Что умеет малыш в 1 год

Когда вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!

Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!

Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.

Движения

За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!

В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.

Что умеет малыш в 1 год

Социальное развитие

Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».

Самостоятельность

Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.

Что умеет малыш в 1 год

Зрение

Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.

Обоняние

В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.

В возрасте одного года ребенок понимает отдельные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».

К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!

Что умеет малыш в 1 год

Эмоции

В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.

Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!

Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.

Материал подготовлен на основании Т.В. КУСТОВА с соавт. ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВРАЧ-ПЕДИАТР. МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ • №11, 2018

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей («играет рядом»). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Показатели физического развития ребенка в 1 год 9 месяцев

  1. Перешагивать через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).
  2. Проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.
  3. Забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу.
  4. Бегать в разных направлениях.
  5. Легко влезать на диван, стул и спускаться на пол.

Показатели роста и веса ребенка в 1 год 9 месяцев

Таблица 1. Рост и вес ребенка в 1г 9мес по данным отечественных педиатров

1 год 9 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 10,6 13,6
Вес девочек, кг 10,3 12,8
Рост мальчиков, см 80,8 88,3
Рост девочек, см 79,5 87,5
Окружность головы мальчиков, см 47,2 50,6
Окружность головы девочек, см 46,1 49,5
Окружность груди мальчиков, см 47,9 54,3
Окружность груди девочек, см 48,2 53,5

Таблица 2. Рост и вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев по данным ВОЗ

1 год 9 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 9,2 14,5
Вес девочек, кг 8,6 14,0
Рост мальчиков, см 79,4 90,9
Рост девочек, см 77,5 89,8
Окружность головы мальчиков, см 45,2 50,5
Окружность головы девочек, см 44,0 49,5

Познавательное развитие ребенка 1 года 9 месяцев

В этом возрасте ребенок знает отличия предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
  • Ориентируется в трех величинах одной формы (большой- поменьше-маленький); находит по просьбе взрослого.
  • Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
  • Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
  • Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
  • «Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
  • Сгибает лист бумаги.

Что умеет малыш в 1 год

Как играют дети 1 год 9 месяцев? Игровые действия в основном отобразительные:

  • Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает).
  • Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев

  • Поведение спокойное, уравновешенное.
  • Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
  • Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
  • Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
  • При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
  • Скучает при расставании с мамой.
  • Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
  • Напряжен в незнакомой обстановке.
  • Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
  • Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными «высказываниями», мимикой.
  • Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
  • Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
  • Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
  • Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
  • Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

Нормы речевого развития детей в 1 год 9 месяцев

  1. Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».
  2. Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
  3. Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь:
Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

Возраст 1,3 года – период стремительного развития, освоения новых навыков. Малыш активно познает мир, ежедневно находит для себя что-то новое, усовершенствует базовые умения.

Что умеет малыш в 1 год

Ребенок в 1 год и 3 месяца пытается общаться со взрослыми, используя простейшие слова, учится пользоваться предметами быта. В этом возрасте важно развивать речь, заниматься познавательной деятельностью, поддерживать высокую физическую активность малыша. Это поможет крохе перейти к новому этапу.

Физическое развитие

К этому возрасту ребенок вырос почти на 20–25 см, а его масса тела увеличилась в 3 раза. Но теперь рост и набор веса замедляются. Это связано с повышением физической активности. Ребенок подготавливается к новому этапу развития – бегу, который он может освоить уже с полугодовалого возраста. А пока малыш совершенствует ходьбу.

Возросшая двигательная активность позволяет ребенку узнать больше об окружающем мире, сделать новые открытия.

Таблица с нормами роста, веса, окружностей:

Параметры Мальчики Девочки
Вес, кг 9,6–12,4 9,2–11,5
Рост, см 75,9–83 74,5–81,5
Окружность головы, см 46,1–49,5 45,2–48,3
Окружность груди, см 46,8–53,4 47,3–52,3

Что умеет малыш в 1 год

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Ребенок в 1 год и 3 месяца любит подражать взрослым. Он повторяет их действия, повадки и даже речь. Малыш произносит простейшие слова, например, «мама», «папа», «дай». Речь кроха дополняет мимикой, интонацией и жестами. Понимает, что ему говорят взрослые, выполняет их требования.

В 1,3 года словарный запас ребенка состоит из 10 слов. Каждую неделю он пополняется 2–3 новыми наименованиями.

Ребенок упрощает сложные для него слова, например, говорит не «трактор», а «катол».

Что умеет малыш в 1 год

В этом возрасте еще сохраняется сильная взаимосвязь с матерью. Если кроха потеряет ее из вида, окажется в окружении незнакомых людей, то сильно испугается.

Малыш проявляет самостоятельность, пытается познавать мир сам, без помощи взрослых. При неумении возрастает эмоциональное напряжение. Если у ребенка что-то не получается, он тут же заходится плачем. Проявляет упрямство, пытается всеми силами достичь цели.

К этому возрасту ребенок учится манипулировать родителями, поэтому необходимо устанавливать границы, меры дозволенного. Кроха в 1,3 года понимает слово «нет» и «нельзя». Отсутствие реакции – попытка испытать терпение родителей, посмотреть, что будет за непослушание.

Ребенок в 1,3 года активный и эмоциональный. Он не стесняется показывать свои эмоции – заливается смехом, когда счастлив, и громко плачет, если у него заберут игрушку.

Что умеет

Что умеет малыш в 1 год

Согласно календарю развития, ребенок в 1 год 3 месяца:

  • знает свое и имена близких людей, названия одежды, действий, некоторых бытовых предметов;
  • выполняет 1–2 поручения, например, может помахать «пока» или похлопать в ладоши;
  • по просьбе показывает части тела;
  • собирает пирамидку, строит башню или дом из кубиков;
  • выкладывает предметы из коробки и кладет обратно;
  • проявляет интерес не только к игрушкам, но и к предметам, которые есть в доме;
  • произносит слова, имитирует звуки, например, может «мяукать», «лаять», имитировать работу мотора авто;
  • лепечет, пищит, смеется во время игр;
  • проявляет чувства, например, бежит целовать маму после разлуки или злится, если заставляют делать то, что он не хочет;
  • торопится одеться, когда говорят о прогулке, может принести одежду, поднимает руки, ноги.

В 1,3 года появляется глубокая сосредоточенность, внимательность, однако ухудшается усидчивость. Ребенок может заиграться на 15–20 минут, а затем начинает бегать.

Как развивать

В год и 3 месяца необходимо развивать речь и моторику рук, поскольку они взаимосвязаны. С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать об окружающих предметах, не только произносить названия, но также говорить о свойствах, объеме, цвете. Малыш в 1,3 года должен распознавать цвета, находить пару, понимать форму, размер.

Развивающие игры:

  • складывать пирамидку;
  • строить башни из кубиков;
  • перекатывать мяч друг к другу;
  • играть с конструктором, состоящим из больших деталей;
  • складывать мягкие пазлы;
  • находить пару (по цвету, по форме).

Полезное видео о развитии ребенка от года до двух

Ребенку нужно читать книги, рассказывать сказки, стишки.
Нельзя запрещать играть с кухонными принадлежностями, вещами. Однако важно приучить кроху к порядку, чтобы он обратно складывал предметы, которые достал из шкафа.

Что умеет малыш в 1 год

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Что умеет малыш в 1 год

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Социальные и эмоциональные навыки

Что умеет малыш в 1 год

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает плачем.
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

Что умеет малыш в 1 год

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector