Факторы влияющие на развитие ребенка

В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Современный подросток сегодня имеет большую психологическую нагрузку в течение дня. Обычный день подростка проходит примерно одинаково: утро-семья, дорога в школу или колледж — друзья, занятия – одногруппники, обед – семья, друзья, вечер-друзья, свободное время – интернет общение. В течение одного дня подросток постоянно переходит из одной социальной среды в другую, в следствии чего, каждый раз он испытывает не большой, но психологический кризис. Как известно, социaльнaя средa окaзывaет сильнейшее влияние и является кaк бы источником, питaющим рaзвитие личности, прививaет ему общественные нормы, ценности, роли. Ввиду стремительных социальных изменений оказывающих влияние на качества жизни все больше обращает на себя внимание увеличивающееся с пугающей скоростью количество подростков подвергающихся психоэмоциональным нарушениям. Как врожденная, так и приобретенная вследствие воздействия неблагоприятных внешних факторов недостаточность адаптационных возможностей нервной системы определяет предрасположенность к неврозам. Хотелось бы отметить, что роль биологических факторов в возникновении неврозов отнюдь не является ведущей.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Очевидным является тот факт, что социальные влияние на ребенка сосредоточено в его семье. Состав семьи, особенности семьи как факторы возникновения психоэмоциональных нарушений с последующим нарушением адаптации и поведения. Проводимые исследования этой области населения показывают, что отцы детей и подростков страдающих психоэмоциональными нарушениями, меньше времени проводят в семье, в сравнении с отцами детей, не имеющих психоэмоциональные нарушения. У матерей детей и подростков с психоэмоциональными нарушениями больше физическая и психологическая нагрузка, для них чаще характерно отрицательное отношение к своей роли в семье. Ведущая роль семейного фактора в возникновении психоэмоциональных нарушений у детей и подростков обусловлена тем, что «социальное окружение ребенка, его «микромир» в первые годы жизни, и особенно в младенчестве ограничен одним (мать) или несколькими лицами, которые с ним непосредственно общаются. В дальнейшем сферы социального окружения детей расширяются, но семья продолжает оставаться его центром, поэтому роль семьи в психическом развитии детей по-прежнему является ведущей.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Завышенные требования к ребенку, не соответствующие его реальным возможностям, в сочетании с недостатком эмоционального тепла, преобладание рациональности в ущерб эмоциональности, формальности и шаблонности в ущерб непосредственности, негибкость воспитания; внушение ребенку чувства личностной недостаточности («ты ничего не можешь, ты все делаешь не так») приводит к развитию неврозов у детей и подростков. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников. Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что безусловно повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам. Больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников.

Следует подчеркнуть, что в ответ на воздействие перечисленных факторов дети с неврозами не питают устойчивых отрицательных, тем более негативных или враждебных, чувств к родителям. Сам факт невротических симптомов показывает, что оно в немалой степени является следствием невозможности или неспособности психики ребенка противостоять действию психогенных, стрессовых по своей природе, факторов в семье. Протестные и конфликтные формы поведения предотвращают в известной мере накопление отрицательных эмоций (прежде всего, чувств беспокойства и обиды) посредством их отреагирования. Невозможность этого в силу разных причин, в том числе из-за развитых нравственно-этических чувств (совестливости, чувства вины, сострадания и переживания в целом), способствует повышению внутреннего психического напряжения, вплоть до появления болезненных расстройств.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, формирование оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Фонд «Обнажённые сердца»

9 February 2020

Дана Джонсон, эксперт в области детского развития и влияния на него семьи, поделился с Фондом «Обнаженные сердца» своими взглядами на ранние годы и роль семьи в развитии мозга ребенка.

Ранние годы и развитие мозга

Первые два года жизни являются самыми важными для правильного развития мозга. Крайне важно в это время окружить ребенка лучшими условиями.

На развитие мозга влияет и ДНК, однако в том, как ДНК будет руководить нашим телом в строительстве мозга, также большую роль играет окружение, которое обеспечивают ребенку его родители. Если не соблюдаются определенные условия, мозг развивается атипично. Если в определенное время мы не получим правильных стимулов, развитие не будет оптимальным.

Когда мама или папа приходят, чтобы успокоить малыша, кормят его, меняют подгузник, это снижает уровень стресса, и мозг этого ребенка лучше развивается.

Дети в приемной семье

Даже кратковременное пребывание в учреждении пагубно влияет на развитие ребенка. Ключевым элементом детского развития является присутствие родителя, того, кто заботится о ребенке. Второй важный момент: разумные ожидания помогут избежать больших разочарований. Такие дети воспитывались в условиях, которые не способствовали нормальному развитию, поэтому их трудности отличаются от трудностей детей, выросших в биологических семьях.

В том, что ребенок ведет себя иначе, нет вашей вины, это не должно быть показателем ваших способностей как родителя. Итак, вы реагируете на ребенка с пониманием, что у него есть трудности, с которыми вы будете помогать ему справляться, и со временем ребенку станет проще. Несоответствие между ожиданиями и реальностью часто становится причиной неудачного опыта приемного воспитания. Поэтому предварительная подготовка родителей к тому, с чем им предстоит столкнуться, и их последующая поддержка в этом процессе имеют большое значение.

Когда дети переходят из приемной семьи или учреждения, особенно в более старшем возрасте, они проходят через стадию, которую некоторые родители называют медовым месяцем. В этот период ребенок ведет себя очень хорошо, но в действительности переживает стресс, боится, что с ним случится что-то плохое. И когда ребенок начинает открываться своим приемным родителям и осознает, что эта новая семья не причинит ему вреда, у него может начать проявляться подавленное прежде проблемное поведение. Ирония в том, что начало трудностей – это хорошо, так ребенок сообщает родителям, что ему комфортно.

Родителям нужно быть терпеливыми. Нужно создать структурированную, понятную и безопасную среду, придерживаться постоянного режима. Когда эти условия соблюдаются, дети осознают, что в их жизни есть определенность, они могут предугадывать события, не будет хаоса, в котором они пребывали прежде. Они чувствуют себя лучше в такой среде.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Уже много лет ведутся исследования о развитии детей разного возраста, и, в частности, раннего. Ученые пытаются найти причины и факторы, влияющие на успешное развитие ребенка.

Одним из таких факторов успешного развития любого человека, и в том числе ребенка, является количество нейронных связей между клетками в коре головного мозга.

Центром развития ребенка университета Гарварда была подготовлена серия образовательных видео «Три ключевых принципа раннего развития». В этой серии был показан процесс формирования нейронных связей между участками мозга младенцев и подробно описана важность этого процесса.

Целью этой работы было донести до зрителя уже доказанный факт, что гармоничное и здоровое развитие ребенка в первые годы его жизни создает фундамент, базу для всех его дальнейших успехов во всех областях жизни: образовании, профессии, социальных связях. Раннее развитие малыша напрямую связано с его будущим здоровьем. Кромое того, оно влияет на формирование успешной модели родительского поведения в будущем.

Джек Шонкоф, директор центра раннего развития ребенка университета Гарварда, говорит, что младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга. А вот в процессе роста и взросления количество мозговых клеток только уменьшается.

Однако у только родившегося малыша между этими клетками крайне мало связей, а потому его мозг начинает формировать нейронные связи. Только представьте: около 700 связей в одну секунду в течение первых пяти лет жизни.

В чем же причины важности раннего развития?

1. Обратная связь с ребенком – основа развития нейронных связей.

Считается, что во многом развитие нас, как индивидуумов, обусловлено нашими генами. Но в научном мире есть еще предположение: наши гены – всего лишь план того, каким человек может стать. Да и то довольно схематичный. И чаще окружающая среда да пережитый опыт определяют, как именно в человеке проявятся (а, может быть, и вообще никак не заявятся) его генетические задатки и предрасположенности.

Ученые центра развития ребенка Гарвардского университета говорят, что «совместно гены и окружающая среда создают «архитектуру» мозга, формируя основы нашего поведения и здоровья, влияя на способности к обучению и профессиональные наклонности».

И одним из главных моментов в формировании качественных нейронных связей для малыша будет его общение со взрослыми, — значимыми для него взрослыми.

С помощью мимики, жестов и агуканья ребенок «общается» со взрослым, получая в ответ слова, прикосновения и эмоции. Такое общение становится основой в развитии нейронных связей. И каждый последующий навык или знания, приобретенные по мере взросления ребенка, опирается на предшествующие знания.

Яркий пример этого процесса: обучение чтению. Когда ребенок видит символы – названия букв, затем он понимает, что их можно складывать в слова, и как их можно читать в этих словах.

И каждый последующий этап в развитии этого навыка непременно опирается на предыдущий опыт.

Если с ребенком не разговаривать, его мозг будет развиваться хуже.

2. Факторы, влияющие на развитие ребенка в раннем возрасте

По результатам исследования 2008г, проведенного Центром развития ребенка университета Гарварда, ученые выделили факторы, которые негативно влияют на развитие мозга ребенка:

  • Психические заболевания родителей или опекунов
  • Бедность семьи
  • Неполная семья (ребенка воспитывает только один из родителей)
  • Плохое обращение (жестокость, равнодушие взрослых по отношению к ребенку)
  • Низкий уровень образования матери.

Сочетание нескольких факторов усиливает негативное влияние на развитие ребенка. Если же в жизни ребенка присутствуют все факторы, то развитие мозга происходит медленнее в 90% случаев.

В возрасте полутора лет уже можно заметить разницу в словарном запасе. Она напрямую связана с уровнем образования родителей и доходом семьи.

Словарный запас трехлеток в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, в 2, а то и 3 раза больше, чем у тех трехлеток, родители которых не получили среднего образования.

И таким образом, дети из семей менее образованных при поступлении в начальную школу уже отстают от своих ровесников, за исключением тех, у кого хорошее социальное окружение.

С первых дней жизни развитие ребенка определяется не только общением с мамой, но и множеством других внешних факторов. На психологическом состоянии вашего крохи могут сказаться неправильная организация пространства в детской, шум, несбалансированное питание и нехватка общения со взрослыми и сверстниками. Мы расскажем о ключевых факторах, влияющих на психологическое здоровье вашего малыша.

Как физиологические факторы влияют на детскую психику?

Пища является одной из базовых потребностей плода в материнской утробе, потому врачи так строго контролируют питание беременных женщин. Неправильное питание во время беременности, невозможность грудного вскармливания и отсутствие сбалансированного питания могут привести к негативным последствиям для психики вашего чада. Нехватка питательных веществ, в особенности белка, нарушает правильный ход формирования мозга, что, в свою очередь, замедляет интеллектуальное и психологическое созревание крохи.

Здоровый микроклимат в детской также играет огромную роль в становлении детского интеллекта и психики. Комната должна быть светлой и чистой со свежим, прохладным и влажным воздухом. Если в собственной детской крохе будет тяжело дышать, все ресурсы организма будут расходоваться не на развитие, а на поддержание жизнедеятельности и сохранение здоровья.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Негативно сказывается на детской психике и избыток шума. Постоянный шумовой фон большого города и оживленных дорог вызывает перевозбуждение головного мозга, препятствуя его нормальному созреванию. Поэтому важно оборудовать детскую комнату звукоизолирующими окнами и дверьми, чтобы свести уровень шума к минимуму. С другой стороны, постоянная гробовая тишина также нежелательна, иногда можно баловать малютку мелодичной музыкой или записями звуков природы.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый малыш рождается на свет с огромным потенциалом и заложенными предыдущими поколениями способностями. Однако далеко не каждый ребенок становится гениальным художником или выдающимся инженером, поскольку для выявления и развития врожденных способностей требуется благоприятная внешняя среда, которая включает не только физиологические, но и социальные факторы.

В младенчестве и младшем возрасте ключевое значение в жизни малютки имеет семья: мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Теплая семейная атмосфера помогает крохе быстро и гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и психологически.

Малышу важно получать достаточно внимания и заботы от мамы и других взрослых. Ведь именно благодаря общению у ребенка формируется желание познавать окружающий мир, набираться знаний и опыта. Детишки, испытывающие нехватку общения со взрослыми, безразличны к своему окружению, апатичны и малоподвижны. Из-за нехватки внимания их психологическое развитие замедляется, а способности остаются на зачаточном уровне, не получая стимулов для укрепления.

Сегодня многим малюткам общение с папой и мамой заменяет телевизор, из-за чего в детском характере усиливается раздражительность, нервозность и агрессивность. Помните, что живое общение с близкими гораздо благоприятнее влияет на психику ребятни, чем просмотр мультфильмов. Даже если вы разрешаете своему крошке смотреть телевизор, ограничивайте время перед экраном и тщательно отбирайте материал для просмотра, чтобы исключить зрелища жестокости и агрессии.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Именно в семье ребенок примеряет на себя первые социальные роли. Он чувствует себя сыном, братом или внуком, осваивает допустимое поведение для каждой из этих ролей, благодаря чему повышается его способность к адаптации. Важно, чтобы у малыша было как можно больше положительных примеров социальных ролей, и как можно меньше — отрицательных. В попытке имитировать поведение взрослых кроха может невольно перенять дурные привычки, от которых вам будет тяжело его избавить.

Родители могут влиять на психологическое развитие ребенка и его социальную адаптацию при помощи всевозможных воспитательных приемов. Важно помнить, что с возрастом ваш отпрыск становится все более самостоятельным, потому возможности родительского воспитания снижаются. На его место приходит внутреннее стремление маленького человечка к развитию и совершенствованию собственной личности — самовоспитание.

Социальная адаптация в коллективе

Становясь старше, кроха расширяет круг своих знакомств, особенно заметными перемены становятся после поступления в детский сад. На этом этапе у него появляется новый авторитет среди взрослых — воспитатель. От манеры обращения воспитателя с детьми во многом зависит психологическое развитие вашего дошкольника, потому подходите к выбору группы детского сада особенно аккуратно.

Одновременно, ваше чадо становится частью своего первого коллектива и осваивает новые социальные роли: друга, партнера по игре, лидера. С возрастом навыки, приобретенные дошкольником будут эволюционировать, помогая ему адаптироваться к школьному классу, университетской группе и рабочему коллективу.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Если малыш легко влился в группу, он будет расти счастливым и уверенным в своих силах. Если же коллектив плохо воспринял ваше чадо, появляется риск заниженной самооценки, неуверенности и безынициативности. Негативизм, агрессивность и повышенное самомнение могут развиваться у малыша, который сильно отличается от других членов коллектива и испытывает отторжение со стороны сверстников.

В комплексе внешние факторы среды, отношения в семье, воспитание, самовоспитание и социальная адаптация формируют личность ребенка. Задача родителей заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для роста своего малыша, выявления его способностей и их развития.

Навыки различных видов деятельности приобретают в детстве. Термин «развитие ребёнка» используют для описания навыков, приобретаемых ребёнком с рождения до 5 лет, когда происходит быстрое развитие движений, речи, общения и самообслуживания. В школьный период наблюдают преимущественно развитие сознания, абстрактного мышления и умения обобщать, а также дальнейшее закрепление ранее приобретённых навыков.

Нормальное развитие в течение первых нескольких лет жизни контролируется:
• родителями, у которых есть руководство нормального развития в личной карте ребёнка;
• при регулярных контрольных осмотрах ребёнка;
• каков бы ни был повод обращения ребёнка к специалисту, дополнительно проводят краткий общий осмотр.

Главной целью оценки развития маленького ребёнка считают раннее выявление задержки или патологии развития, для того чтобы:
• помочь ребёнку максимально реализовать свой потенциал;
• незамедлительно обеспечить лечение (особенно важно при нарушении слуха и зрения);
• обеспечить адекватный уход и лечение ребёнка с ограниченными возможностями.

Факторы влияющие на развитие ребенка

Развитие ребёнка представляет собой взаимное влияние наследственности и окружающей среды на развивающийся мозг. Наследственность определяет потенциал ребёнка, тогда как окружающая среда влияет на степень его реализации. Для оптимального развития окружающая среда должна соответствовать физическим и психологическим потребностям ребёнка, которые меняются в зависимости от возраста и стадии развития:
• грудные дети находятся в полной физической зависимости от своих родителей и нуждаются в определённом уходе для обеспечения психологических потребностей;
• дети в начальной школе могут самостоятельно справляться с некоторыми своими физическими потребностями и многими социальными проблемами;
• подростки способны удовлетворять большинство своих физических потребностей, испытывая вместе с тем все более сложные эмоциональные переживания.

При осмотре ребёнка оценивают четыре сферы показателей развития. К ним относят:
• крупную моторику;
• зрение и мелкую моторику;
• слух, речь и языковые навыки;
• социальные навыки, эмоции и поведение.
Крупная моторика — наиболее очевидный показатель прогресса развития. Поскольку мелкая моторика требует хорошего зрения, эти две сферы развития объединены. Развитие нормальной речи и языковых навыков зависят от удовлетворительного слуха, поэтому тоже рассмотрены вместе. Социальные навыки, эмоции и поведение представляют собой область психологического развития.

Приобретение навыков развития в каждой сфере у детей происходит приблизительно по одной схеме, но в норме может изменяться. Это похоже на поступательный процесс. Таким образом, схема приобретения навыков:
• постоянна в своей последовательности;
• всегда должна рассматриваться во временном промежутке, связывая каждый этап с тем, что было до него и что предстоит в дальнейшем;
• в норме у детей может различаться.

Недостаток в любой области навыков может повлиять на остальные сферы. Например, нарушение слуха может воздействовать на языковые, социальные и навыки общения и поведения ребёнка. По мере роста ребёнка становятся необходимыми дополнительные навыки, такие как внимание, концентрация и способность каждого ребёнка интегрировать свои навыки.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Вернуться в оглавление раздела «профилактика заболеваний»

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Академик Н.М. Амосов

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

— достаточные физические нагрузки;

— максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед – максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин — блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде — в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом — местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.

Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см

Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Факторы влияющие на развитие ребенка

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

Факторы влияющие на развитие ребенка

«Развитие ребенка и рост» и другие статьи из раздела Полезная информация

Развитие личности проходит в три этапа и зависит от влияния биологической и социальной среды, воспитания, подражания, принятых социальных ролей и индивидуальной активности. Развитию подлежат и черты, которые человек унаследовал от предков.

Факторы влияющие на развитие ребенка
Что такое личность?

Личность – это индивидуальный набор качеств, которыми наделен каждый человек. Эти черты влияют и обусловливают друг друга, проявляясь в поведении человека. Развитие личности неизбежно связано с биологическим развитием, поскольку только на определенных этапах жизни человек способен сознательно направлять свою деятельность на формирование личности.

Личность формируется в процессе психического развития, который проходит в несколько этапов:

  • от рождения до зрелого возраста;
  • от зрелости до старости;
  • от старости до конца жизни.

Человек рождается с определенным набором генов, унаследованных от предков. По оценкам генетиков, при появлении на свет у ребенка закодировано 50% его черт. Остальное – это работа умственных, когнитивных, экологических, культурных и ситуационных процессов.

В детстве и юности большую роль в развитии личности играют: наследственность, биологические изменения организма и факторы окружающей среды. В зрелом возрасте человек направляет свою деятельность в основном на самопознание, самообразование, принятие определенной системы ценностей. Это достигается в результате как сознательных, так и непроизвольных действий.

Биологическая и социальная среда

Человек живет в особой биологической и социальной среде, требующей определенной адаптации. Климатические и экологические условия влияют на вид его деятельности, а традиции и правила поведения сообщества, с которым он себя идентифицирует, формируют его систему ценностей и модели поведения.

Воспитание

Воспитание – это четко сформулированная программа воздействия на человека. Его цель – привить еще незрелому и зависимому человеку определенные готовые модели поведения, влияющие на формирование его характера. В дополнение к целенаправленному воспитанию существует также стихийное (хаотичное), которое является результатом противоречия рекомендаций родителей и педагогов их поведению. Поэтому воспитание часто не приносит ожидаемых результатов.

Подражание

С самых ранних лет жизни человек действует по определенным образцам. Подражание – основная форма накопления опыта. Это связано с внешним заимствованием правил поведения, со стороны ближайшего окружения, кумиров и авторитетов. Так формируется образ идеального «Я».

Социализация

Чтобы человек мог успешно функционировать в обществе, он должен взять на себя определенные роли, вытекающие из положения, которое он занимает в социальной группе. Каждому отводится несколько ролей (например, муж, друг, коллега, наставник), что влечет за собой необходимость изменения правил поведения в зависимости от выполняемой в данный момент роли. Разнообразие социальных взаимодействий и ожиданий заставляет людей приобретать способность различать модели поведения.

Активность

У каждого человека есть биологически обусловленная необходимость удовлетворять свои потребности. Это делается в индивидуальном порядке, на который влияют все факторы, указанные выше. В восприятие мира входит и собственная деятельность. Образ мира определяет сферу деятельности человека. По мере взросления люди расширяют кругозор и развивают психику.

Зрелая личность характеризуется преимуществом когнитивной зоны и воли (характера) над другими элементами, а также повышенным уровнем самосознания и сопереживания. Формированию зрелой личности способствует курс Викиум «Критическое мышление».

Человек является биологическим существом, которое живет в определенной среде. С самого рождения на него действуют некие факторы. Факторы влияющие на развитие детской психики- это биологический фактор, природный и социальный. Каждый из этих факторов по-своему влияет на формирование психического развития ребенка.

Биологический фактор и его влияние

Биологический фактор в свою очередь подразделяют на врожденный и наследственный. По наследству от своих родителей ребенок получает строение мозга, строение органов чувств, нервной системы, предрасположенность к заболеваниям, свойства нервной системы, которые в дальнейшем являются основой для формирования его темперамента. Как известно, темперамент это врожденное качество. Все это можно назвать задатками, которые формируются и меняются на протяжении всего роста ребенка. Большое значение имеет то, что ребенок наследует от родителей прямохождение, строение артикуляционного аппарата и строение кисти руки. Еще ребенок наследует потребность в тепле и пище.

Факторы влияющие на развитие ребенкаВлияние социального фактора на психическое развитие ребенка

Социальный фактор очень обширный. Он включает в себя семью, воспитание в дошкольном учреждении, роль воспитателя и друзей, обучающий процесс в школе. Все начинается с семьи, когда ребенок еще совсем маленький и воспринимает окружающий мир, основываясь только на чувства. Он нуждается в защите и ласке, в тепле и понимании. В семьях, где есть взаимопонимание и отсутствуют конфликты, ребенок развивается правильно и его психики ничего не угрожает. Большую ошибку допускают те родители, которые втягивают малышей в семейные разборки. Ребенок в силу своего возраста не может понять ситуации и часто делает себя виноватым во всем происходящем, что приносит огромный вред его психическому здоровью.

По мере взросления ребенок идет в дошкольное учреждение, а далее в школу, где в его жизни появляются новые люди. Это воспитатели, педагоги и друзья. На определенном этапе дети идеализируют взрослых. Поэтому важно чтобы педагоги имели правильное представление о жизни и прививали ребенку истинные ценности и нормы правильного поведения.

Из социального фактора вытекает социально-национальный. Страна, язык, народные традиции откладывают отпечаток на психическом развитии ребенка.

Социальный фактор является доминирующим. Ребенок не может правильно развиваться без социальной среды. У детей, которые лишены полноценной социальной среды, происходит торможение психического развития, и они значительно отстают от своих сверстников. Как пример можно привести детей, которые длительное время находятся в больницах, воспитываются в приютах или интернатах. У этого явления даже есть название феномен госпитализма, то есть ограниченная человеческая среда, нехватка общения и тактильных ощущений.

Влияние природного фактора

Природный фактор сам по себе не оказывает прямого влияния на психическое развитие ребенка. Косвенно природа воздействует на ребенка через социальную среду. Здесь роль играет вода, воздух и особенности климата.

Факторы влияющие на развитие ребенкаОсновные условия для гармоничного развития ребенка

Для правильного развития психического состояния ребенка важно сочетание некоторых условий. Необходимо, чтобы головной мозг работал правильно, иначе в развитии будут наблюдаться отклонения. Вторым и важным условием являет физическое развитие. Нормальное физическое развитие и развитие нервных процессов. Обязательным условием является правильная работа органов чувств, через которые ребенок познает мир. И последнее, но не по значимости, это правильное воспитание и последовательное образование. Воспитание и образование это основные факторы правильного формирования психики ребенка.

Психически здоровым ребенок может стать только тогда, когда для него будут созданы все необходимые условия, а это уже задача взрослых. Заботится о будущем поколении следует еще до начала зачатия, создавая вокруг себя оптимальные условия, в которых потом будет воспитываться и ребенок.

Факты, которые следует знать родителям, чтобы воспитывать ребенка максимально эффективно

Факторы влияющие на развитие ребенка

Нет ничего более увлекательного, чем наблюдать, как ребенок растет и развивается. Особенно восхитителен этот процесс в глазах родителей – каждый период в жизни ребенка вызывает у них восхищение. Несмотря на то, что дети развиваются в собственном темпе, в самом процессе развития детей существует множество общих закономерностей и факторов, способных повлиять на этот процесс. Рассмотрим несколько фактов о развитии ребенка, которые будет полезно знать родителям.

1. Проблемы матери в период беременности могут влиять на развитие ребенка

В период беременности будущие мамы должны принимать ряд мер предосторожности, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка в утробе и после рождения. Прежде всего следует избегать тератогенов (факторов и веществ, которые могут вызвать врожденные пороки развития у ребенка), таких как алкоголь, наркотики и другие токсичные вещества. Генетические отклонения, наследственные заболевания и отклонения также могут влиять на развитие ребенка. Родители не могут воздействовать на все эти факторы, но, зная о них заранее, можно сделать вывод, потребуется ли матери и ребенку специальная помощь.

2. На развитие ребенка влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды

Наследственность и окружающая среда достаточно сильно сказываются на развитии ребенка по отдельности, но они могут влиять на этот процесс и в совокупности. Например, генетически ребенок предрасположен к тому, чтобы быть высоким, но, если его организм не получает достаточного количества питательных веществ в период роста, он может не развить эту предрасположенность.

3. На рост и развитие ребенка влияет стиль воспитания родителей

Исследователи выделяют 4 основных стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный. Каждый из них может по-разному влиять на развитие ребенка.

Например, дети, воспитанные демократичными родителями, часто вырастают счастливыми и успешными в жизни, в то время как дети, к которым применяли либеральный стиль воспитания, имеют проблемы с тем, чтобы подчиняться и следовать общему распорядку и могут показывать более низкую успеваемость в школе.

4. Демократичный стиль воспитания лучше всего влияет на ребенка

Такое воспитание развивает у ребенка компетентность, уверенность в себе и делает его счастливым. Демократичные родители слушают ребенка, проявляют к нему любовь и заботу, но в то же время устанавливают ограничения и последствия за плохое поведение.

5. Физическое развитие ребенка происходит по определенной схеме

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но организм развивается в строго определенном порядке: туловище и торс развиваются раньше, чем руки и ноги, большие мышцы – раньше, чем мелкие, а в целом процесс развития частей тела происходит в нисходящем порядке: начинается с головы и заканчивается пальцами ног.

6. То, как родители разговаривают с ребенком, влияет на развитие у него речевых навыков

Если мама с самого раннего возраста разговаривает с ребенком и называет ему предметы, которые его окружают, это помогает ему развивать речевые навыки и увеличивать словарный запас. Простая лексика и усиленная артикуляция звуков помогает детям быстрее и легче усваивать новые слова.

7. Лепет младенцев – одна из самых ранних стадий развития речи

Развитие речевых навыков у детей проходит четыре основных этапа: лепет и произнесение несвязных звуков, произнесение одного, двух слов и фраз. Иными словами, лепет младенца, который родителям может показаться непонятным набором звуков, на самом деле является первым шагом к развитию речи.

8. В своем развитии все дети проходят одни и те же этапы, но каждый ребенок развивается в собственном темпе

Детские врачи и эксперты по детскому развитию обращают внимание на этапы и основные навыки, которыми овладевает ребенок в процессе своего развития, чтобы убедиться, что ребенок развивается без отклонений. Однако следует помнить, что разные дети могут в разном возрасте произносить первое слово, сделать первый шаг и т.д. Если соседский ребенок заговорил или сделал первый шаг раньше, чем ваш, это значит только то, что он развивается быстро, а не то, что ваш ребенок отстает в развитии.

9. Чем быстрее родители реагируют на потребности ребенка, тем здоровее будет его психика

Если родители быстро реагируют на просьбы ребенка, если уделяют ему достаточно времени и играют с ним, его эмоциональная привязанность к ним возрастает.

В результате ребенок растет более чутким к окружающим, имеет более высокую самооценку и развивает более зрелые психические качества, чем дети, которым родители не уделяли должного внимания.

10. Качественный уход за ребенком положительно влияет на его развитие

Родители часто беспокоятся, оставляя ребенка в детском саду или с няней. Однако психологи утверждают, что это может иметь положительное влияние на ребенка при условии, что воспитатели или няня хорошо о нем заботятся.

Выбирая для ребенка детский сад или няню, будьте внимательны: задавайте вопросы, беседуйте с претендентом, предложите ему некоторое время провести с ребенком под вашим наблюдением. Доверяйте своей интуиции: если вам кажется, что что-то идет не так, откажитесь от услуг этого человека, даже если вы не можете логически объяснить, что именно вызвало у вас подозрения. Перебирайте различные варианты до тех пор, пока не найдете место или человека, в которых вы будете уверены на сто процентов. Главное – чтобы ребенок получил любовь и заботу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector