Диагностика детей 4 лет

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно — развивающей работы, сопровождения и т.д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера
  • Адаптация детей к ДОУ

Психологическая диагностика проводится, в зависимости от возраста ребенка, поставленной проблемы.

  • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 4 — 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей группе риска. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 5 – 6 лет (старшая группа) проводится с целью определения уровня развития детей, формирование коррекционных групп. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей для коррекционно-развивающие работы.
  • психологическое обследование в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи.

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы.

Параметрами наблюдения являются:

  • эмоциональное состояние ребенка,
  • аппетит,
  • сон,
  • участие в игровой и совместной деятельности,
  • частота заболеваний и др.

На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке психолога ДОУ.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие — к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Диагностика детей 4 лет

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Диагностика детей 4 лет

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно — от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Диагностика детей 4 лет

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

Психологическая диагностика — одно из важных направлений работы практического психолога. Она даёт возможность собрать информацию об индивидуальных особенностях развития ребёнка, отследить динамику его психического состояния с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе, выстраивания коррекционно-развивающих занятий.

Педагогом-психологом предпринята попытка в разработке индивидуальных и групповых диагностик, которые за непродолжительное время позволили бы получить данные об эмоциональном, познавательном, коммуникативном и личностном развитии детей разных возрастов.

В материалах печатных и электронных изданий можно найти диагностики для дошкольников, которые в основной массе представляют из себя отдельные тесты на исследование развития психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционального состояния ребёнка, межличностных взаимоотношений. В практической деятельности педагога-психолога оказалось возможным использовать как индивидуальные, так и групповые формы обследования детей. При этом учитывался тот факт, что все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей [1].

Начиная с 3-летнего возраста представляется возможным проводить ежегодное изучение психоэмоционального состояния каждого ребёнка, развития психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной деятельности по системе диагностического минимума. При проведении диагностики используются такие методы, как метод теста, опроса, беседы, проективные методики и некоторые другие.

Учитывая возрастные особенности детей 3-4 лет лучше проводить диагностику индивидуально. Для определения эмоционального состояния используется тест «Ладошки», который позволяет также определить знание детьми основных цветов. Для выяснения отношения к детскому саду применяется тест «Синоптик». Традиционные методики «Конструирование по образцу», «Коробка форм», «Пирамидка», «Разрезная картинка» позволяют определить уровень развития конструкторского мышления, восприятия, ориентации в пространстве. Они направлены на выявление у ребёнка его способности к самостоятельному планированию деятельности и её организации. Для определения уровня развития коммуникативных навыков используется авторский тест «Паровозик и вагончики». Взаимоотношения со взрослым выясняются в ходе рассмотрения определённых ситуаций, которые могут произойти в данных взаимоотношениях.

Многие психодиагностические методики для дошкольников рассчитаны на индивидуальную работу, которая является достаточно трудоёмкой. В возрасте детей 4-6 лет представляется возможным проведение групповой диагностики, особенно если в диагностике участвует большое количество респондентов. Групповые тесты, возникшие в начале ХХ столетия, были изначально направлены на оперативное решение поставленных практических задач и призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для определения уровня развития психических процессов [1].

Количество детей в группе при тестировании определяется предлагаемыми стандартами. Для 4—5 летнего возраста группа формируется из 4 человек, для 5—6 летнего возраста— из 8—10 человек [2].

Для проведения групповой диагностики психологом были разработаны специальные диагностические карты.

Диагностика детей 4 лет

Детям 4-5 летнего возраста предлагается определённым цветом раскрасить фигуры. Уровень внимания исследуется при помощи корректурной пробы, в которой респонденты при помощи элементарных действий добавляют детали к указанным в образце предметам. Память исследуется путём выбора из десяти картинок шесть, которые были названы психологом. 4 субтест направлен на выявление особенностей восприятия величин предметов. 6 и 7 субтесты диагностируют уровень развития мышления, способности детей выстраивать логические цепочки и классифицировать предметы. Та же методика «Паровозик и вагончики» направлена на особенности развития коммуникативной сферы (5 субтест). Диагностика позволяет определить и отношение ребёнка к посещению детского сада, его эмоциональное состояние, а также уровень развития мелкой моторики (9 субтест). Аналогичная диагностическая карта, но с более сложными заданиями разработана и для детей 5-6 летнего возраста. К названным субтестам добавляется задание на выраженность у ребёнка креативных качеств, развитие воображения.

Диагностика детей 4 лет

В ходе групповой мини—диагностики у психолога есть возможность отследить не только развитие у ребёнка определённых психических процессов, уровня развития коммуникативных навыков, особенностей эмоциональной сферы, но и определить выраженность волевой саморегуляции, умение планировать, организовать деятельность, степень самостоятельности при выполнении заданий.

При интерпретации результатов групповой диагностики учитывается уровень выполнения задания. Но эта диагностика предполагает и обязательное сопоставление полученных данных у детей в группе. По результатам сравнительного анализа можно сделать окончательное заключение по поводу выраженности индивидуально-психологических качеств у каждого ребёнка.

Кроме того, для ребят в возрасте 5- 7 лет разработана методика «Увлекательное путешествие».

Диагностика детей 4 лет

Данная методика проводится с целью диагностики личностных особенностей детей (потребностей, желаний, целей, нравственных установок), эмоционального фона, особенностей игровой деятельности, взаимоотношений с окружающими, наличий страхов и т.д., а также с целью психокоррекции эмоционального состояния, семейных взаимоотношений, коммуникативной сферы. В ней используются методика «Страхи в домиках», проективные, арт-терапевтические методики, методы незаконченных предложений, беседы. Дошкольник совершает виртуальное путешествие, пользуясь разработанной картой. Он останавливается на той или иной станции, отвечает на вопросы и выполняет определённые задания. В дополнении к этому он получает возможность раскрасить изображённые на карте объекты, что даёт возможность определить и уровень развития мелкой моторики.

Надо отметить, что при проведении разных форм диагностик в обязательном порядке используется мотивационный компонент. Каждому субтесту предшествует маленькое вступление, которое вызывает интерес к выполнению задания. Во время прохождения диагностики несколько раз проводятся физкультминутки в виде игровых двигательных упражнений, пальчиковых игр, кинезиологических упражнений. В конце диагностической процедуры дошкольникам предлагается выразить своё отношение к проделанной работе, что говорит о включении в психодиагностику рефлексивных моментов.

Таким образом, психодиагностика позволяет определить индивидуальные особенности личности ребёнка, её потенциальные возможности, выявить проблемы в развитии и наметить пути их решения. Результаты диагностики могут быть представлены воспитателям и родителям с целью организации деятельности с детьми по развитию и коррекции тех или иных процессов. Они могут сопровождаться рекомендациями и советами, а также мотивировать на проведение более углублённой диагностики и организацию психологом психокоррекционной работы.

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
— проведение диагностики с группой детей;
— взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
— использование апробированных на практике диагностических материалов;
— легкость в получении результата;
— наличие протоколов обследования;
— наглядность;
— применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:
— получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
— создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
— обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:
— при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
— при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
— при создании предметно-развивающей среды;
— для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
— при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола

Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector