Занимаясь воспитанием и обучением дошкольников, родители основное внимание уделяют освоению малышами различных навыков и умений. Посещение спортивных секций, изучение азбуки и простейшей математики, занятия в творческой студии — все это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Однако не меньшее значение имеет эмоциональное воспитание дошкольника, т.к. именно в этот период закладываются основы эмоциональной восприимчивости и адаптированности малыша.
Особенности эмоционального воспитания
В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия. От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка. Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании. Психологи даже выделяют некоторые очевидные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:
- Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.
- Внезапность эмоций. Малыши, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой.
- Новые грани экспрессии. В возрасте 3−5 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.
- Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.
- Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями.
Формируем благоприятную эмоциональную среду
Многим родителям хочется научить ребенка управлять эмоциями, чтобы подготовить его к трудностям школьной, а затем и взрослой жизни. Универсальных способов это сделать даже опытные детские психологи предложить не смогут — нужно к каждому малышу подходить индивидуально. Однако нет сомнений, что, создав благоприятную эмоциональную среду, родители положительно влияют на эмоциональное развитие малыша. Психологи советуют следующее:
- Предлагайте разнообразные игрушки. Естественно, у каждого малыша свои предпочтения — кому-то ближе солдатики, кому-то — кубики. Но важно именно разнообразие. Если у ребенка в комнате представлены, в основном, агрессивные игрушки, типа пистолетов и автоматов, то и уровень его агрессии будет выше, чем у сверстников, имеющих доступ к конструкторам, мозаикам и др.
- Расширяйте общение. Социальные контакты крайне необходимы малышу, чтобы научиться распознавать и выражать эмоции. Не стоит ограничивать его общением только с близкими родственниками — позвольте ему самому устанавливать контакты с окружающими.
- Поощряйте творческую деятельность. С помощью музыки, рисования, лепки и др. видов творчества малыш может не только развивать концентрацию, но и выражать эмоции, передавать свои желания и переживания.
- Развивайте гуманные чувства у ребенка. Многие эмоции и чувства у дошкольников формируются самостоятельно, однако желание и умение помогать, сопереживать и сочувствовать необходимо развивать. Родителям нужно говорить о необходимости уважать старших, не обижать товарищей, любить животных и природу.
- Используйте ситуационно-ролевые игры, инсценировки, психологические упражнения. Наглядность — необходимый элемент эмоционального воспитания дошкольников. Чтобы понять эмоции, малышам нужно их видеть, поэтому так важно устраивать игры, направленные на их изучение.
Наконец, наиболее важную роль в эмоциональном развитии дошкольников играет атмосфера в семье. Именно внутрисемейные отношения определяют превалирующие эмоции в поведении малышей и оказывают влияние на степень и окраску их эмоциональной выразительности.
Насколько эмоционален ваш ребенок? Хотели бы вы скорректировать его эмоциональное состояние? Приходилось ли вам менять что-то в семье, чтобы обеспечить благоприятный эмоциональный фон? Делитесь своим опытом в комментариях.
Интерактивный обучающий онлайн-сборник для детей
4—5 лет. Интерактивное пособие включает в себя 180 тематических занятий, что отражено в 36 темах.
- Описание
- Дополнительное описание
- Детали
- Отзывы (2)
Описание
ИНТЕРАКТИВНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
Онлайн-сборник МЭО «Дошкольное образование для детей 4-5 лет» соответствует требованиям ФГОС ДОО. Средний дошкольный возраст — важный этап в становлении эмоциональной сферы ребёнка. Ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками. В этой связи важно научить ребёнка эмоционально откликаться на эмоции близких людей (занятие «Что значит заботиться о близких?»), сопереживать героям сказок (занятие «Чему учат сказки»), эмоционально реагировать на произведения искусства (занятие «Стихи и картины об осени»).
Разработан для родителей, воспитателей и детей. Курс включает в себя 180 тематических занятий, рассчитан на 36 недель и выстроен в логике календарного года. Материалы для подготовки к школе содержат изображения и слайд-шоу, фрагменты музыкальных композиций, видеоролики и обучающие мультфильмы. Загадки, стихотворения, физкультминутки, сюжетно-ролевые соревнования и разные игры делают образовательный процесс увлекательным и интересным для детей дошкольного возраста.
Онлайн-курс является идеальным инструментом для ежедневной работы педагогов, работающих как индивидуально, так и с группой воспитанников ДОО. Разработан методистами дошкольного образования, с учетом пожеланий педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и педагогов-воспитателей.
- интерактивные тренажеры и обучающие материалы
- физкультминутки в каждом занятии
- игры-соревнования, игры-загадки, сюжетно-ролевые игры
- методические советы и рекомендации воспитателю
- сценарий проведения занятия
- стихи, презентации, игры, музыкальное сопровождение
- вопросы к детям
- блок «Работа с родителями»
- хрестоматийные материалы к каждой теме
Это обеспечивает возможность индивидуального подбора хрестоматийного материала для каждого ребёнка, облегчает труд воспитателя по подбору материала для организации различных видов детской деятельности. Можно заниматься в группе и дистанционно.
Онлайн-сборники по дошкольному образованию являются идеальным инструментом для ежедневной работы педагогов, работающих как индивидуально, так и с группой воспитанников ДОО, в том числе работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном возрасте. Адаптирован для педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и педагогов-воспитателей.
В возрасте с 3 до 7 лет ребёнок активно развивается физически — увеличивается рост, масса тела. Но, что крайне важно, совершенствуется нервная система, появляются познавательные психические процессы. Поэтому столь важно дошкольное развитие ребёнка, ведь речь идёт не только о подготовке к новым требованиям, начинается процесс формирования личности ребенка.
Есть ряд критериев по которым можно оценить уровень готовности ребенка к поступлению в первый класс. Это кругозор, умение читать, внимательность, дисциплина и контактность, умение ладить со сверстниками. Как показывает практика, дети с которыми целенаправленно занимались до школы показывают в дальнейшем более высокие результаты. На что же следует обратить внимание?
Развитие воображения
В 2-3 года начинает формироваться воображение и малыши начинают создавать мир фантазий. Они могут представлять себя вместе с героями в своей любимой сказке или мультфильме, могут придумать, а затем и играть с воображаемыми друзьями. Это естественное поведение и ребёнку не надо мешать. Наоборот, следует помочь развитию воображения. Читайте вместе с ним новые книги, предложите ему вместе придумать свою историю и персонажей и нарисовать их.
Правильная речь.
Что бы ребёнок приобрёл навыки общения и расширил свой словарный запас с ним нужно много разговаривать и рассказывать то, что он еще не знает. Но ребёнок не должен просто слушать и односложно отвечать, просите его в свою очередь рассказать своими словами любимую сказку, или мультфильм, который он недавно посмотрел. Учите вместе с ним стихи и песни, они позволяют быстро запоминать новые слова. Не стоит забывать, что дети всегда стараются повторять за взрослыми. Поэтому нужно обратить внимание на свою повседневную речь.
Развитие мышления
Формирование мышления — это основа и краеугольный камень, который должно сформировать дошкольное развитие ребёнка. Для этого оптимально подходят логические игры (пазлы, мозаики, составление слов и т.д.), которые сейчас можно найти в большом количестве. Но постепенно, как только ребёнок начинает с лёгкостью справляться с заданием, игры и игрушки следует усложнять, они должны заставлять думать.
Обучение чтению и письму.
Начиная с возраста 4-5 лет дети активно интересуются буквами, стараются их запомнить, ищут их в словах. Это стремление нужно поддерживать, покажите как правильно пишутся буквы и как правильно держать при этом карандаш. При этом просите его произносить их при написании, потихоньку ребёнок научится их складывать в слоги и слова. Затем можно переходить к более сложным упражнениям, пусть он сам составить предложение, затем напишет его и прочитает вслух. Не ругайте ребёнка за ошибки, просто объясняйте, как сделать правильно. Но при этом отмечайте его успехи и хвалите за старательность.
Обучение счёту.
Занятия направленные на получение базового навыка счёта обязательно входят в дошкольное развитие ребёнка. Объясните ребёнку, что такое цифры и в каком порядке идут. Посчитайте с ним простые предметы, например, игрушки. Научите его пользоваться различными приборами, где необходимо знание цифр, это часы, линейки, весы. Расскажите для чего они нужны. Объясните такие понятие как «целое» и «половина», «много» и «мало»