Родителям на замету
Особенности физического развития детей 5-6 лет
Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения». Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.
В дошкольном возрасте части тела развиваются неравномерно. В 6 лет у детей обоих полов расширяются плечи и таз, вытягиваются конечности. Однако, например, у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков. Зато мальчики увереннее прибавляют в весе.
В 5-б лет опорно-двигательный аппарат еще до конца не окреп. Носовая перегородка еще также не окрепла, поэтому при проведении игр и во время занятий на физкультуре детям следует быть особенно острожными. Ведь даже незначительные повреждения носа или уха могут обратиться в травму.
Детям 5-7 лет нельзя носить тяжести, так как существует угроза искривления позвоночника.
Нельзя тянуть детей за руки, поскольку существует вероятность вывихнуть локтевой сустав. Дело в том, что локтевой сустав растет быстро, а его «фиксатор» кольцеобразная связка свободна. Поэтому при стягивании кофты с узкими рукавами надо также соблюдать осторожность.
К 5-7 годам у детей еще не завершено формирование стопы. Родителям следует быть внимательнее при выборе детской обуви во избежание плоскостопия. Никогда не надо покупать обувь на вырост, размер должен быть подходящим; подошва не должна быть жесткой. Плоскостопие может развиться у детей с избыточной массой тела.
У детей к 6 годам уже хорошо сформированы крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы, например, кистей рук, еще надо разрабатывать.
В период дошкольного возраста идет интенсивный процесс развития центральной нервной системы. В головном мозге увеличиваются лобные доли, окончательное разделение нервных элементов в так называемых ассоциативных зонах позволяет проводить сложные интеллектуальные операции: обобщение, установление причинно-следственных связей. Так, например, дети дошкольного возраста понимают не только, что стол, стул, шкаф мебель, но и, что мебель, посуда продукты ручного труда.
В дошкольном возрасте у детей активизируются основные процессы нервной системы торможение и возбуждение. При активизации процесса торможения ребенок с большей охотой следуют установленным правилам, контролируют свои поступки.
Дошкольники могут регулировать работу мышц: могут ускорять и замедлять бег.
У 5-летних детей размер сердца в пять раз больше, чем у новорожденных. Активно развивается сердечная деятельность, но это длительный процесс, который не заканчивается и в подростковом возрасте.
Поскольку дыхательные пути еще продолжают развиваться у детей 5-7 лет, и по размерам значительно уже, чем у взрослых, в помещениях, где находятся дети, должен соблюдаться температурный режим. Иначе его нарушения могут привести к заболеваниям органов дыхания еще в детском возрасте. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.
В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности». Родители и педагоги должны регулировать и контролировать физическую деятельность детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Физические возможности детей 6-7 лет заметно расширяются. В этом возрасте у ребенка появляется интерес не только к результату, но и к способу выполнения заданий. Его двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка. Хорошим показателями состояния ЦНС является большой объем двигательной активности в течение дня.
Показатели гармоничного физического развития детей 6-7 лет:
- ребенок уверенно владеет элементами техники бытовых движений, в том числе выполняет координированные движения пальцев и кисти;
- осваивает технику спортивных движений, может выполнять сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде, а также гимнастические упражнения;
- способен к самостоятельным, точным, ловким движениям под музыку;
- выполняет элементарные графические движения, вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т. п.;
- способен овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Однако не все дети к старшему дошкольному возрасту овладели необходимыми навыками. У некоторых детей нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена физическая активность (гиперактивность).
Физическое развитие имеет особое значение для детей предшкольного возраста, так как физическая неготовность к школьному обучению может стать проблемой для будущего первоклассника. Ребенок с недостаточным уровнем физического развития не способен выдерживать школьную нагрузку.
Родителям следует знать, что такие, казалось бы, незначительные отставания в физическом развитии как: неуклюжесть, неумение координировать движения своего тела, гипер- или гипоактивность, мышечный тонус, могут стать препятствием для успешного школьного обучения ребенка.
Занятия с нейропсихологом для детей в возрасте 6 лет — настоящая находка! Специальная программа, направленная на развитие высших психических функций и отделов головного мозга, гармонизирует физическое развитие ребенка.
Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните по телефонам центра: +7(4842)75-12-83, +7(905)641-12-58.
Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.
- 300-летие Кузбасса
- Covid-19
- Аттестация педагогов
- Безопасность В ДОУ
- Борьба с коррупцией
- Вести из групп ДОУ
- Математическая культура
- Медицинский блог
- Методический кабинет
- Музыкальная гостиная
- Наши достижения
- НСОКО
- Организация питания
- Персональные сайты
- Плавание в ДОУ
- Полезные ссылки
- Родителям
- Сертификат ДО
- Учитель-логопед советует!
- Физическое развитие
- Школа № 8
- Школа № 3
- Гимназия № 11
- Телефонное мошенничество
- Финансовое мошенничество
- Фокусы с кошельком
- Матрешки
Физическое развитие детей 6-7 лет
На 6-м и 7-м году жизни двигательные возможности ребенка заметно расширяются. Дети в этом возрасте овладевают умением управлять своим вниманием, у них нормируется интерес не только к результату, но и к способу выполнения различных заданий, желанию научиться их выполнять умение оценивать успешность собственной деятельности, выявлять и исправлять свои ошибки.
Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка.
Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
Увеличение на 6-7-м году жизни подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.
Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп — например, бросок набивного мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения требующие совместного проявления силы и быстроты движения (метания, прыжки).
Экспериментальные исследования развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста показали, что время деятельности, в течение которого дети могут поддерживать заданную интенсивность, заметно возрастает. Как показывают наблюдения, дети 6 лет в среднем могут пробегать 3120 м без отдыха (В. В. Белоярцева, 1983). При этом отсутствуют внешне выраженные признаки утомления. Анализируя данные ряда авторов, развитие детей в данном возрасте и их двигательная активность предъявляют высокие требования к кардио-респираторной системе детского организма. Повышение уровня кардио-респираторной выносливости (аэробный компонент) позволяет увеличить показатели общей работоспособности организма, увеличить силу нервной системы, благотворно влиять на развитие иммунной системы организма и опорно-двигательного аппарата. Змановский Ю. Ф. в своей работе «Здоровый дошкольник», (1995), утверждает, что между уровнем аэробной выносливости и устойчивостью организма к респираторным заболеваниям существует прямая зависимость: чем больше уровень выносливости, тем больше устойчивость организма к простуде.
Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно. Анализ данных, характеризующих развитие гибкости, показал, что тенденции возрастного увеличения результатов не обнаружено. Степень проявления данного качества зависит от постановки работы по физическому воспитанию.
Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 6-7-го года жизни. Способность точно и четко выполнять разнообразные движения в старшем дошкольном возрасте повышается, что обусловлено зрелостью нервной системы, увеличением роли кинестетического контроля с возрастом. Изучение структуры двигательных качеств показало, что на первом месте у детей 5-7 лет скоростно-силовые способности, ловкость и выносливость.
Кроме того, особое внимание в процессе физического воспитания следует уделять равномерному развитию мышц и связок, окружающих позвоночник. Правильное распределение мышечной тяги является необходимым условием для формирования правильной осанки, которая создает оптимальные условия для деятельности внутренних органов, способствует повышению функционального состояния организма, его физической работоспособности. Плоскостопие зачастую становится причиной неправильной осанки. Специально подобранные упражнения позволяют исправить или уменьшить указанные недостатки.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ.
Если бы дети продолжали расти так же быстро, как они росли в период внутриутробного развития, то к 20 годам их рост составил бы 6, 1 м, а весили бы они больше чем весит земной шар! К счастью темп роста к 5- 6 годам замедляется, до 12-13 лет остается примерно тем же и вновь резко увеличивается в подростковом возрасте.
По мере роста рук и ног и уменьшения жирового слоя дети все больше становятся похожими на взрослых, пропадает их неуклюжесть.
В первые школьные годы мальчики и девочки мало различаются по физическому развитию, но в старших классах это равновесие нарушается, это связано и с индивидуальными различиями, и с более ранним становлением организма девочек.
В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-летних детей лишь 1,22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1,52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9 годам и немного обгоняя к 10.
Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7 кг в год.
За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличиваясь примерно от 18 до 36 кг. В 6-летнем возрасте девочки весят обычно немного меньше мальчиков, в 8 лет их вес примерно одинаков, а 9-10 лет девочки обгоняют мальчиков.
Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 – 8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменение нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.
Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается в первую очередь лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых.
Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединения больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.
Неразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности и в случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, например, ради победы в спортивных соревнованиях.
Мышцы и жировая ткань. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.
Вообще у мальчиков мышечной ткани больше, чем у девочек, поэтому мужчины в любом возрасте сильнее женщин.
Но несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерна для детей с незрелой достаточно развитой мышечной тканью.
По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движениях, физической активности.
Правильное, прямое положение тела требует постоянного напряжение мышц. Неправильная поза усиливает нагрузку на кости, связки и костные соединения. Она может быть результатом лени, слабого развития мышц или болезни. Такие виды деятельности, как танцы, езда на велосипеде, физический труд, могут быть полезны для улучшения осанки и повышения тонуса мышц. Но если занятия танцами начинаются слишком рано, да еще связаны с перегрузками, они могут быть опасны для костей и мышц.
У школьников в возрасте от 7 до 12 лет обычно не наблюдается столь резкого улучшения двигательных способностей, как это бывает в промежутке от рождения до пяти лет. Однако и в этом возрасте двигательные навыки развиваются, позволяя детям овладевать разнообразными сложными видами физической деятельности и совершенствовать свои двигательные навыки .
РАЗЛИЧИЕ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ СТОРОНЫ (ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ).
Способность различать правую и левую стороны тела, как и предпочтение одной из них, формируется, и довольно быстро, и в первые школьные годы.
К 7 годам 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К 8 годам с этой задачей справляются 95 % детей.
Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов обучения.
ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ АКТИВНОСТИ.
К 6 годам плохой аппетит, присущий ребенку в раннем детстве, постепенно исчезает. Ребенок ест больше, особенно если пища разнообразная. В это возрасте и вплоть до 12 лет у детей, как правило, нет проблем со здоровьем. Однако родители не должны терять бдительность во избежание несчастных случаев.
В первые школьные годы ребенок растет не очень быстро, поэтому потребность в калорийной пище у него не столь велика, как во время ускоренного физического развития в подростковом возрасте.
В период от 3 до 7 лет ребенок стремительно растет, с каждым годом приобретает новые навыки: например, если в 3 года какое-то упражнение казалось для него сложным, то в 4 он уже с легкостью его выполняет. А поскольку физическое развитие в этом возрасте тесно связано с психологическим, родителям следует уделять ему максимум внимания.
Между 3 и 7 годами жизни ребенок заметно прибавляет в росте и весе. Разумеется, показатели варьируются в зависимости от состояния здоровья, образа жизни и местожительства ребенка, но в среднем они таковы:
- Рост девочек в 3 года составляет от 89 до 103,1 см; в 4 года – от 94 до 109,7см; в 5 лет – от 99,9 до 116,7 см; в 6 лет – от 105,3 до 124 см; в 7 лет – от 111,1 до 131,3 см.
- Рост мальчиков в 3 года варьируется от 88 до 104,5 см; в 4 года – от 93,2 до 110,6 см; в 5 лет – от 98,9 до 117 см; в 6 лет – от 105 до 123,8 см; в 7 лет – от 111 до 130,6 см.
- Вес девочек в 3 года равняется от 11,7 до 17,6 кг; в 4 года – от 13 до 20 кг; в 5 лет – от 14,7 до 23,2 кг; в 6 лет – от 16,3 до 27,1 кг; в 7 лет – от 17,9 до 31,6 кг.
- Вес мальчиков в 3 года – от 12,1 до 17,7 кг; в 4 года – от 13,4 до 20,3 кг; в 5 лет – от 14,8 до 23,4; в 6 лет – от 16,3 до 26,7 кг; в 7 лет – от 18 до 30,8 кг.
Обратите внимание, что дети, чьи показатели относятся к верхней и нижней границе нормы, а также те, у кого они меньше или больше нормы, обязательно должны пройти всестороннее медицинское обследование у педиатра, эндокринолога, а при необходимости – и у других специалистов.
Что умеет ребенок в 3-7 лет?
В норме ребенок в 3 года активен, любопытен, с удовольствием лазает по лесенкам и горкам на детской площадке, а дома – по «шведской стенке». В этом возрасте координация движений ребенка уже позволяет учить его кататься на трехколесном велосипеде, плавать, ходить на лыжах.
В 4 года ребенок хорошо владеет телом, умеет «правильно» падать, держит равновесие (пусть пока не очень уверенно), научился во время бега сворачивать в сторону, а не бежать только по прямой. Дети в 4 года с удовольствием играют в подвижные игры, кувыркаются, лазают по игровым комплексам, а вот прыгать через скакалку или не умеют, или умеют не очень хорошо.
Ребенок в 5 лет становится крепче и выносливее по сравнению с предыдущим годом. Он с удовольствием принимает участие в пеших походах, долгих прогулках. Развивается и мелкая моторика: ребенок любит собирать конструкторы, раскрашивать и рисовать, делать поделки (правда, пока с помощью родителей).
В 6 лет ребенка можно отдавать в спортивные секции: он уже достаточно вынослив, ловок, хорошо владеет телом, способен подчиняться дисциплине (поскольку это тесно связано с уровнем физического развития), а следовательно, может выполнять требования тренера.
К 7 годам ребенок готов к поступлению в школу. Чтобы облегчить ему начало школьной жизни, обязательно приучайте его к правильному режиму: следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал, высыпался ночью, полноценно и регулярно питался. Если есть возможность, обязательно оборудуйте в детской небольшой спортивный уголок: это не только поможет сформировать у ребенка здоровые привычки, но и позволит ему с пользой отдыхать после выполнения уроков.