Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть правильного воспитания.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [17].

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы».

Физическое воспитание решает задачи:

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей младшего школьника двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и другие).

Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей — важнейшее задание учителя.

Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

Таким образом, физическое воспитание является важной составляющей воспитания каждого человека. Физическое воспитание обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков, а также направлено на развитие физических качеств человека.

С учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения — младший школьный возраст 6 (7) -10 лет.

Младший школьный возраст – период второго детства, характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. К 7–9 годам у девочек наступает препубертатный период. Это первый критический период постнатального развития женского организма. Неблагоприятные воздействия среды могут оказать негативное влияние на становление женской репродуктивной системы и отрицательно сказаться на функции половой системы в будущем. Изменяются и совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности). В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

На начальном этапе физического воспитания необходимо соблюдать следующие особенности и принципы:

— избегать больших нагрузок на позвоночник, одностороннего напряжения мышц туловища, сильных толчков и сотрясений тела, перенапряжения суставно-связочного и мышечного аппаратов. Особое внимание уделять формированию навыка правильной осанки. Укреплять мышцы спины, брюшного пресса, свода стопы;

— ограничить упражнения с натуживанием, преодолением больших сопротивлений, трудных для выполнения заданий. Избегать завышенных или излишне сложных нагрузок в беге и других циклических движениях;

— придерживаться принципа: чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки;

— согласовывать движения с дыханием. Обучать навыку правильного дыхания, не навязывать ритм дыхания более 30 с;

— чаще переключать с одного вида деятельности на другой. В обучении использовать целостный метод. Делать интервал между предварительной и исполнительной командами. Использовать разнообразные двигательные действия. Команды заменить распоряжениями и указаниями;

— наилучшая устойчивость внимания достигается при игровом методе проведения урока. Объяснения краткие, но достаточные для понимания;

— кратковременные интенсивные нагрузки чередовать с достаточным по времени отдыхом. Чаще менять характер работы отдельных мышечных групп;

Авторы: Яворовская Дина Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса и преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ ПК №10
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Роль физической культуры в воспитании младших школьников"
Раздел: начальное образование

Роль физической культуры в воспитании младших школьников.

Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей,

обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. При поступлении ребенка в

школу, его жизнь очень меняется. Ведущей деятельностью становится

учение. У детей появляется новый круг общения (со сверстниками и

взрослыми людьми), а так же, новые важные общественно-значимые

У младших школьников, по сравнению сдошкольным возрастом,

замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается

окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное

развитие мышечной системы. В возрасте от 6 до 11 лет большинство детей

прибавляет в росте по 5-7 см в год. Вес в этом возрасте увеличивается в

среднем на 2-2,7кг в год. За период от 6 до 11 лет вес тела увеличивается

примерно от 18 до 36 кг. Рост костей особенно заметен, и он находится в

В этот период развития двигательные функции получают весьма

значительное развитие, особенно существенно совершенствуется

координация движений, чему способствуют занятия физической культурой.

Физкультура- одна из составляющих нашего здоровья. На уроках

физической культуры в школе, учитель выстраивает этот фундамент.

На уроках учитель помогает ребенку выправить спину, избавиться от

сутулости в плечах и впалой груди, формировать и отрабатывать физические

задатки, такие как: сила, быстрота, гибкость, ловкость.

Основная задача учителя — научить детей добросовестно, сознательно

относиться к выполнению физических упражнений и хорошо знать свой

организм, пытаться им управлять.

Физкультура- это не только выброс энергии и тренировка тела. Это сила

и энергия, настроение учащихся, необходимое при учебе.

Основой физической культуры является двигательное действие и

Благодаря физическим упражнениям улучшается физическое развитие,

формируются двигательные навыки, создается возможность для

осуществления нравственного, интеллектуального и эстетического

Физическая культура включает в себя множество важных аспектов:

-занятия физическими упражнениями

— знания о своем организме и его реакциях.

— знания о правильном питание

— умения применять эти знания в повседневной жизни.

Фундаментом школьной программы физического воспитания в

начальной школе являются легкоатлетические и гимнастические упражнения,

эстафеты, подвижные игры с предметом и без, посещение бассейна и ходьба

Благодаря вышеперечисленным составляющим ребенок получает

возможность развивать выносливость и быстроту,усилить дыхательную,

сердечно- сосудистую системы, улучшить обмен веществ.

В начальной школе, физическое воспитание оказывает большое

влияние на умственную деятельность детей, ведь для умственной

деятельности организма необходимо правильное соотношение процессов

возведения и торможения в горе головного мозга.

В начальной школе уже со 2 урока снижается работоспособность

головного мозга, а к 4 уроку и вовсе, резко падает.

Именно поэтому так важна двигательная активность. Она снижает

тонус сосудов мозга, происходит улучшение мозгового кровотока и

происходит снабжение нервных клеток кислородом, выводя из них "шлаки".

Одним из средством физического воспитания является подвижные

игры, ведь они охватывают свойственные человеку естественные движения:

бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и т.д.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности

школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их

воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность позволяет учителю выявить у своих учеников

потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Во

внеурочной деятельности появляется возможность для формирования

отношений в классе, между учащимися и классным руководителем с целью

создания доброжелательных отношений и познания друг друга.

Благодаря игре происходит сплочение детского коллектива и

раскрепощение замкнутых детей.Игра для детей- важнейшее средство

выражения себя. Это возможность проверить свои сила и выносливость. В

ходе игры учитель получает возможность лучше узнать своих учеников, их

характер, темпераментальные особенности и организаторские качества.

Благодаря этому учитель находит грамотные пути работы с каждым

"Цель физического воспитания ребенка – развитие и укрепление его

физических сил и возможностей. Основа физического воспитания детей —

естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть,

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Т. Виленская — Физическое воспитание детей младшего школьного возраста краткое содержание

В настоящем пособии приведены результаты собственных исследований и данные литературы, касающиеся задач, принципов организации и содержания практической части физического воспитания детей младшего школьного возраста, отнесенных к специальной медицинской группе. В заключительной части работы представлены комплексы упражнений, используемые в системе двигательной реабилитации при отдельных заболеваниях и патологических состояниях, наиболее часто являющихся причиной зачисления в специальную медицинскую группу.

Пособие предназначено для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений, инструкторов ЛФК, студентов колледжей и вузов физической культуры.

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Принципы анализа и оценки физической подготовленности младших школьников

Эффективность системы школьного физического воспитания, как и физического воспитания в целом, во многом зависит от грамотного решения комплекса чисто методических вопросов, касающихся адекватной оценки уровня физического развития учащихся, их физической подготовленности и общей физической работоспособности (R. Kraft, 1990; Я. С. Вайнбаум, 1991; Т. Г. Сулимова, 1997; В. И. Лях, 1998).

Как известно, до последнего времени оценка уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ и студентов осуществлялась путем сопоставления фактических значений показателей, избранных в качестве критериев определенных физических качеств, с рекомендуемыми в этом плане нормативами, разработанными на основании анализа однородных по полу, возрасту и уровню двигательной активности выборок обследуемых.

Однако несколько лет назад ряд ведущих специалистов в области теории и методики физической культуры и спорта (Л. И. Лубышева, 1993; В. К. Бальсевич, 1996) высказались против подобного принципа оценки эффективности занятий оздоровительными формами физической культуры как противоречащего процессу их гуманизации, поскольку любое невыполнение нормативов, по их мнению, влечет за собой негативные изменения в отношении учащихся к дальнейшим занятиям. В связи с этим при выставлении учащимся оценки по данной дисциплине было рекомендовано ориентироваться только на динамику параметров, характеризующих уровень развития отдельных физических качеств.

Естественно, с точки зрения гуманизации процесса физического воспитания это в определенной мере оправданно. Однако нельзя не признать, что подобный подход очень далек от научных основ тестирования двигательных качеств, особенно если динамика физической подготовленности оценивается на фоне процесса физического развития, который, как известно, продолжается до 21 года, а по некоторым данным, даже до 25 лет.

Оценка физической подготовленности на практике осуществляется с использованием комплекса тестов, которые должны соответствовать основным требованиям спортивной метрологии. Среди них – надежность (постоянство, воспроизводимость результатов в условиях идентичных многократных измерений), избирательность (способность регистрируемого параметра отражать то, что он призван отражать согласно задаче исследования), емкость (способность давать максимум информации) и объективность (независимость результатов от сопутствующих исследованию факторов).

Из перечисленных требований для контрольных упражнений наибольшее значение имеет избирательность. В теории стандартизации тестов она носит название валидности (П. К. Благуш, 1982).

Валидность теста как объективная мера связи контрольного упражнения с физическим качеством, являющимся результатом специальной подготовки или определенных индивидуальных генетически обусловленных возможностей организма, может оцениваться несколькими способами: путем сравнения с тестом-эталоном, сопоставления с объективными показателями, расчета коэффициента валидности. Описан ряд методических приемов, позволяющих определить валидность контрольных испытаний, в основе которых лежат различные варианты корреляционного анализа критериев физической подготовленности (Л. П. Сергиенко, 2000).

В то же время комплекс критериев, традиционно используемых для оценки уровня развития отдельных физических качеств у самых разных слоев населения – от спортсменов высокой квалификации до лиц пожилого возраста, никогда не занимавшихся спортом, – к сожалению, очень редко оценивается с этих позиций. Вероятно, именно в связи с этим, отмечает Б. А. Ашмарин (1978), результаты кистевой динамометрии до сих пор нередко используются в качестве интегрального показателя силовых возможностей, хотя еще в 1923 году Келог и Мартин показали, что данные показатели не отражают ничего, кроме силы кисти. Столь же проблематична, подчеркивает автор, и возможность ориентации на результаты в беге на 100 м как на критерий скоростно-силовых возможностей у лиц молодого возраста, не занимающихся спортом, а также у спортсменов низкой квалификации, поскольку данные результаты лимитируются уровнем общей выносливости.

Учитывая все вышесказанное, мы сочли необходимым провести специальные исследования, направленные на определение информативности показателей физической подготовленности, используемых в системе тестирования детей младшего школьного возраста. Их результаты мы и приводим ниже.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью решения поставленной задачи нами было обследовано 1612 детей в возрасте 7-10 лет.

В качестве параметров, определяющих уровень развития отдельных физических качеств, были избраны следующие:

1) силовые возможности:

а) результаты подтягивания на низкой перекладине высотой 90 см;

б) результаты удержания в висе на перекладине;

в) результаты подъема и опускания туловища из положения лежа, руки за голову, ноги закреплены (максимальное число раз);

г) результаты подъема и опускания туловища из положения лежа, руки за голову, ноги закреплены (максимальное число раз в течение 30 с);

д) результаты подъема ног из положения лежа (максимальное число раз);

е) результаты подъема ног из положения лежа (максимальное число раз в течение 30 с);

ж) результаты удержания туловища под углом 40°;

2) скоростно-силовые возможности:

а) результаты метания малого мяча правой рукой;

б) результаты метания малого мяча левой рукой;

в) результаты броска набивного мяча весом 1 кг;

г) результаты прыжка в длину с места;

д) результаты прыжка в высоту по Абалакову;

3) скоростные возможности:

а) результаты в беге на 30 м;

б) результаты в беге на месте в течение 10 с;

в) результаты в челночном беге 3 × 10 м;

г) результаты прыжков на скакалке в течение 20 с;

4) выносливость:

а) результаты теста «пульс/скорость»;

5) гибкость:

а) результаты теста «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке»;

б) координация:

а) результаты теста «падение палки»;

б) теппинг-тест на максимальное количество касаний в четырех квадратах (кол-во раз) – квадрат;

Анатомо-физиологические особенности. При проведении фи­зических тренировок необходимо учитывать особенности состоя­ния функций опорно-двигательного аппарата. Позвоночник от­личается большой гибкостью и неустойчивостью основных изги­бов — грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью форми­руется к 7-му году жизни, а поясничный — к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слабораз­витые мышцы спины не в состоянии долго поддерживать тело в правильном положении, что может вызвать развитие деформа­ции позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и т. п. По­этому создание хорошего «мышечного корсажа», полноценной

‘ проприоцептивной импульсации, правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в простран­стве — важная задача физического воспитания. Кроме того, ро­дителям и педагогам следует постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке детей.

Рост в длину в этом возрасте замедляется в 8—10 лет. Вслед­ствие относительно слабой мышцы сердца, его малого объема и более широкого просвета сосудов АД повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых. У них также ниже способ­ность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга (работа на скоростную выносливость).

Младший школьный возраст — это благоприятный период для развития практически всех физических качеств. Если этого не произошло, то время для формирования физической и функцио­нальной основы будущего физического потенциала индивида можно считать упущенным [19]. Суточная норма двигательной активно­сти должна составлять 15—20 тыс. локомоций при продолжи­тельности двигательного компонента 4—5 часов в течение суток.

Средства и методы физкультурного воспитания. Физическая культура детей младшего школьного возраста — наиболее ответ­ственный и благоприятный период в формировании двигатель­ных способностей ребенка. В этом возрасте закладываются осно­вы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания.

Активность младшего школьника в виде организованных за­нятий в рамках школьных уроков физкультуры, физкультпауз и т. д. должна дополняться внешкольными формами занятий: ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочны­ми занятиями в неделю.

Младший школьный возраст — благоприятный период для начала занятий спортом. С учетом особенностей организма детей и подростков, на основе научных данных о возрастных особенно­стях развития двигательных качеств, установлены следующие воз­растные нормы для начала занятий различными видами спорта (табл. 8).

Наиболее существенным моментом в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностно­го отношения к физической тренировке, воспитание активной

Состояние здоровья детей и подростков в значительной степени связано с их физической дееспособностью. Оптимальный двигательный режим играет большую роль в укреплении здоровья подрастающего поколения и профилактике неспецифических хронических заболеваний.

Систематическое занятие физической культурой оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма детей и подростков.

Физические нагрузки, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательных систем организма, приводят к более активному протеканию обменных процессов, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию.

Их выполнение на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивая продуктивную умственную работу.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов.

Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью.

Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).

Дефицит движений обозначается термином гипокинезия. Причины, вызывающие дефицит движений, весьма многочисленны.

У современного человека снижены физические затраты на самообслуживание, значительно ограничена ходьба (использование лифта, автотранспорта даже без необходимости), уменьшилась физическая деятельность (телевидение вместо театра; телефон, интернет вместо личных контактов; компьютерные игры, вместо игр на свежем воздухе).

Также влияет учебная перегрузка учащихся, их негативное отношение к физической культуре в силу индивидуальных особенностей и моторной слабости, стремление к бытовому комфорту удобствам при сниженной двигательной инициативе. Немаловажную роль в гипокинезии играют неблагоприятные климатические условия (суровый климат).

Профилактика гипокинезии включает: выполнение гигиенических рекомендаций по режиму дня, сокращение статического компонента в процессе учебных занятий и в свободное время; увеличение динамического компонента в основных формах физического воспитания и трудового обучения; внедрение внеурочных форм физического воспитания (утренняя зарядка, физминутки во время занятий, динамические паузы между занятиями, подвижные игры на переменах; привлечение к спортивно-массовой работе с учетом возрастно-половых особенностей их организма; пропаганду активного образа жизни и физического воспитания детей в семье.

Основные формы физического воспитания школьников составляют: — уроки физкультуры, — физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня, — внеклассная спортивно-массовая работа в школе, — внешкольная спортивно-массовая работа в школе, — самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Основной формой физического воспитания является урок физкультуры. Какие гигиенические требования предъявляются к урокам физкультуры:

1. Соответствие содержание урока и величины нагрузки состоянию здоровья детей, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся.

2. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, создание оптимальной моторной плотности и физиологической нагрузки.

3. Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоничному развитию и формированию правильной осанки.

4. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

5. Проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе.

6. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Уроки физкультуры в школе проводятся 2 раза в неделю, с перерывом в 1-2 дня.

Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке. Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние часы учебного дня – это снижает их положительное влияние на работоспособность учащихся.

В структуре урока выделяют три части (вводная, основная и заключительная). Вводная часть продолжается 5-10 мин., основная 25-30 мин. и заключительная 3-5 мин.

Задача вводной части: создать эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задача основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка разных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.

Задача заключительной части состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. Частоту пульса определяют у ребенка за 10 секундные отрезки времени – до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в течении 3-5 мин. в восстановительном периоде.

Обычно во время вводной части пульс учащается на 15-20 %, во время основной – на 50-60 % (от исходной величины), а во время подвижной игры на 70-90 %.

В заключительной части частота пульса снижается и превышает исходные данные лишь на 5-10 %, а через 2-3 мин. после занятия возвращается к исходному уровню.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из проведения гимнастики до учебных занятий, физминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на удлиненных переменах, спортивный час в группах продленного дня.

Основой гимнастики до уроков является комплекс физических упражнений с участием разных мышечных групп: мышц плечевого пояса (движение руками и головой), спины, живота (наклоны вперед, назад и в стороны), ног (приседания, выпады, подскоки).

Продолжительность не должна превышать 6-7 мин. и не следует включать упражнения, требующие сложной координации и с силовой нагрузкой.

Физминутки на уроках влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снижает статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Физминутки должны обязательно проводится на уроках в начальных и средних классах, исключение составляют контрольные и практические занятия.

Продолжительность 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

В комплекс включают простые упражнения, но обязательно с учетом характера занятий на данном уроке, после письменной работы следует включать движения для рук; после длительного сидения — движения для мышц спины; при работе в положении стоя – упражнения для мышц ног и ходьбу на месте.

Подвижные игры и физкультурные упражнения на удлиненных переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает в себя организацию занятий в спортивных секциях, а также проведения дней здоровья и спорта. Основной критерий – их массовость.

Для этой работы создаются различные секции с удобным для учащихся графиками: 2-3 занятия в неделю, продолжительность каждого из них 1,5-2 часа.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений [3].

Для нормального функционирования организма каждому ребенку требуется определенный минимум двигательной активности.

Влияние двигательной активности на настроение и умственную работоспособность часто бывает большим, чем это кажется на первый взгляд. Дети, ведущие малоподвижный образ жизни, хуже усваивают учебный материал как по общеобразовательным предметам, так и по физической культуре. Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела. Необходимы систематические занятия физической культурой и спортом [2].

Отсюда возникла актуальность данной работы, заключающаяся в определении влияния физкультурных занятий по лыжной подготовке на физическое состояние детей младшего школьного возраста.

В статье приведены данные о применении методики тренировочных занятий по лыжной подготовке для детей младшего школьного возраста.

Применение физкультурно-оздоровительной работы на практике по любой из методик – традиционной или нетрадиционной ‒ способствует общему повышению работоспособности, привитию гигиенических навыков, укреплению здоровья, обеспечению оптимальному для данного возраста развитию физических качеств.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30–45 %. Безусловным достоинством занятий лыжами является отсутствие ограничений в возрасте начала занятий. Заниматься лыжами в оздоровительных целях не рано, когда малышу даже не перевалило за три года, и не поздно, когда новичку исполнилось всего шестьдесят [5].

Факт низкого уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста можно объяснить излишней опекой родителей, ограждением своих чад от посильного физического труда, недостаточной физической активностью малышей вследствие компьютеризации и механизации нашей жизни, а также слабым здоровьем и отсутствием заинтересованности родителей в здоровом образе жизни [7].

Занятия лыжами предпочтительнее еще и потому, что их основу составляют скользящие шаги с мягкими, эластичными затяжными действиями. Это весьма полезно для укрепления костно-суставного аппарата детей, особенно младшего школьного возраста [1].

Есть у лыж и еще одно достоинство – они не предъявляют суровых требований к исходным показателям физического развития, в частности, к телосложению новичков.

Материалы и методы исследования

Анализ антропометрических данных показал, что по состоянию опорно-двигательного аппарата, развитию мускулатуры и другим внешним показателям испытуемые обладали слабым или средним уровнем физического развития (рис. 1)

Рис. 1. Уровень физического развития младших школьников на начало эксперимента

Анализ физических качеств младших школьников с помощью педагогического тестирования показал преобладание низкого уровня физической подготовленности (рис. 2).

Рис. 2. Уровень физической подготовленности младших школьников на начало эксперимента

После проведения педагогического тестирования нами была составлена методика проведения занятий по лыжной подготовке для детей младшего школьного возраста, которая отличалась от планов тренировочной нагрузки в ДЮСШ. Объем тренировочной нагрузки для улучшения физического состояния и физической подготовленности на данном этапе составляет 360 часов (табл. 1).

Урок физической культуры является любимым у большинства учеников младших классов. За 45 минут, что отведены на урок, дети не только отдыхают морально от других предметов, но и развиваются физически. Основной целью урока физкультуры у младших школьников является общее физическое развитие и оздоровление ученика.

Необходимым условием гармоничного и нормального развития всего организма — правильное физическое воспитание. Всем известно, что если ребенок мало двигается и ведет пассивный образ жизни, то он отстает в развитии от своих сверстников.

Задачи физического воспитания учеников младшей школы:

  • Укрепление здоровья и формирование правильного физического развития;
  • Развитие физических качеств;
  • Формирование интереса к занятию спортом;
  • Подготовка учеников сдаче норм ГТО.

В этом возрасте (6-11 лет), ребенок развивается равномерно. Постепенно увеличивается рост, вес. Если сравнивать с предыдущим периодом развития ребенка, то в младший школьный период рост ребенка теряет свой темп, а вес, наоборот, увеличивается быстрее. Рост увеличивается ежегодно на 4–5 см, а вес на 2–2,5 кг. Мышцы детей данного возраста развиты слабо, нередки случаи асимметричности. Поэтому особое внимание при занятиях спортом следует уделять симметричному развитию мышц.

При конструировании урока физической культуры у младших школьников, необходимо следить и учитывать темпы роста физических способностей ребенка. (рис.1)

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Рисунок 1. Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста.

Как уже было сказано выше, правильное развитие детского организма возможно лишь при правильном физическом воспитании. Поэтому перед учителем физкультуры в младших классов, стоит важнейшая задача: ему необходимо организовать и провести урок, учитывая физиологические особенности младшего школьника.

Рекомендованный комплекс общеразвивающих упражнений:

  1. ОРУ на месте;
  2. Общеразвивающие упражнения без предметов;
  3. ОРУ на месте в парах;
  4. ОРУ на месте (в колоннах);
  5. Общеразвивающие упражнения с большим мячом и тд.

Памятка учителю физической культуры младших школьников:

  1. Для младшего школьного возраста приоритетным на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.);
  2. За один урок следует решать не более 2 — 3 задач связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала;
  3. Чем младше класс, тем важнее упражнения на формирование правильной осанки;
  4. Ни один урок не должен обходиться без подвижных игр.

Залог правильного развития организма, его активного функционирования напрямую зависит от разумно подобранных физических упражнений. У детей в возрасте 6-11 лет происходит формирование организма, поэтому немаловажную роль в этом процессе играет учитель физкультуры. Его главная задача донести до ребенка важность физических нагрузок и привить любовь к ним.

  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Автор: Забродин Роман Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №12"
Населённый пункт: г.о. Саранск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Особенности физического развития младших школьников
Раздел: полное образование

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ

В периоде физического развития от 6 до 10 лет можно выделить отдельные

этапы, которые характеризуются разными особенностями и изменениями.

Так, например, с 7 до 9 лет дети особенно активно растут, в этот же период у

них заканчивается формирование тазовых костей, активнее становятся

Есть одна важная особенность у детей младшего школьного возраста.

Несмотря на то, что к 8-9 годам навыки ходьбы отточены практически до

совершенства, связи между темпом и длиной шага, как у взрослого человека,

у детей не наблюдается. Это лишний раз подтверждает, что этот возраст

особенно важен для совершенствования моторных функцией.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА МЛАДШЕГО

В период младшего школьного возраста особенно активно увеличивается

мышечная масса ребенка. Так, если сравнитьпоказатели мышечной массы

школьника младших классов с показателями новорожденных, то увеличение

отмечается более чем на 30 %.

Активно развиваются мелкие мышцы верхних конечностей, движения рук

малыша становятся более точными и совершенными.

Наиболее заметной перестройка мышечных тканей становится в возрасте 7-8

лет. Именно в этот период движения конечностей ребенка становятся

наиболее координированными. Признаком функциональной зрелости мышц

становится повышенная возбудимость. Возбуждающие стимулы от нерва к

мышце передаются в ускоренном темпе, скорость сократительного акта

становится заметно выше.

Между тем в младшем дошкольном возрасте частым явлением является

незрелость процесса взаимодействия полушарий мозга, что вытекает в

несформированность доминирования ведущей руки и находит свое

отражение в двигательной координации, процессе развития психических

До 8 лет физическое развитие ребенка проявляется в совершенствовании

рецепторного аппарата суставов. Малыш начинает ходить практически так же

координированно, как взрослый, так называемые лишние движения,

присущие детям 5-6 лет, исчезают.

Заметно лучше становится и координация точных мелких движений, как

только ребенку исполнится 6-7 лет. Именно в это время школьник начинает

лучше справляться с ручкой, осваивая навыки письма, с игрой на

музыкальных инструментах, мелкими операциями с подручными

Основные системы жизнеобеспечения: особенности развития

Физическое развитие младших школьников затрагивает все основных систем

организма, в частности сердечно-сосудистую и дыхательную. В 7-9 лет у

детей налаживается частота дыхания, наблюдаются некоторые изменения в

системе кровообращения, что становится причиной повышенной

потребности младших школьников в кислороде и учащенного сердечного

В ходе роста и развития детей младшего школьного возраста для их

организмов первостепенным является процесс обмена веществ.

Так, белковый обмен у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет по

интенсивности составляет 100%, тогда как у младших школьников в возрасте

10 лет это 190%, а у шестилетних – все 230%!

Важные изменения происходят и с нервной системой детей младшего

школьного возраста. Мозговая часть черепа продолжает расти, и завершается

этот процесс не ранее 10 лет, после чего происходит совершенствование

нервной системы. Особую интенсивность процесса развития коркового

отдела полушарий головного мозга можно отметить в период с 7 до 9 лет.

У детей в 6-7 лет можно наблюдать снижение возбудимости нервных

центров, что происходит за счет усиления тормозных процессов.

Двигательный участок коры головного мозга становится более активным,

поэтому дети в этот период получают удовольствие от новых возможностей

Таким образом, можно отметить, что у детей младшего школьного возраста

физическое развитие происходит достаточно активно, что позволяет им

реализовывать сложные психомоторные акты.

Влияние социальных факторов на развитие младшего школьника

Нужно принимать во внимание, что на физическое развитие детей младшего

школьного возраста не могут не влиять социальные причины. Так, малыши,

которые только поступают в школу, достаточно часто сталкиваются с

проблемой недобора массы тела. Основная причина — это сложный

адаптационный период детей в первых классах. Кроме того, на здоровье

младших школьников негативным образом сказывается необходимость

начала обучения с 6 лет, когда многие из них не готовы продемонстрировать

Негативными последствиями преждевременного обучения в школе являются:

резкое падения уровня гемоглобина в крови;

нарушение работы сердечно-сосудистой системы;

сбои в работе органов пищеварения;

проблемы с осанкой и развитием стопы;

расстройства нервно-психического характера.

Все дело в том, что многие дели в младшем школьном возрасте вынуждены

находиться в школе очень долго, даже после занятий – в группах продленного

дня – из-за занятости родителей, что негативно сказывается на их развитии,

как физическом, так и психическом. Особенно это касается девочек, которые

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector