Из Википедии — свободной энциклопедии
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Само понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической и медицинской литературе до 90-х годов XX века, к концу этого периода оказалось устаревшим. В 1997 году оно окончательно было выведено из употребления в качестве медицинского (психиатрического) диагноза приказом Министерства здравоохранения № 170 [1] , которым на всей территории Российской Федерации вводилась в действие Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В МКБ-10 на смену категории «ЗПР» пришли более обоснованные с научно-медицинской точки зрения и ориентированные на доказательную психиатрическую практику категории, относящиеся к «расстройствам психологического (психического) развития» (МКБ-10: F80—F89; англ.: «disorders of psychological development») и, в меньшей степени, к «эмоциональным расстройствам и расстройствам поведения, начинающимся обычно в детском и подростковом возрасте» (МКБ-10: F90—F98; англ.: «behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence»). С этого времени формулировка «задержка психического развития» не может использоваться в качестве медицинского диагноза и формально не может противопоставляться психическим расстройствам, включая умственную отсталость, гиперкинетические расстройства, расстройства психологического развития и др.
С утратой значимости в качестве медицинского диагноза понятие ЗПР продолжает использоваться в русскоязычной (преимущественно российской) психолого-педагогической литературе для обозначения темповых характеристик развития без учёта их этиологии, патогенеза и прогноза эффективности лечения. В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начала реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской Федерации в рамках инклюзивного образования.
Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста
- Главная
- Услуги
- Заболевания
- Задержка психического развития ЗПР лечение
- Неврология
- Функциональная диагностика
- Психотерапия
- Массаж
- Психиатрия
- ЛФК
- Логопедия
- Психология
- Cовременные мeтoды лeчeния ДЦП в Ставрополе.
- Фopмы ДЦП и иx клиничecкиe пpoявлeния
- Спастическая диплегия (синдром Литтля)
- Дискинетическая (Гиперкинетическая) форма ДЦП
- Атаксическая (Aтoничecки-acтaтичecкaя ) форма ДПЦ
- Гемиплегическая (Гeмипapeтичecкaя) форма ДЦП
- Heйpoциpкулятopнaя диcтoния
- Вегетососудистая дистония ВСД
- ЭЭГ (электроэнцефалография)
- Комплексное исследование ВНС
- Транслингвальная нейростимуляция
- Биоакустическая коррекция
- Транскраниальная микрополяризация головного мозга ТКМП
- Солярная микрополяризация
- Трансвертебральная микрополяризация
- Занятия на мелкую моторику
- Логопедический массаж
- Мозжечковая стимуляция
- Лечебный массаж (медицинский массаж)
- Лечебная физкультура
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.
В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.
Причины задержки психического развития
Биологические
- патология беременности – тяжелые токсикозы, внутриутробная гипоксия, инфекция, интоксикация;
- недоношенность;
- асфиксия и травмы при родах;
- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
- генетическая обусловленность.
Социальные
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
Диагностика задержки психического развития
На основании диагностики и сведений о развитии ребенка врачи выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по лечению и организации воспитания и обучения ребенка.
Прогноз лечения задержки психического развития (ЗПР)
Дети с ЗПР нуждаются в медикаментозном, физиотерапевтическом и коррекционном лечении.
Применение транскраниальной микрополяризации совместно с методом биоакустической коррекции в комплексе при лечении ЗПР усиливает эффект физиотерапевтического лечения и корректирующих занятий. Лечение в нашем медицинском центре помогает сократить отставание ребенка от сверстников, улучшить его социальную адаптацию.
Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.
Диспраксия – задержка (нарушение) формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при сохранности мышечной силы и амплитуды движений.
Происхождение термина “диспраксия: «дис» — нарушение; «праксис» — движение.
Праксис – высшая психическая функция человека, формирующаяся прижизненно в контакте с окружающим миром. Праксис как высшая психическая функция служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Завязать шнурки, взять со стола ложку, сложить кубики, написать в тетради слово — все это может быть недоступным для человека с несформированным или нарушенным праксисом, при этом пациент не испытывает ограничений в двигательной сфере, не страдает парезами и параличами.
Причины
Нарушения в сфере праксиса связаны с недостаточным функционированием соответствующих отделов коры головного мозга, отвечающих за управление данной функцией. В детском возрасте подобные задержки могут быть связаны с органическими поражениями головного мозга, нарушившими естественный процесс созревания коры больших полушарий либо с депривацией той или иной деятельности, необходимой в конкретный период развития для полноценного становления функции. Например, ребенок, лишенный возможности двигаться в раннем детском возрасте из-за соматического заболевания (высокая температура, инфекции, заболевания суставов, переломы и т.д.) с высокой долей вероятности впоследствии будет демонстрировать несформированность двигательной сферы в виде диспраксии.
Нарушения праксиса проявляются как в мануальной, так и в артикуляционной сфере. Это обусловлено близкой локализацией и совместной работой моторных зон коры, отвечающих за осуществление сложных двигательных актов.
Таким образом, диагностируя у ребенка мануальную диспраксию, мы с высокой долей вероятности, можем прогнозировать у него трудности формирования речи, мышления, а впоследствии, возможно, дисграфию и дислексию, т.е. трудности формирования всех видов деятельности, где необходимо построение плана отдельных движений и действий, переключение с одного элемента на другой, осуществление целой «моторной программы».
Классификация
В зависимости от того, какой участок коры головного мозга функционально не сформирован, от того, какие первичные нарушения двигательной функции удается обнаружить при нейропсихологическом обследовании, различают несколько основных видов диспраксий:
- Кинетическая (эфферентная) диспраксия (задние лобные / премоторные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) — трудности выполнения серии последовательных движений в виде сложностей переключения внутри моторной программы, перестановок элементов программы местами, «застреваний» на отдельных элементах программы;
- Кинестетическая (афферентная) диспраксия (теменные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) — трудности подбора отдельных поз в мануальной и артикуляционной сфере;
- Пространственная диспраксия (теменно-затылочные отделы коры головного мозга) — трудности ориентации собственного тела в пространстве, невозможность правильно повторить пространственную позу, несформированность представлений лево-право, верх-низ;
- Конструктивная диспраксия (теменно-височно-затылочные отделы коры головного мозга) — трудности овладения конструктивной деятельностью — игра с кубиками, собирание пазлов, рисование предметов с учетом их пространственных отношений и характеристик;
- Регуляторная диспраксия (лобные отделы коры головного мозга) — несформированность произвольного контроля над собственной деятельностью. Проявляется в виде набора несистемных неспецифических ошибок во всех сферах праксиса.
Лечение
Преодолением диспраксии занимаются нейропсихолог, логопед и невролог (при артикуляционной диспраксии). Также бывают необходимы курсы логопедического массажа, общего медицинского массажа и остеопатического лечения).
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление нормального темпа психического развития. ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы.
Причиной ЗПР могут быть:
- патологии беременности и родов: инфекции во время беременности, тяжелый токсикоз, гипоксия плода, травмы при родах;
- инфекции и травмы в первые годы жизни;
- хронические заболевания;
- длительное ограничение нормальной жизнедеятельности ребенка, которое может быть связано как с хроническими заболеваниями, так и с неправильным воспитанием;
- длительные или частые психотравмирующие ситуации.
Как преодолеть заболевание?
ЗПР можно и нужно преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и задержка эмоционального развития в данном случае обратимы. Развитие ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности и обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. Необходимы согласованные действия родителей, нейропсихолога, логопеда и психотерапевта. Нейропсихолог поможет развить основные психические функции детей (внимание, память, мышление, речь), сформировать навыки самоконтроля и программирования в интеллектуальной деятельности. Также целью работы нейропсихолога является оптимизация нейродинамических показателей при взаимодействии с родителями, которым даются рекомендации, какие общеукрепляющие процедуры в домашних условиях можно осуществлять, чтобы повысить общую умственную работоспособность ребенка.
Важная составляющая коррекционного процесса — развитие речи ребенка и сферы общих знаний, т.к. опосредствование речью своих действий помогает детям с ЗПР преодолеть часть трудностей в интеллектуальной деятельности. При этом целесообразно подключение к комплексной работе логопеда-дефектолога.
Дети с ЗПР чувствует свою неуспешность в детском саду и школе, это часто приводит к эмоциональным нарушениям, которые могут усугубить отставание в развитии познавательных функций. В таком случае необходимо сотрудничество с психотерапевтом для преодоления проблем в эмоционально-личностной и коммуникативной сферах.
Задержка роста плода (ЗРП) отставание размеров плода от предполагаемых при данном сроке беременности. Масса плода при рождении ниже десятого процентиля для данного срока беременности. Частота развития синдрома задержки роста плода варьирует в широком диапазоне: 5,0–17,6%.
Диагностика задержкиа роста плода
Неотъемлемой частью правильной и своевременной диагностики ЗРП является ультразвуковое исследование с дополнительным проведением допплерометрии. В стенах НЦАГиП находится уникальное отделение функциональной диагностики, способное конкурировать с крупнейшими зарубежными клиниками. Оснащение НЦАГиП соответствует высоким международным стандартам. Специалисты экспертного класса обнаружат проблему уже в самом начале и порекомендуют незамедлительно обратиться за помощью к врачу акушеру-гинекологу.
Формы задержки развития
По данным ультразвуковой фетометрии выделяют следующие формы задержки развития плода:
- симметричная форма ЗРП — пропорциональное уменьшение всех размеров тела плода по отношению к средним для данного срока беременности;
- асимметричная форма ЗРП — уменьшение только размеров живота плода по отношению к среднему для данного срока беременности (отставание более чем на 2 нед или размер менее 5-го процентиля для данного гестационного срока), остальные размеры в пределах физиологической нормы;
- смешанная форма ЗРП — отставание размеров живота более чем на 2 нед и отставание других фетометрических показателей в пределах 10–25 процентилей.
Динамика проведения УЗИ
Для оценки темпов роста плода и его функционального состояния на фоне проводимой терапии необходимо проводить повторные УЗИ (через 7–14 дней) с допплерометрией кровотока в системе мать-плацента-плод (каждые 3– 5 дней), а также кардиомониторное наблюдение (ежедневно). Сотрудники НЦАГиП – врачи первой и высшей категорий, кандидаты, доктора медицинских наук и профессора – ведущие специалисты в области акушерства и гинекологии в России подберут индивидуальную программу ведения беременности, осложненной ЗРП, план диагностических и лечебных мероприятий, способствующих полноценому развитию плода и рождению здорового малыша.
Ведение осложненной ЗРП беременности
Если на фоне проводимой терапии нормализуются темпы прироста показателей развития плода и его функциональное состояние находится в пределах нормы (компенсированная форма плацентарной недостаточности), можно продлить беременность. Родоразрешение проводят не ранее 37 нед беременности после подтверждения зрелости лёгких плода.
При неэффективности лечения (отсутствие прироста показателей развития плода в течение 2 нед) или ухудшении состояния плода (субкомпенсированная форма плацентарной недостаточности: систолодиастолическое отношение в средней мозговой артерии плода менее 2,2) необходимо досрочное родоразрешение, независимо от срока гестации.
Ведение осложненной ЗРП беременности – одно из профильных направлений работы акушерских отделений НЦАГиП. Программа лечения ЗРП создается индивидуально в результате взаимодействия высококвалифицированных специалистов различных областей медицины, при этом отвечает всем стандартам ведения беременности в России. НЦАГиП успешно сочетает традиции российского акушерства и лучшие достижения международной акушерской практики, чтобы в каждой семье рождался здоровый малыш, а каждая женщина вспоминала о родах как об одном из самых счастливых моментов своей жизни.
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа формирования психики ребенка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определенной возрастной категории.
Как правило, диагноз ЗПР ставится в возрасте 5-6 лет, в основном в начальных классах школы, в период начала активного обучения.
Что вызывает задержку психического развития?
Различают 2 основные группы причин ЗПР: биологические и социальные. К биологическим относятся тяжелые состояния женщины в период вынашивания плода (токсикозы, инфекционные заболевания, отравления тяжелыми металлами, различные травмы), гипоксия во внутриутробном периоде, преждевременное начало родовой деятельности, родовые травмы, инфекции и токсические поражения организма ребенка в возрасте до 1 года.
К социальным причинам относятся: наличие в жизни ребенка частых стрессовых ситуаций, негативным образом влияющих на его психоэмоциональное состояние, отсутствие должных условий семейного воспитания, длительный период ограничения естественной жизнедеятельности.
Факторы риска
В группе риска находятся дети, имеющие наследственную предрасположенность к ЗПР, матери которых во время беременности употребляли спиртные напитки, наркотические вещества, курили, а также дети из неблагополучных семей.
Симптомы и клиническая картина при задержке психического развития
Проявления задержки психического развития касаются всех интеллектуальных процессов.
Восприятие ребенком с ЗПР получаемой из внешнего мира информации замедлено и фрагментарно, вследствие чего у него отсутствует полный образ окружающего мира. К признакам задержки психического развития относится также лучшее развитие зрительного восприятия, чем слухового.
Внимание у таких детей неустойчиво, их постоянно отвлекают посторонние предметы и люди. Трудность вызывает необходимость сосредоточиться на определенном виде занятия, восстановить логическую цепочку происходящего.
Симптомы задержки психического развития:
- расстройства устной речи (искажение произношения звуков, низкий словарный запас, трудности в составлении предложения);
- нарушения письменной речи;
- чрезмерная двигательная активность;
- нарушение мыслительной функции;
- повышенное беспокойство;
- конфликтность;
- замкнутость;
- отсутствие способности к фантазированию;
- плохая координация движений;
- дискинезии.
Методы диагностики
Диагностика задержки психического развития производится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и включает:
- сбор анамнестических данных;
- оценку условий проживания и взаимоотношений внутри семьи;
- нейропсихологическое обследование;
- диагностику речи и эмоционально-волевых качеств (в процессе беседы психолога с ребенком);
- инструментальные исследования для определения состояния головного мозга: ЭЭГ, КТ или МРТ;
- исследования, позволяющие исключить наличие олигофрении и аутизма.
Какой врач лечит задержку психического развития?
ЗПР лечит врач-психолог при содействии других специалистов: логопеда, невролога, педиатра и психиатра.
Прежде чем лечить задержку психического развития, проводится оценка тяжести нарушений в определенной сфере, на которую нужно будет сделать особый акцент во время занятий со специалистом.
Схема лечения задержки психического развития
После проведения диагностических мероприятий и постановки диагноза определяется, как лечить ЗПР в конкретном случае с учетом особенностей развития ребенка. Коррекционный курс включает индивидуальные или групповые занятия с психологом и логопедом, совместные занятия со специалистами, многократный повтор информации родителями для лучшего усвоения материала.
Особое внимание уделяется развитию познавательных навыков, эмоциональной сферы, мелкой моторики и стабилизации психологического состояния.
Основные методы лечения и противопоказания
Лечение задержки психического развития осуществляется посредством:
- игровой и арт-терапии;
- коррекции речевых расстройств;
- оказания помощи в социальной адаптации;
- использования препаратов для улучшения кровоснабжения мозга и улучшения памяти;
- физиотерапевтических процедур;
- лечебного массажа;
- занятий ЛФК;
- плавания.
- аллергические реакции (учитываются при медикаментозном лечении);
- патологии сердца (ограничение на проведение физиотерапии, использование интенсивных видов массажа).
Возможные осложнения
Осложнения при ЗПР развиваются редко. Они состоят в полном отсутствии социальной адаптации и тяжелых психических расстройствах.
Меры профилактики
Профилактика задержки психического развития заключается в отказе будущей матери от вредных привычек, исключении воздействия негативных факторов во время беременности, своевременном лечении инфекционных заболеваний, обеспечении должных психологических и социальных условий воспитания.
Под задержкой психического развития или ЗПР понимают задержку темпа формирования психических функций в детском возрасте.
Данный диагноз используется детскими врачами-неврологами и логопедами для констатации факта отставания в развитии таких функций, как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера и, в ряде случаев, речь.
Речь является высшей формой проявления возможностей человека, опосредует высшие психические функции, является результатом развития и совокупной работы ряда психических функций. Таким образом, определенные проявления отставания в развитии речи могут быть симптомами задержки психического развития (ЗПР).
Диагноз «задержка психического развития» используется, преимущественно, в отечественной практике и выставляется в дошкольном возрасте. При сохранении симптомов отставания в школьном возрасте диагноз уточняется и пересматривается.
В иерархии нарушений и задержек развития, особенности развития, называемые задержкой психического развития (ЗПР), являются наиболее прогностически благоприятным и поддающимся коррекции нарушением.
Классификация
Существуют различные классификации задержек психического развития. По одной из классификаций выделяют:
1) ЗПР конституционального генеза, где причиной ЗПР считают задержку развития эмоционально-волевой сферы;
2) ЗПР соматогенного происхождения (вследствие соматического заболевания, двигательной или сенсорной депривации);
3) ЗПР психогенного происхождения (гипоопека, гиперопека, развитие по невротическому типу, вследствие тоталитарного и агрессивного стиля воспитания);
4) ЗПР церебрально-органического генеза (задержки развития на фоне патологического воздействия на нервную систему различной этиологии).
Сам по себе термин «ЗПР» является описательным, не несет информации о структуре нарушения и постепенно теряет свою актуальность среди специалистов педагогического профиля (психологов и логопедов).
Диагностика
Как правило, ЗПР диагностируется детским неврологом или психиатром после всестороннего обследования с использованием аппаратных методов обследования (ЭЭГ, УЗДГ), сбора анамнеза и исключения других вариантов патологического развития ребенка (умственная отсталость, психические заболевания). Часто ЗПР является диагнозом, сопутствующим какому-либо неврологическому нарушению или особой жизненной ситуации ребенка.
После постановки врачом диагноза ЗПР, ребенок попадает на обследование к логопеду и нейропсихологу для уточнения качества и механизма задержек, выявления наиболее дефицитарных функций и постановки более точного нейропсихологического и логопедического статуса (например, несформированность сферы программирования и контроля, повышенная утомляемость, несформированность в сфере праксиса (диспраксия) или гнозиса, особенности мышления или эмоционально-волевой сферы, снижение объема слухо-речевого восприятия, алалия, и т.д.).
Лечение
Для преодоления задержки психического развития в большинстве случаев необходим комплексный мультидисциплинарный подход, когда врач-невролог назначает медикаментозное лечение для устранения неврологических причин задержки, но также в терапии участвуют специалисты лечебно-педагогического профиля.
Нейропсихолог занимается формированием и развитием отстающих психических функций. Логопед работает над развитием речи, формированием активного и пассивного словаря, ведет работу над развитием письма и чтения для предотвращения развития в будущем дислексии и дисграфии. В ряде случаев необходим курс массажа, мануальной терапии, остеопатического лечения.
Особое место в лечении ЗПР отводится уникальной методике, активно применяемой в современной практике ведущих западных медицинских центров – транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Принцип действия метода транскраниальной магнитной стимуляции заключается в безболезненном и неинвазивном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки определенных отделов коры головного мозга.
Курсовое лечение с помощью ТМС увеличивает как эффективность применения терапии, так и коррекционных занятий со специалистами – в разы сокращая время, требуемое на достижение результата. ЦРН «ДокторНейро» является одной из немногих в Москве клиник, практикующих применение ТМС в лечении задержки психического развития. В нашем центре установлено оборудование для проведения ТМС в максимальной комплектации, что позволяет нам применять как собственные, так и все известные на сегодняшний день протоколы лечения.
Задержка психического развития — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Среди причины возникновения ЗПР можно назвать органическую недостаточность нервной системы, чаще в связи с патологией беременности и родов, хронические соматические заболевания, наследственные факторы, неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.).
Различают две основные формы ЗПР: ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом, и ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка. ЗПР, связанная с сенсорной депривацией при врождённых или рано приобретённых нарушениях зрения, слуха, речи (алалия), при детском церебральном параличе, аутизме, рассматривается отдельно в структуре соответствующих нарушений развития.
При ЗПР ребёнка родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.
Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы):
I. незрелость эмоционально-волевой сферы — синдром психического инфантилизма:
1) преобладание игровых интересов над познавательными;
2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;
3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;
4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам;
II. нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции — синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):
1) повышенная утомляемость;
2) по мере утомляемости — нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;
3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли;
4) неравномерность учебных достижений;
III. энцефалопатические расстройства:
1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.);
2) стойкие расстройства поведения — синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.);
3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.);
4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.);
IV. нарушения предпосылок интеллекта:
1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии);
2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа;
3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;
4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;
5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти;
6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.
Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).
Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
За время своей многолетней работы мы обследовали огромное количество детей и констатируем, что крайне редко сейчас можно не увидеть в карте ребенка диагнозов ПЭП, ППЦНС, СПНРВ, ММД, ЗПР, СДВГ и т.д.
Наиболее распространенными являются ПЭП (перинатальная энцефалопатия) и ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). Хотя и ММД (минимальная мозговая дисфункция) и ЗПР (задержка психического развития) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) не отстаются далеко позади. Перинатальные поражения ЦНС объединяют разные патологические состояния, вызванные вредным воздействием на ребенка во время беременности, самих родов и в течение первых недель жизни. Например, внутриутробная гипоксия, внутричерепная родовая травма. В таких случаях ставят диагнозы ПЭП и ППЦНС, что означает примерно одно и то же. Они могут носить легкую, среднюю и тяжелую форму.
Эти факторы в дальнейшем могут проявляться нарушением нормального течения психомоторного развития ребенка — замедлить темпы созревания мозга и включение его структур в функциональные системы. С возрастом при отсутствии во-время оказанной медицинской помощи это может привести к искажениям речевого и психического развития. И тогда возникнут следующие диагнозы из перечисленных выше — ММД, ЗПР, СДВГ.
Мамы зачастую находятся в полном неведении — карт они не читают, да это и не всегда возможно, учитывая трудно различимый почерк внесенных записей.
Однако в случае раннего выявления и адекватной коррекционной помощи практическое выздоровление и нормализация психических функций достигается в 80% случаев. Нейропсихологическая диагностика и коррекция вносят свой специфический вклад и необходимы для полноценного восстановления детей с указанными диагнозами.
Важная роль в оказании помощи детям с указанными диагнозами принадлежит:
— Врачам-невропатологам, назначающим восстановительное лечение
— Нейропсихологам, которые при помощи специальной двигательной коррекции восстанавливают и запускают правильные (соответствующие нормальному онтогенезу) мозговые связи и автоматизмы.
— Родителям, которые обеспечивают своему ребенку своевременное обращение к специалистам и полное следование их рекомендациям.
Кроме занятий в центре мы даем родителям комплексы упражнений, которые они могут выполнять с детьми самостоятельно уже на самых ранних этапах развития ребенка. Выявить нарушения в развитии Ваших детей и заняться восстановительным лечением следует как можно раньше — тогда сделать можно очень многое.
www.neuro-psychol.ru Екатерина Лебедева
При использовании материалов и цитировании ссылка на источник обязательна