнованиях; содействие реализации образовательных программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной, спортивно-технической, туристско-краеведческой и военно-патриотической направленности.

На протяжении работы клуба учащиеся нашей школы участвовали в различных соревнованиях. Заняли II место в чемпионате по настольному теннису; VI место в городской спартакиаде по волейболу; IV место в районных соревнованиях по футболу.

Дети с недостатками умственного развития, систематически занимающиеся физкультурой, становятся не только здоровее, крепче и закаленней, но и самостоятельней, решительней, смелее, более настойчивыми при достижении конечной цели, они легче входят в любой детский коллектив и успешнее осваивают трудовые навыки. Например, у детей нашей школы регулярно занимающихся физическими упражнениями значительно выше работоспособность, меньше утомляемость и даже лучше успеваемость.

Руководитель ШСК «Алые паруса»: Котельников Евгений Валерьевич;

Учитель физической культуры: Котельников Евгений Валерьевич;

Социальный педагог: Гребенкина Екатерина Николаевна.

Одним из важных аспектов процесса интеграции детей в учебную деятельность является уровень их психомоторного развития. Современные исследования доказывают, что степень развития психомоторики, в частности двигательных способностей, оказывает серьезное влияние на эффективность учебного процесса детей младшего школьного возраста с ЗПР. Необходимая адаптация детей с ЗПР к социальным условиям невозможна без реализации коррекционно-развивающей деятельности, направленной на нормализацию психомоторики, которая должна учитывать особенности их физического и психического развития. Для детей младшего школьного возраста с ЗПР характерна негрубая дисфункция двигательной сферы, которая проявляется в общей моторной недостаточности. Наблюдается слабость регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения многих движений (особенно страдает тонкая моторика). Отмечаются трудности выполнения движений в заданном ритме, сохранения равновесия, выполнения движений, связанных с быстродействием; нарушение «чувства пространства», увеличенное время сложной двигательной реакции. Вследствие невыраженной латеральности стёрта моторная асимметрия тела, в частности, не сформирована доминантность правой руки. Недостаточно сформирована способность к словесной регуляции действий, способность включать воображение во время подвижных игр, регулировать психическое возбуждение при занятии физическими упражнениями. Данные нарушения психомоторного развития являются составной частью ведущего дефекта.

Нарушение темпа психического развития, снижение уровня двигательной активности способствует появлению вторичных отклонений в состоянии здоровья. В первую очередь это нарушение опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания, снижение силы и подвижности нервных процессов, нарушение аналитико-синтетической деятельности ЦНС, сенсорных отклонений, снижение уровня физических возможностей.

В условиях образовательных учреждений коррекционно-развивающее направление процесса адаптивного физического воспитания у детей с ЗПР младшего школьного возраста должно состоять в следующем:

* коррекция и совершенствование основных движений (ходьба, бег, плавание, лазание, прыжки, ходьба на лыжах, упражнения с предметами и т.п.). Обучение основам техники данных упражнений, формирование жизненно-необходимых умений и навыков, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

* коррекция и совершенствование координационных способностей (к/с);

* развитие физической подготовленности (увеличение уровня гибкости, силы, скорости, общей выносливости);

* коррекция и профилактика соматических нарушений;

* коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие активного воображения, параметров внимания, памяти, пространственной ориентации и т.п. Совершенствование работы кинестетического, зрительного, вестибулярного, тактильного, слухового анализаторов.);

* развитие познавательной деятельности (формирование необходимых знаний о здоровом образе жизни, формирование полезных привычек);

* формирование личности (воспитание потребности к занятиям физическими упражнениями, нравственных и волевых качеств, организация ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности).

Данные задачи по физической реабилитации детей с ЗПР должны решаться с использованием следующих образовательных форм адаптивной физкультуры: урочных, коррекционных, рекреационных, секционных и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.

Детский возраст – это время интенсивного роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Рабочая программа является программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик физического воспитания детей дошкольного возраста в МБДОУ (объем, содержание и планируемые результаты), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста инструктор по физической культуре создает индивидуальную педагогическую модель физического развития и воспитания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие физическое развитие и воспитание детей, развитие их инициативы и творческих способностей в различных видах двигательной деятельности.

Цели и задачи деятельности

Целью рабочей программы является обеспечение развития личности, мотивации и способностей, приобретение опыта детей в различных видах двигательной деятельности.

— развитие физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,

— формирование навыков правильного, не наносящего ущерба организму, выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

— овладение подвижными играми с правилами;

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в двигательном режиме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector