Общество постоянно развивается, это динамическая система. Что же влияет на это развитие, движет обществом? Иначе говоря, каковы факторы общественного развития?
Таких факторов две группы: объективные и субъективные.
Объект — это от от лат. objectum — предмет. Объективным мы называем то, что происходит , независимо от сознания , воли и желания человека. Значит, объективные факторы развития общества — это те причины, которые не зависят от людей, происходят помимо их воли.
Субъект— от от лат. subjectum — подлежащее. Это то лицо или группы лиц, которые совершают конкретное действие. Значит, субъективные факторы — это те обстоятельства, которые происходят по воле отдельных людей или групп, продуманно, сознательно.
Перечислим факторы развития общества.
Объективные факторы развития общества
Факторы | Примеры |
1.Природные катаклизмы ( люди не могут предотвратить землетрясения, цунами и прочие стихийные явления) | Примеров стихийных бедствий много. Приведу факт из истории. Помпеи ( Римская империя) — город с высокоразвитой цивилизацией, он был просто стёрт с лица земли , погребён под многометровым слоем пепла во время извержения вулкана Везувия. И люди были беззащитны перед лицом природы. Гибель Помпеи датируется 24 августа 79 года, то есть более двух тысяч назад. |
2. Природные условия той или иной страны. Они во многом определяют геополитическое развитие государства, особенности его экономики, на формирование духовного склада людей, их культуры. | Египетская цивилизация со всеми её особенности ( рабовладельческим строем, например) формировалась в сложных условиях природы Африки. Наличие многотысячной армии рабов было необходимо для создания условий жизнедеятельности- нужно было создавать ирригационную систему, позволяющую сохранять воду.На Руси же не было необходимости в таком большом количестве рабов, поэтому здесь и не было рабовладельческого строя. |
2. Противоречия в самом обществе, которые неизбежно приводят к социальным изменениям, даже помимо воли людей. | Вспомним российскую историю.. 1917 год. 2 марта Николай II отрёкся от престола. Это произошло по его воле? Конечно, нет. Просто сложились такие условия в стране, когда он уже не мог управлять страной, а люди не желали жить при самодержавии. Это явление называется революционной ситуацией, по словам Ленина, когда « верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по- старому». |
Субъективные факторы развития общества
Факторы | Примеры |
1.Деятельность отдельных личностей. | История знает немало примеров, когда личность меняет её ход. Вспомним Наполеона, Гитлера, сумевших вовлечь в войну множество стран и народов, изменивших ход истории. |
2.Деятельность групп людей, например, партии, военной хунты. | В период великой Октябрьской социалистической революции большевики пришли к власти, изменив полностью существующий строй в России. |
3.деятельность народных масс. Роль народа в истории велика | В России было множество бунтов, народных восстаний( например, Степана Разина или Емельяна Пугачёва).Конечно, все они были подавлена – с царской армией народу было сложно воевать. Однако ни одно восстание не осталось бесследным. Царю и правительству приходилось считаться с возмущением народа, облегчать его участь. |
Подводя итог, хочется отметить, что , конечно. существуют факторы, не зависящие от нас, людей. Но и люди, общество, человечество тоже способны влиять на ход развития. В наших руках наша планета, жизнь детей и всех будущих поколений. Так пусть же победит человеческий разум во всех его делах и начинаниях!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Во время развития человека, происходит личностное формирование. Формируются как личностные качества, так и взгляды на жизнь, на становление его как личности в социуме. И влияют на этот процесс многие аспекты.
Разделим эти факторы:
- физиологическая наследственность;
- социальное окружение;
- культура и воспитание;
- личный опыт.
А теперь рассмотрим каким образом эти факторы влияют на личность.
Физиологическая наследственность
Этот фактор влияет на внешние физические особенности личности:
- рост;
- телосложение;
- цвет глаз, волос и кожи.
По наследству может передаваться предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Каждый ребенок с детства имеет определенные задатки — спортивные, художественные или интеллектуальные. А самое главное это то, что биологический фактор создает разность характеров, темпераментов, качеств которые делают личность по-настоящему уникальной.
Социальное окружение
Этот фактор достаточно сильно влияет на изменение личности. Многие исследователи придавали окружающей среде важное значение.
Например один исследователь, в своем труде, скомпоновал теории некоторых ученных — Аристотеля, Гиппократа, Конфуция, исходя из которых отличие в поступках личности заключается в климатических, географических и других природных факторов.
Выросшие в разных условиях люди, могут сильно отличаться друг от друга. Конечно, не только географические либо климатические условия можно отнести к физическому окружению. Существует так называемое СОЦИАЛЬНОЕ окружение, которое оказывает не меньшее влияние на становление человека, как личности. С самых первых годов жизни закладывается социальный фундамент. Именно в эти годы дети впитывают в себя всю информацию, как губка.
Если разбить социализацию человека на группы, то можно выделить несколько:
- Детский период. На становление личности большое влияние оказывает ничто иное, как родительское мнение. Те привычки, которые ребенку будут привиты с детства, сохранятся с ним на протяжении всей жизни.
- Дошкольный. В дошкольном периоде влияние оказывают дети, которые находятся рядом в тот момент. Которые так же обучаются в детском саду. Ребенок учится выстраивать свои взаимоотношения с другими детьми, воспитателями. Ребенок изменяется, подражая «популярным» детям. Изменению может подвергнуться привычки и даже характер.
- Подростковый. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемой резкого отличия в поведении окружающей их социальной группы. Это нередко вызывает подростковый кризис, которому свойственен дух непокорности, стремление сделать что либо индивидуально, не так как все, и не так как принято в обществе.
- Юношеский. В юношеском возрасте завершается активный период слияния с социумом. Сейчас происходят важные изменения как на физическом так и на психологическом уровне. Происходит узнавание своего «Я» , своего предназначения в жизни. Можно наблюдать непрерывный поиск нравственных ценностей, связанных со смыслом жизни.
Культура
Культура как оказывается, тоже оставляет свой отпечаток в развитии человечества. Здесь мы выделим два элемента — абстрактный и материальный.
К абстрактному мы отнесем ценности, убеждения, религиозные установки.
Материальные — книги, здания, компьютеры.
Культура прививает человеку некую модель поведения. Она передается из поколения в поколение. Огромную роль в этом играют религия, школа и семья.
Культура является менее скорым по времени фактором, но по своему влиянию стоит не на последнем месте. Согласно одному социальному опыту, особенность, присущая всем членам какого либо общества, передается на потомстве как отличительный фактор. Например, человек, выросший в мусульманской семье, будет отличаться набором качеств, от человека который вырос в христианской семье.
Личный опыт
Любое происшествие и событие, которое происходит с нами, затрагивает наш внутренний мир. Особенно в том случае, когда это знаковое событие. Личный опыт в силах поменять направление и ход жизненного развития. Личность воспитывается в себе силу воли, происходит развитие способностей, характера, находится или теряется мотивация под воздействием произошедших событий.
Как мы поняли, на становление личности человека влияют множество факторов. Некоторые из них могут как негативно так и позитивно отразиться на нас.
Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.
1. Факторы психического развития личности. Это то объективно существующее, что определяет жизнедеятельность человека в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.
Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.
Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.
Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).
Анатомо-физиологические особенности личности — это:
- специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.;
- характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека естественно сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. А следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними, что, безусловно, должно приниматься во внимание.
2. Движущие силы психического развития личности. Это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старьми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками,
3. Предпосылки психического развития личности. Это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровни ее психического, актуального и ближайшего развития.
Уровни психического развития отражают степень и показатели психического развития человека (ребенка) на различных этапах формирования его личности.
а) Уровень актуального развития личности является показателем, характеризующим способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он свидетельствует о том, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты.
б) Уровень ближайшего развития личности свидетельствует о том, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека.
Наследственность — это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.
Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.
Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).
Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.
Факторы развития личности
Многочисленные воздействия на развитие и формирование личности оказывают внешние (влияние среды и воспитания) и внутренние факторы [1] (природные склонности и влечения, совокупность чувств и переживаний человека, возникающих при внешних воздействиях). Вместе с тем развитие и формирование личности — это результат взаимодействия обеих групп факторов. При этом воспитание детерминирует развитие личности, если позитивно влияет на стимулирование ее активности в работе над собой. Такая активность в стремлении человека к самосовершенствованию как личности определяет его развитие как биологического существа.
Однако биологическое и социальное органично взаимосвязаны в личности, хотя и не равнозначны (несомненно, доминируют социальные факторы). Следовательно, развитие личности детерминировано движущими силами внешней среды. В то же время адаптация человека к условиям жизнедеятельности сопровождается целенаправленно организованным обучением и воспитанием. Причем воспитание выступает средством реализации социальной программы развития личности, ее задатков и способностей. Следовательно, внешняя среда, биологические задатки и воспитание составляют триаду факторов развития и формирования личности.
Кроме того, детерминирующие факторы формирования личности классифицируются как биологическая наследственность, окружающая среда, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность человека.
1. Биологическая наследственность — поставщик «сырья» (ресурсов) для формирования человека (индивида, личности). Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу [2] . Данные генетики свидетельствуют, что свойства организма заложены в генетическом коде, где хранится информация о нем, что наследственная программа развития человека обеспечивает продолжение его рода, развитие систем адаптации организма человека к условиям его жизни. Среди наследственных свойств человека выделим анатомо-физиологическую структуру, особенности организма человека (цвет кожи, радужной оболочки глаз и волос; телосложение; особенности нервной системы; родовые задатки — речь, прямохождение, мышление, способности к труду и др.).
Например, в отличие от особей животного мира человек испытывает половое влечение в течение всего года, что влияет на воспроизводство людей. Однако дети рождаются и остаются совершенно беспомощными первые годы жизни, тогда как самостоятельность потомства большинства представителей животного мира наступает в первые дни и недели. Тем не менее биологический фактор составляет фундамент социальной жизни людей. Кроме того, биологическое наследие дополняется врожденными потребностями человека дышать, утолять голод и жажду, отдыхать, противостоять угрозам внутренней и внешней безопасности и др.
Биологическая наследственность также объясняет индивидуальность личности, ее первоначальное отличие от других членов общества, тогда как групповые различия нельзя объяснить биологической наследственностью. В этом случае выступает феномен уникального социального опыта, ибо ни культура, ни социальный опыт не передаются человеку с генами. Но биологический фактор учитывается потому, что он создает ограничения для социальной жизнедеятельности (беспомощность ребенка, невозможность для человека долго обходиться без воздуха или под водой, биологические потребности и т.д.). Кроме того, биологический фактор способствует формированию разнообразных темпераментов, характеров, способностей, что обусловливают индивидуальность (неповторимость, уникальность) каждого человека как личности.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова бензоколонка (существительное):
Ассоциации к слову «фактор»
Ассоциации к слову «развитие»
Синонимы к словосочетанию «факторы развития»
Предложения со словосочетанием «факторы развития»
- Гармония с самим собой способствует более целостному и адекватному ответу на различного рода угрозы, что является важным фактором развития личности и способствует её психологической безопасности.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «факторы развития»
- Активность знания есть фактор развития мира, самораскрытие и самооформление вселенского бытия.
Значение слова «фактор»
ФА́КТОР , -а, м. 1. Причина, движущая сила какого-л. процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Фактор времени. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «развитие»
РАЗВИ́ТИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.); действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.). Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «фактор»
- Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже — плохим эстетическим вкусом.
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «фактор»
- Как правильно пишется слово «развитие»
- Разбор по составу слова «фактор» (морфемный разбор)
- Разбор по составу слова «развитие» (морфемный разбор)
Значение слова «фактор»
ФА́КТОР , -а, м. 1. Причина, движущая сила какого-л. процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Фактор времени.
Значение слова «развитие»
РАЗВИ́ТИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.); действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.). Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства.
Предложения со словосочетанием «факторы развития»
Гармония с самим собой способствует более целостному и адекватному ответу на различного рода угрозы, что является важным фактором развития личности и способствует её психологической безопасности.
Российское общество всё более осознаёт, что предпринимательство является одним из важнейших факторов развития национальной экономики.
Творческий потенциал человека – высшая ценность и главный фактор развития экономики и общества в условиях революции знаний.
- Факторы развития личности
- Как семья влияет на личность
- Как способствовать развитию личности
Формирование гармоничной и полноценной личности – процесс многогранный и очень интересный. Психологи уверяют, что его обязательно нужно рассматривать в нескольких разрезах и временных рамках, чтобы лучше понимать, что же послужило тем или иным фактором становления личности.
Факторы становления личности в детстве
Несмотря на то, что детство – самый беззаботный и веселый период, именно в это время развитие человека как личности максимально. Связано это с тем, что ребенок одновременно учится и взаимодействовать со всем миром сразу и отстаивать себя и свою позицию в нем. А это очень сложно для малыша, которому, например, исполнилось только 3 года.
Гармоничные люди получаются из тех детей, уверяют психологи, чьи матери окружали их теплом и заботой. Связано это с тем, что базовые потребности ребенка были удовлетворены по максимуму, в результате чего ему оставалось только направлять все свои усилия на общение с миром.
Не стоит путать понятие разумной и искренней любви с той, что призвана просто откупаться от ребенка подарками, едой и т.д. Во втором случае вырастить гармоничную личность не получится.
Эмоции, которые испытывает мать, также отражаются и на ребенке. Если мать довольна и находится в гармонии с собой, ребенок также будет расти гармоничным. Походы как беременной, так уже и родившей женщины по музеям, театрам и т.д. тоже способствуют правильному развитию психики ребенка. Ведь недаром именно классическую музыку предлагают слушать дамам в положении.
Следующим этапом в становлении ребенка как человека становится детский сад (конечно же, в тех случаях, когда малыш в него попадает). Здесь на характер влияет взаимодействие педагогов и родителей вместе. Если педагоги будут невнимательными и грубыми, у ребенка появится страх перед новым. В случае, если родители будут игнорировать малыша, он может замкнуться в себе.
Для воспитания из ребенка гармоничной личности родители не должны ругаться при малыше, обсуждать кого-либо, осуждать. И, конечно же, ни в коем случае не говорить плохо о детском садике.
Следующий этап становления личности проходит в юношестве. В основном это время попадает под школу. Здесь человек уже учится взаимодействовать с другими на более зрелом уровне. Его поступки становятся более осознанными, сам он более самостоятельным. И здесь уже на арену выступает социум. Родителям остается только позаботиться о том, чтобы качество этого социума было достаточно приемлемым.
Причем родителям обязательно нужно учитывать, что именно в этот период нужно держать со своим ребенком контакт, как ни в какой другой. Появляются друзья. И желательно также стать другом своему ребенку, чтобы понимать, что его волнует, чем он «дышит» и т.д.
Развитие личности в подростковом возрасте
Для подростков серьезным фактором становления личности может стать первый сексуальный опыт. Связано это с тем, что они учатся быть взрослыми, нести ответственность не только за себя. Не у всех это, естественно, получается. Но стоит стараться, чтобы можно было с уверенностью называть себя гармоничной личностью.
Развитие взрослого человека
Казалось бы, взрослому нужно меньше факторов для развития собственной индивидуальности. Ведь он опытный: многое знает и умеет. На самом же деле взрослым сложнее. На них оказывает влияние еще большее количество факторов, чем в детстве. А ведь взрослый – это уже сформировавшаяся личность, которой приходится ломать себя.
В роли факторов развития личности здесь выступают собственная семья: жена, дети, а позже и внуки, коллеги, друзья и многие другие, с кем человек контактирует. Причем ответственность на нем большая, ведь он уже взрослый и должен сам принимать все решения.
Общие факторы
К общим факторам развития личности можно отнести генетику, биологию и физические особенности человека. Ведь если человек здоров, он может горы свернуть. В случае если у него есть проблемы на генном уровне, это существенно урезает его возможности и т.д.
Создание полноценного и качественного индивидуума – это процесс кропотливый и долгий. И нельзя выделять какой-то один фактор, который, якобы, оказал влияние. Они действуют все по совокупности.
кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Развитие, формирование и становление личности
Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности.
Развитие личности происходит под воздействием следующих факторов.
Факторы развития личности
Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность.
Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование. Созревание происходит с учетом возрастных периодов.
Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.
Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь.
Становление личности — это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма и мастерства и т.д.
- 28-05-2020, 02:57
- ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
- pushkin
- 17 572
- 1
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Факторы формирования личности« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.
Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.
Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
1) наследственность, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;
2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность — смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт — непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;
3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;
4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;
5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.
Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- интеллектуальность;
- эмоции и чувства.
Разница между понятиями «темперамент» и «характер»:
Темперамент — это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Характер — это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность — примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.
Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.