Дети с нарушением интеллектуального развития

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Алексей Петрович

Статья посвящена анализу особенностей восприятий детей с нарушением интеллекта . Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому для детей с такими нарушениями существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Алексей Петрович

Текст научной работы на тему «Дети с нарушением интеллекта. Особенность восприятий»

Дети с нарушением интеллекта. Особенность восприятий

Кузнецов Алексей Петрович / Kuznetsov Л1екзеу Рв^оу1ск — студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, Институт психологии и образования Казанский федеральный университет, г. Казань

Аннотация: статья посвящена анализу особенностей восприятий детей с нарушением интеллекта. Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому для детей с такими нарушениями существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, нарушение интеллекта, ЗПР.

Кроме термина «нарушение интеллекта» вы можете встретить другой, отвечающий ему: «умственная отсталость». Иногда используют термин «олигофрения», который в 1915 году был введен немецким психиатром Э. Крепелином, как раз для обозначения нарушения интеллектуального развития.

Итак, что же понимают под нарушением интеллекта? В первую очередь, нарушения познавательной деятельности ребенка, а также изменения психики в целом, которые возникли в результате поражения центральной нервной системы, в том числе головного мозга. У детей с данным диагнозом наблюдаются не только задержки развития интеллекта, но и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Как правило, страдает и физическое развитие.

Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей с нарушением интеллекта является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике [1, с. 86].

Специальная психология содержит знания, которые могут служить методической базой для создания условий оптимальной социально -психологической адаптации, и дальнейшего профессионального самоопределения выпускников специальных образовательных учреждений. Специальная психология как направление психологической науки и практики интенсивно развивается. Она находится на стыке гуманитарных, естественных наук и педагогики. Возрастающий интерес к психологической диагностике среди психологов в последние годы связаны с перестройкой системы образования, вызвавшей к жизни большое количество различных видов учебных заведений. Это требует определенной системы методов изучения личности ребенка, комплексного подхода с целью адекватного раскрытия его возможностей.

Метод состоит из шести заданий, разделенных на четыре серии, отличающихся друг от друга по степени сложности. Уровень сформированности ребенка как субъекта учебной деятельности (общей способности к учению) на момент изучения оценивается индивидуальные и индивидуально-типические варианты развития у детей интегративной способности к учению.

От правильного решения вопросов организации внеклассной работы во многом зависит успех осуществления всех направлений учебно -воспитательной работы. Характерной особенностью умственно отсталых детей является то, что они без специальной подготовки длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией, так как у них недостаточно развита регулирующая функция речи в организации целенаправленных действий. Совершенствуется же эта функция

только посредством активной коррекционно-воспитательной работы. Эту особенность следует учитывать при организации и проведении всех внеклассных мероприятий [2, с. 80].

Исходя из принципа этиологии, различают четыре варианта ЗПР (конституционного, соматогенного, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза). В зависимости от происхождения, времени воздействия на организм ребенка факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Дети с нарушением интеллекта не проявляют интереса к предметам, явлениям и событиям, которые их окружают, поскольку не испытывают потребность в познании. Это приводит к тому, что с возрастом их жизненный опыт оказывается крайне бедным, то же самое можно сказать о словарном запасе. Кроме того, от своих сверстников такие дети отличаются ослабленным вниманием и памятью: им сложно (а порой вовсе невозможно) концентрировать свое внимание, тяжело воспроизводить услышанный текст, поскольку многое для них в рассказе непонятно и не связано логическими цепочками.

1. Константинова С. А. Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 6 (24). С. 76-81.

2. Константинова С. А. Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 6 (24). С. 81-88.

3. Кузнецов А. П. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна // Проблемы науки, 2015. № 1 (1). С. 63-66.

4. Кузнецов А. П. Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка // Проблемы науки, 2015. № 1 (1). С. 66-68.

5. Кузнецов А. П. Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора // Проблемы науки, 2015. № 1 (1). С. 68-70.

6. Кузнецов А. П. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии // Проблемы науки, 2015. № 1 (1). С. 71-73.

7. Кузнецов А. П. Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях // Достижения науки и образования, 2015. № 1 (1). С. 30-32.

8. Кузнецов А. П. Особенности восприятия детей с нарушением интеллекта // Достижения науки и образования, 2015. № 1 (1). С. 32-35.

9. Кузнецов А. П. Принципы построения классификаций отклоняющегося развития // Достижения науки и образования, 2015. № 1 (1). С. 35-37.

Общие сведения

Нарушения интеллектуального развития является острой проблемой в современной детской психиатрии и клинической генетике. Умственная отсталость включает в себя разнородные явления с клинической точки зрения. Задержки психического развития характеризируется нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Нарушения интеллектуального развития с вязаны с нарушениями адаптивного поведения. Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта.

Причины нарушения интеллектуального развития

В настоящее время специалистам известны две принципиально различные группы факторов, которые флияют на интеллектуальную неполноценность. Экзогенные факторы относят к случайным неблагоприятным воздействиям среды, а именно:

органические поражения головного мозга;

Этиологические факторы связаны с легкой умственной отсталостью. Достаточно часто интеллектуальные нарушения встречаються при наследственных болезнях. Патогенной основой умственной отсталости во внутриутробном периоде являются:

инфекционные заболевания женщины в период беременности (краснуха, корб, оспа);

родовые травмы, асфиксия;

сахарный диабет у матери ребенка;

интоксикация лекарственными препаратами;

несовместимость матери и плода по резус-фактору;

В первые три года жизни у ребенка может возникнуть нарушение в интеллектуальном развитии, как следствие менингита или черепно-мозговой травмы.

В настоящее время существует следующая классификация дизонтогенеза (нарушения развития психики):

Рассмотрим детальнее эти нарушения. Недоразвитие развивается в первые годы жизни, когда еще не полностью сформированы мозговые системы. Повреждение мозговых систем происходит в результате травм плода в период внутриутробного развития. Недоразвитие характеризуется пассивностью психофизиологических процессов, концентрацией на простейших ассоциативных связях. При данной форме дизонтогенеза в различной степени наблюдаются нарушения речи, слуха, памяти.

Задержанное развитие развивается при медленном формировании познавательной деятельности, характерен в младшой возрастной группе. Факторы, способствующие задержке развития:

неблагоприятная среда воспитания;

инфекции, полученне в период развития в утробе матери.

При поврежденном развитии заболевание проявляется в более позднем возрасте. Примером поврежденного развития служит положительная деменция. При ее возникновении наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем. При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза. Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.

Дети с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» применяется для определения детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью ЦНС. Задержка психического развития вызвана замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью ЦНС, либо с минимальными органическими повреждениями.

Задержка психического развития развивается при замедленном созревании лобных отделов головного мозга. Выделяют следующие причины возникновения заболевания:воздействие патогенических факторовЮ эндокринные и хромосомные нарушения, хронические заболевания. Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве: расстройство питания при дизентерии, дистрофия. Следует также учитывать факторы:

стрессовые и психотравмирующие;

Симптомы задержки развития проявляются в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным формам деятельности. Чтобы лучше понять развитие заболевания, необходимо знать характеристики детей с задержкой психического развития:

  • физические и моторные особенности (недостаток моторики, затруднена координация движений);
  • низкий уровень работоспособности;
  • инфактилизм;
  • примитивная речь;
  • дефекты произношения;
  • внимание неустойчиво.

Дети с нарушениями в развитии посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида в группе детей с отклонениями в развитии. В зависимости от диагностических показателей ребенок переводится в специальную школу соответствующего типа. Способы коррекции заболевания в подобных учебных заведениях разный: индивидуальный подход, игровые моменты, наглядный материал. Виды занятий более разнообразны, эмоционально насыщенны.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Интеллект (лат. – познание, понимание) – является высшим уровнем развития человеческой сущности, которая выражается в мыслительных способностях человека, включающих в себя волевую и познавательную сферы.

В обыденном понимании интеллект – это мышление человека, которое имеет несколько расширенную зону функционирования.

Основными предпосылками развития интеллекта человека являются его когнитивные функции – память, внимание, мышление, пространственное восприятия, а также ряд психофизиологических особенностей – инициативность, познавательный интерес и работоспособность. В том случае, если одна из перечисленных функций нарушена, то развитие интеллекта будет снижено или затруднено.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей – разнообразные по направленности, проявлениям и происхождению отклонения в умственном развитии.

Интеллектуальные нарушения (в общем) – это количественные и качественные отклонения в развитии умственных способностей человека.

Симптомами нарушений интеллектуального развития являются недостаточная способность решения трудных ситуаций и жизненных задач, недостаточные знания, умения и навыки, ограниченный словарный запас, низкий уровень абстрактно-логического мышления.

Диагностика нарушения интеллектуального развития осуществляется психологом, психиатром и неврологом. При необходимости дополнительно могут назначить инструментальное исследование головного мозга.

После установления диагноза разрабатывается индивидуальный план лечения, который включает в себя психокоррекцию, фармакотерапию и социальную реабилитацию.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время наиболее распространенным нарушением интеллектуального развития является олигофрения.

Олигофрения — является клинически разнородной группой, включает в себя такие состояния, которые возникают после различных поражения ЦНС ребенка в период «до развития его речи» (до 1-2х лет).

Основные причины возникновения олигофрения являются внутриутробные и наследственные повреждения плода, природовые и родовые травмы, асфиксия плода, а также иные заболевания, оказывающие негативное влияние на нервную систему ребенка в возрасте до 2х лет.

Принято выделять три основные группы патогенных факторов, которые обуславливают возникновение олигофрении:

  • Неполноценность генеративных клеток родителей
  • Различные наследственные заболевания
  • Патологии беременности в период эмбриогенеза
  • Разнообразные вредные воздействия на плод во внутриутробный период
  • Родовые травмы
  • Постнатальные поражения нервной системы ребенка до 3-х лет, вызванные инфекционными заболеваниями, травмами, ожогами и т.д.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Нарушения в интеллектуальной сфере развития ребенка возникают на основании негативного влияния экзогенных и эндогенных факторов. Степень тяжести нарушения зависит от интенсивности воздействия негативного фактора, от того в каком возрасте было данное воздействие.

Принято выделять следующие причины интеллектуальных нарушений:

Генетические изменения – вызывают отклонения интеллектуального развития на основании дисфункции отдельных генов (аутизм, синдром Ретта) и ряда хромосомных аномалий:

  • трисомии (синдром Дауна)
  • делеции хромосом
  • однородительские дисомии

Перинатальные поражения ЦНС – возникают при гипоксии плода, вызванной различными заболеваниями матери (эндокринные, сердечно-сосудистые патологии, болезни печени, почек и т.д.), а также несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Кроме того, к перинатальным причинам относят перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности, радиационное облучение, эмоциональные стрессы, интоксикации и недоношенность плода.

Натальное повреждение ЦНС – вызывается осложненными родами, в результате которых возникает асфиксия у новорожденного, травмы, разнообразные органические и функциональные поражения мозга.

Постнатальное поражение нервной системы – интеллектуальные нарушения разной степени тяжести, которые развиваются на фоне таких заболеваний как эпилепсия, нейроинфекции (менингит, энцефалит), эндокринные и аутоиммунные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы, дистрофии и в ряде случаев после клинической смерти.

Психические, неврологические расстройства – оказывают негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на фоне разнообразных эмоциональных, поведенческих и волевых дефектов, а также патологий анализаторных систем.

Социальные факторы – негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают дисгармоничные семейные отношения, асоциальный образ жизни родителей, педагогическая запущенность ребенка, длительное пребывание в стационаре и т.п.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

Задержка психического развития – характеризуется замедленным созреванием морфофункциональных систем мозга, вследствие влияния разнообразных негативных факторов. Проявляются данные нарушения в виде незрелости психомоторных и когнитивных функций.

Умственная отсталость – выражается в виде умственного недоразвития, вызванного стойким, либо рано приобретенным нарушением интеллекта. В настоящее время различают:

  • легкая (дебильность)
  • умеренная (имбецильность)
  • тяжелая (идиотия)

Деменция – это приобретенное стойкой или прогрессирующее слабоумие, которое развивается вследствие утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков.

Нарушение интеллектуального развития ребенка – это не болезнь и не заразное состояние. НИР может быть разной степени, поэтому дети с этим нарушением могут достичь разных результатов.

Нарушение интеллектуального развития – это первичное нарушение, которое не лечится, но от него возникают последствия и особенности, которые педагог может исправить. Говоря о НИР в основном речь идет о поражении головного мозга, поэтому на основе органического поражения центральной нервной системы наблюдается явно выраженное снижение познавательной деятельности.

Рекомендации по налаживанию учебного процесса ребенка с нарушениями интеллектуального развития

Чтобы проявить потенциал ребенка и помочь ему раскрыться, развивайте творческую активность.

Чтобы обучение проходило продуктивно, необходимо с самого начала ознакомить ребенка с распорядком учебного дня. Объяснить разницу между переменами и занятиями. Рассказать, что происходит на перемене, что во время нее можно делать.

Чтобы стимулировать учащегося с интеллектуальными нарушениями к учебе необходимо поощрять даже маленькие успехи, и не оценивать их отсутствие.

Чтобы сформировать положительный образ учителя необходимо дать понять, что он – это безопасный взрослый, его можно слушать, выполнять инструкции от него.

Чтобы не допустить ошибку не следует делать преждевременных выводов, следует дать ребенку время, каждый ученик имеет свой темп развития и адаптации. Ребенку с нарушением интеллекта может потребоваться больше времени для этого.

И напоследок, учителю следует работать не только с ребенком с НИР, но и провести подготовительную работу с другими учениками. Рассказать, что придет новый ученик, который имеет определенные нарушения, объяснить особенности нарушения и как следует себя вести с таким одноклассником.

Последний пункт не менее важен, чем предыдущие. Часто, когда ребенок с нарушением интеллектуального развития чувствует положительный эмоциональный контакт с учителем, то он теряет способность коммуницировать с другими детьми. Это общение находится за пределами его зоны комфорта, поэтому построить дружеские отношения ребенка с НИР с его одноклассниками является важным этапом в процессе всего развития особенного ребенка. Этот навык будет очень полезной для дальнейшего самообслуживания человека с НИР.

Конкретные советы учителю (или его ассистенту) для работы с ребенком с НИР:

1. Уделить внимание обучению практических пространственных, количественных и временных понятий. Если в какой-то момент вы понимаете, что понятие абстрактное, замените его или попробуйте объяснить (речью или с помощью дополнительного визуального материала).

2. Сделайте акцент на изучении бытовых навыков. Самостоятельное питание, одевание, гигиена, самоорганизация. Невозможно научить ребенка писать, если он не умеет долго сидеть за столом и концентрировать внимание на учебе.

3. Как было отмечено выше, социальные навыки играют важное место в жизни ребенка (человека) с НИР. Стимулировать к работе в паре или небольших группах, организовывать классные мероприятия, поощрять общения на перемене.

4. Коммуникативные навыки являются базовыми для обучения ребенка с нарушениями интеллектуального развития. Умение выполнять задачи и инструкции, способность понимать и отвечать на вопросы различного характера, понимание обращенной речи – это то, с чем следует постоянно работать.

Заметим, что каждый ребенка с особыми образовательными потребностями зачастую требует индивидуального подхода к обучению, а также составлению индивидуальной образовательной программы. Поэтому вышеприведенные рекомендации следует рассматривать и адаптировать под различные детей и их возможности.

Для поощрения обучения детей с нарушениями интеллектуального развития нашей компанией Бриолайт было разработано интерактивное оборудование и отдельные интерактивные эффекты. Они были составлены, реализованы и протестированы совместно с практикующими психологами, логопедами и дефектологами. К основному оборудованию относятся: интерактивный пол, интерактивная песочница, интерактивная панель.

От детей с типичными формами умственной отсталости дети с атипичным речевым развитием наиболее резко отличаются по состоянию своей экспрессивной речи. Как было показано ранее, интеллектуальный дефект сам по себе (если это не имбецильность) не вызывает отсутствия речи до 5—6 лет, поэтому отсутствие речи у детей даже с выраженной дебильностью до названных возрастных границ свидетельствует о наличии у них второго дефекта — недоразвития речи, обусловленного не только умственной отсталостью, но и дополнительным локальным поражением специфических речевых механизмов.

Возникает вопрос: где должны обучаться эти дети? Программа ни вспомогательной, ни речевой школы для них недоступна из-за тяжелой комбинации имеющихся у них дефектов. Очевидно, в этих случаях является показанным индивидуальное обучение.

Содержание и методы психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речевого развития в медико-педагогических комиссиях

Анализ особенностей речевого и психического развития детей с умственной отсталостью и первичным недоразвитием экспрессивной речи показывает, что правильная оценка психического развития последних и их отграничение от умственно отсталых детей, особенно с атипичными формами (сочетание умственной отсталости с различными формами алалии), представляет собой трудную диагностическую задачу, особенно в дошкольном возрасте.

Критерии оценки психического развития детей с названными дефектами были изложены в предыдущем параграфе. Рассмотрим теперь конкретное содержание и приемы выявления указанных отклонений и методы их анализа.

В содержание дифференциальной психологической диагностики детей с нарушениями речевого развития должны входить:

1. выявление уровня фактического интеллектуального развитияребенка;

2. определение структуры выявленного отклонения.

В связи с этим педагог должен ответить на вопрос, с чем связано отклонение в интеллектуальном развитии ребенка: с первичным нарушением мышления (мыслительных операций) или с замедленными темпами их развития, с нарушением операционной стороны интеллектуальной деятельности (недостаточностью памяти, внимания, пере-ключаемости), с локальными нарушениями отдельных систем (слуха, зрения, гнозиса, праксиса, речи), с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы, неблагоприятными микросоциальными уело, виями жизни и воспитания ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector