Этапы развития новорожденного

Стадии жизни > 0-6 месяцев

Этапы развития новорожденного

В первые три месяца жизни ребенка в новинку все: для вас – роль родителей, а для вашего малыша весь мир. Уделите достаточно времени знакомству с вашим ребенком и создания тесного душевного контакта.

Периоды сна и бодрствования постепенно приспосабливаются к ритму день-ночь. Но не радуйтесь слишком рано: у каждого ребенка это происходит по-разному, и сон продолжается не более 6 часов за раз.

Даже если у вас создастся впечатление, что ваш малыш только спит, пьет и кричит, он все время развивается. С каждым днем он становится не только больше и крепче, но и внимательнее и активнее. Он учится поднимать голову, лежа на животе, и, может быть, даже поворачивать ее, если что-то интересное привлечет его внимание.

У младенцев интерес к лицам является врожденным. В начале ребенок воспринимает их упрощенно, он узнает только лица мамы и папы.

Важный момент наступает на 6 – 8 неделе: первая улыбка малыша. Ей он награждает повернутые к нему лица родителей и всех окружающих.

Крик младенца становится более дифференцированным. Через три месяца в крике становятся различимыми первые звуки. В конце первого полугодия своей жизни малыш уже пытается имитировать звуки и начинает бормотать. Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем быстрее он начнет понимать структуру речи.

Хаотичные рефлекторные движения рук и ног становятся более спокойными и скоординированными. Ребенок начинает рассматривать свои ручки, берет их в рот или складывает их на груди. Так он готовится к следующему этапу своего развития – целенаправленному хватанию.

Начиная с 4 месяца ваш малыш вступает в новый мир – он начинает отдаляться от родителей. Если до сих пор он уже сумел накопить положительный опыт, он с полным доверием относится к своему окружению. Он воспринимает его с огромным любопытством, сопровождая все сияющей улыбкой и мелодичными звуками.

Традиционно выделяют семь основных этапов физического и психического развития ребенка. И, конечно, все этапы развития ребенка очень важны, различаются своими особенностями. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Этап развития І — внутриутробный

Данный период от зачатия до родов в среднем длиться 280 дней. В этот период происходит закладка всех систем органов, а по мнению некоторых специалистов, и первые бессознательные впечатления и воспоминания об окружающем мире.

Этапы развития новорожденного

Этап развития ребенка ІІ — неонатальный период

Этот этап охватывает первый месяц жизни ребенка. В это время малыш слаб и уязвим – наименьшие изменения условий внешней среды могут оказывать воздействие на его состояние. В данный период крайне важно обеспечить за новорожденным правильный уход и поддерживать комфортные условия его жизни.

Этап развития ІІІ — грудничковый

Он длится с двадцать девятого дня жизни до одного года. Ребенок активно растет и познаёт внешний мир, учится владеть своим телом — сидеть, ползать, ходить и пр. В грудничковый период у детей начинают резаться зубки. Родители детей до одного года должны тщательно следить за их здоровьем и при возникновении наименьших тревожных симптомов обращаться к доктору.

Этап развития ІV — преддошкольный период (ясельный)

Этот этап продолжается от одного года до трёх лет. Умения и навыки ребенка (физические и психологические) в это время совершенствуются очень быстро, улучшается мышление и речь, продолжается активный рост организма. В этом периоде основной формой деятельности ребенка является игра, посредством которой он узнаёт главные закономерности нашего мира и учится вести себя в разных ситуациях и ролях. Дети такого возраста учатся общаться с одногодками, стремятся к играм с другими детьми, благодаря чему возникает риск инфекционных заболеваний (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка и пр.).

Этапы развития новорожденного

Этап развития ребенка V — дошкольный

Он длится от 3 до 7 лет. В данный период дети уже готовы к освоению сложных навыков – катание на двухколесном велосипеде, шитье, вышивание и пр. В шестилетнем возрасте, как правило, начинают расти коренные зубы.

Ясельный и дошкольный периоды являются основными этапами развития речи. Особенно важно в это время обеспечить ребенка большим количеством правильных речевых примеров для подражания, говорить с ребенком как можно больше, читать ему вслух, поощрять его речевую активность, тщательно контролировать чистоту и правильность речи.

Этап развития VI — младший школьный возраст

Этот период выпадает с 7 до 12 лет ребенка. Мышцы и скелет малыша в данном возрасте становятся намного крепче, молочные зубы полностью выпадают и появляются коренные. В период младшего школьного возраста происходит активное развитие внимания. Ребенок учится контролировать собственное поведение, заставлять себя усилием воли концентрироваться на задаче, поставленной перед ним.

Этап развития VII — старший школьный возраст

Этап полового созревания, который в среднем начинается в 12 и продолжается до 16-17 лет.

Этот период характеризуется очередным «скачком» в развитии и росте, в результате чего многие системы детского организма становятся неустойчивыми, нередко встречаются функциональные нарушения. Крайне важно на этом этапе обеспечить ребенку разнообразный и полноценный рацион, с правильным соотношением минералов, витаминов, жиров, белков и углеводов.

Каждый день вы рассказываете, читаете и показываете, передавая ребенку большой объем новой информации. Усвоить знания крохе помогает внимание. Узнайте, как развивается этот «механизм», и какие типы внимания особенно пригодятся малышу в самом начале учебного пути.

Что является обязательным условием успеха развивающих занятий? Комплексный подход! Мало начать учить малыша читать, считать или рисовать. Вместе с этими познавательными активностями нужно развивать и психические механизмы, которые позволят крохе усвоить и сохранить новую информацию. В первую очередь, речь идет о развитии памяти и внимания.

Умение внимательно слушать, что говорит мама, и сосредоточенно выполнять задание не только поможет лучше усвоить новые знания. Этот навык особенно пригодится в школе: внимательный малыш не будет отвлекаться на уроках, не пропустит ни слова учителя, поймет и запомнит правила и аккуратно выполнит домашние задания!

Для того чтобы начать развивать внимание ребенка, необходимо понять, как естественным образом работает этот механизм — в каком возрасте какой тип внимания формируется.

Знание этапов развития внимания у детей пригодится и в планировании развивающих занятий. К примеру, собираясь рассказать крохе поучительную сказку, задумайтесь о том, как много значимых деталей истории стоит включить в свое повествование, ведь на разных этапах развития внимания малыш сможет воспринять и усвоить различный объем подробностей! И если слишком много подробностей утомят трехлетнего малыша, то недостаток деталей заставят четырехлетнего ребенка заскучать, ведь его внимание уже способно удержать больше информации.

Внимание — с первых дней жизни

Задерживая взгляд на ярком предмете, поворачивая головку туда, откуда звучит голос мамы, разглядывая лицо папы, новорожденный заявляет о том, что внимание — то есть способность сосредоточить сознание на определенном объекте, дано ему от рождения.
Правда, с момента рождения и до младшего дошкольного возраста (4 года) внимание малыша в основном носит непроизвольный характер: едва интересный объект перестает волновать ребенка, он тут же отводит взгляд.

Такое непроизвольное внимание развивается естественным образом — вместе с расширением сфер интересов малыша. Иначе обстоит ситуация с целенаправленным (или — произвольным) вниманием, которым человек может управлять, ставя перед собой соответствующую задачу.

Первые зачатки произвольного (управляемого) внимания у малыша можно наблюдать на втором году жизни, когда под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.

Управляемое внимание

На третьем и четвертом году жизни закладывается фундамент произвольного внимания. В этом возрасте ребенок интуитивно и с помощью наставлений взрослого учится распределять внимание между двумя предметами или действиями.

К пяти годам малыш способен направлять внимание, следуя устной инструкции взрослого.

В 5−6 лет произвольное внимание развивается до «самоинструкции». Ребенок уже умеет самостоятельно направлять свое внимание, которое к тому же становится более устойчивым в активных играх и при выполнении различных действий и заданий.

Именно управляемое внимание лежит в основе успеха развивающих занятий. Сначала по просьбе взрослого, а вскоре и самостоятельно малыш начинает внимательнее рассматривать картинку или слушать рассказ, а значит — замечать и выделять для себя больше интересных деталей. Так, благодаря работе внимания и памяти расширяется кругозор ребенка, он овладевает новыми видами деятельности и учится применять полученные знания.
И если в целом внимание развивается естественно — в соответствии с потребностями и задачами, которые стоят перед малышом, то для воспитания избирательного внимания и умения сконцентрироваться пригодятся игры и упражнения. Эти типы внимания помогут не только в домашних развивающих играх, но и будут способствовать успехам в школе, ведь они помогают малышу не отвлекаться от основной темы занятия и удерживать внимание, несмотря на то, что происходит вокруг — в классе, где будет много других малышей.

В 2004 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла стратегию по репродуктивному здоровью в целях скорейшего продвижения к достижению глобальных целей и задач, таких как Цели тысячелетия в области развития (ЦТР). Стратегия была одобрена всеми 53 государствами-членами Европейского региона ВОЗ. Одним из пяти основных аспектов стратегии является укрепление здоровья матерей и новорожденных.

Вопросы охраны материнского, перинатального здоровья и здоровья новорожденных касаются каждого человека, общества в целом и каждой страны в отдельности. Достижение ЦТР 5 (улучшение охраны материнства) является крайне важным для достижения ЦТР 4 (сокращение детской смертности).

Говоря о здоровье матери, мы имеем в виду здоровье женщин во время беременности, родов и в послеродовой период. Перинатальное здоровье – это здоровье ребенка, начиная с полных 22 недель беременности матери, и до момента, когда после рождения ребенка прошло полных 7 дней. Здоровье новорожденных – это здоровье младенцев в первый месяц жизни. Здоровое начало жизни в перинатальный период влияет на здоровье в младенческом возрасте, в детстве и во взрослом состоянии.

Здоровье будущих родителей до зачатия и беременности

Общее состояние здоровья будущих родителей и выбранный ими образ жизни может повлиять на фертильность, здоровье матери, а также на вероятность развития у детей хронических состояний на более поздних этапах жизни. Здоровый образ жизни предполагает здоровое питание, физическую активность и отказ от нездоровых форм поведения (например, от курения, противозаконного употребления наркотиков, употребления алкоголя и небезопасного сексуального поведения). Будущие родители должны пройти скрининг на возможные проблемы со здоровьем. Если таковые есть, то следует поставить правильный диагноз и пройти курс лечения для обеспечения оптимального здоровья матери и новорожденного.

Беременность

Во время беременности, когда женщина готовится стать матерью, меняется динамика ее работы и семейной жизни, ее физиологические и психологические потребности. Здоровая окружающая среда и здоровый образ жизни в течение 40 недель беременности очень важны для того, чтобы здоровье женщины, в организме которой происходят перемены, было оптимальным.

В 53 государствах-членах Европейского региона ВОЗ, есть определенные группы женщин, которые подвержены наиболее высокому риску неблагоприятного исхода беременности и родов. Это девушки-подростки, женщины-мигрантки, представительницы народности рома, а также женщины с низким социально-экономическим статусом или уровнем образования. (Плохое репродуктивное здоровье тесно связано с бедностью). Эти группы женщин нередко даже не обращаются за дородовой помощью, а во время беременности подвергаются насилию.

В 2008 г. ЦТР 5 была расширена и появилась Цель 5.В. – «Обеспечить к 2015 году всеобщий доступ к охране репродуктивного здоровья», направленная на сокращение неравенств в социальных детерминантах сексуального и репродуктивного здоровья и снижение материнской смертности.

Высококачественная дородовая помощь (профессиональная медицинская помощь в течение всего срока беременности) крайне важна для мониторинга материнского, перинатального здоровья и здоровья новорожденных. Помимо этого, очень важно просвещать будущих родителей и предоставлять им базовую, доступную для понимания информацию о медицинской помощи.

Хотя большинство беременностей являются неосложненными, высококачественная дородовая помощь необходима для того, чтобы выявлять и вести менее часто встречающиеся случаи осложненной беременности. Согласно имеющимся фактическим данным, своевременная профилактика, меры вмешательства и лечение снижают материнскую и перинатальную тяжелую заболеваемость и смертность, а также тяжелую заболеваемость и смертность новорожденных.

Рождение ребенка

Осложнения в родах могут потребовать оказания незамедлительной профессиональной медицинской помощи. Вот почему высококачественная, основанная на фактах неотложная помощь врачей-акушеров и неонатальная помощь является одним из основных приоритетов ВОЗ для снижения заболеваемости и сокращения случаев смерти матерей и новорожденных.

Послеродовая помощь

Чрезвычайно важно проводить мониторинг здоровья матерей и новорожденных в послеродовой период. Новорожденные подвергаются повышенному риску смерти: 75% случаев неонатальной смерти происходит именно в первую неделю жизни. Доказано, что своевременное выявление опасных симптомов и лечение способствуют сокращению смертности и осложнений.

Грудное вскармливание является наиболее оптимальным для здоровья как матери, так и ребенка, а также имеет огромное значение для здорового начала жизни. Исключительно грудное вскармливание на протяжении шести месяцев обеспечивает новорожденного всеми необходимыми питательными элементами, а также способствует более тесному контакту с матерью. Что касается женщин, благодаря грудному вскармливанию снижается риск развития у них рака яичников и молочной железы, а кроме того, они могут вернуться к своему весу до беременности быстрее, чем в случае использования молочных смесей.

Для женщин, которые были здоровыми во время беременности и после рождения ребенка, выше вероятность остаться здоровыми и на более поздних этапах жизни. Обеспечение континуума медицинской помощи новорожденным, младенцам, детям, подросткам и охраны репродуктивного, материнского и перинатального здоровья составляет часть жизненного цикла женщины. Все эти этапы жизни взаимосвязаны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector