Физические качества детей дошкольного возраста

Физические качества детей дошкольного возраста

Санатулова Юлия Юрьевна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ детский сад № 91 «Снегурочка»

Город Ульяновск

Проблема развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное детство — важный и ответственный период в развитии, как для самого ребенка, так и для взрослых, сопровождающих его на этом возрастном этапе. Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности, позволяя проявиться всем его задаткам и склонностям. Во ФГОС ДО очерчены пять образовательных областей, нацеленных на решение задач развития и образования дошкольников в различных видах деятельности.

Обратим внимание на область «Физическое развитие». Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей дошкольного возраста сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата (происходит развитие физических качеств). Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через рок в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).

На сегодняшний день развитие физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.

Такие ученые как Е.Н. Вавилова, НА. Ноткина считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные навыки, а двигательные навыки формируются при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

Подробно проблема поэтапного развития двигательного навыка и таких физических качеств как быстрота и ловкость рассматривалась российским психолого-физиологом Н.А. Бернштейном, который в своих исследованиях подчеркнул роль и значимость развития качеств для жизни и деятельности человека.

На необходимость развивать физические качества ребенка указывает Вавилова Е.Н. и относит к ним способности овладевать новыми движениями, осваивать их самостоятельно, умение действовать экономно, проявлять необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышения работоспособности и адаптационных возможностей детей.

Воспитанию психофизических качеств детей дошкольного возраста посвящены работы Т.В. Артамоновой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Гуляйкина, Н.А. Ноткиной, А.А. Ругиной.

Исследователями А.В. Кенеман, Н.А. Ноткиной, Т.П. Осокиной, Э.Я. Степаненковой были разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения.

Двигательные навыки и физические качества (психомоторные), по мнению В.Н. Шебеко, В.А. Шишкиной, Н.Н. Ермак включают в себя общие элементы: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться напряженным усилиям, успешное восстановление после нагрузок; и специальные высокий уровень развития физических и личностных качеств, высокую мобилизационную готовность, быстрый прирост спортивных результатов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector