Что такое эффект Моцарта

Музыковед Михаил Казиник и телевизионное объединение «Мастерская Игоря Шадхана» представляют цикл музыкально-публицистических программ «Ad libitum, или В свободном полете». Михаил Казиник уже много лет занимается популяризацией классической музыки. В этих небольших фильмах он говорит о музыке композиторов разных эпох и направлений, но не просто пересказывает биографии Бетховена, Баха и Шуберта, а дает ключи к пониманию их творчества. Кроме того, Казиник делится историями из жизни и играет отрывки из произведений.

В лекции «Эффект Моцарта» Казиник объясняет, почему мелодии Вольфганга Амадея Моцарта и радостные, и похоронные одновременно, и рассказывает, что такое эффект последней музыки. Для этого он читает отрывки из пьесы Александра Пушкина «Моцарт и Сальери», а также играет отрывки из Симфонии №40, Турецкого марша, Реквиема и других известных произведений.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

Музыкотерапия— это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Основоположником звукотерапии считается швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950).

В 30-х годах в Европе начали проводиться эксперименты по лечению болезней звукотерапией, при добавлении которой к традиционным методам воздействовали на заболевания сердца, туберкулез, язву желудка. Использовали как обезболивание при хирургических и стоматологических вмешательствах.

В настоящее время звукотерапия (музыкотерапия) достаточно широко используется в крупных медицинских центрах Америки и Европы. Там занимаются подготовкой специалистов-музыкотерапевтов, работающих в дальнейшем по разработанным для каждого заболевания специальным программам.

Виды лечения музыкой.Разделяют 2 вида лечения с помощью музыки:

1.При активной форме пациент пропевает определенную мелодию, играет на музыкальном инструменте, танцует или совершает иные механические движения (притопывает, прихлопывает, покачивается и т.д.);

2. При пассивной форме человеку предлагается ежедневно слушать музыку, подобранные с учетом особенностей психики, имеющихся заболеваний и степени их тяжести.

Естественно, что исцеляющие мелодии не отменяют основное лечение заболеваний, а выступают в роли вспомогательного средства.

Как музыкальные инструменты влияют на человека.

Скрипка — лечит душу, нормализует процессы кровообращения и способствует восстановлению ритма дыхания;

Фортепиано – улучшает эндокринную систему;

Арфа — затрагивает миокард, нормализует работу сердца;

Кларнет -помогает справиться с депрессией и способствует здоровью сердечно-сосудистой системы;

Саксофон исцеляет мочеполовую систему;

Флейта способствует увеличению объема вдыхаемого воздуха и поступлению дополнительных доз кислорода в кровь, очищает органы дыхания от слизи, содержащей болезнетворные микроорганизмы;

Виолончель настраивает почки на гармоничную волну;

Барабан, как и все ударные инструменты, оптимизирует сердечный ритм, исцеляет органы кроветворения, способствует глубокой релаксации.

Прослушивание специально подобранной классической музыки помогает в лечении следующих заболеваний: ЧМТ (травмы головы); болезни сердца и сосудов ,инфаркт миокарда; инсульт; болезни щитовидной железы; неврозы; депрессия; энурез; бессонница; эпилепсия; аутизм. Заболевания нервной системы (неврастения, неврозы, дистония и так далее),нарушения моторики и функциональные расстройства системы пищеварения (дискинезия желчевыводящих путей, гастриты, колиты, изъязвления слизистых и другие),заболевания дыхательной системы (хронические бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма).

Музыка способна помочь в социальной адаптации пациентам, страдающим слепотой и немотой. Люди, мучающиеся от излишней застенчивости, после курса музыкотерапии становятся более раскованными и коммуникативными.

Что такое эффект Моцарта

Большинство ученых сходится во мнении, что притягательные произведения Моцарта излучают самые благостные вибрации для человеческой души. К примеру, прослушивая Рондо в турецком стиле, можно не только забыть о проблемах, но и повысить настроение без всяких усилий. Вы даже не заметите, как начнете беспричинно улыбаться и радоваться каждой мелочи. А прием пищи под аккомпанимент Сонат для фортепиано гарантирует усиления процессов пищеварения и усвоения из пищи максимума питательных веществ. В момент звучания музыки этого композитора у человека происходит активизация всех участков коры головного мозга. Уникальность Моцарта не поддается логическому объяснению. Помимо того, что все мелодии автора стройны, глубоки и солнечны, они наполняют каждую клетку тела исцеляющими вибрациями, мобилизуют заложенные в человеке природные способности и восстанавливают целостность организма на всех уровнях (физическом и духовном).

Известный факт – Жерар Депардье избавился от проблем со слухом (тугоухость правого уха), памятью и речью (у будущей знаменитости было сильное заикание), наслаждаясь два часа в день произведениями Моцарта.

Отмечается непосредственная взаимосвязь между прослушиванием мелодий Моцарта и гармоничным развитием детской психики, умственных способностей и творческого потенциала детей всех возрастов.

Музыка для быстрого пробуждения и активизации организма по утрам:

— Антонио Вивальди – сонаты и концерты, Времена года;

— Франц Шуберт – серенады.

Музыка для исцеления от панических атак, чрезмерного раздражения, тревожности и неуверенности в собственных силах:

— Фредерик Шопен – мазурки, прелюдии;

— Иоганн Штраус – вальсы;

— Людвиг ванн Бетховен – Лунная соната, Симфония Ля минор;

— Иоганн Себастьян Бах – Кантата №2;

— Антон Рубинштейн – Мелодия фа мажор.

Музыка от бессонницы:

— Петр Чайковский – Пьесы для фортепиано;

— Ян Сибелиус – Грустный вальс;

— М.К. Огинский – Полонез.

Музыка для лечения язвенной болезни:

— В. А. Моцарт – все произведения;

— Петр Чайковский – Вальс цветов.

Музыка от апатии и меланхолии:

— В.А. Моцарт – Маленькая ночная серенада;

— Георг Фридрих Гендель – Менуэт.

Музыка от спазмов сосудов головного мозга, сильной мигрени, головной боли:

— В.А. Моцарт – Симфония №40;

— Ференц Лист – Венгерская рапсодия;

— Арам Хачатурян – Сюита Маскарад.

Влияние классической музыки на все живое до конца не изучено. Исследователи постоянно проводят эксперименты. Так что давайте станем чуточку здоровее и мудрее, взяв за правило ежедневно баловать свою душу и тело порцией хорошей музыки! Таким образом, на основе вышеперечисленного, можно утверждать, что музыка не только приобщает слушателя к прекрасному, но и способна оказывать оздоровительное воздействие на человеческий организм в целом.

Во второй половине 1990-х годов на мировом рынке появились аудиодиски серии «Baby Mozart», что можно перевести как «Моцартенок». Тогда их производители пытались заработать на очень необычной идее: если ребенок с младенчества будет слушать Моцарта и Баха, а не безвкусную попсу, то вырастет гением.

Что в этом плохого, спросите вы? Ну, послушают семьи бесплатную и очень хорошую музыку. Кого это волнует?

Проблема в том, что эффект Моцарта, скорее всего, является чушью, которая используется для извлечения коммерческой выгоды разного рода шарлатанами. Даже по описанию понятно, что людям пытаются всучить что-то вроде магического усилителя интеллекта.

Тот же губернатор Миллер был вдохновлен на подвиги единственным научным исследованием на эту тему, результаты которого были опубликованы в журнале «Nature» в 1993 году . Тогда ученые дали послушать 36 студентам колледжа 10-минутную сонату Моцарта, после чего те чуть лучше справились с заданиями на пространственное мышление.

Как видим, это даже отдаленно не похоже на чудодейственный «эффект Моцарта». Более того, Франсиз Раушер, одна из соавторов исследования, прямо заявила об отсутствии убедительных доказательств улучшения когнитивных способностей у детей , слушающих классическую музыку. Она недвусмысленно дала понять, что это миф.

Статья в журнале «Nature», тем не менее, стала самой цитируемой в 1993 году, опередив по этому показателю в 8.3 раза труд легендарного астрофизика Карла Сагана. При этом ссылались на неё не ученые, а 50 самых популярных печатных изданий США. Спустя десятилетие в одном из специализированных журналов по психологии другой научный коллектив попытался объяснить, почему миф об эффекте Моцарта приобрел такое распространение среди обычной публики.

Ученые пришли к выводу, что этому способствовало давно бытовавшее в общественном сознании представление о «детерминизме младенцев» , которое предполагает, что развитие человека в первые годы жизни определяет, кем он станет в дальнейшем. Не последнюю роль сыграла и не менее древняя вера в благотворную силу музыки.

Таким образом, миф об эффекте Моцарта прижился по весьма понятной причине – родители очень любят своих детей, хотят для них самого лучшего и готовы совершать ради этого даже те поступки, которые основаны на ложных предпосылках.

Замечена ли какая-либо связь между прослушиванием музыки и развитием интеллекта, памяти или внимания?

В Интернете немало сайтов, которые уверенно прослеживают её, но они почему-то ссылаются либо друг на друга, либо вообще на самих себя. Если же говорить о мнении заслуживающих доверия специалистов, то они считают, что младенцы просто недостаточно сознательны, чтобы воспринимать классическую музыку. Успокоиться и заснуть под неё они могут, но и только.

Другое дело более взрослые дети, активно обучающиеся и развивающиеся. Но и здесь настоящая польза будет скорее получена непосредственно при игре на том или ином музыкальном инструменте, чем от прослушивания музыки, какой бы прекрасной она ни была.

Безусловно, музыкальное образование необыкновенно полезно само по себе. Существуют научные подтверждения того, что дети, занимающиеся музыкой, лучше справляются с задачами на внимание и запоминание . Также они, что совсем не удивительно, обладают лучшими навыками звукового распознавания и чтения.

Что же касается общего интеллекта, на развитие которого упирают адепты эффекта Моцарта, то такого понятия на самом деле не существует. Ученые описывают не менее восьми разных типов интеллекта. Среди них есть пространственный, межличностный и, конечно же, музыкальный. Но преуспевание в одной из этих областей не означает успешности в какой-либо другой. Здесь все нужно развивать отдельно.

Ситуация, как видим, довольно однозначна, но это не мешает адептам «эффекта Моцарта» зарабатывать на нем неплохие деньги. Компания «Genius Babies», которая начала эксплуатировать эту тему в 1998 году, когда губернатор Джорджии пообещал дарить записи с произведениями Моцарта своим избирателям, процветает до сих пор. Она увеличила ассортимент и предлагает широкий спектр детских товаров.

Музыкальные игрушки, поющие карусели и зеркальца для колыбелей сами по себе полезны для развития ребенка, но строить бизнес и раскручивать его на основе заведомо ложной информации – это, наверное, все же не слишком порядочно.

За время пандемии работы у разработчиков Учи.ру только прибавилось: по данным SimilarWeb за апрель, платформа стала вторым по популярности образовательным сайтом в мире. А вот сконцентрироваться на ней из дома получается с переменным успехом. Мы проверили на себе самые разные лайфхаки и хотим поделиться результатами. Сегодня разбираемся с одним из самых многообещающих способов — музыкой.

Наверное, у каждого разработчика есть свой набор музыки на все случаи жизни: для учебы, спорта, работы. Причем для горящих дедлайнов выбираем что-то пожестче, для рутинных задач — ритмичное, но без акцентов. Для домашних дел сгодятся подкасты, для обеда — выпуск блогера на YouTube, под игру можно включить белый шум стрима на Twitch. Но мало у кого есть готовый плейлист, чтобы сосредоточиться.

При опросе коллег мнения разделились: примерно по 40% из них для лучшей концентрации выбирают тишину и любимую музыку. Еще у 15% есть специальные плейлисты или приложения именно на тот случай, когда необходима максимальная сфокусированность. Еще 4% и 3% соответственно слушают белый шум и звуки природы.

Интерес к влиянию музыки на концентрацию породил огромное количество исследований, мифов и коммерческих проектов. Миллионы людей ищут способ борьбы с прокрастинацией в аудио. Одно лишь приложение Endel, которое обещает генерировать звуки для концентрации внимания пользователя, скачали в общей сложности более 2 млн раз. А YouTube-канал ChilledCow с самыми популярными стримами лоу-фай хип-хопа насчитывает уже больше 7 млн подписчиков.

Главный миф музыкальной терапии

Одна из самых популярных спекулятивных теорий в области использования музыки для повышения результатов умственной деятельности — так называемый эффект Моцарта. Утверждают, что музыка Моцарта — жизнерадостная и позитивная — помогает решать задачи и учиться.

Судя по всему, это мнение породило исследование, опубликованное в журнале Nature, в котором ученые анализировали влияние музыки разного темпа и тональности на состояние обучающихся. Проблема в том, что участникам эксперимента давали слушать одну и ту же сонату Моцарта в более быстром или более медленном темпе, в миноре или мажоре. Результаты показали, что быстрая и жизнерадостная музыка лучше способствует решению пространственных задач. Ну а выбор был: Моцарт или Моцарт. Так что победил Моцарт. Возможно, музыка великого композитора действительно позитивно влияет на состояние и помогает настроиться, однако метаанализ с говорящим названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта» полностью опровергает красивую теорию. Скорее всего, это просто влияние позитивной мажорной музыки. Например, к таким выводам пришли организаторы исследования 2017 года.

Приятный джаз или тяжелый рок?

Исследователи изучали влияние на продуктивность не только произведений великого австрийского композитора. Так какую же музыку выбрать? Есть ли универсальные рецепты?

Для начала стоит сузить круг поисков и рассматривать только приятные мелодии. Непривлекательная музыка, прослушанная до работы, снижает производительность. Некоторые эксперты предлагают слушать саундтреки из видеоигр. Ведь эти композиции составляют специально, чтобы помочь человеку сосредоточиться и погрузиться в процесс.

Тяжелая музыка помогает сбросить напряжение и настроиться на высокий темп работы. Австралийские исследователи провели эксперимент, в котором людям включали панк-рок, скрим и метал и задавали раздражающие вопросы. Во время прослушивания музыки испытуемые успокаивались быстрее. Уверены, что многие присоединятся к популярному мнению, что жесткий активный блэк-метал помогает разогнаться и сделать работу быстрее.

Такие разные виды музыки, как техно, классика и бразильский поп, могут оказывать похожий эффект. Дело в различимой речи: она способствует рассеянности внимания, а ее отсутствие может стать одним из критериев при выборе фона для продуктивного дня (конечно, если вы не знаете португальский язык).

Шум: проблема или решение

Музыка не единственный звуковой допинг для борцов с прокрастинацией. Так называемый белый шум тоже пользуется популярностью. Например, этой весной сайт генератора офисного шума получил сотни тысяч просмотров. Его создатель, бельгийский инженер-исследователь, признался, что не ожидал такого внимания к проекту, запущенному в шутку.

На некоторых белый шум действительно оказывает позитивное влияние. Например, одно из исследований показало, что фоновый шум в 60 дБ улучшил концентрацию у экстравертов. В другом эксперименте ученым удалось выяснить, что белый шум помогает сосредоточиться невнимательным детям, которые часто отвлекаются.

Однако эти исследования показывают и обратную сторону шума. Он снижает показатели интровертов в сравнении с работой в тишине и отвлекает внимательных детей.

Громкий продолжительный шум наносит вред организму — этот факт давно изучен и подтвержден опытами. Длительное воздействие шума негативно воздействует на вегетативную и центральную нервные системы: ухудшает психическое состояние и повышает тревожность. С громким шумом на фоне мы устаем быстрее на 15–25%, чем обычно. По данным Роспотребнадзора, уровень шума не должен превышать 68 дБ. Для сравнения: в жилых домах мы слышим примерно 40 дБ, в офисах, в которые вернемся нескоро, — 55–65 дБ. Поэтому так тяжело работать удаленно родителям младенцев: плач ребенка звучит на уровне 76–82 дБ.

Выход из этой ситуации — хорошие наушники. Правильно подобранные шумоподавляющие наушники могут обеспечить защиту от негативного влияния извне, которое мешает работать и учиться.

Что слушать

Если вы верите, что фоновая музыка помогает настроиться и сосредоточиться, или просто хотите проверить, так ли это лично для вас, мы приготовили небольшую подборку приложений, в которых можно послушать «специальную» музыку:

Endel — обещают, что приложение создаст персонализированный звуковой фон для любого занятия, в том числе для концентрации внимания. Синхронизируется с сердечным ритмом и учитывает уровень естественного света.

Noisli — генерирует фон из звуков природы, в том числе для повышения продуктивности. Можно настроить количество и комбинации из 16 видов шумов.

Coffitivity — синтезатор комфортных фоновых звуков кофейни. Это решение подойдет тем, кто считает небольшое кафе эталоном комфорта, кому нравятся звуки тихих разговоров людей, звон чайных ложек и фарфоровых чашек.

My Noise — универсальный генератор шумов. Один из генераторов Cafe Restaurant позволяет смешать звуки кухни, кафе или имитации разговоров за коктейлем прямо в браузере. В отличие от Coffitivity, здесь все делается прямо на первой странице сервиса, без загрузок и регистраций.

Brain.fm — создатели приложения заявляют об искусственном интеллекте, который генерирует музыку для концентрации внимания, сна и других приятных дел. Обещают, что эффект будет длиться 15 минут после прослушивания. Много это или мало, каждый решает сам.

Rainy Mood — в арсенале этого приложения около 400 разнообразных звуков дождя, призванных помочь расслабиться и улучшить концентрацию.

A Soft Murmur — еще одна система для индивидуального смешивания фоновых звуков. Можно настроить уменьшение звука до тишины к нужному времени.

Расскажите: вы слушаете музыку во время учебы или работы? Помогает ли это вам?

В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой другой. В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как известно, не обладают эмоциональной реакцией на музыку). Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 – х месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение – соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине. Данный эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный «механизм” воздействия музыки на живые организмы (в т.ч. и на человека) имеет как доминантную —
нейробиологическую, а не эмоциональную природу.

Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анжелесского
отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена («К Элизе”) и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). М. Боднер отметил, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает «светиться” буквально вся кора головного мозга.

Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с
тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных
припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т.е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее).
Таким образом Д. Хьюджес пришел к выводу, что во время прослушивания музыки Моцарта количество и амплитуда электрических волн, возбуждающих мозг, уменьшаются. При этом следует отметить тот факт, что когда вместо произведений Моцарта эти же больные слушали музыку некоторых других композиторов-классиков или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения.
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг «перенапрягаться”, распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют «солнечным” композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D).

Согласно выводам турецких ученых, исследовавших «эффект Моцарта”, в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта – лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.

Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них «скрыты” в непостижимых человеческим разумом сферах.

«Эффект Моцарта»

Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием «Эффект Моцарта”, ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Среди людей, отупевших от рок и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть (ведь быть здоровым и, особенно, умным – это очень престижно в таких развитых странах, как США). Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. «Эффект Моцарта” – так Д. Кемпбелл в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека. В узком же смысле термин «эффект Моцарта” относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.
Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью
электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее – как долго энцефалограф может «улавливать” воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.

Давно известно, что классическая музыка положительно влияет на мозг человека (и не только человека, она полезна и для цветов ). Поэтому ученые задумались: а можно ли использовать классику для полноценного развития мозга и повышения IQ? Так появилось явление, которое назвали «эффектом Моцарта». В медицинских кругах до сих пор не утихает спор: действительно ли оно существует или это лишь псевдонаучный миф?

С чего все начиналось?

Первыми испытуемыми в «музыкально-классическом» эксперименте стали крысы. Ученые запустили их в лабиринт и засекли, за какое время грызуны преодолевают препятствие.

После этого мохнатым «добровольцам» включили музыку. Половина крыс наслаждалась сонатой до-мажор Моцарта по 12 часов в день, вторая половина слушала какофонию из звуков. После этого их снова запустили в лабиринт. Выяснилось, что те крысы, которые слушали Моцарта, преодолевают препятствия на 27% быстрее, чем раньше, и совершают на 37% меньше ошибок.

Значит, музыка способна развить интеллект? Ученые решили проверить это на людях.

Музыкальные эксперименты и люди

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета предложили группе добровольцев прослушать музыку Моцарта, а потом – пройти тест на пространственное мышление.

После музыкальной паузы добровольцы решали задачи быстрее, чем обычно, и были лучше сосредоточены. Таким образом, ученые выяснили, что композиции Моцарта отлично влияют на когнитивные функции. Правда, уже через 15 минут они пришли в норму, то есть вернулись к своему естественному уровню.

Почему именно Моцарт?

В Университете штата Иллинойс рассортировали музыку разных жанров по длине волны. Ученых интересовало, в каком жанре длина волны ближе всего к 20-30 секундам, то есть ритму нервной системы человека.

Выяснилось, что дальше всего от природного человеческого ритма находится попса. А ближе всего – музыка Моцарта. Из всей классики именно она лучше всего воссоздает 30-секундный ритм с повышением и понижением громкости, который отвечает потребностям нашего организма.

Еще один секрет музыки Моцарта – ее высокая частота, 3000-8000 Гц. Они вызывают большой резонанс в коре мозга и отлично стимулируют память и концентрацию внимания.

Аргументы «за»

Конечно, музыка Моцарта, как и вся классическая музыка, полезна для мозга. Но способна ли она повысить интеллект раз и навсегда? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. У «эффекта Моцарта» есть и сторонники, и противники.

Один из аргументов тех, кто придерживается теории о благотворном влиянии его музыки на мозг, – калифорнийское исследование при участии трех групп добровольцев. Первая группа сидела в тишине, второй включали аудиокнигу, а третьей — сонату Моцарта.

В итоге тесты на IQ улучшились:

  • в первой группе – на 14%;
  • во второй группе – на 11%;
  • в третьей группе – на 62%.

Подобные результаты получили и европейские исследователи. Они также выяснили, что повышение умственных способностей не связано с личными музыкальными пристрастиями. Музыка Моцарта улучшала концентрацию даже у тех, кто не любит классическую музыку вообще и Моцарта в частности. При этом для положительного результата достаточно пяти минут прослушивания.

Особенно восприимчивы к музыке оказались дети, причем этот эффект наблюдался еще до их рождения. Врачи выяснили, что наушники, приложенные к маминому животу, улучшают внутриутробное развитие мозга.

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». Кэмпбелл называет музыку Моцарта буквально лекарством от всего. Он считает, что его композиции способны улучшить работу мозга и повысить IQ навсегда. Для сторонников «эффекта Моцарта» эта книга стала настоящей библией.

Аргументы «против»

Не все ученые согласны с волшебной силой «эффекта Моцарта». Раушер и Шоу, на исследование которых ссылаются его сторонники, отмечали увеличение когнитивных способностей всего на 15 минут – слишком мало, чтобы говорить о полноценном развитии мозга.

В 1999 году сразу две группы исследователей вернулись к изучению «эффекта Моцарта». Они подтвердили изначальный вывод: музыка австрийского музыканта благотворно воздействует на пространственное мышление. Но эффект этот временный, и ожидать существенного повышения IQ ожидать не стоит.

Моцарт и его произведения помогают решить только конкретные задачи. Например, их прослушивание во время работы или учебы может повысить продуктивность. Но подобным эффектом обладает любая музыка, которая вам нравится.

Таким образом, музыка Моцарта не будет лишней во время работы. Но воспринимать ее как волшебное средство для повышения уровня интеллекта не стоит.

Как создаются мифы? Можно ли монетизировать миф? Разбор полетов на примере мифа об «Эффекте Моцарта».
Зарождение мифа:

В 50-е годы прошлого столетия французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano»(тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга «Почему Моцарт?». В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг. Именно в этой книге он ввел понятие «Эффект Моцарта».

Признание мифа реальностью:

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. Результаты этого исследования были опубликованы журналом Nature. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом.

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». В своей книге он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. Вслед за первой книгой, он тут же написал и вторую – «Эффект Моцарта для детей». В этой книге он рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушера и Шоу, Кэмпбелл представлял как уже доказанные научные факты

По сути, он утверждал, что произведения Моцарта – волшебные «таблетки от всего». Они могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: «глубокого отдыха и омоложения», «развития интеллекта и обучения», «развития творчества и воображения». Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с «правильной» подборкой произведений Моцарта.

В результате Кэмпбеллом был создана новый рынок, эксплуатирующий веру потребителей в существование «универсального лекарства». Товаром на рынке стали книги и сборники музыки, изданные вначале Кэмпбеллом, а потом – и его последователями.

13 января 1998 года Зел Миллер, кандидат на пост губернатора штата Джорджии (США), в своем выступлении перед избирателями, заявил, что его проект бюджета штата будет включать в себя $105.000 в год для обеспечения каждого ребенка, родившегося в штате, кассетой или диском с записью классической музыки.

В 1999 году две группы исследователей подняли вопрос: существует ли «Эффект Моцарта» на самом деле? В статье «Прелюдия или Реквием по «Эффекту Моцарта», на основе анализа результатов нескольких исследований, Чабрис сообщил: «любое улучшение пространственного мышления, приписываемое «Эффекту Моцарта» слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия и «Эффект Моцарта» здесь не при чем».

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению «Эффекта Моцарта». В своём докладе они сделали вывод: «. прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…»

Френсис Раушер, чьи результаты были опубликованы в журнале Nature и с кого, собственно, все началось, был одним из первых исследователей, отрицающих влияние музыки Моцарта на улучшения работы мозга в целом. В 1999 году в ответ на очередную статью об «Эффекте Моцарта», он написал: «Результаты нашего исследования о влиянии сонаты Моцарта К.448 на пространственно-временное выполнение задачи, вызвали не только большой интерес, но и несколько заблуждений…».

Миф умер, да здравствуй миф.

Несмотря на то, что существование «Эффекта Моцарта» в научной среде было опровергнуто достаточно давно, созданный Кэмпбеллом рынок, не только до сих пор жив, но и успешно развивается.

По запросу «Эффект Моцарта» поисковые системы выдают множество предложений купить книги и диски. На сайтах для будущих мам можно не только купить подборку дисков с «Эффектом Моцарта», но и записаться на семинар по этой теме. «Опытные психологи», за умеренную плату, предлагают свои услуги по подбору индивидуальных музыкальных программ для расслабления, улучшения памяти и лечения психических расстройств.

Очень часто на лекциях или в личных беседах автору статьи приходится слышать про эффект Моцарта. Чаще всего его формулируют так: «необъяснимое наукой явление, заключающееся в том, что музыка Моцарта делает нас умнее. Достаточно слушать музыку – и становиться умным». Поэтому сегодня один из соавторов блога (одновременно — главный редактор портала Neuronovosti.Ru) написал, что же на самом деле открыли Френсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Кай из Центра нейробиологии обучения и памяти при Университете Калифорнии и опубликовали в коротенькой заметке в разделе Scientific Correspondence (статьи короче 500 слов) в журнале Nature в 1993 году. А заодно и открыл подраздел «Классика» раздела «Нейростарости» указанного портала.

Что такое эффект Моцарта

Credit: Stockvault.net

Итак, что же на самом деле сделали калифорнийские учёные? В испытании приняли участие студенты университета. Каждый из них тестировался трижды, отвечая на задания теста интеллекта Стэнфорд-Бине. Перед тестом каждый раз студент либо прослушивал 10 минут сонату Моцарта для двух фортепиано ре-мажор К 448, прослушивали запись вербальной релаксационной установки или просто сидели в тишине. Средние результаты во втором и в третьем случае составили 54.61 и 54.00 (что соответствует при пересчете на «стандартную шкалу» IQ уровням 111 и 110), а вот Моцарт дал результат в 57.56, что соответствует IQ в 119.

Что такое эффект Моцарта

Credit: Frances H. Rauscher, Gordon L. Shaw & Catherine N. Ky, Nature

Здесь нужно подчеркнуть – еще раз – уровень IQ непосредственно у участников не измерялся вообще, авторы только делали ретроспективные экстраполяции. И тем не менее, данные дают возможность сделать вывод о том, что музыка Моцарта действительно кратковременно (авторы подчеркивают, что эффект длится не более 10 минут) увеличивает IQ у студентов на 8-9 пунктов.

Нейробиологического объяснения этому авторы не сделали, однако некоторые данные о природе эффекта появились сейчас и были опубликованы в PNAS.

Текст: Алексей Паевский

Music and spatial task performance. Frances H. Rauscher, Gordon L. Shaw & Catherine N. Ky Nature 365, 611 (14 October 1993) doi:10.1038/365611a0

Что такое эффект Моцарта

Лобанова, К. А. Целебные свойства музыки В. А. Моцарта. «Эффект Моцарта» / К. А. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56430/ (дата обращения: 14.12.2022).

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Мелодии и звуки сопровождают человека с момента рождения до самой смерти, вызывают положительные или отрицательные эмоции, влияют на деятельность нашего мозга. На сегодняшний день теория благотворного влияния музыки и звуковых волн на организм человека, его эмоциональное и психическое состояние набирает все большую популярность. Учеными многих стран мира проводились исследования по изучению частот композиций Баха, Шопена, Вивальди, и, в том числе, Моцарта. Оказалось, что произведения композиторов кроме Моцарта активировали только одну область мозга, отвечающую за слух или эмоции, а работы Вольфганга Амадея Моцарта возбуждали нейроны практически всей коры головного мозга. Это послужило идеей для создания «оздоровительных циклов музыки», поиска возможностей лечения разнообразных недугов музыкальной терапией. В результате многочисленных исследований было открыто целебное действие музыки на психическое и физическое состояние людей, которое ученые прозвали «эффект Моцарта».

Ключевые слова: «эффект Моцарта», активация центров коры головного мозга, оздоровительная сила, смена частот, композитор, ритм, резонанс, звуковые волны.

Оздоровительная сила музыки Моцарта обрела свою мощь во время тщательных и глубоких исследований частот композиций в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В результате этих исследований удалось выяснить, что музыка великого композитора испускает очень высокие звуковые волны, входящие в промежуток от 3000 до 8000 Гц. Удивительно, что смена звуковых частот с минимального уровня на максимальный происходит в течение 30 секунд. Этот показатель смены ритма является близким к скорости изменения импульсов в нервной системе человека. Мелодия провоцирует возбуждение нейронов коры мозга, звуковые волны достигают нужной частоты и, с помощью этого, создаются условия для возникновения резонанса, а затем своеобразной «энергетической зарядки» организма.

Одним из известных исследователей «эффекта Моцарта» являлся знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис, который смог помочь известному киноактеру Жерару Депардье избавиться в юношеском возрасте от заикания и проблем с памятью. Это было осуществлено с помощью прослушивания музыки Моцарта около 3-х часов ежедневно. Альфред Томатис говорил следующее о целебной силе композиций: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов» [2, С.10] Ведь, действительно, композиции Моцарта помогают раскрыть природный творческий потенциал детей, привить подрастающему поколению внимательность, усидчивость, улучшить способность к обучению, снизить восприимчивость организма к стрессам. Доказано благотворное влияние музыкальных композиций на плод в утробе матери и на детей в раннем возрасте. Наблюдатели за экспериментами стали свидетелями того, как быстро меняются дети, исчезают их проблемы с речью, обучением, управлением собственным телом. Некоторые родители и члены семей называют это «Чудо метода Томатиса и Моцарта», эффект которого напоминает поворот ключа в замке — появляется основа для развития способностей ребенка и возможность максимально использовать его или ее потенциал [3, С.25]

Для того, чтобы проследить собственными глазами «волшебное» влияние музыки Моцарта на способность студентов к обучению, на изменение настроения, устойчивости к стрессу, мною был проведен эксперимент, длящийся в течение 14 дней. Для этого было создано 2 группы, в каждой из которых состояло 15 добровольцев. Перед началом эксперимента всем участникам было предложено 5 заданий на логическое мышление. Из 30 человек смогли решить правильно 1 задание — 2 участника, 2 задания — 11 испытуемых, 3 задания- 8 человек, 4 задания- 5 человек, все задания- 4 человека.

Участники 1 группы, по правилам эксперимента, первые 7 суток в течение 3 часов слушали тяжелую рок-музыку, затем, с 8 по 14 сутки этот музыкальный жанр был сменен на классическую музыку. Для проведения эксперимента были выбраны следующие произведения: «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Соната для двух фортепьяно до мажор», «Соната для фортепьяно № 11 ля мажор». Уже на четвертые сутки испытуемые заметили снижение работоспособности, ухудшение настроения, качества сна. Затем, при смене жанра было зафиксировано увеличение концентрации и внимания, улучшение слуха и речи, испытуемые проявляли творческое мышление и своеобразный подход к решению заданий в повседневной учебной деятельности.

Участникам 2 группы было предложено отказаться от повседневно прослушиваемой музыки и сразу перейти на прослушивание классических композиций В. А. Моцарта в течение 3 часов в день. Уже на 3-й день проведения эксперимента 8 из 15 человек отметили улучшения самочувствия, избавление от душевных переживаний, улучшение памяти и мышления. Примерно с 10 дня прослушивания композиций около половины испытуемых смогли избавиться от частых головных болей. В середине 14 дня эксперимент с картами заданий был повторен. После анализа работ было зафиксировано увеличение числа правильных ответов: в 1 группе на 27 %, во 2 группе — на 46 %.

Из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что «эффект Моцарта» раскрывает свою силу в течение более длительного времени, что было замечено из сравнения результатов 1 группы (прослушивание музыки Моцарта в течение 7 дней) и 2 группы (прослушивание 14 дней). Так же было доказано, что звуковые частоты влияли на всех участников эксперимента, независимо от того, нравилась ли классическая музыка какому-либо участнику или нет.

Научные исследования подтверждают, что у каждого вида музыки свой целительный потенциал, и каждая болезнь имеет музыкальную проблему [1, С.43]. В течение многих лет ученые находятся в поиске возможности применения музыкальной терапии в лечении ряда заболеваний. На сегодняшний день уже доказано благотворное влияние классической музыки и, в том числе композиций В. А. Моцарта, на дыхание, сердечный ритм, кровяное давление, температуру тела, повышение уровня эндорфина, выделение гормонов, снижающих стресс, улучшение памяти и образного мышления [3, С.31]. Известны и случаи, когда музыкальная терапия помогала при остановке сердца, эпилептических припадках. До сих пор ученые спорят о природе этого явления, но не находят точного ответа. Возможно, он будет найден в ближайшем будущем после проведения ряда дополнительных исследований в различных областях науки.

  1. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта. Мелодии лечат! // ООО «Попурри» 1999г. С. 40–67
  2. Томатис А. Почему Моцарт? 1991г. С. 8–19
  3. Томатис А. Проблемы с успеваемостью 1988г. С. 23–35.

Основные термины (генерируются автоматически): день, музыкальная терапия, благотворное влияние, головной мозг, группа, задание, музыка, течение, улучшение памяти, эффект.

Наверняка вы не раз слышали о том, что музыка влияет на людей. Не только на настроение и душевное состояние, но и даже на некоторые отделы мозга. Рассказываем, как это работает и что такое эффект Моцарта.

Что такое эффект Моцарта

Наверняка вы не раз слышали о том, что музыка влияет на людей

Как музыка влияет на людей?

Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга.

Именно классическая музыка производит самое благотворное влияние на человека. Главный секрет в том, что такая музыка написана в соответствии с сердечным ритмом человека.

Американский теоретик музыки Джеральд Левинсон утверждает, что язык музыки не менее выразителен, чем коммуникация людей друг с другом. Музыка способна передавать эмоции, чувства и сделать нас чуточку счастливее.

Психологи стали использовать музыкотерапию в лечении. Такие сеансы способны положительно влиять на состояние человека и улучшить его психологическое состояние.

Более подробно о том, как музыка влияет на человека, можно прочитать в нашей статье. А еще здесь мы рассказывали о том, как на человека влияет искусство, а тут – картины современных художников.

Что такое эффект Моцарта

Именно классическая музыка производит самое благотворное влияние на человека

Эффект Моцарта: эксперимент

Что было дальше?

В Америке в 1997 году вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух», где он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. После он написал вторую книгу «Эффект Моцарта для детей», где рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушер, Кэмпбелл представлял не просто как теорию, а как уже доказанные научные факты

Он утверждал, что композиции Моцарта могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: «глубокого отдыха и омоложения», «развития интеллекта и обучения», «развития творчества и воображения». Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с «правильной» подборкой произведений Моцарта.

Дошло даже до того, что правительство США принялось бесплатно снабжать учебные заведения, больницы и государственные учреждения записями классической музыки.

В результате Кэмпбелл создал целый новый рынок, на котором товарами стали книги и сборники музыки, изданные вначале им самим, а потом – и его последователями.

Развенчание мифа

В 1999 году после всей этой шумихи две группы исследователей подняли вопрос: существует ли «Эффект Моцарта» на самом деле? В статье «Прелюдия или Реквием по «Эффекту Моцарта», на основе анализа результатов нескольких исследований, они сообщили: «любое улучшение пространственного мышления, приписываемое «Эффекту Моцарта» слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия, и «Эффект Моцарта» здесь не при чем».

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению «Эффекта Моцарта». В своём докладе они сделали вывод: «. прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…».

Почему же все-таки есть эффект?

Потому что музыка могла простимулировать участников того эксперимента просто тем, что заставила их испытать наслаждение и, таким образом, способствовала лучшему настрою во время выполнения теста, а это привело к более высоким результатам. «Становится также понятно и то, почему не удалось обнаружить подобного эффекта другой музыки, которая могла быть не очень приятной или воодушевляющей для слушателей». Здесь напрашивается новое предположение: а вдруг на способности человека влияет только та музыка, которую он любит?

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов.

Так что умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

То есть все было зря?

Совсем нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считал классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям музыкальное образование. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector