Нарушение слуха может быть врожденным или приобретенным. Чем раньше выявлена патология, тем больше шансов на выздоровление. Поэтому если вы заметили, что ваш ребенок плохо слышит, советуем вам незамедлительно обратиться к детскому отоларингологу в многопрофильный медицинский центр КИТ для обследования.
Признаки ухудшения слуха у ребенка
Выявить признаки нарушения слуха у детей можно по характерным для их возраста симптомам.
У грудничков это сделать труднее всего, так как они еще не умеют говорить. Однако уже с 3 месяцев младенец начинает реагировать на громкие звуки: поворачивает голову в сторону источника звука и пытается глазами найти его. Неожиданный резкий звук может вызвать рефлекторную реакцию у малыша: он вскидывает ручки и ножки, вздрагивает. В роддоме и поликлинике новорожденные проходят аудио тестирование, однако патология может появиться и позже, поэтому родители должны постоянно наблюдать за своим малышом. Он должен адекватно реагировать на любые звуки, не только громкие. Если он игнорирует тихие звуки, возможно, он их не слышит.
У детей более старшего возраста снижение слуха выражается в другом поведении. Ребенок может не реагировать на слова, замечания мамы, часто переспрашивать, напряженно следить за губами собеседника. Ребенок может жаловаться на странные шумы в ушах, теребить ушные раковины, оттягивать их, пытаясь расслышать сказанное. Дети прибавляют громкость телевизора и радио, начинают разговаривать более медленно, растягивая слова.
Причины нарушения слуха у детей
Нарушение слуха у детей может быть вызвано целым рядом различных причин, начиная наличием серной пробки или инородного тела в слуховом проходе и заканчивая врожденной патологией.
Врожденная глухота, тугоухость часто передаются по наследству как от родителей, так и от их предков (при этом у обоих родителей может быть прекрасный слух). Негативное влияние на слух ребенка могут оказать разные внутриутробные факторы: грипп, краснуха, паротит, перенесенные мамой в начале беременности, курение, употребление алкоголя, наркотических средств, резус-конфликт. Причиной глухоты или нарушения слуха могут послужить родовые травмы. Обычно врожденные патологии проявляются уже в первые 2-3 года жизни.
Приобретенное нарушение слуха может наблюдаться у ребенка любого возраста. Причинами могут послужить: ОРВИ, грипп, отит, скарлатина, корь, менингит, инфекционный паротит, черепно-мозговая травма, а также прием некоторых лекарственных препаратов. Снижение слуха может быть временным, например, при насморке или отите ребенок начинает слышать нормально спустя 3-4 недели после выздоровления. Однако в отдельных случаях болезнь может привести к стойкой и даже прогрессирующей тугоухости. Например, инфекции с нарушением слуха часто ведут к поражению слухового нерва, а воспаление уха может вызвать поражение звукопроводящего отдела. Особенно внимательно нужно относиться к детям с увеличенными аденоидами. Если врач рекомендует операцию по удалению миндалин, не стоит отказываться от хирургического вмешательства и пытаться лечить ребенка народными способами. Это может привести к стойкой тугоухости.
Лечение нарушений слуха у детей
Вы можете проверить слух у ребенка самостоятельно, но с постановкой диагноза и лечением вы сами не справитесь. При появлении первых признаков нарушения слуха обращайтесь в КИТ!
Наш ЛОР в первую очередь проведет обследование, которое поможет выявить причину и по возможности ее устранить. При наличии ушной пробки достаточно сделать промывание, и ребенок вновь начнет хорошо слышать. Инородные предметы наш доктор быстро и безопасно удалит с помощью пинцета или промывания водой.
Зачастую проблема вызвана развитием тугоухости, которая может быть связана с патологией в звукопроводящем или звукопринимающем аппарате. Формы тугоухости могут быть следующими:
- Острая — нарушение слуха на протяжении 1 месяца,
- Подострая — в течение 3 месяцев,
- Хроническая — более 3 месяцев.
Острую форму нарушения слуха можно определить даже спустя несколько часов после ее проявления. Лечить ее проще, поэтому важно не затягивать визит к врачу, приступить к обследованию и терапии как можно раньше. Наш врач может назначить ребенку следующее лечение:
- При поражении среднего и наружного уха: прием лекарств, физиотерапия, пневмомассаж барабанных перепонок, продувание слуховой трубы, электрофорез.
- При поражении слухового нерва, внутреннего уха: прием препаратов, улучшающих кровообращение во внутреннем ухе, введение системных ГКС при острой, внезапной потере слуха.
- При хронической тугоухости 2-3 степени: подбор слухового аппарата, в отдельных случаях рекомендуется слухопротезирование (когда использование слухового аппарата не дает должного эффекта).
Профилактика проблем со слухом у детей
При сенсоневральной тугоухости (хронической) утраченный слух вернуть уже не получится, но можно остановить прогрессирование болезни и стабилизировать уровень слуха на определенном уровне. Если ваш ребенок стал плохо слышать, незамедлительно обращайтесь в многопрофильный медицинский центр КИТ. Мы исследуем состояние барабанной перепонки, сделаем рентген височных костей, поставим точный диагноз и назначим лечение.
В профилактических целях советуем делать следующее:
- Регулярно наблюдать за ребенком, при обнаружении признаков нарушения слуха сразу обращаться к педиатру, который направит вас к сурдологу и неврологу (в случае подозрения на повреждение слухового нерва).
- Не заниматься самолечением гриппа, ОРВИ, других инфекционных болезней.
- Минимизировать риск получения малышом акустических травм, избегать мест с громкими резкими звуками.
- Научить малыша бережно относиться к ушам, не совать в них мелкие предметы, не чистить их ватными палочками, острыми предметами, следить за гигиеной ушных проходов и раковин.
Уважаемые пациенты!
Многопрофильный медицинский центр КИТ информирует о том, что вы можете получить бесплатную медицинскую помощь в поликлинике по месту жительства, в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Причины потери слуха во внутриутробном периоде могут быть внешними или внутренними.
Основная внешняя причина – перенесённые матерь во время беременности (особенно в первом триместре) инфекционные заболевания.
К самым опасным болезням для развития плода относятся:
- корь
- гепатит
- герпес
- краснуха
- цитомегаловирус
- сифилис и токсоплазмоз.
Кроме того, причиной потери слуха могут стать осложнения при родах и родовые травмы, врожденная деформация слуховых косточек, атрофия слухового нерва, недоношенность, низкий вес при рождении, асфиксия (то есть недостаток кислорода при рождении). Очень опасны для развития слуха и химические отравления плода. Ещё причинами внутриутробного нарушения слуха могут быть употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, никотина и нахождение в радиоактивной среде.
Более 50% тугоухости и глухоты – наследственное заболевание. Эта проблема может усугубиться при лечении определёнными видами антибиотиков и лекарственных препаратов.
Однако, более распространённые причины внутриутробного нарушения слуха – внутренние, генетические. Более 50% тугоухости и глухоты – наследственное заболевание. Эта проблема может усугубиться при лечении определёнными видами антибиотиков и лекарственных препаратов. Именно поэтому будущей матери важно сразу предупреждать врачей о наследственности своего ребёнка, чтобы в случаях необходимости медикаментозного вмешательства те смогли подобрать лечение, максимально безопасное для ребёнка.
Кроме того, особую опасность представляет так называемая ядерная желтуха новорождённых. Эта болезнь возникает из-за несовместимости резус-факторов крови матери и ребёнка. Из-за этой болезни организм новорождённого подвергается опасной для слуховых нервов билирубиновой интоксикации. Как следствие – может развиться неврит слухового нерва, который и становится причиной снижения слуха.
Все эти проблемы влияют на правильное развитие органа слуха у ребёнка. Большинство вышеописанных факторов становятся причинами неправильного кровообращения во внутреннем ухе, что и приводит к дальнейшим нарушениям в работе этого отдела и становится причиной нарушений слуха.
Следует помнить, что если причины снижения слуха не удалось предвосхитить и устранить в самые короткие сроки, то ребёнку с абсолютно любой степенью и формой тугоухости нужна комплексная помощь и особый подход в воспитании и в особенности – в речевом развитии. Подробнее о проверке слуха новорожденных
Причины потери слуха у ребёнка
По данным ВОЗ, 70% случаев потери слуха у детей возникает в возрасте 2-3 лет, после риск уменьшается.
Основные причины нарушения слуха в детском возрасте – перенесение различных инфекционных заболеваний, затрагивающих ту или иную часть органа слуха.
К наиболее опасным болезням для слуха относятся:
- менингит
- энцефалит
- корь
- грипп и его осложнения
Но чаще всего причиной нарушений слуха становится отит. Поражение стволового слухового нерва или внутреннего уха опасно возникновением полной глухоты, отит среднего уха чреваты частичной потерей слуха. Заболевания верхних дыхательных путей, носа, особенно в раннем возрасте, также представляют опасность для слуха ребёнка.
Опасно и неправильное использование лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков – их токсическое воздействие на ещё слабый организм ребёнка может негативно повлиять на развивающийся ещё орган слуха.
Причиной нарушения слуха у детей могут стать и механические травмы. Ушибы головы, воздействие резких громких звуков (например, гудков), взрывы. Опасно и неправильное использование лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков – их токсическое воздействие на ещё слабый организм ребёнка может негативно повлиять на развивающийся ещё орган слуха. Именно поэтому никогда не следует давать детям антибиотики самостоятельно, без предварительной консультации и рецепта врача.
В более старшем возрасте особую опасность для органа слуха ребёнка представляет длительное воздействие звукового раздражителя – или, если говорить проще, длительное прослушивание громкой музыки, особенно в наушниках. Особую опасность представляют так называемые внутриканальные и вставные наушники – они находятся слишком близко к барабанной перепонке. Опасно и использование некачественной звуковой техники.
Причины потери слуха в пожилом возрасте
Организм пожилого человека подвергается ряду изменений, касающихся, в том числе, и слуховой системы. Атрофируются или выходят из строя разные составляющие органа слуха, теряют эластичность и звукопроводимость кости черепа и т.д.
Старческая тугоухость, или пресбиакузис, обычно развивается постепенно. Как правило, первым тревожным признаком становится плохое восприятие высоких голосов (детских, женских) и вообще всех высоких звуков. Как правило, ухудшение слуха в этом случае двухстороннее.
По формам старческая тугоухость, как правило, делится на нейросенсорную и кондуктивную. Нейросенсорная тугоухость связана с проблемами со слуховым нервом или внутренним ухом. Помимо наследственной предрасположенности, факторами развития этой формы пресбиакузиса могут стать некоторые виды инфекционных заболеваний, приём лекарственных препаратов, оказывающих токсическое воздействие на орган слуха, травмы головы и органа слуха и «изнашивание» системы из-за частого и длительного воздействия шума и шумовых загрязнений (так, в особой группе риска будут находиться представители «шумных» профессий – строителей, работников аэропорта музыкантов и т.д.)
Проблемы и изменения в среднем ухе приводят к так называемой кондуктивной тугоухости. Как правило, она связана с необратимыми процессами, происходящими в стареющем организме со временем. Нередко причиной становится деформация слуховых косточек.
Хронические заболевания, такие как ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет или заболевания, касающиеся органа слуха (отит, менингит), также увеличивают риск развития старческой тугоухости.
Что не относится к причинам нарушения слуха
При всём многообразии нарушений слуха, есть причины, которые никак не могут негативно повлиять на слух и привести к каким-либо нарушениям.
К причинам, вызывающим нарушения слуха, не относятся:
- форма и размер ушей
- общение со слабослышащими людьми
- частое нахождение в тишине
- физические нагрузки
- правильно составленное медикаментозное лечение.
Кропачева Елена Юрьевна
Врач сурдолог-оториноларинголог. Осуществляет консультативный и диагностический прием по оториноларингологии, сурдологии, слухопротезированию
Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.
Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.
Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.
Слуховой аппарат Aurica EVERY 1660DM 13
Цифровой шестнадцатиканальный слуховой аппарат серебрянной категории для тех кто ведет активный образ жизни и продолжает работать: дом, телефон, беседа, телевизор, магазин, детская площадка, улица, работа. Оптимально подходит для слабых и средних потерь слуха. Узнать подробнее >>>
Слуховой аппарат Microtech Thrive w30 BTE
Слуховой аппарат золотой категории – это идеальное решение для людей, ценящих вкус жизни (шумные вечеринки, путешествие, улица, работа, детская площадка, дом, телефон, беседа, телевизор, магазин). Оптимально подходит для всех степеней потери слуха. Узнать подробнее >>>
Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха
Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.
Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.
У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.
Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.
Слуховой аппарат Aurica EVERY 1660DM 13
Цифровой шестнадцатиканальный слуховой аппарат серебрянной категории для тех кто ведет активный образ жизни и продолжает работать: дом, телефон, беседа, телевизор, магазин, детская площадка, улица, работа. Оптимально подходит для слабых и средних потерь слуха. Узнать подробнее >>>
Слуховой аппарат Microtech Thrive w30 BTE
Слуховой аппарат золотой категории – это идеальное решение для людей, ценящих вкус жизни (шумные вечеринки, путешествие, улица, работа, детская площадка, дом, телефон, беседа, телевизор, магазин). Оптимально подходит для всех степеней потери слуха. Узнать подробнее >>>
Формирование речи у слабослышащих детей
При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.
Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.
Реабилитация детей с нарушениями слуха
Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.
Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.
Пройти тест слуха онлайн
Что дает тест слуха ?
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.
Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.
Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.
1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.
2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию речи, с другой стороны, нормальное функционирование слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше возможностей использовать остаточный слух. Человек, владеющий языком, имеющий достаточный словарный запас, способен лучше воспринимать обращенную речь, т.к. улавливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контексте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, производят впечатление слышащих. Чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.
3. Р.М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости.
Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р.М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие. К группе глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи (хотя бы минимальное).
В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:
♦ слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи);
♦ слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).
Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:
♦ ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;
♦ позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.
Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т.е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи.
Существует также классификация глухих детей со сложным дефектом, т.е. аномалии слухового анализатора сочетаются с нарушениями работы других органов и систем организма.
Классификация детей с нарушением слуха
а) Нормальный слух. Слуховой порог для звуков любой частоты в норме по данным тональной аудиометрии не превышает 20 дБ.
б) Легкая тугоухость у ребенка. Для легкой тугоухости характерно повышение слухового порога более 20 дБ вплоть до 40 дБ на всем частотном диапазоне. Такое нарушение слуха обычно не вызывает задержки развития речи у ребенка с нормальными умственными способностями.
Кондуктивная тугоухость обычно поддается лечению. При нейросенсорной тугоухости лечение индивидуально и состоит в применении слуховых аппаратов в сочетании с тренировкой речи, проводимой сурдотерапевтом. Индивидуальное обучение и тренировка слуха не показаны.
в) Умеренная тугоухость. При умеренной тугоухости слуховой порог в основном частотном диапазоне речи (250-4000 Гц) составляет 40-60 дБ. Это значительно затрудняет понимание речи, что приводит к задержке развития речи. Такое нарушение слуха является абсолютным показанием к применению слуховых аппаратов, и дети нуждаются в специальном воспитании и обучении у сурдолога.
Вначале они должны посещать специальную школу, где обучаются глухие дети, но в дальнейшем они могут ходить в обычную школу при условии, что будут пользоваться слуховым аппаратом и что умственное развитие у них протекает нормально.
г) Тяжелая тугоухость. При тяжелой тугоухости слуховой порог для основного частотного диапазона речи превышает 60 дБ и наиболее выраженное снижение слуха отмечается на частоте 1000 Гц. При условии нормального интеллектуального развития ребенка применение слуховых аппаратов необходимо, так как даже при минимальном остаточном слухе с помощью электроакустических методов и раннего обучения у сурдолога можно добиться вполне удовлетворительного речевого общения.
Эти дети должны посещать специальные школы для глухих. Им необходимо в течение нескольких лет учиться читать по губам для зрительной компенсации нарушенного слуха.
д) Двусторонняя полная глухота у ребенка. Эта форма нарушения слуха встречается редко. Даже у почти полностью глухих лиц часто сохраняется остаточный слух, который можно выявить с помощью электроакустического исследования и высокоэффективных слуховых аппаратов. Ребенок с такой формой нарушения слуха должен обучаться в специальной школе для глухих. В этих школах знаковую систему обучения часто заменяют речью: обучение артикулируемой речи осуществляют на основе ощущения вибрации и тренировок чтения по губам отчасти непосредственно, а отчасти с помощью видеоматериала.
В отдельных случаях как детям, так и взрослым можно вживить улитковый имплантат, который включает в себя многоканальный улитковый протез.
е) Дети с множественными дефектами развития. Особую группу лиц с нарушенным слухом составляют дети с отставанием в умственном развитии, отклонениями в поведении, обширными органическими поражениями головного мозга или отставанием двигательного развития, отрицательно сказывающимися на способности говорить. Для лечения таких детей необходимы сложные программы, реализуемые многопрофильным коллективом врачей, включающим отолога, фониатра, невропатолога, детского психиатра, психолога и дефектолога.
ж) Нарушение фонации и речи, связанное с глухотой. Глухота у детей в основном нарушает способность к общению, но она вызывает дезадаптацию и у взрослых. Для вербального общения при сохранном слухе необходим как нормальный голосовой аппарат, так и нормальная речь, а также обратная связь через слуховое восприятие.
Нарушение речи у детей с врожденной глухотой или у потерявших частично или полностью слух в более позднем периоде жизни называется отогенной дислалией.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Плохослышащие дети. Классификация степеней нарушения слуха у ребенка
Слух является физиологически обусловленной основой формирования речи; между состоянием слуха и развитием речи имеется теснейшая связь. Поэтому в отличие от слухового протезирования взрослых в детском возрасте имеет большое значение использование слухового аппарата не только с целью развития слухового восприятия, но также для формирования речи и исправления ее дефектов.
Классификация нарушений слуха, обеспечивая клиническую оценку состояния слуховой функции ребенка, должна в то же время учитывать основную задачу применения слухового аппарата в детском возрасте, стремление «обеспечить максимальное использование и развитие имеющихся у детей возможностей слухового восприятия в целях содействия осуществлению общих воспитательно-образовательных задач» (Ф. Ф. Pay и др.). Таким образом, классификация дефектов слуха у детей должна не только содержать клиническую характеристику слуховой функции, но и отображать возможности восприятия речи при имеющемся нарушении слуха.
Наиболее полно задачам слухового протезирования детей отвечают, по нашему мнению, принципы классификации стойких дефектов слуха, разработанные Б. С. Преображенским, Я. С. Темкиным, Л. В. Нейманом. В отличие, например, от английских и американских авторов, которые используют только один термин «deafness», в этой классификации две основные группы нарушений слуха — тугоухость и глухота. Основным критерием для отнесения к той или иной категории слуховой недостаточности является возможность восприятия речи.
К тугоухости относят нарушение слуха, при котором больной испытывает затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Возможна различная степень этих затруднений, но в отличие от глухоты при тугоухости восприятие речи сохранено, хотя бы только громкой или в специально создаваемых условиях. Наличие же восприятия только отдельных топов при невозможности воспринимать речь, по мнению указанных авторов, должно рассматриваться как глухота.
Категория тугоухости охватывает значительный по величине диапазон потерь слуха. Для клинической и педагогической практики дифференцированного подхода к величине потери слуха предложены схемы разграничения тугоухих по степени его потери (Б. С. Преображенский). Эти схемы характеризуют возможности, которыми располагает тугоухий для восприятия разговорной речи в зависимости от степени потери слуха. Руководствуясь положенными в основу этих схем принципами, можно дать всестороннюю оценку целесообразности и эффективности применения слуховых аппаратов для расширения слухового восприятия речи плохослышащими детьми.
Как видно из предыдущей статьи, среди методов исследования слуха у детей наибольшими преимуществами обладает тональная аудиометрия. Получаемые с помощью этого метода сведения, определяя состояние чувствительности органа слуха к чистым тонам, дают представление о возможностях, которыми располагает плохослышащий ребенок для восприятия речи, хотя при исследовании речью он эти возможности в силу ряда причин не реализует. В связи с этим следует полагать, что наиболее точна классификация дефектов слуха, построенная на оценке данных тональной аудиометрии.
Такая классификация тем более нужна для оценки слухового протезирования, при котором необходимо учитывать не только имеющуюся возможность восприятия речи, но и главным образом перспективу улучшения слухового восприятия с помощью слухового аппарата.
По классификации Л. В. Неймана, у тугоухих детей с точки зрения возможности восприятия разговорной речи установлены три степени тугоухости, исходя из величины средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500—4000 гц):
I степень тугоухости — средняя потеря слуха до 50 дб
II от 51 до 70
III 71 до 80
Тональная аудиометрия, произведенная глухим детям, показывает, что лишь в немногих случаях не удастся выявить остатки слухового восприятия. Большинство же глухих детей обладают остатками слуха в том или ином объеме динамического и частотного диапазона.
В сурдопедагогической практике придают важное значение использованию остаточного слуха глухих детей, поэтому представляет интерес рассмотрение возможности использования слухового аппарата в зависимости от величины остаточного слуха.
Анализ аудиограмм глухих детей показывает, что остатки слуха у них неодинаковы как по широте диапазона воспринимаемых частот, так и по величине порогов воспринимаемых звуков.
Ширина диапазона воспринимаемых частот определяет возможности, которыми располагает глухой для различения окружающих его звуков, в том числе элементов речи.
У части глухих детей диапазон воспринимаемых частот широк и охватывает не только низкие и средние, но иногда и высокие звуки. В таких случаях возникают известные трудности для дифференциации между III степенью тугоухости и глухотой.
Мы считаем целесообразным в соответствии с рекомендациями Л. В. Неймана) провести условную границу между тугоухостью и глухотой. К категории глухих мы относим больных с потерей слуха от 81 дб и более.
В соответствии с задачами слухопротезирования глухих детей состояние их слуха целесообразно разделить на 4 группы в зависимости от частотного диапазона имеющихся у них остатков слуха:
I группа глухоты — сохранено посприятие частот 1251— 250 гц
II 125— 500 гц
III 125—1000 гц
IV 125—2000 гц
При определении категории слуховой недостаточности следует ориентироваться на состояние слуха лучше слышащего уха.
Получаемые количественные характеристики слуховой функции определяют индивидуальные особенности слуха каждого ребенка. Эти индивидуальные характеристики слуха, сложившиеся под влиянием ряда различных факторов, могут быть сгруппированы по принятой выше классификации. Однако и в пределах каждой группировки классификации всегда можно уловить варьирование характеристик слуховой функции.
На основе описанной классификации можно дать оценку состояния слуховой функции у протезируемых детей.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Согласно статистике 1-2% детей имеют нарушения слуха. И с каждым годом эта цифра только увеличивается. Нельзя недооценивать важность слуха. От него зависит общее развитие ребёнка, его способность к речи и адаптации в социуме. Как правило, нарушение слуха можно выявить уже в возрасте 3-6 месяцев. Своевременное обращение к специалистам позволит предупредить серьёзные проблемы в будущем.
Причины нарушений слуха
Для выработки грамотной стратегии коррекции или лечения необходимо выявить причину нарушений слуха. В большинстве случаев у младенцев и очень маленьких детей патология является врождённой.
Причины врождённой тугоухости:
- тяжёлая беременность. Рекомендуется обязательно проверить слух новорождённого, если у матери был сильный токсикоз, угроза выкидыша или преждевременные роды. Также на слух может повлиять конфликт между матерью и ребёнком по резус-фактору крови, приём некоторых лекарственных средств, употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- сложные роды. К нарушениям слуха могут привести любые проблемы во время родов, которые провоцируют недостаточное снабжение ребёнка кислородом. Это может быть обвитие, отслойка плаценты и многое другое. Также в группу риска попадают малыши, получившие черепно-мозговые травмы во время прохождения родовых путей.
К приобретённым причинам снижения слуха у детей относятся:
- механическое закрытие ушного канала. Слух может снизиться из-за инородного тела, серной пробки или загрязнения. В этом случае можно обратиться к врачу, который прочистит ухо ребёнка. Не стоит пытаться вытаскивать серные пробки самостоятельно. Одно неловкое движение может лишить малыша слуха;
- отит. Многие дети сталкиваются с воспалениями среднего уха. Отсутствие или неэффективность лечения могут привести к повреждению барабанной перепонки. Это вызовет серьёзное нарушение слуха;
- акустическая (звуковая) травма. Может возникнуть вследствие как долговременного, так и кратковременного воздействия шума (громкий удар, выстрел, хлопок и пр.);
- инфекционные заболевания. Нарушение слуха может появиться после свинки, коклюша, менингита и пр.
Выявив причину патологии, необходимо также установить её характер и степень.
Диагностические мероприятия
Для диагностики нарушений слуха используются различные методики:
- аудиометрия. В ходе исследования оценивается способность малыша различать звуки разной громкости на разных частотах. Для тестирования детей проводится игровая тональная и компьютерная аудиометрия. В первом случае ребёнку надевают наушники, в которые подаются разные звуки. Он должен реагировать, когда их услышит. Исследование подходит для детей с нарушениями слуха в возрасте от 5 до 7 лет. Компьютерную аудиометрию можно проводить в любом возрасте. После обследования составляется аудиограмма. По интервалу между графиками можно выявить характер нарушения;
- тимпанометрия (импедансометрия). Исследование нацелено на определение патологий среднего уха. В ходе тестирования проводится оценка подвижности барабанной перепонки. Также исследование позволяет отмести вероятность наличия жидкости внутри среднего уха;
- регистрация вызванных электрических потенциалов. Методика помогает установить или опровергнуть патологии мозга или слухового нерва, которые могут вызвать нарушение слуха. Суть исследования основана на регистрации электрических сигналов в мозге, возникающих вследствие раздражения звуковой информацией;
- отоакустическая эмиссия (ОАЭ-тестирование). В ходе исследования оценивается состояние волосковых клеток улитки внутреннего уха.
Тимпанометрию, ОАЭ-тестирование, компьютерную аудиометрию и регистрацию вызванных потенциалов используют даже для диагностики новорождённых детей с нарушениями слуха.
Подбор слухового аппарата для ребёнка
Детям с нарушениями слуха назначается ношение слухового аппарат. Чем раньше малыш начнёт его использовать, тем лучше. Столкнувшись с неприятным диагнозом, родителям нужно сразу обратиться в центр слухопротезирования. Нарушение слуха у детей часто приводит к серьёзным задержкам в развитии, поэтому не стоит откладывать посещение специалиста.
Речь детей развивается постепенно. Один из важнейших этапов формирования её приходится на 1,5 года. Если у ребёнка есть нарушения слуха, то это помешает ему запоминать звуки, слова и предложения. Со временем центры мозга, отвечающие за слух и восприятие речи, начнут решать другие задачи. Поэтому важно начать пользоваться слуховым аппаратом как можно раньше.
Существует множество типов и степеней нарушений слуха, поэтому в каждом случае слуховой аппарат подбирается индивидуально. Для этого проводится комплексное аудиологическое обследование. Подбор и настройка аппарата осуществляются при помощи аудиограммы. Помните, что нарушение слуха – это не приговор. Грамотно подобранный слуховой аппарат подарит малышу возможность слышать окружающий мир и развиваться вместе со своими сверстниками. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то обратитесь в Центр коррекции слуха и речи «Мелфон». Опытные специалисты проведут комплексное обследование, подберут и настроят слуховой аппарат. Записаться можно по телефону или через сайт.
Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Психическое развитие детей с нарушением слуха свидетельствует о том, насколько большое значение имеет слух в развитии речи, в формировании всех познавательных процессов, в развитии эмоционально-чувственной сферы и личностных характеристик ребенка. Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Сурдопсихология — раздел специальной психологии
Сурдопсихология занимается изучением особенностей психофизического развития детей с нарушенным слухом. Основной задачей этой отрасли психологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование и обеспечить участие в трудовой деятельности.
Сурдопсихологи отмечают следующие особенности развития детей с нарушением слуха:
- отставание в психофизическом развитии от слышащих сверстников, в среднем, на 1-3 года;
- низкая двигательная активность;
- замедлены скорости выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом;
- нарушена координация движений и ориентация в пространстве;
- трудности в переключении внимания;
- запоминание базируется на зрительных образах;
- процесс усвоения информации замедлен;
- трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
Особенности психического развития детей с нарушением слуха заключаются еще и в том, что полная или частичная глухота лишает таких детей важного источника информации и тем самым ограничивает процесс интеллектуального развития. Поскольку личностные и поведенческие особенности детей с нарушенным слухом не обусловлены биологически, то при своевременном оказании коррекционной помощи и создании надлежащих условий, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.
Коррекционная помощь детям с нарушением слуха
Наиболее широко распространенной формой оказания коррекционной помощи при нарушении слуха у детей, является обучение их в специальных детских садах и школах, а также в специальных классах или группах при общеобразовательных учреждениях. В них проводится целенаправленная работа по обучению и воспитанию детей со слуховыми нарушениями, начиная с 1,5-2 лет. Психолого-педагогическое воздействие направлено как на общее развитие ребенка, его двигательную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, так и на развитие речи и мышления.
Сегодня практически все дети с нарушением слуха имеют возможность выбора — учиться в специализированных коррекционно-образовательных учреждениях или получить инклюзивное образование и интегрироваться в среде со слышащими сверстниками. В любом случае, общение слабослышащего ребенка происходит в процессе коллективной учебной и практической деятельности, при умелом руководстве со стороны взрослых, предоставляющими малышу возможность становиться все более самостоятельным.
Общение, совместная деятельность для ребенка с нарушенным слухом являются важными условиями для нормального психического развития, приобщения к нормам жизни в обществе, расширения кругозора и познания отношений между людьми.
К категории лиц с нарушениями слуха относятся те, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Это так называемые стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха, сенсоневральная тугоухость и глухота.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Лиц с тугоухостью называют слабослышащими. Тугоухость может быть выражена в различной степени. Так, один слабослышащий может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4–6 м и более и испытывать затруднения при восприятии шепота, который он слышит, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие характеризуются глубоким стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. По времени наступления снижения слуха данная категория делится на две группы: рано оглохшие, т.е. потерявшие слух на 1–2-м году жизни или родившиеся не слышащими; поздно оглохшие, т.е. потерявшие слух в 3–4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.
Сам термин «позднооглохшие дети» хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу лиц характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при потере слуха.
Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функцией и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. Так если потеря слуха сочетается с повреждением полукружных каналов внутреннего уха, то наблюдается нарушение равновесия.
Своеобразие двигательной сферы глухих:
– недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
– замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
– отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
– отставание в развитии жизненно важных физических способностей – скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.
Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие спортсмены тратят на освоение сложно координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим.
Низкий уровень координационных способностей (особенно равновесия) связан с недостаточной функциональной активностью вестибулярного аппарата. Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия у глухих является «мышечное чувство». Между тем качественные характеристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата. По показателям динамического равновесия глухие отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89 %) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте.
Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами.
Глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Различия между глухими и слышащими особенно выражены в 11–14 лет. При этом глухие отличаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов.
Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые поражения периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз (0,9 %), языка (2,7 %), акта жевания (0,3 %), иннервируемых двигательными черепно-мозговым и нервами. Характерная замедленность двигательных актов у большинства не слышащих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций.
Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигательные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом движений, скоростными качествами. Так скорость сенсорно-двигательной и зрительно-моторной реакций при снижении слуха оказалась меньше, чем при нормальном функционировании слухового анализатора.
Причем время реакции у глухих при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата не имеет существенных различий, а время реакции на световой стимул находится в определенной зависимости от степени глухоты. У лиц с врожденной глухотой время реакции самое длительное. То есть, чем больше остатки слухового восприятия, тем короче период реакции.
Мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. А по показателям общей выносливости слабослышащие приближаются к слышащим. К 16–17 годам уровень общей выносливости подростков с недостатками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слышащих и зависит главным образом от состояния кардиореспираторной системы.
Таким образом, своеобразие психического и физического развития глухих и слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. В процессе организации занятий для лиц с нарушением слуха следует особый упор сделать на демонстрацию изучаемых упражнений, поскольку высказывание критических замечаний по ходу выполнения движений является проблематичным.
Нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными и приобретенными. Частота врожденных нарушений значительно ниже: в среднем 1 ребенок на 1000 новорожденных. В большинстве случаев это выясняется на первом году жизни.
В Санкт-Петербурге с 2008 года введен универсальный аудиологический скрининг новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (аудиотест). Для чего это необходимо? Особенностью врожденной тугоухости является то, что глухой или слабослышащий ребенок может родиться у абсолютно здоровых родителей.
Раннее выявление детей с нарушением слуха позволяет эффективнее помочь ребенку и семье справиться с этой особенностью. В России эффективно реализуется сурдопедагогическая, абилитационная помощь (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) таким детям, есть возможность проведения кохлеарной имплантации. Чем раньше приняты меры по коррекции слуха, тем успешнее дальнейшее развитие ребенка.
Что такое метод регистрации отоакустической эмиссии? Отоакустическая эмиссия представляет собой чрезвычайно малые звуковые колебания генерируемые в улитке и регистрируемые в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Для проведения исследования в нашем центре используется аппарат АккуСкрин. Обследование занимает всего несколько минут, заключение выдается сразу после обследования.
При положительном результате теста считается, что с периферическим отделом слуховой системы, то есть с рецепторами улитки, все в порядке. Эмиссия может быть не зарегистрирована при патологии рецептора, при заболеваниях среднего уха (экссудативный отит, дисфункция слуховой трубы).
Если у ребенка отрицательный результат теста при первом обследовании, в первые дни жизни, рекомендуется повторное обследование в возрасте один месяц. При повторном отрицательном результате необходимо более углубленное обследование — проведение компьютерной аудиометрии на базе специализированных сурдологических центров.
Приобретенные нарушения слуха
«Мой ребенок стал часто переспрашивать», «не отзывается сразу, когда к нему обращаются», «стал увеличивать громкость звука телевизора, когда смотрит мультики» — с такими жалобами родители часто обращаются к ЛОР-врачу. Все эти признаки могут свидетельствовать о снижении слуха. Пик выявления таких нарушений приходится на возраст 3-5 лет. Это связано с часто переносимыми в этом возрасте заболеваниями лор органов и пристальным вниманием к развитию речи, которое напрямую связано с тем, как ребенок слышит.
Что еще должно заставить родителей задуматься, хорошо ли ребенок слышит? Если ребенок сам начинает говорить громче обычного; не слышит речь человека с которым нет зрительного контакта; переспрашивая, внимательно следит за мимикой говорящего; плохо слышит голос по телефону — нужно обратиться к врачу и проверить слух.
Слух считается нормальным, если мы слышим шепот на расстоянии 6 метров, разговорную речь — дальше 6 метров.
К приобретенному снижению слуха могут привести следующие факторы:
- заболевания носоглотки
- увеличение и воспаление аденоидных вегетаций (аденоиды)
- травмы уха и барабанной перепонки
- черепно-мозговые травмы
- перенесенные воспаления среднего уха
- инородные тела в слуховом проходе и серные пробки
Остановимся на самой частой причине снижения слуха у детей — воспалительном процессе в носоглотке, приводящему к нарушению функции слуховой трубы и среднего уха.
У детей возраста 3-5 лет активно работают аденоиды (врачи говорят — носоглоточная миндалина). Это важная составляющая местного иммунитета носоглотки, один из рубежей на пути инфекции. При попадании вирусов, бактерий, аллергенов, частиц пыли аденоиды воспаляются и увеличиваются. Если ребенок часто болеет, они не успевают вернуться к нормальному состоянию, начинают перекрывать слуховую трубу, страдает вентиляция среднего уха, что может привести к развитию отитов.
Отит не всегда сопровождается острой болью в ухе. Секреторный (экссудативный) отит не вызывает болей, повышения температуры тела, нарушения общего состояния, а проявляется как раз снижением слуха. Ребенок может жаловаться на «бульканье» в ушах, ощущение заложенности. Так как нет острого воспаления, секреторные процессы в среднем ухе часто остаются не распознанными. Другой вариант — когда аденоиды не очень большие, но представляют собой очаг хронического воспаления. Распространение инфекции приводит к возникновению гнойного отита и появлению перфорации — небольшого отверстия в барабанной перепонке. Это тоже вызывает снижение слуха, которое исчезает при зарастании перфорации.
При повторяющихся отитах, как гнойных, так и секреторных, могут формироваться спайки и рубцы, изменяющие подвижность барабанной перепонки. Этот процесс может вызвать стойкое снижение слуха. Поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить подобные состояния. При наличии признаков воспаления в полости среднего уха проводится санация носоглотки, механотерапия (продувание, пневмомассаж), электрофорез. Стоит отметить, что снижение слуха, длительное течение секреторного отита являются прямыми показаниями к удалению аденоидов. В спорных случаях, именно результаты аудиометрии и импедансометрии могут стать решающими доводами в пользу проведения операции.
Методы диагностики
Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.
Аудиометрия — метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить взрослым и детям старше 3,5 — 4 лет.
Импедансометрия — метод оценки функционального состояния среднего уха. Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить взрослым и детям старше 1 года.