Эмоциональное развитие дошкольника

Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.

Для начала разберёмся с понятиями:

  • эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
  • чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
    Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Эмоциональное развитие дошкольника

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.

Признайте важность эмоций

Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.

Создавайте словарик эмоций

Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».

Обозначайте свои чувства

Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Формируйте «я-позицию»

Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.

Запишите ребёнка на курсы

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Эмоциональное развитие дошкольника

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональное развитие дошкольника

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

консультация для родителей

подготовительной к школе группы

Тема: «Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Эмоционально — волевая сфера содержит в себе содержание, динамику, также качество чувств и эмоций каждого человека. Роль чувств и воли в развитии малыша трудно переоценить. Оказывая воздействие на фактически все познавательные процессы, они оказывают влияние на то, каким именно он увидит находящийся вокруг мир и каким будет его восприятие в будущем.

Закрепление основательных аспектов эмоций происходит, основным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально -волевой сферы дошкольника просит к себе особого внимания со стороны семьи.

Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).

Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.

Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от тонуса нервной системы, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.

Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.

Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные эмоции.

Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и результативность любого вида деятельности (в том числе обучения). Осуществляется переход его желаний в стремления.

Благодаря происхождению в сознании малыша эмоционально хорошего результата грядущей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие различную силу и значимость. Со временем что и ведет к формированию иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека. Интересно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно потому мудрое поощрение действует на малыша значительно лучше наказаний. Ещё в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить словесно то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.

Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.

Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям

Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка необходимо периодически пополнять новыми для него понятиями. В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов. Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д. Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их.

Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что отрицательные чувства и эмоции играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.

Для того, чтобы научить ребенка уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.

Взрослый должен объяснить ребенку, что каждый человек может испытывать и недовольство, и гнев, и страх, и что все это – абсолютно здоровые эмоции, без которых невозможна жизнь любого человека. Важно просто научиться выражать их максимально корректно.

Эмоциональное развитие дошкольника

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Дошкольник в 4-7 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий

  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
  1. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
  2. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
  1. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

Автор: Скудина Александра Михайловна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва

Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка — одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:

— развитие эмоционального реагирования;

— развитие эмоциональной экспрессии;

— формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

— формирование словаря эмоциональной лексики.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.

Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание — ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.

Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.

Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:

— ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;

— ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;

— чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;

— в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей — это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.

Неправильное общение в семье, как правило приводит:

— односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

— ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

— выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.

Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников — в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.

Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.

Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:

— хороший – значит красивый (эстетические переживания);

— хороший – значит добрый (этические переживания);

— хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).

Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.

Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.

На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.

На 3м году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением.

В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.

При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).

Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.

Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.

Занимаясь воспитанием и обучением дошкольников, родители основное внимание уделяют освоению малышами различных навыков и умений. Посещение спортивных секций, изучение азбуки и простейшей математики, занятия в творческой студии — все это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Однако не меньшее значение имеет эмоциональное воспитание дошкольника, т.к. именно в этот период закладываются основы эмоциональной восприимчивости и адаптированности малыша.

Особенности эмоционального воспитания

В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия. От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка. Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании. Психологи даже выделяют некоторые очевидные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:

  • Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.
  • Внезапность эмоций. Малыши, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой.
  • Новые грани экспрессии. В возрасте 3−5 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.
  • Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.
  • Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями.

Эмоциональное развитие дошкольника

Формируем благоприятную эмоциональную среду

Многим родителям хочется научить ребенка управлять эмоциями, чтобы подготовить его к трудностям школьной, а затем и взрослой жизни. Универсальных способов это сделать даже опытные детские психологи предложить не смогут — нужно к каждому малышу подходить индивидуально. Однако нет сомнений, что, создав благоприятную эмоциональную среду, родители положительно влияют на эмоциональное развитие малыша. Психологи советуют следующее:

  • Предлагайте разнообразные игрушки. Естественно, у каждого малыша свои предпочтения — кому-то ближе солдатики, кому-то — кубики. Но важно именно разнообразие. Если у ребенка в комнате представлены, в основном, агрессивные игрушки, типа пистолетов и автоматов, то и уровень его агрессии будет выше, чем у сверстников, имеющих доступ к конструкторам, мозаикам и др.
  • Расширяйте общение. Социальные контакты крайне необходимы малышу, чтобы научиться распознавать и выражать эмоции. Не стоит ограничивать его общением только с близкими родственниками — позвольте ему самому устанавливать контакты с окружающими.
  • Поощряйте творческую деятельность. С помощью музыки, рисования, лепки и др. видов творчества малыш может не только развивать концентрацию, но и выражать эмоции, передавать свои желания и переживания.
  • Развивайте гуманные чувства у ребенка. Многие эмоции и чувства у дошкольников формируются самостоятельно, однако желание и умение помогать, сопереживать и сочувствовать необходимо развивать. Родителям нужно говорить о необходимости уважать старших, не обижать товарищей, любить животных и природу.
  • Используйте ситуационно-ролевые игры, инсценировки, психологические упражнения. Наглядность — необходимый элемент эмоционального воспитания дошкольников. Чтобы понять эмоции, малышам нужно их видеть, поэтому так важно устраивать игры, направленные на их изучение.

Эмоциональное развитие дошкольника

Наконец, наиболее важную роль в эмоциональном развитии дошкольников играет атмосфера в семье. Именно внутрисемейные отношения определяют превалирующие эмоции в поведении малышей и оказывают влияние на степень и окраску их эмоциональной выразительности.

Насколько эмоционален ваш ребенок? Хотели бы вы скорректировать его эмоциональное состояние? Приходилось ли вам менять что-то в семье, чтобы обеспечить благоприятный эмоциональный фон? Делитесь своим опытом в комментариях.

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональное развитие ребенка от младенчества до подросткового возраста проходит несколько этапов, в течение которых ребенок знакомиться с все новыми эмоциями, учиться с ними обходиться.

Но наиболее глубокое эмоциональное развитие происходит в дошкольном возрасте: постигнув предметный мир (мир вещей), ребенок начинает постигать мир душевный – мир чувств и отношений.

4-5 лет – самый «нежный», психически уязвимый возраст, все детские неврозы (тики, заикания, энурезы ,фобии, психосоматические заболевания) стартуют чаще всего в этом возрасте.

В младенчестве у ребенка еще нет дифференцированных эмоций, есть только 2 состояния:

  • покой/удовлетворение, удовольствие;
  • беспокойство/тревога/неудовольствие.

В раннем возрасте (1-3) эмоции начинают дифференцироваться, т.е. разделяются: переживание покоя разделяется на чувства радости, удивление, любопытство и др. Переживание беспокойства также дифференцируется на: злость, страх.

Здесь особо хотелось бы отметить, что эмоции не бывают плохими и хорошими, и злость и страх возникают у ребенка не потому что родители сделали что-то не так. Все эмоции человеку необходимы и всем должно быть место в мире.

Задача родителей – научить детей управлять своими эмоциями.

А для того, чтобы ребенок (да и взрослый) мог своими эмоциями управлять, он должен уметь их:

  • осознавать;
  • приемлемыми способами выражать (размещать в мире).

В этом случае человек сможет управлять эмоциями, а не они будут им управлять.

Обучение осознаванию эмоций

Для того чтобы ребенок научился сам понимать что он испытывает – родители обозначают и называют его эмоции. Каждый из вас, я думаю, наблюдал ситуацию общения мамы с маленьким ребенком и у каждого из вас точно есть этот опыт. Пример: на улице громко залаяла собака – ребенок вздрогнул и заплакал. Мама: ой, мой мальчик испугался злую собаку! Давай я тебя пожалею! Т.е. мама сначала обозначает для ребенка, что с ним произошло. Для ребенка случившееся – просто внезапно стало как-то плохо – мама обозначила это плохо. И если мама каждый раз когда ребенок будет пугаться будет это чувство обозначать – через какое-то время он сам научиться именно эти переживания отличать и через год уже сам скажет маме в ситуации страха «я испугался, я боюсь». Здесь тот же механизм обучения, что и, например, при изучении предметов окружающего мира: ребенку 10 раз сказали, что это мяч и он теперь сам может распознать среди других предметов этот мяч.

То же самое и с другими эмоциями: радость (ребенок плещется в ванне и радостно гулит, мама – наш мальчик купается, ему нравиться купаться, купаться – это здорово), злость (ой, какой злой, как наш мальчик разозлился).

Обучение выражению эмоций

Эмоции нужно выражать. Сдерживание эмоций не приводит ни к чему хорошему (ведет к невротизации личности). Если их сдерживать – мы перестаем сознательно управлять своим поведением – им начинают управлять наши эмоции.

Воспитание ребенка предполагает научение его управлению своими эмоциями, к сожалению, чаще всего в нашей культуре принято обучать ребенка сдерживать свои эмоции: не кричи! не плачь! немедленно успокойся! тебе не больно! не дерись! не злись!

На маленьких детях (до 5 лет) очень хорошо видна разница между тем, когда ребенку позволили прожить эмоцию и когда не позволили:

Ребенок бежал, упал, ударился, испугался, заплакал, ища глазами маму.

Варианты поведения мамы:

  • мама сразу подошла, помогла встать, взяла на ручки, прокомментировала: ты упал, ударился, тебе больно, пожалела ушибленное место, приговаривая как сильно болит, как сильно ударился. Как правило если ребенок ничего себе серьезно не повредил уже через 1-2 минуты он сам сползет с маминых коленей и помчится дальше по своим делам с радостной улыбкой на лице.
  • мама не подошла вовсе – сам разбирайся;
  • мама подошла, но вместо жаления накричала – быстро вставай / тебе не больно / сколько раз говорить, чтобы не носился сломя голову / сам виноват / я тебя предупреждала, ну или еще и по попе даст. В этом случае ребенок начнет голосить еще больше или плакать перестанет, но будет ныть и всхлипывать. И радостная улыбка вряд ли скоро вернется на его лицо, а уж мчаться куда-то дальше и подавно не захочется.

В чем принципиальная разница между этими вариантами поведения мамы?

Разница в том, что в первом варианте мама позволила ребенку пережить возникшую эмоцию, справиться с ней, т.е. и контейнировала ее.

Контейнирование – это термин для обозначения принятия и выдерживания чувств другого человека, с которыми он не может справиться самостоятельно без прямого эмоционального ответа на эти чувства.

Контейнирование родителями детских чувств дает ребенку опыт того, что:

— в моих чувствах нет ничего плохого;

— я могу испытывать любые чувства;

— мои чувства ничего не разрушают;

— я могу с ними справиться.

Если родители способны пережить любые детские чувства (будь то страх, злость и др.), справиться с ними – это в дальнейшем даст ребенку способность справиться с ними самому.

Взрослые умеют (ну или должны уметь) контейнировать свои чувства самостоятельно. (Мы же не набрасываемся с кулаками на каждого, кто нас разозлил) Но и у взрослых бывают ситуации, когда им тоже нужен контейнер, когда сами не могут справиться (какие-то тяжелые переживания, горе утраты, например).

Дети пока не могут делать это самостоятельно, поэтому родители должны им помогать в этом:

грусть, боль – нужно отгоревать, отплакать;

злость, агрессию – выразить вербально или физически (покричать, подраться);

страх – отбояться, обеспечить безопасность и возможность защиты;

интерес, любопытство – дать возможность удовлетворить.

Обозначение и контейнирование детских чувств – главные родительские задачи в эмоциональном развитии ребенка.

Эмоциональное развитие дошкольника

Даже в возрасте 3–4 лет ребенок уже представляет собой отдельную личность. У него есть свои симпатии и антипатии, и с каждым годом все сильнее развиваются черты характера. Ребенок все лучше умеет выражать свои чувства с помощью слов, а это значит, что у него становится меньше истерик. У ребенка все еще может резко меняться настроение, но теперь он чаще говорит о том, что злится или грустит, чем впадает в истерику.

Дошкольный возраст: эмоции управляют ребенком

Хотя трехлетний ребенок уже может понимать собственные эмоции, он все еще с трудом может их контролировать. Если ребенок увидит что-то смешное, он истерично посмеется. Если его что-то расстроит или рассердит, он может заплакать.

В этом возрасте ребенок еще не научился контролировать свои эмоциональные импульсы. Если у ребенка есть какое-либо чувство, скорее всего, оно повлияет на его поведение. Например, ребенок может отобрать игрушку у сверстника, если захочет с ней поиграть. Если ребенок хочет печенье, а вы говорите ему подождать до обеда, он расстроится. Отсроченное удовольствие ничего не значит для ребенка – он хочет это здесь и сейчас.

Ребенок в возрасте 3–4 лет может драться, кусаться или толкаться, когда у него возникает конфликт с кем-то. Он просто пока не понимает, какое поведение уместное, а какое – нет. Ваша задача – научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражать эмоции и улаживать конфликты.

Когда ребенок станет старше, он будет замечать связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Если ребенок впадает в истерику – вы можете установить для него определенные последствия. Так он поймет, что истерика – это неприемлемый способ демонстрировать свои эмоции.

У 4-летнего ребенка развивается чувство юмора. Он любит дурачиться и заставлять людей смеяться. Не удивляйтесь, если дети называют друг друга «тупицами», а затем сами смеются над этим.

Примерно в 4 года у ребенка начинает появляться сочувствие. 4-летние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они замечают, когда другой ребенок грустит или обижается. В таком случае они могут захотеть обнять другого ребенка.

К 5 годам в эмоциональном развитии детей происходит скачок. Ребенок намного лучше говорит о своих чувствах и контролирует эмоции. Также он умеет справляться с истериками и импульсивным поведением. Например, он терпеливо ждет своей очереди и спрашивает, прежде чем взять чью-то вещь.

Когда 5-летний ребенок злится, он скорее выразит свою злость словами, чем физически или с помощью истерики. Однако в этом есть и недостаток: ребенок может начать использовать грубые слова и обзываться, когда злится или расстроен.

Примерно в этом возрасте ребенок может начать интересоваться вопросами, связанными с сексуальностью. Он может задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Ребенок проявляет интерес к своему телу: например, он может трогать свои гениталии. Это нормально: главное, чтобы он понимал, что уместно, а что – нет. Объясните ребенку, что интересоваться своим телом – это нормально, но недопустимо делать это в присутствии других людей. Также объясните ребенку, что никому нельзя прикасаться к интимным частям его тела, кроме мамы и папы во время купания или врача (тоже в присутствии мамы или папы).

Дошкольники и игры на воображение

Примерно в 3 года у детей начинает развиваться воображение. В этом возрасте ребенок много времени проводит в воображаемом мире, созданном им самим. У каждой куклы и мягкой игрушки есть свое имя. Ребенок может разговаривать с воображаемыми друзьями. Родители могут беспокоиться, считая, что воображаемые друзья – это признак одиночества. Но на самом деле все наоборот. Дети придумывают воображаемые миры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для реальной жизни. В возрасте, когда ребенок мало что может контролировать в своей жизни, в воображаемом мире он – главный.

В то же время, когда дошкольник начинает разговаривать с воображаемыми друзьями, он может начать бояться монстра, который живет под его кроватью. Подобные страхи распространены среди детей. Не шутите на эту тему – ребенок серьезно относится к ней. Лучшее, что вы можете сделать для него – убедить его в том, что он в безопасности и ему ничто не угрожает.

Когда ребенок станет старше, игры на воображение останутся важной частью его жизни. Но он лучше будет понимать разницу между фантазией и реальностью, и его фантазии станут более сложными. Не беспокойтесь по поводу игр, связанных со стрельбой и насилием. Детям в этом возрасте свойственно увлекаться оружием, но это не значит, что в старшем возрасте у ребенка появится склонность к насилию.

Ваш самостоятельный дошкольник

Чем старше становится дошкольник, тем больше он стремится к самостоятельности. Это может показаться нелогичным, но лучший способ сделать ребенка самостоятельным – это сохранять четкий распорядок в его жизни. Давайте ему выбор, но ограниченный. Например, предложите выбрать одну из двух форм одежды в школу или одно из двух блюд на ужин. Но если ребенок просит разрешения сделать что-то неприемлемое, стойте на своем. Возможность выбрать из двух хороших вариантов повышает уверенность ребенка в себе и убеждает его в том, что он в безопасности.

Возрастной период от 3 до 7 лет в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.

Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном общении, в поведенческой, психоэмоциональной и познавательной сферах.

В дошкольном возрасте наблюдается несколько важных возрастных задач:

  1. Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
    • задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другим (4-6 лет), возраст «Почемучек»;
    • планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет).
  2. Рост независимости по отношению к родителям (воспитателям:
    • умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет)
  3. Занятия, направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
    • работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);
    • приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности (6-8 лет)
  4. Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:
    • находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);
    • поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет)
  5. Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
    • убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);
    • участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет)
  6. Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени
    • включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет);
    • пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет)
  7. Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:
    • быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет)

I. Особенности эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

II. Особенности структуры самосознания

Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».

При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:

  1. осознание имени,
  2. половая идентификация,
  3. притязание на признание,
  4. временно’е осознавание,
  5. осознание прав и обязанностей.

III. Особенности общения

Общение со взрослыми:

  1. Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
  2. При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
  3. Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  4. Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно — образа самого себя.

IV. Психосоциальное развитие

Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.

Игра

Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок — дошкольник есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для гармоничного психологического развития ребенок должен играть.

Один из компонентов в структуре игры — правила.

Сказка

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность.

Всякая сказка — это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.

Рекомендации: Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому ребенок должен ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и их взаимоотношениями.

Вывод: на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector