Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.
У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.
Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!
1-й месяц
В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.
2-й месяц
Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.
3-й месяц
Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.
4-й месяц
В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.
5-й месяц
Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.
6-й месяц
Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.
7-й месяц
Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.
8-й месяц
В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.
9-й месяц
Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.
10-й месяц
Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.
11-й месяц
Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.
12-й месяц
Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.
Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.
Советы каждому родителю.
Знаете ли вы, что с каждым приёмом пищи до 75% питательных веществ способствуют развитию головного мозга вашего ребёнка? Или что более 80% головного мозга вашего ребёнка формируется до 3 лет?*
С каждым объятием и поцелуем, с каждым полноценным приёмом пищи, с каждой игрой вы помогаете развивать головной мозг своего ребёнка.
Вот несколько советов, которые помогут обеспечить вашему ребенку наилучшее начало жизни:
Уход за ребёнком: новорожденный
Знаете ли вы?
Через несколько дней после своего рождения младенцы начинают улыбаться в ответ на улыбку окружающих.
- Предоставляйте малышу возможность видеть, слышать, свободно двигаться и прикасаться к вам. Вы увидите, что шевеления рук и ног вашего малыша хаотичны. Постепенно ваш кроха научится контролировать свои телодвижения.
- Посмотрите в глаза своему малышу и улыбнитесь в ответ на его улыбку. Вы увидите, как ваш малыш позитивно реагирует на выражение вашего лица, движения и жесты.
- Разговаривайте с малышом мягким голосом, имитируя детский лепет. И отец, и мать, а также все, кто заботится о ребёнке, должны общаться с новорожденным. Вы заметите, что малыш слышит вас и скоро начнёт запоминать и копировать ваши слова.
- Мягко меняйте тон своего голоса. Говорите медленнее/быстрее, тише/громче, повышайте/понижайте тон. Наблюдайте при этом за выражением лица и движениямисвоего малыша и вы заметите, что он взаимодействует с вами.
- Положите малыша на животик и потрясите перед ним погремушкой или позвените колокольчиком . Медленно переместите погремушку вверх, для того чтобы малыш приподнял головку и плечи и следовал глазами за движением игрушки. Это поможет вашему малышу следить за перемещением предмета и практиковать поднятие головки и плеч.
- Нежно успокаивайте, поглаживайте и держите своего малыша на руках. Вы увидите, как ваш ребёнок утешается, он рад, что вы с ним и прижимаете его к себе.
- Телесный контакт. Возможность чувствовать и слышать вас, улавливать ваш запах придаст вашему малышу ощущение спокойствия и безопасности.
Уход за ребёнком; от 1 до 6 месяцев
Знаете ли вы?
Дети в возрасте от одного до трёх месяцев лучше всего могут видеть предметы, находящиеся от них на расстоянии 20-30 см. К трём месяцам диапазон зрения детей расширяется.
- Предоставьте своему малышу возможность видеть, слышать, чувствовать, свободно двигаться и прикасаться к вам. В вашем ребёнке будет постепенно развиваться чувство доверия к вам.
- Медленно перемещайте цветные предметы для того, чтобы ваш малыш мог видеть и дотягиваться до них. Простая домашняя игрушка, например погремушка, может привлечь интерес вашего ребёнка к звукам, которые она издаёт.
- Улыбайтесь и смейтесь со своим малышом. Вскоре вы увидите, как он начнёт улыбаться вам в ответ.
- Разговаривайте со своим малышом и имитируйте его звуки или жесты. Вы увидите, как его взгляд постепенно будет фокусироваться на вашем лице, и он станет пытаться подражать вам.
- Помогите своему малышу следовать взглядом за предметом. Когда он видит предмет, медленно передвигайте его из стороны в сторону, вверх и вниз. Вы заметите, как ребёнок старается следить за предметом своими глазами.
- Помогите своему малышу дотянуться до безопасного предмета. Возьмите, например, пластиковый стаканчик. Вы увидите, как ребёнок пытается схватить или прикоснуться к нему.
- Вырежьте простые картинки знакомых предметов, людей и животных. Попытайтесь сделать их разноцветными, разной текстуры, изображающими разнообразные сцены и лица. Рассказывайте о картинках, когда ваш малыш смотрит на них. Вы сможете наблюдать, как он прислушивается к тому, что вы ему говорите, и участвует по-своему в этой беседе.
Играйте с малышом. Положите его на животик и медленно проведите пальцами по спине. Затем быстро и аккуратно пощекочите его, сказав: «Вот мои пальцы, вот они идут, всё ближе и ближе тебя достают». Чтобы изменить игру, можете медленно или быстро провести пальцами по животику, и, немного подождав, пощекотать малыша. Вы увидите, как малыш выражает свой восторг, смеясь или взвизгивая.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЕ
Развитие ребенка в утробе матери происходит постепенно в течение всех 9 месяцев беременности. Но в первом триместре (до 12 недель) происходит формирование всех органов и систем организма — это наиболее важный этап развития эмбриона, а во втором и третьих триместрах ребенок быстро растет, набирает в весе, готовится к жизни вне утробы матери. Рассмотрим основные моменты развития по неделям. Кстати, именно эти недели (касаемо первого триместра) считаются наиболее опасными для малыша. Любое негативное воздействие может привести к формированию патологии или выкидышу.
Каковы же примерные этапы развития ребенка в утробе матери по неделям?
Итак, начнем с 5 недели гестации (это приблизительно 1 неделя задержка менструации у женщины, считаем в соответствии с акушерскими сроками). Размер эмбриона всего 3 миллиметра, а у него уже начинает формироваться нервная трубка, сердце и легкие, щитовидная железа.
6 неделя — у эмбриона появляются зачатки рук и ног. На УЗИ уже отчетливо различаются 2 полушария мозга. Начинается формирование кишечника. Длина эмбриона достигает 7 миллиметров.
7 неделя. Уже видны межпальцевые промежутки. На УЗИ видны впадинки (глаза эмбриона), носовая складка и слуховое возвышение — будущие ушки. Длина эмбриона — 8 мм.
8 неделя. В эти 7 дней эмбрион очень быстро растет, в начале недели он размером 15-20 миллиметров, в конце недели — в 2 раза больше. У эмбриона начинают формироваться черты лица. Вырисовываются ушки, нос, шея.
9 неделя. Пальцы на руках и ногах уже четко очерчены. Происходит интенсивное развитие кровеносной системы.
10 неделя характеризуется развитием сосательного рефлекса у плода.
К 12 неделе плод обладает хорошей чувствительностью, это свидетельствует о развитии у него центральной нервной системы. Отмечаются реакции не только на прикосновения, но и дыхательные. Костная система постепенно становится прочнее. Таким образом, происходит развитие ребенка в утробе матери в первый триместр беременности.
В 13-14 недель половые органы мальчиков достигают таких размеров, что становятся видны при ультразвуковом исследовании на хорошем аппарате опытному специалисту.
16 неделя характеризуется окостенением черепа и повышением подвижности ребенка, хотя, шевеления большинство будущих мам еще не замечают. Активно развивается мышечная система. Весит малыш уже около 180 граммов и имеет рост 13-14 сантиметров.
В 20 недель беременности ребенок все больше становится похожим на симпатичных младенцев, которых мы видим на обложках журналов. Голова по отношению к телу становится более пропорциональной. Правда, тело полностью покрывается «пушковыми» волосами, которые, в большинстве своем, пропадут к моменту родов, а жировой прослойки почти нет, из-за чего малыш выглядит худым. Но это не мешает ребенку активно двигаться внутри мамы, и она уже это замечает. Рост ребенка достигает 19 сантиметров, а вес 300 граммов.
В 24 недели беременности ребенок имеет такой же в цифрах рост, вес 600-700 граммов. Он активно двигается, сердечко стучит, и его удары уже прослушиваются через акушерский стетоскоп, если не мешает плотная жировая прослойка на брюшной стенке матери и расположенная по передней стенке матки плацента. Малышей, преждевременно родившихся на этом сроке, врачи могут выходить при наличии современного оборудования, высококвалифицированных неонатологов и прочих благоприятных условий.
В 28 недель беременности ребенок уже может различать звуки, при ультразвуковом исследовании, если провести эксперимент, будет видно — какая музыка или интонация голоса малышу нравится, а какая нет. Вопреки распространенному мнению, источник звука совсем необязательно располагать в районе живота матери, так как звуки он слышит через мамины уши. А со стороны брюшной стенки он надежно защищен околоплодными водами, которые «гасят» почти все звуки. Чтобы понять, как слышит ребенок, будучи в утробе матери, попробуйте включить музыку и нырнуть с головой ванну.
В 32 недели ребенок вполне жизнеспособен, рождается с весом 1500-2000 килограмма. Однако дыхательная система его еще не приспособлена к жизни вне утробы матери, а потому ему следует находиться в «кювезе», где поддерживается постоянный уровень температуры и влаги. Отсутствуют многие жизненно важные рефлексы.
В 36 недель ребенок уже почти готов к рождению, жировая прослойка на его теле становится больше. Кожа становится более гладкой, «пушковые» волосы выпадают (при рождении они в совсем небольшом количестве могут остаться на спинке малыша). Сосательный рефлекс присутствует, а это значит — он сможет сосать грудь своей матери, что очень важно как в плане его здоровья, так и психологического контакта матери и ребенка.
38-40 недель — здоровый ребенок полностью жизнеспособен.
Таковы основные этапы развития ребенка в утробе матери.
Нравственное развитие ребенка достаточно тесно связано с интеллектуальным.
В самом деле, для того, чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного интеллектуального уровня.
Выделяются три этапа нравственного развития ребенка.
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет)
На этом этапе детские поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не слишком принимается в расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На более позднем этапе суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет)
Нравственная позиция ребенка на этом этапе не сформирована, и он предпочитает ориентироваться на принципы других людей. Поначалу его суждения основываются на том, получит ли его поступок одобрение людей или нет. Ближе к 12-13 годам суждения ребенка начинают выноситься в соответствии с установленным порядком, уважением к существующим порядкам.
Постконвенциональный уровень (с 13 лет)
Считается, что только с тринадцатилетнего возраста у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. То есть, у подростка появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих.
Нравственность по-женски
Любопытно, что вышеприведенная концепция Кольберга подверглась осуждению среди его сотрудниц-женщин. Они заявили, что Кольберг разработал систему мужских ценностей, не приняв во внимание, что женщины больше ориентированы не на самоутверждение и справедливость, а на заботу о другом человеке, и таким образом низвел женщин до конвенционального уровня развития.
Поэтому одна из сотрудниц Кольберга, Гиллиган, разработала схему нравственного развития специально для девочек.
Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать человека, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред, — «эгоистом». Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.
Уровень 1: самоозабоченность
На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.
Уровень 2: самопожертвование
Социальные нормы, которым большей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора.
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.
Уровень 3: самоуважение
На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления.
Впоследствии Кольберг, автор «мужской» версии нравственного развития человека, впоследствии исключил из своей классификации постконвенциональную стадию, так как критики сочли ее чрезмерно «эгалитаристской» и носящей на себе слишком явную печать западной культуры.
Развитие детей — этапы развития ребенка до 1 года 7 месяцев. Ребенок до 1 года 7 месяц жизни. Что должен уметь ребенок.
Развитие ребенка — посмотрите на семимесячного малыша! Какое чудесный ребенок, какие удивленные, требовательные и умные глазки. На лице сияет улыбка, он приветлив и в тоже время стремителен к постижению истины жизни. ребенок подвижен, он становится на коленки, пытается переползти к интересной игрушке, он постоянно в движении и познании окружающего мира. Смешной и милый, уморительно озабоченный!
Этот месяц быстрого развития ребенка — период бурного развития речи, интенсивного ползания и первых шажков по кроватке.
Конечно, не все дети еще способны на такое, но они учатся! Стимулируйте развитие вашего ребенка и для ползания предоставьте ему свободу движения, спустите на пол, обеспечьте ему безопасность в квартире. Эта свобода стимулирует не только его движение, но и интеллектуальные способности. Только от родителей зависит развитие ребенка, в какой мере ребенку удастся обрести самостоятельный опыт. Конечно, ребенка надо оберегать от серьезных опасностей, но, тем не менее, ему надо дать как можно больше свободы действий, чтобы он смог накопить нужный опыт и развиваться.
В семь месяцев развития ребенка он активно манипулирует игрушками. В этот период ребенок интересуется первыми книжками.
Первые книги для развития детей должны быть изготовлены из толстого картона (такие книги тяжелее порвать), полиэтилена (не токсичного!) для игры в ванной, ткани (чтобы лежать и мять их) и прочих прочных и безопасных материалов. Такие книги дети изучают с огромным удовольствием. Пусть в этих книжечках будут изображены простые и понятные предметы, первый счет, алфавит. Рисунки должны быть крупными, яркими, одиночными с четкими контурами.
В этом возрасте уже можно дать ребенку крупные цветные кубики, шары, первые коробочки-вкладыши или первые большие рамочки (например, Монтессори), пластмассовые емкости для игры в ванной, резиновые игрушки, плавающие игрушки для игры с водичкой. Все эти игрушки доставят огромное наслаждение вашему ребенку!
Приблизительно в 7 месяцев развития ребенка он способен узнавать свое имя и, услышав, реагировать на него, — это важный признак познания своего собственного “Я”.
На вопрос: «Где стол, стул или прочее….?» — ребенок уже легко и быстро находит знакомый предмет. Когда вы говорите с ребенком, или что-то ему показываете, обязательно комментируйте все, объясняйте подробно картинки, сочиняйте сказочки. Например, так: “Это круглый, оранжевый, сочный апельсин”.
Для развития детей необходимо как можно больше разговаривать с ребенком! С каждым днем он будет все больше и больше понимать вашу речь, стремиться к общению с вами.
В 7 месяцев развития дети подолгу лепечат и очень любят повторно произносить одни и те же слоги.
Появляются первые осознанные слова и слоги: “ма-ма-ма”, “ба-ба-ба”, “па-па-па” и пр. Это очень радует родителей.
Ваш ребенок постепенно приспосабливается к новой пище.
Конечно, материнское молоко остается для вашего ребенка еще очень важной составной частью его меню. Но ребенок, наверняка, уже познакомился с кашей, овощным или фруктовым пюре. Родителям не следует забывать, что ребенок должен не просто кушать, но и получать чувственное удовольствие.
Развитие ребенка во время еды. Понаблюдайте за вашим ребенком! Этот непоседа постоянно тянет свои ручонки в кашу и все тщательно ощупывает. Он осваивает пищу, как и любые игрушки. Позвольте ему это, потому что это естественный процесс для маленького исследователя.
Очень важно помнить, что не следует кормить ребенка насильно! Если ребенку не нравится новая пища, проявите ваше терпение и все у вас получится!
У многих детей в этот период прорезываются первые зубки.
Сначала появляются первые два нижних резца, а вскоре – четыре верхних. Первыми признаками прорезывания зубов могут быть усиленное отделение слюны, плохой сон, отказ от еды, иногда небольшое расстройство желудка, легкая простуда на фоне снижения иммунитета, просто общая раздражительность. Ребенку можно помочь в этот сложный период. Дайте ему погрызть специальные прорезыватели для зубов, слегка их охладив в холодной воде, или помассируйте десенки с раствором ромашки. Если боль сильно беспокоит ребенка, можно смазать десна специальными обезбаливающими гелями для десен при прорезывания зубов.
Автор: Редакция Мастерслух
Очень трудно определить, что такое «нормальное» развитие слуха. Все дети разные и, следовательно, у них разные темпы развития. Поэтому нижеописанные этапы дают лишь общее представление о развитии слуха.
Предродовая стимуляция
На 20-й неделе беременности зародыш уже имеет рудиментарный слух. Начиная с этой стадии слух развивается постепенно до рождения ребенка. Зародыш может слышать звуки, поступающие извне. Он воспринимает низкочастотные звуки намного лучше, чем высокочастотные.
0-4 месяца
Ребенок пугается внезапных или громких звуков и начинает локализировать звуки глазами или движением головы.
3-6 месяцев
Ребенок проявляет интерес к разным звукам и сам начинает издавать звуки. Кроме того, он предположительно узнает знакомые голоса.
6-12 месяцев
Ребенок начинает лепетать и понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока». Также начинает реагировать на простые предложения.
12-18 месяцев
Лепет постепенно превращается в слова. Ребенок может использовать около 20 слов и понимает около 50 слов.
2 года
Чаще всего ребенок может строить простые предложения и пользоваться словарным запасом, состоящим из 200-300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть названия часто встречающиеся в ней предметы.
3-4 года
Ребенок использует слова и предложения для того, чтобы спрашивать, выражать свои желания и чувства. В течение этих двух лет значительно улучшаются произношение и понимание речи, и расширяется словарный запас.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в О слухе
Шум в ушах. Вы тоже это слышите?
Тиннитус – объективный симптом или субъективное ощущение? Как это понять и что делать в первом и во втором случае, рассказывает главврач медцентров «МастерСлух» в Краснодаре, сурдолог-оториноларинголог Владимир Гауфман.
Имеете право. Все о льготных слуховых аппаратах
Вы спрашиваете и постоянно интересуетесь на приемах, как получить льготный слуховой аппарат, – мы отвечаем. Алгоритм получения бесплатного слухового аппарата.
Аудиопроцессоры будущего уже доступны по ОМС в сети «МастерСлух»
Посоветуйтесь со своим врачом и выберите для себя или ребенка новый уровень комфорта и невероятные возможности, которые открывают высокотехнологичные процессоры. Читать далее →
Сергей Сергеевич Ермолаев,
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональном диагностики
Основные этапы развития речи ребёнка с современной медицинской точки зрения можно разделить в соответствии со следующей классификацией:
1. Подготовительный (от 0 до 1 года). В этом периоде малыш может только очень простым способом заявить о своих желаниях. Это, во-первых, крик: с 1 месяца начинается так называемое «гуление» (протяжные звуки и различные их вариации: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и тому подобные). С 6 месяцев в речи ребёнка появляются слоги «ма», «па», «ба» — этот этап называется лепет, когда артикуляционный аппарат начинает формирование к подготовке первых слов. Только пройдя подготовительный этап, ребёнок может развивать свою речь дальше.
2. Преддошкольный (от 1 до 3 лет). Примерно от года до полутора лет появляются так называемые усечённые слова «апа» — лампа, «кука» — кукла. Ребёнок уже различает предметные понятия и действия и часто использует по отношению к предметам дополнительные слова, обозначающие использование определённого предмета «предглаголы-действия», которые заменяют порой несколько слов-действий – например, «ДИ» «АПА» – включи лампу, «ДИ» «КУКА» – дай куклу, «ДИ» «АКА» – смотри собака, ребёнок может показывать на разные картинки и предметы и произносить «ДИ» (что это?), и в этом случае родители должны терпеливо называть интересующий ребёнка предмет. В этом периоде расширяется пассивный запас слов. Ближе к 2 годам начинают формироваться первые фразы. На 2-ом году жизни начинается период различения фонем (фонема – это минимальная смыслоразличительная единица языка, не имеющая самостоятельного лексического или грамматического значения, но служащая для различения и отождествления значимых единиц языка восприятия).
Наибольшие сдвиги в развитии происходят в 1 г. 7 мес. – 1 г. 10 мес. Считается, что к 2 годам первичный у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – АПА ДИ – лампа светит, АША -ДЕТ –машина едет). Словарный запас составляет от 50 слов.
К 3 годам развития ребенок уже начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Кто?». В его лексиконе появляются предлоги, а также прилагательные и местоимения. Малыш все увереннее складывает предложения из трех-четырех слов, учится согласовывать их в числе, роде, а также падеже, хотя ошибки конечно неизбежны. Словарный запас составляет до 200 слов.
Важно отметить и о влиянии грудного вскармливания. Длительное поддерживание сосательного рефлекса (до 1,5 – 2 лет) укрепляет грубые мышечные волокна, отвечающие за высасывание молока, что не даёт в должной степени развиваться мелким волокнам языка, отвечающим за звуки и буквы, и возникают уже искусственно сформированные дефекты речи.
3. Дошкольный (3 – 7 лет). Данный этап характеризуется активным общением ребёнка с родителями и окружающим миром. Ребенок задает вопросы (чем дальше, тем больше), слушает ответы. Он воспроизводит слова родителей или пересказывает сказку, которую с ним читали. В общении малыш употребляет обобщающие слова, применяет все части речи, его словарный запас растет, и малыш стремится его опробовать. В этом возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений. Словарный запас в этом периоде может достигать 2-3 тысяч слов.
4. Школьный (с 7 лет). У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно до 7 тыс. слов, в отдельных случаях — до 10 тыс. слов. Преобладают при этом в речи существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Доминирует процент конкретных существительных, что объясняется тем, что ребенок мыслит предметными категориями.
В дальнейшем этапе речь становится полностью сформирована как у взрослого человека, и идёт быстрое обогащение речи новыми понятиями. Обороты речи становятся сложными, ребёнок активно сочиняет, фантазирует.
Во все описанные этапы возможны логопедические проблемы в произношении букв и звуков, которые не связаны с интеллектом ребёнка, что требует планомерной работы с хорошим специалистом в спокойном режиме.
Хронологически возраст, физическое развитие и навыки обычно следуют рука об руку. Поскольку в норме существуют границы изменений роста с возрастом, так же существуют пределы, в которых приобретаются новые навыки. Важные навыки развития называют этапами развития.
Когда рассматривают основные этапы развития, обращают внимание на:
• средний возраст — возраст, когда половина детей стандартной популяции достигают определённого уровня, он служит показателем наиболее вероятного достижения этапа развития, но не говорит нам о том, выходят ли навыки ребёнка за пределы нормы;
• возрастной предел — возраст, к наступлению которого навыки следует приобрести. Обычно возрастным пределом считают возраст, отличающийся от среднего на два стандартных отклонения, этот показатель более точно, чем средний возраст, указывает на нормальное развитие ребёнка, несоответствие ему подтверждает необходимость вмешательства с использованием более детального осмотра, обследования или лечения.
Различие между средним возрастом и возрастным пределом может быть продемонстрировано при описании границ для такого важного момента развития, как ходьба без поддержки. Процент детей, которые делают свои первые шаги без поддержки, равен:
• 25% к 11мес;
• 50% к 12мес;
• 75% к 13мес;
• 90% к 15мес;
• 97,5% к 18мес.
Средний возраст начинающих ходить — 12 мес — указывает на нормальное развитие ожидания, хотя возрастные границы широки. Возрастной предел — 18 мес (2 стандартных отклонения от среднего). Из тех, кто не достиг пограничного возраста, многие будут нормально ходить, но у некоторых есть сопутствующие проблемы со здоровьем, такие как церебральный паралич, первичное заболевание мышечной системы или общая задержка развития.
У немногих может быть недостаточная мотивация из-за социальной депривации. Таким образом, любого ребёнка, который не начал ходить к 18 мес, необходимо осмотреть и обследовать. Именно поэтому 18 мес могут быть «пограничным возрастом» для детей, которые не начали ходить. Установка более раннего возрастного предела позволит раньше выявить проблему, но также увеличит количество детей, подходящих под определение «отстающие в развитии», которые в действительности нормальные.
У разных детей существуют варианты схемы двигательного развития. Например, нормальное двигательное развитие — прогресс от неподвижности до ходьбы, но не все дети развиваются одинаково. В то время как одни уже научились ползать на четвереньках (83%), другие сидят или ползают на животе по полу.
Очень немногие просто встают и идут. Схема локомоторного развития (ползание на животе, на четвереньках, на попе, вертикальная ходьба) представляет собой возраст, когда ребёнок сидит, стоит или ходит.
Ограничение возраста начала ходьбы 18 мес применимо преимущественно к детям, у которых ползание на четвереньках — предыдущая стадия двигательного развития. Дети, которые ползают на животе или сидят, склонны позже начинать ходить, чем ползающие на четвереньках, поэтому среди детей, которые к 18 мес не начали ходить, могут быть дети с вариантом схемы локомоторного развития и все еще соответствующим норме развитием.
Например, среди детей, начавших сидеть, к 18 мес 50% будут самостоятельно ходить, а к 27 мес — 97,5%, т.е. даже позже тех, кто первоначально ползал на животе.
Оценка развития недоношенных детей
Если ребёнок рождён недоношенным, для оценки возраста приобретения навыков следует отталкиваться от даты ожидаемого рождения. Таким образом, ожидаемые навыки развития 9-месячного ребёнка (хронологический возраст), рождённого на 3 мес раньше, в возрасте 28 нед беременности, скорее всего, будут соответствовать 6-месячному ребёнку (возраст с поправкой).
Поправка на возраст не требуется после двух лет, когда число недоношенных недель уже не будет влиять на развитие ребёнка.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.
Задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить'»? Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка. Речевые проблемы — это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.
Примерный возраст и умения ребенка:
4 месяца: Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г» (гулит).
- 8 месяцев: Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное, и увиденное.
- 10 месяцев: Произносит серии одинаковых слогов: «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет).
- 1 год 2 месяца: Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба», «дя» и т.п. Реагирует на свое имя.
- 1 год 6 месяцев: «Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.
- 1 год 8 месяцев: Активно произносит двухсложные слова: «тетя», «кися» и т.п. Стремительно растет словарный запас.
- 1 год 10 месяцев: Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов («синя» — машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
- 2 года — 2 года 2 месяца: Говорит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».
- 2 года 2 месяца — 2 года 6 месяцев: Произносит простые предложения из трех — четырех слов: Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.
- 3 года: Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трех лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей — проявить терпение и понимание.
- 4 года: В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
- 5 лет: В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
- 6 лет: Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.