Этапы развития мышления у детей

Этапы развития мышления у детей

Ребенок рождается беспомощным, не способным самостоятельно двигаться, говорить, мыслить. К 7 годам он проходит огромный путь, превращаясь в личность, которая обладает багажом знаний, умений и навыков и имеет сложный внутренний мир. Первые 7 лет жизни малыша – это период физического, умственного и духовного формирования.

Этапы развития дошкольников

Дошкольный возраст – период бурного развития. В это время ребенок учится владеть своим телом, развивается речь, восприятие, внимание, память, воображение, формируется эмоциональная сфера и самосознание. Это возраст формирования и развития у детей умственных способностей.

Этап младенчества (от рождения до 1 года)

В этом возрасте ребенок осваивает координацию, развивает чувственное (сенсорное) восприятие мира – слух, зрение и осязание, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на физическое, психическое и умственное развитие ребенка. Происходит накопление опыта. К году ребенок произносит только отдельные звуки, но понимает почти все слова, которые вы ему говорите.

Этап раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Ребенок становится более автономным, он уже успел насладиться первыми победами, поэтому с удовольствием продолжает развивать навыки и умения. Это возраст «почемучек».

Этап дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Ребенок учится отстаивать свое мнение и проявлять характер. Проявляются первые попытки осознанного контроля эмоциональной сферы.

Этапы развития мышления у детей

Типы мышления

Типы мышления ребенка можно соотнести с возрастными этапами его развития. Зная, какое мышление у детей дошкольного возраста, можно безошибочно подбирать для ребенка развивающие игры.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с младенчества и преобладает до 3 лет.

В это время ребенок просто наблюдает за различными ситуациями. А потом на основе полученного опыта выбирает необходимое действие. Например, вы спрятали игрушку в правой руке, если ребенок выбрал левую и не нашел игрушку, он потянется к правой руке, предполагая, что игрушка может быть там. Такой тип мышления еще называют «метод проб и ошибок».

Наглядно-образное мышление

К 3-4 годам к наглядно-действенному мышлению подключается наглядно-образное.

Этот тип мышления ярко проявляется в способности создавать и воспроизводить образы. Например, рисуя домик, ребенок воспроизводит не конкретный дом, а закрепленный у него образ – стены, крыша, окна.

В этот период важно, чтобы у ребенка была возможность перекладывать существующие образы на бумагу или воплощать их в пластилине.

Логическое мышление

Словестно-логическое мышление характерно для возраста 5-6 лет.

Появляется способность не просто сообщать какие-то факты, а анализировать их. Ребенок с наглядно-образным мышление скажет, что кот – это Мурка, и она живет у соседей. Ребенок со словесно-логическим мышлением ответит, что кот – это животное, и он любит молоко, умеем мурлыкать и ловить мышей.

Этапы развития мышления у детей

Развитие мышления ребенка в соответствии с этапами развития

Чтобы любое обучение было не в тягость и нравилось ребенку, при выборе методик и обучающих игр необходимо учитывать этап его развития и опираться на преобладающий на этом этапе тип мышления.

С момента рождения и до 1 года происходит развитие сенсорного восприятия. Ребенок «думает руками», все, что он хочет, – это потрогать предмет, взаимодействовать с ним. Так развивается двигательный и тактильный (или осязательный) каналы. А это подталкивает к дальнейшему развитию зрительный канал малыша.
Развитие в этот период наглядно-действенного типа мышления – это также «метод проб и ошибок», ребенок старается выбрать правильное действие на основе полученного опыта.
Не препятствуйте этому, позвольте малышу трогать, передвигать и перекладывать предметы.
В этом возрасте ребенку крайне важно приобрести как можно больше опыта. Поэтому выбирайте игры, основанные на перемещениях предметов, изучении различных фактур (вода, песок, крупы), температурных особенностей – теплое, холодное.
Больше разговаривайте с ребенком, у него идет активное накопление словарного запаса. Называя предмет, давайте ребенку его потрогать, по возможности повертеть в руках, переложить в другое место. Таким образом, запоминание пройдет успешнее в силу особенностей развития малыша.

К 3 годам родители вынуждены каждую минуту отвечать на десятки задаваемых вопросов, которые можно разделить на три категории:
Эмоциональные вопросы.
Основная их задача – это получение эмоциональной поддержки. Если в этом возрасте ребенок задает много таких вопросов, значит, он сигнализирует о нехватке внимания и поддержки.
Познавательные вопросы.
Вопросы для получения конкретной информации. Если вы почувствовали, что ребенок задает мало познавательных вопросов, постарайтесь уделять больше внимания развитию мышления малыша, давайте ему больше заданий.
Вспомогательные вопросы.
Ребенок дает понять, что необходима помощь взрослых. Помните, что в этом возрасте ребенок должен стараться быть более самостоятельным.

У ребенка сформирован некий багаж знаний и умений, что-то уже получается, и это приносит удовольствие. Но ребенок еще не видит отличий между игрой и обучением. Это лучшее время для его начала, в это момент можно начинать занятия по развитию мышления дошкольников.

Формирующееся наглядно-образное мышление дает возможность подключать развивающие игры с использованием рисования, лепки, аппликации.

К 6 годам дети начинают мыслить категориями, выделять существенные признаки предмета или явления и относить их к известной категории.
Ребенок готов анализировать свои действия и давать им оценку, оценивать полученный результат и его соответствие запланированному. Основной потребностью этого этапа развития является потребность в общении со сверстниками. Поэтому для развития мышления на этом этапе можно использовать такие коллективные игры, как «Кот в мешке» или «Подбери пару».

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Женская страничка рекоммендует:

  • Воспитание без наказания
  • Стили воспитания детей
  • Купить недорогие детские игрушки
  • Подарки детям на день рождения
  • Дети погодки. Трудности воспитания
  • Факторы стресса в жизни детей

Этапы развития мышления у детей

Развитие мышления у детей

Каждому ребенку, начиная с раннего возраста, интересно познавать окружающий мир, сущность живого и неживого, определять между ними связь, а также максимально проявлять фантазию. На плечи родителей ложится важная задача – помочь своему чаду развиваться, а также излагать мысли самостоятельно. Ну а для того чтоб этот процесс проходил с удовольствием как для малыша, так и для взрослых, педагоги советуют совершать специальные игровые упражнения для развития детского мышления.

Основные этапы развития мышления у детей

Существует 3 этапа становления мышления детей:

Сначала ребенок старается решить самые простые задачи – крутит, тянет игрушки, надавливает на кнопки. Он выявляет причинно-следственную связь, пробуя и совершая ошибки.

На втором этапе развивается предметно-конкретное мышление, для которого уже не нужно подключать руки. Ребенок может свободно представить, что случится, если он выполнит какое-либо из знакомых действий.

Заключительный этап способен развивать абстрактно-логическое мышление. Ребенок уже выражается определенными словами. Дети с хорошим абстрактно-логическим мышлением могут запросто объяснить, например, чем является понятие времени.

В итоге пройдя все 3 этапа развития мышления, у ребенка будет получаться:

• различать предметы и явления;

• объединять связь между разнообразными действиями;

• выявлять похожие и различные черты;

• группировать предметы по общим признакам;

• выделять одну деталь из общего понятия;

• сосредотачиваться на определенной стороне предмета.

Рекомендуемые игры и упражнения для развития мышления у ребенка

1. Самой простой является игра “Найди лишнее”. Ребенок должен выбрать одну или несколько картинок с лишним предметом.

2. Прекрасно развивает мышление игра с карточками под названием “Что ты видишь — расскажи”. Кроха выбирает одну из карточек и говорит, что на ней изображено. Дети постарше могут не называть предмет, а описать его, используя синонимы и ассоциации.

3. Игру “Нравится — не нравится” можно проводить с карточками или без. Необходимо определить предмет или явление и описать, чего в нем больше — привлекательного или отталкивающего. Таким образом, маленький мыслитель научится оценивать предметы.

4. Игра “Одно слово” поможет объединить названные предметы в общее понятие. Например, вилка, кружка и кастрюля – правильным ответом будет “посуда”.

5. “Холодно — горячо” — это отличная игра для определения местонахождения предмета. Родителям следует спрятать какой-либо предмет, а малышу нужно искать его, перечисляя возможные места в доме.

Систематически занимаясь и выполняя упражнения, можно достичь хороших показателей развития мышления ребенка, а также помочь ему изучать разнообразный мир весело и с большим удовольствием.

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Этапы развития мышления у детей

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Обобщение

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Этапы развития мышления у детей

Словесно-логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнкаво многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

Динамика развития мышления в онтогенезе

Развитие мышления ребенка происходит постепенно под воздействием предметной деятельности и общения.

Последовательные ступени интеллектуального развития

  1. Первая ступень интеллектуального развития, генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Манипулирование предметами в раннем детстве вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
  2. Вторая ступень — наглядно-образное мышление — возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Т.е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
  3. Словесно-логическое мышление — третья ступень. Можно приравнять к понятийному мышлению (см. далее). Развивается в школьном возрасте.

Стадии развития мышления

Выделяют две основные стадии развития мышления: допонятийную и понятийную. Между ними можно выделить также переходную стадию.

  1. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
    • нечувствительность к противоречиям,
    • синкретизм (тенденция связывать все со всем),
    • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
    • отсутствие представления о сохранении количества.

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление преобладают на допонятийной стадии развития мышления.

  • Переходная стадия. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к понятийному мышлению:
    • Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
    • На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
    • Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
    • Четвертый этап – у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
    • Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
  • Понятийное мышление.
    • Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
    • Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
  • Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.

    Диагностика мышления

    Существуют различные методики диагностики мышления.

    1. Диагностика наглядно-действенного мышления. Пример: методика «Кубик Рубика». Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают раз­ные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить (например, на любой грани кубика собрать столбец или стро­ку из трех квадратов одного цвета).
    2. Диагностика наглядно-образного мышления. Пример: методика «Лабиринт». Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
    3. Диагностика понятийного мышления. Пример: методика «Определение понятий». Ребенку предлагаются наборы слов и инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

    Большинство методик диагностики понятийного мышления направлены на выявление уровня различных мыслительных операций: обобщения, сравнения и т.п.

    Важнейший психический процесс, который обеспечивает человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно тесно связано с речью, а его результатом является мысль, выраженная в словах. Развивать мыслительную деятельность нужно с самого раннего возраста. Используя логику, ребенок получает знания об окружающем мире и его особенностях.

    Этапы развития

    Существует несколько видов мыслительной деятельности. Каждый из них преобладает в определенном возрасте:

    1. Наглядно-действенное мышление характерно для детей раннего возраста. Чтобы решить поставленную задачу, ребенок выполняет действия с игрушками и другими предметами.
    2. Наглядно-образное мышление – это главный вид мышления у дошкольников, при котором используются образы и предметы.
    3. Логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, позволяет мыслить словами, рассуждениями и понятиями.

    Предпосылками для формирования логического мышления является умение совершать мыслительные операции, усвоение действий со словами. Уровень развития каждого из видов влияет на успешность обучения ребенка в школе, внимательность, скорость восприятия и усвоения материала. В дальнейшем этот уровень определяет способность воспринимать материал в процессе обучения.

    Роль логического мышления у дошкольников

    Развитие логического мышления у дошкольников – сложный процесс. Мальчик или девочка учится анализировать, делать правильные выводы, видеть пути решения задач. Начинать развивать логику нужно с 3 лет. Использовать для этого игры, упражнения, головоломки. С помощью взрослых дети получают знания, изучают понятия, явления и процессы окружающего мира. Если ребенок получает сведения из разных источников, его логика развивается наиболее интенсивно и активно. Хорошо развитое логическое мышление позволит будущему ученику:

    • понимать причинно-следственные связи;
    • разбивать предметы по признакам;
    • находить лишний предмет среди других;
    • анализировать имеющуюся информацию;
    • соотносить слова с образами и понятиями.

    Чтобы развить логику ребенку дошкольного возраста применяют игровой и дидактический материал. Педагоги развивают логику на занятиях, а родители на прогулках просто обращая внимание мальчиков и девочек на природные явления. Развитие логики не заканчивается с завершением дошкольного возраста, а длится в течение всего периода взросления.

    Средства развития детской логики

    Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях. Основные приемы, которые помогают развитию логики дошкольника:

    1. Анализ. Исключение объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку.
    2. Синтез. Объединение разных свойств объектов в одно целое.
    3. Сравнение. Поиск общих или отличительных качеств или черт предметов, которые позволяют сопоставлять их с другими объектами.
    4. Обобщение. Поиск общих свойств у нескольких предметов. Дошкольник учится искать сходства у двух предметов, а затем у трех и более.
    5. Конкретизация. Выделение существенного признака, его отделение от несущественных.
    6. Классификация. Можно использовать картинки с изображением птиц или животных, которые ребенок должен разделить на домашних или диких, травоядных или плотоядных. К старшему дошкольному возрасту ребенок сам определяет классифицирующие признаки предметов, выделяя их в отдельные группы. В более раннем возрасте можно эти признаки озвучить.
    7. Смысловые соотнесения. Можно использовать игру «съедобное-несъедобное», которая научит соотносить слова с образами.
    8. Закономерности. В дошкольном возрасте для определения закономерностей применяют не цифры, а картинки с изображением фигур или предметов. Дошкольник определяет последовательность цветов или фигуру, глядя на предложенный пример.

    Ребенок с развитым логическим мышлением заметно выделяется среди сверстников. Он анализирует, представляет последствия своих и чужих поступков, правильно рассуждает, находит необычные решения.

    Практический метод в развитии логики

    Практический метод является ведущим в активизации логической мыслительной деятельности. Используя его, ребенок учится выполнять задания сам или с помощью взрослых. Практический метод – основа для развития умственной деятельности. Он предполагает:

    • использование дидактического материала;
    • результат практических действий – возникновение представлений о предметах, явлениях;
    • использование сформированных понятий для решения задач.

    Упражнения для развития логического мышления выполняются в коллективе детей или индивидуально. Обучение проходит в игровой форме. Поэтому все взаимодействие построено с использованием настольных и подвижных игр, игрушек, специально подобранных по возрастам, и другого наглядного или раздаточного материала. В младшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся простые задачи, которые с возрастом значительно усложняются, то есть обучение проходит от простого к сложному.

    Примеры игр, развивающих логику

    Для совершенствования логического мышления у ребенка используют такие упражнения, которые вызовут у него интерес и вовлекут в процесс обучения. Получить нужный результат помогает чередование заданий, направленных на совершенствование мыслительной деятельности:

    1. Устные игры – наиболее доступный вариант развития логики. Устные словесные игры для развития логического мышления увеличивают словарный запас и расширяют кругозор ребенка. Они учат обобщать, выделять аналоги, распределять понятия по признакам и проводить логические связи.
    2. Игры с картинками и образами. Образно-логическое мышление развивается при использовании карточек, бумаги, карандашей. Игра на сравнение, группировку, обобщение, а также головоломки, лабиринты и ребусы позволяют активно развивать логику.
    3. Настольные игры. Шахматы, шашки, домино не только развивают логику и логически-пространственное мышление. Они также позволят провести время в кругу семьи, учат с достоинством принимать поражения и победы.
    4. Конструирование. Игры с конструкторами, имеющими самые разные размеры и формы элементов, развивают мелкую моторику, творческое, зрительно-пространственное и логическое мышление у ребенка.
    5. Решение задач на логику. Их можно найти в специальных развивающих пособиях и дидактических тетрадях, а также в виде электронных игр.

    Метод проб и ошибок – самый простой вариант. При этом ребенок не осознает проблему, не продумывает тактику ее решения. Процесс логического мышления включается в тот момент, когда старший дошкольник должен решить поставленную перед ним задачу или выполнить какую-то работу. Ребенок решает такую задачу разными способами на основе личного опыта. Опыт же, в свою очередь, зависит от уровня развития логических способностей. С возрастом применение логики в мышлении позволяет четко изучать поставленные задачи, выявлять цели и наиболее важные моменты, создавать план, продумывать способы его реализации.

    В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

    Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.

    За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.

    Максим Д. (5 лет 9 мес.). Спрашивает: Откуда взялся космос? Кто его создал? Что там, далеко-далеко? Как устроены звезды?

    Даша Н. (S лет 3 мес.). Интересуется: Из чего кожа сделана? Как пальцы к коже прикрепляются? Кожа из материала сделана? (после просмотра мультфильма). Навсегда ли человек умирает? Все ли люди умирают? Почему Чайковский умер? Навсегда ли умер? Почему не живет? Отчего умер?

    Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоенных знаний.

    Рождаясь на свет,дитя не способно воспринимать взаимодействие событий и вещей точно также, как это делают взрослые. Мышление маленького человечка в столь нежном возрасте находится в Этапы развития мышления у детейзачаточном состоянии.Постепенно познавая окружающий мир,ребенок учится воспринимать и ощущать отдельные явления и предметы,а их образы закрепляются в сознании.Формирование основ культуры мышления должно начинаться уже в первые месяцы с момента рождения малыша.Так,например, 7-ми месячный малыш может подтянуть к себе желанную погремушку из гирлянды над его кроваткой,используя ленточку,свисающую оттуда.Меняйте расположение погремушек и длину ленточки,чтобы ребеночек развивался и ему было интереснее.Когда малыш уже сможет стоять в кроватке,организуйте для него занимательную развивающую игру : прицепите на один конец ленточки 3-4 разные игрушки (звонкий бубенчик,резиновую пищалку,громкую погремушку),а другой привяжите к решетке кроватки.Малыш с удовольствием начнет экспериментировать,бросая игрушки на пол и прислушиваясь,какой звук будет издавать та или иная упавшая игрушка.А с помощью ленточки будет стараться затащить все игрушки обратно,тем самым используя ее,как средство для достижения цели.

    Важную роль в формировании мышления малыша занимает развитие речи.Постоянно общаясь с окружающими людьми,ребенок овладевает грамматическими формами языка и запоминает новые слова.С помощью слов ребенок учится обобщать схожие явления,понимать взаимосвязи,образующиеся между ними и размышлять об их особенностях.У малыша развивается внимание и способность сопоставлять, происходящие вокруг, изменения.Опираясь на собственный опыт и знания,передаваемые взрослыми,малыш учится оценивать последовательность событий,которые еще не наступили,но которые должны произойти.У ребенка развивается память и формируется интеллект.Подражательные способности помогают ребенку выстраивать обоснованные выводы и суждения,правильно соотнося их друг с другом.Когда взрослые называют различные предметы одним и те же словом (например — стул,стоящий на кухне и стул,стоящий в комнате),ребенок также постепенно учится употреблять слова в обобщенном значении.

    Детские психологи выделяют три этапа формирования мышления у ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное.Для своевременного развития мышления ребенка на 1-ом году жизни необходимо постоянное, содержательное и эмоционально-насыщенное общение с окружающими его людьми.Выполнение различных практических задач формирует у ребенка наглядно-действенное мышление (в первые 2 года жизни). Образно говоря,любую мысль малыша можно «прочитать» по его непосредственным поступкам (Ребенок видит игрушку, лежащую высоко на шкафчике, хочет ее заполучить незамедлительно и в следующий момент уже карабкается за ней ). А ребенок постарше уже может принимать решения ,исходя из своего опыта и поступать более осознанно ,оценивая последствия,которые могут произойти в результате его действий.
    Так постепенно формируется наглядно-образное мышление у малыша.Для маленького ребенка решение любых задач связано с поиском и использованием средств для достижения своих целей.Старайтесь почаще придумывать для своего карапуза практические игры-задачи,чтобы ребенок учился использовать разные предметы (палочки,лопатки,ленточки,игрушки) для достижения определенной цели. Например,положите в невысокую пластмассовую кружку интересную для малыша вещь ,а через ручку кружки пропустите легкую,скользящую ленточку и положите оба конца ленточки на стол перед ребенком.Чтобы достать вожделенную вещь,ребенок должен будет догадаться потянуть сразу за два конца ленточки.Если у ребенка с первого раза не будет получаться — помогите ему немного,направляйте его действия.Играя с малышом в подобные игры,вы будете стимулировать развитие элементарной культуры мышления.

    Когда ребенок достигнет дошкольного возраста,его мышление будет принимать все более усложненные наглядно-образные и понятийные формы.Но,несмотря на то,что ребенок достиг более сознательного возраста и гораздо лучше владеет логическим мышлением,нежели на этапе раннего развития,следует учитывать,что этот возраст более чувствителен к обучению,опирающемуся на наглядность.

    Какие же факторы характеризует мышление ребенка в этом возрасте ?
    — Суждения по сходству. Ребенок пока еще достаточно слабо использует последовательность суждений (умозаключения).В этот период развития мышления, память играет главенствующую роль, широко используются суждения по аналогии,а наглядный пример эффективнее стимулирует восприятие информации.
    Конкретность. Суждения детей в этом возрасте опираются на наглядную действительность и на на личный опыт.Поэтому более категоричны.При объяснении чего-либо,ребенок предпочитает все свести к частному (в этом возрасте ребенку интересны книги и фильмы с динамичным сюжетом, насыщенные интригующими моментами и приключениями).
    Эгоцентризм. Ребенок еще не может адекватно оценить свои поступки,поскольку ему трудно посмотреть на себя со стороны (допонятийное мышление).Все его действия неразрывно связаны с ним самим,с его собственным «Я». Ярчайшим подтверждением эгоцентризма в дошкольном возрасте служит ситуация,когда ребенок ,перечисляя всех членов своей семьи, себя в их числе не упоминает.Фразы типа : «А как бы ты поступил на месте этого мальчика» , воспринимаются дошкольником очень отстраненно и не вызывают сопереживания.
    Трансакция. Еще одна особенность мышления детей дошкольного возраста,характеризующаяся смешиванием основных свойств объектов с их случайными особенностями.Эта особенность допонятийного мышления используется ребенком как вместо индукции ,так и вместо дедукции.
    Проиллюстрируем это свойство мышления дошкольника примером : Ребенка 6-ти лет спросили «Солнышко — живое или нет ?» -«Да»- «Почему ты так думаешь ?» — «Солнышко ведь двигается.. «
    Синкретизм. Это свойство мышления характерно тем,что ребенок не может исследовать какой-либо объект системно, уяснить отношения частей и произвести сопоставление.Вместо того ,чтобы классифицировать объекты и их свойства,ребенок дошкольного возраста,переходя от одного объекта к другому,приписывает последнему обобщенные свойства предыдущих объектов.Объясняя свойства какого-либо объекта,ребенок может использовать другие свойства этого же объекта.Дети дошкольного возраста могут объединить группу предметов по сходству,но им сложно осознать и выделить свойства, характеризующие эти предметы.
    Любознательность , постоянная познавательная активность ребенка направлены на исследование окружающего мира и формирование своей собственной картины мира. Развитие логического и творческого мышления ребенка неразрывно связано с методами правильного воспитания и способностью взрослых смотреть на окружающую действительность глазами ребенка.
    Следующая статья :
    Учимся считать
    вернуться на Главную страницу

    Этапы развития мышления у детейГениями рождаются или становятся?

    Всем родителям хочется видеть своего ребенка умным и успешным. Поэтому так популярны различные школы и курсы раннего развития и интеллектуальные занятия. Однако для успешного обучения необходима тесная связь двух видов мышления — логического и творческого.

    Возрастные этапы развития мышления у детей

    Развитие мышления у ребенка начинается с самого рождения, проходя последовательно несколько этапов:

    • От года до трех — предметно-действенное. Малыш познает мир через с помощью действий, пробуя различные предметы на вкус, трогая их, переставляя с места на место, иногда даже ломая. Именно таким образом он получает информацию об окружающем и о последствиях своих манипуляций.
    • Дошкольный возраст характеризует наглядно-образное мышление. Развиваясь интеллектуально и получая жизненный опыт, ребенок уже может оперировать образами. Ему не обязательно брать в руки предмет, чтобы понять, к чему могут привести всевозможные действия с ним.
    • К началу школьного возраста у ребенка появляется способность к абстрактно-логическому мышлению (или словесно-логическому). Во многом этому способствует и более высокий уровень развития речи. Теперь определенные выводы дети могут делать, опираясь на словесное описание предмета или ситуации, воспринимать отвлеченные понятия и оперировать ими.

    Когда и как развивать логическое и творческое мышление

    О том, что умению логически мыслить ребенка необходимо учить, споров нет. Без должного внимания и тренировки, «само собой», такой навык не разовьется. Однако стоит ли начинать заниматься с малышами или лучше подождать более старшего возраста, отдав эту науку на откуп школе?

    Чем раньше — тем лучше! Неразвитое логическое мышление, неумение воспринимать абстрактные понятия, помешают ребенку воспринимать учебный материал, хорошо учиться в целом. Логика — это основной фундамент, на котором строит интеллект и успешность в будущем.

    Занимаясь с детьми разного возраста, нужно опираться на уровень их развития и тип мышления:

    • Для малышей подходят игры, в которых они все могут потрогать руками — всевозможные сортеры, раскладывание фигурок и игрушек по цвету, размеру, форме.
    • Дошкольники с удовольствием будут заниматься с наглядным материалом — разнообразными карточками, фигурами и картинками. При этом темпы развитие речи в этом возрасте позволяют уже использовать и словесные игры.
    • Для старших дошкольников и учащихся начальной школы уже подходят игры и задания, в которых они могут использовать все уровни логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оперируя образами и словесным описанием.

    Хотелось бы добавить, что в любом возрасте для детей очень важны игровые элементы занятий, стремление добиться успеха, общение и, конечно, хорошее настроение.

    Игры для малышей

    • Мы уже говорили о сортерах — игрушке, в которой ребенку нужно вставить деталь в отверстие, подходящее по размеру. Самый простой ее вариант — пластиковая бутылка, в крышке которой вырезано отверстие для опускания внутрь пуговиц.
    • «Кто что ест?», «Где чей дом?» и т. д. Для игры подойдут карточки или игрушки. Ребенок должен подобрать пару — животное или птицу и их домик, нарисованный на картинке, или вид пищи, которые они едят.
    • «Чаепитие» — рассадите вокруг кукол или плюшевых игрушек, они пришли к вам в гости выпить чаю. Предложите ребенку расставить каждому угощение — чашки, тарелки, пирожные или конфеты. Всем поровну? Никого не обделили?
    • «Волшебный мешок» — положите в мешок различные по форме и фактуре игрушки или фигуры. Пусть ребенок узнает предметы на ощупь, вытаскивает их по вашему заданию — только пушистые, только круглые и т.д.
    • «Картинка из ладошки» — из отпечатка ладони, вымазанной в краске, предложите ребенку создать рисунок. Замечательно развивает фантазию и нестандартный подход.

    Для дошкольников

    • Загадки — отличный способ развить логическое мышление. Используйте не только готовые вопросы, но и придумывайте свои. Попросите ребенка тоже придумать свою загадку.
    • Собирайте мозаику, создавайте из нее новые рисунки.
    • Различные лабиринты очень нравятся детям. Во многих книжках и журналах можно найти готовые варианты, а можно нарисовать самим. Обязательно предложите ребенку нарисовать задание для вас.
    • Игры в слова — безграничные возможности для развития творческого мышления и логики. Ищите пары-антонимы к заданному слову, придумывайте рифмы, подбирайте синонимы. Один из вариантов из нашего детства: стучать мячом по полу, проговаривая «Я знаю 5 имен девочек. Оля — раз, Маша — два…», помните?
    • Хорошо развивают логику задания типа «Продолжи ряд», «Найди лишнее». Интересно слушать рассуждения ребенка, когда ответ неоднозначен. Помогите ему разобраться, по какому признаку можно объединять предметы в группы, как их классифицировать.
    • Различные головоломки, задачки типа «Переложи спичку, чтобы получилась другая фигура», конструкторы, паззлы — все эти занятия очень полезны. Не забывайте только, что занятия должны проходить в веселой, положительной обстановке. Пусть ребенок привыкает к тому, что узнавание нового, обучение может быть интересным.

    Для младших школьников

    • Игра «Ассоциации». Игроки должны угадать слово, задуманное ведущим. Слово разбивается на слоги, к каждому из которых придумывается еще одно слово, начинающееся на этот слог. Ведущий говорит ассоциации к каждому их этих слов, а игроки должны угадать ответ. Подсказками «горячо-холодно» ведущий помогает им. Из отгаданных ответов нужно собрать первое задуманное слово.
    • «Данетки». Можно купить специальный набор для такой игры с готовыми задачками, а можно сочинять истории самостоятельно. Задача — найти ответ, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
    • «Хорошо и плохо» — веселая игра, развивающая творческое воображение. Игроки по очереди должны придумать опровержение предыдущему высказыванию. («Лето — хорошо, потому что жарко», «жарко — плохо, потому что ….» и т. п.)
    • Для развития школьников уже хорошо подходят различные математические задачки на логику, пространственное воображение. Дети с большим удовольствием ищут нестандартные решения.

    Научите сына или дочь получать удовольствие от поиска ответов на вопросы, играйте вместе — и в награду вы получите не только увлеченного и интеллектуально развитого ребенка, но и прекрасные, дружеские отношения с ним.

    Дата публикации: 27.10.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

    Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления в своем крохе большая часть родителей придает огромное значение.

    Этапы развития мышления у детей

    Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом.

    До 3-4-х лет мышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.

    То есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»).

    Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать. Мячик закатился под кровать, а обратно почему-то не выкатывается?! Как его достать? А деревянные блоки от конструктора никак «не хотят» прятаться в пластмассовом ведерке. А что получится, если их развернуть другим боком? Так методом проб и ошибок идёт развитие практического мышления.

    Маленькие дети думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги.

    Далее, ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление . Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении. Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку – самолетом. В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в сказке, идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк).

    И наконец, ближе к школе, развитие мышления переходит на следующую ступень, оно становится словесно-логическим. Постепенно ребенок от конкретных образов переходит к более общим (абстрактным) понятиям и рассуждениям. Ребенок 7 – 8 лет способен отвлечься от конкретного образа и выделить основные понятия.

    Этапы развития мышления у детей

    Овладение родной речью (понимание и говорение) теснейшим образом связано с развитием мышления ребенка. Малыш 2—3 лет может понять не только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте, но и в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами и никогда не имело места в его непосредственном опыте. (Малыши этого возраста уже способны слушать и понимать сказки с простым сюжетом). Однако, понимание словесных указаний, описаний, объяснений, даваемых взрослыми, дается ребенку с некоторым трудом.

    Развивать мышление ребенка раннего возраста следует на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности.

    Общие рекомендации для развития мышления детей 2-3 лет

    • Развитие ребенка эффективно только на фоне непринужденной и комфортной психоэмоциональной обстановки.

    • Создайте ребенку дома развивающую среду, которая позволит свободно, разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

    • Игры должны приносить малышу радость, тогда у ребенка будет сохраняться интерес к познанию окружающей действительности. Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре!

    • Все задания должны быть наглядными и носить характер увлекательной игры. Не забывайте старое правило: от простого — к сложному, от хорошо знакомого — к новому.

    • Малыш познает мир через деятельность – предлагайте ему помогать вам в бытовых делах: мыть посуду, вытирать пыль, развешивать бельё, подметать. Обращайте его внимание на различные процессы, причинно-следственные связи и свойства предметов: повесили мокрое белье, а теперь оно высохло, от мокрых ботинок остались следы на полу, сухой песок хорошо сыплется, а мокрый – плохо.

    • Для понимания свойств и взаимосвязи вещей, малышу полезно возиться с крупами, лоскутками, песком, водой, палочками, снегом.

    • Если ребенок не справляется с заданием, выполните его вместе или переключите внимание малыша на более простое задание. Придёт время, и ребенок обязательно осилит всё, с чем он не мог справиться на этом этапе!

    • Для развития мышления предлагайте ребенку делать аппликации, складывать пазлы и мозаику, делать постройки из конструктора, рисовать, лепить, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.

    • Для оптимальной работы мозга важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Поэтому кормить малыша надо понемногу, но часто.

    • Для мозга и его кровоснабжения необходимы полезные вещества и витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах, орехах, сыре, рыбе, бобовых, гречневой крупе.

    • Активная работа мозга требует, чтобы поступающая в мозг кровь содержала необходимое количество кислорода, не забывайте проветривать комнату, где играет или занимается ребенок, и побольше гуляйте с ним на свежем воздухе.

    • Для кровоснабжения мозга важны физические упражнения. Обязательно чередуйте пассивные и активные занятия.

    Показатели развития мышления у детей в возрасте 2 – 3 лет

    2 года – 2 года 6 месяцев

    • Группирует предметы по цвету, форме или размеру.

    • Происходит переломный период в развитии речи:

    — появляются вопросы: “Где?”, “Почему?”, “Куда?”;

    — словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.

    • Экспериментирует в игре, не боится действовать путем проб и ошибок, понимает ошибки.

    2 года 6 месяцев – 3 года

    • Собирает картинку из двух – четырех частей.

    • Появляются вопросы: “Зачем?”, “Когда?”

    • Проявляет самостоятельность в выполнении дидактических заданий.

    • Имея перед глазами образец, может выложить подобную несложную фигуру из счетных палочек.

    • Укладывает в нужные ячейки фигуры-вкладыши на доске «Сегена».

    • Повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

    • Ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели.

    • При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую.

    • Собирает пирамидку с учетом размера колец.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector