Этапы психологического развития ребенка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическое развитие — это формирование психических процессов и личностных особенностей человека через воспитание и обучение. Данный процесс происходит в соответствии с характеристиками возрастного периода, начинается с момента рождения человека и выражается в накапливании качественных и количественных преобразований психики на протяжении всей жизни.

Этапы развития личности. Младенчество и детство

В психологии чаще всего используется возрастная градация этапов развития личности. Так, этапы развития личности по Фрейду и Эриксону предполагают изменение сознания личности по мере взросления. Также существует концепция эволюции личности по социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Самой большой популярностью пользуется возрастная теория развития, которая включает следующие этапы:

  • Младенчество,
  • Раннее детство,
  • Дошкольный возраст,
  • Школьный возраст,
  • Юность,
  • Молодость,
  • Зрелость,
  • Старость.

Рассмотрим каждый из них более детально.

На этапе младенчества происходит закладывание основ личности и отношения к окружающему миру (доверие или недоверие, уверенность или отсутствие уверенности).

Важнейшее значение здесь имеет мать ребенка, представляющая для него целый мир. Младенцу нужна забота матери, позволяющая чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Последующее личностное развитие во многом зависит от первых дней жизни.

Если существует доверие, то ребёнок воспринимает мир позитивно в качестве надёжного, предсказуемого, спокойного места. Такой человек и впоследствии будет легко переносить трудности, даже временное отсутствие мамы рядом. Если материнская забота в должной мере отсутствует, то может возникнуть чувство недоверия, страх и подозрительность. Таким образом, основой первого периода является соотношение: «доверие-недоверие».

Готовые работы на аналогичную тему

Раннее детство — это период от 1-го до 3-х лет. В этот период дети получают способность контролировать свои выделительные функции, становясь более крепкими физически и выполняя более сложные действия (ходьба, карабкание, умывание и др.).

Очень часто на этом этапе проявляются призывы к самостоятельности (ребенок часто говорит: «Я сам»). При этом важный момент состоит в том, чтобы родители помогали осуществлять ребенку самостоятельные действия. Необходимо предоставлять возможности для развития личности, становления автономии. Если постоянно опекать малыша и всё делать за него, то это способно навредить развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Дошкольный возраст — это период с 3-х до 6-ти лет. Его часто называют возрастом игры и периодом осознания различия полов. Эта стадия характеризуется ростом социального взаимодействия (игра, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к труду).

Саморазвитие может проявляться через умение брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, заботу о животных. Основной лозунг звучит: «Я то, что я буду. В этот период формируется Супер-Эго, происходит понимание социальных ограничений.

Ребенок начинает испытывать радостные чувства от самостоятельных действий, начиная ассоциировать себя с особым, важным человеком. В этом возрасте у него появляются первые цели. К тому же, дети здесь уже проявляют фантазию при выборе игр и создании своих развлечений. Взрослые должны на этом этапе поощрять самостоятельные действия. Это будет представлять собой основу для развития инициативы, независимости, помогая в развитии творческих способностей.

Школьный возраст начинается в 6 лет, а заканчивается в 12 лет. В этот период можно наблюдать замедление развития психики, на первый план выходит освоение и исследование внешнего мира, формирование контактов.

Основа развития представлена стремлением осваивать новые знания («Я то, чему могу научиться»). Ребенку прививается дисциплина, он начинает участвовать в решении различных задач, начинает проявляться стремление к творчеству.

Детям необходима поддержка взрослых для психического развития личности.

Период юности и молодости

Юность представляет собой период от 12 до 19 лет. В это время происходит идентичность личности и самоопределение. В этот важный период становления и развития личности человек ищет себя, своё место в этой жизни, выбирая роль, которая подходит для него. Молодые люди переосмысливают в этом возрасте жизнь и ценности.

Молодость (20 — 25 лет) является началом взрослой жизни, периодом возникновения любви, привязанности, создания семьи и самостоятельной жизни. На этой стадии психического развития проявляется потребность во всесторонней интимной близости (не только на физическом уровне).

Важным в это время считается наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, умение сливаться с любимым человеком без потери собственной идентичности. Молодые люди постепенно учатся выстраивать межличностные отношения. Если не удалось обрести баланс в отношениях, то появляется чувство одиночества.

Большую роль в этом периоде играет любовь. Это чувство рассматривается в качестве доверия к партнёру, верности при любых обстоятельствах, заботы о ближнем. Все стадии развития личности необходимо пройти вовремя, особенно этап молодости.

Этапы зрелости и старости

Зрелость ограничена периодом с 26 до 64 лет. Здесь происходит развитие личности, проявляется забота о подрастающем поколении. Человек, находящийся в зрелом возрасте, даже если у него нет детей, больше заостряет внимание на внешний мир и помощь другим. В обратном случае может проявиться «кризис среднего возраста», чувство бессмысленной жизни.

К этому возрасту, как правило, люди уже достигают некоторых результатов в жизни, начинает появляться потребность передавать свои знания и умения другим. Здесь же можно наблюдать профессиональное развитие личности.

Старость начинается от 65 лет и представляет собой последний этап психологического развития личности. На нем происходит очередное переосмысление жизни, пожилые люди всё чаще вспоминают прожитые годы, осознавая правильность или ошибочность ранее принятых решений.

Эта стадия развития личности приходит, когда уже много всего в жизни пройдено, покорены наивысшие вершины. В этом возрасте очень важно быть удовлетворённым, определяя радостные моменты в прожитой жизни.

Доказано, что в развитии человеческого индивида основную роль играет детство. Именно в детстве мы приобретаем знания, навыки и умения, черты характера. Наше ежедневное поведение, отношение к чему либо, настроение, поступки, выбор тоже зависит от психологического развития в детстве. Сегодняшняя статья будет посвящена именно этой теме – психологическое развитие ребёнка.

Ступени психологического развития

Известный американский психолог Эрик Эриксон считал, что с самого рождения и до совершеннолетия развитие психологии ребёнка можно разделить на 5 ступенек.

Вот эти «ступени»:

  • Первая — от рождения до 1 года;
  • Вторая — от 1 года до 3 лет;
  • Третья — от 3 лет до 6 лет;
  • Четвертая — от 6 до 12 лет;
  • Пятая — от 12 до совершеннолетия.

Успешное прохождение всех пяти ступеней даёт «хороший конечный результат», а точнее человек вырастает умным, успешным, здоровым и счастливым. Он способен выбирать правильный жизненный путь, достигать успехов во всех сферах. Такие люди всегда уверенны в себе, ответственны, трудолюбивы, образованны, принимают собственные решения, умеют проявлять инициативу, каждый день узнают что-то новое и саморазвиваются во всех направлениях.

Чтобы ваш ребёнок полностью психологически развитым, ему необходимо успешно пройти все этапы, о которых мы говорили выше.

Этапы психологического развития ребенка

Первая ступень

Малышу важно пройти процесс рождения на свет. При родах ребёнку очень важно остаться целым и невредимым. Мало кто знает, что для ребёнка роды это тоже сильнейший стресс и испытание! Он также, как и мать чувствует боль, появляясь на свет. Второй стрессовый фактор происходит сразу после родов, когда новорождённому перерезают пуповину. У него возникает необходимость дышать самостоятельно. Задышал – справился!

Вторая ступень

Период от 1 года до 3 лет – это и есть вторая ступень развития ребёнка.
В этот промежуток времени, он осваивает собственный костно — мышечный аппарат, начинает двигаться. Сначала он ползает, затем начинает ходить. Он познаёт мир, впитывает знания, как губка, везде лазает и старается потрогать руками, всё тащит в рот. Малыш пытается открыть для себя как можно больше. После слова «мама» обычно ребёнок произносит слово «сам». Для ребенка в этот период важно всё делать самому. И тогда он всю жизнь будет самостоятельным.

Третья ступень.

Третья ступенька в развитии ребёнка — возраст от 3 до 6 лет. Этот пора детских игр и забав. В этот период игры направлены на выработку навыков социального поведения. Например, всем знакомые «дочки — матери», «магазин», «больница», у мальчишечьи: «солдатики», «войнушка». Дети впервые примеривают на себя и репетируют взрослые роли, что для них очень полезно. Также в период от 3 до 6 лет окончательно определяются и психологически закрепляются половые роли и половая принадлежность в целом — это Эдипов период — для мальчиков и период Электры — для девочек.

Этапы психологического развития ребенка

Четвертая ступень.

Четвёртая ступень развития ребёнка – это ранний школьный период.
Дети, увлечённые учёбой, приобретают компетентность в целом ряде социально значимых областей, которые сгруппировывают в некие два пространства: знания по предметам и компетентность в области поддержания, установления и выстраивания отношений.

Занятия школьными уроками, изучение разных предметов и занятие физической культурой развивают в детях навыки логического мышления, а также у них формируется такая важная черта, как трудолюбие.

Пятая ступень.

Пятая завершающая ступень — это подростковый или переходный период.
Подростки превращаются из детей во взрослых индивидов. «Переходный» — буквально и означает — переход от детства во взрослую жизнь. Под воздействием половых гормонов меняются внешние формы и размеры тела, рост. Подросток должен в конечном итоге собрать воедино приобретения всех предшествующих периодов развития. Все эти знания обязательно пригодятся ему на протяжении всей жизни.

Создавайте для вашего ребёнка благоприятную атмосферу и сопровождайте малыша в его психологическом развитии на протяжении всех этапов детства; тогда вы будите гордиться успехами вашего ребёнка во всех сферах!

40. Этапы психического развития человека

Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7-11 лет), подростковый возраст (11–15 лет), ранняя юность или старший школьный возраст (15–18 лет).

Возрастную характеристику определяют изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т. е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией.

В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из ее видов: в игре, учении, труде, общении. Ведущим видом деятельности является такой ее вид, который на данном этапе развития, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В школьном возрасте учение, игра теряет свое ведущее значение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учебная деятельность претерпевает существенные изменения. В течение 10-11-летнего периода обучения в школе изменяется ее содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона его учебной деятельности.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития.

Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Периодизации психического развития

3. Периодизации психического развития Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя человечества, так и индивидуальные особенности развития каждого человека в отдельности.Процесс развития человека

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В этой главе рассматриваются особенности развития группы, в том числе и реальной. Я пытался дать ведущему ориентиры для того, чтобы он мог разобраться в истории развития конкретной группы и лучше понять взаимодействие различных факторов

38. Движущие силы психического развития человека

38. Движущие силы психического развития человека Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе

15. Уровни психического развития

15. Уровни психического развития Степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности называют уровнями психического развития личности. Во время жизни каждый человек проходит несколько этапов развития, и каждому из них свойственны

1. Этапы развития личности

1. Этапы развития личности 1. Раньше я был Равэйаком[17], или существование предшествующих жизней В конце XX в. на Западе получила развитие идея реинкарнации, заимствованная из восточной философии. В течение нескольких десятилетий сторонники этой идеи предлагали своим

Проблема психического развития человека

Проблема психического развития человека В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что «подобно другому существу человек есть сколок бесконечного божественного

Этапы развития

Этапы развития Для данного исследования мы разделили развитие обмана на три этапа. Естественно, границы между ними размыты. Вот эти три этапа: 1) раннее детство, приблизительно от 2 до 6 лет; 2) латентный период, от 6 до 12 лет; 3) юность, от 12 до 18 лет. При изучении процесса

Этапы развития карьеры

Этапы развития карьеры Этапы карьеры и в особенности скорость продвижения по этим этапам не являются чем-то жестко фиксированным. В профессиональной карьере можно выделить несколько этапов.Первый этап начинается в тот момент, когда вы начинаете искать сферу своей

Проблема психического развития человека

Проблема психического развития человека В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что, «подобно другому существу, человек есть сколок бесконечного божественного

4.2. Аномалии физического и психического развития

4.2. Аномалии физического и психического развития Понятие аномалии физического развития мы используем в самом широком смысле этого слова, имея в виду все то, что прямо не относится к психологии человека, а имеет отношение к его биологическому созреванию. Вариантов таких

Германия, г. Бернау

Дети, очевидно, во многом отличаются от взрослых, но они — такая же личность, хоть и маленькая. Поэтому нужно учитывать интересы и потребности деток, а также знать этапы их психологического развития. Все это играет немаловажную роль в воспитании и в дальнейшем формировании хороших взаимоотношений между ребенком и родителем. Существует множество разнообразных классификаций, теорий, методов воспитания и этапов психологического развития ребенка. Но, в первую очередь, хочу заметить, что дети – это наше зеркало и они очень быстро перенимают нашу модель поведения. Это важно помнить и в процессе воспитания, и не вести себя так, как бы вы не хотели, чтобы вел себя ваш ребенок!

Ребенок растет очень быстро: меняется его настроение, поведение, случаются кризисы, но этого не стоит бояться. Родителям просто нужно знать и учитывать особенности каждого возраста своего чада.

Раннее детство

Раннее детство (1-3 года) – период жизни ребенка, который характеризуется очень интенсивным ростом (интересный факт, что в первый год жизни рост увеличивается в среднем в 1,5 раза, а вес – в 2 раза). В связи с тем, что ребенок начинает интенсивно двигаться, у него появляется много возможностей в исследовании окружающего мира. На этом этапе важно удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях.

Ближе к году основной потребностью ребенка является «общение» со взрослым. Здесь важную роль может сыграть деятельность, которая стала интересной и важной для ребенка. Так же на это стоит обратить особое внимание, поскольку в дальнейшем она может отразиться на становлении личности.

В 3х летнем возрасте наступает первый кризис, поэтому внимание к ребенку не стоит терять. Сложными процессами для подрастающей личности на этом этапе будут: сравнение себя с другими и обособления себя от других.

Рекомендации

В этот период важно удовлетворять потребности ребенка в самоутверждении, защите, самостоятельности, любви и творчестве.

Дошкольный период

После того, как был пережит первый кризис, наступает очень важный период взросления – детство или период дошкольного возраста (3-7 лет). В это время взрослый является высшим авторитетом.

Здесь важно выстраивать «деловые» отношения, когда любые замечания не будут восприниматься ребенком с агрессией и капризами. Если они не сложатся до 6-7 летнего возраста, ребенок будет психологически не готов к обучению в школе.

Рекомендации

В этом поможет правильное общение в семье, где достижениями ребенка радуются, его принимают и любят, замечают все его успехи, даже самые маленькие.

Подростковый период

И так, когда вы пережили первый кризис, стоит помнить, что он будет не единственным. Поэтому переходим к следующему — кризису 7 лет. Это время рождения социального Я. Этот кризис не обязательно наступает в 7 лет, он может проходить между 6 и 8 годами. Ребенок оказывается на этапе нового возрастного периода. Он примеряет на себя общественную роль, роль школьника. На этом этапе родителям важно сохранять эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать, поощрять достижения и не ругать.

Очень интересный период для родителей в воспитании наступает в возрасте 7-13 лет, ребенок превращается в подростка. Но не нужно отчаиваться, у вас все получится. Главное знать особенности этого возраста. На этом этапе ребенок начинает формировать и отстаивать свою точку зрения, формируется абстрактное мышления. Ребенок больше общается со сверстниками чем с родителями и последние перестают быть авторитетным лицом. Возраст 7-13 лет связан с сильными изменениями массы тела, причем, как к увеличению так и потери веса. Начинается этап полового созревания. Резко меняется количество гормонов, ребенок становится эмоциональным, агрессивным или может «уйти в себя».

Рекомендации

В этот период очень важно обращать внимание на проблемы ребенка, даже если они кажутся вам несерьезными. Но так же нестоит сильно поучать или «лезть в душу». Важно давать ребенку самостоятельно принимать решения, следить за режимом питания и сна.

И самое главное не прекращать проявлять любовь к ребенку на любом этапе развития.

И.И. Мамайчук выделяет четыре основные исторические этапа развития методов психологической коррекции. [6,c.2]

Первый период – описательный, он охватывает весь XIX век и связан с описанием особенностей умственно отсталых детей и предложением по исправлению их дефектов. Особое значение имеют наблюдения французского врача и педагога Эдуарда Сегена (1812 – 1880 г.г.), который выделил наиболее существенные дефекты развития ребенка с умственной отсталостью. Он считал, что умственное развитие начинается с развития органов чувств, придавая при этом большое значение развитию волевой активности ребенка. Э. Сеген также разработал диагностические и коррекционные методики, направленные на изучение зрительного восприятия, зрительно-моторной коррдинации, моторики. Психологи до сих пор пользуются его методикой, которая называется «Доска Сегена» и позволяет выявить способность к зрительному анализу форм геометрических объектов.

Второй период связан с внедрением в практику работы с аномальными детьми экспериментально – психологических методов, которые начали активно разрабатываться в психологии в конце XIX, начале ХХ века. Один из первых в России, кто начал использовать слово коррекция по отношению к аномальным детям, был В.П. Кащенко (1870 – 1943 г.г.). Он в 1908 году создал в Москве санаторий–школу для дефективных детей, где разрабатывал методы воспитания и развития детей с умственными, сенсорными и поведенческими нарушениями. Его книга «Дефективные дети и школа», изданная в 1912 году стала одним из первых русских учебников по дефектологии. При этом, В.П. Кащенко опирался на результаты психологических диагностических методик, активно использовал в практике своей работы тест умственного развития Бине — Симона, и даже выступил в 1911 году на I съезде по экспериментальной педагогике с сообщением об этом тесте.

Влияние и популярность идей Э. Сегена у нас в стране и за рубежом в начале XX века все время росла. У него появляются много последователей. Одной из них была М. Монтессори (1870 – 1952 г.г.), итальянский врач и педагог. Следуя идеям Э. Сегена она начала создавать коррекционные упражнения, основанные на развитии ощущений и восприятий ребенка. Она считала, что ребенок в своем развитии последовательно проходит периоды освоения и формирования некоторых навыков. Эти периоды запрограммированы генетически и были названы сензитивными. Для детей дошкольного возраста сензитивным является развитие восприятия, поэтому именно сенсорное воспитание было положено в основу работы с умственно отсталыми детьми — дошкольниками. При этом, М. Монтессори уделяла большое внимание самообучению и самовоспитанию. Для этого она предлагала организовать развивающую среду, в которой ребенок мог сам выбрать себе развивающие материалы, и выполнять с ними различные задания либо по предложению учителя, либо по своему собственному замыслу. Дидактические материалы, предложенные М. Монтессори, широко используются в практике дошкольного воспитания для развития и коррекции психики детей и за рубежом, у нас в стране. Идеи М. Монтессори были подхвачены и русскими учёными. Так, находясь под влиянием системы М.Монтессори А.Н. Грабов (1885-1949г.г.) разработал особую систему коррекционных занятий по развитию памяти, мышления, произвольных движений у детей с интеллектуальными нарушениями.

Третий этап развития методов психологической коррекции связывают с появлением концепций аномального развития и их коррекцией. Автором такой концепции у нас в стране был Л.С. Выготский (1896-1934 г.г.).

В основу концепции Л.В. Выготского были положены две идеи:

1. Идея о культурно-историческом развитии психики, которая развивается под влиянием знаков и символов, формирующихся в обществе, и транслируемых от старшего поколения младшему. Эта идея имеет всеобщий характер, то есть применима как к нормальному, так и к аномальному развитию. При этом, Л.С. Выготский подчеркивал, что аномальное развитие, подчиняясь тем же социально-культурным факторам, что и нормальное, тем не менее, имеет совершенно иной комплекс условий, связанных как с физическим дефектом, так и иной социальной ситуацией в которой находится дефективный ребенок. 2. Идея о структуре дефекта, согласно которой можно выделить первичные т вторичные нарушения психики ребенка. Первичные нарушения вызваны биологической природой болезни, то есть нарушения слуха, зрения, двигательных функций вследствие поражения коры головного мозга. Вторичные же нарушения возникают опосредованно, вследствие социального развития аномального ребенка. Поэтому вторичные дефекты гораздо легче предотвращать и корректировать на стадии их формирования, чем первичные. Кроме того, развитие вторичных дефектов и их масштаб во — многом зависит от тяжести первичного дефекта. Чем больше глубина поражения и степень вы-раженности первичного дефекта, тем большее количество формирующихся психических функций, пострадает в процессе развития ребенка.

За рубежом в 20-50 — ые годы XX века также появляются оригинальные концепции, объясняющие закономерности аномального развития ребенка. Выделяют четыре теоретических направления, в основе которых лежат свои представления о механизмах и факторах функционирования и развития психики:

  • психодинамическое (психоанализ З. Фрейда, теория гиперкомпенсации и психоанализ А. Адлера);
  • поведенческое (терия условных рефлексов И.П. Павлова, теория опе-рантного обуславливания Э. Торндайка и Б. Скиннера;
  • когнитивное (теория развития операциональных структур интеллекта Ж. Пиаже, теория личностных конструктов Д. Келли);
  • гуманистическое (клиент-центрированный подход К. Роджерса).

Во второй половине ХХ века количество теоретических моделей ещё более выросло, они начали создаваться, заимствуя и интегрируя элементы разных концепций, добавляя новые философско-методологические идеи. Так возникли: рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, экзистенциальное направление, телесноориентированное направление Райха, биоэнергетический подход Лоуэна, терапия реальностью У. Глоссера и др.

Четвертый этап развития теории и практики психологической кор-рекции в нашей стране связан с интенсивным формированием практической психологии, который начался со второй половины 60-х годов. Разрабатываются и апробируются коррекционно-развивающие программы для работы с разными категориями аномальных детей: страдающих детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушениями когнитивной сферы, эмоциональными нарушениями. Успешно разрабатывались вопросы коррекции семейных детско-родительских отношений. С 1989 года в учреждениях образования СССР появляется психологическая служба, работники которой начинают активно использовать наработанных учеными опыт, осуществляя в массовом масштабе коррекционно-развивающую работу среди детей и подростков.

ДРУГИЕ ГЛАВЫ ПОСОБИЯ

I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector