Диагностика особенностей ребенка
Ребенок в своем развитии проходит несколько кризисных периодов. В эти периоды меняется поведение ребенка, появляются новые черты характера, которые не всегда воспринимаются взрослыми позитивно. Родителям кажется, что ребенок стал капризным, непослушным, и привычные методы воздействия на поведение ребенка не приносят положительных результатов.
Зачастую родители пытаются найти ответы на возникающие вопросы с помощью Интернета. Иногда действительно родитель находит нужную информацию, однако чаще информация бывает разноплановой, недостоверной или в ней сложно разобраться.
Чтобы понять, действительно ли это или проявления возрастного кризиса, или недостатки воспитания, как часто кажется родителям, или проявление нарушений развития ребенка, необходимо обращаться к специалистам.
В отечественной психологии принята возрастная периодизация ребенка Д.Б.Эльконина, которая определяет те возрастные периоды, которые сопровождаются кризисом в развитии:
- кризис 1 года;
- кризис 3 лет;
- кризис 7 лет;
- кризис подросткового возраста 10-12 лет.
В территориальных отделениях ГБУ ГППЦ ДОНМ работают специалисты:
- педагоги-психологи – развитие общения со сверстниками, коррекция поведения, эмоционально-волевой сферы;
- нейропсихологи — преодоление трудностей обучения в школе; для детей дошкольного возраста определение индивидуальной стратегии подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений;
- учителя-логопеды – развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения;
- учителя-дефектологи – познавательное развитие ребенка.
Высшие психические функции у ребенка формируются поэтапно, начиная с внутриутробного периода: слух, внимание, координация, память формируются в разное время и в определенной последовательности. Деятельность мозга – это совокупность действий нейрофизиологической, нейрохимической и других систем, и каждая система вносит свой специфический вклад в формирование у ребенка высших психических функций.
Гармоничное развитие психических функций у ребенка происходит только в условиях активной социализации. Определить индивидуальную картину развития психических функций, выявить отклонения или отставание в развитии может специалист – нейропсихолог по результатам нейродиагностического обследования.
Детская нейропсихология изучает организацию психических процессов в головном мозге человека в период его развития — с момента рождения и на протяжении всего периода взросления – вплоть до достижения человеком зрелого возраста. Нейропсихолог оказывает помощь детям, которые испытывают проблемы с развитием, а также здоровым детям, которые в силу своих индивидуальных особенностей испытывают трудности с усвоением новой информации или не могут в полной мере реализовать свои способности.
Нейропсихологическое обследование
Нейропсихологическая диагностика проводится со следующими целями:
- выявление у ребенка функциональных нарушений мозга;
- выявление особенностей психических процессов, которые определяют уровень физического, умственного и эмоционального развития ребенка;
- определение психофизиологических характеристик деятельности мозга и выявление патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга, которые обеспечивают психическую деятельность человека (т.е. определение преимущественной латерализации патологического процесса);
- выявление поврежденных и сохраненных звеньев психических функций.
Комплексная нейродиагностика включает:
- исследование двигательных функций ребенка,
- диагностику зрительного и зрительно-пространственного гнозиса (способности узнавать предметы с помощью органов чувств),
- исследование речевых функций,
- исследование памяти,
- уровня интеллекта,
- чтения и письма.
С помощью специальных тестов производится исследование межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости).
Такая всесторонняя диагностика позволяет специалисту понять особенности развития данного ребенка, составить полную карту всех системно-динамических перестроек, происходящих в его мозге, определить уровень его психического развития и при необходимости составить индивидуальную программу нейропсихологической коррекции, соответствующую особенностям психического развития данного ребенка.
В нашем Центре для обследования детей применяется метод нейропсихологической диагностики, разработанный основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия. В настоящее время этот метод является наиболее достоверным и позволяет точно и всесторонне определить состояние психических функций пациента.
Нейропсихологическая диагностика ребенка производится в отдельном кабинете, в доброжелательной и спокойной обстановке и при отсутствии посторонних людей. Наши специалисты общаются с детьми простым и понятным языком, короткими фразами. Обследование детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме. Длительность обследования детей дошкольного возраста составляет от 20 до 30 минут, диагностика школьников начальных классов занимает от 40 до 50 минут, время обследования детей старше 10 – 12 лет может занимать от 1 до 1,5 часов.
Нейропсихологическое заключение
По итогам всестороннего нейропсихологического обследования составляется нейропсихологическое заключение. Данное заключение может включать следующие сведения:
- анамнез (общая характеристика пациента);
- динамику развития отдельных психологических симптомов (как дополнение к анамнезу);
- результаты экспериментального психологического исследования высших психологических функций ребенка, которые проводились с помощью методик нейропсихологической диагностики;
- характеристика внимания;
- состояние и особенности гностических процессов;
- состояние праксиса (наличие или отсутствие его нарушений), в том числе праксиса позы пальцев, праскиса пространственного, орального и динамического;
- характеристика памяти;
- характеристика интеллектуальной деятельности;
- характеристика счета;
- особенности и характеристики речевых процессов (чтения, письма);
- характеристика эмоциональных реакций;
- оценку полученных данных специалистом по детской нейропсихологии.;
- характеристику синдрома и указание локализации этого синдрома;
- итоговую оценку особенностей развития ребенка или выявленных нарушений мозговой деятельности, а также вывод о локализации поражения мозга, если оно было выявлено в процессе обследования.
Помощь специалиста
Гармоничность развития психических функций у ребенка определяется зрелостью лобных отделов головного мозга и их влиянием на подкорковые структуры головного мозга, при этом развитие мозга и формирование высших психических функций происходит непрерывно. Если в результате нейропсихологического обследования ребенка будут диагностированы некоторые нарушения его мозговой деятельности, не следует расстраиваться и тем более паниковать.
Раннее выявление дисбаланса развития мозговых структур и своевременная помощь специалиста помогут устранить выявленные проблемы, нормализовать характеристики высших психических функций ребенка и обеспечить гармоничное психофизиологическое развитие растущего детского организма.
Занятия с нейропсихологом в нашем Центре помогают ребенку преодолеть трудности в период подготовки к школе, быстрее адаптироваться к обучению в школе и преодолеть различные функциональные нарушения (отставание в речевом развитии, задержки психического развития и т.п.).
Функциональная диагностика у детей
ЭКГ с расшифровкой
Сердце – жизненно важный орган. И поэтому необходимо, чтобы с момента появления малыша на свет этот орган работал правильно и был здоров. Одним из самых информативных исследований, надежным и абсолютно безопасным является электрокардиография (ЭКГ). Оно позволяет легко выявить даже малейшие отклонения, а, значит, своевременно принять меры по налаживанию работы этого органа.
Особенности проведения ЭКГ детям
Детское ЭКГ проводится с использованием специальных накожных электродов небольших размеров и особой формы, которая учитывает строение организма. В нашем Центре ЭКГ сердца детям выполняется на специальной сертифицированной аппаратуре, которая обладает широчайшим набором функций и массой возможностей. Кроме того, наши педиатры умеют создать спокойную и доброжелательную атмосферу, которая нравится как детям, так и их родителям.
Обычно назначается в форме планового осмотра в год. Но при подозрении на заболевания сердечно-сосудистой системы педиатр может назначить это исследование и раньше.
Показания к ЭКГ сердца ребенку
Первая электрокардиограмма может проводиться еще в утробе матери, абдоминальным методом. Также ЭКГ входит в перечень обязательных исследований в год, семь лет и в подростковом возрасте, когда наблюдаются повышенные нагрузки и происходит наиболее интенсивное развитие организма. В центре сделать ЭКГ можно в любое время, в том числе вне плановых осмотров.
Расшифровка ЭКГ у детей
Диагностика заключается в исследовании электрических потенциалов, которые регистрируются при помощи датчиков, прикрепляемых к телу. Процедура проходит очень быстро и не вызывает дискомфорта даже у малышей. Поскольку по мере роста и развития ребенка изменяется морфология его сердечно-сосудистой системы, регулярное обследование помогает отслеживать динамику и вовремя корректировать имеющиеся нарушения.
В Центре можно пройти процедуру без ограничений по возрасту. Проведение этого вида обследования в нашей клинике полностью соответствует европейским стандартам качества обследования маленьких пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы. Для этого у нас есть лучшее оборудование и опытные специалисты, которые регулярно повышают свой профессиональный уровень и ежегодно принимают участие в семинарах и конференциях, посвященных вопросам педиатрии.
Нередко сердечные заболевания, особенно врожденные патологии, поначалу не имеют клинических проявлений. Выявить эти нарушения поможет профилактическая ЭКГ. Если же у Вашего ребенка уже имеются симптомы, указывающие на наличие проблем, – тем более не стоит ждать, что болезнь «пройдет сама». Очень важна правильная расшифровка полученных результатов, поэтому для диагностики стоит обращаться только в надежные клиники с безупречной репутацией, где работают опытные детские кардиологи. У нас Вы сможете получить результаты в день исследования с подробным объяснением всех нюансов и с исчерпывающими ответами на любые ваши вопросы.
ЭЭГ с компьютерным анализом результатов
Что такое ЭЭГ? Когда ребенку назначают данный вид исследования? Кто расшифровывает результаты? Как подготовиться к этой процедуре?
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Запись ЭЭГ является отражением работы мозга. У детей методика ЭЭГ позволяет правильно оценить не только состояние функциональной активности мозга, но и этапы качественного развития биоэлектрической активности головного мозга в течение первых лет жизни; а также дает ценную информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы. В силу появления новых технических возможностей, в последнее время наиболее актуальной становится проблема обследования маленьких детей для оценки тяжести нарушений, течения и исхода поражений головного мозга.
Показания к проведению ЭЭГ
- Диагностика различных судорог
- Оценка эффективности лечения ранних форм эпилепсии, подбор противосудорожных препаратов, их дозировки у детей
- Травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и другие заболевания головного мозга;
- Оценка правильного созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первого года жизни (задержка психоречевого, психомоторного развития, психоэмоциональные нарушения).
Подготовка к ЭЭГ-исследованию
Накануне необходимо искупать малыша, чтобы головка была чистой.
Компьютерный анализ ЭЭГ
Современные методы компьютерной обработки электроэнцефалограммы позволяют проводить спектральный анализ ЭЭГ, детальный анализ различных ЭЭГ-феноменов, просматривать любой участок кривой в увеличенном виде, производить его амплитудно-частотный анализ, представлять полученные данные в виде карт, цифр, графиков, диаграмм и получать, таким образом, более наглядные, точные данные.
Заключение по ЭЭГ
При прочтении заключения по ЭЭГ родителям следует помнить, что право постановки окончательного диагноза принадлежит детскому невропатологу. Только врач-невропатолог, наблюдающий вашего малыша, сможет сделать адекватные выводы о состоянии его нервной системы, собрав в единый комплекс все данные: результаты лабораторных анализов, основных и дополнительных исследований, заключения других врачей-специалистов.
Будьте внимательны к здоровью ребенка и обращайтесь к детскому кардиологу при наличии:
учащенного и затрудненного дыхания у ребенка;
увеличения или более редкой частоты сердечных сокращений;
частых простудных заболеваний;
цианоза или бледности слизистых оболочек и кожных покровов;
плохого набора веса;
быстрой утомляемости, потливости;
выполнения с трудом физических упражнений;
болей в области грудной клетки;
болей в суставах;
повышения или понижения артериального давления;
частых головных болей;
Все эти симптомы могут указывать как на врожденные, так и на приобретенные кардиологические заболевания. Пройти ЭКГ ребенку также может потребоваться при выявлении шумов в сердце, перед плановыми операциями, очень быстром росте, отеках, наличии хронических ЛОР-заболеваний и в том случае, если родители и другие близкие родственники ребенка страдают от сердечно-сосудистых заболеваний.
Программа комплексного обследования детей с неврологическими нарушениями «Точный диагноз» – эффективная методика обследования и лечения детей с неврологической патологией.
Данная программа подходит в случае:
- Если у ребенка есть следующие нарушения: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), дизартрия, алалия, дисфазия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра (РАС)
- Если предустановлены диагнозы: перинатальная энцефалопатия, гидроцефалия, гипоксия плода, малая мозговая дисфункция и пр.
- Если ребенок родился ранее положенного срока, недоношенность
- Если перепробованные методики лечения не дают желаемых результатов
Опираясь на опыт работы с более 1000 детей от 0 до 18 лет и наблюдая большое количество случаев непродуктивного лечения из-за неточно поставленного диагноза, мы разработали программу, направленную в первую очередь на установление правильного диагноза и, как следствие, эффективного лечения.
Этапы программы:
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)
Проводит врач невролог-нейрофизиолог по протоколам Института нейрохирургии им.Бурденко. Врач, специализирующийся на функциональной диагностике изменений центральной нервной системы.
ЭЭГ — высокоточный неинвазивный метод исследования, позволяющий оценить биоэлектрическую активность головного мозга и выявить нарушения в различных участках коры головного мозга.
Первичный осмотр невролога
Первичный осмотр ребенка врачом-неврологом, специализирующимся на расстройствах речи и когнитивных нарушениях у детей.
Консультация логопеда-дефектолога
Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Совместное заключение логопеда-дефектолога и нейропсихолога
На заключительном этапе консилиум специалистов коллегиально проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляют единое заключение с назначением и разработкой маршрута коррекции.
Повторная консультация невролога (очная/Skype-консультация)
На заключительном этапе невролог проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляет единое заключение с назначением лекарственной терапии и коррекционными занятиями.
Стоимость программы «Диагностика: Точный диагноз»: 14.200 руб.
Почему бывают такие ситуации, когда лечение не приносит результатов?
В большинстве случаев это происходит из-за того, что неправильно выявлена причина нарушения.
Почему причина нарушения может быть неверно установлена?
Потому что нарушение может быть комплексное, сочетанное. То есть в основе нарушения может стоять не одна причина, а сразу несколько. И именно комплекс этих причин приводит к проблеме.
Почему бывает так сложно выявить этот комплекс причин?
Потому что эти причины могут относиться к области знаний сразу нескольких различных специалистов. И каждый врач оценивает нарушение с точки зрения именно своей специализации.
В основе нашей программы лежит принцип не симптоматического лечения, а морфологический подход к постановке диагноза – все основные обследования проводятся в нашем центре, наши врачи имеют возможность комплексного выявления первопричины нарушения и коллегиального принятия решения, что дает нам возможность быстрее восстановить здоровье маленького пациента.
Мы на доступном языке, поясняя медицинские термины, открыто объясняем родителям причины нарушения и прогноз выздоровления. Во время заключительной консультации врачи дают исчерпывающие ответы на все вопросы – какими методами и в какие сроки можно добиться результатов. Для тех детей, которым потребуется дальнейшее лечение, разрабатываются индивидуальные курсовые программы.
Опыт, профессионализм, оснащение оборудованием экспертного класса и междисциплинарный подход позволяют нам со 100 % уверенностью поставить правильный диагноз и назначить необходимый курс корректирующей терапии.
Видео-ЭЭГ сна ребенку представляет высокоинформативный инструмент диагностики, который применяется с целью определения пароксизмальных состояний и эпилепсии. Он состоит в видеорегистрации пароксизмального события совместно с записью электроэнцефалограммы (электрической активности мозга).
Кому показана процедура
Исследование актуально при клинически-сложных разновидностях приступов, а также случаев, когда стандартная электроэнцефалография не дает точных достоверных результатов. У ЭЭГ сна ребенку есть несколько показаний:
- эпилептический приступ, возникший впервые;
- ночные судороги;
- контроль эффективности назначенного лечения;
- необходимость исключить эпилепсию при диагностике неэпилептических заболеваний (судорожных состояний, не связанных с эпиактивностью, иных причин головокружений, головных болей, стереотипных движений, рвоты, нарушений сна и пр.);
- в виде записи ЭЭГ и обязательной регистрации приступов.
Специалисты могут направить на ЭЭГ сна ребенка любого возраста. Процедура актуальна для грудничков, которые не могут предъявить жалоб на головные боли. К показаниям также относят беспокойство, нарушения сна, короткие замирания взора, задержку развития.
Видеомониторинг ЭЭГ позволяет распознать характер приступов, скорректировать схему терапии.
Виды ЭЭГ-мониторинга
ЭЭГ сна ребенку проводится для выявления эпилептической активности головного мозга в дневное или ночное время. Выделяют несколько видов процедуры:
- двухчасовой мониторинг – позволяет оценить электрическую активность мозга во время сна и бодрствования;
- 2-часовой мониторинг в дневное время;
- 10-часовой мониторинг, регистрация активности и приступов во время ночного сна;
- суточный мониторинг, который включает в себя непрерывную регистрацию;
- рутинная ЭЭГ в течение 30-60 минут, назначается пациентам без приступов в анамнезе и дает возможность определить фон, на котором проявляются определенные неврологические и иные симптомы болезни или особенности, требующие врачебного внимания.
В клинике «Семейный доктор» ЭЭГ сна проводится в дневное время.
Как подготовиться
Подготовка к ЭЭГ сна ребенку должна включать в себя беседу, если речь идет о ребенке старшего возраста. Важно, чтобы он знал о планируемом исследовании и не боялся процедуры, она совершенно безболезненна.
Запись в состоянии бодрствования требует ограничений движения и закрытие глаз, поэтому задачей родителей является продумывание того, как добиться спокойного состояния ребенка с закрытыми глазами. Следует выбрать такой вид взаимодействия с ребенком, который сможет надолго увлечь его.
Также важным условием подготовки является тщательное мытье головы малыша. Кожное сало может создать помехи при регистрации электрической активности.
Как проводится видеомониторинг ЭЭГ
Видео-ЭЭГ сна ребенку проводится в оборудованной палате, с малышом находится родитель. На голову маленького пациента специалист надевает специальную шапочку с электродами, в которые вводит специальный гель. Электроды передают электрические сигналы головного мозга на электроэнцефалограф. Он фиксирует их в виде графической записи. Эту информацию можно получить на бумажном носителе. Продолжительность диагностики определяется врачом индивидуально.
Может потребоваться функциональная нагрузка: воздействие светом, регистрация с закрытыми и открытыми глазами, глубокое дыхание, звуковые сигналы и пр.
Результаты будут готовы в течение 2-х рабочих дней.
Пройти ЭЭГ сна ребенку вы можете в клинике «Семейный доктор». Опытные специалисты расшифруют полученные результаты и дадут эффективные назначения.
Записаться на прием для ЭЭГ-диагностики ребенка, вы можете по телефону контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , либо через форму on-line записи
Программа «Check-up» (Чек-ап) для подростков – расширенное комплексное обследование по профилям различной направленности, которое даёт возможность выявления возможных заболеваний и рисков, актуальных для данной возрастной группы, составленное с учетом рекомендаций врачей-клиницистов.
- Об исследовании Обзор
- Как подготовиться? Подготовка
- Состав комплекса
- Приём, исследование биоматериала
- Показания к назначению
- Описание
Что входит в комплекс
- Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой и СОЭ (с микроскопией мазка крови при выявлении патологических изменений) (венозная кровь)
- Общий белок
- 25-OH витамин D суммарный (25-ОН витамин D2 и 25-ОН витамин D3, общий результат)
- Глюкоза (фторид)
- Гликированный гемоглобин (HbA1c)
- Аланинаминотрансфераза (АЛТ)
- Aспартатаминотрансфераза (АСТ)
- Гамма-ГТ
- Билирубин непрямой (Билирубин прямой, Биллирубин общий)
- Кальций общий
- Креатинин
- Мочевина
- Холестерин общий
- ЛГ
- ФСГ
- Эстрадиол
- 17-ОН-прогестерон
- ДГА-S
- ТТГ
- Тестостерон
- ОЖСС (Сывороточное железо, ЛЖСС)
Приём и исследование биоматериала
- Можно сдать в отделении Гемотест
- Можно сдать анализ дома
Когда нужно сдавать анализ CHECK-UP №1 ДЛЯ ДЕТЕЙ и ПОДРОСТКОВ (анализ крови)?
- Ежегодное профилактическое обследование подростков с 10 до 18 лет.
- Ощущение недомогания, хронической усталости.
- Общие жалобы ребенка или подростка.
- Нарушения полового развития подростка.
Подробное описание исследования
Половое созревание подростка – всегда непростой процесс, в ходе которого идет гормональная перестройка организма. Этот период часто сопровождается появлением различных недомоганий, началом хронических заболеваний. Очень важно вовремя выявить начинающуюся патологию, чтобы обеспечить здоровое развитие организма. Комплекс из 24 показателей позволит оценить состояние сердечно-сосудистой и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта, репродуктивных органов, выявить воспалительные процессы и нарушения регуляции работы организма, которые ведут к развитию хронических заболеваний.
Основную роль в изменении организма подростков играют половые гормоны. Часто с их дизрегуляцией связано развитие ряда заболеваний, а также неприятных проявлений подросткового возраста: появление акне, болезненные или нерегулярные месячные у девочек, слишком раннее или позднее половое созревание. В комплекс включены все основные половые гормоны: ДГА-S, ЛГ, 17-ОН-прогестерон, Тестостерон, ФСГ, Эстрадиол. Также чек-ап включает общий и биохимический анализы крови – обязательные звенья регулярной проверки организма любого человека.
Клинический анализ крови расширенный с лейкоцитарной формулой – исследование качественного и количественного состава крови: эритроцитов и их специфических показателей, лейкоцитов и их разновидностей в процентном соотношении и тромбоцитов. Используется для диагностики и контроля лечения большого количества патологий.
Расширенный биохимический анализ крови позволяет оценить уровень основных биохимических показателей, характеризующих работу многих органов и систем (поджелудочной железы, почек, печени, желчного пузыря, сердца и сосудов). Это целый спектр ферментов печени, поджелудочной железы, гормонов щитовидной железы, онкомаркеров, электролитов. При некоторых заболеваниях такой комплексный анализ необходим для постановки диагноза.
В комплексное обследование входят все основные ферменты печени – органа, который обеспечивает синтез многих жизненно важных соединений, обезвреживает токсические вещества, образующиеся внутри организма или поступающие извне, а также участвует в процессе пищеварения – выработке желчи. Важным регуляторным органом, играющим большую роль в работе большинства систем организма, является щитовидная железа. В комплекс входит проверка основного гормона этого органа – тиреотропного гормона (ТТГ).
Ранняя диагностика метаболического синдрома (состояния, предшествующего диабету 2 типа) включает определение глюкозы и гликированного гемоглобина (HbA1c), которые позволяют выявить патологический процесс на ранних стадиях.
Витамин D – это жирорастворимый витамин, получаемый с пищей или синтезируемый в коже человека под воздействием ультрафиолетовых лучей (их основной источник – солнце). Он способствует всасыванию в кишечнике кальция и фосфора, необходимых для обеспечения минерализации костной ткани. Детям и подросткам особенно важно следить за уровнем витамина D и кальция, чтобы быть уверенным, что организму хватает ресурсов для защиты от сезонных эпидемий, сохранения жизненного тонуса и поддержания здоровья растущего скелета.
Ежегодный профилактический чек-ап – важное мероприятие, которое поможет сохранить здоровье на долгие годы. С его помощью можно выявить патологические процессы на ранней стадии, когда болезнь еще не получила своего развития и не стала необратимой.
Другие названия этого исследования
Annual laboratory examination of the child,Annual preventive examination for adolescents
VIP-диагностика для подростков (анализ крови),Ежегодное лабораторное обследование ребенка,Ежегодное профилактическое обследование для подростков,Здоровье ребенка — подросток,Подросток
- Подготовка к исследованию
- Противопоказания и ограничения
Подготовка к исследованию
1. Кровь рекомендуется сдавать утром, строго натощак, после 12–14-часового голодания.
2. Накануне исследования (в течение 24 часов) исключить алкоголь, интенсивные физические нагрузки, прием лекарственных препаратов (по согласованию с врачом).
3. За 1–2 часа до сдачи крови воздержаться от курения, не употреблять сок, чай, кофе, можно пить негазированную воду. Исключить физическое напряжение (бег, быстрый подъем по лестнице), эмоциональное возбуждение. За 15 минут до сдачи крови рекомендуется отдохнуть, успокоиться.
4. Не следует сдавать кровь для лабораторного исследования сразу после физиотерапевтических процедур, инструментального обследования, рентгенологического и ультразвукового исследований, массажа и других медицинских процедур.
5. Кровь для исследований нужно сдавать до начала приема лекарственных препаратов (особенно антибиотиков и гормональных препаратов) или не ранее, чем через 10–14 дней после их отмены. Если вы принимаете лекарства, обязательно предупредите об этом лечащего врача.
Диагностика аллергии у детей – базовое обследование
- Медцентр на Коломенской
Изменение режима дня, значительные нагрузки (как физические, так и психологические), новый коллектив и, как следствие, «обмен» вирусами и бактериями – организму вчерашнего дошкольника необходимо адаптироваться к «должности» первоклассника. Поэтому перед поступлением в начальную школу требуется прохождение медицинского осмотра – диспансеризация, прохождение которой подтверждается выдачей справки 026/у
Процедура закреплена законодательно и проводится согласно приказу Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н, который регламентирует осмотр следующими специалистами:
- педиатром;
- офтальмологом;
- неврологом;
- травматологом-ортопедом;
- стоматологом;
- оториноларингологом;
- урологом-андрологом (мальчики);
- гинекологом (девочки);
- хирургом;
- эндокринологом;
- психиатром.
Потребуется сдать анализ крови, мочи, при необходимости провести исследования: УЗИ, ЭКГ.
Что проверяют врачи на диспансеризации перед школой
- Офтальмолог. Проверит зрение ребенка «по старинке» при помощи таблиц или на современном аппарате – авторефкератотонометре. При малейших отклонениях пропишет корректирующие линзы, чтобы близорукость не прогрессировала, ведь школьные занятия добавят нагрузки на глаза. Окулист даст рекомендации по правильной освещенности «рабочего» места школьника, чередованию отдых/занятия.
- Стоматолог. Проведет осмотр ротовой полости, даст рекомендации по гигиене. Регулярные (раз в полгода) посещения зубного врача – гарантия красивых, здоровых зубов.
- Невролог. Этому специалисту следует рассказать жалуется ли ребенок на головную боль, страдает ли расстройством внимания, раздражительностью, имели ли место нервные тики, заикание. Если малыш боится школы, невролог даст рекомендации по адаптации в новом коллективе.
- Ортопед. Проверит осанку ребенка для выявления сколиоза, других искривлений позвоночника. Врач определит наличие плоскостопия, косолапости. При необходимости укрепления мышечного «корсета» направит на ЛФК, плавание, массаж. Специалист проконсультирует как подобрать обувь, школьный рюкзак, организовать рабочее место.
- Отоларинголог. Осмотрит ушки, носик, горлышко ребенка, обязательно проверит слух. Часто болеющим детям ЛОР-врач порекомендует вакцинацию от гриппа, пневмонии.
- Эндокринолог. Осмотрит маленького пациента, пропальпирует щитовидную железу, при необходимости направит на УЗИ. Потребуется сдать кровь «на сахар». Будут даны рекомендации по правильному питанию.
- Детский гинеколог. Проведет осмотр для исключения синехий, воспаления, может направить на УЗИ.
- Уролог-андролог. Осмотрит половые органы мальчика на предмет синехии, фимоза, варикоцеле, асимметрии яичек, воспалительных процессов, энуреза.
- Психиатр. Выявит различные нарушения психики, требующие своевременной коррекции: расстройство адаптации, расстройство поведения, расстройство сиблингового соперничества, общее нарушение развития. Даст рекомендации по адаптации «сложного» ребенка в коллективе.
- Хирург. Проведет осмотр на предмет выявления пороков развития, наличия грыжи. Даст рекомендации по удалению невуса, винного пятна, если они расположены на лице и портят внешность ребенка.
- Педиатр. Дает заключение об «общем» здоровье ребенка, перенесенных заболеваниях, операциях. Педиатр – специалист номер один, который посоветует режим закаливания, занятий/отдыха, подскажет узкого специалиста, которому еще следует показать ребенка.
Доктора данного направления
Диспансеризация перед школой – это не значит буквально в последние дни августа. Зачем откладывать, если загодя, спокойно, без лишнего ажиотажа можно пройти всех специалистов за несколько дней, получив на руки справку формы № 026/у.
Для того чтобы провести диспансеризацию Вашему ребёнку и получить необходимую справку перед первым походом в школу обращайтесь в медицинские центры «Президент-Мед»
Порой поведение ребенка может меняться вместе с настроением. Иногда малыш проявляет чудеса воспитанности и кажется просто ангелом. Но, стоит нам на минуту потерять бдительность, как он уже впадает в другую крайность. Здесь трудно рассчитывать на нашу беспристрастность. И мы теряемся в догадках, что не так? Может, малыш нуждается в медицинской помощи? А, возможно, проблемы с поведением — результат неправильного воспитания? Тест на гиперактивность ребенка позволяет объективно оценить имеющиеся симптомы.
Для постановки диагноза его, конечно, не достаточно, однако он может оказать помощь в принятии решения относительно дальнейших действий.
Тест для дошкольников (до 7 лет) М. Алворда и П. Бейкера состоит из 17 вопросов и охватывает основные виды нарушений, характерных для детей с СДВГ: дефицит активного внимания, двигательную расторможенность и импульсивность. Выберите по каждому вопросу один из вариантов ответа («да» — если признак постоянно наблюдается длительное время либо «нет» — если признак отсутствует или проявлялся кратковременно в единичных случаях).
Тест на гиперактивность ребенка
Результаты теста:
Проблемы распределяются следующим образом:
Дефицит активного внимания — %,
Двигательная расторможенность — %,
Импульсивность — %.
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.
Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:
1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;
2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;
3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.
По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).
М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.
По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].
Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).
Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.
О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].
Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].
К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].
Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].
Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.
Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста