Этапы внутриутробного развития ребенка

А что же в это время делает малыш? Как он развивается эти девять месяцев?

Как определяется срок беременности?

Срок беременности принято отсчитывать от первого дня последней менструации. Оплодотворение, как правило, происходит на две недели позже, но так проще рассчитывать возраст плода, поскольку женщины зачастую не знают, в какой день произошло зачатие.

Кроме того, для определения срока беременности используют ультразвуковое исследование. С его помощью врач измеряет диаметр головки плода и вычисляет соотношение между размерами головы и живота. Как правило, это исследование проводят на 17–18 неделях беременности.

Результаты УЗИ точнее, чем расчет по дате последней менструации. Получив данные о размерах малыша, врач может установить срок беременности и ожидаемую дату родов.

Первый месяц

Оплодотворенная клетка делится и прикрепляется к слизистой оболочке матки. В это же время образовывается пуповина, которая связывает малыша с будущей плацентой и начинается циркуляция эмбриональной крови.

У малыша формируются внутренние органы, зачатки рук и ног, глазные впадины. К концу первого месяца закладываются основы головного и спинного мозга.

Второй месяц

Ребенок подрос до двух-трех сантиметров в длину. У него появляется лицо, видны зачатки конечностей и половых органов. Начинает формироваться мышечная ткань – ребенок уже может совершать небольшие движения.

Третий месяц

Малыш вырос до шести-семи сантиметров и набрал почти 20 г веса. Внутренние органы, руки и ноги у него уже сформировались. У ребенка вполне человеческое лицо, а глаза закрыты веками. Хорошо различимы ноготки на пальцах рук и ног и маленькие ушки.

Ребенок достаточно активно двигается и даже может сжимать и разжимать кулачки. Его организм сам вырабатывает кровь, по телу прокладывается сеть кровеносных сосудов и формируется костная ткань.

Четвертый месяц

У ребенка уже выросли зачатки будущих молочных зубов, появилась тоненькая красноватая кожица и активно развивается кишечник. Его рост – 12 см, вес – более 150 г.

Пятый месяц

Малыш становится очень активным – мама начинает чувствовать его движения. К этому возрасту ребенок уже способен слышать звуки, доносящиеся из внешнего мира. Он подрос до 25 см и весит около 300 г.

Шестой месяц

Малыш полностью сформировался. Его рост около 30 см, а вес почти 600 г. Теперь он будет расти и накапливать жировую ткань, необходимую ему для адаптации к возросшим энергетическим потребностям после появления на свет. У ребенка появились периоды покоя и активности.

Седьмой месяц

Тело ребенка покрывается пушком и специальной смазкой, защищающей от воздействия околоплодных вод. Он очень быстро растет, и у него активно формируются мышечная ткань и кора головного мозга. В этом возрасте малыш уже чувствует боль и активно толкается в матке. Он набирает свой первый килограмм и подрастает до 35 см.

Восьмой месяц

У ребенка постепенно созревает легочная ткань, которая готовится к самостоятельной работе в воздушной среде. Малыш активно набирает вес – за время до родов ему придется увеличить почти вдвое. К концу восьмого месяца он весит почти два килограмма и дорос до 40 см.

Девятый месяц

Ребенок набирает вес и рост, с которыми ему предстоит появиться на свет. В матке ему становится тесно, поэтому он уже не так активен и больше крутится, чем толкается.
Сколько длится беременность?

В среднем беременность продолжается 280 дней с момента начала последней менструации, 40 недель, или девять месяцев.

Доношенными считаются дети, которые родились в период с 37 по 42 недели беременности. Такой малыш весит в среднем три с половиной кг, а его рост составляет 50 см.

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (пре — + natus рождение; сип. антенатальный период, эмбриональный период, внутриутробный период) — период эмбрионального развития, протекающий либо под покровом яйцевых оболочек (у яйцекладущих), либо внутри материнского организма (у живородящих и человека). В П. п. различают ряд последовательных стадии развития: 1) оплодотворение (образование зиготы); 2) дробление (образование бластулы); 3) гаструляция (приводящая к образованию двух- и трехслойных зародышей и закладке осевого комплекса); 4) образование основного комплекса зачатков органов и тканей; 5) органогенез и гистогенез (см. Органогенез ).

В П. п. развития человека выделяют зародышевый (первые 2 лунных месяца — 8 недель) и плодный (с 9-й недели до рождения) периоды. У плацентарных и человека в П. п. на ранних стадиях развития (4—6 сут) происходит имплантация зародыша в слизистую стенку матки и образование провизорных (временных) органов — амниона, хориона, желточного мешка, аллантоиса и плаценты,— необходимых для развития зародыша плода. В последнее время в П. п. человека выделяют критические стадии (см. Критические стадии индивидуального развития ). Согласно теории системогенеза П. К. Анохина в П. п. происходит избирательное ускоренное развитие тех структур, которые к моменту рождения должны обеспечить существование ребенка во внеутробных условиях. В физиологическом плане внутриутробная жизнь плода осуществляется в единой нейроэндокринной системе плод—плацента—мать, которые взаимно дополняют ряд функциональных отношений (образование прогестерона, эстериола). От нормального функционирования системы плод—плацента— мать зависит течение антенатального и постнатального периодов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
Цель данной работы – определить физическое развитие детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР).
Материал и методы. Использованы форма № 112/у «История развития ребенка», данные обменной карты новорожденного, антропометрические данные, полученные при профилактических осмотрах детей до года в установленные сроки. Были сформированы две группы. Первую (основную, исследовательскую) составили 185 детей с ЗВУР, вторую (группу сравнения) – 185 детей, которые при рождении имели среднестатистические показатели длины и массы тела.
Результаты. У детей с ЗВУР средние темпы набора массы тела в месяц превышали 1000 г. К шести месяцам жизни показатели физического развития большинства детей с ЗВУР (62%) были ниже, выше или соответствовали средним значениям. К первому году жизни у 74% детей с ЗВУР отмечалась нормализация показателей физического развития.
Заключение. Дети с ЗВУР имели высокие темпы ежемесячной прибавки массы тела, и к году жизни у большинства из них (74%) показатели физического развития соответствовали среднестатистическим.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
Цель данной работы – определить физическое развитие детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР).
Материал и методы. Использованы форма № 112/у «История развития ребенка», данные обменной карты новорожденного, антропометрические данные, полученные при профилактических осмотрах детей до года в установленные сроки. Были сформированы две группы. Первую (основную, исследовательскую) составили 185 детей с ЗВУР, вторую (группу сравнения) – 185 детей, которые при рождении имели среднестатистические показатели длины и массы тела.
Результаты. У детей с ЗВУР средние темпы набора массы тела в месяц превышали 1000 г. К шести месяцам жизни показатели физического развития большинства детей с ЗВУР (62%) были ниже, выше или соответствовали средним значениям. К первому году жизни у 74% детей с ЗВУР отмечалась нормализация показателей физического развития.
Заключение. Дети с ЗВУР имели высокие темпы ежемесячной прибавки массы тела, и к году жизни у большинства из них (74%) показатели физического развития соответствовали среднестатистическим.

Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) – состояние, характеризующееся отставанием в массе или росте плода более чем на два стандартных отклонения и/или ниже среднего значения для данного гестационного возраста либо отклонением показателей массы тела при рождении 0,05). Однако очень низкое физическое развитие в группе детей с ЗВУР регистрировалось практически в два раза чаще, чем в группе сравнения (р 0,05). У детей с ЗВУР при рождении, напротив, отмечалась тенденция к увеличению показателей физического развития. Однако более чем у 10% детей с ЗВУР к году жизни сохранялся очень низкий уровень физического развития.

При ЗВУР 1-й степени 83% детей имели средний уровень физического развития, 17% – выше среднего. При ЗВУР 2-й степени все дети имели средний уровень. При 3-й степени у 42% детей зарегистрирован средний уровень, у 40% – ниже среднего, у 18% – очень низкий. На рисунке 4 представлены показатели физического развития в 12 месяцев жизни в зависимости от степени ЗВУР при рождении. У большой части детей с ЗВУР при рождении физическое развитие к году соответствовало среднему уровню независимо от степени ЗВУР при рождении. Практически у каждого пятого ребенка с 1-й и 3-й степенью ЗВУР при рождении к 12 месяцам жизни показатели физического развития оставались очень низкими.

Гармоничное физическое развитие (соответствие массы тела росту ребенка) зафиксировано у 43% детей с ЗВУР в возрасте шести месяцев, дисгармоничное (дефицит массы тела) – у 57% детей. В группе сравнения данные показатели составили 76 и 24% соответственно. Причем дисгармоничное развитие в большей степени (67% случаев) обусловлено дефицитом массы тела, в меньшей (33%) – избытком массы тела. В возрасте 12 месяцев у детей с ЗВУР гармоничное физическое развитие зарегистрировано в 86% случаев, дисгармоничное – в 14%, в группе сравнения – в 88 и 12% случаев. Дисгармоничное развитие было связано с дефицитом массы тела (рис. 5).

Дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела достоверно чаще (р 0,05).

В исследовании наблюдались высокие темпы росто-весовых показателей в группе детей с ЗВУР. При этом значения коррелировали со степенью тяжести ЗВУР при рождении. К 12-месячному возрасту большая часть детей с ЗВУР при рождении достигла среднестатистических показателей физического развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector