Организация коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций. Прежде чем приступить к обследованию ребенка необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о его развитии( заключения невролога, окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью уточнения особенностей развития в раннем возрасте логопед проводит предварительную беседу с родителями, предлагает заполнить анкету. Выясняется особенности протекания беременности, наблюдалось ли своеобразие или отставание моторных и речевых функций ребенка.
Логопедическое обследование начинается с беседы, целью которой является установление контакт с ребенком, а также помогает составить представление о запасе знаний об окружающем мире, о звучащей речи ребенка, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания.
Далее обследуется моторное развитие ребенка как важный показатель способностей ( координация, скорость, переключаемость движений).
Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. С помощью специальных заданий выявляется, как ребенок произносит звуки : изолированно, в словах, в спонтанной речи. Может ли он выделить определенный звук в потоке речи. Может ли правильно повторить ряды слогов, слов с оппозиционными согласными, различает ли слова. схожие о звучанию, но разные по смыслу.
Обследование слоговой структуры включает как отраженное, так и самостоятельное проговаривание слов и предложений.
Обследование словарного запаса включает: называние предметных картинок, действия, подбор антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.
- понимать и употреблять простые и сложные предлоги,
- употреблять существительные родительного падежа
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
- употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений
- умение продолжить предложения
Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать: относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные глаголы.
Обследование связной речи детей включает в себя несколько направлений. Одно из них — ведение диалога -реализуется в процессе беседы. Другое направление — определение степени сформированности монологической речи, когда логопед предлагает задания на составление рассказа и пересказа.[1]
Также важным этапом обследования и показателем готовности к обучению в школе являются умения и навыки, связанные с графомоторными процессами и зрительно-пространственной ориентировкой. Сформированность этих умений говорит и о зрелости мозговых структур и качестве межполушарных взаимодействий.
При проведении диагностики развития речи детей массовых групп удобно данные занести в таблицу, где в баллах наглядно просматривается уровень речевого развития того или иного ребенка.
Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития ребенка.
По каким причинам происходит нарушение или запаздывание развития речи маленького ребенка? Существуют две основные квалификационные группы нарушений:
- нарушения и ретардации (запаздывания), связанные с повреждениями нервной системы и требующие специальной комплексной (медицинской, физиотерапевтической, педагогической и психологической) помощи;
- временные отставания в психическом развитии, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития ребенка.
В обоих случаях картина проблемы в развитии малыша может быть схожей, но, восстанавливая в беседе с родителями по шагам процесс появления на свет и младенческого развития ребенка, можно установить ее причины. Во многом причину проблемы проясняет консультация детского психоневролога или невропатолога, поэтому грамотный специалист поспешит заручиться мнением врача, с целью исключения самых неприятных предположений.
Следует также указать на зыбкость и нечеткость самой картины проблемы в развитии ребенка раннего возраста. Зачастую она рисуется со слов родителей, и субъективна настолько, насколько ее искажают сами родители по причине собственной компетентности и понятных переживаний.
Правило: о размерах и содержании проблемы в развитии малыша не следует судить на основании единожды проведенной диагностики, в условиях, не способствующих раскрытию его потенциала и в ситуации, напоминающей проверку.
Еще раз перечислим типичные для раннего возраста проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются специалисты, консультирующие родителей детей раннего возраста:
- случаи замедленного психического развития – общего и парциального: задержки роста и формирования некоторых моторных навыков, запаздывание в появлении одного или нескольких из новообразований возраста, например, речи;
- недоразвитие психических функций (по причинам органического или соматического нарушения): трудности привлечения и удержания внимания ребенка, трудности в формировании бытовых навыков (гигиенических, самообслуживания и др.);
- нарушение формирования сложных видов деятельности (игры и речи по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину): трудности в установлении контакта с ребенком;
- нарушения поведения: излишняя пассивность или непродуктивная активность ребенка, трудности регулирования поведением, нарушения организации режима питания, сна и бодрствования и пр.
Большинство отечественных авторов, занимающихся проблемой консультирования и коррекции развития детей раннего возраста (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Ю.А. Разенкова) выделяют три основные функции первичной диагностики развития ребенка:
- определение сути проблемы (с последовательным исключением возможного нарушения, отклонения, недоразвития или запаздывания в развитии)
- определение возможностей и потенциала развития ребенка;
- психолого-педагогическая диагностика семьи.
Существует ограниченное количество диагностических методик, использующихся в обследовании детей раннего возраста. Наиболее часто используется в практике набор диагностических методик Е.А. Стребелевой. Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей 2 – 2,5 года, а также 2,5 – 3 лет (таблица 1). Цель исследования – квалификация умственного развития ребенка раннего возраста. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста автор считает:
- принятие задания, т.е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения;
- способы выполнения задания: самостоятельное выполнение задания, выполнение задания с помощью взрослого, т.е. возможность обучения;
- обучаемость в процессе обследования: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией
- отношение к результату своей деятельности: степень заинтересованности своей деятельностью и конечным результатом.
Все эти параметры нашли отражение в балльной оценке умственного развития детей.
Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний.
1 серия заданий (словарь и грамматика)
Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово.)
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).
2) Называет отдельно признаки, действия.
3) Называет 1-2 слова.
Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?
1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).
2) Называет два вида посуды.
3) Называет один вид.
Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.
1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.
2) Называет слова с частицей «не».
3) Неточно подбирает слова.
Задание 4. Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким)?
1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).
2) Подбирает слова к двум прилагательным.
3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.
Задание 5 . Каких животных ты знаешь?
Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.), у зайца много…(зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т.д.)
1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.
2) Называет правильно только одну форму.
3) Не выполняет задание.
Задание 6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).
2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).
3) Называет одно действие.
Вторая серия заданий (звуковая культура речи)
Задание 1 . Ты все звуки произносишь правильно?
1) Ребенок отвечает утвердительно и произносит все звуки.
2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.
3) Не произносит шипящие и сонорные.
Задание 2 . Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).
1) Ребенок отбирает картинки на каждый заданный звук.
2) Отбирает 2-3 картинки.
3) Указывает на одну картинку.
Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж», «з» (железо, жизнь).
1) Ребенок различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки.
2) Называет более двух слов
3) Называет слово без предлагаемых звуков.
Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.
2) Недостаточно четко произносит.
3) не владеет умением замедлять, ускорять темп.
Задание 5. Скажи предложение: «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации.
2) передает только вопросительную интонацию.
3) Повторяет повествовательную интонацию.
Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук, второй, третий? Сколько слогов в этих словах?
1) Ребенок называет все звуки, их последовательность и слоги.
2) Называет не все звуки и слоги
3) Нарушает последовательность в названии звуков.
Третья серия заданий (связная речь)
Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).
1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды Ёжик заботится о своих ежатах».
2) Рассказывает, пропуская начало (или конец).
3) Перечисляет отдельные качества.
Задание 2 . Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединённых сюжетом и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.
2) рассказывает с помощью взрослого.
3) Перечисляет изображенное на картинках.
Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
Автор: Палумбо Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт — Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей».
Раздел: дошкольное образование
Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей
Палумбо И. С. учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида»
психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
— своевременно выявить детей с нарушением речи;
— выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;
— определить оптимальный педагогический маршрут;
нарушением речи в дошкольном учреждении;
— оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
— определить условия воспитания и обучения ребенка;
— консультировать родителей ребенка.
На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая
работа всех специалистов.
— обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.
Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза
— Сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания
— январь – выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки
— май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО,
Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная
оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций,
различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: высокий
уровень, средний уровень, низкий уровень:
— высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным
заданием или с небольшой помощью взрослого;
— средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью
— низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью
физическом состоянии, интеллекте (заключения специалистов), ознакомиться
с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы,
предложения). Приводится беседа с родителями и ребенком.
При логопедическом обследовании детей (в начале учебного года) прежде
аппарата. Логопед должен определить, нет ли дефектов в строении зубов, губ,
прикуса, челюстей, нёба и языка. У детей с дизартрией подробно обследуется
определено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно
(используются предметные картинки) и во фразовой речи (стихотворения).
умение ребенка произносить многосложные слова (аквариум, водопроводчик,
велосипед) и слова с истечением согласных (экскурсия, экскаватор). Затем
проверяется фонематический слух, т.е. различение фонем из групп свистящих
и шипящих звуков (са-ша, за-жа, са-за и т.д.); звонких и глухих (ка-га, да-та-
да и т.д.); сонорных (ра-ла, ри-ли); мягких и твердых (за-зя, та-тя и т.д.);
различение ребенком слов, близких по звучанию (ком-дом, кот-год и т.д.). С
помощью специальных заданий и таблиц обследуется развитие психических
процессов: внимание, память (запомнить и повторить 10 слов) и мышление
(сложить разрезную картинку из 4 частей). При обследовании словаря и
грамматического строя речи ребенку предлагаются следующие задания:
1) образовать множественное число существительных (дом, ведро, утка, стул,
ухо, воробей, мост);
2) образовать словосочетания:
— существительное + числительное (один помидор, два …, пять…);
3) объяснить значения слов (пылесос, холодильник, …);
4) образовать обобщающие слова:
— помидор, огурец, тыква, горох – это …;
— яблока, груша, слива, абрикос – это…;
— кофта, футболка, брюки – это…;
— сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…;
— заяц, медведь, ёж, лиса – это…;
— воробей, утка, ворона, сорока – это…;
— шкаф, тумбочка, диван – это…;
— автобус, трамвай, электричка – это….
5) подобрать признаки к предметам (какой? какая?): лимон, лиса;
6) составить прилагательные: стакан из стекла (стеклянный), сок из клюквы
(…), шуба из меха (…), сумка из кожи (…);
7) образование антонимов: («Скажи наоборот»), большой — …, длинный — …,
толстый — …, высокий — …, холодный — …, мокрый — …;
8) образовать притяжательные прилагательные (Чей дом? Чей хвост?);
9) образовать глаголы («Кто как кричит?»): собака – лает, кот — …, свинья — …,
Логопедический интернет — журнал «Речецветик» запись закреплена
Сверчок (Логопед-дефектолог)
Саша Суерова
Логопедический интернет — журнал «Речецветик» запись закреплена
Сверчок (Логопед-дефектолог)
Саша Суерова
Горностаева, Н. В. Значение педагогической диагностики в работе логопеда / Н. В. Горностаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42440/ (дата обращения: 20.05.2022).
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. Психолого-педагогическая диагностика помогает наиболее эффективно выстраивать педагогический процесс, творчески подходить к воспитанию и обучению детей, обеспечивать условия для личностного развития каждого. Используется она как для оценки актуального состояния ребенка, так и для выявления зоны ближайшего развития, которая дает представление о его потенциальных возможностях. Результаты, полученные в ходе диагностической деятельности, помогут определить пути и методы воспитательно-образовательной работы педагогов в образовательном учреждение. Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны. Процессам обучения и воспитания всегда должна предшествовать диагностика, поэтому одним из требований к педагогу на современном этапе является владение процедурой педагогического диагностирования. Педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.
У детей с нарушениями речи помимо речевых особенностей, имеется недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память, это выраженно в недостаточной устойчивости внимания, низко развитой способности к переключению, нарушены пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, слабая способность к запоминанию.
«Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи». [1]
Мышление также играет важнейшую роль в развитии речи, делая ее логичной, понятной, последовательной. А. А. Люблинская отмечает, что мышление выражено в языке, в словах, оно имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Р. С. Немов об этом пишет: «Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков». [2]
«Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями специалистов Института физиологии детей и подростков АПН РФ. Они установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту, то и речь не соответствует возрастным нормам. У таких детей пальчики малоподвижны, их движения недостаточны или несогласованы». [1]
Развитие невербальных и вербальных психических процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. На каждом этапе развития ребёнка во время выполнения «ведущего вида деятельности» развиваются неречевые психические функции, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие речи. В это же время постоянное развитие речи влечет за собой развитие и неречевых психических функций (памяти, внимания, мышления), что порождает усложнение и изменение «ведущего вида деятельности». Из этого следует, недостатки в развитии неречевых психических функций негативно отразятся на развитии речи, а недоразвитие речи препятствует нормальному развитию памяти, внимания и мышления.
Поэтому проводя диагностику, мы использовали методики, направленные не только на обследование речи, но и на обследование неречевых психических функций.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ г. Абакана «Центр развития ребёнка — детский сад «Василёк». В исследовании приняли участие 20 детей, воспитанники 2 младшей группы.
Для получения достоверных результатов необходим ряд условий: установление взаимопонимания и эмоционального контакта между педагогом и ребенком, поэтому следует проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует проводить через игру. На результаты исследования также будет влиять отсутствие интереса и мотивации к заданию. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку отдохнуть, заняться чем-то другим. Следует учитывать требуемое для проведения диагностики время. В нашем эксперименте мы учли все выше перечисленное и создали соответствующие условия для его проведения.
Для изучения неречевых психических функций мы использовали методики Борисенко М. Г., Лукиной Н. А., Стребелевой Е. А., Лаврентьевой Т. В., Гаврилушкиной О. П. Методики направлены на обследование зрительной и слуховой памяти; зрительно-пространственного, слухового и целостного восприятия; воображения; мышления; объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания. Полученные результаты оценивались по 3 бальной шкале:
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.
В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Ранний возраст — это период становления функциональных систем, формирования высших психических функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Известно, что наиболее интенсивно в раннем нем возрасте развивается речь − важнейший компонент успешной социализации ребенка. С появлением речи перестраивается вся психика малыша: его познавательная и аффективная сферы; речь оказывает серьезное влияние на регуляцию поведения, психомоторное развитие и многое другое.
Речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.
Речевые проявления ребенка раннего возраста отражают его коммуникативно-познавательную активность, в процессе которой закладываются основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Поэтому, именно ранний возраст представляет собой важный этап, с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
Вопрос диагностики раннего речевого развития является достаточно разработанным в методической литературе. В частности методики диагностики раннего речевого развития описаны в работах таких современных исследователей как: Разенкова Ю.В., Громова О.Е., Серебрякова Н.В., Приходько О.Г., Шереметьева Е.В., Павлова Н.Н., Стребелева Е.А.
В основе каждого диагностического комплекса лежат свои принципы
и подходы, каждая методика имеет свою структуру, подбор лексического материала имеет свои тонкости и детали.
Исходя из теоретического анализа авторских методик и технологий обследования речи, можно выделить ряд общих факторов, учет которых необходим при использовании того или иного диагностического комплекса на практике.
Не все исследуемые методики направлены на изучение детей раннего дошкольного возраста. В некоторых из них не указывается возраст детей, лишь даются указания о необходимости дифференцированно подходить к подбору слов и наглядного материала с учетом возраста детей, при использовании этих методик необходимо учитывать особенности возраста детей и онтогенез становления речи в этом возрасте.
В тех же методиках, которые направленны именно на ранний возраст даётся общая схема обследования и приводится перечень компонентов, необходимых для выявления того или иного уровня развития речи детей.
В структуре все изученных методик, прослеживается определенная последовательность обследования. Серебрякова Н.В. предлагает следующую последовательность в обследовании: фонематическая сторона речи- грамматический строй импрессивной речи-лексика и грамматика импрессивной речи- связная (фразовая речь); Громова О.Е.: звуко-слоговой строй речи- лексико-грамматический строй; Разенкова Ю.В.: понимание речи- фонематический и речевой слух- активная речь; Приходько О.Г.: понимание речи, экспрессивная речь, лексико-грамматический строй речи ,слоговая структура, фонетический строй речи.
Таким образом, исходя из анализа, представленных схем, можно сделать вывод о необходимости проведения обследования в определенной последовательности: от понимания речи (пассивного словаря) до связной речи (активного словаря). Данная схема позволит получить достоверные данные.
В каждой из методик автором подобран определенный лексический материал, который отвечает следующим условиям: учет возраста детей, доступность понимания и учет частоты употребления лексических единиц – предлагаемые слова, должны быть понятными, знакомыми и общеупотребительными. Так же немало важную роль играет наличие наглядного дидактического материала. Каждая методика включает подборку диагностического материала, подобранного в соответствии со схемой обследования, предъявляемыми требованиями к лексике, возрастом детей. Игровые задания подобраны таким образом, что будут поддерживать интерес ребенка в ходе диагностики, а также позволят избежать утомления и получить достоверные данные. Предъявляемая детям наглядность должна быть реалистичной, понятной, доступной, красочной, эстетически оформленной и соответствовать восприятию детей данного возраста.
В каждой методике авторами приводится подробное пошаговое описание проведения диагностики, к заданиям предлагается инструкция. Наличие инструкции позволяет повысить эффективность диагностики.
Каждая методика построена с учетом основных диагностических принципов:
— принцип системного подхода – позволяет установить взаимосвязь между полученными данными;
— принцип деятельностного подхода — диагностика проводится с учетом ведущей деятельности;
— принцип комплексного подхода – предполагает изучение данных , полученных от других специалистов ( врач, психолог и др.)
По результатам диагностики, в каждой методике предполагается наличие протокола обследования, с помощью которого осуществляется оценка и анализ полученных результатов. В некоторых методиках предполагается наличие системы баллов, которые выставляются в ходе выполнения того или иного задания. По результатам диагностики баллы суммируются, исходя из набранного количества баллов, выявляется уровень речевого развития ребенка.
Проведенный анализ диагностических методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.
Основные направления диагностики развития речи дошкольников
Развитие речи – это процесс овладения навыками и средствами устной и письменной речи.
Развитие речи имеет свою специфику и, по-разному проявляется на разных возрастных этапах развития.
Речь является необходимым условием развития человека, поскольку без нее невозможно полноценное социальное становление личности. Речь развивается в ходе построения ребенком коммуникативных связей т.е. в общении, при чтении литературы, в культурном социальном пространстве.
Речь лежит в основе коммуникации людей. В ходе общения человек использует разнообразные средства общения, приоритетное место среди которых, отводится речи. Она является способом передачи информационных данных.
Развитие речи начинается с самого рождения и проходит в течении всего дошкольного возраста. Любые нарушения речи требуют корректировки, поскольку речь оказывает воздействие на интеллектуальное развитие ребенка, его коммуникативные навыки, социальное становление и общее развитие.
Рисунок 1. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы устранить проблемы в речевом развитии ребенка, необходимо их своевременно обнаружить и разработать программу коррекции. Поэтому, необходимо диагностировать уровень речевого развития ребенка по следующим направлениям:
- Развитие фонематического слуха и звукового анализа. Здесь предполагается определение степени развитости восприятия речи на слух, определение позиций звуков в слове, правильности постановки звуков при произношении отдельных слов. Ребенок должен уметь верно произносить звуки, независимо от того, в какой позиции слова они расположены. Диагностика сводится к определению степени нарушений произношения гласных и согласных звуков в открытых и закрытых слогах, в определенной позиции слова, отдельно от слова или в слове.
- Формирование лексического строя речи ребенка. Предполагается определение объема активного словаря ребенка, умения строить связные фразы и высказывания, быстро подбирать слова, отождествляющие конкретный объект и его смысловое назначение. Необходимо проверить качественный и количественный состав слова, умение использовать выразительные средства языка и верно применять их в речевых конструкциях.
- Формирование грамматического строя речи. Проводится выявление умений правильного построения простых и сложных предложений, использование верных грамматических конструкций, применение различных частей речи в предложении в верном сочетании, правильное склонение и спряжение глаголов, использование прилагательных в согласовании с существительными в роде, числе, правильный падеж существительного в предложении и др. Ребенок должен понимать устройство грамматических структур. Для этого, как правило, проводится анализ его письменной речи. Потому что устная речь, чаще всего, содержит простые конструкции.
- Уровень осмысленности речи. Речь ребенка должна носить осознанный характер т.е. он должен понимать, о чем он говорит, что он имеет в виду. Речь должна отвечать уровню интеллектуального развития ребенка. Связная речь проверяется на основе умения строить связный рассказ, пересказывать текст, строить монологи разной длительности и сложности. Диагностика развития связной речи требует тщательного подбора условий, поскольку, связные высказывания зависят от определенных обстоятельств, условий общения, системы взаимоотношений между участниками диалога.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 2. Диагностика речевого развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация диагностики речевого развития дошкольника
Диагностика речевого развития требует подбора специальных методов, которые зависят от направления исследования т.е. если проводится выявление уровня развития лексического строя, то выбираются различные словесные упражнения, а исследование грамматического строя речи требует применения наглядного материала для построения предложений по схемам или составление описания по картинке.
Организация диагностики речевого развития дошкольника проводится на основании следующих мероприятий:
- Выбор слов, владение которыми будет проверяться. Составляется минимальный словарный запас, который отвечает определенному возрастному этапу развития ребенка. Если ребенок владеет этим минимум, то его речь, а именно лексический строй, находится на нормальном уровне развития.
- Индивидуальное диагностирование разных сторон речи каждого ребенка. Необходимо использовать индивидуальные методы и формы диагностирования, отвечающие особенностям развития конкретного ребенка.
- Побор материала для диагностирования. Диагностика основывается на использовании такого материала, который будет максимально доступным для восприятия и понимания ребенком.
- Диагностика требует тщательной подготовки т.е. создания специальных условий, в которых проводится исследование. Они должны отвечать возрастным особенностям развития ребенка и мотивировать детей к принятию участия в нем.
- Речь экспериментатора должна быть понятной и доступной для восприятия ребенком.
- Диагностика речевого развития требует поэтапного проведения. Это даст наиболее эффективные результаты исследований и позволит сформировать более полноценные выводы о речевом развитии и спроектировать оптимальную программу речевой коррекции при необходимости.
Диагностика речевого развития дошкольников может носить, как общую, так и конкретную направленность т.е. может быть проведено исследование общего развития речи ребенка, а может быть исследована отдельная сторона речи ребенка.
Любая диагностика проводится по определенным критериям и завершается заполнением таблицы, содержащей всего параметры и условия исследований и их итоги, соотношение между критериями оценки и реальными показателями речевого развития, выявленными в ходе диагностики. На основании этого, формулируются заключения об уровне речевого развития ребенка, выявляются отклонения в нем и даются рекомендации по коррекции.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26.09.2021
Эксперт по предмету «Педагогика» , преподавательский стаж — 4 года
Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
- “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
- “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
- произносительная сторона
- фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
- словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
- артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
- мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
- на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
- умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
- состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
- знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
- умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
- использует ли мимику, жесты.
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
- покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.